Научная статья на тему 'Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города'

Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ПОЛИЭТНИЧНЫЕ ГОРОДА / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL ADMINISTRATION / STRATEGIC DEVELOPMENT / SWOT-ANALYSIS / PRIORITIES OF THE DEVELOPMENT / POLYETNICAL TOWNS / ETNOPOLITICAL PROCESS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аствацатурова М. А., Агеева Е. А., Тимченко В. А.

В статье рассматриваются проблемные вопросы современности, оперативности и проективности управления общественно-политическими отношениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-political aspect in strategic planning of the town

The strategic development of towns demands implement of efforts of different subjects: local administration, public, scientists, young people, etc. In 2009 in the towns of Caucasus Mineral Waters within the design of strategies of the development the swot-analysis was been made. The results of this analysis has become the basic for strategy and general plan

Текст научной работы на тему «Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города»

модели организации и функционирования местного самоуправления. Так, например, действует подход к выбору национально-приемлемых для реализации обязательных принципов (их не менее 10), и добровольно принимаемых из содержательного перечня рекомендуемых принципов для обновления и трансформации национального законодательства.

6. Исследование подготовлено и проведено под руководством профессоров РАГС Бакушева В.В. (координатор), Анисимова С.А., Возженни-кова А.В., Смульского С.В. В составе опрошенных было более 370 респондентов и экспертов. Это служащие аппаратов государственной и муниципальной службы (62 % участников), специалисты и руководители предпринимательских структур, мотивированные на правовое развитие взаимодействия государства и бизнеса (33 %) и представителей общественных организаций (5 %). Участники опроса являются представителями 34 регионов страны.

УДК 338.24

АствацатуроваМ. А., д. полит. н., проф., АгееваЕ. А., к. полит. н., доц.,

Тимченко В. А., к.. ист. н., доц.

(филиал СКАГС, Пятигорск)

Общественно-политический аспект в стратегическом планировании города'

Social-political aspect in strategic planning of the town

В статье рассматриваются проблемные вопросы современности, оперативности и проективности управления общественно-политическими отношениями.

Ключевые слова: политико-административное управление, стратегическое развитие, swot-анализ, приоритеты развития, полиэтничные города, этнополитические процессы, гражданское общество.

The strategic development of towns demands implement of efforts of different subjects: local administration, public, scientists, young people, etc. In 2009 in the towns of Caucasus Mineral Waters within the design of strategies of the development the swot-analysis was been made. The results of this analysis has become the basic for strategy and general plan.

1 Статья подготовлена членами рабочей группы Пятигорского филиала СКАГС по выполнению научно-исследовательских работ по теме «Разработка стратегий социально - экономического развития городов Ставропольского края на период до 2020 года», осуществленных в 2009 г.

Key words: political administration, strategic development, swot-analysis, priorities of the development, polyetnical towns, etnopolitical process, civil society.

Современное российское общество характеризуется актуализацией общественно-политических отношений. В этой связи актуализируется становление и развитие политико-административного управления отношениями различных социальных групп в общей системе управления общественными отношениями. Проблемными являются вопросы своевременности, оперативности и проективности управления общественно-политическими отношениями, и также вопросы достоверности и эффективности его форм и методов. Поэтому изучение процесса институционализации политико-административного управления общественно-политическими отношениями является важным в теоретическом и практико-прикладном контексте политологического знания.

Реформирование федеративного устройства России актуализирует региональный уровень институционализации политикоадминистративного управления общественно-политическими отношениями. Такая институционализация как приобретение управлением свойств института в нормативно-правовом, политико-доктринальном, организационном аспектах, крайне важна в ходе административной реформы и реформы местного самоуправления. Такие принципы реформ, как усиление вертикали власти, открытость, интерактивность, а также повышение качества услуг государства обществу предполагают новое качество управления общественно-политическими отношениями.

Современный социум характеризуется неустойчивостью, неопределенностью и динамикой. Эффективность решения общественных задач определяется не столько действием бюрократических механизмов и рыночно-государственным управлением, сколько налаживанием партнерских отношений между государством и обществом. Управление становится многосторонним процессом, изменяя сущность и смысл общественно-государственных отношений. Четкие границы между ними стираются, появляется эффект прозрачности. Гражданское общество, «третий сектор», структура которого представлена спектром неправительственных общественных объединений, становится важным субъектом управления [1].

Следует отметить, что для политико-административного управления в условиях развития информационных технологий характерно распространение техник программирования. Общество представляет собой мозаичную сетевую структуру. Соответственно, общественнополитический дискурс состоит из большого числа различных значимых и незначимых сообщений, где сложно выделить единый стержень.

Происходит сращивание и вместе с тем столкновение старых и новых институциональных правил и порядков.

В связи с этим повышается уровень сложности в разработке концепций, стратегий, планов развития регионов и территорий. При необходимости создания модели развития на долгосрочную перспективу (от 10 лет и более) следует учитывать и такие общезначимые и стабильные категории, как имидж, бренд, устойчивое развитие, и такие переменные, как уровень демографического роста, экономического развития и пр.

Эта проблема актуализируется в разработках стратегий социально-экономического развития регионов и городов на период до 2020 г., где важным содержательным аспектом выступает анализ и сценарии общественно-политического развития.

В Ставропольском крае в 2009 г. началась разработка и последующие - обсуждение, утверждение и внедрение стратегий социальноэкономического развития региона и городов. Рабочей группой экспертов Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы разработаны и апробируются стратегии развития городов Буденновска, Пятигорска, Железноводска, Кисловодска.

Важнейшим направлением подготовки стратегического планирования выступает мониторинг сложившейся общественно-политической ситуации, и что особо актуально для Северо-Кавказского региона -анализ межэтнических и межконфессиональных отношений. Одним из методов мониторинга выступают SWOT-анализ и система индикативного исследования.

Классический SWOT-анализ предполагает определение: сильных, слабых сторон функционирования территории, ее потенциальных возможностей и угроз развитию. Система индикаторов в общественнополитической сфере включает: уровень общечеловеческой безопасности, уровень напряженности межэтнических отношений (факты и события), в том числе этноконфессиональных процессов, степень открытости органов исполнительной власти и местного самоуправления, активность институтов гражданского общества.

При определенной дифференциации, существуют общие черты общественно-политической ситуации, сложившейся в вышеуказанных городах. В первую очередь, в систему геополитических приоритетов городов входит городская инфраструктура, воплощённая в трёхсекторной модели общества, субъекты которой - органы местного самоуправления, гражданское общество, бизнес осуществляют взаимодействие друг с другом.

Отмечаются противоречия реализации реформы местного самоуправления в части нормативно-правового административного, организационного, кадрового и финансового обеспечения.

Фиксируется выраженное социальное и имущественное расслоение, борьба различных групп и группировок за ниши в экономикохозяйственном комплексе, комплексе собственности, курортнотуристическом и ресторанно-гостиничном бизнесе и др.

Проведенный SWOT - анализ общественно-политической ситуации в городах выявил основные позиции для городов Пятигорска, Железноводска, Кисловодска.

Сильные стороны:

- уникальность природно-климатических условий;

- бальнеологические и рекреационные ресурсы, позволяющие формировать имидж города как всероссийской здравницы;

- туристско-досуговый комплекс;

- социокультурный и этноконфессиональный портрет;

- историко-культурное наследие, самобытность;

- активизация деятельности Этнических и Общественных советов городов;

- потенциал промышленной структуры (наряду с указанными для Буденновска).

слабые стороны:

- низкий уровень безопасности населения;

- бюрократизация управления, коррумпированность чиновничьего аппарата, административные барьеры для развития бизнеса;

- отсутствие должного PR-обеспечения функционирования и недостаточная степень открытости и прозрачности деятельности администрации города;

- недостаточный уровень оперативного взаимодействия между общественными объединениями и администрациями, между различными общественными объединениями;

- пассивность населения в отстаивании своих прав и интересов;

- неграмотность (правовая, политическая и социальная) большей части населения;

- невключённость основной части молодёжи, в том числе, студенчества, в общественную жизнь;

- территориальная ограниченность города для проведения широкомасштабных акций (для Кисловодска);

- сложная экологическая ситуация (для Буденновска).

Возможности. Среди возможностей, которыми обладают города:

развитая сеть санаторно-курортных услуг, возможности для развития

туризма, в том числе ностальгического, спортивного и детского, поддержка этнокультурного наследия и самобытности за счет создания «этнографических деревень», расширения деятельности национальнокультурных центров этнических общин.

Угрозы. К числу угроз, имеющих актуальный характер, относят бюрократизацию органов муниципальной власти, неконтролируемую иммиграцию и эмиграцию молодежи, противостояние идентичностей, неравномерность социально-экономического развития, расслоение населения по имущественному признаку, неэффективность «третьего сектора» во взаимодействии с властью [2].

Важной составляющей всей системы общественно-политических отношений являются межэтнические отношения и этнокультурные процессы. Именно демократизация и реформирование открывают новые горизонты общественно-политического развития, в котором выделен этнокультурный и этнополитический вектор, которое характеризуется не только взаимодействием этнических групп, но и противоречиями между ними. Своевременное становление и эффективное функционирование системы управления этническими отношениями в полиэтничных субъектах крайне важно в свете задач по стабилизации общественно-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе, которые поставлены Президентом РФ Д.А.Медведевым в Послании Федеральному собранию 2009 г.

Существенный управленческий опыт в сфере этнических отношений накоплен в муниципальных образованиях Ставропольского края, отличающихся полиэтничностью и поликонфессиональностью и испытывающих воздействие таких факторов, как терроризм, религиозный экстремизм, этническая миграция, межэтнические конфликты. В этой связи представляется актуальным изучение процесса институционализации политико-административного управления этническими отношениями на краевом уровне.

Их содержание и формы связаны с общими процессами социально-экономического и политического развития Ставропольского края, Северо-Кавказского региона и Юга России. Все города исторически сформировались как полиэтничные и мультикультурные с участием таких субъектов межэтнических отношений, как русские, украинцы, белорусы, горские северокавказские народы, диаспоры, представляющие ближнее и дальнее зарубежье. Результатом совместной исторической традиции стало уникальное сообщество народов, языков и религий - православия, католичества, ислама, иудаизма и др.

В межэтнической сфере культура русского народа является реферирующей и объединяющей, так как русские играют существенную роль в сложившейся и обновляющейся системе межэтнических отношений как с горскими и степными народами Северного Кавказа, так и с многочисленными национальными меньшинствами (диаспорами), представляющими ближнее и дальнее зарубежье. Определённую роль в межэтнических отношениях играет казачество, как наиболее активная часть славянского населения [3].

Значимую роль в общественных отношениях играют общины горских и северокавказских народов, которые представляют субъекты РФ, прежде всего, республики Северного Кавказа и располагаются в непосредственной близости с соседствующими Карачаево-Черкесской Республикой, с Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Северная Осетия-Алания и диаспоры стран СНГ, в первую очередь Республику Армению.

Важным фактором, трансформирующим структуру общественных отношений, является миграция. В ходе притоков переселенческих групп из Армении, Азербайджана, Грузии, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики нарушается прежняя этническая дистанция, формируется новая иерархия этносов и диаспор. В связи с этим актуализируются проблемы адаптации и включения в социокультурный ландшафт городов мигрантов с учётом интересов местного населения и интересов прибывающих групп.

В настоящее время общественно-политическая ситуация в городах в целом характеризуется стабильностью, положительной динамикой. Однако на состояние общественно-политических и, в том числе, этнополитических отношений существенно влияют общие социальные и политические процессы Ставропольского края и Северо-Кавказского региона. На современном этапе межэтнические отношения прошли стадию этнополитического таймаута и оформляются в рамках этнопо-литической стагнации. Этнополитическая стагнация, с одной стороны, характеризуется относительным динамическим равновесием между основными акторами межэтнического взаимодействия, сохранением их паритетов и требований, легализацией и институциализацией конфликтов. С другой стороны, система рисков - экстремизма, сепаратизма, этноцентризма - приобрела хронические черты, что не может не отразиться на общем социальном самочувствии. Факты терроризма, религиозного экстремизма формируют коллективные мифы, жалобы, взаимные упрёки и подозрения. Также существенным дестабилизирующим фактором являются проявления ксенофобии, вандализма на

кладбищах, «заборного терроризма», а также порчи памятников культуры и истории, следствием которых является недоверие граждан к власти, недовольство действиями, уровнем профессионализма силовых структур, эффективностью правосудия.

Управление этническими отношениями основано на категориях этничности, управления, политики, права, имеет консервативноохранительный характер и многоуровневый объект (граждане, этнические группы, народы). Цель управления этническими отношениями является сложносоставной и состоит в упорядочении, сохранении, оптимизации общественной жизнедеятельности людей в этнополити-ческой и этнокультурной сферах.

Институционализация управления этническими отношениями базируется на: гражданской концепции нации, либерально-

демократической концепции национального вопроса, национального самоопределения, интеграционной концепции межэтнического конфликта, межкультурной коммуникации. Главным субъектом управления этническими отношениями является государство - органы законодательной и исполнительной власти. Целевое политико-

административное управление этническими отношениями осуществляется при императиве «сверху» и инициативе «снизу». В современной РФ новый импульс управлению этническими отношениями придан административной реформой, которая актуализировала такие принципы: как открытость, целостность, дифференцированность, политкорректность. Соответственно, эффективность политикоадминистративного управления предполагает: внедрение механизмов повышения открытости муниципальных органов, разработку нормативно-правовой и методической базы, стандартов открытости органов власти и управления, методики оценки степени открытости.

Институционализация управления этническими отношениями в Ставропольском крае предусматривает программно-целевое сопровождение, а именно - чёткое определение целей, задач, ресурсов, акторов, сроков, планируемых результатов. Программно-целевое сопровождение реализуется в краевых комплексных программах развития и гармонизации этнических и этноконфессиональных отношений, которые направлены на профилактику межэтнических противоречий, упрочение региональной идентичности, сохранение этнокультурного разнообразия, воплощение национально-культурного самоопределения. Динамика содержания краевых программ соответствует динамике этнических и этноконфессиональных отношений в регионе, а также трансформациям этнополитических процессов в Северо-Кавказском регионе.

Организационно-функциональная структура институционализации политико-административного управления этническими отношениями в Ставропольском крае формируется поэтапно. В рамках эволюции этой структуры, во-первых, сформировались, органы власти, непосредственно регулирующие этнические отношения: комитет

Государственной Думы Ставропольского края по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством, совет по экономической и общественной безопасности Ставропольского края, комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Во-вторых, сформировались органы власти, опосредованно воздействующие на этнические отношения: министерство культуры Ставропольского края, министерство образования Ставропольского края, комитет Ставропольского края по делам молодёжи.

Свою роль играют совещательно-консультативные общественные институты: коллегия комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, межведомственная комиссия комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, комиссия при совете по экономической и общественной безопасности Ставропольского края, совет по вопросам межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края.

Адресный программно-целевой этнополитический менеджмент выражается в удовлетворении этнокультурных интересов граждан, в сохранении динамического равновесия отношений этнических групп, в предотвращении межэтнической напряжённости, в локализации межэтнических конфликтов, а также в формировании региональной системы этнологического мониторинга. Вместе с тем отмечаются: недостаточность финансового обеспечения целевых программ, необоснованность принятия и неоперативность исполнения решений, некомпетентность, формализация, слабое воздействие этнополитического менеджмента на основную массу населения, недостаточно эффективная работа с молодёжью [4].

Преодоление вышеуказанных недостатков возможно при диалоге органов власти и управления и гражданского общества. Общие принципы формирования институтов гражданского общества в городах Ставропольского края, предполагают совмещение принципов эффективности деятельности органов МСУ и гражданского общества. Для динамического развития приемлема идея гражданского общества как корпоративного общества, составленного из ассоциированных сообществ, тесно взаимодействующих с органами МСУ. В этих условиях реализуется северокавказская модель гражданского общества, в которой преобладает стремление коллективов к этнокультурному партнер-

ству. Обеспечение таковой включает множество направлений - от свободной самоидентификации, до коллективного волеизъявления на основе гражданской идентичности и участия в решении общественно значимых проблем развития городских сообществ.

Литература

1. Социальное управление: вопросы теории и методологии. Ростов-н/Д., 2009. С. 70-73.

2. Стратегии развития городов опубликованы на сайтах городов Ставропольского края: http:// www.pyatigorsk.org, http:// www.kislovodsk-kurort.org, http:// www. adm.zheleznovodsk.info, http:// www.budgorod.ru

3.Абдоков С.А., Санглибаев А.А. Вопросы самоидентификации в СевероКавказском регионе / Политическая наука на Юге России. Материалы международной научно-практич. конф. Ростов н/Д., 2009; Базиева Г.Д. Социокультурное пространство Северного Кавказа в условиях модернизации / Проблемы и перспективы социально-экономического и научно-технологического развития южных регионов. Ростов н/Д., 2009; Доманов В.Г. Социальный капитал как условие формирование гражданского общества / Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 3.

4. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад / Под ред. В. А. Тишкова, Е.И. Филипповой. М., 2008.

УДК 352

Зарайченко В.Е., к. пед.н., доц. СКАГС

Этнокультурные аспекты регионального и муниципального управления

Ethnocultural aspects of regional and municipal management

В статье обосновывается актуальность особого внимания к этнокультурному фактору в управленческой деятельности, формулируются цель, задачи, принципы, основные направления работы органов регионального и муниципального управления по формированию культуры межнациональных отношений в полиэтнической среде. Материал статьи основан на обобщении опыта органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Ключевые слова: Региональное управление, муниципальное управление, этнос, этническая группа, этнокультура, этнокультурный фактор, межэтнические отношения, толерантность, полиэтническая среда, культура межнационального общения.

In article the urgency of special attention to the ethnocultural factor in administrative activity is proved, the purpose, problems, principles, the basic direc-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.