Научная статья на тему 'Реализация саморазвития личности в деятельности студенческойнаучно-исследовательской лаборатории'

Реализация саморазвития личности в деятельности студенческойнаучно-исследовательской лаборатории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / САМОРАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDIVIDUAL / STUDENT / SELF-DEVELOPMENT / RESEARCH LABORATORY / DIRECTIONS / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Л.И.

В статье представлено содержание работы студенческой научно-исследовательской лаборатории «Социально-педагогический проект» (СНИЛ «СП-проект»), в которое автором, как организатором данного подразделения, было включено семь основных направлений, соответствующих возможным видам деятельности студентов и преподавателей (организационная, научно-исследовательская, практическая социально-педагогическая, социально-досуговая, социально-полезная, методическая, просветительско-агитационная). Акцентирована роль студенческой лаборатории в создании условий для саморазвития личности в развивающей образовательной среде. Данная форма внеаудиторной работы в учреждении высшего образования помогает обогатить содержание деятельности студентов, придать ей личностно и социально значимый смысл, применить развивающие личность способы, обеспечить возможности для самоутверждения и самореализации. Описанный в статье опыт может быть использован при организации работы научно-исследовательских лабораторий студентов в учреждениях высшего образования, а также научных обществ старшеклассников и учащихся других учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN STUDENT RESEARCH LABORATORIES

The article presents the contents of the work of student research laboratory "Socio-pedagogical project" (SSRL "SP Project"), in which the author, as the lider of this unit, included seven main areas, corresponding to possible activities of students and teachers (organizational, research, practical socio-pedagogical, social, recreational, social and useful, methodical, educational). She emphasized the role of student lab in creating conditions for self-development in developing educational environment. This form of extracurricular work in an institution of higher education helps to enrich the content of the activities of the students, to give it personally and socially meaningful sense to apply educational identity ways to provide opportunities for self-assertion and self-realization. Described in the article the experience can be used in the organization of the research laboratories of students in institutions of higher education and scientific societies of senior pupils and students of other institutions.

Текст научной работы на тему «Реализация саморазвития личности в деятельности студенческойнаучно-исследовательской лаборатории»

УДК 378.015.311:378.147.091.33-027.22-057.875

РЕАЛИЗАЦИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Селиванова Л.И.

В статье представлено содержание работы студенческой научно-исследовательской лаборатории «Социально-педагогический проект» (СНИЛ «СП-проект»), в которое автором, как организатором данного подразделения, было включено семь основных направлений, соответствующих возможным видам деятельности студентов и преподавателей (организационная, научно-исследовательская, практическая социально-педагогическая, социально-досуговая, социально-полезная, методическая, просветительско-агитационная). Акцентирована роль студенческой лаборатории в создании условий для саморазвития личности в развивающей образовательной среде. Данная форма внеаудиторной работы в учреждении высшего образования помогает обогатить содержание деятельности студентов, придать ей личностно и социально значимый смысл, применить развивающие личность способы, обеспечить возможности для самоутверждения и самореализации. Описанный в статье опыт может быть использован при организации работы научно-исследовательских лабораторий студентов в учреждениях высшего образования, а также научных обществ старшеклассников и учащихся других учреждений. Ключевые слова: личность, студент, саморазвитие, научно-исследовательская лаборатория, направления, социально значимая деятельность.

THE ACTIVITIES OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT IN STUDENT RESEARCH LABORATORIES

Selivanova L.I.

The article presents the contents of the work of student research laboratory "Socio-pedagogical project" (SSRL "SP Project"), in which the author, as the lider of this unit, included seven main areas, corresponding to possible activities of students and teachers (organizational, research, practical socio-pedagogical, social, recreational, social and useful, methodical, educational). She emphasized the role of student lab in creating conditions for self-development in developing educational environment. This form of extracurricular work in an institution of higher education helps to enrich the content of the activities of the students, to give it personally and socially meaningful sense to apply educational identity ways to provide opportunities for self-assertion and self-realization. Described in the article the experience can be used in the organization of the research laboratories of students in institutions of higher education and scientific societies of senior pupils and students of other institutions.

Keywords: individual, student, self-development, research laboratory, directions, socially significant activity.

Введение. Актуальность и практическая значимость педагогического исследования идеи саморазвития личности в настоящее время сохраняется в связи с поиском путей влияния целостного образовательного процесса на личностное развитие, возможностей создания условий для разностороннего саморазвития личности обучающихся. Исследование данной проблемы было связано с одним из приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований на 2011-2015 годы: 11.11. «Теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инновационного развития национальной системы образования Республики Беларусь» [1], исполнением финансируемой темы НИР М 1159 «Идейно-нравственное саморазвитие личности как основа становления социальной компетентности личности учащейся и студенческой молодежи», осуществляемой по ГПНИ «История, культура, общество, государство» (подпрограмма «Образование» на 2011-2015 гг.) под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Ф.В. Кадола. Разработка рассматриваемой проблемы продолжается в ходе накопления и ана-

лиза опыта работы студенческих объединений. В публикации автора данной статьи Л.И. Селивановой уже описывался опыт организации и планирования работы студенческой научно-исследовательской лаборатории [2]. Дальнейшее исследование акцентирует задачи практической реализации саморазвития студенческой молодежи средствами социально-значимой деятельности, организуемой в данном случае по направлениям работы научно-исследовательской лаборатории (на примере СНИЛ «Социально-педагогический проект» кафедры педагогики учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Ско-рины»).

Основная часть. Социально-педагогическое содержание деятельности студентов, заявленное и в названии лаборатории, и в направлениях ее работы, а также основной способ реализации этого содержания (социальное проектирование) обусловлен не только необходимостью подготовки студентов к будущей профессии (педагог социальный), но и уникальными возможностями создания при этом условий для разностороннего саморазвития личности. Ведь в процессе

проектирования и осуществления студентами различных видов социально значимой деятельности открываются богатейшие возможности для восприятия личностью социальных ценностей, овладения опытом общественного поведения, нравственного самосовершенствования, творческой самореализации. «Методические рекомендации отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе РИВШ по организации воспитательной, социальной и идеологической работы в учреждениях высшего образования на 2015 - 2016 учебный год» отмечают: «Участие студентов в реализации социальных проектов является одной из эффективных форм воспитания. Социальный проект можно превратить в реальное дело, если предоставить молодежи возможность проявить инициативу, обеспечить необходимые ресурсы и педагогическую поддержку» [3]. Социальное проектирование, связанное с детализацией, осмыслением, реализацией и рефлексией предстоящей работы с социальными объектами, является эффективным способом стимулирования саморазвития личности средствами разнообразной деятельности студентов, придания ей общественно и лич-ностно значимого характера.

К социально значимой мы относим деятельность, результатом которой является освоение социальных ролей, содержанием - общественно значимое дело, а мотивом - общественная значимость, отвечающая в то же время индивидуальным возможностям, стремлениям личности к творческой самореализации, потребности к самосовершенствованию. Д. И. Фель-дштейн, раскрывая в своих трудах сущность социально-полезной деятельности учащихся, подчеркивает, что ее содержанием является «общественно полезное дело», а мотивом - «социальная польза, отвечающая потребности в самовыражении личности, творчески относящейся к общему делу» [4, с. 104]. В развернутой социально значимой деятельности реализуются потребности личности в общении, новых взаимоотношениях, познании себя, других людей, окружающего мира. «В деятельности происходит осмысление новых социальных ролей и осмысление их значимости» [5, с. 10]. Как видим, в сущностную характеристику социально значимой деятельности включаются ее мотивы, содержание и результаты.

Роль социально значимой деятельности акцентируется в нормативных документах современной системы образования. В частности, упомянутые выше «Методические рекомендации...» [3] подчеркивают, что «сегодня очень важно вовлекать молодежь в общественно значимую социальную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции и получения опыта конструктивного решения социальных проблем». Кодекс Республики Беларусь об обра-

зовании среди требований к воспитанию в системе образования выделяет «создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности» (статья 18) [6, с. 20].

Идея творческой самореализации в личностно и социально направленной деятельности заложена в эмблему студенческой лаборатории «Социально-педагогический проект». Каждый из ее участников (как студенты, так и преподаватели) своим карандашом обогащает содержание общей работы, направленной на социально-педагогическую поддержку общества, а также личностное и профессиональное самосовершенствование.

Студенческие проекты, реализуемые в УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Ско-рины», начинаются с молодежных инициатив, вовремя поддержанных кафедрами, факультетами, ректоратом. Ежегодно в нашем университете реализуются более 10 проектов с общим количеством участников творческих групп 350 человек. Так, в республиканском молодежном конкурсе проектов «100 идей для Беларуси» ежегодно принимают участие порядка 15 идей, заявленных в различных номинациях. Участие членов лаборатории в проектах, приносящих реальную пользу людям, государству - наиболее действенный механизм стимулирования нравственного саморазвития личности, формирования у молодых людей нравственного отношения к жизни, истинного патриотизма.

Через проекты СНИЛ «Социально-педагогический проект» и направления работы лаборатории реализуются такие виды социально значимой деятельности, как трудовая, учебная, культурно-массовая, художественно-эстетическая. Рассмотрим примеры проектирования и реализации разновидностей социально значимой деятельности и ее влияния на саморазвитие личностных качеств студентов.

Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. Труд студенческой молодежи для учреждения образования направлен на укрепление его материальной базы. Обучающиеся приводят в порядок все необходимое для учебно-воспитательной работы, участвуют в ремонте помещений, оборудовании кабинетов, лабораторий. Наиболее значимой инициативой, поддержанной государством, является создание студенческих отрядов с целью привлечения молодежи к общественно-полезному труду, приобретения ими профессиональных навыков. Социальные проекты осуществляются студентами ежегодно в летний период в созданных строительных и педагогических отрядах. Трудовые объединения студентов оказывают помощь в сезонные времена года

аграриям. Так, в октябре 2015 года наши студенты вошли в университетский отряд помощи сельскохозяйственному комбинату «Восток» в уборке урожая моркови. Важными в этой акции оказались дисциплинированность и трудолюбие студентов. При реализации таких проектов обучающиеся приобретают не только профессиональный и трудовой опыт в различных социальных сферах, но и опыт нравственно-практической деятельности.

По типу общественно значимой выстраивается и учебная деятельность студенческой молодежи. Социальная и личностная направленность данного вида деятельности закладывается, начиная с мотивацион-ной составляющей, и продолжается в содержательной и в процессуальной ее сторонах. Учебная деятельность представляет собой уникальную возможность включения в коллективную деятельность, в процессе которой в специально организованной ситуации создаются условия для освоения личностью новых отношений, функций, ролей.

Непосредственная подготовка к моделированию социальных проектов студенческой лаборатории осуществляется применением на учебных занятиях технологии проектного обучения, ознакомлением с данной технологией на заседаниях лаборатории. На подготовительном этапе осуществляются: выбор и обоснование темы и цели проекта, отбор источников информации, разработка последовательности технологического процесса, мотивация и методическое обеспечение будущего проекта, выявление социальных и индивидуальных мотивов. Технологический этап включает действия студентов по проблематизации, концептуализации, программированию, планированию и организации проекта. Выполняются операции, предусмотренные проектом, определение проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу, выявление точек несоответствия и причин выявленных затруднений, определение целей и их согласование, разработка концепции проекта, необходимых мероприятий для достижения целей проекта, разработка плана достижения поставленных целей, организация деятельности в соответствии с программой и планом проекта. Завершающий этап представляет собой защиту проекта с представлением его результатов, а также экспертизу проекта независимой комиссией или экспертной группой. Разработка студентами социальных проектов формирует их способности к аналитико-прогно-стической деятельности, моделированию развивающих пространств в окружающем социуме, координации совместной деятельности социума и учреждения образования. Значимость этих способностей показывает студентам важность умений выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или

иную деятельность, анализировать внутренние ресурсы (педагогические, информационные, учебно-воспитательные), ресурсы социума (кадровые, творческие, материально-технические, финансовые) с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.

При организации социально-познавательной деятельности студентов используются активные способы обучения и воспитания, которые, с одной стороны, реализуют задачи масштабного проекта по формированию социальной компетентности обучающихся и, с другой стороны, по своей структуре и результатам превращаются в коллективные социальные проекты. Так, изучение творчества педагогов-классиков превращает практическое занятие в творческий отчет группы по проекту. День рождения выдающегося педагога ХХ века Василия Александровича Сухомлинского и празднование Дня учителя определили в дальнейшем тему заседания лаборатории «Педагогическое кредо: «Быть настоящим человеком». К выбору данной темы подтолкнули трудности студентов в формулировании своего педагогического кредо, отражающего собственные убеждения и стремления в профессии. Мы исходили из того, что недостаток знаний о будущей профессии, несформирован-ность мировоззрения и равнодушие к самопроявлению, - те «пороки», которые разрушают не только профессиональные, но и жизненные цели личности. В совместном рассуждении были определены пути формирования позитивного образа педагога и его деятельности: изучение положительных примеров педагогической деятельности, упражнения в целеполагании, самовыражении, творчестве. В плане подготовки перед студентами были заранее поставлены задачи: ознакомиться с отдельными трудами выдающегося педагога, определить фрагменты для проигрывания и обсуждения, подготовить для представления свое будущее профессиональное кредо. Главным результатом коллективного погружения в профессию было утверждение наиболее эффективного педагогического кредо, подсказанного В.А. Сухомлинским: «Быть настоящим человеком».

Социально направленной формой организации учебной деятельности студентов являются тематические семинары. Так, программа семинара, организованного в рамках шведских социальных проектов «Профилактика наркозависимости - теория и практика» и «Булыжники и розы», включала в себя изучение теоретических аспектов актуальнейшей социальной проблемы наркомании (статистика наркозависимости в г. Гомеле, причины ее возникновения, особенности профилактики). Изучение теоретических положений чередовалось с подвижными играми, упражнениями, которые снимали накопившиеся за время беседы напряжение и усталость. Второй день семинара был организован в

форме тренингов. Студенты перевоплотились в подростков, чтобы в иной социальной роли лучше усвоить приемы работы. Став участниками тренинга, группа подробно познакомилась с двумя темами, которые предлагаются девушкам-подросткам «Уверенность в себе» и «Алкоголь и наркотики». Как отмечали студенты, «было весело, но в тоже время удивительно, насколько самые простые конкурсы, упражнения, подвижные игры, задания сплачивают коллектив группы, дают раскрыться каждому участнику и в тоже время несут в себе огромное количество полезной информации». При знакомстве с формами работы с подростками группы риска проигрывались негативные жизненные ситуации, осуществлялся коллективный поиск вариантов выхода из них. Усвоенные способы работы активно используются студентами при реализации собственных проектов.

Включенное нами в общий проект формирования социальной компетентности студенческой молодежи практическое взаимодействие с учреждениями способствует изучению опыта работы специалистов социальных служб, в частности, Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей, Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Гомельского городского социально-педагогического центра и приюта, Гомельского государственного детского дома, Вспомогательной школы-интерната №5 г. Гомеля, средних школ. Студенты непосредственно в учреждениях знакомятся с их структурой, целями, задачами, особенностями обучающихся, изучают функциональные обязанности работников, личные дела воспитанников, документы, отражающие работу по защите прав ребенка, реабилитационную, коррекционную и профилактическую деятельность специалистов, методические материалы, содержащие ценный практический опыт. Социально-педагогические проекты участников лаборатории реализуются на базе этих учреждений, осуществляющих социальный заказ на решение проблем различных групп риска.

В сложный по подготовке и годовой по продолжительности превращается уже ставший традиционным проект тематической межуниверситетской предметной олимпиады по основам психологии и педагогики, опыт проведения которой транслируется в научной и периодической печати с 2012 года [7]. Нами была разработана концепция, технология проведения и содержание этой олимпиады. Мотивирующую, организаторскую, стимулирующую и другую деятельность участников данного проекта отражают названия и характеристика его шагов: решительный, проектировочный, разрешительный, подготовительный, проблемный, реализующий, оценочный, рефлексивный.

В первый год олимпиада по основам психологии и педагогики объединила борьбу 9 команд из 4 университетов темой «Саморазвитие личности». В 2013 году состязалось уже 11 команд из 7 высших учебных заведений, в том числе из Минска, Гродно, Мозыря, Брянска (Россия). В настоящее время олимпиада имеет международный статус и показывает итоги студенческих проектов по актуальным проблемам личности, социума, нравственности, творчества, а в этом году -инновации.

Основным видом социально значимой деятельности студентов в лаборатории является научно-исследовательская деятельность. Она сопровождает все направления работы студентов в лаборатории, показывает результаты в выступлениях, докладах, тезисах, статьях и других формах представления научного исследования. Следует в то же время сказать, что данный вид деятельности из всех вышеперечисленных изначально наименее понятен студентам, требует специального разъяснения и дополнительного стимулирования. Мотивация студентов к участию в научно-исследовательской работе начинается с использования метода убеждения в ходе научных мероприятий, к которым привлекаются студенты уже с первого курса. Приведем текст мотивирующего выступления Л.И. Селивановой, автора данной статьи.

«Студенту о научно-исследовательской деятельности: открытое обращение.

Что такое наука? Наука - это сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и синтез новых знаний, которые описывают природные или общественные явления, позволяют построить причинно-следственные связи и прогнозировать. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Это сухой язык справочника, объясняющий сущность феномена «наука», но мало привлекающий обычного молодого человека. Попробую рассказать о науке другими словами.

В судьбе современного человека наука может пройти через несколько ступеней роста. Во-первых, наука - это деятельность, которая связана с любым самостоятельным исследованием явлений, процессов живой и неживой природы, исследованием того, что окружает нас, и того, что находится внутри человека (его тела, души, духа).

На второй ступени наука может стать работой. Наше государство достигло того уровня развития, когда эта работа стимулируется материально

(например, осуществляются доплаты за ученые степени и звания). Кроме того, работа ученого становится своеобразным социальным лифтом, является основанием для повышения в должности.

И третья ступень представления науки - это жизнь. Исследование придает ей вкус, особую остроту, когда что-то не выходит, горечь утраты и сладость победы. Страсть исследования лишает сна, потому что научная мысль не дает уснуть, выстраивает цепочки, рождает идеи в тишине ночи. Кстати, не бойтесь этого. Если следить за своим физическим здоровьем, хотя бы делать зарядку и вовремя питаться, жизненных ресурсов хватит на обычную жизнь. Более того, еще великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что умственная деятельность продлевает жизнь.

Продолжая свою мысль о том, что наука - это жизнь, хочу сказать, что в науке, как в жизни, часто бывают интересные встречи, бурное соперничество, тесные союзы и, к сожалению, расставания. Особую роль играет ученичество и учительство. Ведь, как говорят, Нобелевского лауреата может воспитать только Нобелевский лауреат, потому что наука для него - это образ жизни. Сотрудничество глубочайшей мудрости и рискованной молодости дает ярчайшие и даже великие научные плоды. Именно в этом случае наука становится смыслом жизни. Человек получает личностную стратегию и преданную любовь на долгие годы.

Вы делаете свои первые шаги в направлении научной деятельности, пока еще первой ступеньки в развитии науки в вашей жизни. Желаю вам прочувствовать вкус этой деятельности, самостоятельности и настойчивости в достижении научных результатов, собственных открытий и побед!»

Как видим, данные слова опираются на основные мотивы научно-исследовательской деятельности студентов: стремление к исследованию, научному поиску, возможности внести собственный вклад в решение проблем, понимание их общественной и личностной значимости. Авторы учебного пособия «Психология высшей школы» М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Канды-бович отмечают: «Большинство студентов воспринимают участие в исследовательской работе как часть их подготовки к будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем научная деятельность студентов - это в известной степени способ самовыражения личности, ее самоутверждения в жизни» [8, с. 142-143]. Добавим, что в результате самоутверждения, одной из форм саморазвития личности, у студентов в ходе научно-исследовательской деятельности появляются ощущения собственной нужности, полезности, удовлетворения достижениями, осознание недостатков, т. е. мотиваторы дальнейшего самосовершенствования.

Метод примера научной деятельности применяется при привлечении студентов к участию в конференциях преподавателей. Студенты не только наблюдают за демонстрацией научно-методической и научно-практической работы зрелых ученых и соискателей научных степеней, учатся анализировать и рационально использовать информацию, но и получают возможность показать результаты собственных исследований.

Свой первый научный опыт участники лаборатории традиционно представляют на студенческих конференциях, университетских, республиканских и международных. Многие наши студенты тщательно выбирают научно-исследовательскую проблему, работают над ней 3-4 года и выходят на серьезную практическую реализацию (проекты, программы), публикуют результаты, получают за них дипломы ежегодного республиканского конкурса научно-исследовательских работ. Продолжают разработку проблемы в магистерских диссертациях. Здесь следует подчеркнуть, что научно-исследовательские проблемы студенческих проектов имеют яркую социальную направленность: социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетная семья и ее влияние на социализацию детей, социальная ответственность родителей, гендерная социализация школьников в условиях современного образования, методика работы социального педагога по профилактике отчуждения подростков от семьи и др.

Ярким достижением СНИЛ «Социально-педагогический проект» является освещение исследуемых вопросов в публикациях периодического рецензируемого сборника научных статей преподавателей и студентов «Профессионализм социального педагога: проблемы и пути совершенствования» [9]. Работа над содержанием и макетом сборника приобретает характер проектной деятельности. Статьи, написанные студентами, имеют как теоретический, так и прикладной характер. С одной стороны, в них излагается фактический материал, необходимый для последующей практической деятельности, с другой -статьи служат образцом научно-исследовательского подхода в постановке и разрешении поставленных социальных проблем. Часть сборника представлена работами студентов, которые написаны ими на основе изучения справочной и научной литературы при выполнении курсовых и дипломных работ и в рамках деятельности студенческой лаборатории. В разделе сборника, написанном преподавателями, раскрываются методологические основы профессионализма социального педагога, основные принципы и закономерности социально-педагогических исследований. Обращается внимание на понятийный аппарат научного социально-педагогического исследования и, в частности, уточняются такие понятия, как «воспитание», «социализация», «диагностика», «эксперимент» и др. Авторы стремятся сделать доступными для понимания студентов многие

аспекты организации и проведения научных исследований. В частности, в сборниках показан пример проведения формирующего эксперимента, раскрыта сущность общенаучных, математических и статистических методов, приведены конкретные примеры их использования в социально-педагогическом исследовании. Весьма полезен для проведения студентами диагностических исследований материал о таких методах диагностики, как тестирование, беседа, наблюдение и других.

Выход на практическую реализацию разработанных социально-педагогических студентами проектов обеспечиваются в ходе культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности молодежи, которые помогают осознать общественный и личностный характер человеческих взаимоотношений. Особую роль в данном случае играет организационно-общественная работа, в которой постоянно возникают ситуации, требующие оценок и решений в системе «я и общество», «я и другие люди». Интересным опытом и достижением в организации социально значимой культурно-массовой деятельности студентов лаборатории является проведение профилактических и реабилитационных мероприятий в форме игры, сказочной постановки, концерта и других. Досуговые программы для детей включают различные творческие номера, сценки, игры, загадки, сказки. Так, 31 октября 2015 года студенты реализовали игровую программу для воспитанников приюта Гомельского городского социально-педагогического центра. Студенты сначала расшевелили ребят загадками и знакомой подвижной игрой «Морские фигуры». Понравились ребятам игры на внимательность «Что изменилось?», на воображение и развитие творческих способностей «Крокодил. Животные», на координацию «Коленочки», «Три, тринадцать, тридцать пять». Особенно приятным для нас был смех ребят в играх «Прищепки» и «Несмеяна». Завершением встречи стал импровизированный концерт умений ребят. В ходе акции студенты угощали детей конфетами, не только организовывали, но и сами с удовольствием участвовали в играх, общались с ребятами, давали им советы, разбирали споры, тепло обнимали их, брали на руки.

При обсуждении результатов концертных социально-педагогических акций, проведенных для воспитанников детского дома, студенты подчеркивают возможности не только проявления творческих способностей, но и душевных качеств: «Казалось бы, простые номера, но столько искренности было вложено в них, столько тепла! Каждый вложил часть своей любви и своего сердца. Дети смотрели на нас, как на настоящих сказочников, которые пришли и подарили каждому улыбку и сладкий сюрприз. И эта улыбка вернулась к нам - это было самой большой наградой за наши старания! Место волшебству и празднику

должно быть в каждом сердце, и так важно именно сейчас стать для кого-то волшебником, особенно для тех, кому это очень нужно». Простимулированное нравственное саморазвитие осуществляется в нравственно-практической деятельности студентов и закрепляется в рефлексии осознанными выводами и выражением чувств.

Практическая социально-педагогическая деятельность участников лаборатории, изначально организуемая как направление работы СНИЛ «Социально-педагогический проект», получает продолжение в работе созданного при кафедре педагогики волонтерского отряда «Созвездие». Фотоматериалы, отражающие социально значимый опыт студентов, отмечены дипломом и кубком победителя республиканского конкурса «Волонтер года - Доброе сердце» в номинации «Волонтерские дела в фотообъективе». Автор данной статьи, являясь инициатором создания и руководителем студенческого волонтерского отряда «Созвездие», регулярно делится в публикациях и материалах сайта университета замечательным опытом оказания помощи детям-инвалидам, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приемных семей, престарелым людям и ветеранам Великой Отечественной войны.

При характеристике просветительско-агитаци-онной деятельности участников лаборатории следует выделить следующие аспекты: вовлечение в проектную деятельность студентов и преподавателей факультета психологии и педагогики, других факультетов и университетов; агитационно-разъяснительная работа с учащимися, студентами, педагогами; выпуск стенгазет о деятельности участников проектов; подготовка выпусков факультетской газеты «Инсайт»; опубликование статей в газете «Гомельский университет» о работе участников проектов; информирование общественности о ходе реализации проектов через сайт факультета, периодическую печать; презентация опыта и результатов проектов на семинарах, школе кураторов, педсоветах; подготовка материалов для фотовыставок по социальной проблематике; участие в республиканских научно-практических конференциях; участие в конкурсах воспитательных проектов; публикация материалов научно-методического обеспечения проектов.

Здесь следует отдельно сказать о деятельности лаборатории по возобновлении выпуска студенческой газеты «Инсайт», которая в течение 3-х лет подробно сопровождала работу СНИЛ «СП-проект» и в настоящее время вновь стала факультетской газетой. Как отмечается в методических рекомендациях Республиканского института высшей школы, «в развитии молодежного движения важным направлением остается поддержка имиджа молодежных объединений в университетских СМИ. Необходимо освещать вопросы, про-

блемы, опыт и достижения молодежных общественных объединений, а также актуальные направления реализации молодежной политики в Республике Беларусь» [3]. Создание концепции и структуры газеты, исследование интересующей молодежь проблематики, организация редколлегии, взаимодействие в «пробах пера», подготовка выпусков, презентация номеров и полученного опыта на конференциях, выставках, конкурсах, социальных сетях, - все это превратило студенческую газету «Инсайт» в настоящий социальный проект. Газета помогает осуществлять рефлексию и одновременно популяризацию различных видов деятельности студентов, стимулирует саморазвитие личности.

Заключение. Реализация задачи разностороннего саморазвития личности осуществляется в нашем исследовании посредством разнонаправленной социально значимой деятельности молодежи при разворачивании работы студенческой научно-исследовательской лабора-

тории «Социально-педагогический проект». Выбранные направления и содержание работы студентов в рамках лаборатории (организационная, научно-исследовательская, практическая социально-педагогическая, социально-полезная, методическая, просветительско-аги-тационная, социально-досуговая) охватывают все сферы и виды социально значимой деятельности, которая, в свою очередь, является важнейшим средством для саморазвития, профессионального и личностного. В результате профессионального саморазвития существенно углубляются теоретические знания участников лаборатории, их профессиональные навыки по избранной специальности. Личностное саморазвитие выражается не только в совершенствовании интеллектуальных способностей, аналитических, исследовательских умений, но и закреплении устойчивой гражданской позиции, гуманистической направленности нравственных качеств, коммуникативной компетентности.

Список литературы

1. Об утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011 2015 годы : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 апреля 2010 г, № 585 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа : http://www.bsu.by/Cache/pdf/135923.pdf. Дата доступа : 04.04.2016.

2. Селиванова Л.И. Опыт организации и планирования работы студенческой научно-исследовательской лаборатории / Л.И. Селиванова // Вестник Полоцкого государственного университета. 2014. № 7. С. 12-18.

3. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

4. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.

5. Методические рекомендации отдела идеологической и воспитательной работы в высшей школе РИВШ по организации воспитательной, социальной и идеологической работы в учреждениях высшего образования на 2015 2016 учебный год [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы. Режим доступа : http://nihe.bsu.by/index.php/ru/otd-ivr. Дата доступа : 30.03.2016.

6. Кодекс Республики Беларусь об образовании: от 13 января 2011 года. Минск: Нац. Центр правовой информации. Респ. Беларусь, 2011. 400 с.

7. Селиванова Л.И. Предметная олимпиада как форма становления социальной компетентности студенческой молодежи / Л.И. Селиванова, Т.Г. Шатюк // Сацыяльна-педагапчная работа. 2012. № 9. С. 54-60.

8. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: учебное пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006. 416 с.

9. Профессионализм социального педагога: проблемы и пути совершенствования: сб. научных статей. Вып. 6 / редкол.: Ф.В. Кадол (науч. ред.), В.П. Горленко (отв. ред.), Л.И. Селиванова; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. Гомель, 2014. 264 с.

Об авторе

Селиванова Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины, selivanova.larisa2011@yandex.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.