IV. ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА
Аствацатурова М.А., д. полит. н., проф.
(Пятигорский ф-л СКАГС)
Ресурсы местного самоуправления в достижении межнационального согласия и гражданской солидарности на Юге России
На Юге России важной задачей органов местного самоуправления является стабилизация межэтнических отношений в контексте упрочения гражданской солидарности и согласия. Это направление приобретает особую значимость с учётом политических проектов 2007 и 2008 гг. - выборов в Государственную Думу ФС РФ и выборов Президента РФ. Существенные ресурсы, как и реализованные возможности, и широкие перспективы для упрочения межнационального согласия и гражданской консолидации имеют органы местного самоуправления городов особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод (далее - КМВ).
КМВ являются регионом с особым социокультурным обликом и с особым содержанием межэтнических отношений и этнокультурных процессов. Этнодемографический портрет региона характеризуется компактными и диффузно расселёнными группами абазин, азербайджанцев, армян, болгар, греков, грузин евреев, карачаевцев, немцев, ногайцев, осетин, поляков, украинцев, черкесов, чеченцев. В городах КМВ после русских на втором месте: армяне (Пятигорск, Кисловодск, Георгиевск), греки (Ессентуки, ст. Ессентукская), украинцы (Минеральные Воды, Же-лезноводск, Лермонтов). На КМВ зарегистрированы около 40 этнических общественных организаций, в том числе: абазин, азербайджанцев, армян, балкарцев, болгар, греков, грузин, евреев, карачаевцев, народов Дагестана, немцев, ногайцев, осетин, поляков, русских, татар, украинцев, черкесов, чеченцев и ингушей. Также активно функционируют казачьи общества, социальные активи-
сты которых заметны в экономических, социальных и политических отношениях. 1
Среди городов КМВ выделяется Пятигорск (год образования -1780 г.). Пятигорск является вторым по численности населения городом края после столицы - г. Ставрополя. Население края на конец 2007 г. составляет 2 710 275 чел., из них молодёжи - 782 410 чел. Население Пятигорска составляет 200 005 чел., из них молодёжи - 40 923 чел. В городе - 25 санаторно-курортных учреждений с загрузкой 6400 мест, 16 вузов и филиалов, множество учреждений культуры, развита сеть услуг, бизнеса и предпринимательства, площадок коммуникаций, досуга и развлечений.
Пятигорск является городом с полиэтничным населением, как и СК в целом (см. табл.1):
Пятигорск является городом этноконфессионального разнообразия как результата исторического этногенеза и миграции народов и этнических групп. В городе проживают приверженцы разных религий, прежде всего, православия. Христианский канон также представлен католичеством, армянской апостольской церковью. В Пятигорске несколько приходов Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной церкви, армянская апостольская церковь Сурб Саргис, мечеть Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, костёл римской католической церкви, синагога и др. Постоянный диалог конфессий позволяет снижать издержки межконфессиональной конкуренции. При этом практически все конфессии заметны в общественной жизни через социальное служение, через работу с молодёжью и через миротворчество, столь актуальное в регионе. Общение конфессий демонстрирует населению широкие возможности духовного братства народов, подчёркивает значимость морально-нравственных основ жизни в противовес агрессии, насилию, ксенофобии, стяжательству.
Пятигорск отличается выраженной поступательной динамикой развития, принципы которого осознаются и провозглашаются на управленческом уровне. Органы МСУ в общих целях организационно-управленческой работы выделяют обеспечение безопасности, сохранение уникальности и достижение престижа.
1 Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах.- Ростов/нД- Пятигорск: СКАГС, 2000; Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. - Ростов/нД- Пятигорск: СКАГС, 2002;
Наиболее крупные этнические группы Пятигорска (по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.)
Национальность Всего
А 1
Все население 140559
в том числе:
русские 107108
абазины 152
аварцы 188
азербайджанцы 1907
армяне 17274
белорусы 551
греки 1136
грузины 636
евреи 880
кабардинцы 763
калмыки 119
карачаевцы 603
немцы 351
осетины 803
татары 495
украинцы 3100
чеченцы 426
Важность фактора безопасности подчёркивается органами МСУ в связи с этнополитическими особенностями СевероКавказского региона, в котором наметились чёткие тенденции к стабилизации и снижению конфликтогенного потенциала1. В то же время явления терроризма, религиозного экстремизма не снимают с повестки дня проблему общечеловеческой безопасности, в том числе, безопасности этнокультурной и этноконфес-
1 См.: Добаев И.П., Седых Н.С. Религиозно-политический экстремизма и его последствия // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС.- 2007, № 1. - С. 153-163.
сиональной1. В ситуации «этнополитического таймаута» вопрос безопасности является вопросом политической значимости и политических перспектив развития. Безопасность осознаётся органами МСУ как решающее условие инвестиционной привлекательности региона КМВ, а также его городов, как необходимый контекст плодотворного содружества народов и этнических групп.
Фактор уникальности определяется выгодным географическим и геополитическим положением города, который расположен в центре региона КМВ, состоящего из особых территорий Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Органы МСУ нацелены на сохранение уникальных рекреационных характеристик, широчайшего спектра бальнеологических свойств и номенклатуры источников, которые составляют непререкаемые приоритеты Пятигорска. Также в составе успешных характеристик и уникальное историческое наследие, культурный ценз которого имеет международное признание.
Фактор престижа определяется новым статутом курорта федерального значения, а также развитой городской инфраструктурой, разнообразной социальной палитрой, широким этнокультурным ландшафтом. Органы МСУ рассматривают перспективы престижного развития города в связи с общими направлениями развития Юга России и в соответствии с целевыми федеральными программами, концепцией «точек роста», адресованной субъектам ЮФО и учитывающей социальноэкономическую и социокультурную дифференциацию субъектов.
В городе успешно воплощается зрелая трёхсекторная модель общества, субъекты которой - органы управления, общественные организации, бизнес - активно взаимодействуют друг с другом. В этом взаимодействии выделяются: Дума г. Пятигорска, администрация г. Пятигорска, муниципальные учреждения и предприятия, институты гражданского общества, предпринима-
1 Социальные конфликты. Экспертиза. Прогнозирование. Технологии разрешения. Этническая и региональная конфликтология 1S. - М. -Ставрополь, 2002; Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтническом регионе. Ставрополь - Ростов/нД: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007.
тельские и бизнес-структуры, городские отделения политических партий и др.
В Пятигорске осуществляется активное гражданское ассоциирование, население объединяется в общественные организации по интересам. В городе действуют более 20 общественных организаций, среди которых выделяются: национально-
культурные, ветеранские, инвалидские, женские, благотворительные, мигрантские, миротворческие, молодёжные. В городе функционируют Пятигорское отделение Южного российского ресурсного центра, Институт социальных перспектив, Миротворческая миссия им. Генерала А.Лебедя на Северном Кавказе, множество творческих объединений. Также развито движение молодых волонтёров, которые участвуют в миротворчестве, благотворительности, работают с определёнными категориями горожан - дети, инвалиды, ветераны, пенсионеры.
Общественные организации реализуют разнонаправленные инициативы, разрабатывают проекты социальной значимости: обеспечение инвалидов рабочими местами, обустройство мигрантов, решение экологических проблем, популяризация здорового образа жизни среди молодёжи, распространение настроений толерантности среди учащихся школ, распространение идей толерантности в противовес ксенофобии и негативным этническим стереотипам.
Пятигорск отличается интересом горожан к национальнокультурному самоопределению. Общинность как принцип организации жизни местных сообществ исторически присуща северокавказскому социуму. В Пятигорске с начальных этапов его становления складывались этнокультурные общины армян, греков, евреев, кабардинцев, немцев, поляков, осетин, притом, что существенную нишу общественного участия исторически занимало казачество. Представители разных этнических групп стремятся к сохранению этнических традиций, культуры, языка. Они заинтересованы во внутригрупповом общении на основе общих этнокультурных интересов.
Органы МСУ поддерживают инициативы национальнокультурного ассоциирования. В Пятигорске действуют 13 национально-культурных общественных организаций (3 - региональные КМВ, 2- национально-культурные автономии). Они образованы на основе национально-культурного самоопределения
такими народами, как: адыги (адыгейцы, абазины, кабардинцы,
черкесы), армяне (НКА), болгары, греки, евреи, немцы (НКА), народы Дагестана (региональная КМВ), осетины, поляки (региональная - КМВ), русские, татары, украинцы, чеченцы совместно с ингушами. Заметную роль в общественных отношениях играет казачество -Пятигорский отдел Терского казачьего войскового общества.
Необходимым условием эффективного межкультурного диалога выступает взаимодействие национально-культурных организаций с органами МСУ. Это тем более важно, что в городе, как и в регионе КМВ в целом, сохраняются риски и конфликтогенные факторы, которые имеют, прежде всего, региональную северокавказскую природу. Среди них выделяются: явления терроризма и религиозного экстремизма в соседних регионах ЮФО, неконтролируемая миграция, националистические и ксе-фобские настроения в молодёжной среде, бытование негативных этнических стереотипов и др. 1. Проблема конфликтогенной готовности отдельных групп населения, прежде всего молодёжи, является насущной проблемой этноконфликтологического ме-неджмента2. Его реализация осуществляется, прежде всего, органами МСУ, которые в силу своего функционала в первую очередь ответственны за стабилизацию общественных отношений в местных сообществах. На этом фоне отмечаются низкий уровень профессионализма силовых структур в предотвращении и локализации конфликтных ситуаций, неоперативность и несогласованность НКОО, НКА, необъективность СМИ в освещении проблем межэтнических отношений.
1 См.: Экспертные оценки конфликтогенных процессов на Юге России. Информационно-аналитические материалы Игнатов В.Г. и др. - Ростов/нД - Горячий ключ, 2006; Оценка стратегии реконструкции и развития на Северном Кавказе. Экспертный доклад. Иванов А. и др. -М.: Форум по раннему предупреждению и раннему реагированию, 2005; Северный Кавказ. Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2006. № 1,2.
2 Авксентьев В.А. Моделирование регионального конфликтогенного процесса: основные принципы и формирование банка данных // Современное состояние и сценарии развития Юга России. Ростов/нД.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.
Эти обстоятельства предполагают постоянное внимание органов МСУ к такой сложной и деликатной сфере городской жизни, как межэтнические и этноконфессиональные отношения. Дума и администрация г. Пятигорска рассматривают управление в сфере межэтнических отношений как важную сферу деятельности. Межэтнические отношения в системе социальных отношений, в целом, нуждаются в систематическом содержательном и организационном воздействии.
Осуществляя деятельность в данном направлении, Дума и администрация г. Пятигорска руководствуются Конституцией РФ и законами РФ: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», «О противодействии экстремистской деятельности». Доктринальной политической базой выступают концепции: Концепция государственной национальной политики РФ, Концепция национальной безопасности РФ, Концепция регулирования миграционных процессов в РФ.
Важным руководством в управлении межэтническими отношениями и этнополитическими процессами действию для органов МСУ документами, являлись постановление губернатора СК: «Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края» 1999 г. и соответствующая им «Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 г» 1999 г. В связи с реализацией данной программы, принято новое постановление губернатора СК от 26 марта 2007 г. № 163, которым утверждена Краевая целевая программа «Развитие этнических и эт-ноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы». Краевая целевая программа состоит из нескольких подпрограмм:
Подпрограмма 1. Подготовка нормативно-правовых документов по развитию правовой и информационной базы осуществления государственной национальной политики на территории Ставропольского края.
Подпрограмма 2. Разработка и внедрение моделей регулирования этнополитическими процессами.
Подпрограмма 3. Координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муни-
ципальных образований Ставропольского края и национально -культурных автономий.
Подпрограмма 4. Воспитание патриотизма, формирование толерантности и культуры мира в молодежной среде.
Подпрограмма 5. Формирование общероссийской идентичности, культуры мира и согласия средствами образования.
Подпрограмма 6. Развитие культурной интеграции и формирование гражданской солидарности средствами культуры.
Подпрограмма 7. Повышение роли средств массовой информации в отражении этносоциальных процессов и этноконфес-сиональных отношений.
Подпрограмма 8. Поддержка национально-культурных общественных объединений в гармонизации межнациональных отношений, формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия, адаптации и интеграции в общественную жизнь (можно убрать) представителей этнических групп из среды мигрантов.
Подпрограмма 9. Содействие сохранению и поддержанию в Ставропольском крае межконфессионального мира и согласия.
В СК в течение последних 10 лет разработана система нормативно-правовых актов, которые опосредовано и непосредственно посвящены сфере межэтнических и этнокультурных отношений. Среди субъектов ЮФО СК стал одним из первых, провозгласивших на уровне доктринального осмысления принципы политики в данном направлении. Так, органы МСУ г. Пятигорска имеют возможность руководствоваться такими документами, как: Устав СК 1994 г. в ред. 2002 г. и законы СК: «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» 2005 г., «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» 2002 г., «О казачестве в Ставропольском крае» 2002 г.
Обновлённый проект Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска, предложенный к обсуждению гражданам в декабре 2007 г., в специальной ст.9. «Гарантии МСУ города — курорта Пятигорска», п..3. прописывает: «На территории г. Пятигорска признаются и обеспечиваются неотъемлемые права всех жителей на сохранение ими своей национальной самобытности, культуры, вероисповедания, языка, обычаев и традиций». На основе этой правовой нормы органы МСУ реализуют конкретные механизмы упрочения межэтниче-
ского взаимодействия и удовлетворения этнокультурных интересов граждан. Это: муниципальные целевые и адресные про-
граммы, публичные слушания, дни руководителя, «Письмо главе города», Принятие заявлений, обращений, выступления в СМИ и др.
Эти механизмы соответствуют основным направлениям административной реформы и реформы местного самоуправления, которые помимо магистральных направлений улучшения качества управления предусматривают повышение качества публичных услуг государства обществу и открытость власти для населения.
Дума и администрация г. Пятигорска в регулировании этнокультурными, этноконфессиональными процессами определяют магистральную цель - достижение межэтнического согласия на базе общероссийских гражданских ценностей. Задачи, поставленные в рамках данной цели, формулируются следующим образом: Упрочение межэтнических отношений. Оптимизация межкультурного межконфессионального взаимодействия. Профилактика ксенофобии, напряжённости и конфликтов. В решении этих задач выделяется несколько аспектов: политикоидеологический, нормативно-правовой, организационноуправленческий. В осуществляемой системе управления органы МСУ г. Пятигорска взаимодействуют с:
• Комитетом СК по делам национальностей и казачества.
• Советом по вопросам межэтнических отношений при губернаторе СК.
• Администрацией особо охраняемого эколого-
курортного региона КМВ.
• Ставропольской и Владикавказской епархией РПЦ.
• ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставрополья.
• Армянской апостольской церковью на Юге России.
• Пятигорским отделением ЮРРЦ.
• Общественными организациями и движениями, казачеством.
• Миротворческой миссией им. генерала А.Лебедя.
• Экспертным сообществом, вузами, научными центрами Ставрополья, ЮФО, Москвы.
На основе принятых нормативных решений, на основе включения в краевую систему управления этнокультурными и этно-конфессиональными отношениями органы МСУ г. Пятигорска выработали несколько управленческих моделей упрочения гражданского согласия городского сообщества. Эти модели, во-первых, соответствуют социокультурным параметрам Пятигорска, во-вторых, соотносятся с краевыми стратегиями и тактиками регулирования межэтническими отношениями, в-третьих, отвечают главным интенциям современных управленческих техник и технологий.
Управленческая модель 1. Площадка взаимодействия населения с органами МСУ. Реализуется на базе Общественного совета г. Пятигорска, который предназначен для диалога органов МСУ с обществом, обсуждения актуальных проблем. Главными направлениями работы комиссий Общественного совета являются: развитие институтов гражданского общества, сохранение традиций и вместе с тем модернизация соцокультурного облика города, просветительская и организационная работа с молодёжью.
Управленческая модель 2. Площадка реализации этнокультурных интересов и межкультурного диалога. Реализуется на базе Пятигорского Дома национальных культур. Институализация Дома национальных культур прошло несколько стадий: Дом советско-болгарской дружбы, Дом дружбы, Дом национальных культур как муниципальное учреждение культуры с 2006 г. Главные направления деятельности - презентация этнокультурных интересов общин города, празднование праздников национальных культур, знаменательных событий, обмен культурными ценностями - осуществляются в контексте ставропольских краевых ценностей.
Управленческая модель 3. Площадка упрочения российской идентичности. Реализуется в рамках общественно-значимых акций: День народного единства, День России, День российского флага, День Победы, День Ставропольского края, День казачки. Особое значение имеет празднование Дня города, которое акцентирует фактор многокультурности, полиэтничности, фактор консолидации горожан как патриотов России. День города включает презентацию культуры этнических групп, казачества, устройство национальных подворий, выступление коллективов народного творчества.
Управленческая модель 4. Площадка межрегионального и международного сотрудничества. Реализуется на основе взаимодействия городов КМВ, а также взаимодействия Пятигорска с городами Северного Кавказа - Нальчик (КБР), Черкесск (КЧР), Владикавказ (Северная-Осетия-Алания) и др. Также сложившейся традицией являют побратимские связи Пятигорска с городами Шверте (Германия), Трикала (Греция), Панагюриште (Богария), Дебюк (США). Взаимодействие городов-побратимов включает обмен делегациями муниципалов, предпринимателей, работников науки, культуры, искусства. Также эффективной формой является обмен творческими коллективами народного искусства, общение молодёжи, студенчества. Особым аспектом реализации побратимства являются гуманитарные проекты, благотворительность, миротворчество с участием руководителей НКО, НКА, лидеров конфессий, социальных активистов, иностранных студентов и т.д.
Усилия органов МСУ направлены на развитие социальных инициатив жителей, прежде всего, через привлечение их к организации и проведению общественно-значимых акций. Так, в 2007 г. в городе состоялись:
• Публичные слушания Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ.
• V Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру».
• II Гражданский форум Юга России «Инновационный, кадровый и экономический потенциал региона».
• Фестиваль молодёжи «Культура народов Северного Кавказа».
• Форум студенческой молодёжи СК «Конкурс на лучшую работу на тему межэтнических отношений» и др.
Комплексная системная деятельность органов МСУ по упрочению межнационального согласия и гражданской консолидации отмечена результатами, среди которых очевидными являются: предупреждение обострения межэтнических отношений и гуманизация этнического дискурса, деполитизация этничности; удовлетворение этнокультурных интересов населения и поддержание этноконфессионального разнообразия; вовлечение молодёжи в
общественную жизнь и межкультурное общение, межэтнический диалог; консолидация общества на базе ценностей местного сообщества, а также ставропольских и общероссийских ценностей.
Проекции и рекомендации.
Поддержание тенденции к устойчивому развитию и межкуль-турному взаимодействию в городах СК, прежде всего, обусловлено общей ситуацией на Северном Кавказе. В этой связи перспективным представляются:
• разработка и принятие целевых муниципальных программ «Взаимодействие органов МСУ и институтов гражданского общества в упрочении этнокультурных отношений»;
• издание специальных выпусков «Ставропольской правды», «Пятигорской правды» и других газет об основах и перспективах единства городских сообществ как мультикультурных и поликонфессионального;
• проведение выездных заседаний молодёжного межнационального совета при Комитете СК по делам молодёжи в вузах городов СК;
• использование системы побратимских связей в упрочении межкультурного обмена и развития многоэтничного сообщества городов.
Представляется необходимым более активное позиционирование дум и администраций городов в отношении проблемы «российской идентичности», «гражданской идентичности», «многонационального народа», «демократии согласия». Эффективным представляется активизация взаимодействия органов МСУ с Советом по вопросам межэтнических отношений при губернаторе СК. Целесообразным является повышение роли органов МСУ в расширении системы миротворчества при взаимодействии с институтами гражданского общества, с национально-культурными общественными объединениями, городскими отделениями Союза молодёжи Ставрополья, городскими отделениями ЮРРЦ, Миротворческой миссией им. генерала А.Лебедя на Северном Кавказе и др.
Эти направления общей работы органов власти, органов местного самоуправления управления и институтов гражданского общества городских социумов будут служить упрочению ме-
жэтнического взаимодействия, межкультурного диалога во благо общероссийских и общечеловеческих ценностей.
Островский С.В., к.ф.н., доц. СКАГС
Модернизация России (историко-методологические тезисы)
Мы ... пока лишь фрагментарно занимались модернизацией экономики.
(Путин В.В. Выступление на Госсовете
8 февр. 2008 г.)
Социально-философские исследования, опирающиеся на исторический опыт процессов модернизации1 различных регионов мира, обобщая особенные дисциплинарные подходы к социальному развитию в режиме модернизации, фиксируют «общую неудовлетворенность имеющимися (концептуальными - с.о.) возможностями и глубокое ощущение сдвигов, смысл которых не вполне ясен, но ясна большая вариативность, возможность рисков и гибели, потери устойчивости и стабильности».2 Вместе с тем систематизация опыта модернизационных усилий выявляет возрастающую роль культуры как способности наследовать прежнее, продуцировать новые культурные образцы. Критика артикулированных способов модернизации - колонизации, вестернизации, догоняющего развития, модернизации на основе собственной идентичности (опыт Юго-Восточной Азии) эксплицирует многообразие развития, провоцирует критику прогресса, понятого как следование западным образцам, признанию постулатов линейного развития нормативной утопией.
Методологическая рефлексия обычно в этой ситуации чревата эклектикой - состоянием, требующим преодоления. Солидарность с исследованиями оценивающими идею А.С. Фурсова
1 Модернизация обычно эвфемизм капитализации, поэтому будем понимать модернизацию как способ приобщения к западному опыту.
2 Федорова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // ВФ. 2000. № 4. С. 26.