DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14 УДК 378.184
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ В КЛАССИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Владимир Юрьевич СТРОМОВ, Павел Викторович СЫСОЕВ, Владимир Владимирович ЗАВЬЯЛОВ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Развитие института студенческого наставничества может выступать одной из задач развития студенческого самоуправления в вузе. Обосновано развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе. На основе анализа литературы предложены следующие рабочие определения терминов «наставничество» и «студент-наставник». Наставничество -это особая индивидуальная или групповая форма работы более опытного и профессионально состоявшегося специалиста с молодым поколением по передаче дополнительных знаний, практического опыта, культуры труда и культуры взаимодействия в коллективе с целью повышения качественных и количественных результатов их профессиональной деятельности. Студент-наставник - это студент старшего курса (3-4-го бакалавриата или магистрант), обучающийся на «хорошо» и «отлично», занимающийся научно-исследовательской работой в одном из научных объединений университета под руководством профессора или доцента, принимающий активное участие в общественной жизни вуза, знающий и испытавший на себе многие трудности в учебной и социально-воспитательной работе, научно-исследовательской деятельности, а также способный поделиться своим опытом с менее компетентными обучающимися - студентами младших курсов. В качестве примера реализации института наставничества в научно-исследовательской сфере в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина в работе описаны два научно-просветительских проекта: «Декада профессиональной грамотности» и «Школа компетенций». Каждый из них полностью разрабатывался и реализовывался студенческим научным активом университета и был направлен на популяризацию науки среди учащихся средних общеобразовательных школ области и студентов вузов, а также на формирование ряда дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: студенческая наука; наставничество; студенческое самоуправление; компетенции
Введение. В последние годы все больше и больше внимания уделяется развитию в высшей школе студенческого самоуправления. Молодые люди с активной жизненной позицией объединяются вместе в институциональные и тематические студенческие общества, советы и союзы для решения конкретных вопросов в учебной, социально-воспитательной или научно-исследовательской сферах. В научной литературе имеется достаточно большой корпус исследований, посвященных развитию студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере, когда студенты самостоятельно создают студенческие научные общества или объединенные студенческие научные советы обучающихся, сами формулируют свою повестку по популяризации научно-исследовательской деятельности среди студентов вуза, проводят ряд студенческих научных мероприятий, тем самым создавая реальные условия для научного становления каждого
студента [1-4]. Многие проекты студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере реализуются в рамках института наставничества, когда студенты старших курсов проводят для студентов младших курсов профессиональные тренинги и семинары, направленные на формирование дополнительных компетенций. Особый интерес подобные проекты приобретают в классических вузах, где одновременно получают образование студенты по широкому спектру направлений подготовки: от химии, биологии и медицины до экономики, юриспруденции, педагогического образования и культуры и искусства. Участие студентов разных направлений подготовки в проведении профессиональных тематических тренингов позволяет значительно обогатить и разнообразить тематику научно-популярных проектов, а также позволит участниками проектов сформировать дополнительные компетенции в различных областях знания.
© Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В., 2018
7
История вопроса и определение понятий.
Следует сразу же отметить, что идея наставничества не является чем-то абсолютно новым, возникшим и динамично распространяющимся в последние годы. Идея наставничества уходит корнями во времена античности, в частности, к трудам Аристотеля, Платона, Сократа, в которых философы размышляли о качествах личности и роли наставника (педагога) в духовном развитии и нравственном самосовершенствовании ученика.
Значительный вклад в формирование педагогического конструкта наставничества внес великий русский педагог К.Д. Ушин-ский. В ряде его произведений - «Три элемента школы», «Письма о воспитании наследника русского престола», «Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии», «Проект учителя семинарии», - посвященных развитию гимназического образования в стране, ученый описывает роль личности конкретного педагога, наставника, и воспитателя в образовании учеников. Автор, в частности, писал: «Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей. <...> ...должен он быть хорошим воспитателем и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника. <.> .в каждом наставнике... важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения, потому что. больше влияния оказывает на учеников личность учителя, чем наука.» [5].
Еще в XIX веке К.Д. Ушинский поднимал вопрос о том, что задача системы образования в целом и преподавания конкретной дисциплины конкретным педагогом в частности заключается не в передаче суммы знаний как таковой, а в создании условий для обучения и самообучения обучающихся. Роль наставника заключается в том, чтобы правильно направить, подсказать обучающемуся верный путь, а уже сам ученик на основе полученных знаний и приобретенного опыта будет овладевать предметом, тем самым продолжая надстраивать новые знания и развивать дополнительные умения. Столетием позже данные идеи К.Д. Ушинского имплицитно найдут свое отражение в положе-
ниях личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя), в котором акцентируется внимание именно на деятельностной составляющей процесса обучения [6]. Обучающиеся овладевают предметом, или, используя современную терминологию, формируют необходимые компетенции не через усвоение дискретных знаний, а через практическую деятельность по получению, синтезу, обработке информации, ее классификации, анализу, обобщению и использованию полученных знаний в практической деятельности в реальной жизни. Сформировать необходимые компетенции обучающемуся помогают более опытные специалисты - наставники, передающие собственный опыт и создающие условия для обучения.
Кроме того, в своих работах К.Д. Ушин-ский особое внимание уделял именно воспитательной составляющей процесса общения между наставником (педагогом) и учеником. Через такое взаимодействие обучающийся формирует мотивацию, овладевает культурой общения и культурой научения.
Безусловно, идеи наставничества К.Д. Ушинского по объективным причинам не могли быть полностью и широко внедрены во времена жизни ученого. Они были слишком идеалистичны для того времени.
В СССР идеи наставничества получили свое развитие в системе профессиональной подготовки и профессионального становления молодых специалистов. На производстве наставниками становились уважаемые и авторитетные люди, служащие примером для подражания среди коллег и отличающиеся профессионализмом и высокой нравственностью. Они были призваны передать молодому поколению как «секреты» мастерства профессии, так и культуру труда и нравственное воспитание.
В настоящее время наставничество как форма воспитания и профессиональной подготовки молодых специалистов достаточно широко используется в нашей стране. Свидетельством тому может служить большой корпус научных исследований, посвященных развитию наставничества в различных сферах жизнедеятельности, что отражено в определениях данного термина. Рассмотрим некоторые определения понятий «наставничество» и «наставник» и сформулируем наши рабочие определения.
В своем исследовании, посвященном рассмотрению наставничества как элемента системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия, А.А. Щевьева дает следующее определение понятия наставник: это «старший сотрудник в профессии в данной организации, который разделяет ценности, обеспечивает эмоциональную поддержку, консультирование по карьере, информацию и совет, профессиональную и организационную поддержку и содействует доступу к ключевым организационным и профессиональным сетям» [7, с. 215]. Изучая коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров, Р. Брод определяет наставничество как «набор полезных поведенческих методов, фокусирующихся на долгосрочном развитии и устремлениях личности, нежели как краткосрочное улучшение деятельности» [8, с. 58]. В работе, посвященной развитию системы наставничества при подготовке бакалавров педагогического образования, Е.В. Бевз предлагает такие определения терминов: «Наставничество бакалавров педагогического образования представляет собой комплекс мер, способствующих профессиональному становлению студентов. Наставник содействует усвоению теоретических знаний, помогает правильно применять их на практике, разрабатывает индивидуальный маршрут развития в профессии, учитывающий особенности личности, организовывает консультационную работу, разрабатывает программу дополнительных занятий с применением различных форм работы, таких как тренинги, семинары, мастер-классы, деловые игры по самым актуальным и проблемным вопросам бакалавров педагогического образования, что позволит сделать процесс подготовки более эффективным» [9, с. 10]. Рассматривая наставничество как фактор становления молодого педагога, Н.И. Золотарева дает следующие определения терминам: «наставничество - это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. <...> .одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача методиста-наставника - помочь молодому учителю реализовать себя,
развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения» [10, с. 9].
Анализ данных и многих других определений понятий «наставник» и «наставничество» свидетельствует о том, что в целом ученые пришли к единому мнению относительно того, кто такой наставник и какими профессиональными качествами и качествами личности он должен обладать. Различия в определениях обусловлены сферой профессиональной деятельности наставника, так как каждое определение формулировалось с учетом специфики конкретного типа организации или конкретной профессиональной области. Кроме того, следует заметить, что никто из авторов приведенных выше определений не отметил в своих трактовках организационную форму работу (индивидуальную У8 групповую), в рамках которой наставник передает свой опыт молодому поколению. Данный аспект представляется весьма актуальным, так как в зависимости от конкретного контекста реализации наставничества как формы социальной и профессиональной адаптации передача профессионального опыта молодым специалистам может осуществляться как индивидуально - от наставника ученику, так и коллективно - от одного эксперта в профессиональной сфере группе слушателей. К основным задачам наставничества на производстве можно отнести: а) передачу профессионального знания и опыта от более компетентного специалиста молодому сотруднику; б) социальную адаптацию молодого специалиста, приобщение к корпоративной культуре и культуре труда.
На основе проведенного анализа сформулируем рабочие определения терминов. Наставничество можно определить как особую индивидуальную или групповую форму работы более опытного и профессионально состоявшегося специалиста с молодым поколением по передаче дополнительных знаний, практического опыта, культуры труда и культуры взаимодействия в коллективе с целью повышения качественных и количественных результатов их профессиональной деятельности. Наставник же -это пользующийся авторитетом среди коллег состоявшийся профессионал или более компетентный специалист, способный передать собственный накопленный
опыт в профессиональной сфере молодому поколению.
Анализ приведенных определений также свидетельствует о том, что традиционно термин «наставничество» применяется в сфере профессиональной деятельности, где наставник является как более опытным профессионалом, так и старшим по возрасту человеком, как это показано в определениях А.А. Шевь-евой [7] и Н.И. Золотаревой [10]. Это вполне объясняется длительностью процесса приобретения опыта, которым впоследствии он будет делиться с молодыми, менее компетентными специалистами. В этой связи следует обратиться еще к одной цитате из работы К.Д. Ушинского «Проект учительской семинарии»: «Выше уже было сказано о важном значении нравственных качеств и убеждений народного учителя. Но на убеждение и нравственность молодого человека в 18 и 19 лет ничто не имеет такого влияния, как тот кружок товарищей, в котором он живет. Выбор этого кружка, избавление его от вредных членов, наблюдение за его направлением, все это возможно только в интернате» [5]. Продолжая эту идею К.Д. Ушинско-го, можно утверждать, что наставничество может иметь место и среди одновозрастной аудитории, при условии, когда лидеры, пользующиеся авторитетом в коллективе, отличающиеся нравственными ценностями, знаниями и опытом, способны повести за собой и научить других. Отсутствие возрастной дистанции между «наставником» и учениками может способствовать большей мотивации профессионального роста в коллективе, так как «наставник» - это один из «своих», такой же, как «все», а значит, и у «всех» есть реальная возможность стать такими, как «он». Такой взгляд на наставничество как форму передачи опыта от более компетентных к менее компетентным ученикам позволяет говорить о возможности организации института наставничества в студенческой среде, где некоторые успешные студенты смогут выполнять функции наставников для других студентов.
Студенческое наставничество в научно-исследовательской сфере. Студент-наставник - это студент старшего курса (3-4-го бакалавриата или магистрант), обучающийся на «хорошо» и «отлично», занимающийся научно-исследовательской рабо-
той в одном из научных объединений университета под руководством профессора или доцента, принимающий активное участие в общественной жизни вуза, знающий и испытавший на себе многие трудности в учебной и социально-воспита-тельной работе, научно-исследовательской деятельности, а также способный поделиться своим опытом с менее компетентными обучающимися - студентами младших курсов.
Студенческое наставничество в научной сфере включает в себя все аспекты научно-исследовательской деятельности студентов. Наставники объясняют студентам младших курсов необходимость ведения личного электронного портфолио достижений на университетском портале, как определиться с научным руководителем, начинать проводить первое исследование, анализировать научную литературу, выступать перед аудиторией на научных конференциях, составлять презентацию выступления, находить информацию об актуальных конкурсах на студенческие научные стипендии и гранты; делятся собственным опытом по оформлению заявок на гранты, участия во всероссийских и международных научных мероприятиях; привлекают студентов младших курсов к работе институтских/ факультетских тематических студенческих научных обществ.
Опыт реализации института наставничества в вузе показывает, что в целом у первокурсников разных направлений подготовки возникают одни и те же вопросы и они испытывают общие проблемы. Для организации комплексной и системной помощи студенческий научный актив университета объединяется и инициирует проведение ряда крупномасштабных мероприятий (тренингов, просветительских лекций, практических занятий), направленных на широкую аудиторию участников.
Следует особо подчеркнуть, что на занятиях в научных кружках, лабораториях и центрах университета, а также в ходе выполнения научно-исследовательской работы в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) преподаватели объясняют студентам основы научно-исследовательской деятельности. Для некоторых студентов этого достаточно. Для других же важно и более ценно, когда они узнают что-то новое и важное от сверстников -
тех, кто был недавно «такими же, как они». Кроме того, студенты-наставники обучают первокурсников сплочению, избеганию конфликтов, ораторскому искусству, продолжают формировать мотивацию получить качественное образование и т. д., то есть еще и тому, что лежит за рамками ОПОП.
В качестве примеров развития студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина рассмотрим два проекта: «Декада профессиональной грамотности» и «Школа компетенций». Оба проекта были инициированы Объединенным студенческим научным советом и при поддержке ректората университета были реализованы на практике в 2017/2018 учебном году. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Декада профессиональной грамотности. Первым проектом, достойным обсуждения, является «Декада профессиональной грамотности». Это научно-просветительский проект, который полностью реализуется студентами и ориентирован на учащихся средних общеобразовательных школ г. Тамбова и области. Его цель заключается в погружении учащихся 9-11-х классов в мир современных профессий через популяризацию науки, научных исследований и их роли в повседневной жизни. Каждый день Декады посвящен одной из сфер жизнедеятельности человека, в которой современный гражданин должен разбираться и в рамках которой каждый выпускник средней общеобразовательной школы может продолжить свое образование в вузе. Декада включает дни экономической, правовой, медицинской, филологической, психологической, налоговой, культурной грамотности, грамотности в области нано-технологий, химии и биотехнологий. В своей работе В.В. Стромов, П.В. Сысоев и В.В. Завьялов [4] подробно описывают тематическое содержание Декады и методы погружения обучающихся в мир профессий. Каждый день Декады включает несколько раундов интерактивных занятий, творческих мастерских, мастер-классов, на которых у учащихся появляется возможность проникнуться трудовой атмосферой, характерной для той или иной профессии, познакомиться с потенциальными работодателями, а также увидеть, что может включать в себя будущая профессиональная деятельность в рамках конкрет-
ного направления подготовки в вузе. При поддержке преподавателей-наставников студенты подбирают учебные материалы и разрабатывают интерактивные занятия со школьниками. В качестве мест проведения каждого дня Декады, в зависимости от тематической направленности мероприятия, используются площадки партнеров университета - места будущего трудоустройства выпускников. Такими площадками выступали: администрация Тамбовской области; Управление МВД России по г. Тамбову; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области; Избирательная комиссия Тамбовской области; ТОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи»; Музейно-выставочный центр Тамбовской области; Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову; ТОГБУ «ТРК «Тамбовская губерния»; ООО «Новый век»; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; ТОГАУК «Историко-культурный музейный комплекс «Усадьба Асеевых» и пр. Студенты самостоятельно контактировали с этими организациями и получали опыт взаимодействия с партнерами вуза с целью реализации научно-просветительского проекта. Декада проводится дважды в год, традиционно в октябре и марте.
Школа компетенций. «Школа компетенций» является еще одним научно-просветительским проектом, инициированным Объединенным студенческим научным советом ТГУ им. Г.Р. Державина и реализующимся в рамках программы развития в университете института наставничества. Целью проекта является формирование у студентов дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций. Студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры проводят тренинги и семинары по широкому спектру вопросов для студентов младших курсов. В рамках проекта организаторы сами проводят анализ интересов и потребностей студентов вуза и, исходя из этого, составляют тематическое содержание Школы; разрабатывают учебные материалы и планы-конспекты занятий; проводят занятия со студентами младших курсов. По опыту 2018 г. особый интерес у студентов вуза вызвали занятия по следующим темам: «Правовые аспекты организации собственного дела»,
«Бизнес-планирование», «Маркетинг, реклама и связи с общественностью для продвижения собственного бизнеса», «Правила оформления заявок на гранты», «Технология написания научного текста», «Мастерство публичного выступления», «Тимбилдинг: основы взаимодействия в команде», «Стрес-соустойчивость и эмоциональное программирование», «Нормы межличностного общения». На основе участия в Школе компетенций каждый участник формирует ряд дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций в сфере экономики, предпринимательства и маркетинга, юриспруденции, педагогики и психологии, филологии и межкультурной коммуникации. Полный перечень формируемых в ходе реализации проекта «Школа компетенций» профессиональных и общекультурных компетенций представлен в работе В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева и В.В. Завьялова [11].
Заключение. Развитие студенческого наставничества в научно-исследовательской сфере может выступать одной из задач развития студенческого самоуправления в вузе. В данной работе на основе анализа литературы были представлены авторские определения терминов «наставничество» и «студент-наставник». Под наставничеством понимается особая индивидуальная или групповая форма работы более опытного и профессионально состоявшегося специалиста с молодым поколением по передаче дополнительных знаний, практического опыта, культуры труда и культуры взаимодействия в коллективе с целью повышения качественных и количественных результатов их профессиональной деятельности. Студент-наставник -это студент старшего курса (3-4-го бакалавриата или магистрант), обучающийся на «хорошо» и «отлично», занимающийся научно-исследовательской работой в одном из научных объединений университета под руководством профессора или доцента, принимающий активное участие в общественной жизни вуза, знающий и испытавший на себе многие трудности в учебной и социально-воспитательной работе, научно-исследовательской деятельности, а также способный поделиться своим опытом с менее компетентными обучающимися - студентами младших курсов. В качестве примера реализации института наставничества в научно-исследовательской
сфере в ТГУ им. Г.Р. Державина в работе описаны два научно-просветительских проекта: «Декада профессиональной грамотности» и «Школа компетенций». Они разрабатывались и реализовывались студенческим научным активом университета и были направлены на популяризацию науки среди учащихся средних общеобразовательных школ области и студентов вузов, а также на формирование ряда дополнительных профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся.
Список литературы
1. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95-100.
2. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как системообразующая ценность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 102-108.
3. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82.
4. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Современные направления деятельности общеуниверситетского студенческого научного общества: опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 6 (170). С. 7-16. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16.
5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. Т. 1. 416 с.
6. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. 1991. № 3. С. 91-95.
7. Щевьева А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3 (18). С. 213-223.
8. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии менеджеров: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 7. С. 57-64.
9. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 8-10.
10. Золотарева Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога // Образование в современной школе. 2012. № 8. С. 9-11.
11. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» - новый формат формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее об-
разование в России. 2018. Т. 27. № 5 (225). С. 20-29.
Поступила в редакцию 24.03.2018 г. Принята в печать 27.04.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторе
Стромов Владимир Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, ректор. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Завьялов Владимир Владимирович, председатель объединенного студенческого научного совета, специалист отдела организации научно-исследовательской работы студентов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Для корреспонденции: Сысоев П.В., e-mail: [email protected]
Для цитирования
Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 7-14. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14
DEVELOPMENT OF STUDENT MENTORING IN THE RESEARCH AND EDUCATIONAL SPHERE IN A CLASSICAL UNIVERSITY
Vladimir Yurevich STROMOV, Pavel Viktorovich SYSOYEV, Vladimir Vladimirovich ZAVYALOV
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. The development of an institution of student mentoring can be one of the tasks of developing student self-governance in a university. We provide grounds for the development of student mentoring in the research and educational sphere in a classical university. Based on an analysis of the literature, we propose the following working definitions of the terms "mentoring" and "student-mentor". Mentoring is a special individual or group form of work by a more experienced and professionally developed specialist with the younger generation to transfer additional knowledge, practical experience, a work ethic and a culture of interaction in a team with the aim of improving the qualitative and quantitative results of their professional activities. The studentmentor is a senior student (3rd or 4th year undergraduate or graduate), attaining "good" and "excellent" grades, engaged in research work in one of the academic associations of the university under the guidance of a professor or associate professor, taking an active part in the university's public life, who knows and has experienced many difficulties in educational and social-educational work and research activity, and is able to share his/her experience with less competent, junior students. As an example of the implementation of the mentoring institute in the academic research field at Tambov State University named after G.R. Derzhavin, two research and educational projects are described: "The Decade of Professional Literacy" and "The School of Competences". Each of them was fully developed and implemented by students of the University and was aimed at popularizing academic research among students of secondary general schools in the region and
university students, and also at the formation of a number of additional professional and general cultural competencies of students.
Keywords: student's science; mentoring; student's self-governance; competences
References
1. Baranov A.A., Malashenko V.N., Murashova N.A. Studencheskoe nauchnoe obshhestvo: proshloe, nastoyashhee, pers-pektivy [Student scientific society: past, present, prospects]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).
2. Demchenko Z.A. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov sovremennogo vuza kak sistemoobrazuyushhaya tsennost' [Research activities of students of a modern university as a system-forming value]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' [Historical and Socio-Educational Thought], 2012, no. 4, pp. 102-108. (In Russian).
3. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Model' organizatsii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov v vuze [Model of organization of students' scientific and research activity in higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 10 (218), pp. 75-82. (In Russian).
4. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Sovremennye napravleniya deyatel'nosti obshheuniversitetskogo studen-cheskogo nauchnogo obshhestva: opyt Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina [Modern trends in the activities of the university students' scientific society: the experience of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 7-16. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16. (In Russian).
5. Ushinskiy K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. [Selected Pedagogical Compositions]. Moscow, State Educational and Pedagogical Publ., 1939, vol. 1, 416 p. (In Russian).
6. Zimnyaya I.A. Lichnostno-deyatel'nostnyy podkhod v obuchenii kak faktor gumanizatsii obrazovaniya [Personality-activity approach in teaching as a factor in the humanization of education]. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian Language Abroad], 1991, no. 3, pp. 91-95. (In Russian).
7. Shcheveva A.A. Nastavnichestvo kak element sistemy povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya kadrovykh resursov predpriyatiya [Mentoring as an element of the system of increasing the efficiency of the use of human resources of the enterprise]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 2010, no. 3 (18), pp. 213-223. (In Russian).
8. Brod R. Kouching i nastavnichestvo v professional'nom razvitii menedzherov: problemy i vozmozhnosti [Coaching and mentoring in the professional development of managers: problems and opportunities]. Universitetskoe upravlenie:prak-tika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2005, no. 7, pp. 57-64. (In Russian).
9. Bevz E.V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'noy podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Mentoring as a condition of professional training of bachelors of teacher education]. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary Professional Education], 2011, no. 9, pp. 8-10. (In Russian).
10. Zolotareva N.N. Nastavnichestvo kak faktor stanovleniya molodogo pedagoga [Mentoring as a factor in the formation of a young teacher]. Obrazovanie v sovremennoy shkole [Education in Modern School], 2012, no. 8, pp. 9-11. (In Russian).
11. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. «Shkola kompetentsiy» - novyy format formirovaniya dopolnitel'nykh kompetentsiy studentov klassicheskogo vuza [«School of Competencies» - a new format for the development of students' additional competencies in a classical university]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5 (225), pp. 20-29. (In Russian).
Received 24 March 2018 Accepted for press 27 April 2018 There is no conflict of interests.
Information about the author
Stromov Vladimir Yurevich, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Rector. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Sysoyev Pavel Viktorovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Students and Scholars' Research Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Zavyalov Vladimir Vladimirovich, Chairman of the United Students' Scientific Council, Specialist in the Management of Research Activities of Students and Scholars Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For correspondence: Sysoyev P.V., e-mail: [email protected]
For citation
Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Razvitie studencheskogo nastavnichestva v nauchno-obrazovatel'noy sfere v klassicheskom vuze [Development of student mentoring in the research and educational sphere in a classical university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 7-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14. (In Russian, Abstr. in Engl.).