ББК 66.60
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ПАРТОГЕНЕЗА И ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ПРЕДМЕТЫ СОВРЕМЕННОГО
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
© 2008 г. Л.Х. Дзахова
Северо-Осетинский государственный университет, North-Ossetian State University,
362015, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, 362015, Vladikavkaz, Vatutin St., 46,
dzakhova_zarina@mail. ru dzakhova_zarina@mail. ru
Анализируются проблемы партогенеза РФ в условиях демократизации политических отношений, новаций политического процесса. Рассматриваются партийное строительство в Российской Федерации, детерминанты многопартийной системы, как феномена общественных отношений. Уточняются парадигмальные подходы к многопартийности в контексте социального и политического плюрализма.
Ключевые слова: политический процесс, политические институты, партогенез, партийное строительство, многопартийность, региональные и местные партийные инициативы, стратегия и тактика партийной организации.
The article is devoted to the problems ofpartogenesis of the Russian Federation in the conditions of democratization ofpolitical relations and innovations of political process. Party construction in the Russian Federation, determinants of multiparty system are considered in the article as a phenomenon of public relations. Besides some paradigmal approaches to the multiparty system in the context of social and political pluralism are also elaborated.
Keywords: political process, political institute, party genesis, party construction, multiparty system, regional and local party initiatives, the strategy and tactics of party organization.
Особенности социально-экономического развития субъектов России влияют на политическую ситуацию в стране. Сегодня очевидны различия политических стратегий и тактик региональной и местной политической элиты, публичного поведения политических лидеров и руководителей разных отделений российских политических партий.
Этот процесс обусловлен рядом состоявшихся после 1992-1993 гг. новаций административно-территориального деления, устройства общественно-политических отношений, реалий политико-административного управления. Условия существования российских партий определяют федеративный принцип организации территорий, населения и власти, становление и развитие нового уровня суверенитета субъектов федерации, формирование системы местного самоуправления, а также наличие системы федеральных округов и полномочных представителей Президента РФ. В этой связи важным аспектом исследовательского поиска являются стратегия и тактика взаимодействия региональных отделений политических партий с органами законодательной и исполнительной власти субъектов России.
Успех деятельности политических партий на уровне регионов зависит от содержания и форм диалога политических партий и их лидеров с главами законодательной и исполнительной власти - губернаторами или главами республик, а также с председателями краевых законодательных собраний (парламентов, дум и др.). Чаще практикуются две схемы взаимодействия, среди которых первая предполагает согласие и эффективное сотрудничество власти и партий при наличии со стороны политических организаций конструктивной оппозиции, способствующей стабилизации общественно-политических отношений и улучшению социально-экономической составляющей. Вторая - включает в себя противостояние и взаимное противодействие власти и партий при наличии деструктивной конфронтации, которая приво-
дит к расшатыванию общественно-политических отношений и получению ситуативных популистских дивидендов.
Следующим важным аспектом изучения локального, местного партогенеза является взаимодействие политических партий и института местного самоуправления. Складывание системы местного самоуправления в стране обязывает политические партии к выработке соответствующих стратегий и тактик. Новые принципы структурирования административно-территориального управления реализуются в поселенческих единицах - муниципальных образованиях. В этих условиях деятельность партий направлена на взаимодействие с органами местного самоуправления, администрациями муниципальных образований в достижении интересов населения. На местном уровне лидеры отделений российских партий имеют возможность проявить себя в разных сферах жизни, прежде всего, в решении социальных вопросов.
В этой связи местные отделения политических партий главные усилия направляют на достижение жизненных интересов избирателей. Среди них выделяются реализация основных прав и свобод граждан, трудоустройство, обеспечение социальными пособиями. Немаловажным в деятельности региональных и местных отделений политических партий является удовлетворение интересов и запросов социально незащищённых категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), а также находящихся в группах риска (дети-сироты, дети из неблагополучных или неполных семей, наркозависимые, алкоголики, лица без определённого места жительства и др.). На местном уровне авторитет и популярность политических партий зависят от обращённости политической организации к жизненным интересам населения, открытости и человечности партийных лидеров.
Заслуживающими внимания аспектами практики политического функционирования выступают формы и методы сотрудничества политических организаций с
органами местного самоуправления. Здесь можно рассматривать и проектировать несколько основных моделей взаимодействия. Среди них выделяются модель стратегического и тактического согласия между органами местного самоуправления и политическими партиями и модель противостояния и противодействия. На местном уровне, где в наибольшей степени реализуется принцип «открытости», «прозрачности», «узнаваемости» властной и политической элиты, взаимоотношения управленцев первого уровня с лидерами политического истеблишмента чрезвычайно важны с точки зрения содержания и формы. Местные сообщества, как правило, заинтересованы в конструктивном сотрудничестве органов управления и политических организаций, так как именно оно позволяет осуществлять эффективную социальную динамику.
Поэтому так актуален исследовательский интерес к региональным (в том числе местным) моделям взаимодействия власти и партий на уровне субъектов России, который материализуется в обобщении позитивного опыта, выделении деструктивных факторов, проекции региональных внутриполитических отношений.
Общей тенденцией партийного процесса, например, на Юге России является усиление позиций партии власти. Исследовательский поиск в отношении электорального процесса имеет несколько тенденций. Симптоматичен высокий уровень лояльности региональной политико-административной элиты к магистральным политическим идеям федерального центра. Необходимо пристальное изучение идеи политического центризма, продуманного реформизма, социальной справедливости, равных возможностей и общественного прогресса, воплощённой в стратегиях и тактике политического истеблишмента регионов ЮФО. Отдельные аспекты изучения, такие как мировоззренческое и организационное воплощение доктрины партии «Единая Россия», далее персонифицируются в поведении руководителей (губернаторов и глав республик) субъектов ЮФО (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Ростовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика). Принципы, формы, методы и механизмы поддержки региональными лидерами курса главы государства, плана Путина складываются в тактические, управленческие схемы.
В субъектах региона в ходе предвыборного противостояния и борьбы между главными противниками -«Единой Россией» и «Справедливой Россией», «Единой Россией» и КПРФ - определились акценты упрочения вертикали власти, авторитаризации политического и управленческого процесса, «спрямления» политического участия, которые типичны для России в целом [1].
Типизация политических процессов и сюжетов на Юге России позволяет структурировать партогенез, партийное строительство в зависимости от региональных факторов, в том числе факторов этнополитического риска. Исследовательские обобщения позволяют включить в общее структурирование электоральных характеристик населения северокавказский региональный традиционализм как порождение этноисторического, этнокультур-
ного, этнополитического процессов [2]. Наряду с этим представляет интерес изучение регионального традиционализма как социальной установки местных этно-элит, в том числе партийных. Закономерно, что население региона с энтузиазмом относится к идее и воплощению практики «сильной руки», руководителя, авторитет которого является самостоятельным фактором и аргументом общественно-политических отношений. Поэтому в политических отношениях и РЯ-обеспечении политического диалога важны биографические сюжеты, особенности поведения, семейные сюжеты глав регионов. Особым вниманием пользуется информация о взаимоотношениях первых лиц регионов с федеральным центром и лично с Президентом РФ, вопрос доверия которого главе субъекта является, по сути, главным в динамичном развитии и перспективах всего регионального сообщества. Также социально значимыми являются политические взгляды и пристрастия глав субъектов, их партийная принадлежность, уровень лояльности к официальному политическому курсу.
В этом плане серьёзного исследования заслуживает сущностная и практико-прикладная сторона лояльности региональных элит федеральному центру и лично Президенту РФ, которая официально демонстрируется во многих субъектах ЮФО. Это проявляется, в частности, в Краснодарском крае, Ростовской области, КБР, ЧР в ходе структурирования политических кругов, движений и партий [3].
Руководители регионов в официальном дискурсе поддерживают новации политических процессов и технологий - усиление вертикали власти, трансформации порядка и механизма выборов. Особым механизмом, отражающим не только аспект профессионализма, но и личной преданности, является выражение доверия Президента РФ главе субъекта. В нем содержатся большие ресурсы для разработки политико-управленческого процесса как такового и для конкретизации его отдельных аспектов. Изучение данного механизма вскрывает возможности политико-административного управления в условиях политического маневрирования, которое налагает серьёзные обязательства как на федеральный центр, так и на регионы [4].
Деятельность партий в современной России осуществляется на фоне существенной гражданской модернизации, т.е. формирования институтов гражданского общества. Становление и активное функционирование этих институтов приводит политические партии и движения к разработке стратегии и тактики сотрудничества с общественными объединениями. В 1997-2007 гг. состоялось образование множества общественных добровольческих объединений граждан, нацеленных на самоорганизацию, самопомощь, самоуправление. Важнейшими этапами этого процесса стали образования большого количества общественных объединений, создание федеральных, региональных и местных национально-культурных автономий. Также показательным является проведение I и II Гражданских форумов, создание Ассамблеи народов России, Союза диаспор России, Института Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссии по правам человека при Президенте РФ, Совета
при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, Общественной палаты РФ и др.
Тенденции и закономерности складывания гражданского общества реализуются в конкретных моделях на базе гражданских инициатив при известном руководстве -администрировании со стороны государства. Оно осуществляется, прежде всего, через принятие и доработку соответствующих законов - о некоммерческих, неправительственных общественных объединениях и организациях и национально-культурных автономиях [5].
На Юге России проявляется ещё один важный аспект политического и гражданского стратифицирования - сотрудничество партий с общественными объединениями, сформированными на основе этнокультурных интересов через этнокультурную институализацию. Наиболее актуально это в северокавказских субъектах ЮФО, где сохраняются как традиционные социокультурные обстоятельства, так и современные этнополитические реалии. В регионе образованы сотни общественных объединений, среди которых национально-культурные организации и автономии играют заметную роль и реализуются как успешная форма этнокультурного самоопределения и суверенизации.
Региональные и местные отделения политических партий стремятся к учёту определённой иерархии и морально-этического кодекса горских и степных народов, казачества, традиционных и новых интересов славянского населения, а также многочисленных диаспор, представляющих ближнее и дальнее зарубежье. Партийные организации считаются с приверженностью населения консервативным народным мифам и патриотическим идеям, с популярностью идеологем социальной справедливости, государственного патернализма, министера-литета. То есть в зоне «рискованной гражданской инсти-туализации» политические партии и движения выстраивают свои отношения с сообществами, которые на базе этнокультурной, этноконфессиональной, фамильной, тейповой, клановой идентичности обозначают перед властью и политическим истеблишментом групповые общественные интересы [6].
Также в своей деятельности региональные и местные отделения политических партий в субъектах СевероКавказского региона учитывают важные факторы «северокавказских этнополитических рисков». Это - терроризм, последствия разностатусных этнополитических конфликтов, вялотекущая этническая миграция, конф-ликтогенные факторы в отношениях этнических групп и др. [7]. Закономерно, что глобальные стратегии и локальные тактики политических партий дифференцированы в зависимости от уровня межэтнической напряжённости, этнополитической стабильности.
Содержание деятельности политических партий в субъектах Северо-Кавказского региона определяется текущей ситуацией в сфере социальных, в том числе межэтнических и межконфессиональных, отношений. На современном этапе ситуация на Северном Кавказе отличается тенденцией к стабилизации, динамическому равновесию отношений этносов и этнических групп при том,
что отдельные конфликтогенные факторы (терроризм, экстремизм, бытовой национализм, ксенофобия) сохраняются.
В этой ситуации основным направлением деятельности политических партий выступает поддержание и сохранение общей стабильности отношений социодемо-графических, социопрофессиональных, этнокультурных, этноконфессиональных сообществ. Поэтому усилия региональных и местных политических партий направлены на решение общих проблем социально-экономического развития. Среди них выделяются имущественная поляризация населения, незанятость, низкие показатели его жизненного уровня, отсутствие экономических и хозяйственных инфраструктур, безработица молодежи и др. Серьёзной проблемой, несмотря на исчерпание залповой миграции, остаётся интеграция мигрантов в общественных, экономических структурах принимающих сообществ. Мигранты в полной мере включены в конкуренцию с местным населением в сфере экономических отношений, раздела и передела собственности, доступа к социальным благам и гарантиям и зачастую оказываются более успешными в достижении жизнеоб-разующих целей [6, 8].
Это актуализирует деятельность органов власти и управления, а также политических партий и общественных объединений в двух направлениях. Первое - адаптация мигрантов и включение их в экономические отношения и социокультурный ландшафт принимающих субъектов. Второе - обустройство жизненных интересов местного (старожильческого, коренного) населения в условиях этнодемографических новаций и формирования новых этнодемографических сегментов.
Стратегии партий в отношении мигрантов важны прежде всего в тех субъектах России, где с распадом Советского Союза и в связи с этнополитическими конфликтами осуществились масштабные миграционные тренды. Это касается и Северо-Кавказского региона, где мигрантское пополнение населения испытали такие субъекты, как Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, РСО-А. Здесь мигранты составляют масштабные сообщества, которые после достижения первых жизненных целей (обзаведение жильём, домохозяйством, устройство на работу, включение в систему социального патронажа и др.) включаются в политические процессы в первую очередь путём участия в выборах. Мигранты как потенциальный электорат вызывают большой интерес у политических партий, который реализуется в целевых стратегиях и тактиках функционирования.
Общие социально-экономические проблемы расшатывают основы стабильности общественных отношений и зачастую материализуются в острой конкуренции этнических групп на рынке собственности, жилья, услуг. Общее недовольство региональной или местной политикой, уровнем политико-административного управления на местах во многих случаях выражается в стихийных обвинениях в адрес представителей отдельных этнических групп или всего этнического сообщества. Данные ситуации вынуждают политические организации и политических лидеров к публичному заявлению своей позиции в отношении межэтнических противоречий, а
также конкретных проблем. Это, прежде всего, этническое представительство в органах власти и управления, отношения старожильческого населения и мигрантов, выполнение обязательств государства и региональных властей по постконфликтной реконструкции [9].
Программные документы, уставные цели партийных организаций в субъектах ЮФО зачастую акцентируют цели и задачи в сфере этнополитических, этнокультурных, этноконфессиональных отношений. Это ставит перед исследователями задачи изучения магистральных усилий и конкретных манёвров политических партий в разыгрывании «этнической карты», что особенно актуализируется в преддверии и ходе реализации российских общенациональных политических проектов 2007-2008 гг.
В данных ситуациях важен манёвр политических партий, которые могут выступить как стабилизаторами, так и катализаторами развития конфликтной ситуации. Такие практики складываются в субъектах Северо-Кавказского региона, где межэтнические отношения и этно-политические процессы отличаются сложностью и определенным конфликтогенным потенциалом. Региональные и местные отделения политических партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и другие осуществляют стратегическое и тактическое позиционирование в таких регионах, как РСО-А, КБР, КЧР, Ставропольский край, Краснодарский край, в отношении острых вопросов межэтнических, этноконфес-сиональных отношений, сепаратизма, экстремизма, ксенофобии.
В этой связи исследовательские ресурсы «партоло-гии» должны быть направлены на выявление и популяризацию «хороших практик», использующих партийные организации по стабилизации этнополитиче-ской ситуации и межэтнических отношений.
Новой сферой, в которой проявляются политические партии, является сфера взаимодействия государства, общества и церкви. В последнем десятилетии институты основных и традиционных конфессий, а также различных деноминаций России усилили своё влияние на жизнь общества. Так, в Северо-Кавказском регионе активизировались епархии русской православной церкви (РПЦ) и духовные управления мусульман (ДУМ). Церковь осуществляет многогранную деятельность в идеолого-ми-ровоззренческом, морально-нравственном, социокультурном, поведенческом, организационном направлениях.
Региональные епархии РПЦ и ДУМ реализуют новые формы социального служения, которые отвечают насущным задачам развития российского общества в настоящее время. Это умиротворение населения, смягчение нравов, противоконфликтная профилактика, т.е. миротворчество, помощь социально незащищённым группам населения, группам риска через учреждение поликлиник, консультаций, приютов, мест помощи и покровительства. Особым аспектом деятельности церкви является развитие церковного просвещения и образования, расширение поля не только духовного, но и информационного и просветительского воздействия на население.
В связи с расширением задач и поля деятельности лидеры конфессий активно взаимодействуют с органами власти и местного управления. Институты церкви сотрудничают с общественными организациями и движениями, научным и экспертным сообществом. В этом плане церковь вступает в диалог и с политическими партиями и движениями, максимально расширяя диалоговые, имиджевые, популяризаторские возможности. Соответственно, это предполагает поиск партиями целевых ресурсов для взаимодействия с институтами церкви в той части деятельности, которая не предусматривает отказа от основополагающих программных концептов. Это новый аспект деятельности не только для политических партий, но и для органов власти и управления, что налагает особую ответственность на организационные структуры политических партий за принятие и исполнение определённых решений.
Как видно, внимание к политическим процессам и институтам регионального и местного масштабов закономерно и оправданно в условиях выраженных различий социально-экономического развития субъектов России. Влияние партийного фактора на формирование и функционирование органов представительной и исполнительно-распорядительной власти осуществляется в конкретных региональных и местных моделях.
Таким образом, в общей системе политологических исследований, посвященных политическому плюрализму и многопартийности, становлению партийных систем и политическим партиям, есть и разнообразные аспекты научного поиска, в котором наукоёмкие проблемы выделяются:
- структурирование и институционализация региональных партийных систем;
- дифференцирование политических партий на региональном уровне;
- субъективирование региональных отделений общероссийских партий во властнозначимых отношениях;
- персонификация политических доктрин и партийных программ в управленческой деятельности глав регионов;
- взаимодействие партий с органами власти и управления в ходе административной реформы и реформы местного самоуправления;
- сотрудничество партий с институтами гражданского общества;
- взаимодействие партий с институтами церкви;
- опыт партийного участия в межкультурном взаимодействии и этнополитических процессах.
Изучение деятельности региональных и местных партийных отделений общероссийских политических партий позволит разработать оптимальные модели и проецировать эффективные технологии деятельности региональных и местных отделений политических партий.
Литература
1. См.: Рудаков В. Председатель Партии // Профиль. 2007.
№ 46/10. С. 12-16; Он же. «Да - да - да» // Там же.
С. 16-18; Шестопал Е.Б. Новые тенденции восприятия
власти в России // Полис. 2005. № 3; Шевцова Л. Россия - год 2006: логика политического страха // Независимая газета. 2005. 16 дек.; Юрченко В.М. Стратегия развития современного российского государства: приоритетные национальные проекты и права граждан. Краснодар, 2006.
2. Российский Кавказ: Книга для политиков / Под ред. В. Тишкова. М., 2007.
3. См.: Понеделков А.В. Политико-административные элиты России. Ростов н/Д, 2005; См.: ПонеделковА.В., Старостин А.М. Элитология об элитах. Ростов н/Д, 2007.
4. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Полис. 1998. № 1; Игнатов В.Г. Региональные аспекты укрепления российской государственности // Власть. 2003. № 6; Политический процесс в постсоветской России: федеральный и региональный аспект. Некоторые проблемы. Казань, 2003; Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века: Материалы междунар. науч. конф. / По ред. М.А. Миндзаева. Владикавказ, 2007.
5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3608.
6. См. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. Ростов н/Д; Пятигорск, 2002.
Поступила в редакцию
7. См.: Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития. Владикавказ, 2000; Слепцов Н.С., Гаташов В.В. Этноконфликтогенный потенциал Юга России: тенденции эволюции и меры по снижению уровня этнополитической напряженности // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов н/Д, 2003; Аствацатурова М.А. Ставропольский край // Этническая ситуация и конфликты в странах СНГ и Балтии: Ежегодный доклад. 2006 / Под ред. В. Тишкова и Е. Филипповой. М., 2007.
8. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000; Ефимов Г.Ю. Миграционные процессы как фактор перманентной трансформационной динамики социально-политических структур: политологический анализ. Ставрополь, 2006; Политическая миграциология. Вып. 2. Ставрополь, 2006.
9. Авксеньтьев В.А. Факторы этнополитической нестабильности в Северо-Кавказском регионе // Этнические проблемы современности. Вып. 10. Ставрополь, 2004; Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России // Южнороссийское обозрение. Ростов н/Д, 2003. № 17; Актуальные проблемы политической регионалистики. Вып. 1 / Отв. ред. Э.Т. Май-борода. Ставрополь, 2004.
1 февраля 2008 г