УДК 329 (470.65)
РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УПРОЧЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
© 2009 г. Л.Х. Дзахова
Северо-Осетинский государственный университет, North Ossetian State University,
ул. Ватутина, 46, г. Владикавказ, 362015, Vatutin St., 46, Vladikavkaz, 362015,
nosu@nosu. ru nosu@nosu. ru
Обобщаются магистральные направления деятельности политических партий в условиях полиэтничных регионов Юга России по профилактике межгрупповых, межэтнических конфликтов, достижению согласия в обществе и компромисса вопреки факторам, которые разобщают региональные социумы и содержат конфликтогенные аспекты.
Ключевые слова: партия, партогенез, партийно-политическое структурирование, гражданская, этническая идентичность, общественный диалог, общественное согласие, патриотизм, стратегия и тактика партий.
The article is devoted to the role ofparties of Russia in stabilizing Russian identity in modern society as the most important political project. Prior trends of political parties activity at preventing intergroup and interethnic conflicts and at reaching agreement and compromise in society in spite of the factors, which disunite regional society and contain potentially conflictive aspects in po-lyethnic regions of South Russia, are investigated.
Keywords: party, party genesis, party and political structuring, civil identity, ethnic identity, social dialogue, social agreement, patriotism, party strategy and tactics.
С учётом содержания политического процесса, политические партии современной России имеют широкие возможности для обозначения своего места и вклада в дальнейшую демократизацию общественных отношений. Рассматривая партийную систему современной России, Я.А. Пляйс закономерно увязывает её содержание и формы с особенностями политической истории и политической современности [1]. Это определяет необходимость учёта движущих сил современного паттерна политического пространства и политического времени России (В.Б. Кувалдин, М.В. Малютин) [2].
Деятельность партий предусматривает прямые и обратные связи между ними, обществом и государством. Обратная связь помогает современным российским партиям выполнять уникальную в номенклатуре общественных организаций роль агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. В этом плане, как отмечает Б.И. Зеленко, важно соответствие партогенеза и развития гражданского общества [3].
В современных российских политических процессах проявляется сочетание партийного и гражданского ассоциирования [4]. Это сочетание, как подчёркивают В.Я. Гельман, А.И. Соловьев, базируется на политической и гражданской воле как членов партии, так и беспартийных граждан [5]. Вместе с тем степень общественной активности населения предполагает и определённую активность политических партий, а также высокую квалификацию их политических действий. Усилия партий в отражении интересов определённых классов или социальных групп являются решающими в достижении ими общественного авторитета. Также актуализируется ориентационно-мобилизационная функция партий, что подчёркивает О.Ю. Малинова [6].
В связи с особенностями устройства России партийно-политический процесс дифференцируется по субъектам федерации и олицетворяется в деятельности региональных отделений общероссийских партийных организаций. Так, в Южном федеральном округе (далее -ЮФО) особенности современных партийно-политических отношений во многом определяются традиционными социальными структурами [7]. В этой связи важны обобщения В.Ю. Шпака, В.М. Юрченко, которые посвящены деятельности политических партий на региональном и местном уровне [8]. Здесь очевидны, как свидетельствуют А.В. Баранов, А.А. Вартумян, различия в формах и методах взаимодействия с электоратом [9].
Формирование и функционирование партий в субъектах ЮФО корректируется в связи с общим социокультурным комплексом, что рассматриваются в работах Г.В. Косова, Е.В. Морозовой [10]. Региональные партийные организации вырабатывают собственную стратегию, которая нацелена на учёт специфики общественно-политических отношений, ментальности местных сообществ, в которой этническая идентичность играет существенную роль.
Исследователи партийной стратегии и партийной практики исходят из того, что законодательство РФ запрещает создание политических организаций по этническому принципу [11]. Однако учёт в партийно-политической, партийно-организационной работе этнического и этноконфессионального фактора крайне важен. Особенно это проявляется в отношениях элиты, активистов и партийных масс. Также важны формы и методы общения партийных организаций с общественными организациями, в том числе, с национально--культурными общественными объединениями.
Региональные отделения общероссийских политических партий в своей практической работе с электоратом учитывают национально-культурную самобытность, ко-
торая выступает базовой характеристикой идентификации народов, этнических групп, национальных (этнических) меньшинств, диаспор, общин как оригинальных этнических коллективов. В связи с этим в отдельных субъектах ЮФО партологические исследования осуществляются в соотнесении с исследованием проблем межэтнических отношений, этнополитических процессов и находятся в центре внимания власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, а также политических партий. Также важным направлением деятельности партийных организаций является позиционирование в отношении терроризма, религиозного экстремизма.
Общественный диалог в полиэтничных регионах, прежде всего в ЮФО, отвечает общим задачам упрочения общественных отношений в плане деполитизации этничности и подчинения этнического дискурса гражданскому дискурсу [12]. В сопоставлении содержания этих дискурсов представляется обоснованным выделить чёткую связь гражданского единства и общественного согласия с уровнем общенациональной и этнокультурной безопасности. В этом диалоге налицо определённая зависимость общественной активности от этнического фактора, персонифицированного в должностных лицах органов государственной власти и местного самоуправления. Отмечается и выраженная зависимость общего содержания общественно-политических отношений от диалога этнических групп и народов [13].
Региональные и местные отделения политических партий стремятся к учёту определённой иерархии и морально-этического кодекса местных сообществ, считаются с приверженностью населения консервативным народным мифам и патриотическим идеям. Особенно популярны идеологемы социальной справедливости, равенства, государственного патернализма. Политические партии и движения выстраивают свои отношениях с сообществами, которые на базе этнокультурной, этно-конфессиональной, фамильной, тейповой, клановой идентичности обозначают перед властью и политическим истеблишментом групповые общественные интересы [14].
В этой ситуации основным направлением деятельности политических партий выступает поддержание и сохранении общей стабильности отношений социодемо-графических, социопрофессиональных, этнокультурных, этноконфессиональных сообществ, прежде всего через решение проблем социально-экономического развития. Именно акцентирование общечеловеческих проблем и поиск путей их решения является стратегическим направлениям деятельности партий по достижению гражданского единства в обществе. Среди проблем выделяются имущественная поляризация населения, незанятость населения, низкие показатели жизненного уровня, отсутствие экономических и хозяйственных инфраструктур, безработица молодежи и др. При этом в интересах политических партий способствовать дистанцированию общих социальных проблем от этнической принадлежности групп конкуренции, групп соперничества на рынке собственности, труда, на поле борьбы за власть.
Существенный урон перспективе упрочения российской идентичности наносит недовольство населения социально-экономической ситуацией, региональной или местной политикой, уровнем политико-административного управления на местах во многих случаях выражается в стихийных обвинениях в адрес государственной власти, органов местного самоуправления, а также в адрес представителей отдельных этнических групп. Данные ситуации вынуждают политические организации и политических лидеров к публичному заявлению своей позиции в отношении межэтнических противоречий, в отношении конкретных проблем. Это, прежде всего, этническое представительство в органах власти и управления, отношения старожильческого населения и мигрантов, выполнение обязательств государства и региональных властей по постконфликтной реконструкции, позиция региональных властей в отношении участников межэтнического или межгосударственного конфликта. Так, показательно отношение региональных отделений политических партий субъектов СевероКавказского региона к террористическим актам, к актам национализма и ксенофобии (бытовые драки молодёжи, вандализм на кладбищах, националистические надписи и призывы и др.). Показательным стали публичные заявления политических организаций в связи с ситуацией в Южной Осетии августа 2008 г. и политическим курсом Грузии.
Препятствием упрочению российской идентичности выступают и последствия залповой этнической миграции. На современном этапе такое упрочение невозможно без интеграции мигрантов в общественных, экономических структурах принимающих сообществ [15]. Это актуализирует деятельность органов власти и управления, а также политических партий и общественных объединений по адаптации мигрантов и включению их в экономические отношения и социокультурный ландшафт принимающих субъектов. Интеграция мигрантов является задачей политической значимости. Стратегии партий в отношении мигрантов важны прежде всего в тех субъектах России, где с распадом Советского Союза и в связи с этнополитическими конфликтами осуществились масштабные миграционные тренды. В первую очередь это касается Северо-Кавказского региона, где существенное мигрантское пополнение населения испытали такие субъекты, как Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания (РСО - А). Мигранты как потенциальный электорат вызывают у политических партий большой интерес, который реализуется в целевых стратегиях и тактиках функционирования. Закономерно актуализируется участие политических партий в решении проблем миграции, что обусловлено также и мировым финансовым кризисом и новым содержанием политики России в отношении трудовых мигрантов. Изменение на мировом и отечественном рынке труда привело к изменению пропорций квотирования иностранной рабочей силы и, соответственно, обострило социальную и политическую ситуацию. Обострение угрожает основам стабильности общественных отношений и может материа-
лизоваться в ещё более острой конкуренции на рынке собственности, жилья, услуг.
Упрочение гражданской идентичности предполагает и такой аспект деятельности региональных отделений политических партий, как сотрудничество политических партий с общественными объединениями, некоммерческими организациями, т.е. с третьим сектором. Среди них выделяются организации, сформированные на основе национально-культурных интересов. Наиболее выражено это в северокавказских субъектах ЮФО, где в современных этнополитических реалиях сохраняются традиционные социокультурные обстоятельства [16]. В этой связи чрезвычайно важны практики действия партий в отношении содержания отношений народов и этнических групп, упрочения общенационального согласия, гражданской идентичности.
Такие практики складываются в субъектах СевероКавказского региона, где экономические, социальные, политические отношения (в том числе, межэтнические и этнополитические процессы) отличаются сложностью и определенным конфликтогенным потенциалом. Региональные и местные отделения политических партий, прежде всего «Единой России», «Справедливой России», КПРФ, ЛДПР, осуществляют стратегическое и тактическое позиционирование в таких регионах, как РСО - А, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край, Краснодарский край в отношении острых вопросов межэтнических, этноконфессиональных отношений, сепаратизма, экстремизма, ксенофобии. Политические партии совместно с лидерами общин, диаспор, лидерами конфессий, домами дружбы и центрами национальных культур используют приобретенный опыт проведения публичных акций, взаимодействия со СМИ, написания коллективных заявлений, обращений. Региональные и местные отделения политических партий принимают участие в обсуждении межэтнических проблем, в выработке общественной позиции в отношении терроризма, политического и этнонационального экстремизма, а также современных направлений государственной национальной политики РФ.
Программные установки политических партий в регионах Северного Кавказа в той или иной степени отличаются такими векторами, как антитеррористический, антиэкстремистский, противоконфликтный, миротворческий, это связано с социальной и политической спецификой региона. Политические партии вводят в дискурс с местными сообществами проблемы урегулирования и упорядочения миграционного потока и обустройства беженцев, а также профилактику этнополитического и этнорелигиозного противостояния, снижение межэтнической напряженности. В этом контексте внимание политических партий привлечено к нормативно-правовому процессу, который откликается на реалии национальных, национально-государственных, государственно-религиозных отношений, а также мигрантских групп и местных сообществ и др. Региональные и местные отделения политических партий в ходе предвыборной кампании стремятся к контактам с казачеством, многочисленными этническими группами, ассоциированными в национально-культурные организации, национально-культурные авто-
номии. Это крайне важно, так как организации национально-культурного характера демонстрируют активность в широком социальном функционировании, они вовлечены в систему практического миротворчества, для чего обладают специфическими ресурсами.
Партии принимают участие в обсуждении злободневных проблем, разработке и реализации долговременных законов и программ, касающихся этнополити-ческих отношений. Особую активность в этом проявляют региональные отделения «Единой России» (ЕР). Так, региональные отделения «партии власти» в Ставропольском крае, в РСО - А способствуют сохранению этнокультурного разнообразия и гармонизация межэтнических отношений. Также деятельность партийных организаций нацелена на упрочение исторического единства и распространение общероссийской идентичности; воспитание молодёжи в духе российского патриотизма и популяризация основ гражданственности.
При общих направлениях действий политических партий, которые реализовались в РФ в целом, в регионах прослеживались собственные тенденции, придающие электоральному процессу дифференцированный характер. Так, в субъектах Северо-Кавказского региона предвыборные ситуации и сам выборный период продемонстрировали некоторые новации этнополитических и этноконфессиональных отношений как важной составляющей социальных отношений.
Эти новации детерминированы многими объективными и субъективными обстоятельствами, в которых проявился характер предвыборной кампании и электорального поведения. Так, выделяются субъекты региона -Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края - в которых в ходе предвыборной кампании межэтнические отношения, этноконфессиональный и этнопо-литический факторы не играли существенной роли. В программах и презентационных материалах кандидатов -претендентов на мандат депутата Государственной Думы ФС РФ - этнический и религиозный факторы не являлись определяющими и присутствовали как сопутствующие. Фиксирование полиэтничности, мно-гоконфессиональности осуществлялось в позитивном ключе с точки зрения преимуществ многонациональной российской культуры и гражданской российской идентичности.
В политической программе ЕР на первый план выступали проблемы надэтнического и надконфессио-нального характера: стабилизации социально-экономической ситуации, повышения уровня жизни, обеспечения социальных гарантий. Большое внимание уделено обеспечению рабочими местами, доступности образования, решению проблем жилья. Также особым вектором предвыборных программ стала борьба с коррупцией, наведение порядка в процессах раздела и передела собственности. При этом в соответствии с положениями программы акцентировались общие ценности россиян как гражданской нации и в то же время разнообразие культурной самобытности народов России. Такая позиция представляется наиболее верной и эффективной за счёт соответствия интересам россиян как полиэтничного сообщества.
В Манифесте ЕР отмечается, что не все народы, составляющие Россию, ощущают себя «полноправными членами единого сообщества». В этом направлении партия чётко определяет содержание своей стратегии и тактики, которые нацелены на утверждение межнационального и межконфессионального согласия. В соответствии с реалиями общественных отношений ЕР уделяет внимание интересам разных конфессий, представителям разных наций, этнических групп, независимо от численности и места проживания. В её доктринальных установках провозглашается необходимость создания благоприятных условий для развития языка, культуры, национальной самобытности [17].
Ситуация выборов в субъектах Северо-Кавказского региона свидетельствует о том, что акцентирование и тем более демагогическое фиксирование этнического фактора в избирательном процессе утрачивает свою актуальность за счёт снижения ажиотажного спроса на этничность. Несмотря на популизм и эмоциональную доступность этносодержащих слоганов, лозунгов и призывов, степень их распространённости в избирательном процессе уменьшается [17]. Так, ЕР отказывается от прямых привлечений провокационных тезисов, которые выделяют, дискриминируют или возвеличивают этнич-ность. Это объясняется следующим:
- первое - закономерная объективизация гражданских начал, которые выступают на первый план, оставляя позади этничность как фактор политического процесса;
- второе - недостаточная компетентность политических партий и их лидеров в части категорий, понятий, реалий и практик межэтнических, этнополитиче-ских и этноконфессиональных отношений;
- третье - обоснованные опасения перед конфлик-тогенным потенциалом этничности в провоцирующих политических ситуациях.
Таким образом, усиливается значимость деятельности ЕР в общем процессе оптимизации межэтнических отношений, в снижении напряжённости в отношениях этнических групп. Важность партийного участия в данной сфере обусловлена жизнеспособностью этничности как социального конструкта, это проявляется в функционировании разных этнических групп, казачества, руководителями национально-культурных автономий и обществ. При этом важно, чтобы политические стратегии региональных отделений ЕР отличались реалистическим видением этнополитических проблем и стремлением к их разрешению через систему комплексных мер и мероприятий [18].
Как свидетельствует практика функционирования политических партий, политическое структурирование, по своей сути, является демократичным и продуцирует демократизм общественно-политических отношений. В качестве принципов таких отношений наиболее значимы: добровольность, равноправие, самоуправление, гласность, общедоступность, а также «ненарушение» прав и свобод человека и гражданина. Также демократическим началам общественного устройства соответствует такой принцип, как равные условия представительства в руководящих органах политических партий, в
списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Это не только обеспечивает воплощение демократии как политического принципа и принципа государственного устройства, но и обеспечивает упрочение единства российских граждан. Это отвечает насущным задачам развития российского общества на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивает предупреждение социальной напряженности, предотвращение социальных конфликтов, поддержание стабильности, обеспечение устойчивого развития.
Данные тенденции реализуются с активным участием политических партий, которые включены в общественно-политический процесс как главные игроки на федеральном и региональном уровнях. Политические партии актуализируют своё место и свою роль в обеспечении единства российского общества на базе общероссийских ценностей, патриотизма и гражданского единства.
Литература
1. Пляйс Я.А. Партийное строительство в современной России. М.; Ростов н/Д, 2007.
2. Кувалдин В.Б., Малютин М.В. От «электоральной пирамиды» к «партии власти» // Полис. 2004. № 1. С. 37-42.
3. Зеленко Б.И. Политические партии и развитие гражданского общества: политико-правовые аспекты. М., 2001.
4. См.: Малое Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). М., 2005. С. 30-33.
5. Гельман В.Я. От «бесформенного плюрализма» к «доминирующей власти»? (Трансформация российской партийной системы) // Общественные науки и современность. 2006. № 1. С. 46-59.
6. Малиноеа О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Политические исследования. 2001. № 5.
7. См.: Российский Кавказ. Книга для политиков / под ред. В. Тишкова. М., 2007.
8. См.: Савченко И.А., Шпак В.Ю., Юрченко В.М. Технология политического действия. Краснодар, 2007.
9. См.: Баранов А.В. Регион. «Партии власти» в России: Сравнительный анализ советского и постсоветского опыта // Социально-экономическая реальность и политическая реальность : сб. науч. ст. Вып. 2. М., 2006.
10. Косое Г.В. Выборы в Государственную Думу Ставропольского края 2007 г. как «зеркало» «цветной революции» в России // Демократия и управление : ин-форм. бюл. исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). 2007. № 2. С. 57-58.
11. Федеральный закон от 11.07.2001 г. «О политических партиях». Ст. 8, 9. М., 2005 // СЗ РФ. 2001. Ст. 29-50.
12. См.: Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Ростов н/Д, 2006.
13. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление. Ростов н/Д; Пятигорск, 2002.
14. См.: Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.
15. См.: Южный федеральный округ: динамика межэтнических отношений в меняющемся этнополитиче-ском пространстве : материалы науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Рудого. Ростов н/Д; Пятигорск, 2009.
Поступила в редакцию
16. Манифест Всероссийской политической партии «Единство и Отечество - «Единая Россия». Путь национального успеха. М., 2003.
17. См.: Юрченко В. Стратегия развития современного Российского государства: приоритетные национальные проекты и права граждан. Краснодар, 2006; Савченко И.А., ШпакВ.Ю., Юрченко В.М. Указ. соч.
18. Материалы межрегионального Форума «Стратегия 2020». 22 мая 2009 г. Кисловодск, 2009.
19 июня 2009 г.