УДК 378.184
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
© Владимир Юрьевич СТРОМОВ
кандидат юридических наук, доцент, ректор Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected] © Павел Викторович СЫСОЕВ доктор педагогических наук, профессор, начальник Управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected] © Владимир Владимирович ЗАВЬЯЛОВ председатель Студенческого научного совета, специалист Управления научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: [email protected]
Определены цели и задачи деятельности общеуниверситетского студенческого научного общества (СНО), а также описан опыт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в развитии студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере. Под студенческим научным обществом понимается добровольное и открытое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Объединение студентов в СНО может происходить по ряду факторов: от тематической направленности исследований до принадлежности студентов к конкретному структурному подразделению вуза. Организация работы СНО осуществляется независимо членами студенческого научного актива. Деятельность СНО направлена на расширение возможностей студентов принимать участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности, популяризацию науки и ее роли в студенческой среде, установление и поддержку связей со СНО других вузов, но не заменяет традиционную учебно-исследовательскую и научную работу в рамках учебного плана. В качестве целей деятельности общеуниверситетского СНО выделено следующее: 1) повышение и поддержание мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью; 2) создание дополнительных возможностей для научного становления студентов; 3) создание в вузе единого общеуниверситетского научного пространства; 4) развитие студенческих научных обществ в структурных подразделениях или тематических СНО; 5) установление и расширение связей со студенческими научными обществами других вузов. Проиллюстрированы достижения каждой из обозначенных целей деятельности общеуниверситетского СНО конкретными примерами мероприятий.
Ключевые слова: студенческая наука, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, научно-исследовательская деятельность студентов, студенческое научное общество, инновационная деятельность
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16
АКТУАЛЬНОСТЬ
Данная работа является продолжением серии статей авторов, посвященных разным аспектам развития студенческой науки в вузе [1-4]. Актуальность исследования определяется одновременно несколькими факторами. Во-первых, на современном этапе одной из главных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями, является подготовка
специалистов нового поколения, которые владеют необходимыми компетенциями осуществлять научно-исследовательскую деятельность в своей профессиональной сфере, внедрять новые научные открытия и передовые технологии в наукоемкие производства, готовы и способны гибко и квалифицированно реагировать на вызовы времени [5]. Такая качественная подготовка невозможна без создания системы организации научно-
исследовательской работы и инновационной деятельности студентов в период их обучения в вузе.
Во-вторых, в последнее время в российской высшей школе большую актуальность приобретает становление института студенческого самоуправления, под которым понимается «инициативная, самостоятельная и осуществляемая под свою ответственность деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта и досуга» [6]. Реализация студенческого самоуправления в вузе может осуществляться в различных сферах, в том числе и научно-исследовательской. Многие ученые в своих работах описывали положительный опыт работы факультетских и университетских студенческих научных обществ (СНО), свидетельствующий о влиянии деятельности СНО на количественные и качественные показатели развития студенческой науки в вузе. Вместе с тем, несмотря на то, что в научной педагогической литературе имеется корпус исследований, посвященных организации общеуниверситетских СНО, их целям и задачам, тем не менее приходится констатировать наличие ряда вопросов, без рассмотрения которых невозможно говорить о целостности и комплексности в организации деятельности общеуниверситетского СНО. К таким вопросам можно отнести следующие:
- четкое разделение функций между учебными дисциплинами, научно-исследовательской работой студентов в научных кружках, центрах и лабораториях и деятельностью общеуниверситетского СНО;
- обозначение целей и задач общеуниверситетского СНО;
- разработка перечня примерных мероприятий общеуниверситетского СНО, направленных на достижение поставленных целей.
Все эти положения и определили актуальность настоящей работы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Ключевым понятием в данной работе выступает «студенческое научное общество». Следует отметить, что в педагогических исследованиях ученые пришли к единому мнению относительно понятийного содержания термина. В частности, Н.В. Примчук определяет «студенческое научное общество» как
«общественное объединение студентов университета, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе» [7, с. 93]. А.А. Баранов, В.Н. Малашенко, Н.А. Мурашова дают следующее определение понятия: «студенческое научное общество - это добровольное объединение студентов, занимающихся организацией их научно-исследовательской работы и созданное на основе общности интеллектуальных интересов» [8, с. 96]. В своей работе З.А. Дивненко и Е.С. Юдина под «студенческим научным обществом» понимают «общественную организацию, состоящую из студентов, принимающих активное участие в научно-организационной, общественной и исследовательской деятельности» [9, с. 230]. В.В. Завьялов в исследовании, посвященном направлениям деятельности СНО разного уровня (факультетского/институтского и общеуниверситетского), дал следующие определение понятия: «студенческое научное общество - это добровольное, открытое, публичное объединение студентов, активно занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. При этом консолидация студенческого актива может происходить как по поставленным общим целям развития студенческой науки в вузе, так и по научным интересам студентов» [4, с. 105].
Анализ приведенных определений показывает, что в целом авторы пришли к единому мнению относительного того, что студенческого научное общество - это добровольное и открытое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Вместе с тем данное определение носит достаточно общий характер и требует ряда уточнений. Во-первых, согласно дополнениям А.А. Баранова, В.Н. Малашенко и Н.А. Мурашовой [8], а также В.В. Завьялова [4], консолидация членов общества может происходить по ряду факторов. С одной стороны, это может быть интеллектуальный фактор, выражающийся в тематической направленности общества и/или проблематике проводимых исследований. Так, могут образовываться СНО математиков и физиков, философов, лингвистов, медиков и т. п. С другой - фактором консолидации может выступать принадлежность к определенному структурному подразделению
вуза: СНО медицинского института, исторического или филологического факультета, объединяющее, в свою очередь, студентов разных направлений подготовки.
Во-вторых, ни одно из определений не ограничивает сферу деятельности СНО, что, как свидетельствует анализ ряда работ, необходимо. Некоторые ученые отождествляют сферу деятельности СНО с задачами конкретных дисциплин учебного плана и деятельностью (студенческих) научных кружков, центров и лабораторий. В частности, А.А. Баранов, В.Н. Малашенко, Н.А. Мара-шова [8], описывая опыт развития студенческой науки в своем вузе (Ярославской государственной медицинской академии), утверждают, что «СНО состоит из 46 студенческих научных кружков при кафедрах (курсах) ... Общее руководство СНО осуществляет Ученый совет академии.» [8, c. 96]. А.П. Черватюк в своей работе также приписывает деятельности СНО составляющие традиционной учебно-исследовательской деятельности студентов: «В годовом плане работы научного общества необходимо предусмотреть выполнение курсовых и дипломных работ, входящих в планы вуза, с детальным рассмотрением техники их написания и содержательной стороны» [10, c. 146]. Подобное отождествление, на наш взгляд, можно объяснить сложившимися традициями в организации научно-исследовательской работы студентов в конкретных вузах, когда одни и те же учебные задачи решаются как на традиционных занятиях по дисциплинам учебного плана, так и на факультативных занятиях в студенческих научных кружках и центрах и заседаниях СНО. Безусловно, данная модель организации студенческой науки в вузах доказала свою эффективность и может быть использована.
В нашем исследовании мы выступаем за разделение функций между а) учебной деятельностью студентов, включающей учебно-исследовательскую работу, в ходе изучения дисциплин учебного плана, б) студенческими научными кружками, центрами и лабораториями и в) общеуниверситетским студенческим научным обществом. Изучение дисциплин учебного плана должно быть направлено на формирование профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных ком-
петенций, представленных в современных ФГОС ВО. Научные кружки, центры и лаборатории, в которых могут заниматься студенты, - это творческие мастерские ученых университета. Проблематика исследований в научных кружках и центрах определяется, прежде всего, научными интересами конкретного ученого и его стремлением развивать свое научное направление или научную школу. Безусловно, научно-исследовательская работа в кружках, центрах и лабораториях должна быть направлена на значительное обогащение научной практики студентов, их становление и приобщение к исследовательской работе, но не заменять научную и учебно-исследовательскую деятельность студентов, которую они должны выполнять в рамках учебного плана, включая написание курсовых и дипломных работ. Студенческое научное общество же - это дополнительная платформа для объединения и взаимодействия студенческого научного актива университета для решения ряда других задач. О подобном функциональном разделении между деятельностью СНО, студенческих научных кружков и центров, а также дисциплинами учебного плана можно встретить в работах некоторых ученых [7; 11-12].
В этой связи, представляется целесообразным уточнить и расширить существующее определение понятия «студенческое научное общество». Студенческое научное общество - это добровольное и открытое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Объединение студентов в научное общество может происходить по ряду факторов: от тематической направленности исследований до принадлежности студентов к конкретному структурному подразделению вуза. Организация работы СНО осуществляется независимо членами студенческого научного актива. Деятельность СНО направлена на расширение возможностей студентов принимать участие в научно-исследовательской и инновационной деятельности, популяризацию науки и ее роли в студенческой среде, установление и поддержку связей со СНО других вузов, но не заменяет традиционную учебно-исследовательскую и научную работу в рамках учебного плана.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
В своих работах ученые выделяют разные цели и задачи СНО. Обусловлено это, прежде всего, следующими двумя причинами. Во-первых, многие исследователи, как показал обзор литературы в предыдущем разделе статьи, отождествляют функциональное значение СНО с дисциплинами учебного плана или с работой студенческих научных кружков. В результате перед СНО ставятся не свойственные для его деятельности задачи. Во-вторых, многие ученые не уточняют, о каком именно СНО идет речь: общеуниверситетском или факультетском/
институтском, каждое из которых будет иметь свой различный перечень задач в соответствии с уровнем организации студенческой науки. Учитывая многоуровневость организации студенческой науки в вузе в целом [1; 2] и СНО в частности [4], в данной работе выделяется следующий перечень целей и задач общеуниверситетского СНО (табл. 1).
Материалы табл. 1 свидетельствуют о том, что цели и задачи, которые ставятся перед общеуниверситетским СНО, являются уникальными, достигаются исключительно на этом уровне организации студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере и не дублируют цели и задачи студенческих научных кружков и центров, а также дисциплин учебного плана.
Таблица 1
Цели и задачи общеуниверситетского студенческого научного общества
Цель Задачи
- повышение и поддержание мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью - привлекать студентов разных специальностей и структурных подразделений к общеуниверситетским научным или просветительским проектам как в качестве слушателей, так и участников; - разработать и использовать систему поощрений студентов, участвующих в научно-исследовательской деятельности и достигших определенных результатов (конкурсы и рейтинги)
- создание дополнительных возможностей для научного становления студентов - проводить общеуниверситетские тренинги и семинары по методологии исследования, письменному и устному научному дискурсу, заполнению заявок на гранты и стипендии; - информировать студентов об актуальных конкурсах и научных мероприятиях
- создание в вузе единого общеуниверситетского научного пространства - организовывать мероприятия по популяризации науки, научных школ и направлений, университета среди студентов; знакомство с ведущими учеными университета и их исследованиями; - организовывать мероприятия, направленные на расширение связей между студенческими научными кружками, центрами и лабораториями внутри вуза; - организовывать мероприятия, направленные на расширение связей между СНО структурных подразделений; - создать единую платформу (интернет-сайт, газета) для обмена актуальной информацией о предстоящих научных мероприятиях, итогах прошедших мероприятий и «историями успеха» победителей студенческих научных конкурсов
- развитие СНО в структурных подразделениях или тематических СНО - разработать программу организации и примерную программу работы студенческого научного общества структурного подразделения или тематического СНО; - проводить тренинги по созданию и деятельности СНО структурного подразделения или тематического СНО со студенческим активом подразделения
- установление и расширение связей со СНО других вузов - проводить межвузовские студенческие научные мероприятия, направленные на обмен опытом, реализацию совместных проектов; - участвовать в студенческих научных мероприятиях, проводимых другими вузами, перенимать положительный опыт, участвовать в совместных научных и просветительских проектах
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
В июне 2016 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина был создан объединенный Студенческий научный совет, в который вошли представители всех структурных подразделений университета, активно занимающиеся научной и инновационной деятельностью. Зимой 2017 г. на Общеуниверситетском слете студенческих научных объединений представители Студенческого научного совета вышли с предложением о создании в вузе общеуниверситетского СНО. За несколько месяцев своего существования общеуниверситетское СНО и Студенческий научный совет инициировали проведение ряда общеуниверситетских научных мероприятий, направленных на достижение поставленных перед СНО целей, СНО в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.
1. Формирование мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью
Повышение и поддержание мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью пронизывает все другие цели деятельности общеуниверситетского СНО и реализуется посредством участия студентов в научных и просветительских мероприятиях. Участие студентов в научных конференциях, семинарах, мастер-классах различного уровня, возможность показать себя и увидеть результаты работы других мотивирует студентов к исследовательской работе. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина реализуется системный подход к организации научно-исследовательской работы студентов. В студенческих научных кружках центрах и лабораториях под руководством научного наставника каждый студентов может сделать первые шаги в науке, научиться проводить научное исследование и представлять его результаты. На базе университета ежегодно проводится более ста научных конференций различного уровня, на которых
студенты могут апробировать результаты своей научно-исследовательской работы.
Неделя презентаций студенческих научных кружков, центров и лабораторий -
одно из первых научных мероприятий для студентов-первокурсников. Свои двери для них раскрывают 87 научных центров, в каждом из которых любой студент под руководством преподавателя кафедры может начать свои первые шаги в науке. Студентов обучат формулировать тему и определять методы исследования, анализировать научную литературу, проводить исследование и представлять полученные результаты в виде научных статей или выступлений на конференциях. Встречи организуются членами общеуниверситетского СНО. Студенты старших курсов представляют первокурсникам научные кружки и центры, рассказывают о тех возможностях академической мобильности, которые может дать грантовая активность студентов. Хочется отметить, что встречи проводятся в удивительно теплой атмосфере, а студенты-старшекурсники активно и с энтузиазмом подходят к своей просветительской миссии. Это мероприятие было создано в качестве помощи первокурсникам в непростом выборе научного пути.
Особую роль в поддержании мотивации студентов играет их участие в просветительских проектах, одним из которых является Декада профессиональной грамотности. Данный проект был инициирован Студенческим научным советом и ориентирован на школьников 9-11 классов с целью помочь им в выборе будущей профессии. Каждый день Декады посвящается одной из сфер жизнедеятельности человека, в которой современный гражданин должен хорошо разбираться. Программа каждого направления включает в себя несколько раундов творческих мастерских для учащихся средних общеобразовательных школ. В течение Декады державин-цы проводят для старшеклассников интерактивные уроки в сфере юриспруденции, национальной безопасности, экономики и финансов, культуры и искусства, журналистики, медицины и психологии. Интерактивные уроки студенты проводят на площадках партнеров Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина - местах будущего трудоустройства выпускников: Избирательной комиссии Тамбовской облас-
ти, Тамбовском отделении Центрально-Черноземного банка ПАО «Сбербанк России», телекомпании «Новый Век», Управлении МВД России по г. Тамбов, Центральной станции скорой медицинской помощи г. Тамбов и др. Проходит Декада раз в семестр и при этом с каждым разом методика проведения становится все более совершенной, а наполняемость каждого дня более интересной, интенсивной и познавательной. За три сезона в Декаде приняло участие в общей сложности более 2500 обучающихся 9-11 классов средних общеобразовательных школ г. Тамбов и области.
Кроме предоставления возможности студентам участвовать в научных и просветительских мероприятиях для выделения и поощрения наиболее активных в научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов используется рейтинг. Студенты с наибольшими показателями рейтинга и имеющие солидный научный задел рекомендуются к присуждению всероссийских, областных, городских и университетских стипендий и грантов.
2. Создание дополнительных возможностей для научного становления студентов
С целью создания дополнительных возможностей для научного становления студентов и формирования у них дополнительных компетенций в университете проводятся общеуниверситетские тренинги и семинары. В 2017 г. на базе университета были проведены тренинги по технологии написания научного текста (профессор А.С. Щербак), инновационной деятельности, бизнес-планированию. В 2018 г. общеуниверситетское СНО планирует провести тренинги по мастерству публичной защиты научных работ, основам организации студенческого научного самоуправления, правовым аспектам организации собственного бизнеса. Все тренинги носят «общий» характер и ориентированы на студентов разных направлений подготовки. Тренинги проводятся преимущественно студентами старших курсов и являются своего рода школой лидерства и наставничества, когда более опытные студенты передают опыт студентам младших курсов. Кроме того, методической доминантой при проведении тренингов и семинаров выступает система проблемных интерактивных заданий
[13; 14], позволяющая лучше и быстрее усвоить практико-ориентированные аспекты изучаемых тем.
Кроме проведения тренингов общеуниверситетское СНО выполняет информационную функцию, оповещая студентов об актуальных конкурсах и научных мероприятиях.
3. Создание в вузе единого общеуниверситетского научного пространства
Создание единого общевузовского студенческого научного пространства представляется одним из новых и важных направлений деятельности общеуниверситетского СНО, пронизывающее большую часть мероприятий. В рамках данного направления в вузе реализуется целый комплекс проектов: Внутривузовский слет студенческих научных объединений, просветительский проект «Державинский университет - открытый университет», месяц открытых занятий в студенческих научных кружках и центрах, областная выставка «Студенческая наука -обществу», издание нового периодического научного журнала «Державинский форум». Остановимся подробнее на каждом из них.
Внутривузовский слет студенческих научных объединений выступает одним из крупномасштабных мероприятий, направленным на взаимодействие студентов разных структурных подразделений, обмен опытом и реализацию междисциплинарных научных проектов. Слет проводится на ежегодной основе. Студенты разных структурных подразделений встречаются вместе, отчитываются о проделанной в рамках научных кружков и институтских/факультетских СНО работе, обсуждают перспективы развития студенческой науки в вузе.
Также студенты различных направлений подготовки участвуют в просветительском проекте Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина - «Державин-ский университет - открытый университет». Целью проекта является познакомить студентов разных направлений подготовки с ведущими учеными университета, руководителями и основоположниками существующих научных школ и направлений, а также с проблематикой их исследований. В 2017 г. участниками проекта выступили такие ученые университета, как д.ф.-м.н., профессор Е.С. Жуковский (математика), д.э.н., профессор В.Д. Мамонтов (экономика), д.ф.н., про-
фессор А.С. Щербак (филология), к.и.н., профессор В.Л. Дьячков (история), к.ф.н., доцент А.В. Прохоров (реклама и связи с общественностью), д.п., профессор П.Дж. Митчелл (лингвистика), к.ю.н., доцент Р.В. Зеле-пукин (юриспруденция), д.б.н., профессор Г.А. Лада (биология), д.э.н., профессор И.И. Смагин (экономика), д.б.н., профессор А.В. Емельянов (биология и экология). В общей сложности в просветительском проекте приняло участие 800 студентов. В 2018 г. проект планируется продолжить.
Месяц открытых занятий в студенческих научных кружках и центрах - это традиционное мероприятие, которое проводится в университете раз в семестр (ноябрь и март). В рамках месяца все студенческие научные кружки, центры и лаборатории открывают свои двери для студентов вуза. У каждого студента появляется возможность посетить кружок или центр, принять участие в его работе, познакомиться с новой специальностью и особенностями проведения исследовательской работы, встретиться с людьми и обменяться опытом.
Областная выставка «Студенческая наука - обществу» является еще одним проектом общеуниверситетского СНО, на котором студенты разных направлений подготовки представляют уже готовые результаты своей научной и инновационной деятельности, проводимой совместно с учеными университета. Двери выставки открыты как для студентов университета, так и для всех желающих жителей города Тамбов и области. Примерами совместных проектов студентов и преподавателей, которые уже находят практическое применение, могут служить не имеющее аналогов органическое удобрение «Микула», обеспечивающее увеличение скорости первичного компостирования почвы в четыре раза, сбалансированность по составу полезных веществ и микроэлементов, повышение сопротивляемости различным заболеваниям и, как итог, повышение урожайности культурных растений; макет системы контроля объектов, с помощью которой можно организовать работу теплицы и подачу растениям питательной среды, устанавливать подходящую температуру и влажность; совместный проект «Новые технологии эффективного использования беспилотных летательных аппаратов» под маркой "8ирегсаш"
представили ООО «Эко-Держава» и группа компаний «Беспилотные системы»; новые наноматериалы и нанотехнологии. Традиционно выставка и экспонаты вызывают большой интерес у посетителей, и каждый студент может увидеть, чего может реально достичь при усердии и кропотливой работе. Параллельно с выставкой студенты Державин-ского университета организуют короткие уроки-экскурсии, на которых в интерактивной форме рассказывают школьникам о том, как современные достижения науки используются в повседневной жизни.
«Державинский форум» - новый муль-тидисциплинарный журнал, целью которого является способствовать формированию единого общеуниверситетского студенческого научного пространства. Журнал помогает студентам познакомиться с научными изысканиями других студентов, аспирантов и молодых ученых. Отличительной особенностью журнала является то, что в его подготовке принимают участие как маститые ученые университета, так и студенты, активно занимающиеся наукой. Для них работа по рецензированию, редактированию и выпуску научной продукции станет школой научного лидерства и профессионального становления.
4. Развитие СНО в структурных подразделениях или тематических СНО
В рамках данного направления предполагается точечная работа со студенческим активом конкретного структурного подразделения или студентами определенного направления подготовки с целью разработки программы организации и примерной программы работы нового СНО. Особое значение для развития новых СНО имеет проведение специальных общеуниверситетских тренингов по методике организации работы студенческого научного самоуправления. Тренинги проводятся для лидеров студенческого актива.
5. Установление и расширение связей со СНО других вузов
В рамках данного направления предполагается проведение и участие студентов в межвузовских студенческих научно-практических мероприятиях, которые могут служить платформой для взаимодействия молодых исследователей между собой. При этом важно, чтобы межвузовские мероприятия любого уровня (областные, всероссийские,
международные) не ограничивались формальным представлением индивидуальных докладов на секциях, а были площадкой для совместной работы студентов в командах над общими проектами. Примером такого мероприятия, направленного на совместное решение поставленных научных проблем, может служить Областной слет студенческих научных объединений. На нем студенты пяти вузов Тамбовской области (ТГУ им. Г.Р. Державина, ТГТУ, МичГАУ, РАНХиГС и РосНОУ) встретятся вместе для совместной работы в смешанных командах по решению кейсов в рамках пяти форсайт-сессий по тематике Всероссийского фестиваля науки КЛИКЛ 0+ «Индустрия 4.0 BigData» («Экономическое развитие региона в глобальной информационной среде», «Правовая компетенция и информационная безопасность в условиях информатизации и глобализации», «Цифровые технологии в социальной среде», «Изучение новых материалов в наношкале: электронная микроскопия, рамановская спектроскопия, дифрактометрия», «Медицина будущего: использование BigData для определения курса лечения»).
На Слете у студентов будет возможность встретиться с экспертами по проблематике форсайт-сессий для установления профессиональных контактов. В перспективе установление связей с представителями СНО других вузов может способствовать развитию связей между СНО разных вузов для последующего участия студентов в общих межвузовских проектах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был представлен опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в развитии деятельности общеуниверситетского СНО. В ней были определены основные цели деятельности СНО: 1) повышение и поддержание мотивации студентов заниматься научно-исследовательской и инновационной деятельностью; 2) создание дополнительных возможностей для научного становления студентов; 3) создание в вузе единого общеуниверситетского научного пространства; 4) развитие СНО в структурных подразделениях или тематических СНО; 5) установление и расширение связей со СНО других вузов. Были приведе-
ны примеры мероприятий, направленных на
достижение каждой из обозначенных целей
деятельности общеуниверситетского СНО.
Список литературы
1. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10 (218). С. 75-82.
2. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Основные векторы развития студенческой науки в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17
3. Стромов В.Ю., Завьялов В.В. Роль общеуниверситетского студенческого научного журнала в формировании общеуниверситетского студенческого научного пространства: на примере периодического издания «Держа-винский форум» // Державинский форум. 2017. № 3. С. 9-12.
4. Завьялов В.В. Теоретические аспекты развития общеуниверситетского студенческого научного общества // Державинский форум. 2017. № 3. С. 104-114.
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации: письмо Министра образования РФ от 14.07.2003 г. № 15-5168/15-01-15. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Примчук Н.В. Студенческое научное общество как институт продвижения результатов научно-исследовательской деятельности // Человек и образование. 2010. № 1. С. 92-96.
8. Баранов А.А., Малашенко В.Н., Мурашова Н.А. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 95-100.
9. Дивненко З.А., Юдина Е.С. Студенческое научное общество как форма организации процесса формирования профессиональных компетенций молодежи // Университетское образование (МКУО-2015): сб. ст. 19 Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. М., 2015. С. 230-231.
10. Черватюк А.П. Научное студенческое общество на музыкально-педагогическом факультете // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 145-147.
11. Изимбергенов Н.И. Роль студенческих научных обществ в подготовке будущих врачей // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2011. № 2 (30). С. 98-102.
12. Янутш О.А. Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 6. С. 53-55.
13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.
14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
References
1. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Model' organizatsii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studen-tov v vuze [Model of organization of students' scientific and research activity]. Vysshee obrazo-vanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 10 (218), pp. 75-82. (In Russian).
2. Stromov V.Y., Sysoyev P.V. Osnovnye vektory razvitiya studencheskoy nauki v Tambovskom gosudarstvennom universitete im. G.R. Derzha-vina na sovremennom etape [Main vectors of organization of students scientific and research activity at Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 7-17. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-7-17. (In Russian).
3. Stromov V.Y., Zavyalov V.V. Rol' obshcheuni-versitetskogo studencheskogo nauchnogo zhur-nala v formirovanii obshcheuniversitetskogo studencheskogo nauchnogo prostranstva: na primere periodicheskogo izdaniya «Derzhavin-skiy forum» [Role of the university students' scientific journal in the formation of a university-wide student scientific environment: based on the periodical "Derzhavin Forum"]. Derzhav-inskiy forum - Derzhavin Forum, 2017, no. 3, pp. 9-12. (In Russian).
4. Zavyalov V.V. Teoreticheskie aspekty razvitiya obshcheuniversitetskogo studencheskogo nauch-nogo obshchestva [Theoretical aspects of development of university-wide students' scientific society]. Derzhavinskiy forum - Derzhavin Forum, 2017, no. 3, pp. 104-114. (In Russian).
5. Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012, Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [About education in the Russian Federation]. (In Russian). Available at: www.consultant.ru
6. Letter of the Minister of Education of the Russian Federation no. 15-51-68/15-01-15 of July 14, 2003, O razvitii studencheskogo samouprav-leniya v Rossiyskoy Federatsii [About development of students' autonomy in the Russian
Federation]. (In Russian). Available at: www. consultant.ru.
7. Primchuk N.V. Studencheskoe nauchnoe ob-shchestvo kak institut prodvizheniya rezul'tatov nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti [Students scientific society as an institution of promoting the research work results]. Chelovek i obrazovanie - Man and Education, 2010, no. 1, pp. 92-96. (In Russian).
8. Baranov A.A., Malashenko V.N., Murashova N.A. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo: proshloe, nastoyashchee, perspektivy [Student's scientific society: last, present, perspectives]. Vysshee ob-razovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).
9. Divnenko Z.A., Yudina E.S. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo kak forma organizatsii protsessa formirovaniya professional'nykh kom-petentsiy molodezhi [Students' scientific society as a form of organisation the process of professional competence of youth formation]. Sbornik statey 19 Mezhdunarodnoy nauchno-metodi-cheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu Pobedy v Velikoy Otechestvennoy voyne «Uni-versitetskoe obrazovanie (MKUO-2015)» [Proceedings of 19th International Scientific and Methodical Conference Dedicated to the 70th Anniversary of the Victory in The Great Patriotic War "University Education (ICUE-2015)"]. Moscow, 2015, pp. 230-231. (In Russian).
10. Chervatyuk A.P. Nauchnoe studencheskoe obshchestvo na muzykal'no-pedagogicheskom fa-kul'tete [Student's and postgraduate's scientific activity on musical and pedagogical faculty]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no. 9, pp. 145-147. (In Russian).
11. Izimbergenov N.I. Rol' studencheskikh nauch-nykh obshchestv v podgotovke budushchikh vrachey [Role of student's scientific societies in the preparation of future doctors]. Meditsinskiy zhurnal Zapadnogo Kazakhstana - Medical Journal of West Kazakhstan, 2011, no. 2 (30), pp. 98-102. (In Russian).
12. Yanutsh O.A. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo i nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov: tochki raskhozhdeniya i soprikosnoveniya [Student scientific society and scientific-research activity of students: points of difference and coincidence]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of the Herzen University], 2011, no. 6, pp. 53-55. (In Russian).
13. Makhmutov M.I. Problemnoe obuchenie. Os-novnye voprosy teorii [Problematic Education. Main Issues of Theory]. Moscow, 1975. (In Russian).
14. Lerner I.Y. Didakticheskie osnovy metodov obu-
cheniya [Didactical Basics of Methods of Educa- Acc^ted for- press 24 September 2017
tion]. Moscow, 1981. (In Russian). T_ .
Конфликт интересов отсутствует.
There is no conflict of interests.
Принята в печать 24.09.2017 г.
UDC 378.184
MODERN TRENDS IN THE ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY: THE EXPERIENCE OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN Vladimir Yurevich STROMOV
Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Rector Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected] Pavel Viktorovich SYSOYEV
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Students and Scholars' Research Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected] Vladimir Vladimirovich ZAVYALOV
President of Students' Scientific Council, Specialist of Students and Scholars' Research Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: [email protected]
The goals and objectives of the activities of the University-wide student scientific society (SSS), as well as the description of the experience of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in the development of student government in the scientific and research field are defined. Under the student scientific society we understand the voluntary and open association of students engaged in research and innovation activities. The union of students in the SSS can take place according to a number of factors: from the thematic focus of research to the belonging of students to a specific structural subdivision of the university. The organization of the SSS is carried out independently by members of the students' scientific asset. The activities of SSS are aimed at enhancing the opportunities for students to participate in research and innovation activities, popularizing science and its role in the student environment, establishing and supporting links with the SSS of other schools, but not replacing traditional research and research work in the curriculum. The authors sing out the following goals as the goals of the activity of the University of the SSS are sgned out: 1) increasing and maintaining the motivation of students to engage in research and innovation activities; 2) creation of additional opportunities for the scientific formation of students; 3) the creation in the university of a single university-wide scientific space; 4) development of student scientific societies in structural divisions or thematic SSS; 5) establishment and expansion of ties with student scientific societies of other universities. The achievement of each of the designated goals of the activities of the university-wide SSS with concrete examples of activities illustrated.
Keywords: students' research work; Tambov State University named after G.R. Derzhavin; students' research activity; students' scientific society; innovative activity
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16
Для цитирования: Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Современные направления деятельности общеуниверситетского студенческого научного общества: опыт Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 7-16. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16.
For citation: Stromov V.Y., Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Sovremennye napravleniya deyatel'nosti obshcheuniversi-tetskogo studencheskogo nauchnogo obshchestva: opyt Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [Modern trends in the activities of the university students' scientific society: the experience of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 7-16. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-7-16. (In Russian, Abstr. in Engl.).