сочинению самобытное звучание и во многом способствовали успеху романса.
В конце отметим еще одно очень важное свойство произведения - художественное достоинство романса заключается в том, что композитор находит чрезвычайно выразительные образно-смысловые музыкальные интонации, прямо вырастающие из реальной жизни. По мнению исследователей Азербайджанской музыки, романс стоит в одном ряду с лучшими шедеврами национальной камерно-вокальной лирики ХХ века [5].
Подытоживая рассмотрение некоторых черт камерно-вокального творческого пути К. Караева, с большой уверенностью можно сказать, что его музыка неотъемлемая часть нашей сегодняшней действительности. Произведения композитора неотделимы от живой атмосферы современности. Творчество ге-
ниального композитора непосредственно связано с богатыми традициями и накоплениями всей мировой музыки. В лице К. Караев азербайджанская музыка имеет замечательного композитора, плодотворно развевающего исторически укоренившиеся жанры европейской классики и родной музыки. Композитор стал лидером азербайджанской музыки благодаря своему многогранному таланту, совершенному творческому мастерству. Прекрасное искусство композитора получила широкое признание, как в Азербайджане, так и за ее пределами. Имя его заслуженно приобрело мировую известность. Произведения К. Караева занимают почётное место в репертуаре концертных программ лучших дирижеров зарубежных стран. Став композитором с мировым именем, он остался азербайджанским выдающимся композитором и открыл своим творчеством новые страницы в музыкальной культуре Азербайджана.
Библиографический список
1. Сеидов Т.М. Азербайджанская фортепианная культура ХХ века. Баку, 2006: 100 - 104
2. Абасова Э. О новаторских принципах Кара Караева. Баку, 2000: 16 - 18.
3. Композиторы Азербайджана. Баку, 1959: 74 - 77
4. Насирова К. Мелодика Кара Караева. Баку: Шерг-Герб, 2000: 305 - 309.
5. Композиторы Азербайджана. Баку: Ишыг, 1986; Т. 1: 55 - 61.
References
1. Seidov T.M. Azerbajdzhanskaya fortepiannaya kul'tura HH veka. Baku, 2006: 100 - 104
2. Abasova 'E. O novatorskih principah Kara Karaeva. Baku, 2000: 16 - 18.
3. Kompozitory Azerbajdzhana. Baku, 1959: 74 - 77
4. Nasirova K. Melodika Kara Karaeva. Baku: Sherg-Gerb, 2000: 305 - 309.
5. Kompozitory Azerbajdzhana. Baku: Ishyg, 1986; T. 1: 55 - 61.
Статья поступила в редакцию 29.07.16
УДК 378.1
Magin V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector for Educational Activities, North-Caucasus Federal University
(Stavropol, Russia), Email: va_magin@mail.ru
QUALITY OF UNIVERSITY'S ACADEMIC AND EDUCATIONAL PROCESS AS A PREVENTIVE AND COUNTERMEASURE FACTOR AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM AMONG YOUTH. The article discusses positive experience of North-Caucasus Federal University in applying countermeasures and preventive actions against extremism and terrorism among students. The work provides results of pedagogical and sociological research of international relations, ethno-cultural education and religious situation in regions of North-Caucasus Federal District. The paper describes successful implementation of an educational project of "Formation of the Russian Identity and Legal Culture Among Students in a Polyethnic Region", which basic mechanism of implementation is the contents of the educational process with special training courses focused on the formation of knowledge, skills, abilities and willingness to counteract terrorism, religious and political extremism among students. The article gives examples of students' extra-curricular activity organization aimed at development of traditional values of Russian multi-national culture, international and interconfessional friendship, learning the skills of conflict-free communication and opposition to socially dangerous behavior.
Key words: academic process, educational process, preventive actions against extremism and terrorism, citizen identity, patriotism.
В.А. Магин, д-р пед. наук, проф., проректор по воспитательной работе, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: va_magin@mail.ru
качество университетского образовательного и воспитательного процесса как фактор профилактики и противодействия экстремизму и терроризму в молодёжной среде
В статье раскрывается положительный опыт работы Северо-Кавказского федерального университета по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму в студенческой среде. Приводятся результаты педагогических и социологических исследований межнациональных отношений, этнокультурного образования и религиозной ситуации в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Представлен материал, характеризующий успешную реализацию образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе», основным механизмом реализации которого является наполнение учебного процесса специальными учебными курсами, направленными на формирование знаний, умений, способности и готовности противодействовать терроризму, национальному, религиозному и политическому экстремизму в студенческой среде. В статье приводятся примеры организации внеучебной деятельности студентов, нацеленной на воспитание традиционных для российской многонациональной культуры ценностей, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучению навыкам бесконфликтного общения и противостояния социально опасному поведению.
Ключевые слова: образовательный процесс, воспитательный процесс, профилактика экстремизма и терроризма, гражданская идентичность, патриотизм.
В современной сложной политико-экономической обстановке в мире одной из приоритетных задач образовательно-воспитательного направления деятельности вузов России является целенаправленная профилактика этнического и религиозного
экстремизма, гармонизация межэтнических отношений в молодёжной среде. В связи с этим, формирование общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и правовой культуры, установление межкультурного диалога в полиэтническом моло-
дежном социуме, оптимизация межэтнического и межконфессионального общения должны стать аксиомой деятельности вузов, способствующей эффективному противодействию экстремизму и терроризму в вузовском пространстве.
Реализация в вузах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации предусматривает комплексную системную работу преподавателей, сотрудников, студенческого актива в сфере гармонизации межэтнических отношений и профилактики экстремизма в молодёжной среде в рамках учебных курсов, научной деятельности, воспитательных мероприятий на уровнях академических групп, кафедр, направлений подготовки. Причем эта работа основана в первую очередь на связи диалектики этнического и общечеловеческого, которую хорошо описал Н.А. Бердяев: «Национальность есть бытийствен-ная индивидуальность, одна из иерархических ступеней бытия, другая ступень, другой круг, чем индивидуальность человека или индивидуальность человечества, как некоей соборной личности. Установление совершенного братства между людьми не будет исчезновением человеческих индивидуальностей, но будет их полным утверждением. И установление всечеловеческого братства народов будет не исчезновением, а утверждением национальных индивидуальностей» [1, с. 94].
Выстраивание в вузах работы по профилактике и борьбе с экстремизмом в молодёжной среде, предупреждению негативных проявлений студенческой активности осуществляется, как правило, на основе мониторинговых исследований состояния межэтнических и конфессиональных отношений.
Так, в конце 2015 года в рамках реализации государственного задания по проекту «Мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации; анализ проблем этнокультурного и исторического образования; анализ языковой политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа» нами проведён опрос обучающихся, их родителей и преподавателей о проблемах этнокультурного образования в Ставропольском крае. В исследовании приняли участие 100 учащихся старших классов школ, 100 студентов высших учебных заведений, 100 родителей и 100 учителей школ и преподавателей вузов (в качестве экспертов). Приведем некоторые результаты исследования.
Абсолютное большинство всех категорий респондентов считают, что в повседневной жизни их должны воспринимать как граждан страны, а не как представителей отдельной национальности, или как жителей определенного региона. Отвечая на вопрос: «Как Вас должны воспринимать окружающие в повседневной жизни, как гражданина России, или как представителя отдельной национальности, или как жителя определенного региона?», 85% респондентов-студентов, 84% респондентов-школьников и 70% респондентов родителей выбрали вариант ответа -«Как гражданина страны». Такая позиция объясняет отсутствие дискриминационного опыта у большинства участников опроса. Отвечая на вопрос: «За последний год приходилось ли Вам испытывать негативное к себе отношение из-за языка, на котором говорите, своей национальности, религии?», 93% респондентов каждой категории выбрали вариант ответа - «Не было никакого негативного отношения». Сталкивались с негативным отношением к себе из-за языка 1% респондентов-школьников и 2% респондентов-студентов; с негативным отношением к себе из-за национальности 5% респондентов-школьников, 3% респондентов-студентов и 6% респондентов-родителей; с негативным отношением к себе из-за религии 1% респондентов-школьников, 2% респондентов-студентов и 1% респондентов-родителей. О толерантных отношениях в образовательной среде свидетельствуют также ответы респондентов на вопрос об отношении к совместному обучению с мигрантами. Отвечая на вопрос: «Давайте представим, что Вы (Ваши дети) учитесь в одной группе с мигрантами. Как Вы относитесь к совместному обучению положительно, отрицательно, нейтрально?», большинство участников опроса (48% респондентов-школьников, 58% респондентов-студентов и 65% респондентов-родителей) выбрали вариант ответа «нейтрально». Положительно к такой ситуации относятся 41% респондентов-школьников, 35% респондентов-студентов и 23% респондентов-родителей; отрицательно - 10% респондентов-школьников, 6% респондентов-студентов и 12% респондентов-родителей.
Следует подчеркнуть, что абсолютное большинство обучающихся и их родителей признают необходимость изучения народной культуры. Это подтверждается мнением экспертов: 62% экспертов считают, что есть достаточное количество родителей,
заинтересованных в изучении их детьми предметов этнокультурной направленности.
Зная социокультурные и конфликтогенные особенности Северо-Кавказского региона большинство респондентов-экспертов допускают проявление различных форм недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в учебных заведениях.
Наиболее вероятными формами проявления такого недовольства, по мнению экспертов, могут быть: «Распространение критических суждений в социальных интернет-сетях» (50% респондентов-экспертов), «Появление критических публикаций в средствах массовой информации» (39%), «Обращения общественных организаций в администрации учебных заведений и управление образования» (35%), «Обращения отдельных граждан в администрации учебных заведений и управление образования» (32%), «Использование данной темы политическими партиями, движениями, лидерами в своих целях (например, на выборах)» (31%). Менее вероятными формами недовольства общественности по поводу сокращения или отсутствия родных языков и этнокультурного содержания образования в учебных заведениях, по результатам опроса экспертов, являются: «Ухудшение межнациональных отношений в регионе» (51%), «Обращения граждан, общественных организаций и иных к депутатам, в представительные и исполнительные органы государственной власти» (46%), «Обращения граждан, общественных организаций и иных в правозащитные организации» (43%), «Предложения, требования изменить региональное законодательство в сфере образования» (40%), «Обращения граждан, общественных организаций и иных в суды» (38%). По мнению относительного большинства экспертов, в регионе не будет таких форм как: «Сходы граждан, пикеты, митинги» (35%), «Предложения, требования изменить федеральное законодательство в сфере образования» (33%). Можно сделать вывод, что отсутствие этнокультурных компонентов в образовании края имеет в себе незначительный конфликтный потенциал.
В целом, оценивая влияние изучения в образовательных учреждениях родных языков и этнокультурного содержания образования на этническое и гражданское самосознание населения края 60% респондентов-экспертов выбрали вариант ответа «Оба вида самосознания развиваются», 24% - «Этническое самосознание усиливается, а гражданское слабеет», 5% - «Гражданское самосознание усиливается, а этническое слабеет», 11% -затруднились определить свою позицию по рассматриваемому вопросу. Такое мнение респондентов-экспертов отражает реальную ситуацию в регионе, содержащую в себе риски гражданской интеграции поликультурного регионального социума.
В конце 2015 года нами были проведены исследования на предмет возникновения возможных сценариев протестных действий на территории Ставропольского края. Анализ данных проведенных социологических исследований, открытых источников, СМИ и мониторинга социальных сетей позволяют говорить о том, что в классическом виде реализация сценариев переворотов, именуемых «цветными революциями» в настоящее время на региональном уровне невозможна. Результаты мониторинга межнациональных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае дают основания прогнозировать снижение риска крупных открытых столкновений на национальной и религиозной почве.
Уровень террористических угроз в Ставропольском крае в настоящее время определяют как «высокий» всего 10,4 % респондентов социологического исследования, репрезентативного для региона, 35,7% - как «средний», 36,9% - как «низкий», 17,0% участников опроса затруднились с оценкой.
Наличие внешнего конфликта (Украина, Сирия) явилось поводом для снижения остроты имеющихся внутренних проблем на территории Ставропольского края. Анализ рейтинга актуальности социальных проблем свидетельствует о снижении остроты межнациональных и этноконфессиональных проблем в Ставропольском крае. В значительной степени улучшение ситуации в крае обусловлено относительной стабилизацией этнополитических процессов на Северном Кавказе. Однако эти успехи имеют обратимый характер. Сохраняют свое действие неблагоприятные факторы, способные повлиять на межэтнические отношения, в первую очередь это нарастающие социально-экономические проблемы. Жители края связывают тревоги в сфере межнациональных отношений, чаще всего, с ухудшением экономической ситуации.
Несмотря на наличие устойчивой тенденции снижения числа людей, испытывающих неприязнь к представителям других национальностей, данные логлинейного анализа показывают, что в качестве повода для протестных действий могут оказаться противоправные действия и поступки людей других национальностей.
Ведущую роль катализатора и транслятора протестных настроений, особенно в молодёжной среде, играют виртуальные социальные сети. По данным проведённых исследований, для 74,5% молодежи в возрасте от 16 до 24 лет Интернет является основным источником информации о поведении и деятельности людей других национальностей.
Положительный опыт работы Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) по профилактике и противодействию экстремизму и терроризму в молодежной среде позволяет говорить об эффективности его деятельности. Так, в университете реализуется образовательный проект «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе». Основным механизмом реализации этого образовательного проекта является разработка и включение в учебный процесс курсов, тематика которых определена в соответствии с одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, определенных Президентом Российской Федерации, - «Безопасность и противодействие терроризму».
Для студентов различных направлений подготовки в СКФУ разработано 79 курсов, которые составили основу междисциплинарного образовательного модуля, позволяющего формировать компетенции, обеспечивающие способность молодого человека правильно оценивать ситуацию в мире, в стране, на Кавказе, готовность противостоять проявлениям национального, религиозного и политического экстремизма, различного рода вербовщикам. Основу содержания курсов составляют результаты исследований научных школ и направлений [2; 3; 4]. Безусловно, освоение студентами дисциплин этого модуля влияет и на формирование многих других социально значимых личностных качеств, таких как: культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности и т. д. Большинство инновационных курсов реализуется в качестве дисциплин по выбору и представлено в вариативной части образовательных программ.
В рамках реализации Комплексного плана мероприятий по профилактике проявлений национального, религиозного и политического экстремизма в образовательной среде разработаны курсы «Основы противодействия терроризму» и «Идеологическое противостояние терроризму». Главной целью данных курсов является формирование в сознании студентов антитеррористической идеологии, обучение их знаниям и навыкам, необходимым для обеспечения личной и общественной безопасности.
Актуальность внедрения в учебный процесс курсов, направленных на профилактику экстремизма, формирование антитеррористической идеологии очевидна. Во-первых, в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, задача по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с феноменами экстремизма и терроризма, явно недостаточен. В-третьих, студенты, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии. Использование в полной мере потенциала дисциплин, разработанных в рамках образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодёжи в полиэтничном регионе» и дисциплин, направленных на формирование знаний, умений, способности и готовности противодействовать терроризму, способствует эффективной реализации комплекса мер по профилактике проявлений национального, религиозного и политического экстремизма в студенческой среде СКФУ.
С целью формирования у студентов основ правовой культуры, приобщения к истории Отечества, культурно-цивилиза-ционным традициям российского государства и воспитания гражданской ответственности и патриотизма, формирования этнокультурных компетенций, изучения истории, культуры и особенностей конфессиональных отношений народов, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа
19 дисциплин обозначены в числе приоритетных при выборе дисциплин для студентов всех направлений подготовки в университете. Это: «История государственных символов России»; «Северный Кавказ в истории России»; «Этнология Юга России»; «Культура межнационального общения»; «Национальный этикет»; «Основы социокультурной адаптации и интеграции»; «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе»; «Геополитические аспекты региональной безопасности»; «Конфликтология»; «Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе»; «Региональная безопасность на Северном Кавказе»; «Культура мира в контексте региональной безопасности»; «Правовая культура»; «Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности»; «Основы православной культуры»; «Ислам на Кавказе»; «Интеллектуальная история терроризма и безопасности Северного Кавказа»; «Политический экстремизм в современном мире»; «Гражданско-патриотическое воспитание».
Для всех направлений подготовки бакалавриата и специали-тета в базовой части или в качестве обязательной дисциплины в вариативной части образовательной программы реализуется дисциплина «Правовая культура».
Для координации работы в части воспитания у студентов традиционных для российской многонациональной культуры ценностей, межнациональной и межконфессиональной дружбы, обучению навыкам бесконфликтного общения и противостояния социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность в структуре Управления воспитательной работы университета функционирует Отдел гражданско-правового и патриотического воспитания. В отделе работают 3 центра: Центр межэтнического взаимодействия, Центр патриотического воспитания, Центр правового воспитания.
Достаточно влиятельным органом студенческого самоуправления в вопросах гармонизации межэтнического взаимодействия, формирования общероссийской гражданской идентичности стал Студенческий этнический совет СКФУ. Ныне он объединяет лидеров 27 этнокультурных групп студентов. Члены Этносовета СКФУ представлены в Ставропольском краевом молодёжном совете, являются членами Ставропольской городской молодежной палаты.
В ноябре каждого календарного года в СКФУ проходит молодежный фестиваль культур народов Северного Кавказа «Дом дружбы». В нём принимает участие молодежь республик Северного Кавказа. Ключевым событием Фестиваля является межрегиональный форум «Традиционные духовно-нравственные и культурные ценности народов Северного Кавказа как цивилиза-ционная основа для укрепления единства российской гражданской нации». В этом году, в резолюции фестиваля было записано: «Этическими ценностями, объединяющими все народы Юга России являются - честь, благородство, доблесть, мужество, смелость, патриотизм, гордость, щедрость, справедливость, милосердие, взаимопомощь, правда, терпимость, интернационализм, уважение к старшим, идеалы семьи и труда, благородное отношение к девушкам и женщинам, здоровый образ жизни. Воспитанный человек руководствуется этими вечными ценностями в своём поведении в быту, во взаимоотношениях с другими людьми вне зависимости от их национальности или вероисповедания» [5].
Университет активно сотрудничает с Комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества, правоохранительными органами, национально-культурными объединениями, полномочными представителями республик СКФО в Ставропольском крае. Реализуется Соглашение с органами исполнительной власти Ставропольского края о совместных действиях с целью гармонизации межэтнических и этноконфес-сиональных отношений, формирования российской гражданской идентичности и предупреждения этнического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
Таким образом, научно-образовательная и воспитательная деятельность университета содействует укреплению единства российской нации, формированию общегражданской идентичности студентов, обеспечению динамичного этнокультурного и духовного развития обучающихся, представителей разных народов России, противодействию этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, как значимым факторам национальной безопасности России и дальнейшего устойчивого развития страны.
Библиографический список
1. Бердяев Н.А. Судьба России. Москва, 1990.
2. Иванов В.В., Иванова С.Ю. Этническая идентичность в культуре современной России. Ставрополь: СГУ, 2009.
3. Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В. Россияне: от гражданской к цивилизационной идентичности. Научная мысль Кавказа. 2013; 4 (76): 31 - 37.
4. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Диссертация ... доктора философских наук. Ростов-на-Дону, 1999.
5. Магин В.А. Воспитательная работа в Северо-Кавказском федеральном университете. Тезисы межрегионального форума, 9-10 декабря. Владикавказ, 2015: 79 - 92.
References
1. Berdyaev N.A. Sud'ba Rossii. Moskva, 1990.
2. Ivanov V.V., Ivanova S.Yu. 'Etnicheskaya identichnost' vkul'ture sovremennoj Rossii. Stavropol': SGU, 2009.
3. Avksent'ev V.A., Aksyumov B.V. Rossiyane: ot grazhdanskoj k civilizacionnoj identichnosti. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2013; 4 (76): 31 - 37.
4. Zakovorotnaya M.V. Identichnost'cheloveka. Social'no-filosofskie aspekty. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Rostov-na-Donu, 1999.
5. Magin V.A. Vospitatel'naya rabota v Severo-Kavkazskom federal'nom universitete. Tezisy mezhregional'nogo foruma, 9-10 dekabrya. Vladikavkaz, 2015: 79 - 92.
Статья поступила в редакцию 27.07.16
УДК 378
Mikhalyova O.V., senior teacher, Vladimir State University n. a. A. G. and N. G. Stoletovs (Vladimir, Russia),
E-mail: mov33@mail.ru
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TRAINING OF STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALIZATIONS TO INTERCULTURAL COMPETENCE. The article discusses notions of "competence" and "intercultural competence". Modern geo-cultural and geo-economic situation is forced on a person who is able to coexist in the world with representatives of all cultures and nations of the world; this means being able to have an effective and mutually beneficial dialogue with people of other cultures. The author emphasizes that the lack of knowledge of national culture-specific components of the communicants can significantly complicate the process of intercultural communication. Therefore, one of the urgent tasks in education is to nurture the necessary language skills and get acquainted with the existing linguistic norms, as well as training a positive attitude to a foreign language.
Key words: competence, compensatory competence, communication culture, linguistic competence, intercultural competence, intercultural communication, professional communication, professional foreign language competence, sociocul-tural competence, thematic competence, academic competence.
О.В. Михалева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»,
г. Владимир, E-mail: mov33@mail.ru
педагогические условия подготовки студентов неязыковых специальностей к межкультурной компетенции
В статье рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», «межкультурная компетенция». Современная геокультурная и геоэкономическая ситуации вынуждают человека уметь сосуществовать в одном общем мире, а это означает быть способным строить эффективный взаимовыгодный диалог с представителями всех культур и наций этого мира. Автор акцентирует внимание на том, что незнание национально-специфических компонентов культур-коммуникантов может существенно затруднить процесс межкультурного общения. Поэтому одной из насущных задач обучения является воспитание необходимых речевых навыков и ознакомление с действующими языковыми нормами, а также воспитание положительного отношения к иностранному языку.
Ключевые слова: компетенция, компенсаторная компетенция, культура общения, лингвистическая компетенция, межкультурная компетенция, межкультурное общение, профессиональное общение, профессиональная иноязычная компетенция, социокультурная компетенция, тематическая компетенция, учебная компетенция.
XXI век предъявляет новые требования к качеству подготовки специалиста с высшим образованием, его личностным и профессиональным качествам.
Требования к результатам образования описываются на языке компетенций и компетентностей. Хотя единой трактовки категорий «компетентность», «компетенция» нет, большинство авторов в понятии компетентности выделяют совокупность личностных качеств, выражающих готовность (способность) личности к успешной деятельности с учётом её социальной значимости. Компетенция же задается по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
В целом дискуссия об определении и соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» в педагогической литературе далеко не завершена, скорее всего, она только находятся в стадии начальной разработки. Особое внимание этим категориям уделяется в работах И.Г. Агапова, В.В. Гузеева, А.Н. Дахина, Э.Ф. Зеера, В.Н. Зимина, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Дж. Равена, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, Т.И. Шульги и др.
Согласно И.А. Зимней, компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компе-
тентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
Понятие «межкультурная компетенция» вошло в отечественную педагогическую и методическую науку в конце 90-х годов как показатель сформированности способности человека успешно участвовать в межкультурной коммуникации и как важный компонент новой образовательной парадигмы.
Современная геокультурная и геоэкономическая ситуации вынуждают человека уметь сосуществовать в одном общем мире, а это означает быть способным строить эффективный взаимовыгодный диалог с представителями всех культур и наций этого мира. Важнейшую роль в этом играет язык, который выступает единственно возможным мостом взаимодействия и взаимопонимания между представителями разных лингво-этносообществ. Однако без сформированного толерантного межкультурного видения мира знание языка практически бесполезно. Отсюда становится необходимым переориентировать методическую, педагогическую и прежде всего лингвистическую науки на проблему межкультурной коммуникации, а точнее, на проблему формирования у учащихся способности эффективно в ней участвовать.
Так как межкультурная компетенция является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции, раз-