Научная статья на тему 'Гражданская идентичность и патриотизм как цементирующие факторы в условиях современного политического транзита'

Гражданская идентичность и патриотизм как цементирующие факторы в условиях современного политического транзита Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ТРАНЗИТ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / РЕФОРМЫ / МЕЖСОЦИАЛЬНЫЙ / МЕЖПОЛИТИЧЕСКИЙ / МЕЖПАРТИЙНЫЙ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕНЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / IDENTITY / PATRIOTISM / DETERMINATION / TRANSIT / POLICY RISKS / REFORMS / INTERSOCIAL / INTERPOLITICAL / INTERPARTY / IDEOLOGICAL INTENSIONS / CIVIL CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзахова Лариса Хасановна, Цахилов Тимур Олегович

Осознание идентичности как явления и как института чрезвычайно важно для современной личности, находящейся в сложном положении постоянного выбора. Постановка проблемы российской идентичности и формирования чувства патриотизма стали определяющим направлением в данном исследовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дзахова Лариса Хасановна, Цахилов Тимур Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM AS THE CEMENTING FACTOR IN TODAY’S POLITICAL TRANSITION

Awareness of identity as a phenomenon and as an institution is very important for a modern person. It is in the difficult position of permanent choice. Problem of Russian identity and the formation of a sense of patriotism was a defining trend in this study.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность и патриотизм как цементирующие факторы в условиях современного политического транзита»

8. Кургинян С.Е. Суть времени: В 2 т. М.: МОФ ЭТЦ, 2013.

9. Ключников Б.Ф. Большая Европа Владимира Путина. М.: Звонница МГ, 2013.

Karpilenya Nikolay Vasilyevich, doctor of military sciences, associate professor, professor of chair of social sciences of establishment of education "Military academy of Republic of Belarus" (220, Nezavisimosti Avenue, Minsk-57, 220057, Republic of Belarus). E-mail: karpilenyanv@mail

DEMOCRACY AND THE PERSONALITY IN DESTINY OF RUSSIA: DEVELOPMENT OF IDEAS OF N. A. BERDYAEV Abstract

In article an attempt to reveal interrelation of idea of democracy and as it influences the personality belonging to a concrete civilization is made. On the example of the most known philosophical and publicistic work of N. A. Berdyaev "Destiny of Russia" ideas of development of democracy and the personality gained further development. It is established that the spirit of the nation is deeper than democracy and has to direct it and that successful development of Russia is possible only when national democracy, the truth of human self-government will connect to the spirit truth, to cultural wealth of the personality and all Russian people. Keywords: democracy, personality, society, state, nationality, cosmopolitism, civilization, political regime.

УДК 32

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПАТР ИОТИЗМ КАК ЦЕМЕНТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ТРАНЗИТА

доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории и политологии, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: ldzahova@mail.ru аспирант кафедры всеобщей истории и политологии, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46). E-mail: ldzahova@mail.ru

Аннотация

Осознание идентичности как явления и как института чрезвычайно важно для современной личности, находящейся в сложном положении постоянного выбора. Постановка проблемы российской идентичности и формирования чувства патриотизма стали определяющим направлением в данном исследовании.

Ключевые слова: идентичность, патриотизм, детерминация, транзит, политические риски, реформы, межсоциальный, межполитический, межпартийный, идеологические интенции, гражданская консолидация.

Формирование идентичности и патриотизма является важнейшей задачей для любого общества. Особую актуальность она приобретает в транзитных обществах, каким сегодня является российское общество.

Любой транзит детерминирует риск разобщения, деформацию и соответственно поиск целей развития, а также обостряет отношения между различными социальными, профессиональными и демографическими группами общества.

Противоречия политического транзита провоцируют отношения власти и общества, государства и гражданина, а также конфликты межэтнических отношений [1].

В условиях политического демократического транзита существенным фактором, обуславливающим противоречия в обществе, являются реформы, отличаю-

Дзахова

Лариса

Хасановна

Цахилов

Тимур

Олегович

щиеся радикальным характером, что провоцирует на первоначальном этапе ухудшение социально-экономической ситуации. Они неясны большинству населения и это вызывает общественное непонимание и несогласие с новым политическим и экономическим курсом. К массовому недовольству в обществе, к противоречиям и конфликтам разного уровня приводят и формы осуществления реформ, подчас шоковые и непредсказуемые.

В этих условиях эволюция и упрочение гражданской идентичности и гражданского патриотизма возводится в ранг общенациональных задач. Огромная и определяющая роль в решении данных задач лежит на политических организациях, в частности, на политических партиях и молодежных политических объединениях, которые нацелены на конструктивные интерпретации реформ, как в содержательном, так и в формальном плане.

Конструктивные партии имеют существенную перспективу проявиться на поле согласования интересов политических институтов, государственных организаций, общественных объединений. На наш взгляд достижение и упрочение гражданской идентичности наиболее эффективны центристские партии, деятельность которых направлена на межсоциальный, межполитический, межпартийный диалог, а также на конструктивный диалог с органами власти и управления. Центристские партии в таком случае выполняют масштабную функцию цементирования политической системы как совокупности взаимосвязанных элементов, вокруг которых складываются политические отношения и формируется политическая жизни [2] ибо их стратегия и тактика может способствовать появлению нового качества интеграции политических институтов, стабилизации общественно-политических отношений, упрочению гражданской идентичности общества. Партии центризма имеют возможность использовать свои приоритеты перед партиями левого и правого толка в обеспечении стабилизации политического процесса, в достижении логичности и последовательности политических событий, в смягчении форм взаимодействия социально-политических структур общества, субъектов политики, акторов политических отношений [3].

В современной России такими ресурсами обладает партия «Единая Россия», во-первых, как партия центристского толка, во-вторых, как «партия власти». «Единая Россия» обладает, соответственно, идеологическим, а во-вторых, организационным ресурсом, которые важно использовать не только в реализации конкретных программных целей и задач партии, но и в решении важной политической задачи - упрочения единства и гражданского патриотизма россиян как гражданской нации [4].

Магистральным направлением деятельности партии «Единая Россия» в этом плане является нейтрализация противоречий общества и власти, однако при сохранении потенциала критики органов власти и управления с целью повышения эффективности их функционирования. Возможности нейтрализации противоречий общества и власти заложены в максимальном приближении власти к гражданам, в ретрансляции интересов граждан и в разработке наиболее эффективных путей их удовлетворения. Обращение внимания власти на общие и частные потребности граждан и «подсказки» органам власти со стороны партии в целях принятия функциональных и устойчивых управленческих решений способствуют общей стабилизации общественно-политических отношений. Эта стабилизация проявляется в легитимности и определенности направлений деятельности властных структур, в постоянстве нормативов, привычности типов поведения и открытости управленческих структур.

Также эта стабилизация проявляется в целевом институциональном наполнении взаимодействия государства и его граждан. Факторами такого наполнения выступают: гуманизм, социальность, заинтересованность, активность, отзывчи-

вость, открытость. Именно воплощение этих принципов придаёт партнёрский характер взаимодействию государства и граждан и обусловливает демократический характер политического режима в целом.

Отмеченное направление стратегии и тактики «партии власти» является креативным в смысле придания политической системе, политическому режиму и политико-управленческому комплексу динамизма. В данном случае под динамизмом понимается обеспечение «способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между государством и обществом» [5].

Фактически это способность власти и общества к взаимному приспособлению и к совместной модернизации, которая неизбежна для любого политического транзита, прежде всего, для демократического.

Здесь стоит подчеркнуть, что демократической стадии транзита присущи такие идеологические интенции, как политический и идеологический плюрализм, разделение властей, многопартийность, гражданское общество.

Заявления и лозунги, обращения, программные документы и акции некоторых политических партий способствует объединению граждан вокруг новых демократических ценностей. При этом сложность внедрения в массовое сознание демократических начал состоит в отсутствии устойчивой традиции гражданского структурирования, политической социализации, социальной активности граждан. В этом плане достижение и упрочение идентичности россиян как гражданской нации затруднено отсутствием навыков массового инициативного участия самих граждан в этом процессе. Поэтому увеличивается вклад в данный процесс государства и политических партий, в частности «партии власти». Таким образом, с учётом исторической традиции политико-административного управления, с одной стороны, и политической социализации и социальной адаптации граждан, с другой стороны, оправданным закономерным представляется упрочение гражданской идентичности «сверху», т.е. по инициативе и при использовании административно-управленческого, организационного ресурса государства.

В то же время необходимой стратегией общей демократизации и реформирования российского общества является инициация активности граждан, т.е. активности «снизу». Такая активность предполагает и осознанное участие в гражданском процессе, понимание реалий гражданских и общественно-политических отношений, а также сознательное функционирование в составе гражданской нации - россияне.

С учётом специфического характера «партии власти» она может способствовать упрочению гражданского единства, гражданской идентичности и гражданского патриотизма, действуя также и в других направлениях. Важнейшим из них является влияние на базовые модели выборов, результаты голосования и принятия решений [6]. При этом влияние на ход выборов непосредственно отражается на уровне гражданского единства россиян. Лозунги, призывы и бренды предвыборных, выборных кампаний и агитационных, презентационных материалов могут содержать как дифференцирующие, так и объединяющие идеи. Идеи, как равно и символика, образный ряд, которые использует «партия власти» направлены на упрочение гражданского единства, гражданского патриотизма, на консолидацию граждан, на преодоление фрагментарной консолидации, на нейтрализацию факторов, препятствующих консолидации.

В качестве принципов упрочения гражданской идентичности и гражданского патриотизма «Единая Россия» предлагает сотрудничество, публичность, открытость, широкую социальную коммуникацию. Вместе с тем «партия власти» нацелена на реконструкцию в новых условиях традиционных российских ценностей - коллективизма, терпимости. Примечательно, что используются также и традиционные этические уста-

новки российского менталитета. Это - уважение к истории, привязанность к обычаям, почитание старших, любовь к «малой родине», «любовь к отеческим гробам» и др. Несмотря на видимую эмоциональность этих составляющих группового общенационального менталитета россиян, они имеют прямые проекции в политическую гражданскую консолидацию, в содержание и формы гражданского единства.

Политические партии имеют возможность использовать понятные и привычные для россиян ценности в своей политической агитации и пропаганде, так как именно эти ценности в большей степени, чем программные принципы тех или иных партий, способствуют упрочению гражданского единства. В этом смысле гражданское единство может быть отождествлено с гражданской консолидацией, которая представляет собой сплочение граждан страны, основанное на внутреннем (ментальном, ценностном) согласии, по поводу понимания назревших общезначимых проблем и целей, связанных с их разрешением.

В числе таких проблем на современном этапе выделяются: усиление социального вектора реформирования и демократизации; смягчение воздействия мирового экономического кризиса; предотвращение трансформации экономического кризиса в системный кризис; определение региональных и местных кризисных лакун; уяснение путей выхода из экономического кризиса.

Выраженной особенностью стратегии и тактики политических партий в сфере упрочения гражданской идентичности является использование не только общероссийских, но и региональных и местных идеолого-мировоззренческих контрапунктов. Так, региональные отделения всероссийских политических партий на Северном Кавказе используют региональные и макрорегиональные доминанты упрочения гражданского патриотизма. С одной стороны, общегражданские патриотические начала возвышаются над этнической субъектностью и в этом смысле сами по себе являются объединяющими. С другой стороны, региональные и местные патриотические контрапункты дополняют общероссийское гражданское патриотическое пространство, делают его более понятным и близким.

Так, в субъектах Северо-Кавказского региона в числе региональных и местных идей гражданского патриотизма могут выступать идеи: гармоничного вхождения культуры северокавказских сообществ в российскую национальную культуру; поликультурности, полиэтничности и поликонфессиональности; общечеловеческой безопасности.

Каждая из этих идей имеет живой отклик в северокавказском сообществе и свои ресурсы для развития гражданской идентичности [7]. Прежде всего, развитие гражданской идентичности региональных сообществ и сообщества северокавказского макрорегиона базируется на общечеловеческом единстве культуры народов Северного Кавказа и народов других регионов России. Идея неразрывного единства исторической судьбы и культурного облика коренных народов региона с исторической судьбой и культурным обликом славянских народов, а также с историей и культурным обликом многочисленных диаспор региона имеет не только мировоззренческое, этическое, но и политико-управленческое значение. Развивая эту идею, региональные отделения всероссийских политических партий могут акцентировать примеры исторического единства. Это тем более важно в регионе, где формирование гражданской идентичности осуществлялось в контексте Кавказской войны, в ходе национально-государственного строительства советского периода и далее - в ходе «этнического Ренессанса» и демократизации всей системы национальных и федеративных отношений [8]. Веским аргументом в пользу упрочения макрорегиональной и гражданской идентичности является аргумент стабилизации этнополитических процессов на Северном Кавказе. Также это - совместные усилия общественности и власти по профилактике терроризма, религиозного экстремизма и национализма.

Самостоятельными ресурсами для упрочения гражданской идентичности обладает идея поликультурности, полиэтничности и поликонфессиональности. Поверхностная оценка этой идеи может свидетельствовать о том, что полиэтничность - это база и повод для разобщения, противоречий и конфликтов. Региональные отделения политических партий в своих программных документах, в практической работе могут учитывать, что этническая идентичность выступает важной составляющей целостной идентичности личности, группы, сообщества. На Северном Кавказе этническая идентичность становится политическим ресурсом, что проявляется в агитационных материалах, призывах, лозунгах. В этом плане в своей пропагандистской работе с электоратом региональные отделения всероссийских политических партий апеллируют к «этническим чувствам», к «этническим эмоциям» избирателей. Методами такой апелляции являются указание в агитационных материалах этнической и этноконфессиональной принадлежности кандидатов, использование фольклорных сюжетов, применение народных выражений, пословиц, поговорок. Также отмечаются прямые указания на стратегию защиты интересов конкретного народа при акцентировании его достоинств, проблем, потерь и перспектив.

Тем не менее, партии центристского типа, в данном случае «партия власти», нацелена на упрочение гражданских начал, гражданской идентичности, которая на-дэтнична. Преимущества такого подхода состоят в нейтрализации проблем терри-торизации, титулизации этничности и этнической государственности. Региональные отделения всероссийской партии «Единая Россия» в субъектах северокавказского региона стремятся подчеркивать институциональные основы и функциональные характеристики гражданской идентичности. Это - всеобщность, надэтничность, надклассовость. Такой акцент предполагает снижение конфликтогенных факторов межэтнических отношений и упрочение единства региональных сообществ.

Идея сохранения уникального мультикультурного облика северокавказского региона, воплощённая в практике политических партий, предоставляет особые политические, организационные возможности для сплочения граждан. Через удовлетворение этнокультурных интересов граждан и этнических групп осуществляется предупреждение ксенофобии, национализма. Поэтому идея полиэтничного разнообразия нацелена на согласование общественных интересов граждан на базе общенациональных ценностей, на упрочение гражданской идентичности. Это актуально в таких субъектах Юга России, как Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, где этническая идентичность встроена в общественно-политическую ситуацию, конфликтную и противоконфликтную практику [9].

Вескими возможностями для упрочения гражданской идентичности и гражданского патриотизма обладает идея общечеловеческой безопасности, которая близка всем гражданам России, независимо от этнической принадлежности. Проблема безопасности в известной мере утратила свою остроту, однако не снята полностью. Отдельные вылазки террористов, незаконных вооружённых формирований, криминальных элементов, заказные убийства - все эти проявления терроризма и террора как системы наносят колоссальный ущерб единству макрорегионального северокавказского сообщества. Совершаемые террористические акты страшны не только прямыми потерями, но потерями долгосрочного и долговременного порядка. Это - вражда между народами, стремление к реваншу и мести, недоверие и страх в общественных настроениях населения [10]. Также террористические акты, являясь, по сути, актами устрашения и шантажа, приводят к дисбалансу отношений общества и власти, к подрыву авторитета государства, региональных и местных властей.

В этой связи политические партии, нацеленные на упрочение гражданской идентичности и гражданского патриотизма, могут широко использовать общую идейно-мировоззренческую платформу граждан - безоговорочное осуждение терроризма.

Региональные отделения политических партий должны быть нацелены на пропаганду здравомыслия, на объективную оценку ситуации и в то же врем на активизацию органов власти и управления в борьбе с терроризмом. Такая позиция способствует сознательному согласию различных групп индивидов по поводу поддержки того или иного политического курса, а представителям партий открывает широкие возможности создания политических программ с учетом интересов различных слоев населения.

Разведение в общественном сознании этничности и терроризма, религии и терроризма является продуктивным акцентом для политических партий в работе с региональными сообществами. Также эффективным пропагандистским вектором является вектор пропаганды необходимости совместных усилий общества и власти в противодействии и осуждении терроризма.

Упрочение гражданской идентичности на основе перечисленных идей эффективно именно в полиэтничном северокавказском регионе, так как данные идеи объединяют индивидов различных социальных статусов, разных конфессиональных, этнических, тендерных, возрастных характеристик. При этом важно, чтобы граждане осознавали цели и задачи объединения в рамках гражданской идентичности, так как только сознательная гражданская консолидация способна сохранить общество, поддержать его функционирование и развитие.

Используя эти идеи в приобретении симпатий электората, политические партии на российском и региональном уровнях могут способствовать преодолению низкого уровня гражданской активности населения. Следовательно, практическая деятельность политических партий будет иметь комплексный результат. Это, прежде всего, увеличение членов, сторонников и групп поддержки. Это также - активизация гражданского общества; профилактика националистических проявлений и фактов ксенофобии. В целом, акцентирование усилий на упрочении гражданской идентичности представляется перспективным направлением стратегии и тактики современных политических партий России.

Литература

1. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие. / Отв. ред. В. Тиш-ков. М., 2008. 208 с.

2. Технологии политической деятельности. Прикладная политология. М., 2002. 23 с.

3. Проблемы консолидации народов Северного Кавказа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск: РИА - КМВ, 2008. 424 с.

4. Партии и партийные системы в современной России и послевоенной Германии. Рос-тов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. 350 с.

5. Оноприенко А.В. Патриотические установки в программных документах политических партий России // Традиции патриотического воспитания в полиэтничном регионе. Ставрополь: Изд-во С ГУ, 2008. 304 с.

6. Власть. Политика. Технологии / Под ред. Ю.И. Матвеенко, М.Ю. Мизулина. М., 2002. 379 с.

7. Категории политической науки / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М., 2001. 656 с.

8. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ: Иристон, 2002. 256 с.

9. Проблемы консолидации народов Северного Кавказа: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск: РИА - КМВ, 2008. 424 с.

10 Ансимов Ю.Н., Алтунин В.Н. Антитеррористическая деятельность и борьба с экстремизмом. Майкоп: Качество, 2003. 484 с.

Dzachova Larisa Hasanovna, Doctor of Political Science, professor of the department of general history and political science; North Ossetian state university of name K.L. Khetagurova (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: ldzahova@mail.ru Tsakhilov Timur Olegovich, graduate student of the department of general history and political science; North Ossetian state university of name K.L. Khetagurova (44-46, Vatutin St., Vladikavkaz, RSO-Alania, 362025, Russian Federation). E-mail: ldzahova@mail.ru CIVIC IDENTITY AND PATRIOTISM AS THE CEMENTING FACTOR IN TODAY'S POLITICAL TRANSITION Abstract

Awareness of identity as a phenomenon and as an institution is very important for a modern person. It is in the difficult position of permanent choice. Problem of Russian identity and the formation of a sense of patriotism was a defining trend in this study.

Keywords: identity, patriotism, determination, transit, policy risks, reforms, intersocial, interpolitical, interparty, ideological intensions, civil consolidation.

УДК 321.02

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМ1 ОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

Уварова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов Галина и природопользования, Южно-Российский институт управления -

Геннадьевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: 2188799@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы реализации современной экологической политики в России и ее регионах, оцениваются политические механизмы, как инструменты влияния государства на субъекты рыночных отношений, осуществляющих природопользование, выявляются границы политических интересов гражданского общества в обеспечении защиты окружающей среды.

Ключевые слова: политические механизмы, экологическая политика, государственное управление,бизнес.

Недра, леса, водные ресурсы нашей страны - неотъемлемый компонент глобальной экологической и экономической системы. И здесь, необходимо отметить, что от того, насколько эффективно и рационально будет использоваться природный потенциал, зависит как развитие мировой промышленности, так и экологическое состояние всей планеты.

Сегодня экологизация ключевых сфер экономики является одним из приоритетов для передовых стран мира. Наша страна не должна оставаться в стороне от глобального тренда. Сохранность и преумножение «длинных денег» - национального богатства России в виде ее природных ресурсов - доверено Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды). Если кратко сформулировать, для чего работает министерство, то его миссией является обеспечение рационального природопользования, исключающего истощение природных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.