Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе'

Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / НАСТАВНИЧЕСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / STUDENT RESEARCH / MENTORING / YOUTH ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Сысоев Павел Викторович, Завьялов Владимир Владимирович

С 2018 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется образовательно-просветительский проект «Школа компетенций», направленный на формирование у студентов классического вуза целого спектра дополнительных профессиональных компетенций. Проект реализуется в рамках института наставничества Объединенным студенческим научным советом на базе университета, а также при сотрудничестве с партнерами вуза. Один из тематических модулей «Школы компетенций» проект «Молодежное предпринимательство», в ходе которого участники могут сформировать ряд предпринимательских компетенций. В работе авторы 1) обосновывают актуальность формирования компетенций в области предпринимательства у студентов классического вуза; 2) проводят обзор исследований, посвященных формированию предпринимательских компетенций у обучающихся; 3) описывают пять этапов реализации проекта «Молодежное предпринимательство»; 4) предлагают методические рекомендации по реализации данного или аналогичных проектов по молодежному предпринимательству в вузах. Проект «Молодежное предпринимательство» включает следующие пять этапов: 1) программа объединенного студенческого научного совета; 2) программа инновационного бизнес-инкубатора; 3) программа центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса»; 4) разработка стартапов и 5) открытие малых и малых инновационных предприятий. Для успешной реализации проекта рекомендуется учитывать несколько условий, влияющих на эффективность и продуктивность его результатов: а) время и сроки проведения проекта; б) контингент участников проекта; в) контингент тренеров проекта; г) место реализации проекта и д) формат проведения занятий. В работе подробно описаны этапы реализации проекта и методические рекомендации по успешному его проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стромов Владимир Юрьевич, Сысоев Павел Викторович, Завьялов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and potential for the development of youth entrepreneurship in a classical university

Since 2018 an educational project “School of Competences”, aimed at making the students of a classical university with a whole range of additional professional competencies is implemented at Derzhavin Tambov State University. The project is held within the framework of the institute of mentoring by the United Students’ Scientific Council on the basis of the university, as well as in cooperation with the partners of the university. One of the thematic modules of the “School of Competences” is the project “Youth Entrepreneurship”, during which participants can form a number of entrepreneurial competencies. In this paper, the authors 1) substantiate the relevance of the formation of competences in the field of entrepreneurship among students of a classical university; 2) conduct a review of research on the formation of entrepreneurial competencies in students; 3) describe the five stages of the implementation of the project “Youth Entrepreneurship”; 4) offer methodological recommendations for the implementation of this or similar projects on youth entrepreneurship in universities. The project “Youth Entrepreneurship” includes the following five stages: 1) the program of the joint student scientific council; 2) an innovative business incubator program; 3) the program of the center of support of small and medium business “Geometry of business”; 4) development of startups and 5) opening of small and small innovative enterprises. For the successful implementation of the project it is recommended to consider several conditions affecting the efficiency and productivity of its results: a) the time and duration of the project; b) contingent of project participants; c) contingent of project coaches; d) the project site and e) the format of the classes. The work describes in detail the stages of project implementation and guidelines for its successful implementation.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-7-16 УДК 374.33

Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе

Владимир Юрьевич СТРОМОВ, Павел Викторович СЫСОЕВ, Владимир Владимирович ЗАВЬЯЛОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4558-9766, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7478-7828, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2968-5093, e-mail: [email protected]

Problems and potential for the development of youth entrepreneurship in a classical university

Vladimir Y. STROMOV, Pavel V. SYSOYEV, Vladimir V. ZAVYALOV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4558-9766, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7478-7828, e-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2968-5093, e-mail: [email protected]

Аннотация. С 2018 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется образовательно-просветительский проект «Школа компетенций», направленный на формирование у студентов классического вуза целого спектра дополнительных профессиональных компетенций. Проект реализуется в рамках института наставничества Объединенным студенческим научным советом на базе университета, а также при сотрудничестве с партнерами вуза. Один из тематических модулей «Школы компетенций» - проект «Молодежное предпринимательство», в ходе которого участники могут сформировать ряд предпринимательских компетенций. В работе авторы 1) обосновывают актуальность формирования компетенций в области предпринимательства у студентов классического вуза; 2) проводят обзор исследований, посвященных формированию предпринимательских компетенций у обучающихся; 3) описывают пять этапов реализации проекта «Молодежное предпринимательство»; 4) предлагают методические рекомендации по реализации данного или аналогичных проектов по молодежному предпринимательству в вузах. Проект «Молодежное предпринимательство» включает следующие пять этапов: 1) программа объединенного студенческого научного совета; 2) программа инновационного бизнес-инкубатора; 3 ) программа центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса»; 4) разработка стартапов и 5) открытие малых и малых инновационных предприятий. Для успешной реализации проекта рекомендуется учитывать несколько условий, влияющих на эффективность и продуктивность его результатов: а) время и сроки проведения проекта; б) контингент участников проекта; в) контингент тренеров проекта; г) место реализации проекта и д) формат проведения занятий. В работе подробно описаны этапы реализации проекта и методические рекомендации по успешному его проведению.

Ключевые слова: студенческая наука; наставничество; молодежное предпринимательство; предпринимательские компетенции

Для цитирования: Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 180. С. 7-16. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-7-16

© Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В., 2019

7

Abstract. Since 2018 an educational project "School of Competences", aimed at making the students of a classical university with a whole range of additional professional competencies is implemented at Derzhavin Tambov State University. The project is held within the framework of the institute of mentoring by the United Students' Scientific Council on the basis of the university, as well as in cooperation with the partners of the university. One of the thematic modules of the "School of Competences" is the project "Youth Entrepreneurship", during which participants can form a number of entrepreneurial competencies. In this paper, the authors 1) substantiate the relevance of the formation of competences in the field of entrepreneurship among students of a classical university; 2) conduct a review of research on the formation of entrepreneurial competencies in students; 3) describe the five stages of the implementation of the project "Youth Entrepreneur-ship"; 4) offer methodological recommendations for the implementation of this or similar projects on youth entrepreneurship in universities. The project "Youth Entrepreneurship" includes the following five stages: 1) the program of the joint student scientific council; 2) an innovative business incubator program; 3) the program of the center of support of small and medium business "Geometry of business"; 4) development of startups and 5) opening of small and small innovative enterprises. For the successful implementation of the project it is recommended to consider several conditions affecting the efficiency and productivity of its results: a) the time and duration of the project; b) contingent of project participants; c) contingent of project coaches; d) the project site and e) the format of the classes. The work describes in detail the stages of project implementation and guidelines for its successful implementation.

Keywords: student research; mentoring; youth entrepreneurship; entrepreneurial competence

For citation: Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Problemy i perspektivy razvitiya mo-lodezhnogo predprinimatel'stva v klassicheskom vuze [Problems and potential for the development of youth entrepreneurship in a classical university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 180, pp. 7-16. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-180-7-16 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Актуальность

Формирование у молодежи компетенций в области предпринимательства выступает одной из приоритетных задач российской системы образования на современном этапе. От того, насколько обучающиеся разных направлений подготовки средних профессиональных и высших учебных заведений смогут реализовать себя в малом и среднем бизнесе по изучаемой специальности, зависит возможность экономического роста в стране. Отсутствие в России отдельного направления подготовки бакалавриата по предпринимательству привело к тому, что практически в каждом учебном заведении страны предлагаются основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) по направлениям подготовки «Экономика» или «Менеджмент», программы переподготовки или же курсы повышения квалификации, на которых слушатели могут сформировать ряд предпринимательских компетенций.

Студенческое самоуправление в научно -исследовательской сфере выступает одним из дополнительных ресурсов формирования предпринимательских компетенций студентов. Исследования В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева, В.В. Завьялова [1; 2], посвященные

развитию студенческой науки в классическом вузе, показывают, как в рамках института наставничества студенты старших курсов могут реализовать образовательно-просветительские проекты, направленные на формирование у студентов младших курсов ряда дополнительных компетенций, включая компетенции в области предпринимательства. Одним из таких проектов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина выступает «Школа компетенций», реализуемый Объединенным студенческим научным советом. Отдельным модулем «Школы компетенций» выступает проект «Молодежное предпринимательство». В данной работе приводится анализ эффективности проекта и рекомендации по его дальнейшей реализации в классических вузах.

Формирование предпринимательских компетенций у обучающихся

В разных учебных заведениях страны в зависимости от педагогических традиций и научных школ по экономике и управлению внедряются разные модели формирования у студентов предпринимательских компетенций. Одни авторы позиционируют идею формирования предпринимательских компе-

тенций у обучающихся на краткосрочных курсах повышения квалификации или программах переподготовки, которые предлагаются институтами дополнительного образования практически в каждом вузе страны. Другие предлагают включить в существующие ОПОП бакалавриата и магистратуры курсы по основам предпринимательства. Третьи - разработку и внедрение новых ОПОП по предпринимательству. Проведем краткий обзор исследований и выразим свое понимание по данному вопросу.

Сразу же необходимо отметить, что наиболее системно и комплексно вопрос формирования предпринимательских компетенций изложен в трудах Ю.Б. Рубина и его коллег [3; 4]. На основе имеющегося российского опыта обучения предпринимательству в учебных заведениях разного типа ученые ратуют за создание отдельной основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по предпринимательству и разрабатывают ее предметное содержание. Взяв за основу виды профессиональной деятельности в сфере предпринимательства, Ю.Б. Рубин предлагает перечень профессиональных компетенций, сформированность которых выступала бы результатом освоения соответствующей ОПОП. К таким компетенциям автор предлагает отнести компетенции по: «а) учреждению нового бизнеса; б) созданию нового бизнеса; в) ведению собственного бизнеса; г) развитию собственного бизнеса; д) прекращению участия в бизнесе; е) проектной деятельности; ж) инновационной деятельности; з) коммуникативной деятельности; и) конкурентной деятельности; к) обеспечению безопасности собственного бизнеса; л) обеспечению маркетинга результатов и ресурсов собственного бизнеса; м) обеспечению правовой дисциплины своего бизнеса» [3, с. 13-15]. В связи с тем, что на современном этапе в нашей стране отсутствует ФГОС ВО (степень бакалавра) по предпринимательству, обучение предпринимательству и формирование соответствующих профессиональных компетенций осуществляется в рамках направлений подготовки по экономике, менеджменту, туризму и торговому делу. При этом необходимо заметить, что наиболее целостно обучение предпринимательству ведется в рамках направления подготовки «Менеджмент» (степень бакалавра). В соот-

ветствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки предпринимательская деятельность выступает одним из видов деятельности, обучение которому ведется в рамках ОПОП.

Кроме того, ученые обосновывают необходимость включения в матрицу компетенций ОПОП шести профессиональных специальных компетенций (ПСК), отражающих специфику будущей предпринимательской деятельности выпускников. К ним относятся:

1) «умения осуществлять ведение и управление собственным бизнесом (ПСК-1);

2) владение навыками поддержания собственной занятости и управления собственным трудовым ресурсом (ПСК-2);

3) умения осуществлять развитие собственного бизнеса в части управления его ростом и обновлением (ПСК-3);

4) умения осуществлять действия по прекращению участия в предпринимательской деятельности (ПСК-4);

5) владение навыками выполнения системы конкретных действий, обеспечения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости собственного бизнеса (ПСК-5);

6) знания основ анализа основных этапов и закономерностей исторического развития предпринимательской деятельности, философии и социологии предпринимательства (ПСК-6)» [4, с. 22].

Очевидно, что включение в результат освоения ОПОП приведенных выше шести профессиональных специальных компетенций создает дидактические условия для подготовки студентов к предпринимательской деятельности. Это будет возможно благодаря тому, что учебный план ОПОП по направлению подготовки «Менеджмент» будет включать несколько предметов предпринимательской направленности, в частности, «Предпринимательское право» или «Технология проведения стартапов», а также дисциплины по выбору. По мнению авторов, количество учебных дисциплин по предпринимательству не должно быть меньше двадцати.

Работы Ю.Б. Рубина и его коллег в наиболее полном объеме представляют предметное содержание образовательных программ по предпринимательству, которые ориентированы на подготовку к видам профессиональной деятельности в этой сфере. Другие же авторы в своих работах акценти-

ровали внимание на возможности формирования конкретного ограниченного перечня профессиональных компетенций в сфере предпринимательства в системе основного общего, среднего специального и высшего образования.

В частности, в своей работе Л.А. Трусова говорит о возможности формирования у учащихся начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) школ компетенций в области предпринимательской деятельности через комплекс внеклассных мероприятий и обучающих заданий в условиях социального партнерства [5]. Автор предлагает перечень предпринимательских компетенций, объединенных в пять блоков: «Успехи и достижения», «Взаимоотношение и отношение», «Образование», «Личностные возможности» и «Лидерство и предпринимательское мышление». Материалы статьи автора не позволяют утверждать об уровне сформированности предпринимательских компетенций выпускников к моменту окончания средней школы. В любом случае полученные знания в области предпринимательской деятельности будут выполнять проф-ориентационную функцию при выборе обучающимися направления подготовки в системе высшего образования для более углубленного и системного изучения.

Формирование предпринимательских компетенций в системе среднего профессионального образования рассматривается в работе Е.А. Тереньевой [6]. Автор предлагает разработку интегрированного курса «Предпринимательская деятельность» на базе таких дисциплин, как «Бизнес-планирование», «Инновационные технологии в профессиональной деятельности», «Организация рекламно-информационной деятельности». В ходе освоения данного интегрированного курса студенты работают над проектами, лучшие из которых проходят апробацию и реализацию на базе партнеров учреждения СПО.

Несколько работ посвящено формированию предпринимательских компетенций студентов технических вузов. И.А. Ревин и Д.Л. Цыбулевская [7] описывают опыт формирования компетенций в области предпринимательства у студентов Южного федерального университета посредством дополнительных образовательных программ и курсов повышения квалификации. При этом

особый акцент исследователи делают на формировании у обучающихся управленческих компетенций.

В центре внимания исследования Ф.Т. Шагеевой, М.Ф. Галиханова и Г.Р. Стре-каловой [8] находится формирование предпринимательских компетенций будущих инженеров как фактор успешной карьеры по окончании вуза. На примере опыта Казанского национального исследовательского технологического университета авторы показывают один из вариантов формирования компетенций в сфере предпринимательства у студентов инженерных специальностей. Отталкиваясь от того, что большинство ФГОС ВО по ряду инженерных направлений подготовки в качестве требований к освоению ОПОП содержат формирование таких компетенций, как «способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность»; «способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта»; «способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий», авторы предлагают включить в учебные планы дисциплину «Менеджмент». В рамках данной дисциплины студенты каждого направления подготовки, учитывая специфику будущей профессиональной деятельности, изучают основы предпринимательства, различия между управлением и предпринимательством, а также решают проблемные задания и кейсы, направленные на формирование базовых основ предпринимательских компетенций. Более детальное и фундаментальное обучение предпринимательской деятельности в профессиональной сфере осуществляется в рамках дополнительных программ профессиональной переподготовки на факультете дополнительного образования, которые большинство студентов осваивают параллельно с ОПОП. Эти программы переподготовки включают дисциплину «Основы предпринимательской деятельности».

Анализ этих и других работ, посвященных формированию предпринимательских

компетенций обучающихся, свидетельствует о следующем. Во-первых, в различных регионах России есть реальная социальная потребность в формировании у обучающихся профессиональных компетенций в области предпринимательства. Этим объясняется наличие в учреждениях основного общего, среднего профессионального и высшего образования программ по предпринимательству и их востребованность. Во-вторых, отсутствие ФГОС ВО по предпринимательству стимулирует поиск учеными педагогических решений по формированию предпринимательских компетенций у обучающихся в условиях основного общего, среднего специального и высшего образования с целью развития в регионах малого и среднего бизнеса. В-третьих, с целью динамичного развития в стране малого и среднего бизнеса необходимо не замыкаться на какой-то одной, а реали-зовывать различные модели формирования предпринимательских компетенций у обучающихся - от подготовки профессиональных предпринимателей (при реализации образовательных программ по предпринимательству в рамках направления подготовки «Менеджмент») до формирования предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки («Педагогическое образование», «Лечебное дело»,

«Юриспруденция» и т. п.) посредством краткосрочных курсов повышения квалификации до программ переподготовки.

Образовательно-просветительский проект ТГУ им. Г.Р. Державина «Молодежное предпринимательство»

На протяжении двух лет в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется образовательно-просветительский проект «Школа компетенций». Данный проект был подробно описан в работах В.Ю. Стромова, П.В. Сысоева и ВВ. Завьялова [1; 2; 9], что позволяет остановиться лишь на ключевых его моментах. Одним из трех составляющих модулей «Школы компетенций» выступал проект «Молодежное предпринимательство». Проект реализовы-вался на основе кластерного подхода и включал в себя пять этапов. Структура и содержание каждого этапа проекта представлены в табл. 1. Подробное предметное содержание первых двух этапов изложено в работе [2].

Первый этап проекта реализовывался в рамках института наставничества. Студенты старших курсов Института права и национальной безопасности и Института экономики, управления и сервиса проводили интерактивные тренинги и семинары для студентов младших курсов. Второй этап проводился

Таблица 1

Структура и содержание проекта Объединенного студенческого научного совета Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «Молодежное предпринимательство»

Этапы Название Содержание

Этап 1 Программа Объединенного студенческого научного совета - бизнес-планирование; - маркетинг; - правовые вопросы организации бизнеса; - финансовая грамотность; - управление персоналом; - современные инструменты продвижения товаров и услуг

Этап 2 Программа инновационного бизнес-инкубатора - бизнес-планирование; - маркетинг; - правовые вопросы организации бизнеса; - основы налогообложения; - финансовая грамотность и финансовый менеджмент; - стратегический и оперативный менеджмент, управление персоналом; - современные инструменты продвижения товаров и услуг

Этап 3 Программа Центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса» - консультации с экспертами; - защита проектов перед представителями малого и среднего бизнеса

Этап 4 Разработка стартапов разработка стартапов для участия в программах «У.М.Н.И.К» и «Старт»

Этап 5 Открытие малых предприятий - открытие малых предприятий; - открытие малых инновационных предприятий, в том числе по профилю образовательной деятельности студентов

тренерами Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора. Предметное содержание двух этапов было практически идентичным. Участники проекта проводили анализ современного рынка труда, сбыта и производства продукции, разрабатывали собственные бизнес-планы, изучали действующие методики маркетинга, основные модели управления брендом бизнеса, техники и методы продаж, современное законодательство в сфере экономических отношений и современные инструменты и технологии продвижения товаров и услуг и т. п. Перечень тем был достаточно широк и охватывал различные аспекты открытия собственного дела (подробнее см.: [2]). Основными отличиями второго этапа от первого были: а) количество участников и б) глубина освещения тем. Первый этап стартовал сразу же после анонсирования проекта, чем и привлек несколько сотен участников. Однако по мере его реализации большая часть слушателей по ряду объективных и субъективных причин отсеялась. В результате на второй этап перешло уже несколько десятков студентов, мотивированных пройти весь цикл обучения и открыть собственное дело. Кроме того, в связи с тем, что второй этап проводился профессиональными тренерами из бизнес-инкубатора, которые уже на протяжении многих лет специализировались на подготовке молодежи к открытию собственного бизнеса. Этим объясняется глубина содержания занятий и использование проблемных заданий и кейсов. Включение в проект первых двух отчасти дублирующих друг друга этапов было не случайным. Во-первых, этим проектом студенческое научное общество развивало в университете институт наставничества. Во-вторых, первый этап позволил произвести естественный отбор участников, которые не просто являются всегда активными и принимают участие во всех предлагаемых акциях и проектах, а которые, главное, реально имеют желание реализовать себя в малом бизнесе в сфере будущей профессиональной деятельности.

Результатом второго этапа являлась разработка студентами бизнес-планов, которые они на третьем этапе защищали перед бизнес-сообществом на региональной площадке становления и поддержки предпринимательства «Геометрия бизнеса». Специалисты из

банковского сектора давали советы по кредитованию проектов. Представители бизнес-структур давали студентам ценные рекомендации по повышению конкурентоспособности проектов. Этап защиты проектов позволил участникам еще раз уже с другой стороны критически оценить возможные риски и подумать над вариантами по улучшению проектов.

На четвертом этапе студенты, занимающиеся инновационной деятельностью в рамках приоритетных направлений, могли реализовать свои идеи на практике, получив поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках программы «У.М.Н.И.К.» и программы «Старт», которая направлена на создание малых инновационных предприятий (МИП). На данном этапе студенты тесно работали с сотрудниками Управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых университета и занимались подготовкой необходимой конкурсной документации (бизнес-плана инновационного проекта, заявки на программу «У.М.Н.И.К.»). При победе студента в программе «У.М.Н.И.К.» университет также осуществлял сопровождение студенческого проекта: от оказания помощи в оформлении заявки на регистрацию прав на результат интеллектуальной собственности (РИД) до открытия малого инновационного предприятия, что, в свою очередь, выступало условием для участия в программе «Старт». По объективным причинам данный этап выходил за временные рамки проекта «Молодежное предпринимательство», и его продолжительность варьировалась от нескольких месяцев (при оформлении конкурсной документации на программу «У.М.Н.И.К.») до нескольких лет (при победе студента в программе «У.М.Н.И.К.»).

На пятом этапе участники проекта «Молодежное предпринимательство» открывали собственное дело. Студенты, занимающиеся научно-исследовательской и инновационной деятельностью, зарегистрировавшие свои РИДы как участники программы «Старт», открывали малые инновационные предприятия, целью которых являлась коммерциона-лизация инновационных разработок. Все остальные участники проекта открывали собственное дело в рамках конкретных направ-

лений подготовки непосредственно после третьего этапа (минуя четвертый).

Проблемы и перспективы реализации проекта «Молодежное предпринимательство»

Образовательно-просветительский проект «Молодежное предпринимательство» в рамках большого проекта «Школа компетенций» доказал свою состоятельность и эффективность. Тем не менее, рефлексируя, как реализовывался проект, хотелось бы обратить внимание на ряд моментов, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при планировании следующего сезона «Школы компетенций» или реализации аналогичных проектов в других учебных заведениях.

1. Время и сроки проведения проекта

Проект «Молодежное предпринимательство» проводился в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина в течение второго семестра 2018/2019 учебного года. Опыт показал, что во втором семестре студенты более загружены учебной и научной деятельностью, продолжают писать курсовые и дипломные работы, начатые в первом семестре. В этой связи оптимальным временем начала проекта является начало учебного года, когда студенты еще относительно не загружены учебной и научной работой и переключаются после летнего отдыха на новый вид интеллектуальной деятельности. Проект также должен быть реализован в течение 2-3 месяцев и закончиться до начала сессии. Подготовка студентов к зачетам и экзаменам не позволяет даже самым мотивированным участникам успешно завершить проект.

2. Контингент участников проекта

Участниками первых двух сезонов проекта «Школа компетенций» были все желающие студенты, обучающиеся в университете по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Анализ активности студентов и отсева участников проекта показал, что проект «Молодежное предпринимательство» в большей степени должен быть ориентирован на студентов 2-4 курсов бакалавриата и магистрантов. Студенты 1 курса бакалавриата еще не обладают достаточным уровнем мотивации, знаний и опыта для эффективного освоения программы. Их активность и желание принять участие во всех

предлагаемых проектах быстро заканчивается по мере увеличения учебной нагрузки и необходимости выполнения самостоятельной учебной или научной работы. Студенты среднего профессионального образования, как не парадоксально, имеют пассивную позицию и низкую мотивацию открыть собственное дело. Обучающиеся в аспирантуре во многом ориентированы на научно-исследовательскую работу и последующее трудоустройство в вузе и не имеют достаточного объема свободного времени и мотивации, чтобы обучаться предпринимательству. В любом случае, проект должен быть открыт для всех желающих.

3. Контингент тренеров проекта

Проект был инициирован Объединенным студенческим научным советом университета и реализовывался в рамках института наставничества. Этим объясняется наличие во многом дублирующих друг друга первых двух этапов. Необходимость реализации первого этапа студентами старших курсов вполне очевидна. Во-первых, студенческое научное общество формирует и развивает студентов-наставников - будущих лидеров в области образования и науки. Во-вторых, как утверждают в своих работах многие ученые, обучение от «равного» «равным» создает неформальную благоприятную образовательную среду для овладения материалом [10]. Слушатели обращаются к тренеру не как к ментору, а как к партнеру образовательной деятельности, что повышает эффективность обучения. При этом важно, чтобы в качестве наставников выступали компетентные в своей области студенты, пользующиеся уважением у окружающих. Опыт также показывает, что со стороны более взрослых участников проекта (магистрантов и аспирантов) может проявляться скептицизм или предвзятость по отношению к студентам бакалавриата, проводящим тренинги. Ролью организаторов будет объяснить необходимость развития института наставничества и нивелировать возможные конфликты.

Также необходимо, чтобы у студентов-тренеров были кураторы - преподаватели профильных дисциплин, способные и готовые оказать помощь при подготовке учебных материалов и тренингов/семинаров.

Заслуженным уважением пользуются профессиональные тренеры из бизнес-инку-

батора, прекрасно владеющие как самим материалом, так и методикой его преподавания студентам.

4. Место реализации проекта

В основе проведения проекта лежал кластерный подход, подразумевающий использование ресурсов и площадок нескольких организаций для реализации образовательной программы «Молодежное предпринимательство». Местами проведения проекта в этом году стали площадки самого Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (этапы 1, 2, 4, 5), Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора (2, 5) и Делового пространства «Геометрия бизнеса» (этап 3). Анкетирование участников проекта подтвердило правильность решения расширить рамки университета и привлечь к реализации проекта партнеров вуза. В будущем такую тенденцию можно продолжить.

5. Формат проведения занятий

В рамках пилотного проекта «Молодежное предпринимательство» занятия проводились в форматах лекций, тренингов, семинаров, интерактивных занятий с использованием кейсов. Опыт реализации проекта показал востребованность среди студентов именно интерактивных тренингов практической направленности, включающих необходимый

минимум теории и максимум практической деятельности.

Заключение

Образовательно-просветительский проект «Молодежное предпринимательство» является модулем большого проекта «Школа компетенций», направленного на формирование у студентов разных направлений подготовки классического вуза дополнительных профессиональных компетенций в области предпринимательства. Проект проходит в пять этапов: 1 ) программа объединенного студенческого научного совета; 2) программа инновационного бизнес-инкубатора; 3) программа центра поддержки малого и среднего бизнеса «Геометрия бизнеса»; 4) разработка стартапов и 5) открытие малых и малых инновационных предприятий. Для успешной реализации проекта рекомендуется учитывать несколько условий, влияющих на эффективность и продуктивность его результатов: а) время и сроки проведения проекта; б) контингент участников проекта; в) контингент тренеров проекта; г) место реализации проекта и д) формат проведения занятий. В работе подробно описаны этапы реализации проекта и методические рекомендации по успешному его проведению.

Список литературы

1. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. «Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5 (225). С. 20-29.

2. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодежного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7.

3. Рубин Ю.Б. Формирование компетенции в сфере предпринимательства на образовательном пространстве бакалавриата // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 7-21.

4. Рубин Ю.Б., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6 (214). С. 75-82.

5. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 145-153.

6. Терентьева Е.А. Разработка модели формирования предпринимательских компетенций студентов // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). С. 98-100.

7. Ревин И.А., Цыбулевская Д.Л. Развитие предпринимательских компетенций у студентов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 514-524.

8. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 47-55.

9. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. № 174. С. 7-14. Б01 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Том первый с вводной статьей и примечаниями В.Я. Струминского. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1939. 416 с.

References

1. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. «Shkola kompetentsiy» - tekhnologiya formirovaniya dopolni-tel'nykh kompetentsiy u studentov klassicheskogo vuza ["School of Competencies" as a technology for the development of students' additional competencies in a classical university]. Vysshee obrazovanie v Rossii -Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5 (225), pp. 20-29. (In Russian).

2. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Klastemyy podkhod k razvitiyu molodezhnogo predprinimatel'stva v klassi-cheskom vuze [Cluster approach to development of youth entrepreneurship in a classical university]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, no. 7. (In Russian).

3. Rubin Y.B. Formirovaniye kompetentsiy v sfere predprinimatel'stva na obrazovatel'nom prostranstve baka-lavriata [Formation of competences in the field of entrepreneurship in the educational space of undergraduate]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2016, no. 1 (197), pp. 7-21. (In Russian).

4. Rubin Y.B., Lednev M.V., Mozhzhukhin D.P. Matritsa kompetentsiy kak instrument obucheniya predpri-nimatel'stvu v bakalavriate [The matrix of competencies as a tool of entrepreneurship bachelor education].

Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 6 (214). pp. 75-82. (In Russian).

5. Trusova L.A. Formirovaniye predprinimatel'skikh kompetentsiy shkol'nikov v usloviyakh sotsial'nogo partnerstva [Features of formation entrepreneurial competences at pupils in social partnership]. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 2, pp. 145153. (In Russian).

6. Terenteva E.A. Razrabotka modeli formirovaniya predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov [Development of model for formation entrepreneurial competences of students]. Obrazovanie. Cariera. Obshest-vo [Education. Career. Society], 2014, no. 3 (42), pp. 98-100. (In Russian).

7. Revin I.A., Tsybulevskaya D.L. Razvitiye predprinimatel'skikh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [The development of entrepreneurial competences of students of a technical college]. Sovremennye problemy nauki i obrazovania [Current Problems of Science and Education], 2015, no. 2. pp. 514-524. (In Russian).

8. Shageyeva F.T., Galikhanov M.F., Strekalova G.R. Razvitiye predprinimatel'skikh kompetentsiy budush-chego inzhenera kak faktor uspeshnoy professional'noy kar'yery [The development of entrepreneurial competence of the future engineer as a factor in a successful professional career]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2018, no. 2 (220), pp. 47-55. (In Russian).

9. Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Razvitiye studencheskogo nastavnichestva v nauchno-obrazovatel'noy sfere v klassicheskom vuze [Development of student mentoring in the research and educational sphere in a classical university]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, no. 174. pp. 7-14. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ushinskiy K.D. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya. Tom pervyy s vvodnoy stat'yey i primecha-niyami V. Y. Struminskogo [Selected Pedagogical Works. First Volume with Introductory Paper and Comments by V.Y. Struminsky]. Moscow, State Educational and Pedagogical Publ., 1939, 416 p. (In Russian).

Информация об авторах

Стромов Владимир Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, ректор. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: концепция исследования; написание части текста, окончательное одобрение статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4558-9766

Сысоев Павел Викторович, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: анализ источников; написание части текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7478-7828

Information about the authors

Vladimir Y. Stromov, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Rector. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Contribution: study conception; part of article drafting, final manuscipt approval.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4558-9766

Pavel V. Sysoyev, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Students and Scholars' Research Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Contribution: sources analysis; part of article drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7478-7828

Завьялов Владимир Владимирович, председатель Объединенного студенческого научного совета, специалист отдела организации научно-исследовательской работы студентов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: анализ источников; написание части текста.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2968-5093

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Сысоев Павел Викторович

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 30.05.2019 г.

Принята к публикации 07.06.2019 г.

Vladimir V. Zavyalov, Chairman of the United Students' Scientific Council, Specialist in the Management of Research Activities of Students and Scholars Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Contribution: sources analysis; part of article drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2968-5093

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Pavel V. Sysoyev E-mail: [email protected]

Received 30 May 2019 Accepted for press 7 June 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.