Научная статья на тему 'Социально-культурные условия личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ'

Социально-культурные условия личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SELF-DEVELOPMENT / STUDENT YOUTH / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY / RESEARCH ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Гладких Валентина Владимировна, Панкова Елена Игоревна

В статье рассматривается проблематика личностного саморазвития студенческой молодёжи в условиях научных обществ. Раскрывается содержание работы студенческого научного общества, способствующего саморазвитию личности. Уделяется внимание поэтапной работе научно-исследовательской деятельности в рамках студенческого научного общества, которая при целенаправленной и систематической работе становится мощным фактором социокультурного воспитания. Особого внимания заслуживают результаты экспериментальной работы с целью обоснования организационно-педагогических особенностей личностного саморазвития молодёжи в рамках деятельности студенческих научных обществ, которые позволили определить степень включённости респондентов в деятельность студенческих научных обществ, а также выявить актуальные проблемы и перспективные направления личностного саморазвития студентов-исследователей. Предпринятые компаративный анализ и обобщение опыта социально-культурной деятельности студенческих научных обществ в России и за рубежом, а также социологический опрос позволили выявить целевую направленность, организационные подходы, содержательные направления и ведущие формы досуговой деятельности, что послужило основой для разработки модели и программы личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Гладких Валентина Владимировна, Панкова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF YOUTH IN THE ACTIVITY OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES

The article deals with the problems of personal self-development of students in the context of scientific societies. The content of the work of the student scientific community, promoting self-development of the individual, is revealed. Attention is paid to the phased work of research activities within the framework of the student scientific community, which, with purposeful and systematic work, becomes a powerful factor in socio-cultural education. Special attention should be paid to the results of experimental work in order to substantiate the organizational and pedagogical features of personal selfdevelopment of young people in the activities of student scientific societies, which allowed to determine the degree of inclusion of respondents in the activities of student scientific societies, as well as to identify current problems and promising directions of personal self-development of students and researchers. The comparative analysis and generalization of the experience of socio-cultural activities of student scientific societies in Russia and abroad, as well as a sociological survey, made it possible to identify the target orientation, organizational approaches, content areas and leading forms of leisure activities, which served as the basis for developing a model and program for personal self-development of young people in the activities of student scientific societies.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ»

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ

Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА,

доктор культурологии, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета, Москва, Россия

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Валентина Владимировна ГЛАДКИХ,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж, Россия

e-mail: vaiu@mail.ru

Елена Игоревна ПАНКОВА,

аспирантка 4 курса по направлению подготовки 44.06.01. Образование и педагогические науки (профиль 13.00.05 Теория, методика и организация социально-культурной деятельности) Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия

e-mail: vitlen.85 <vitlen.85@mail.ru

В статье рассматривается проблематика личностного саморазвития студенческой молодёжи в условиях научных обществ. Раскрывается содержание работы студенческого научного общества, способствующего саморазвитию личности. Уделяется внимание поэтапной работе научно-исследовательской деятельности в рамках студенческого научного общества, которая при целенаправленной и систематической работе становится мощным фактором социокультурного воспитания.

Особого внимания заслуживают результаты экспериментальной работы с целью обоснования организационно-педагогических особенностей личностного саморазвития молодёжи в рамках деятельности студенческих научных обществ, которые позволили определить степень включённости респондентов

в деятельность студенческих научных обществ, а также выявить актуальные проблемы и перспективные направления личностного саморазвития студентов-исследователей. Предпринятые компаративный анализ и обобщение опыта социально-культурной деятельности студенческих научных обществ в России и за рубежом, а также социологический опрос позволили выявить целевую направленность, организационные подходы, содержательные направления и ведущие формы досуговой деятельности, что послужило основой для разработки модели и программы личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ.

Ключевые слова: саморазвитие, студенческая молодёжь, студенческое научное общество, научно-исследовательская деятельность, социокультурное воспитание.

SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF YOUTH IN THE ACTIVITY OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES

Elena I. Grigorieva, Full Doctor of Cultural Studies, Professor of the Department of Arts and Artistic Works of the Russian State Social University, Moscow, Russia

e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Valentina V. Gladkikh, Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Foreign Languages, Federal State State Military Educational Establishment of Higher Professional Education VUNC Air Force "Air Force Academy named after Professor N. Е. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", Voronezh, Russia

e-mail: vaiu@mail.ru

Elena I. Pankova, 4th year graduate student in the direction of training 44.06.01. Education and pedagogical sciences (profile 13.00.05 Theory, methods and organization of social and cultural activity)

of the Tambov State University named after G. R. Derzhavina, Tambov, Russia e-mail: vitlen.85 <vitlen.85@mail.ru

The article deals with the problems of personal self-development of students in the context of scientific societies. The content of the work of the student scientific community, promoting self-development of the individual, is revealed. Attention is paid to the phased work of research activities within the framework of the student scientific community, which, with purposeful and systematic work, becomes a powerful factor in socio-cultural education.

Special attention should be paid to the results of experimental work in order to substantiate the organizational and pedagogical features of personal self-development of young people in the activities of student scientific societies, which allowed to determine the degree of inclusion of respondents in the activities of student scientific societies, as well as to identify current problems and promising directions of personal self-development of students and researchers. The comparative analysis and generalization of the experience of socio-cultural activities of student scientific societies in Russia and abroad, as well as a sociological survey, made it possible to identify the target orientation, organizational approaches, content areas and leading forms of leisure activities, which served as the basis for developing a model and program for personal self-development of young people in the activities of student scientific societies.

Key words: self-development, student youth, student scientific society, research activities, social and cultural education.

С возрастанием значимости человеческого фактора в условиях глобальных социокультурных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности предъявляются качественно новые запросы к темпам преобразований в знаниях, умениях и способностях человека [7], расширяются требования соответствия личности динамике социальных процессов, к её способности противостоять негативным воздействиям внешней среды посредством управления собственным развитием.

В контексте перехода системы высшего образования на новые поколения стандартов высшего образования некоторое смещение сложилось в ориентирах подготовки специалистов. В частности, среди универсальных компетенций существенную значимость приобрели способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, а также способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки. Тем самым личностная компетентность и направленность на саморазвитие, готовность к целенаправленному самоизменению [4] становятся необходимыми условиями социальной успешности и благополучия, а также духовно-нравственных и профессиональных свершений человека. Находясь в числе приоритетов профессиональной подготовки, личностное саморазвитие проявляется как процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения личностной сферы студента, становится неотъемлемым условием саморазвития и формирования субъектности, актуализации творческого потенциала будущего специалиста. Следовательно, обоснование проблемы личностного саморазвития человека выступает как одно из условий прогрессивного развития общества.

Проблематика личностного саморазвития студенческой молодёжи находится в центре внимания научной общественности - представителей различных направлений гуманитарного знания. Саморазвитие позиционируется как фундаментальная способность, высшая ценность и доминирующая потребность; особый вид социальной активности индивида, в ходе которой личность выступает как субъект и объект развития, базирующегося на процессе общения и деятельности, актуализации разнообразных способностей.

Саморазвитие рассматривается как качественное, необратимое, направленное изменение личности, отличающееся осознанным и активным участием личности в его осуществлении посредством управления направленной на саморазвитие деятельностью и образом жизни [3].

Сущность и содержание саморазвития представляют собой субъективно управляемый, творческий процесс, в основе педагогических подходов к которому лежат направленность на самоусовершенствование,

духовно-творческую деятельность, искание смысла жизнедеятельности и самореализации через активное взаимодействие с другими.

В этом контексте движение личности в персоногенезе рассматривается как динамика от объектной адаптивности к субъектному управлению жизненной ситуацией, способностью использовать внешние условия в решении внутренних задач, а также достигать самостоятельно определяемые цели [9].

Заслуживает особого внимания деятельность широко распространённых в России и за рубежом студенческих научных обществ (СНО), представляющих собой специфичный феномен социально-культурной деятельности. Это особый тип социально-культурного института, обладающий мощным педагогическим потенциалом воздействия на личность молодого человека, который активно используется в образовательной и социально-воспитательной работе отечественных и зарубежных вузов. Появившись в XIX веке, студенческие научные общества прошли длительный путь эволюции, превратившись в мощный фактор социализации, профессионального совершенствования и саморазвития личности.

Содержание работы студенческого научного общества предусматривает освоение участниками базовых навыков научно-исследовательской деятельности, интегрирующих общенаучные методики, характерные для нескольких смежных областей научного знания, обобщённо отражающих научную специфику профессиональной области.

Студенческие научные общества помогают усвоить аналитико-рефлек-сивные методы, методы поиска, анализа, обработки и презентации научной информации, а также основы экспертизы научных результатов. Члены студенческого научного сообщества эффективно формируют научно-исследовательскую компетентность, связанную со способностью использовать различные источники информации, информационные ресурсы и технологии; анализировать и интерпретировать научную информацию; применять методы организации и осуществления прикладных научных исследований, включая анализ и обработку полученных результатов; обобщать и конструировать выводы и готовить отчёты по результатам исследования. Все перечисленные компоненты исследовательской компетентности обусловливают готовность студента к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию в меняющихся условиях современного социума, профессиональной и социокультурной деятельности. При этом критериями сформированности умений и навыков личностного саморазвития в процессе исследовательской деятельности в рамках студенческого общества могут быть глубина и всесторонность анализа профессиональной реальности; полнота выполняемых действий и операций; степень самостоятельности и обоснованности собственных выводов [3].

Научно-исследовательская деятельность при этом становится мощным фактором социокультурного воспитания, поскольку совместная исследовательская деятельность проходит в духе товарищества и взаимопомощи и способствует гражданскому становлению и духовно-нравственному развитию.

Студенческое научное общество является коллегиальным органом, формируемым из обучающихся: это объединение молодых, креативных, увлечённых исследовательской деятельностью студентов. Ведущими в деятельности студенческого научного общества являются принципы самоуправления, взаимного уважения и культуры научного общения, открытого характера деятельности студентов. Руководящие исполнительные органы студенческого научного общества создаются для организации деятельности и реализации поставленных в уставе целей и задач. Вопросы создания и организации деятельности решаются на открытых отчётно-выборных конференциях студентов. Актив студенческого научного общества, как правило, включает председателя СНО, заместителя председателя, председателей секций Совета СНО и членов секций, в которые входят представители научных кружков соответствующего профиля. Чаще всего студенческое научное общество интегрирует несколько подразделений, каждое из которых успешно решает специфические задачи. Студенческое научное общество ведёт активную работу, ориентированную на координацию деятельности студенческих научных подразделений, содействие внедрению в практику и публикации результатов научных работ, оказание помощи студентам в выступлениях на научных конференциях и семинарах, информационную работу о проводимых конференциях и грантах [1].

Работа студенческого научного общества строится как система оказания поддержки его членам, дающая им возможность реализовать себя в качестве молодых профессионалов не только в рамках учебного процесса (на основе единства учебного и научно-исследовательского процессов), но и за рамками традиционных учебных занятий, в их дополнение, а также в сфере свободного времени, где в компании сверстников студент может высказать и обсудить свои идеи и творческие замыслы, протестировать свои способности аргументировать и презентовать результаты изысканий. Тем самым магистральным направлением деятельности студенческого научного общества является развитие творческих способностей студентов. Студенческое научное общество помогает выявить неравнодушных, пытливых, любопытных студентов, имеющих близкие научные интересы. Научное объединение студентов приветствует любую инициативу, предоставляет каждому студенту реализовать своё право на творческое и интеллектуальное развитие личности в соответствии со способностями и потребностями [6].

В задачи СНО также входит: организация ежегодных научных студенческих конференций (недель студенческой науки), университетских конкурсов студенческих научных работ, отчётно-информационных конференций. В частности, в работе СНО целесообразно выделить следующие направления: научно-исследовательское (участие в реализации инновационных инициативных научных проектов совместно с ведущими учёными вуза); культурно-творческое (обогащение содержания досуга студенческой молодёжи, развитие всех видов художественного, социально-политического и технического творчества и т.д.); воспитательно-развивающее (организация интерактивных культурно-воспитательных мероприятий, тренингов личностного саморазвития студента).

Наиболее распространёнными организационными формами работы студенческих научных обществ выступают: массовые (научно-практические конференции и семинары, конкурсы научных студенческих работ, олимпиады, викторины, выставки творческих работ и т.д.); групповые (кружки, защита проектов, «круглые столы», конструкторское бюро, встречи с представителями предприятий, экскурсии и т.д.); индивидуальные (консультации, написание исследовательских работ; выполнение экспериментально-конструкторских работ, патентно-информационных исследований; подготовка рефератов, докладов и т.д.) мероприятия [2].

Студенческое научное общество предусматривает научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу студентов; выступления с докладами на конференциях, конгрессах, симпозиумах различного уровня; культурный обмен, общение и взаимодействие с учёными разных поколений, создание благоприятных условий для становления и развития молодых специалистов; подготовку к поступлению в аспирантуру; контакты с российскими и зарубежными учебными заведениями, научными, общественными, коммерческими организациями; участие в проводимых научно-просветительных и досуговых мероприятиях [5].

С целью обоснования организационно-педагогических особенностей личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ осуществлен констатирующий эксперимент в вузах четырёх российских регионов (Воронеж, Казань, Москва, Тамбов), методом которого послужил социологический опрос. На основе применения типа многоступенчатой квотной выборки в каждом регионе было опрошено по 100 студентов, пропорционально обучающихся на первом, втором, третьем, четвёртом курсах бакалавриата и магистратуры. В выборку попали 137 (34%) юношей и 263 (66%) девушки. В задачи эксперимента входило определение степени включённости респондентов в деятельность студенческих научных обществ, а также выявление актуальных проблем и перспективных направлений личностного саморазвития студентов-исследователей.

Опрос показал, что его участники в целом положительно оценивают эффективность собственного участия в работе студенческого научного общества. Результаты свидетельствуют об имеющихся ресурсах для существенной активизации научной активности, в силу чего воспитательная работа вуза должна быть направлена на поощрение и стимулирование активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности, воспитание активистов-организаторов студенческого научного общества, а также участников оргкомитетов научных мероприятий и изданий.

Половина опрошенных положительно относится к работе в качестве организатора научного сообщества, следовательно, в учебно-воспитательном процессе вузов следует уделять больше внимания развёртыванию исследовательской проектной деятельности творческих коллективов, интегрирующих студентов, аспирантов, молодых преподавателей и маститых учёных, с тем чтобы начинающим исследователям легче было проявить себя в качестве активиста или инициативного лидера.

В ходе исследования установлено, что публичное представление результатов исследования в большинстве случаев ассоциируется у студентов с проблемами и трудностями. Поэтому организаторам НИРС крайне важно подготовить студента к выступлению не только с точки зрения завершённости исследования: обучающийся должен быть психологически готов и заинтересован в широком обсуждении достигнутых результатов. Поэтому столь важны публичные выступления перед друзьями и близкими (сокурсниками, участниками совместного исследования и т.п.) в небольших объединениях по интересам (научных кружках, лабораториях) или на небольших по масштабу и значимости научных мероприятиях (коллоквиумах, семинарах, журнальных клубах и т.п.).

В ходе опроса констатировано, что большинство студентов (71%) считают себя подготовленными к презентации собственных исследований и технологически, и психологически. В то же время почти треть участников опроса крайне не уверены в себе и очень волнуются перед выступлениями. Поэтому научным руководителям важно разъяснить начинающему исследователю критерии успешности и технологии эффективной презентации научного сообщения или доклада; методики стимулирования интереса аудитории посредством риторических и психоэмоциональных техник.

Ведущей проблемой развития НИРС респонденты назвали слишком высокую загруженность в рамках образовательной деятельности, а также материальные трудности, толкающие студентов на подработки (чаще всего неквалифицированные). Как видим, важнейшими факторами оптимизации массового участия студентов в научном обществе может стать целенаправленная информационно-просветительная, агитационно-пропагандистская и разъяснительная работа (организуемые отнюдь не деканатом и кафедрами), а также обеспечение возможности для реализации

проектов и программ внедрения стартапов по результатам исследования, открывающим студентам перспективы для самореализации, социального лифта и построения карьеры.

Более 90% студентов согласны с тем, что их активное участие в работе студенческого научного общества существенно расширяет профессиональные знания, компетенции, умения и навыки. Поэтому особое внимание следует уделять формированию соответствующей профессионально-личностной направленности обучаемых.

Респонденты уверены в том, что работа в студенческом научном обществе активно расширяет круг их общения, что, в свою очередь, обеспечивает разностороннее профессионально-личностное саморазвитие молодого человека. Настораживает некоторый скепсис в этом контексте, высказанный студентами второго-третьего курсов. Следовательно, организатору социально-культурной деятельности необходимо активно использовать диалоговые и дискуссионные формы взаимодействия, развивающие коммуникативные способности, ораторские навыки, а также существенно расширяющие круг общения студентов.

Студенты признались в недостаточном опыте научной деятельности, поэтому крайне важно расширить участие в студенческом научном обществе старшеклассников, наладить активное взаимодействие со школьниками в реализации совместных проектов и профориентационной работе. Такие интегративные исследовательские группы могут функционировать под кураторством аспирантов или молодых учёных при консультативной поддержке опытных исследователей. Необходимо расширять спектр научных интересов участников студенческого сообщества, с тем чтобы диапазон исследовательской деятельности распространялся на различные учебные курсы и отрасли научного знания, что, в свою очередь, обеспечит большее разнообразие векторов личностно-профессионального саморазвития и самореализации студента.

Проблема развития навыков профессионального взаимодействия рассматривается участниками опроса в качестве важного содержательного направления работы студенческого научного общества, что актуализирует обеспечение активного профессионального взаимодействия с коллегами и потенциальными работодателями, что поможет расширить возможности для трудоустройства и социального лифта студентов.

Ответы участников характеризуют недостаточные статус студенческих научных обществ в российских вузах, а также ориентацию студентов на саморазвитие и самостоятельное достижение успеха. Это свидетельствует либо о недостаточной активности организаторов НИРС вузов, либо о слабой информированности относительно научных мероприятий для обучающихся. Как видим, организаторам НИРС в своей работе следует обратить особое внимание на повышение статуса и укрепление

имиджа студенческих научных обществ, а также оказать педагогическую поддержку саморазвитию и самореализации студента. Крайне раздражают обучаемых излишние заорганизованность и бюрократизм в подходе к научно одарённым студентам. В то же время продуманной и адресной должна быть информационная работа и социальная реклама, направленная на продвижение научных исследований.

В ходе исследования констатирована проблема организации информационной и консультационной работы студенческого научного общества. Поэтому организаторам социально-культурной деятельности необходимо творчески использовать диалоговые информационно-просветительные, дискуссионные и коучинговые технологии для развёртывания соответствующей профильной работы со студентами.

Опрошенные студенты крайне обеспокоены проблемой трудоустройства, они не уверены в том, что научная активность облегчит поиск работы. Поэтому организаторам НИРС и социально-культурной деятельности необходимо разрабатывать и реализовывать программы, связанные с ярмарками рабочих мест, проектных идей, студенческих стартапов, в том числе через развёртывание системы шоу-туров, продвигающих достижения студенческой науки.

Большинство опрошенных студентов (83%) полагает, что активное участие в работе студенческого общества может послужить залогом успешности в дальнейшей перспективе, в будущем. Исследование позволило сделать вывод о том, что как на уровне социума, так и на уровне личностной активности студента существует недооценка значимости научной работы, занижен статус науки как социального института. Только 37% респондентов указали, что стремятся участвовать в интерактивных дискуссионных научных мероприятиях и программах. Следовательно, необходимо всемерно повышать статус научной деятельности и научной активности, разъяснять работодателям зависимость высоких профессиональных компетенций от успешности и активности в научной деятельности. Также следует стимулировать межличностное взаимодействие студентов по научной проблематике, проводить мероприятия клубного дискуссионного типа, стимулирующие многообразные коммуникации.

Таким образом, предпринятые компаративный анализ и обобщение опыта социально-культурной деятельности студенческих научных обществ в России и за рубежом, а также социологический опрос позволили выявить целевую направленность, организационные подходы, содержательные направления и ведущие формы досуговой деятельности, что послужило основой для разработки модели и программы личностного саморазвития молодёжи в деятельности студенческих научных обществ [8].

Современные студенческие научные организации помогают их участникам эффективно освоить профессиональные компетенции, начать

исследовательскую деятельность, сделать насыщенным свой досуг. СНО представляет собой открытую систему и выступает мощным средством личностного саморазвития студента, способствующим формированию исследовательских умений специалиста, владеющего адекватными методиками и компетентного в решении исследовательских задач, способного расширять и модернизировать сферу профессиональной деятельности.

Литература

1. Багуцкий Н. В. Студенческие сообщества как субъект гражданских отношений в современном российском контексте : дис. на соиск. учён. степени кандидата социологических наук : 22.00.04 / Багуцкий Николай Владимиро-вич.-Саратов, 2006. - 157 с.

2. Григорьева Е. И., Панкова Е. И. Инновационные формы личностного саморазвития студентов в условиях научного общества // Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования : сборник научных трудов Высшей школы музыки имени А. Шнитке (институт) РГСУ. Вып. IV. - Москва : Изд-во ООО «Буки-веди». 2018. - С. 365-374.

3. Жоголева О. Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодёжи: дис на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.04 / Жоголева Оксана Рудольфовна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т].-Тюмень, 2007. - 192 с.

4. Куликов Д. С. Саморазвитие банковского служащего как акмеологический фактор его личностно-профессионального развития : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.13 / Куликов Дмитрий Сергеевич ; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - Москва, 2011. - 182 с. : ил.

5. Лармин О. В. Эстетическое воспитание и развитие молодёжи. - Москва : Изд-во Московского университета, 1978. - 196 с.

6. Милицина И. В. Культурная самоидентификация студенчества : дис. на соиск. учён. степ. кандидата культурол. Наук : 24.00.01. - Челябинск, 2000. - 82 с. : ил.

7. Мокерова Ю. В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ : дис. на соиск. учён. степ. кандидата социологических наук : 22.00.06 / Мокерова Юлия Викторовна. - Екатеринбург, 2006. - 72 с.

8. Симанова Н. А. Обоснование категории саморазвития личности в контексте ограниченной возможности бытия // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск : Институт региональных проблем Российской государственности на Северном Кавказе, 2010. - Выпуск 12.-С. 246-250.

9. Степанова В. Е. Философско-методологические основания саморазвития личности : дис. на соиск. учён. степ. кандидата философских наук : 09.00.11 / Степанова Валентина Егоровна.-Якутск, 2003. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.