ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
j
Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС ВО 3 + +
Васильева Валентина Дмитриевна - д-р пед. наук, проф. E-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия Адрес: 400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
Аннотация. В статье рассматриваются социально-гуманитарные дисциплины в образовательных программах инженерной подготовки, актуализированных внедрением ФГОС ВО 3++. Из новой версии образовательных стандартов ушло понятие «общекультурные компетенции», хотя «универсальные компетенции» в ФГОС ВО 3++ остаются по-прежнему общекультурными, соотносятся с показателями общей культуры, человека. Рассмотрены возможности формирования данных компетенций в проектах примерных основных образовательных программ на примере проекта по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». В этом контексте отмечается значение социально-гуманитарных дисциплин, осуществляющих преемственность воспитательного процесса молодого поколения. В новых образовательных программах предлагается использовать следующий состав блока социально-гуманитарных дисциплин: философия, история, социология, правоведение, психология профессиональной деятельности, иностранные языки. В статье приводится краткое содержание предлагаемых социально-гуманитарных дисциплин, отмечены условия его варьирования, возможные формы учебной деятельности, обеспечивающие формирование универсальных компетенций будущих инженеров.
Ключевые слова: ФГОС ВО 3++, общекультурные компетенции, универсальные компетенции, социально-гуманитарные дисциплины, примерные основные образовательные программы
Для цитирования: Васильева В.Д. Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 111-119.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-111-119
В настоящее время наступил период пере- Прежде всего, новый ФГОС ориентирован хода российской высшей школы на ФГОС на профессиональные стандарты, требова-ВО 3++. Необходимо привести основные ния, предъявляемые к выпускникам на рынке профессиональные образовательные про- труда, на отечественный и зарубежный опыт, граммы в соответствие с требованиями новой на рекомендации ведущих работодателей от-версии стандарта, профессиональных стан- расли и др. Стандарт даёт большую свободу дартов и с рекомендациями примерных ос- образовательным организациям в формиро-новных образовательных программ (ПООП), вании перечня и содержания результатов обу-разработанных федеральными учебно-мето- чения в части универсальных, общепрофесси-дическими объединениями. Внедрение ФГОС ональных и профессиональных компетенций. ВО 3++ в образовательный процесс высшей Блок дисциплин образовательной программы школы, безусловно, приведёт к изменениям будет складываться из модулей, в пределах нормативного правового регулирования об- которых определятся дисциплины на основе разовательной деятельности. Приведём не- декомпозиции запланированных результа-которые из них. тов обучения. Содержание каждого модуля
Таблица 1 Table 1
Общекультурные и универсальные компетенции General cultural and universal competencies
ФГОС ВО 3+ ФГОС ВО 3++
Общекультурные компетенции Универсальные компетенции
ОК-1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции ОК-2. Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического общества для формирования гражданской позиции ОК-3. Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности ОК-4. Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности ОК-5. Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия ОК-6. Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОК-7. Способность к самоорганизации и самообразованию ОК-8. Способность использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности ОК-9. Способность использовать приёмы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном (ых) языке (ах) УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
и технологии обучения должны быть такими, чтобы наиболее эффективно способствовать формированию компетенций выпускников. Есть изменения, касающиеся и форм учебной деятельности обучающихся (контактная работа, самостоятельная работа и др.). Их перечень значительно расширяется: контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться в электронной информационно-образовательной среде.
В последнее время в связи с введением новой версии ФГОС уже появились статьи с оценкой внедряемых в высшем образовании инноваций, отмечается деструктивное влияние данных стандартов на организацию и содержание учебного процесса, рассматриваются проблемы сопряжения образовательных и профессиональных стандартов при формировании перечня и содержания компетенций и др. [1-4].
Нельзя обойти вниманием и появление в ФГОС ВО 3++ нового наименования компетенций - «универсальные компетенции», которые являются расширением и другой формулировкой общекультурных компетенций ФГОС ВО 3+. Представляется важным проанализировать их состав и возможные изменения в содержании образовательной программы, касающиеся условий формирования универсальных компетенций в инженерной подготовке. Приведём для примера общекультурные и универсальные компетенции выпускников технического вуза согласно ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (уровень бакалавриата) (Табл. 1)1.
1 ФГОС ВО 3++. URL: https://cloud.mail.ru/ public/Kr9L/qByLyro9Q
Как видно, из новых образовательных стандартов уходит термин «общекультурные компетенции», хотя «универсальные компетенции» ФГОС ВО 3++ остаются по-прежнему общекультурными, соотносятся с показателями общей культуры человека. Как справедливо отметила И.А. Зимняя, «система образования есть та среда, где происходит дальнейшее (после семьи) взращивание человека, осуществляется "вхождение" внешнего, социального, во внутреннее, психическое, т.е. происходит интернали-зация основного содержания культуры, её присвоение обучающимися» [5, с. 15]. Общекультурные компетенции не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности. Их развитие в целом предваряет формирование профессиональных, что созвучно общепринятому афоризму: «В образовании сначала воспитывается человек, а затем на этой основе - специалист».
Перечень универсальных компетенций будущих инженеров теперь расширился, отражая универсальность (разносторонность) содержания общей культуры специалиста. При этом формулировки универсальных компетенций носят более конкретный характер с учётом их востребованности в профессиональной деятельности выпускников.
Придерживаясь трактовки взаимодействия общей культуры и единой результирующей образования - целостной социально-профессиональной компетентности специалиста [5], выделим в составе универсальных компетенций блоки компетенций, ответственных за адекватность решения специалистом всех профессиональных задач. К ним относятся следующие:
• интеллектуальные способности, обеспечивающие основные мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, сравнение, принятие решений, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью) (УК-1, УК-2);
• личные качества выпускников, такие как ответственность, организованность, целеустремлённость (УК-6, УК-7);
• социальный блок компетенций, обеспечивающих жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом (УК-3, УК-4, УК-5, УК-8).
Выделенные блоки универсальных компетенций не являются рядоположенными, скорее - соподчинёнными. Интеллектуальные способности и личностные свойства - это базовые, предпосылочные блоки. Формирование первых блоков универсальных компетенций основано на развитии в процессе обучения способностей и личностных характеристик человека, что является предпосылкой для формирования других компетенций. Третий блок универсальных компетенций, ответственный за социализацию личности в профессиональной деятельности, формируется с учётом специфики профессиональной деятельности, образуя вместе с обще- и профессиональными компетенциями ядро модели специалиста.
Рассмотрим возможности учебных дисциплин образовательной программы по формированию универсальных компетенций выпускников технического вуза, предлагаемых в настоящее время разработанными проектами примерных основных образовательных программ2. Так, проект ПООП по направлению 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (уровень бакалавриата) предусматривает формирование всех универсальных компетенций на основе следующих учебных дисциплин: иностранный язык, физическая культура, история, философия, экология, безопасность жизнедеятельности, базы данных, эксплуатационная и технологическая практика и научно-исследовательская работа. Очевидно, из внимания разработчиков данного проекта ПООП выпал целый ряд социально-гуманитарных
2 Проекты ПООП ВО. URL: http://natsrazvitie. ш/ргоеЬ_ттоЬг_ш/
дисциплин (кроме истории и философии, закреплённых образовательным стандартом), традиционно обеспечивающих формирование общекультурных компетенций специалистов. Обязанность учить студентов социальному взаимодействию, деловой коммуникации в устной и письменной формах теперь рекомендуется возлагать только на практику и научно-исследовательскую работу!
Возможно, это является следствием направленности новых образовательных стандартов на удовлетворение спроса рынка труда на конкретные трудовые функции молодых специалистов, что приводит к перекосу выбираемых учебных дисциплин в сторону естественнонаучных, базовых и специальных инженерных наук и потере ряда социально-гуманитарных. В этом случае как не сказать: «За малым погонишься - большое потеряешь»!
При формировании образовательных программ на основе ФГОС ВО 3++ и рекомендаций ПООП выпускающими кафедрами велик соблазн внести в образовательные программы изменения, соответствующие местечковым интересам кафедр, например, не потерять, а увеличить учебную кафедральную нагрузку, сохраняя ставки ППС. Эти изменения могут касаться и увеличения перечня и объёма дисциплин, и перемещения на младшие курсы специальных учебных дисциплин за счёт других, например социально-гуманитарных. Подобные изменения могут привести к нарушению основных положений теории обучения, лежащих в основе проектирования содержания высшего образования.
Социально-гуманитарные дисциплины всегда играли важную роль в формировании общекультурных компетенций будущих инженеров, воспитании граждан и патриотов своей страны [6; 7]. Отрицать их роль в развитии личностных качеств выпускника, лежащих в основе всех компетенций («быть способным...», «быть готовым...»), невозможно. Социально-гуманитарное знание в вузе направлено на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, жизнен-
ных позиций студентов. Это связано с тем, что возраст студентов - 18-20 лет - период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах школы: целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (образу жизни, долгу, любви, верности и др.). При этом для студентов характерна и противоречивость их внутреннего мира, сложность поиска своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Способность человека к сознательной регуляции своего поведения в студенческом возрасте развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Это возраст как бескорыстных жертв и полной самоотдачи, так и нередких отрицательных проявлений.
Ориентируясь на востребованный обществом перечень универсальных компетенций специалистов согласно ФГОС ВО 3++, можно предложить следующий основной состав блока социально-гуманитарных дисциплин образовательных программ различных направлений инженерной подготовки: философия, история, социология, правоведение, психология профессиональной деятельности, иностранные языки. Рассмотрим возможности предлагаемого блока социально-гуманитарных дисциплин. В таблице 2 приведена матрица формирования универсальных компетенций на основе данных социально-гуманитарных дисциплин, в таблице 3 - рекомендуемое для этого краткое содержание социально-гуманитарных дисциплин.
Таблица 2 Table 2
матрица универсальных компетенций The matrix of universal competencies
Наименование учебной дисциплины Универсальные компетенции
УК-1 УК-2 УК-3 УК-4 УК-5 УК-6 УК-7 УК-8
Философия +
История +
Социология + + +
Правоведение + +
Психология профессиональной деятельности + + + + +
Иностранные языки + +
Знаниевые области социально-гуманитарных дисциплин, их усвоение в рамках различных форм учебной деятельности в полной мере закладывают основы развития личных качеств, мыслительных способностей выпускников и формирования умений успешно взаимодействовать с другими людьми, трудовым коллективом в процессе профессиональной деятельности. ФГОС 3++ в части образовательных технологий предоставляет широкие возможности преподавателям социально-гуманитарных дисциплин конкретизировать знания, не перегружая дисциплины пустой информацией, взяв за основу контекстный подход при проектировании содержания дисциплин. На основе междисциплинарного согласования возможно варьирование их содержания в зависимости от объёма, последовательности преподавания и направлений (специальностей) инженерной подготовки. Инновационные методы активного и интерактивного обучения на аудиторных занятиях (тренинги, ролевые игры и др.), практика на действующих предприятиях позволяют взращивать мастерство будущих специалистов в области делового общения и межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности.
Учебно- и научно-исследовательская работа в социально-гуманитарной области
знаний учит студентов технических вузов организации исследовательской деятельности, методологии научного поиска. Она незаменима в роли хорошего «тренажёра» умений будущих инженеров выполнять научное исследование в своей специальной предметной области, которое составляет основу выпускной работы бакалавра, магистра и аспиранта, при этом раскрывая творческий потенциал студента, формируя его многосторонний кругозор и навыки адекватного изложеения своих мыслей [8].
Остаётся надеяться на то, что при проектировании новых образовательных программ в соответствии с ФГОС ВО 3++, вступающих в действие с 2019-2020 учебного года, достойный перечень социально-гуманитарных дисциплин найдёт своё место в инженерной подготовке современных инженеров, олицетворяющих будущее нашей страны.
Литература
1. Чучалин А.И. Модернизация трёхуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 22-32.
2. Григораш А.В. Высшее техническое образование в эпоху перемен // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 6-9.
3. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и про-
Таблица 3
Table 3
Краткое содержание социально-гуманитарных дисциплин Summary of social disciplines and humanities
Наименование дисциплины Краткое содержание
Философия Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Предмет философии. Становление философии. Философия средних веков. Философия Нового времени. Классическая немецкая философия. Иррационализм в философии. Марксистская философия и современность. Отечественная философия. Основные направления и школы современной философии. Учение о бытии. Сознание и познание. Научное и ненаучное знание. Эволюция научной картины мира. Человек, общество, культура. Концепции культуры в философии. Смысл человеческого бытия. Человек в информационно-техническом мире. Будущее человечества.
История История как наука. Методы и источники изучения истории. Исторические школы и историки. Феномен России в контексте развития мировой цивилизации. Особенности создания и развития древнерусского государства: феодальная раздробленность, христианизация, борьба с иноземными захватчиками, объединение русских земель вокруг Москвы (IX - первая половина XV вв.). Московская Русь во второй половине XV - XVI вв. между Западом и Востоком: образование централизованного государства, правление Ивана Грозного. Московское царство XVII в. в контексте развития европейской цивилизации: Смутное время, начало династии Романовых, присоединение Украины, освоение Сибири. Российская империя XVIII в. и процессы европейской модернизации российского общества: реформы Петра I, дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика Екатерины II. Российская империя и мир в XIX в.: Отечественная война 1812 года, реформы и реформаторы, продолжение политики модернизации и сохранение национальной идентичности. Российская империя (СССР) и мир в ХХ в.: Первая мировая война, Великая российская революция и Гражданская война, Вторая мировая война и Великая Отечественная война в России, распад СССР, становление новой российской государственности, социально-экономические преобразования. Современная Россия и мировое сообщество в начале XXI в. Место и роль России в мировом сообществе цивилизаций.
Социология Социология как наука об обществе. История возникновения социологии. Структура социологического знания и связь социологии с другими науками. Методология и методы социологического исследования. Общесоциологические теории. Общество как социальная система. Основные элементы общества как системы. Социальные общности. Социальные группы. Малые группы и коллективы. Социальные организации. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Культура как механизм социального взаимодействия. Культурные универсалии. Социальные слои российского общества. Социальное неравенство. Теория социальной стратификации. Общество и социальные институты. Типы социальных институтов. Процесс институцио-нализации и развития институтов. Семья. Образование. Трудовой коллектив. Структура и основные виды профессиональной деятельности. Социальные явления и процессы в сфере профессиональной деятельности. Социально-психологический климат в коллективе. Личность и общество. Понятие личности. Социальный статус и социальные роли личности. Концепции личностей. Процессы социализации и социальной регуляции. Социальная мобильность. Профессионально важные качества. Теории профессионального выбора. Лидерство и руководство в трудовом коллективе. Социализация и профессионализация личности. Самореализация личности.
Правоведение Основные понятия о праве. Правовое государство и его основные характеристики. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Законность, правопорядок, дисциплина. Правовые отношения. Основы конституционного права. Основы гражданского права. Основы семейного права.
Наименование дисциплины Краткое содержание
Основы трудового права. Основы административного права. Основы уголовного права. Основы экологического права. Основы информационного права. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны.
Психология профессиональной деятельности Психология как наука. Связь психологии с другими науками. Методы психологии. Психология личности. Психологическая структура личности: способности, темперамент, характер, эмоции, воля, мотивация и социальные установки. Психические познавательные процессы. Психология трудового коллектива. Структура и этапы развития коллектива. Психические состояния работников. Условия труда. Теории мотивации. Морально-психологический климат коллектива. Психология делового общения. Основные понятия теории общения. Виды и стили общения. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Полный цикл коммуникации. Коммуникативные барьеры. Интерактивная сторона общения. Эффективные механизмы межличностного взаимодействия. Способы психологического воздействия. Перцептивная сторона общения. Межличностное восприятие и взаимопонимание. Приёмы формирования аттракции. Средства общения. Вербальные средства общения. Культура речи. Виды и функции слушания. Приёмы эффективного слушания. Невербальные средства общения. Формы делового общения. Деловые беседы. Деловой разговор по телефону. Деловые совещания. Деловые переговоры. Пресс-конференция. Публичная речь, презентация, самопрезентация. Спор, дискуссия, полемика, дебаты. Письменная коммуникация. Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания. Способы управления конфликтами. Деловой этикет и культура поведения личности в профессиональной деятельности. Имидж делового человека. Поведение в конкретных ситуациях профессиональной деятельности. Особенности национальных моделей делового общения.
Иностранный язык Лексика иностранного языка (2000-2200 единиц). Фонетика. Грамматика. Чтение. Устная речь и аудирование. Письмо.
фессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.
4. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66-75.
5. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-21.
6. Петрунева Р.М, Васильева В.Д, Топоркова О.В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров
// Высшее образование в России. 2016. № 7. C. 127-136.
7. Петрунева Р.М, Васильева В.Д. Формирование общекультурных компетенций будущего инженера в полинациональном пространстве вуза // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 23. 2015. № 9 (172). C. 84-87.
8. Васильева В.Д. Задачи исследовательской работы студентов технического вуза в области социально-гуманитарных наук // PRIMO ASPECTU. 2018. № 2 (34). C. 58-63.
Статья поступила в редакцию 29.01.19 Принята к публикации 13.03.19
Social Disciplines and Humanities in Engineering Training in the Context of the FSES 3++
Valentina D. Vasilyeva - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: vasilyevavd@yandex.ru Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia Address: 28, V.I. Lenin ave., Volgograd, 400005, Federation Russia
Abstract. The article discusses the role of social disciplines and humanities in new educational programmes of engineering training, updated in connection with the introduction of HE FSES 3++. The notion of "general cultural competencies" is no longer used in the new educational standards although the "universal competencies" of HE FSES 3++ still correlate with the indicators of general human culture. The article considers the possibilities of the development of universal competencies in approximate basic educational programmes taking the project in the educational direction of 03.09.01 "Computer science and computing" as an example. The importance of social disciplines and humanities to form universal competences is noted. These disciplines provide the continuity of the educational process of the younger generation. The article gives a brief summary of the content of the proposed social disciplines and humanities, describes the conditions for its variation, possible forms of learning activities that ensure the development of universal competencies of future engineers.
Keywords: HE FSES 3 ++, general cultural competencies, universal competencies, social disciplines, humanities, approximate basic educational programmes
Cite as: Vasilyeva, V.D. (2019). [Social Disciplines and Humanities in Engineering Training in the Context of the FSES 3++]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28. No. 4, pp. 111-119. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-111-119
References
1. Chuchalin, A.I. (2018). [Modernization of Three-level Engineering Education on the Basis of HE FSES 3++ and CDIO++]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 4, pp. 22-32. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Grigorash, A.V. (2018). [Higher Technical Education in the Era of Change]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. No. 3, pp. 6-9. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Pilipenko, S.A., Zhidkov, A.A., Karavaeva, E.V., Serova, A.V. (2016). [Interface of FSES and Professional Standards: Problems Identified, Possible Approaches, Recommendations for Updating]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (202), pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Mishin, I.N. (2018). [Critical Assessment of the Formation of the List of Competencies in HE FSES 3++]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 4, pp. 6675. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Zimnyaya, I.A. (2005). [General Culture and Socio-professional Competence of a Person]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. No. 11, pp. 14-21. (In Russ.)
6. Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D., Toporkova, O.V. (2016). [Socio-cultural Environment of the University, Traditions of Educational Work and Extra-Curricular Activities of Future Engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 127-136. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Petruneva, R.M., Vasilyeva, V.D. (2015). [The Formation of Common Cultural Competence of Future Engineers in the Polynational Space of the University]. Izvestiya VolgGTU. Ser. Proble-my sotsial'no-gumanitarnogo znaniya [News of VolgGTU. Ser. Problems of Social Knowledge and Humanities]. Vol. 23. No. 9 (172), pp. 84-87. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Vasilyeva, V.D. (2018). [Tasks of the Research Work of Students of a Technical University in the Field of Social Sciences and Humanities]. PRIMO ASPECTU. No. 2 (34), pp. 58-63. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 29.01.19 Accepted for publication 13.03.19