ству. Обеспечение таковой включает множество направлений - от свободной самоидентификации, до коллективного волеизъявления на основе гражданской идентичности и участия в решении общественно значимых проблем развития городских сообществ.
Литература
1. Социальное управление: вопросы теории и методологии. Ростов-н/Д., 2009. С. 70-73.
2. Стратегии развития городов опубликованы на сайтах городов Ставропольского края: http:// www.pyatigorsk.org, http:// www.kislovodsk-kurort.org, http:// www. adm.zheleznovodsk.info, http:// www.budgorod.ru
3.Абдоков С.А., Санглибаев А.А. Вопросы самоидентификации в СевероКавказском регионе / Политическая наука на Юге России. Материалы международной научно-практич. конф. Ростов н/Д., 2009; Базиева Г.Д. Социокультурное пространство Северного Кавказа в условиях модернизации / Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов. Ростов н/Д., 2009; Доманов В.Г. Социальный капитал как условие формирование гражданского общества / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 3.
4. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад / Под ред. В. А. Тишкова, Е.И. Филипповой. М., 2008.
УДК 352
Зарайченко В.Е., к. пед.н., доц. СКАГС
Этнокультурные аспекты регионального и муниципального управления
Ethnocultural aspects of regional and municipal management
В статье обосновывается актуальность особого внимания к этнокультурному фактору в управленческой деятельности, формулируются цель, задачи, принципы, основные направления работы органов регионального и муниципального управления по формированию культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде. Материал статьи основан на обобщении опыта органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Ключевые слова: Региональное управление, муниципальное управление, этнос, этническая группа, этнокультура, этнокультурный фактор, межэтнические отношения, толерантность, полиэтническая среда, культура межнационального общения.
In article the urgency of special attention to the ethnocultural factor in administrative activity is proved, the purpose, problems, principles, the basic direc-
tions of work of bodies of regional and municipal management on formation of culture of international relations in the polyethnic environment are formulated. Article material is based on generalisation of experience of governing bodies of subjects offederation and municipal unions of Southern and North Caucasian federal districts.
Keywords: А regional government, municipal management, ethnos, ethnic group, ethnoculture, the ethnocultural factor, interethnic relations, tolerance, the polyethnic environment, culture of international dialogue.
Несмотря на предпринимаемые усилия, проблема гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в мультикультур-ной среде остается все еще нерешенной, конфликтные ситуации на межэтнической почве умножаются и обостряются.
Беспокоит не только это, но и атмосфера подозрительности, неприязни, взаимного недоверия по отношению к представителям инонациональной культуры, все более распространяющаяся в российском обществе. По данным всероссийского опроса Фонда общественного мнения, 32% россиян ответили утвердительно на вопрос: «Испытываете ли вы раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности?». Такая обстановка препятствует формированию демократических основ гражданского общества, отвлекает от решения важнейших задач социально-экономического развития страны, снижает эффективность социального управления.
Несомненно, пути разрешения межнациональных конфликтов имеют политическую, экономическую, правовую и иные составляющие. Вместе с тем нельзя недооценивать значимость общегуманитарных аспектов преодоления межэтнических противоречий, спонтанно возникающих в полиэтнической среде. Социокультурный контекст, в котором развиваются конфликты, касается таких сторон культуры, как традиции, обычаи, верования, образ жизни, менталитет, язык, ценностные ориентации, национальное самосознание.
Объектом социального управления является полиэтнический социум, и эта многоцветная компонента представляет собой едва ли не самый трудный и сложный фактор. Отношение к нему (внимательное или безразличное) способно оказать серьезное влияние на эффективность управленческих действий - повышать или снижать их уровень, а возможно, и сводить на нет принимаемые решения. Вот почему среди насущных проблем регионального и муниципального управления важное место занимает регулирование этнокультурных процессов, происходящих в территориях с многонациональным составом населения (такими являются практически все административно-территориальные
образования страны). Необходимо обратить внимание на то, как учитываются при осуществлении управленческой деятельности, и прежде всего при стратегическом и текущем планировании социальноэкономического развития территории, при организации регионального и местного сообщества на реализацию планов, при оценке результатов выполнения планов, вопросы этнокультурного самочувствия населения региона, муниципального образования.
Ввиду этого этнокультурный фактор приобретает все большее методологическое значение для определения цели, задач, принципов, основных направлений, форм и методов регионального и муниципального управления на многоэтническом поле деятельности.
Однако реализация данного аспекта управленческой работы требует прежде всего глубокого анализа и обобщения разнообразных социокультурных обстоятельства, в которых осуществляется социальное управления. Среди них - этническая составляющая социума на подведомственной территории (например, количество граждан различных национальностей, распределение их по половозрастным, образовательным, профессиональным параметрам, концентрация национальных групп в местах их компактного проживания и др.); определение уровня интеграции различных этнических групп в социокультурное пространство данной административной единицы (характер трудоустройства, менталитет и уровень общественно-политической активности, особенности связи с исторической родиной, специфика поведения в быту и др.); исторический анализ содержания и характера межнациональных взаимоотношений на данной территории; наличие положительного опыта и «слабых» мест, имевших место в прошлом и т.п. [1].
Анализ социокультурной обстановки по указанным параметрам создает предпосылки для выбора верной стратегии и избрания оптимальной тактики учитывания этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении, а также дает основание для определения цели указанной стороны управленческой деятельности. Исходя из этого цель регионального и муниципального управления в этнокультурном аспекте может быть представлена как повышение качества жизни населения данного регионального или муниципального образования, достигнутое на основе такого уровня менеджмента, при котором принимаемые управленческие решения находятся в гармоническом сочетании с этнокультурной составляющей проживающих на данной территории народов и вызывают их готовность выполнять данные решения, а значит, повышают доверие населения к власти и другим институтам социального управления.
Из данной цели вытекают основные задачи реализации этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении:
1. Оценить реальное состояние межнациональных отношений в данном социуме и значение этнокультурной составляющей в параметрах этой оценки.
2. Выявить причины, условия, мотивы, определяющие положительный или негативный характер указанной оценки, а также факторы, способные оказать влияние на нее.
3. Провести анализ проекта подготовленного управленческого решения с точки зрения прогнозирования реакции на него со стороны различных этнокультурных объектов управления.
4. Осуществить коррекцию планируемых процессуальных действий в сфере регионального и муниципального управления с точки зрения их соответствия этнокультурным представлениям полиэтнического социума.
5. Провести мониторинг результативности осуществленной коррекции и возможности использования полученных данных для оптимизации регионального и муниципального управления в дальнейшем.
Успешное применение этнокультурного фактора в процессе регионального и муниципального управления базируется на следовании определенным принципам этой деятельности. В первую очередь, необходимо опираться на общие философские принципы социального управления, такие как принципы объективности, противоречивости, всесторонности рассмотрения, конкретно-исторического, а также комплексного, системного подхода, рассмотрения в развитии и т.д. Назовем и специфические принципы реализации этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении:
- принцип гуманистической направленности управления, нацеленной на соблюдение интересов, прав и свобод каждого индивидуума в составе полиэтнического социума;
- принцип паритетности этнических групп в данном социуме независимо от их численного состава и иных характеристик;
- принцип равноценности национальных культур, проявляющихся в традициях, обычаях, обрядах, менталитете, эстетических предпочтениях, нравственных приоритетах каждого этноса;
- принцип сочетания уважения к одним и терпимости к другим сложившимся у данного этноса традициям, обычаям, обрядам, образу жизни, характеру межличностных отношений;
- принцип опоры на глубокий и всесторонний анализ межэтнических отношений в контексте сложившихся в данном социуме межличностных связей и взаимозависимостей;
- принцип согласованности действий различных субъектов регионального и муниципального управления в осуществлении этнокультурных интересов, прав и свобод граждан;
- принцип непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма.
Следование перечисленным принципам будет способствовать оптимизации регионального и муниципального управления, позволит повысить в нем роль и значение этнокультурного фактора. Напротив, недоучет этого фактора, игнорирование национально-культурных традиций, обычаев, национального менталитета ведет к ошибкам при принятии управленческих решений, а может привести и к резкому обострению межнациональных отношений.
В последние годы многие ученые и практики ведут интенсивные поиски путей преодоления межнациональных конфликтов, восстановления добрососедских отношений, еще совсем недавно характерных для межэтнических контактов в нашей стране. Особое внимание при этом уделяется культурологической составляющей возможных программ решения данной проблемы.
В основе культуры межнациональных отношений должны находиться такие этико-культурологические компоненты, как межкультур-ный диалог, добрососедство, братство, взаимоуважение. Впервые в последние годы такое наполнение содержания национальной политики России было обозначено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в ноябре 2008 г.
Мониторинг практической деятельности органов власти и управления субъектов федерации и органов местного самоуправления в территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов показывает, что такую важную сторону управленческой деятельности, как воспитание культуры межэтнических отношений, не обходят своим вниманием руководители управленческих структур.
Исходя из обозначенных выше цели, задач, принципов реализации этнокультурного фактора в региональном и муниципальном управлении, представим основные направления, формы и методы работы органов региональной и муниципальной власти в данном вопросе. Подчеркнем, что нижеизложенные положения раскрываются на основе конкретного опыта, накопленного в различных территориях Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Обозначим ряд тенденций, проявляющихся в последние годы в отношении этнокультурного фактора в системе государственного управления. Они могут быть сведены к следующим положениям:
1. Создание в структуре органов власти и управления подразделений, занимающихся проблемами межнациональных отношений и этнокультурного развития.
Среди таких структурных единиц - министерства, управления, комитеты, отделы по национальным отношениям в составе властных органов различного уровня или, по крайней мере, отдельные специалисты, курирующие данные вопросы. Помимо таких административных образований, существующих практически во всех территориях, важную роль играют различные общественные организации - консультативные советы, общественные комитеты межнационального согласия, включающие в свой состав представителей различных этнических групп. Значимое место занимают национальные советы старейшин.
Центральной задачей этих органов является разработка и реализация государственных программ межнациональных отношений. В них предусматривается соблюдение прав и интересов всех национальностей, проживающих на территории республики (края, области), действующих религиозных конфессий, общественных движений и партий. К работе по разработке и реализации документов здесь привлекаются национально-культурные центры, национальная научная и творческая интеллигенция, инициативные представители этнических групп.
Особое значение имеет широкое привлечение к решению межнациональных проблем таких известных форм общественных объединений, как советы старейшин. Они включают в себя самых уважаемых и почитаемых людей, которые разрешают споры, ссоры, возникающие в бытовой и повседневной жизни.
Работники муниципальных администраций обращаются к лидерам этнических групп и национальных диаспор, советов старейшин с просьбой провести экспертизу управленческих документов с точки зрения их соответствия национальным и религиозным традициям и правилам. В наиболее важных случаях обсуждение проектов документов представительной и (или) исполнительной ветвей власти выносится на местный референдум или сходы граждан.
2. Мониторинг межэтнических процессов, научная оценка проблемы и методов ее решения.
Основными составляющими данного направления являются регулярные социологические опросы, а также сопоставление и анализ реальных событий и явлений, возникающих в практике межэтнических отношений. Аналитические данные являются предметом широкого обсуждения на различных научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах. К научному осмыслению проблемы привлечены силы науч-
ных работников вузов. В Ростове-на-Дону активное участие в этом принимают ученые ЮФУ, РГУПС, ДГТУ.
Активную позицию занимает в этом вопросе и Северо-Кавказская академия государственной службы. В стенах академии и ее филиалов прошли международные научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы по данной проблеме. Интересно отметить, что в последние годы в обсуждение этих вопросов включается все больше молодежи. В СКАГС проводятся дискуссионные клубы, круглые столы для аспирантов и студентов. В феврале 2010 г. в стенах академии состоялась I межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов на тему: «Северный Кавказ: политика, экономика, право, культура»
Исследованием вопросов, связанных с межнациональными отношениями, занимаются такие ученые СКАГС, как Аствацатурова М.А. (Пятигорский филиал), Кислицын С.А., Понеделков А.В., Рудой В.В., Сологуб В.А., Старостин А.М., Стрюковский В.И., Шапсугов Д.Ю., Швец Л.Г, Безвербный А.А., Зарайченко В.Е., Лысенко В.Д., Сидоренко И.Н и др. В трудах этих ученых подчеркивается важность этнокультурного фактора в государственном и муниципальном управлении. Так, В.А.Сологуб пишет: «Основной путь разрешения этнических конфликтов состоит в их деполитизации, переводе этнической энергии в сферу культуры, где она способна стать плодотворным источником самобытного развития различных цивилизаций» [2].
В своих монографиях [3] и статьях на данную тему [4] мы неоднократно подчеркивали важность учета этнокультурного фактора в управленческой деятельности и выделяли основные направления усилий органов государственного и муниципального управления в данном вопросе.
Многочисленные проблемы, связанные с межэтническими отношениями в быстро меняющемся мире, нуждаются в своем дальнейшем углубленном осмыслении. Вот почему возрастает интерес ученых и исследователей-практиков к данной теме. Примечательно, что в работах все большего числа ученых особое внимание уделяется этнокультурной составляющей рассматриваемой проблемы.
3. Установление долгосрочных политических, экономических и культурных связей между субъектами федерации, а также между муниципальными образованиями
Такие связи закрепляются особыми договорами. Так, в последние годы были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве между Ростовской областью и Кабардино-Балкарской Республикой, а также Республикой Северная Осетия - Алания, Чеченской Республикой и др.
Согласно договорам, стороны взяли на себя обязательства защищать права и свободы человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, уважать права и интересы национальных меньшинств, создавать условия для их экономического и культурного развития, развивать и углублять отношения дружбы и сотрудничества во всех сферах жизни на основе равноправия и уважения.
В г. Ростове н/Д открыты представительства ряда государств, а также республик Северного Кавказа. Их деятельность способствует укреплению экономических и культурных связей между народами. Подобных примеров немало и по другим субъектам федерации ЮФО и СКФО.
4. Осуществление продуманной кадровой политики, учитывающей национальный состав населения территории.
Речь идет о традиции, сохранившейся еще с советского периода, когда формирование органов власти происходит на паритетной основе из представителей основных субъектообразующих народов и при назначении на руководящие посты выдерживается квота по признаку национальной принадлежности. Это позволяет учесть пропорциональное этническое представительство в органах регионального и муниципального управления. Такая практика сложилась в ряде республик СКФО. Особое значение этому придавалось в многонациональной Республике Дагестан.
Проблема квотирования требует к себе серьезного внимания, особенно в республиках Северного Кавказа, где, как отмечал Президент РФ Медведев Д.А., «уровень коррупции, насилия, клановости... беспрецедентен» [5]. Применение паритетного представительства этносов способствует как борьбе с названными пороками, так и распространению их. Вместе с тем это реалии существующей ситуации, и они должны быть приняты как возможность для данного этапа развития нашего общества и государства, хотя искоренять их необходимо, ибо названный способ учета этнокультурного фактора противоречит Конституции РФ, нарушает права человека, так как не национальная принадлежность, а деловые и моральные качества должны играть главную роль при выдвижении граждан на руководящие посты.
В этом отношении привлекают внимание выступления нового Президента Дагестана М. Магомедова, который в одном из первых интервью сказал: «У нас не записано в конституции квотирование по национальному принципу. Я считаю всех дагестанцев равными, и по национальному принципу в свою команду я людей подбирать не буду. Буду подбирать только по профессиональным качествам. По деловым, по личной репутации. Ну а для того чтобы соблюдать интересы всех
народов, разумное представительство этих народов в органах власти, как правило, всегда обеспечивается» [6].
5. Меры экономической поддержки этнокультурных групп населения.
Эти меры в первую очередь касаются помощи в создании или укреплении материальной базы этнокультурных групп - выделении им помещений для проведения мероприятий этнокультурного характера, обеспечении условий для сохранения и развития национальных культур, традиционных ремесел, народных промыслов и т.д. Примеров такого характера немало. Это способствует укреплению доверия многонационального состава населения к власти, оказывает положительное влияние на формирование культуры межнациональных отношений в регионе и каждом населенном пункте.
Однако требует внимания такой вопрос, как забота об этнокультурных потребностях русских, составляющих значительную часть населения северокавказских республик. Положительных примеров немало в республиках СКФО и ЮФО. Вместе с тем не может не тревожить такой факт, как уменьшение количества русских, проживающих в республиках Северного Кавказа. Сравнение данных переписи 1989 г. с цифрами 2002 г. показывает уменьшение числа русских на 364600 человек (на 10,65 %), причем этот процесс отмечается абсолютно во всех республиках. Это происходит на фоне увеличения общего числа населения в них более чем на четверть. Предстоящая в 2010 году очередная перепись населения даст новые, уточненные цифры.
Учитывая стратегическое значение региона, нельзя оставлять без внимания эту ситуацию. В чем причины этих тенденций? Как остановить этот процесс? Комментируя указанные факты, причиной названного явления обычно называют чисто экономические факторы, обусловленные нехваткой рабочих мест, остановкой многих предприятий, где требовались специалисты высокой квалификации, многими из которых были русские, приехавшие сюда в свое время. Однако немало и других проблем, которые нуждаются в глубоком осмыслении для принятия серьезных мер. В частности, в обществе все настойчивее звучит мысль о том, что, говоря о внимании к национальным традициям и обычаям кавказских народов, следует подумать и о формировании уважения к русскому народу, его культуре, национальным особенностям.
6. Сотрудничество с национально-культурными общественными организациями.
Вопросы сохранения национальной самобытности решаются во многих территориальных образованиях Южного и Северо-Кавказского
федеральных округов через такую структуру, как национальнокультурные общества, которые существуют в виде землячеств, ассоциаций, культурно-просветительных обществ, национально-культурных центров, общин, национально-культурных автономий и т.п. Огромное количество примеров работы таких объединений широко представлено в печатных и электронных СМИ, особенно в сети Интернет. Поддержка деятельности национально-культурных объединений - обязанность органов государственного и муниципального управления, закрепленная в Концепции государственной национальной политики РФ.
К сожалению, работа этнокультурных обществ зачастую сводится к участию в праздниках «День города», проведению торжественных мероприятий, посвященных Дням национальной культуры. Их влияние на общественную жизнь было бы значительно эффективнее, если бы они чаще выступали в общероссийских, региональных и местных СМИ, более активно распространяли свои периодические издания, использовали телевизионное вещание, организовывали выставки национальной литературы и искусства, знакомили школьников и студентов с историей, традициями и обычаями своих народов, искали пути расширения контактов прежде всего с молодежной частью российского общества.
Сотрудничество с национально-культурными объединениями могло бы получить новый импульс благодаря принятию федерального закона «О национально-культурной автономии» (1996). Пока что обретение национальными общинами и объединениями статуса национально-культурных автономий происходит недостаточно активно. Например, в Ростовской области зарегистрированы лишь 3 региональных и 8 местных национально-культурных автономий (НКА). Для сравнения отметим, что в Ставропольском крае таких общественных объединений более 70 [7]. Между тем статус НКА дает большие преимущества этнокультурным образованиям в укреплении материальной базы для сохранения и развития национальной культуры, расширении сферы деятельности.
7. Уважительное отношение к этноконфессиональным традициям и обычаям.
Эта сторона работы органов власти и управления региона требует повседневного внимания. Речь идет о проявлении почтительного отношения и уважения к национально-культурным и религиозным традициям, обрядам и обычаям при осуществлении управленческой деятельности. Например, в Республике Адыгея уделяется серьезное внимание возрождению старинных обычаев и обрядов. Во многих домах культуры действует «Хачэщ» (кунацкая); возрождены обряды «Чапщ» (об-
ряд развлечения больного), «Чэщдэс» (посиделки) и «Кушэхапх» (обряд укладывания ребенка в колыбель) и другие обряды адыгов, а также обычаи других народов - жителей республики. Это русские праздники и обряды «Масленица», «Ночь на Ивана Купала», «Новогодние колядки», «Хуторские посиделки», праздник колодезной воды, армянский национальный праздник «Вертивер». Стало хорошей традицией проведение в Республике Адыгея Дня цветов (7 апреля по старому стилю), в основу которого положен старинный адыгский обычай, когда юноши и девушки собирали цветы и дарили их друг другу. В этот день в республике проводятся конкурсы цветоводов-любителей, подводятся итоги районных конкурсов «Зеленое село», «Зеленая улица», «Цветочный двор». Этот добрый, по-настоящему весенний народный праздник официально стал общереспубликанским.
Данная сторона работы органов местной администрации имеет важное значение. Она способствует созданию положительного нравственного климата в населенном пункте, приводит к социальнополитической стабильности. Между тем успех в этой деятельности во многом зависит от компетентности сотрудников администраций в вопросах национально-культурных и религиозных традиций и обычаев. К сожалению, уровень подготовки работников муниципальных органов по таким вопросам отстает от потребностей общества, носит зачастую дилетантский, поверхностный характер. Пока что не налажено в полной мере повышение квалификации сотрудников муниципальных администраций по проблемам этнокультуры.
Этот пробел в определенной мере призвана восполнить введенная в учебный план ряда факультетов СКАГС дисциплина «Региональная этнокультура и управление». Программа курса предусматривает широкое ознакомление студентов и слушателей с содержанием этнокультурных процессов, характерных для региона Северного Кавказа, изучение и распространение заслуживающего внимания опыта органов власти субъектов федерации и местного самоуправления в данном вопросе.
К сожалению, вопросы этнокультурной подготовки сотрудников региональных и муниципальных органов управления, несмотря на наши неоднократные предложения, не нашли должного отражения в программах курсов и семинаров, проводимых Центром повышения квалификации кадров управления СКАГС.
8. Создание условий для сохранения художественных ценностей национальных культур.
Данный аспект этнокультурной политики имеет давние и устойчивые традиции, которые в последнее время заново пробивают себе дорогу. Вновь проводятся фестивали национальных культур и искус-
ств, выставки, издаются сборники художественных произведений региональных авторов, организуются национально-спортивные соревнования, налаживаются межнациональные культурные обмены, осуществляется диалог культур, во многих городах и районах созданы фольклорные коллективы.
Вопросы сохранения художественных ценностей национальных культур находятся в центре внимания общества и управленческих структур. Эти усилия не проходят бесследно, а создают предпосылки и условия для укрепления межэтнических связей, а значит, и для повышения эффективности регионального и муниципального управления.
9. Поддержка и развитие позитивных семейно-бытовых национальных традиций.
Данное направление касается различных сторон этой проблемы. Одна из них - это существование большого количества смешанных семей с различным этническим составом. Важно находить семьи, характеризующиеся положительным опытом внутрисемейных отношений, воспитания детей, и использовать различные институты гражданского общества для поддержки подобных брачно-семейных союзов.
Интерес для всего российского общества представляют положительные и устойчивые семейные традиции, существующие в республиках Северного Кавказа с давних времен. Это уважение и почитание старших, особо почтительное отношение к женщине, проявление интереса к историческим корням своей семьи, своего рода (тейпа), народному искусству. К примеру, на территории Ингушетии нет ни одного дома для престарелых, так как, согласно местным обычаям, забота о престарелых является священной обязанностью их детей или других родственников. На изучении традиций семейного воспитания построена такая перспективная отрасль педагогики, как этнопедагогика, приобретающая все больше сторонников среди практиков.
Однако, несмотря на существенные изменения, произошедшие в семейно-бытовой сфере народов многих республик Северного Кавказа, продолжают сохраняться некоторые традиции и обычаи прошлого, не вписывающиеся в цивилизационную структуру российского общества. Это касается традиций калыма, умыкания невест, обычая избегания, кровной мести, ограничения роли женщин в общественной жизни, немотивированных привилегий мужской части населения и т.д. Например, в Ингушетии сохранился обычай, согласно которому девушка-ингушка должна обязательно выходить замуж только за ингуша, в то время как мужчина может привести в дом невесту любой национальности. Это привело к большому количеству незамужних женщин.
К сожалению, процессы модернизации семейно-бытовых отношений на Северном Кавказе осуществляются стихийно, без должного и тонкого, деликатного участия органов власти и управления.
Серьезный вклад в решение этой проблемы могли бы внести средства массовой информации, которые в настоящее время оказывают особо сильное влияние на формирование определенных настроений в обществе.
10. Информационное обеспечение деятельности по формированию культуры межнационального общения
Учитывая большую общественную потребность в информации по проблемам межнациональных отношений, федеральной, региональной и местной печати, радио, телевизионным компаниям следует глубоко и систематически освещать эти вопросы.
Так, интересные примеры такой работы отмечены в Ростовской области. По заказу Комитета по связям с политическими партиями, общественными объединениями и национальным отношениям аппарата администрации Ростовской области местными телерадиокомпаниями были изготовлены и показаны по областному телевидению 12 видеороликов, рассказывающих о совместной жизни национальных групп и диаспор Дона. С 2005 года Комитетом совместно с ростовской областной организацией Союза журналистов России проводится ежегодный конкурс на лучшую творческую работу по вопросам межнациональных отношений в регионе. Он охватывает как областные, так и местные печатные и электронные СМИ.
Широкий общественный резонанс имел недавний совместный проект «Россияне», осуществленный «Радио России» и газетой «Комсомольская правда», которые еженедельно публиковали истории наших сограждан о дружбе, любви, взаимопонимании и взаимопомощи людей разных национальностей. Эта журналистская акция состоялась в рамках конкурса «СМИротворец-2008» для СМИ на лучшее освещение темы межэтнических отношений [8].
Однако нельзя не принимать во внимание и то, что в стране издается немало газет, создано большое количество Интернет-сайтов националистической направленности, и их позиция нуждается в общественном обсуждении в условиях построения гражданского общества.
11. Работа с временными мигрантами инонационального состава по их социокультурной адаптации и социальной интеграции
Исследователи данной проблемы [9] используют понятие успешности при оценке этносоциальной адаптации и интеграции мигрантов. Успешная адаптация - это состоявшийся процесс этносоциальной интеграции, который приводит, с одной стороны, к сохранению у ми-
грантов элементов национальной принадлежности, а с другой - к принятию ими норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия без нарушения норм этой среды.
Несомненна большая роль управленческих структур муниципального образования в решении указанных задач. Необходимо создание управленческой единицы, координирующей усилия всех муниципальных подразделений, причастных к данной сфере социальных отношений. Сфера ее ответственности - создание и реализация комплексной программы муниципального образования по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. В содержании такой программы должны найти отражение различные конкретные шаги: содействие образованию местных культурно-национальных автономий, создание культурно-информационных национальных центров, пунктов этнопсихологического консультирования, возрождение системы интернационального воспитания школьников наряду с оказанием педагогической помощи детям мигрантов в скорейшей адаптации к не всегда привычным для них условиям обучения и воспитания.
Важнейшую роль призваны играть органы и учреждения культуры: фестивали и праздники национальных культур, ознакомление населения с имеющими положительное значение традициями и обычаями этнической родины мигрантов, пополнение библиотечных фондов произведениями национальных авторов, использование различных путей организации диалога культур. Особое значение имеет внимание к молодежной части мигрантов.
12. Воспитание культуры межэтнических отношений в детской и молодежной среде.
Органы регионального и муниципального управления, в ведении которых находятся образовательные учреждения, призваны направлять усилия педагогических коллективов на организацию воспитания у детей и молодежи личностных качеств, необходимых для жизни в полиэтническом социуме.
В ростовских общеобразовательных учебных заведениях уделяется серьезное внимание этому направлению педагогической деятельности. Разностороннюю работу со студентами осуществляют педагогические коллективы таких вузов Ростова-на-Дону, как РГУПС, ДГТУ, ЮФУ.
Особую значимость имеет этнокультурная подготовка будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Этой цели служит преподаваемая в Северо-Кавказской академии государственной службы и ее филиалах дисциплина «Региональная
этнокультура и управление» [10], программа и методическое обеспечение которой разработаны кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры философии и методологии науки Зарайченко В.Е.
Практическая направленность проводимых занятий осуществляется путем вовлечения студентов в активное обсуждение острых проблем межнациональных отношений, организации встреч с руководителями национально-культурных объединений, с лидерами этно-конфессиональных групп, сотрудниками региональных и муниципальных органов власти, ведающих вопросами межэтнических отношений. Учебные занятия по данной дисциплине осуществляются в связке с многосторонней внеаудиторной воспитательной работой, особенно в последние годы, когда мероприятия по формированию культуры межэтнических отношений стали занимать видное место в плане культурно-воспитательной работы СКАГС.
В последнее время наблюдается возрождение внимания к вопросам этнокультурного воспитания во многих учебных заведениях. Этим усилиям необходимо придать регулярный и комплексный характер.
Таким образом, перечисленные направления деятельности органов государственного и муниципального управления позволяют создавать социокультурные предпосылки для формирования у различных слоев населения, отличающихся этнокультурным многообразием, отношений взаимоуважения, взаимного интереса и стремления к мирному диалогу культур, а не межэтнической конфронтации. Важно, чтобы все или большинство указанных направлений нашли свое отражение в регулярной и планомерной деятельности органов власти и управления, являлись предметом их постоянной заботы и внимания.
Многонациональный состав населения Северного Кавказа, особый характер политической и социально-экономической обстановки в регионе требуют серьезного внимания к этнокультурным процессам и явлениям. Учет этого фактора является залогом социальнополитической стабильности, динамичного развития моральнопсихологической атмосферы, а значит, и важнейшим средством обеспечения эффективности регионального и муниципального управления
Литература
1. Более подробно об этом см.: Социальное управление: вопросы теории и методологии. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2009. С.164-166.
2. Сологуб В.А., Хашева И.А. Некоторые источники межэтнических конфликтов // Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сб. тезисов международной научно-практич. конф. Ростов н/Д - Горячий Ключ: Изд-во СКАГС, 2006. С.3.
3. Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление: Учебное пособие /Предисловие В.Г.Игнатова. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009; Зарайченко В.Е. Культура и государственная служба: Учебно-справочное пособие. 3-е изд., исправл. и доп. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2003. Гл. «Этнокультура и управление».
4. См., например, статьи: Межнациональное общение молодежи: толерантность или диалог культур? // Молодежь и будущее Россия. Материалы всероссийской научно-практич. конф. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2008; Этнокультурные аспекты предупреждения и урегулирования конфликтов //Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитическом пространстве: Материалы научно-практич. конф. Ростов н/Д - Пятигорск, 2009; Этнокультурные аспекты государственной службы //Государственная и муниципальная служба в России и Татарстане: истоки и современные тенденции развития. Мат-лы всероссийской научно-практич. конф. Казань, 2009; Этнокультурные аспекты деятельности органов власти и управления по противодействию экстремизму //Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Роль и место органов внутренних дел, других государственных институтов и гражданского общества по противодействию экстремизму. Материалы научно-практич. конф. М., 2009; Этнокультурный контекст управления региональным развитием //Стратегія регіонального розвитку: формування та механізми реалізації: Матеріали підсумкової науково-практичної конференції за міжнародною участю. В 2-х т. Т. 1. Одесса, 2009 и др.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009г./ http: //www .kremlin.ru/transcripts/5979
6. http://mail.yandex.ru/neo/message?current_folder=2040000360006922756 &ids=2040000000552371721
7. http://minorities.ceprs.indem.ru/Sta/Sta09.htm
8. См., например: Окунь А. Материнские подвиги //Комс. правда. 2007. 05.05; Окунь А. Фамилия в благодарность //Комс. правда. 2006. 16.09; Рубай-лов А. Башкирский каравай //Комс. правда. 2006. 20.07.
9. См., например: Белопольская Т.Н. Этносоциальная адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в современной России (на материалах Краснодарского края). Автореф. дис. канд. полит. наук. Краснодар, 2007
10. Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление: Учебное пособие. 3-е изд., перераб и доп. Ростов н/Д, 2005; Зарайченко В.Е. Региональная этнокультура и управление. Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2005.