Научная статья на тему '"Школа компетенций" - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза'

"Школа компетенций" - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА КОМПЕТЕНЦИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SCHOOL OF COMPETENCIES / STUDENTS'' SCIENCE / STUDENTS'' SELF-GOVERNMENT / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ADDITIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Сысоев Павел Викторович, Завьялов Владимир Владимирович

На современном этапе многие студенты испытывают потребность в получении ряда дополнительных компетенций, которые позволят им по окончании учебного заведения значительно расширить возможности трудоустройства и профессиональной деятельности. Научно-образовательный проект студенческого самоуправления «Школа компетенций» выступает одним из современных и набирающих популярность в российских вузах форматов приобретения дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций. К ним относятся компетенции в области правовых основ организации собственного дела, бизнес-планирования, маркетинга, рекламы и связей с общественностью, стрессоустойчивости, оформления заявок на гранты, технологии написания научного текста и пр. В статье авторы: а) проводят краткий обзор литературы и обосновывают актуальность реализации проекта «Школа компетенций» среди студентов; б) представляют предметное содержание проекта «Школа компетенций» и номенклатуру формируемых профессиональных и общекультурных компетенций студентов; в) рассматривают этапы реализации проекта «Школа компетенций» в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Сысоев Павел Викторович, Завьялов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"School of Competencies" as a Technology for the Development of Students'' Additional Competencies at Classical University

Nowadays many students feel the need to develop a number of additional competencies that will enable them to significantly expand their employment and professional opportunities after graduation. The student government's research and educational project "School of Competencies" is a modern and growing format in Russian universities for the development of students' additional professional and general cultural competencies, which include competencies in the legal framework for the organization of their own business, business planning, marketing, advertising and communication with the public, stress resistance, registration ofapplications for grants, techniques for writing scientific texts, etc. In this paper the authors: a) conduct a brief review of literature and justify the relevance of the "School of Competencies" project for students; b) present the subject content ofthe "School of Competencies" project and the nomenclature of the professional and general cultural competencies of students; c) develop their own stages ofimplementation ofthe "School ofCompetencies" project in universities.

Текст научной работы на тему «"Школа компетенций" - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза»

«Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций у студентов

классического вуза

СТРОМОВ Владимир Юрьевич - канд. юрид. наук, доцент, ректор. E-mail: [email protected]

СЫСОЕВ Павел Викторович - д-р пед. наук, проф., начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых учёных. E-mail: [email protected] ЗАВЬЯЛОВ Владимир Владимирович - председатель объединённого студенческого научного совета, специалист управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых учёных. E-mail: [email protected]

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов, Россия Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Аннотация. На современном этапе многие студенты испытывают потребность в получении ряда дополнительных компетенций, которые позволят им по окончании учебного заведения значительно расширить возможности трудоустройства и профессиональной деятельности. Научно-образовательный проект студенческого самоуправления «Школа компетенций» выступает одним из современных и набирающих популярность в российских вузах форматов приобретения дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций. К ним относятся компетенции в области правовых основ организации собственного дела, бизнес-планирования, маркетинга, рекламы и связей с общественностью, стрессоустойчивости, оформления заявок на гранты, технологии написания научного текста и пр. В статье авторы.: а) проводят краткий обзор литературы и обосновывают актуальность реализации проекта «Школа компетенций» среди студентов; б) представляют предметное содержание проекта «Школа компетенций» и номенклатуру формируемых профессиональных и общекультурных компетенций студентов; в) рассматривают этапы реализации проекта «Школа компетенций» в вузах.

Ключевые слова.: школа компетенций, студенческая наука, студенческое самоуправление, профессиональные компетенции, дополнительные компетенции

Для цитирования.: Стромов В.Ю, Сысоев П.В, Завьялов В.В. «Школа компетенций» -технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 20-29.

Введение

Развитие студенческого самоуправления выступает одной из важных задач организации социально-воспитательной работы в вузе. Создание в университете целостной системы, в которой студенты с активной жизненной позицией могли бы объединяться в студенческие советы или студенческие общества по интересам, принимать участие в управлении учебной, социально-воспитательной или научной сферами деятельности

университета, формулировать повестку и взаимодействовать между собой в коллегиальных органах для решения конкретных задач, безусловно, будет способствовать профессиональному становлению обучающихся, развитию их лидерского потенциала и воспитанию ответственности за происходящее. Студенческое самоуправление может осуществляться в различных сферах деятельности вуза, включая научно-исследовательскую. За последние годы появилось

немало исследований, в которых разрабатываются теоретические основы и описывается практический опыт организации студенческих научных обществ в российских вузах [1-4]. Анализ этих и других работ свидетельствует о том, что студенческое самоуправление в научно-исследовательской сфере создаёт реальные условия для профессионального становления обучающихся: выявление талантливой молодёжи, способной заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью; вовлечение наиболее способных студентов в научно-исследовательскую работу в студенческих научных кружках по интересам и научных обществах структурных подразделений вуза или тематических научных обществах; организация мероприятий, способствующих популяризации науки и исследовательской работы среди студентов; оказание помощи при оформлении грантовой документации и поиске публикаторов научных работ студентов; организация и проведение ряда мероприятий и проектов, направленных на повышение качества исследовательской работы.

Кроме того, некоторые учёные в своих работах указывали, что на современном этапе многие студенты нуждаются в формировании дополнительных профессиональных компетенций, которые по объективным и субъективным причинам не формируются в процессе освоения основных образовательных программ по конкретным направлениям подготовки [5-9]. К таковым можно отнести предпринимательские компетенции, компетенции по правовым аспектам организации собственного дела, компетенции по оформлению грантовой документации, навыки публичной защиты научных работ и т.п. Данный перечень можно продолжить, он будет варьироваться в зависимости от направления подготовки студентов, их интересов и потребностей. Владение этими и многими другими дополнительными профессиональными и общекультурными компетенциями позволит выпускникам вузов быть более востребованными на современном рынке

труда, развивать малый бизнес в регионах в различных сферах профессиональной деятельности, организовывать наукоёмкие производства.

Практика формирования дополнительных профессиональных компетенций

В научной литературе последних лет появились исследования, в которых авторы предлагают различные модели формирования у учащихся и студентов дополнительных компетенций. Анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что к самым востребованным авторы относят предпринимательские компетенции [5-9]; это вполне естественно и определяется социальным заказом на интенсивное развитие в регионах страны мелкого и среднего бизнеса. Формировать предпринимательские компетенции авторы предлагают не только в вузе, но и в учреждениях среднего специального и основного общего образования. Безусловно, уровень и ступень образования и образовательное учреждение будут определять и обусловливать как предметное содержание компетенций, так и методы и формы их формирования. Проведём краткий обзор исследований в области формирования предпринимательских компетенций и выразим своё понимание по данному вопросу.

Исследование Л.А. Трусовой посвящено формированию предпринимательских компетенций у школьников. Она предлагает номенклатуру соответствующих компетенций и методику их формирования у учащихся средних школ в условиях социального партнёрства [5]. Предпринимательские компетенции автор разделяет на шесть блоков: успехи и достижения, взаимоотношения, образование, личностные возможности, лидерство и предпринимательское мышление. Изучение составляющих этих шести блоков свидетельствует о том, что в средней общеобразовательной школе более корректно говорить о формировании не столько компетенций, сколько осведомлённости учащихся о культуре предпринимательства. Вместе с

тем приобщение учащихся к идеям предпринимательства сможет сыграть профориен-тационную роль, а также обусловить выбор направления подготовки в вузе.

В исследовании Е.А. Терентьевой разрабатывается модель формирования предпринимательских компетенций студентов системы СПО. По мнению автора, она позволит обучающимся достигнуть «коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов» [6, с. 98]. На основе интеграции ряда дисциплин («Организация рекламно-информационной деятельности», «Бизнес-планирование», «Инновационные технологии в профессиональной деятельности» и др.) предлагается разработать интегрированный курс «Предпринимательская деятельность». Похожее исследование в рамках системы высшего образования было проведено И.А. Ревиным и Д.Л. Цыбулевской [7]. Авторы предложили модель развития предпринимательских компетенций студентов технического вуза в системе дополнительного образования. На примере Южного федерального университета учёные проиллюстрировали, как дополнительные образовательные программы и курсы повышения квалификации позволят студентам овладеть необходимыми компетенциями. При рассмотрении предпринимательских компетенций некоторые учёные обращают внимание на необходимость формирования управленческих компетенций [8].

Совершенно новый взгляд на формирование предпринимательских компетенций студентов вузов представлен в работе Ю.Б. Рубина, М.В. Леднева и Д.П. Можжухина [9]. Основываясь на необходимости формирования предпринимательских компетенций студентов направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Инноватика», «Туризм», «Торговое дело», «Металлургия» для получения дополнительных возможностей трудоустройства и самореализации в профессиональной сфере, учёные на основе ФГОС по менеджменту разработали матрицу компетенций

для программы по предпринимательству в бакалавриате. Авторы также предложили номенклатуру конкурентных компетенций, не представленных в современных ФГОС, однако являющихся необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности.

Анализ этих и других работ свидетельствует о том, что существует определённая преемственность в предметном содержании предпринимательской компетенции между средней общеобразовательной школой, учреждениями СПО и вузом. Причём если на уровне основного общего образования более корректно говорить о формировании осведомлённости в предпринимательской деятельности, то уже на уровне вуза правомерно поднимать вопрос о формировании номенклатуры предпринимательских компетенций. Традиционно вопрос о формировании предпринимательских компетенций рассматривается относительно студентов экономических и технических направлений подготовки, однако важно, чтобы и студенты других специальностей и направлений подготовки получили возможность овладеть предпринимательскими компетенциями в сфере их будущей профессиональной деятельности.

В классическом университете студенты получают образование по достаточно широкому спектру различных направлений подготовки - от экономики и юриспруденции до медицины и культурологии, от лингвистики и педагогического образования до математики и химии. Это обстоятельство обусловливает наличие различных потребностей студентов в формировании необходимого им спектра компетенций. К их числу можно отнести компетенции в области правовых аспектов открытия собственного дела, маркетинга, рекламы и связей с общественностью, технологии написания научного текста, мастерство публичного выступления и т.п. Одним из возможных путей создания для студентов условий для формирования спектра дополнительных профессиональ-

ных и общекультурных компетенций является набирающий популярность во многих вузах проект «Школа компетенций».

Образовательный проект «Школа компетенций»

Данный проект реализуется студенческим самоуправлением университета - объединённым студенческим научным советом, студенческим научным обществом или любым другим общественным объединением студентов, способным организовать и выполнить проект общеуниверситетского масштаба. «Школа компетенций» реализуется в рамках института наставничества, когда студенты старших курсов самостоятельно готовят и проводят профессиональные тренинги для студентов младших курсов. При этом студенты-лидеры самостоятельно определяют повестку своей работы, отталкиваясь

от реальных интересов и потребностей студентов университета в области получения дополнительных знаний и формирования дополнительных компетенций. В этой связи «Школа компетенций» выступает достаточно гибким и динамичным инструментом профессионального становления обучающихся, который, в отличие от находящихся в жёстких рамках ФГОСов ООП, способен быстро и точечно реагировать на новые вызовы времени и конкретные потребности обучающихся. Опыт реализации «Школы компетенций» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина - классическом вузе - свидетельствует о том, что наиболее востребованными для студентов разных направлений подготовки стали темы, представленные в таблице 1. Они свидетельствуют о том, что студенты классического вуза испытывают потребность в двух видах

Таблица 1

Предметное содержание и перечень тем проекта студенческого самоуправления «Школа компетенций»

№ Тема проекта Предметное содержание Формируемые дополнительные компетенции

Дополнительные профессиональные компетенции

1. Правовые аспекты организации собственного дела - Правовые формы организации бизнеса; - формы налогового обложения бизнеса; - документация для регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; - порядок регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - Способность осуществлять выбранный вид предпринимательской деятельности на основе полученных знаний в области права; - способность понимать и принимать решения, а также совершать юридически значимые действия, опираясь на законодательство России

2. Бизнес-планирование - Бизнес-планирование как предмет изучения; - структура написания бизнес-плана; - типовая схема написания бизнес-плана; - анализ конкретного выбранного сектора рынка; - описание предприятия, проектируемой продукции, предоставляемых услуг - Умение пользоваться полученными экономическими знаниями в различных сферах деятельности; - способность систематизировать информацию в области экономики для реализации поставленных задач; - способность использовать современные способы и приёмы по организации и управлению, а также брать на себя ответственность за их применение; - способность создавать условия для работы малой группы в рамках реализации поставленных перед ней целей и задач

№ Тема проекта Предметное содержание Формируемые дополнительные компетенции

3. Маркетинг, реклама и связи с общественностью для продвижения собственного бизнеса - Основные понятия маркетинга, рекламы и связи с общественностью; - покупательское поведение потребителей; - рекламная кампания; - средства массовой информации - Способность исследовать информационные каналы, создавать, распределять и продвигать продукцию/услугу в соответствии с современными требованиями

4. Правила оформления заявок на гранты - Актуальные конкурсы на соискание внешнего финансирования в сфере профессиональной и/или научной деятельности; - структура заявки на грант; - примеры поддержанных заявок; - составление заявки на грант - Умение составлять заявки на гранты

5. Технология написания научного текста - Типология научных текстов; - стилистика и структура научного текста; - средства достижения когезии и когерентности научного текста - Способность к написанию научных текстов

Дополнительные общекультурные компетенции

1. Мастерство публичного выступления - Типология публичных выступлений; - структура и стилистика публичного выступления; - принципы работы по управлению вниманием аудитории - Способность успешно выступать перед аудиторией

2. Тимбилдинг: основы взаимодействия в команде - Основные понятия тимбилдинга; - построение взаимоотношений между членами команды; - распределение ролей и ответственности между членами рабочей группы - Навык использования современных способов и приёмов организации и управления, а также умение брать на себя ответственность за их применение; - способность эффективно взаимодействовать с членами команды; - способность формировать и поддерживать корпоративную культуру

3. Стрессоустойчивость и эмоциональное программирование - Типология стрессовых ситуаций; - основные способы сопротивления стрессовым ситуациям; - основные способы управления человеческим сознанием - Способность развивать устойчивое отношение к стрессовым ситуациям; - умение повышать рабочие способности и запасы выносливости организма; - способность создавать благоприятный психологический климат в коллективе

4. Нормы межличностного общения - Типология межличностного общения; - принципы взаимодействия субъектов при межличностном общении - Способность успешно взаимодействовать с субъектами коммуникации на межличностном уровне

дополнительных компетенций: профессиональных и общекультурных. Дополнительные профессиональные компетенции не обозначены в ФГОС ВО по многим направлениям подготовки, однако могут помочь

обучающимся более квалифицированно выполнять свою профессиональную деятельность или же расширить сферу их профессиональной деятельности. Дополнительные общекультурн-ые компетенции напрямую

не связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, они направлены на их личностное становление, развитие умений самостоятельной учебной деятельности, работы в команде, на овладение нормами устной и письменной коммуникации, культуры общения.

Формирование дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций в рамках проекта «Школа компетенций» осуществляется не изолированно от формирования профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций в рамках ФГОС ВО/ВПО по конкретному направлению подготовки. Ценность проекта заключается в «надстройке» дополнительных компетенций к заявленным. Одним из примеров такой «надстройки» может служить тренинг по бизнес-планированию. Получив теоретические знания о сущности, задачах бизнес-планирования и структуре бизнес-плана, в рамках тренинга студенты самостоятельно разрабатывают бизнес-план в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Студенты направления подготовки «Педагогическое образование» разрабатывают бизнес-планы по открытию частных языковых центров, центров по подготовке к ЕГЭ по предметам, частных кабинетов логопедов и т.п.; студенты-медики -частных лечебных практик, диагностических центров, стоматологических кабинетов и т.п.; юристы - частных практик по оказанию юридических услуг.

В работе, посвящённой развитию студенческой науки в вузе [3], мы акцентировали внимание на том, что достижение реальных результатов по проектам студенческого самоуправления возможно исключительно при органичном взаимодействии между руководством университета (проректор по науке, начальник научного управления, заместители деканов и директоров факультетов и институтов) и студенческим активом. При тесном взаимодействии с учебными и научными структурами университета и наличии развитой системы студенческого самоуправ-

ления «Школа компетенций» может плавно переходить в полноценные дополнительные курсы повышения квалификации, предоставляемые институтом дополнительного образования. В идеале институт дополнительного образования должен не только предлагать студентам и выпускникам курсы по актуальной и востребованной на современном этапе проблематике, но и, главное, ориентироваться на опережение, формируя компетенции «завтрашнего дня».

В качестве методической доминанты формирования дополнительных компетенций, согласно концепции компетентностного подхода к организации педагогического процесса [10], должна выступать система проблемных заданий, при выполнении которых слушатели на основе активной практической деятельности овладевают новым опытом и формируют новые компетенции. В зависимости от предметной области на конкретном занятии могут использоваться деловые игры, форсайт-сессии, проекты, проблемные задания. Особое значение для качественного формирования дополнительных компетенций студентов может играть инфраструктура университета, включающая современное оборудование и передовые технологии в конкретных профессиональных сферах. Занятия по формированию компетенций в сфере бизнеса и предпринимательства можно организовывать на базе студенческого бизнес-инкубатора, куда каждый из слушателей всегда может обратиться по окончании обучения для получения консультационной поддержки по организации собственного дела: в сфере правовых аспектов организации собственного бизнеса - университетской юридической клиники; в сфере рекламы и связей с общественностью -университетского центра маркетинга образовательных услуг или университетского рекламного агентства и т.п. Таким образом, проект «Школа компетенций» позволит студентам узнать о возможностях повышения квалификации и получения дополнительного образования на базе университета.

Этап I Этап 2 Этап 3 Этап 4 'Зтап 5

1 "реп >ш г Используемая инфраструктура

—►

Правовые основу организации соб- Юридическая правовая

ственвого бизнеса клиника

—►

сЗ Н —► Бизнес- Студенческий бизнес- инкубатор к

О | С X л я о

аз о к N у « Маркетинг, реклама н связи с обществен! 1 ост ыо для - Центр маркетинга. - Рекламное а ю о о 0 X -С 1

Э" и продвижения собственною бизнеса агентство

со © X 1 о и X

и с. Правила оформления заявок па граты Отдел но оформлению грантавои документации к о с В

р о я —► о —► X и Ьв •л 5 н

и о и и - н& -► Р

ю © о а с Технология написания научного текста Центр публикационной активности и X К

5 X

о X О 2

§ < о о. п Мастерство публичного выступления Кафедра X X

речи и риторики § ЕС

я р. и О п.

Тимбилдинг: основы взаимодействия в команде Кафедра социальной психологии X о

и 2 X

и

с П ь о о Стрессоустой чи-вость и эмоцио- Лаборатория исследования о о. >>

—► нальное программирование эмоционального состояния человека

—► Нормы межличностного общения Кафедра социальной

психологии

т

Рис. 1. Модель реализации этапов проекта «Школа компетенций»

Этапы реализации проекта «Школа компетенций»

Для успешной реализации проекта «Школа компетенций» следует отдельно описать его основные этапы.

Этап 1. Определение потребностей студентов. На начальном этапе посредством анкетирования организаторы выявляют перечень тем, в изучении которых студенты испытывают потребность. Каждой из них соот-

ветствует перечень конкретных компетенций, формируемых в рамках проекта (Табл. 1).

Этап 2. Разработка программы и определение участников проекта - студентов старших курсов, желающих и способных провести соответствующие тренинги в рамках сферы их профессиональной деятельности (направления подготовки). При необходимости за консультациями можно обратиться на профильные кафедры вуза, которые помогут с материалом для обучения и кадрами.

Этап 3. Реализация проекта. Проведение занятий и тренингов для студентов с целью формирования у них необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Важно, чтобы при этом в полном объёме использовалась имеющаяся инфраструктура университета (бизнес-инкубатор, юридическая правовая клиника, маркетинговый центр и т.п.), а слушатели получали оптимальные, конкретные и самые современные сведения по изучаемым вопросам.

Этап 4. Оценка и рефлексия. На данном этапе посредством анкетирования или группового обсуждения слушатели проводят рефлексию и выражают своё мнение о сильных и слабых сторонах программы с целью улучшения качества проекта в будущем.

Этап 5. Курсы повышения квалификации в институте дополнительного образования. Студенты, желающие повысить и углубить уровень полученных в рамках проекта компетенций, могут записаться на дополнительные «углублённые» курсы повышения квалификации или курсы дополнительного образования в соответствующем профильном структурном подразделении университета (Рис. 1).

Заключение

Многие студенты испытывают потребность в формировании дополнительных компетенций, которые позволят им по окончании учебного заведения значительно расширить возможности трудоустройства и профессиональной деятельности. В данной работе представлено описание научно-об-

разовательного проекта студенческого самоуправления «Школа компетенций», направленного на формирование у студентов дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций. В работе предложены предметное содержание проекта «Школа компетенций», номенклатура формируемых профессиональных и общекультурных компетенций студентов, этапы реализации проекта «Школа компетенций» в вузах.

Литература

1. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как системообразующая ценность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 102-108.

2. Баранов А.А, Малашенко В.Н, Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95-100.

3. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82.

4. Стромов В.Ю, Сысоев П.В,, Завьялов В.В. Современные направления деятельности общеуниверситетского студенческого научного общества: опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 6 (170). С. 7-16.

5. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнёрства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 145-153.

6. Терентьева Е.А. Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3(42). С. 98-100.

7. Ревин И.А, Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 514-524.

8. Гуткевич А.Е., Еремина С.Л. Опыт формирования управленческих компетенций // Из-

вестия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. С. 24-28.

9. Рубин Ю.Б, Леднев М.В., Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6 (214). С. 75-82.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.03.18 Принята к публикации 13.04.18

«School of Competencies» as a Technology for the Development of Students' Additional Competencies at Classical University

Vladimir Y. Stromov - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Rector, e-mail: [email protected] Pavel V. Sysoyev - Dr. Sci. (Education), Prof., Head of Students and Scholars Research Department, e-mail: [email protected]

Vladimir V. Zavyalov - Chairperson of the United students' scientific council, specialist of Students and Scholars Research Department, e-mail: [email protected] Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia Address: 33, Internatsionalnaya str., Tambov, 392000, Russian Federation

Abstract. Nowadays many students feel the need to develop a number of additional competencies that will enable them to significantly expand their employment and professional opportunities after graduation. The student government's research and educational project "School of Competencies" is a modern and growing format in Russian universities for the development of students' additional professional and general cultural competencies, which include competencies in the legal framework for the organization of their own business, business planning, marketing, advertising and communication with the public, stress resistance, registration of applications for grants, techniques for writing scientific texts, etc. In this paper the authors: a) conduct a brief review of literature and justify the relevance of the "School of Competencies" project for students; b) present the subject content of the "School of Competencies" project and the nomenclature of the professional and general cultural competencies of students; c) develop their own stages ofimplementation ofthe "School ofCompetencies" project in universities.

Keywords: school of competencies, students' science, students' self-government, professional competencies, additional competencies

Cite as: Stromov, V.Yu., Sysoyev, P.V., Zavyalov, V.V. (2018). [«School of Competencies» as a Technology for the Development of Students' Additional Competencies at Classical University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. № 5. C. 20-29. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Demchenko, Z.A. (2012). [Research Activities of Students of a Modern University as a System-forming Value]. Istoricheskaya i sotsialno-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social-educational Ideas. No. 4, pp. 102-108. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Baranov, A.A., Malashenko, V.N., Murashova, N.A. (2010). [Student Scientific Society: Past, Present, Prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 95100. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Stromov, V.Yu., Sysoyev, P.V. (2017). [Model of Organization of Students' Scientific and Research Activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10 (218), pp. 95-100. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Stromov, V.Yu., Sysoyev, P.V., Zavyalov, V.V. (2017). [Modern Trends in the Activities of the University Students' Scientific Society: The Experience of Derzhavin Tambov State University]. Vestnik Tambovskogo univesiteta. Seriya Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities. No. 6 (170), pp. 7-16. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Trusova, L.A. (2012). [Features of Formation Entrepreneurial Competences at Pupils in Social Partnership]. Sovremennye problemi nauki i obrazovania = Modern Problems of Science and Education. No. 2. pp. 145-153.

6. Terent'yeva, E.A. (2014). [Development of Model for Formation of Students' Entrepreneurial Competences]. Obrazovanie. Kariera. Obshestvo. [Education. Career. Society]. No. 3 (42), pp. 98-100. (In Russ.)

7. Revin, I.A., Tsybulevskaya, D.L. (2015). [The Development of Entrepreneurial Competences of Students of a Technical College]. Sovremennye problemi nauki i obrazovania = Modern Problems of Science and Education. No. 2, pp. 514-524. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Gutkevich, A.E., Eremina S.L. (2011). [The Experience of Forming Management Competencies]. Izvestia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. No. 6, pp. 24-28. (In Russ.)

9. Rubin, Yu.B., Lednev, M.V., Mozhzhukhin, D.P. (2017). [The Matrix of Competencies as a Tool of Entrepreneurship Bachelor Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (214). pp. 75-82. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Khutorskoy, A.V. (2003). [The Key Competencies as a Component of Personality-Oriented Education Paradigm]. Narodnoe obrazovanie [National Education]. No. 2, pp. 58-65. (In Russ.)

The paper was submitted 20.03.18 Accepted for publication 13.04.18

С

НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

LIBRARY.RU

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ-2017, без самоцитирования

Психологическая наука и образование социологические исследования вопросы образования 1,675 1,532 1,466 (2016)

Высшее образование в России Вопросы философии Вестник международных организаций 1,034 0,934 0,765

университетское управление: практика и анализ Педагогика интеграция образования Образование и наука 0,639 0,635 0,613 0,607

Экономика образования инженерное образование Эпистемология и философия науки философские науки 0,558 0,542 (2016) 0,318 0,295

Alma mater Высшее образование сегодня 0,291 0,274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.