Научная статья на тему 'Студенческое научное общество как фактор личностнопрофессионального саморазвития в социально-культурной сфере'

Студенческое научное общество как фактор личностнопрофессионального саморазвития в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY / STUDENT SCIENCE / SCIENTIFIC RESEARCHES / SOCIOCULTURAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Панкова Елена Игоревна

В статье рассматривается феномен студенческого научного общества как особый социальнокультурный институт, как некоммерческая мультифункциональная общественная организация, объединяющая на добровольных началах учащихся вуза, призванная содействовать профессиональному становлению начинающих исследователей. Студенческое научное общество представляет собой добровольное объединение студентов в форме самостоятельной самодеятельной организации на основе общих интересов в области научно-исследовательской деятельности. Эта организация обеспечивает развитие в сфере свободного времени, где студент может высказать и обсудить свои идеи и творческие замыслы, протестировать свои способности аргументировать и презентовать результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Панкова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY AS A FACTOR OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

The phenomenon of students’ scientific society is considered in the article as special welfare institute. The students’ scientific society is considered as the non-profit multifunctional public organization, which uniting on a voluntary basis pupils of higher education institution. This organization was designed to promote professional formation of the beginning researchers. The students’ scientific society represents voluntary association of students in the form of the independent amateur organization. The students’ scientific society is the basis of common interests in the field of research activity. This organization provides development in the sphere of free time where the student can state and discuss the ideas and creative plans, test the abilities to reason and present results of a research.

Текст научной работы на тему «Студенческое научное общество как фактор личностнопрофессионального саморазвития в социально-культурной сфере»

ТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

УДК 378.18

Е. И. Григорьева1, Е. И. Панкова

2

Российский государственный социальный университет 'Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье рассматривается феномен студенческого научного общества как особый социально-культурный институт, как некоммерческая мультифункциональная общественная организация, объединяющая на добровольных началах учащихся вуза, призванная содействовать профессиональному становлению начинающих исследователей. Студенческое научное общество представляет собой добровольное объединение студентов в форме самостоятельной самодеятельной организации на основе общих интересов в области научно-исследовательской деятельности. Эта организация обеспечивает развитие в сфере свободного времени, где студент может высказать и обсудить свои идеи и творческие замыслы, протестировать свои способности аргументировать и презентовать результаты исследования.

Ключевые слова: студенческое научное общество, студенческая наука, научные исследования, социально-культурный институт.

ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА - доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA - Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of art and artistic creativity, Russian State Social University, Honored worker of higher professional education of the Russian Federation

2ПАНКОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА - аспирант кафедры культуроведения и социокультурных проектов факультета культуры и искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

PANKOVA ELENA IGOREVNA - doctoral student of Department of cultural studies and sociocultural projects, Faculty of Culture and Arts, Tambov State University named after GR Derzhavin

e-mail: grigorev_tmb@list.ru1, vitlen.85@mail.ru2 © Григорьева Е. И., Панкова Е. И., 2017

E. I. Grigoryeva1, E. I. Pankova2

Russian State Social University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Wilhelm Pieck str., 4, bld. 1, 129226, Moscow, Russian Federation

2Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation

STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY AS A FACTOR OF PERSONAL-PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

The phenomenon of students' scientific society is considered in the article as special welfare institute. The students' scientific society is considered as the non-profit multifunctional public organization, which uniting on a voluntary basis pupils of higher education institution. This organization was designed to promote professional formation of the beginning researchers. The students' scientific society represents voluntary association of students in the form of the independent amateur organization. The students' scientific society is the basis of common interests in the field of research activity. This organization provides development in the sphere of free time where the student can state and discuss the ideas and creative plans, test the abilities to reason and present results of a research.

Keywords: student scientific society, student science, scientific researches, sociocultural institute.

Для цитирования: Григорьева Е. И., Панкова Е. И. Студенческое научное общество как фактор личностно-профессионального саморазвития в социально-культурной сфере // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 193-199.

Студенческое научное общество (СНО) в современном вузе представляет собой общественное объединение студентов, принимающих активное участие в научно-организационной и исследовательской работе. Студенческое научное общество — это некоммерческая мультифункциональ-ная, общественная организация, объединяющая на добровольных началах учащихся вуза, призванная содействовать профессиональному становлению начинающих исследователей. Студенческое научное общество — это типичный социально-культурный институт, поскольку представляет собой добровольное объединение студентов в форме самостоятельной самодеятельной организации на основе общих интересов в области научно-исследовательской деятельности [3].

Студенческие научные общества осуществляют свою деятельность на принци-

пах самоуправления, открытого характера деятельности, духа взаимного уважения и культуры научного общения студентов. СНО является коллегиальным органом, который формируется из обучающихся, это объединение молодых, креативных, увлечённых исследовательской деятельностью людей. Вопросы создания, организации и деятельности регулируются на открытых отчётно-выборных конференциях студентов.

Работа СНО строится как система оказания поддержки членам СНО в организации научной работы, самообразовании и повышении уровня профессиональных знаний, расширении диапазона научно-исследовательской деятельности, повышении качества образования. В результате СНО становится творческим общественным объединением студентов и аспирантов, повышающих собственный профес-

сиональный уровень на основе проведения научных исследований, заинтересованных в развитии и совершенствовании научной работы в институте, а также в повышении своего профессионального имиджа.

СНО помогает выявить неравнодушных, пытливых, любопытных студентов, имеющих близкие научные интересы, приветствуя любую инициативу, предоставляет каждому студенту возможность реализовать своё право на творческое и интеллектуальное развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

Студенческое научное общество вуза имеет собственные руководящие и исполнительные органы, создаваемые для реализации целей и задач СНО, организации его деятельности: студенческое научное общество, как правило, опирается на его актив, включающий в себя председателя СНО, заместителя председателя, председателей секций Совета СНО и членов секций, куда входят по несколько представителей научных кружков соответствующего профиля. Как правило, студенческое научное общество интегрирует несколько подразделений, каждое из которых успешно реализует специфические задачи.

СНО ведёт активную работу, направленную на координацию деятельности студенческих научных кружков кафедр и лабораторий, на содействие в публикации и внедрении в практику результатов научной работы студентов, на оказание помощи студентам в участии в научных конференциях, симпозиумах, семинарах, научных съездах, на предоставление всей имеющейся информации о проводящихся конференциях и грантах [2].

В задачи СНО также входит: организация ежегодных научных студенческих

конференций (недель студенческой науки), университетских конкурсов студенческих научных работ, отчётно-информационных конференций.

СНО - самостоятельная организация студентов, дающая им возможность реализовать себя в качестве молодых профессионалов не только в рамках учебного процесса (на основе единства учебного и научно-исследовательского процессов), но и за рамками традиционных учебных занятий, в их дополнение, а также в сфере свободного времени, где в компании сверстников студент может высказать и обсудить свои идеи и творческие замыслы, протестировать свои способности к аргументации и презентовать результаты изысканий. Таким образом, магистральным направлением деятельности СНО является развитие творческих способностей студентов.

В частности, в работе СНО целесообразно выделить следующие направления: научно-исследовательское (участие в реализации инновационных инициативных научных проектов совместно с ведущими учёными вуза); культурно-творческое (обогащение содержания досуга студенческой молодёжи, развитие всех видов художественного, социально-политического и технического творчества и т.д.); воспитательно-развивающее (организация интерактивных культурно-воспитательных мероприятий, тренингов личностного саморазвития студента).

Студенческое научное общество предусматривает научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу студентов; выступления с докладами на международных, всероссийских, региональных, городских, вузовских конференциях, конгрессах, симпозиумах; общение с учёными разных поколений; подготовку к посту-

плению в аспирантуру; культурный обмен и контакты с российскими и зарубежными учебными заведениями, научными, общественными, коммерческими организациями; участие в проводимых научно-просветительных и досуговых мероприятиях, что обеспечивает благоприятные условия для становления и научного роста молодых специалистов.

Участие в студенческом научном обществе способствует получению молодым специалистом глубоких профессиональных знаний, что делает его более конкурентоспособным на рынке труда и более привлекательным для работодателя (наличие публикаций, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, активность в общественной жизни в процессе учёбы).

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важнейшим компонентом вузовской подготовки и требует внедрения в учебно-воспитательный процесс обучающе-исследовательского подхода и научно-исследовательской деятельности.

Активное участие в НИРС развивает мыслительные способности, умение логично и детально анализировать проблему, находить способы её разрешения. Студент-исследователь гораздо быстрее осваивает умения грамотно излагать свои мысли на бумаге, более эффективно и продуктивно работает над курсовыми и выпускной квалификационной работами. Реализация задач, связанных с представлением результатов научной работы на различного рода научных мероприятиях, позволяет совершенствовать ораторские способности, навыки аргументации, умения взаимодействовать с аудиторией, навыки публичных выступлений [4].

Участие в научном обществе помогает подготовиться к поступлению в аспирантуру. Конкурс при поступлении в аспирантуру достаточно высок, следовательно, активным членам СНО выдержать его гораздо легче, поскольку они более подготовлены и мотивированы на серьёзную научную деятельность, имеют опыт участия в научных мероприятиях и многочисленные публикации в научных журналах и сборниках. Часто активным членам СНО предоставляется приоритетное право на поступление в аспирантуру. Студенты, ориентированные на карьерный профессиональный рост, осознают, что абсолютное большинство руководителей предприятий, организаций в своё время заканчивали аспирантуру и имеют учёную степень кандидата или доктора наук.

Быть членом СНО очень престижно, поскольку это элитная организация студентов, которая поможет им выбрать правильный путь в науке, добиться высоких результатов, обеспечивает участников необходимой для этого информацией.

Помимо прочего, участие в СНО открывает для студента возможность получения стипендий, грантов, ценных призов и иных материальных выгод.

Социально-культурные аспекты функционирования студенческого научного общества заключаются в том, что участие в деятельности СНО - это интересный, творческий процесс, позволяющий молодым людям реализовать себя, обеспечить перспективами профессионального роста и задать тренд на жизненный успех. СНО предоставляет студентам привилегии и перспективы самореализации (возможность реализовать личностный потенциал, проявить свою креативность и научно-исследовательские способности); обеспе-

чивает достижение успешного карьерного роста (за счёт обогащения опытом работы с людьми, приобретения навыков принятия решений и чёткого выполнения поставленных задач); организует интересные встречи, новые знакомства, научные командировки (апробация результатов исследования, выступления на научных мероприятиях различного уровня — от вну-тривузовских до международных).

НИРС предполагает осуществление научно-исследовательской, научно-орга-низационной,научно-проектной, координационной, внедренческой и иной деятельности. Стратегия студенческого научного общества связана с расширением интеллектуального поля жизни студентов, выявлением в их среде интеллектуальных лидеров нового поколения.

В современном вузе НИРС осуществляется в двух видах (НИРС, встроенная в учебный процесс, и НИРС, дополняющая учебный процесс).

Первый вид выполняется в соответствии с ГОС ВО и учебным планом, обеспечивается методическими пособиями и предусматривает учебно-исследовательскую работу в рамках реализации основной образовательной программы конкретного направления подготовки. Ведущими формами НИРС являются: выполнение научного реферата, лабораторной,курсовой или квалификационной работы; осуществление индивидуальных научно-исследовательских работ; научно-исследовательская деятельность в рамках учебной, производственной или преддипломной практики [1].

Участие в студенческом научном обществе относится ко второму виду НИРС и предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы

высшего образования, способствует более глубокому и полному освоению методов научных исследований. Ведущими формами подобной активности становятся студенческие научные кружки, клубы, проблемные группы, лаборатории — любые творческие объединения, а также дни науки, студенческие научно-методологические семинары, научные конференции, секции, «круглые столы», дебаты; «открытые кафедры», научно-исследовательские программы, факультативы и специальные курсы для студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности; организационно-массовые (в том числе состязательные) мероприятия (конкурсы научных студенческих работ, олимпиады по дисциплинам и специальностям, интеллектуальные игры и викторины; смотры-конкурсы курсовых, дипломных, учебно-исследовательских работ, дискуссионные клубы, симпозиумы, школы молодых исследователей и т.д.) различного уровня; выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ и научных проектов, научных публикаций, финансируемых как из средств вуза, так и из внешних (хозяйственные договоры, гранты и т.д.) источников. В ряде вузов функционируют студенческие образовательные театры, регулярно организующие студенческие постановки, спектакли, конкурсы, презентации, торжественные посвящения в студенты первокурсников, посвящения в члены научного студенческого сообщества и другие мероприятия.

СНО во многом способствует расширению сотрудничества и взаимосвязей с подразделениями вуза, другими вузами региона, международного сотрудничества с зарубежными вузами при выполнении совместных исследований, использовании

результатов студенческих исследований в учебном процессе или социально-культурной деятельности, позволяет пропагандировать научно-исследовательские достижения молодёжи. В этом контексте следует подчеркнуть активное содействие студенческого научного общества в налаживании, развитии и расширении связей с другими вузами, межвузовских контактов, что повышает статус и престиж вуза.

Осуществление международного сотрудничества с другими вузами способствует изучению и освоению отечественного и зарубежного опыта организации НИРС, обмену информацией, обобщению и внедрению передового опыта и инноваций в организационно-методическую работу в целях повышения эффективности деятельности СНО.

В современных условиях саморазвитие участника студенческого научного общества также связано с информационно-просветительной работой в стенной газете или в соответствующем сообществе Интернета, на студенческом сайте или форуме. В сети Интернет формируются особые досуговые научные сообщества, деятельность которых опирается на информационно-телекоммуникационные системы и технологии. В виртуальной среде осуществляются научные проекты интернет-площадок (порталы, форумы, сайты, социальные сети) и мероприятий (клубы, сообщества, онлайн-встречи, конференции, конкурсы, проектные сессии), которые обеспечивают активное взаимодействие различных исследователей и заинтересованных лиц по вопросам развития и продвижения инноваций; способствуют популяризации научных достижений учащейся

молодёжи и поднятию престижа молодёжной науки [5].

Таким образом, студенческое научное общество — это особый социально-культурный институт, осуществляющий свою деятельность на принципах самоуправления, открытого характера деятельности, духа взаимного уважения и культуры научного общения студентов.

Студенческое научное общество позволяет студенту в рамках исследовательской деятельности максимально приблизиться к практике, смоделировать будущую профессиональную деятельность, получить навыки творческого решения прикладных задач, эффективного взаимодействия в процессе выполнения совместных работ, обмена опытом с ведущими специалистами в конкретных областях научного знания, аргументации и отстаивания своих позиций.

В рамках функционирования СНО осуществляется поиск и привлечение наиболее одарённых студентов к целенаправленной научной и научно-организационной работе в различных научных и творческих коллективах, освоению инноваций в различных областях знания; отбор и продвижение наиболее активных и перспективных студентов для их использования в качестве кадрового ресурса инновационных структур научно-технического предпринимательства, ориентированных на создание наукоёмкой продукции, нововведений, учитывающих международные стандарты и достижения. Всё это позволяет сделать вывод о мощном потенциале студенческого научного общества в обеспечении социально-культурных условий личностного саморазвития молодёжи.

^ Образование в сфере культуры вИШг 1

Примечания

1. Багуцкий Н. В. Студенческие сообщества как субъект гражданских отношений в современном российском контексте : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы / Багуцкий Николай Владимирович ; Саратовский государственный технический университет. Саратов, 2006. 157 с.

2. Жоголева О. Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодёжи : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы / Жоголева Оксана Рудольфовна ; Тюменский государственный университет. Тюмень, 2007. 192 с.

3. Завьялов Д. А. Студенческие научные общества Санкт-Петербургского университета в конце XIX - начале XX в. : дис. на соиск. учён. степ. кандидата исторических наук : 07.00.02 -отечественная история / Завьялов Дмитрий Анатольевич ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2006. 338 с.

4. Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Мясникова Татьяна Вячеславовна ; Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2010. 185 с.

5. Певзнер В. М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Певзнер Виталий Михайлович ; Новгородский государственный университет имени Ярослава мудрого. Великий Новгород, 2005. 182 с.

References

1. Bagutsky N. V. Studencheskie soobshchestva kak sub»ekt grazhdanskikh otnoshenii v sovremen-nom rossiiskom kontekste. Diss. kand. sotsiolog. nauk [Student community as a subject of civil relations in the modern Russian context. Cand. sociolog. sci. diss.]. Saratov, 2006. 157 p.

2. Zhogoleva O. R. Vliyanie vneuchebnoi vospitatel'noi deyatel'nosti vuza na protsess sotsializa-tsii studencheskoi molodezhi. Diss. kand. sotsiolog. nauk [Influence of non-educational activities of the University in the process of socialization of student's youth. Cand. sociolog. sci. diss.]. Tyumen, 2007. 192 p.

3. Zavyalov D. A. Studencheskie nauchnye obshchestva Sankt-Peterburgskogo universiteta v kontse XIX - nachale XX v. Diss. kand. istor. nauk [Students' scientific societies of the St. Petersburg university at the end of XIX - the beginning of the 20th century. Cand. hist. sci. diss.]. St. Petersburg, 2006. 338 p.

4. MyasnikovaT. V. Razvitie tvorcheskogo potentsiala studentov uchrezhdenii srednego profession-al'nogo obrazovaniya v studencheskom nauchnom obshchestve. Diss. kand. ped. nauk [Development of creative potential of students of institutions of secondary vocational education in the student scientific society. Cand. ped. sci. diss.]. Cheboksary, 2010. 185 p.

5. Pevzner V. M. Pedagogicheskii potentsial studencheskogo samoupravleniya v sovremennom vuze. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical potential of student self-government in modern University.]. Velikiy Novgorod, 2005. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.