Научная статья на тему 'Глобальное политическое управленческое решение для Северного Кавказа'

Глобальное политическое управленческое решение для Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальное политическое управленческое решение для Северного Кавказа»

Аствацатурова М.А., д. полит. н. (филиал СКАГС, г. Пятигорск)

Глобальное политическое управленческое решение для Северного Кавказа

Выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа является сильным и в известном смысле глобальным для Северо-Кавказского региона политико-административным решением. Его содержательные принципы и эмоциональный пафос были заложены и открыто высказаны Президентом РФ Д.Медведевым в Послании Федеральному собранию РФ в ноябре 2009 г. С этого момента главы субъектов, политики, эксперты и население СевероКавказского региона ожидали принятия управленческого решения, которое имеет важнейшее значение для региона. При этом было очевидно, что Президент РФ не стремится к нарушению Конституции РФ, гарантом которой он выступает, и не предполагает механического возврата к прежним формам управления на Северном Кавказе, испробованным в имперский и советский период.

В этих условиях Президентом РФ принято единственно верное и перспективное решение о выделении из состава ЮФО нового федерального округа - Северо-Кавказского. При этом политикоисторическая ретроспекция позволяет вспомнить первоначальное образование Северо-Кавказского федерального округа, что было обусловлено конкретикой управленческих стратегий и тактик на Северном Кавказе. О значимости северокавказского компонента в новой управленческой системе федеральных округов неоднократно и аргументированно высказывались такие известные политики и учёные, как Р. Аб-дулатипов, В.Зорин, В. Тишков. В этом же контексте озвучивались и проекты обустройства столицы Северо-Кавказского округа в г. Пятигорске, что в полной мере соответствует месту и роли города в геополитической и этнополитической системе региона.

Принятие данного управленческого решения говорит о новом качестве общественно-политических отношений на Северном Кавказе, о преодолении масштабных геополитических и этнополитических рисков. Современность Северного Кавказа отмечена многими позитивными процессами и тенденциями, которые реализуются в сочетании традиционного и модернизационного векторов развития.

Образование Северо-Кавказского федерального округа свидетельствует о соответствии политического решения следующим направлениям:

1. Историко-политическим реалиям развития региона, в котором исторически достигнута региональная общность исторического прошлого и настоящего населяющих его народов.

На Северном Кавказе сложился и успешно реализуется диалог славянского (прежде всего, русского) населения с коренными северокавказскими народами и многочисленными диаспорами. Здесь достигнут высокий уровень взаимодействия всех субъектов этносферы, каждый из которых осознаёт своё место и роль в общественных отношениях. Этничность остаётся существенным фактором взаимосвязей жителей региона, а также и определённым аргументом в достижении ими жизнеобразующих целей. Этнокультурное разнообразие составляет необходимое условие социокультурной целостности Северного Кавказа, которая базируется, в том числе, и на осознании жителями региона общности исторических судеб. Проявленная региональная идентичность является значимой базой для активизации населения в решении общих задач - достижении безопасности, повышении уровня жизни, упрочении взаимовыгодного взаимодействия;

2. Современному качеству состояния региона, в котором достигнут определённый уровень общечеловеческой безопасности. В регионе прекращены и локализованы массовые межэтнические конфликты, нейтрализованы последствия массовой этнической миграции. Массовые настроения жителей отличаются настроенностью на стабилизацию и стремлением к социальному прогрессу, радикальные настроения не имеют массового распространения, присутствует разочарование в сепаратистских идеях, стремление к «мирной жизни», к решению социально-экономических проблем. Вместе с тем отмечается рост гражданских, патриотических настроений, в основе которых - гордость за упрочившийся авторитет России, а также уважение к её современным политическим лидерам - Президенту РФ и председателю Правительства РФ. Первые лица политико-управленческого истеблишмента страны воспринимаются как здравые, современные, авторитетные политики, умеющие принимать целесообразные решения и добивающиеся их исполнения;

3. Социальному и гражданскому структурированию северокавказского сообщества, которое имеет все признаки трехсекторной модели. В субъектах Северного Кавказа налажено взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления функционируют многочисленные и эффективные общественные миротворческие, национально-культурные организации, общественные организации фамилий и родов. Заметным участником регионального процесса выступает казачество, осуществляющее этнокультурное и этнополити-

ческое структурирование. Здесь же осуществляется успешное позиционирование институтов Русской православной церкви в лице Ставропольской и Владикавказской епархии под руководством архиепископа Феофана, а также представлено Духовное управление мусульман Ставропольского края и Карачаево-Черкесии под руководством Исмаила-хаджи Бердиева и духовные управления мусульман других республик. Здесь же действуют институты Армянской апостольской церкви, иудейские общины, католические приходы, руководители которых также заметы в гуманитарном и общественном диалоге. В регионах Северного Кавказа сложилась традиция миротворчества, которая имеет глобальный характер и объединяет усилия органов власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества;

4. Позиционированию субъектов и сообществ Северного Кавказа на Юге России, в РФ и в пространстве стран ближнего и дальнего зарубежья. Этнические группы и диаспоры региона имеют устоявшиеся связи с другими субъектами РФ, а также со многими странами ближнего и дальнего зарубежья, где проживают «материнские этносы» диаспор региона - Арменией, Азербайджаном, Грецией, Германией, Израилем, Польшей, Турцией, Туркменистаном и др.

Вместе с тем, на Северном Кавказе сохраняются этнополитиче-ские риски - терроризм, религиозный экстремизм, национализм, ми-грантофобия, ксенофобия. Эти проявления смешиваются с криминальными и коррупционными явлениями. В совмещении общих криминальных процессов с коррупционными тенденциями, а также с целевыми террористическими акциями состоит важнейшая особенность террористического воздействия на население. В этой связи помимо осуждения терроризма как идеологии в общественных настроениях и коллективных жалобах населения отмечается недовольство местными властями, силовыми структурами, которые не только не воспринимаются как гаранты правового поля и охраны граждан, но, зачастую и обвиняются в прямых нарушениях закона.

Существенными факторами, которые вторгаются в общественные и политические отношения, являются факторы титульности, репресси-рованности некоторых народов. Так, фактор титульности формирует определённую «иерархию» этносов, в которой некоторые группы с «непрестижной» этнической принадлежностью оттесняются от участия в разделе собственности, от участия во власти. Весомым фактором всей системы общественных отношений продолжают оставаться фамильные, клановые, тейповые, диаспорные связи, которые реализуются как в позитивных, так и в негативных проявлениях.

Межэтнические и этноконфессиональные противоречия зачастую провоцируются социально-экономическими проблемами, конкуренцией этнических групп в решении жизненных проблем, низким уровнем жизни, безработицей, неустроенностью молодёжи. Наиболее типичными являются межэтнические противоречия и локальные конфликты молодёжи, которая в бытовых конфликтах группируется по этнокон-фессиональному признаку.

В субъектах Северного Кавказа по инициативе и при поддержке Президента РФ сформирован управленческий корпус первых лиц, которые принадлежат к новому поколению управленцев. Все современные руководители республик Северного Кавказа получили кредит доверия от Президента РФ.

Президентом РФ перед руководителями субъектов нового федерального округа поставлены конкретные задачи, которые отвечают новому качеству социально-экономических и общественно-политических отношений. Прежде всего, это реализация экономических проектов и социальных программ, повышение инвестиционной привлекательности регионов, уменьшение безработицы. Важнейшей задачей политического свойства является достижение не только высокого уровня общечеловеческой безопасности, но и гражданской и политической активности. Также существенной задачей является налаживание диалога между властью и обществом, достижение открытости органов власти для местных сообществ. Здесь важнейшим направлением выступает борьба с коррупцией, взяточничеством, мздоимством, местничеством, кумовством, которые наносят масштабный ущерб развитию регионального сообщества.

В этих условиях логичен состав Северо-Кавказского ФО, так как включённые в него республики отличаются определённым «единством места, времени и действия». Это проявляется в сходстве судеб народов, в общих путях социально-экономического и политического развития, в общих позитивах и негативах советского национальногосударственного строительства и в общих проблемах постсоветского периода. Очевидно также сходство этнокультурных традиций и этнокультурного менталитета народов региона. Вместе с тем каждая республика и каждый народ, как равно и каждая этническая группа отличается своеобразием коллективных интересов, особенностями позиционирования в межрегиональном диалоге и в общении с федеральным центром. В этой связи образование нового ФО будет способствовать упрочению межрегиональных связей, нейтрализации противоречий, которые во многом являются результатом проблем национальногосударственного строительства.

Закономерным и оправданным является включение в состав нового ФО Ставропольского края, который по своим геополитическим и этнополитическим характеристикам выделяется среди субъектов Юга России. Здесь развиты стратегии и тактики взаимодействия с республиками региона, функционируют представительства таковых. Ставропольский край, гранича со многими республиками, имеет исторические и выстраивает новые продуктивные социально-экономические связи с Кабардино-Балкарской Республикой, Карачаево-Черкесской Республикой, Чеченской Республикой, Республикой Ингушетией, Республикой Дагестаном. Ставропольский край привлекает жителей республик за счёт развитой инфраструктуры, а также городской культуры. Города края - Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск, Кисловодск, Ге-оргиевск - рассматриваются жителями республик как сообщества, в которых возможно обучение, лечение, профилактика, карьерный рост молодёжи. В этой связи в городах края в высших учебных заведениях обучается множество молодых людей из республик и сложились «студенческие этнические диаспоры».

Новые геополитические оценки можно дать и Ставропольскому краю как субъекту нового ФО. Если в составе ЮФО Ставропольский край был далёк от лидирующих позиций в сравнении с Ростовской областью и Краснодарским краем, то применительно к новому ФО ситуация меняется коренным образом. Здесь Ставропольский край выступает безусловным лидером и определённым политико-управленческим форпостом проведения социально-экономической политики государства как политики безопасности, развития, политики антикризисной. Также важно, что на фоне республик, образованных по национальногосударственному признаку, край представляет субъект, образованный по административно-территориальному признаку.

На базе ресурсов Ставропольского края представляется успешным развитие идеи гражданского надэтнического единства жителей СКФО как граждан РФ. В то же время идея сохранения этнокультурного и эт-ноконфессионального разнообразия, которая традиционно близка Ставрополью и которая реализуется как управленческая идея, является привлекательной и эмоционально значимой для населения республик. Формирование нового ФО обязывает Ставропольский край к реализации новых политико-управленческих стратегий и тактик в диалоге с республиками Северного Кавказа и с федеральным центром.

Особенности и возможности края в связи с образованием СевероКавказского ФО подчеркнул губернатор Ставропольского края В.Гаевский, высоко оценив принятое Президентом РФ решение. Это решение с энтузиазмом поддержал архиепископ Феофан, который яв-

ляется членом Общественной палаты РФ и проводит масштабную миротворческую работы в республиках Северного Кавказа. В Ставропольском крае накоплен существенный политико-управленческий опыт в сфере этнических и этноконфессиональных отношений, миграции, формирования национально-культурных институтов гражданского общества, институционализации. Под председательством Б.Калинина успешно действует комитет по делам национальностей и казачества, который работает во взаимодействии с известными учёными и экспертами края - В. Авксентьевым, М. Аствацатуровой, С. Ивановой, Н. Медведевым, В. Паниным и др. В Ставропольском крае реализуются целевые программы гармонизации и развития этнических и этноконфессиональных отношений и взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Примечательно, что в этой сфере успешно воплощается программно-целевой метод, предоставляющий широкие возможности для диалога с гражданами, налаживания обратной связи с населением.

Назначение А. Хлопонина - оптимальный управленческий ход, так как он имеет очевидные преимущества перед местными политиками. Он не включён в региональные клановые и фамильные структуры, не отягощён весом региональных социальных и ментальных предрассудков. Новый полномочный представитель Президента РФ - лицо нейтральное и вместе с тем облечённое особыми полномочиями. Совмещение полномочий представителя Президента РФ с полномочиями заместителя председателя Правительства РФ как эксклюзивное наполнение функционала А. Хлопонина - целевое политикоуправленческое решение именно для Северного Кавказа.

Опыт бизнесмена, хозяйственника, управленца, опыт современного креативного менеджера крайне важен для реализации функционала полномочного представителя Президента РФ в ФО. А. Хлопонин имеет большой управленческий опыт реализации социальных программ, привлечения инвестиций. Вместе с тем перед ним стоят масштабные задачи политического и административного плана. Их решение во многом будет зависеть от постижения полномочным представителем специфики региона в целом и каждого субъекта в отдельности. В этой связи важной задачей является формирование оптимальных отношений с главами республик и края с учётом нового характера управленческих стратегий и тактик на местах. Это крайне сложно сделать, не имея опыта общения с северокавказским сообществом. Здесь очевидны несколько проблем:

- привлечение к формированию аппарата полномочного представителя собственной команды;

- вовлечение в работу местных управленцев, политиков, экспертов;

- налаживание диалога со сложившимися институтами и акторами политического и социокультурного пространства;

- проведение аудита социально-экономических и общественнополитических отношений;

- составление достоверного «реестра проблем»;

- выявление наиболее действенных ресурсов развития, модернизации.

В сложившемся контексте важно приобретение общественного авторитета у населения, так как в северокавказском сообществе большое внимание уделяется личным качествам руководителя - компетентности, профессионализму, а также личным морально-нравственным качествам. Это, прежде всего, главы субъектов, конфессиональные лидеры, этнические активисты, руководители национальнокультурных организаций, а также авторитетные социальные активисты.

Здесь стоит учитывать такое обстоятельство последнего периода, как частая смена полномочных представителей в ЮФО и постоянные надежды населения на повышение качества жизни и уровня безопасности. Население возлагает на нового полномочного представителя определённые надежды, особенно с учётом последних негативных событий

- активизации террористического воздействия на население и власть в некоторых республиках региона. Новый всплеск террористической активности воспринимается населением как ответ международного терроризма и религиозного экстремизма на отмену режима контеррори-стической операции в Чеченской Республике. Активизация террористических акций в регионе свидетельствует о завершении периода «эт-нополитического таймаута» некоторой «этнополитической стагнации», в которой негативные явления общественно-политических отношений приобретают хронический характер. Это, помимо прямого ущерба местным сообщества, наносит ущерб глобальным российским проектам социального характера, а также олимпийскому проекту 2014 г.

В этих условиях население имеет существенные претензии к самому институту полномочных представителей, которые традиционно на Северном Кавказе воспринимаются как гаранты безопасности, соблюдения Конституции РФ, обеспечения законности и правопорядка. Эти задачи выступают на первый план именно перед полномочным представителем Президента РФ в новом ФО, оттесняя на второй план такие задачи, как упрочение властной вертикали, осуществление кадровой политики, контроль над реализацией политикоадминистративного управления в субъектах.

Вместе с тем, у населения есть и некоторый скепсис и недоверие к властным структурам, как на уровне федерации, так и на уровне регионов. В этом смысле полномочный представитель Президента РФ в общественном мнении должен, с одной стороны, создавать достоверную картину положения в ФО в высших органах федеральной власти и максимально доносить интересы и проблемы местного населения до Президента РФ и председателя Правительства РФ. С другой стороны, полномочный представитель значим и как управленец, облечённый большим объёмом полномочий в воздействии на состояние местной власти, местных клановых и фамильных отношений.

На Северном Кавказе население обращает большое внимание и на личные качества полномочного представителя Президента РФ. С учётом маскулинности местных сообществ, в том числе и властных структур и политических институтов, в руководители такого уровня хотят видеть смелого, опытного и мудрого человека, слово которого имеет вес и значение. Северный Кавказ остаётся «мужским миром», в котором роль мужчины традиционно велика.

Представители северокавказского сообщества в лице руководителей регионов - М. Алиев (Республика Дагестан), В. Гаевский (Ставропольский край), Ю.-Б. Евкуров (Республика Ингушетия), А. Каноков (Кабардино-Балкарская Республика), Т. Мамсуров (Республика Северная Осетия - Алания), Р. Кадыров (Чеченская Республика), Б. Эб-зеев (Карачаево-Черкесская Республика), Л. Травнев (глава города -председатель Думы г. Пятигорска) - дали высокую оценку состоявшемуся решению и проявили энтузиазм по поводу создания ФО и назначения полномочного представителя Президента РФ.

Исполнение полномочий, долгосрочных и первостепенных задач новым полномочным представителем Президента РФ возможно лишь при широком диалоге с местными сообществами. В качестве площадок диалога целесообразно создание при полномочном представителе Президента РФ совета этнических и конфессиональных лидеров, социально-профессиональных ассоциаций парламентариев, муниципалов, бизнесменов, учёных, экспертов, а также творческой интеллигенции. Также уместно формирование молодёжных общественных структур -общественного молодёжного совета нового ФО, консолидация миротворческого движения на уровне ФО. Образование нового ФО будем способствовать дальнейшему структурированию гражданского общества на Северном Кавказе, так как аппарат полпреда обладает большими организационными, управленческими возможностями. Вместе с развитием коллегиальных начал новый полпред, вероятно, обозначит

собственную позицию и собственное видение проблем и путей их разрешения для поступательного развития Северного Кавказа.

Пятигорск - центр Северо-Кавказского федерального округа.

Расположение столицы нового ФО в Пятигорске - закономерное и значимое решение Президента РФ. Пятигорск является одним из лидеров предкавказских городов (год образования - 1780 г.), отмечающим в 2010 г. 230 лет со дня образования.

Фактор безопасности города определяется этнополитическими особенностями Северо-Кавказского региона, в котором наметились чёткие тенденции к стабилизации и снижению конфликтогенного потенциала. Безопасность обусловливает инвестиционную привлекательность Пятигорска и является необходимым контекстом плодотворного функционирования города как столицы нового ФО.

Фактор уникальности определяется выгодным географическим и геополитическим положением города, который расположен в центре региона КМВ, состоящего из особых территорий Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Уникальные рекреационные характеристики, широчайший спектр бальнеологических свойств и номенклатура источников составляют непререкаемые приоритеты Пятигорска. Также в составе успешных характеристик и уникальное историческое наследие, культурный ценз которого имеет международное признание. Фактор престижа определяется статутом курорта федерального значения, а также развитой городской инфраструктурой, разнообразной социальной палитрой, широким этнокультурным ландшафтом. Престиж дальнейшего развития города связан с общими направлениями развития Юга России и нового ФО в соответствии с целевыми федеральными программами, концепцией «точек роста».

Пятигорск является вторым по численности населения городом края после столицы - г. Ставрополя. Население края на конец 2009 г. составляет около 210 тыс. чел., из них молодёжи - около 50 тыс. чел. В городе - 30 санаторно-курортных учреждений, 16 вузов и филиалов, множество учреждений культуры, развита сеть услуг, бизнеса и предпринимательства, площадок коммуникаций, досуга и развлечений.

В городе успешно воплощается зрелая трёхсекторная модель общества, субъекты которой власть, гражданское общество, бизнеса активно взаимодействуют друг с другом. В этом взаимодействии выделяются: Дума г. Пятигорска, администрация г. Пятигорска, Общественный совет г. Пятигорска, городские организации общероссийских политических партий, прежде всего «Единой России», муниципальные учреждения и предприятия, институты гражданского общества, предпринимательские и бизнес-структуры др.

В городе действуют более 20 общественных организаций, среди которых выделяются: национально-культурные, ветеранские, инвалид-ские, женские, благотворительные, мигрантские, миротворческие, молодёжные. В городе функционируют Пятигорское отделение Южного российского ресурсного центра, Институт социальных перспектив, Миротворческая миссия им. Генерала А.Лебедя на Северном Кавказе, множество творческих объединений. В городе действует СевероКавказское отделение Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.

Существенный вклад в развитие городского сообщества вносят вузы города - Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорский государственный технологический университет, Пятигорский филиал Северо-Кавказской академии государственной службы и др. В Пятигорском филиале СКАГС реализуется разносторонняя и многоступенчатая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственной власти и муниципальных служащих. В Пятигорске проводятся масштабные научные, общественно-политические конференции, форумы, конгрессы, фестивали. Также развито движение молодых волонтёров, которые участвуют в миротворчестве, благотворительности, работают с определёнными категориями горожан - дети, инвалиды, ветераны, пенсионеры.

Пятигорск является городом с многонациональным населением, этнконфессиональным разнообразием городского сообщества. В городе проживают приверженцы разных религий, прежде всего, православия. Христианский канон также представлен католичеством, армянской апостольской церковью. В Пятигорске несколько приходов Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной церкви, армянская апостольская церковь Сурб Саргис, мечеть Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, костёл римской католической церкви, синагога и др.

В Пятигорске действуют около 15 национально-культурных общественных организаций таких народов, как адыги (адыгейцы, абазины, кабардинцы, черкесы), армяне (НКА), болгары, греки, евреи, карачаевцы, немцы (НКА), народы Дагестана (региональная КМВ), осетины, поляки (региональная - КМВ), русские, татары, украинцы, чеченцы совместно с ингушами. Заметную роль в общественных отношениях играет казачество - Горячеводский отдел Терского казачьего войскового общества. Эти обстоятельства предполагают постоянное внимание органов МСУ к этой сложной и деликатной сфере городской жизни. Так, органы МСУ г. Пятигорска имеют возможность руководствоваться такими документами, как: Устав Ставропольского края

1994 г. в ред. 2002 г. и законами СК: «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» 2005 г.,, «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» 2002 г., «О казачестве в Ставропольском крае» 2002 г. Устав муниципального образования города-курорта Пятигорска в специальной ст.9. «Гарантии МСУ города - курорта Пятигорска», п.3. прописывает: «На территории г. Пятигорска признаются и обеспечиваются неотъемлемые права всех проживающих народов и народностей, малочисленных этнических общностей, на сохранение ими своей национальной самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций».

В осуществляемой системе управления органы МСУ г. Пятигорска взаимодействуют со следующими структурами:

- Комитет СК по делам национальностей и казачества;

- Совет по межэтническим отношениям при губернаторе СК;

- Администрация особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ;

- Ставропольская и Владикавказская епархия РПЦ;

- ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставрополья;

- Армянская апостольская церковь на Юге России;

- Пятигорское отделение ЮРРЦ;

- Общественные организации и движения, казачество;

- Миротворческая миссия им. генерала А.Лебедя;

- Экспертное сообщество, вузы, научные центры Ставрополья и ЮФО.

В городе действует Дом национальных культур, главными направлениями которого являются презентация этнокультурных интересов общин города, празднование дней национальных культур, знаменательных событий, обмен культурными ценностями. Город активен в системе межрегиональных связей с городами Северного Кавказа -Нальчик (КБР), Черкесск (КЧР), Владикавказ (Северная Осетия-Алания) и др. Также сложившейся традицией являют побратимские связи Пятигорска с городами Шверте (Германия), Трикала (Греция), Панагюриште (Болгария), Дебюк (США). Образование центра нового ФО в Пятигорске - закономерный и перспективный политикоуправленческий проект. Пятигорск имеет исторически сложившийся авторитет среди населения республик региона, привлекает к себе развитой городской инфраструктурой, традициями городского образа жизни. Пятигорск - значимый культурообразующий, образовательный и научный центр не только Северного Кавказа, и России в целом.

Придание Пятигорску статуса центра нового ФО открывает креативные перспективы для развития города и позиционирования его в межрегиональных и международных отношениях. В известном смыс-

ле «столичный проект» для Пятигорска является своеобразным «олимпийским проектом», реалии и следствия которого могут быть весьма успешными. При этом очевидно, что в городе уже достигнут определённый уровень развития необходимой инфраструктуры.

Это наличие коммуникаций, развитие сфера бизнеса, курорта, туризма, наличие зданий общественного назначения, культурноразвлекательных комплексов. В Пятигорске существует база для бизнес - и делового туризма, для проведения совещаний, конференций и форумов различного масштаба. Важным фактором является управленческий, кадровый резерв органов местного самоуправления, а также активизм общественных организаций и энтузиазм жителей. Эти направления общей работы органов МСУ, общественных организаций сформировали существенную базу для функционирования Пятигорска как центра нового округа.

Очевидно, что Пятигорск как центр СКФО составит определённую конкуренцию Ставрополю и столицам других субъектов. Новый статус города создаёт не только преимущества, но и некоторые риски. Так, важной задачей органов местного самоуправления будет совмещение интересов городского сообщества с интересами новой управленческой структуры. Также, вероятно, изменится конъюнктура общих социально-экономических и политико-административных отношений. Это предполагает новый уровень безопасности, обеспечения высокой степени современной коммуникации и информационной системы. Формирование аппарата полномочного представителя Президента РФ приведёт к включению в городское сообщество новой группы управленцев и в известном смысле повлияет на его структуру. Вероятно, изменится социально-профессиональный стереотип города, что придаст новое направление его развитию.

Новый статус города может открыть соответствующие перспективы для образования и социального взросления молодёжи, а также новые возможности трудоустройства и карьерного роста. Новый статус города -аргумент в пользу его авторитета и развития городского патриотизма. Вместе с тем, существуют и реальные риски - создание неудобства для горожан в связи с формированием новой группы чиновников, которая нуждается в определённом регламенте и формате организации их деятельности. Население опасается роста цен, усложнения в реализации бизнес-проектов и др. Придание статуса центра нового ФО обязывает город к поступательному развитию, достижению новых социальных горизонтов, нового уровня общественного порядка и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.