Научная статья на тему 'Проект российской гражданской идентичности в контексте нациестроительства: северокавказские проекции'

Проект российской гражданской идентичности в контексте нациестроительства: северокавказские проекции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
423
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / КОНСОЛИДАЦИЯ / АРХАИЗАЦИЯ / CIVIC IDENTITY / NATION-BUILDING / NORTH CAUCASUS / ETHNOCENTRISM / TERRORISM / CONSOLIDATION / ARCHAIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна

В статье рассмотрены региональные особенности этнодемографических и социокультурных процессов в СКФО и их влияние на проблемы формирования на Северном Кавказе внутреннего гражданского единства и гражданской общности с другими российскими регионами. Выявлены основные тенденции в реализации в СКФО Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, регионального проекта российского нациестроительства в контексте обеспечения национальной безопасности, борьбы с экстремизмом и терроризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project of Russian civil identity in the context of nation-building: the North Caucasus projections

The article examines regional features of ethno-demographic and socio-cultural processes in the North Caucasus Federal District and its impact on the problems of formation of the North Caucasus domestic civil unity and civil community with other Russian regions. The basic tendencies in realization of the "Strategy of state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025", regional project of Russian nation-building in the North Caucasus Federal District are considered in the context of national security and the fight against extremism and terrorism.

Текст научной работы на тему «Проект российской гражданской идентичности в контексте нациестроительства: северокавказские проекции»

ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ

НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА:

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ

ПРОЕКЦИИ1

Аствацатурова Майя Арташесовна

Доктор политологических наук, директор Центра этнополитических исследований, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, г. Пятигорск, e-mail: ckiup@pglu.ru

В статье рассмотрены региональные особенности этнодемографических и социокультурных процессов в СКФО и их влияние на проблемы формирования на Северном Кавказе внутреннего гражданского единства и гражданской общности с другими российскими регионами. Выявлены основные тенденции в реализации в СКФО Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, регионального проекта российского нациестроительства в контексте

PROJECT OF RUSSIAN CIVIL IDENTITY IN THE CONTEXT OF NATION-BUILDING: THE NORTH CAUCASUS PROJECTIONS

Maya A. Astvatsaturova

Doctor of Political Sciences, director of the Center of Ethno-Political Studies, professor of Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, e-mail: ckiup@pglu.ru

The article examines regional features of ethno-demographic and socio-cultural processes in the North Caucasus Federal District and its impact on the problems of formation of the North Caucasus domestic civil unity and civil community with other Russian regions. The basic tendencies in realization of the "Strategy of state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025", regional project of Russian nation-building in the North Caucasus Federal District are considered in the context of national

1 Статья подготовлена в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем Министерства образования и науки РФ «Проведение мониторинга межнациональных отношений и религиозной ситуации, анализ участия органов государственной власти, муниципальных образований и институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, миграционной и языковой политики Российской Федерации в регионах Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарская Республика и Карачаево-Черкесская Республика)».

обеспечения национальной безопасности, security and the fight against extremism and борьбы с экстремизмом и терроризмом. terrorism.

Ключевые слова: гражданская идентич- Keywords: civic identity, nation-building, the ность, нациестроительство, Северный Кав- North Caucasus, ethnocentrism, terrorism, каз, этноцентризм, терроризм, консолидация, consolidation, archaization. архаизация.

Ресурсы упрочения российской гражданской идентичности по-разному проявляются в разных российских регионах, которые существенно различаются многими показателями экономико-хозяйственного и социокультурного комплекса.

Так, Северный Кавказ, прежде всего Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), имеет собственное место в контексте нацие-строительства, собственные выраженные региональные особенности [1]. Среди этих особенностей на современном этапе проявляются:

- позитивные: этническое и конфессиональное разнообразие, этнополитический и национально-культурный активизм, этнокультурная корпоративность и ассоциированность, приверженность консервативным семейно-родственным ценностям, сочетаемость традиций и новаций общественной жизни;

- проблемно-негативные: локальный этноцентризм в отношении территорий, собственности, ресурсов и власти, этноклановость, сложившийся этнократизм, проявления экстремизма, оправдываемые этническими и конфессиональными интересами [2].

Среди прочих на Северном Кавказе выделяются две очевидные проблемы: а) проблема внутреннего гражданского единства; б) проблема гражданского единства с другими российскими региональными сообществами. От решения этих проблем напрямую зависит успех реализации проекта российской гражданской идентичности в контексте современного нациестроительства на федеральном и региональном уровнях.

Упрочению российской гражданской идентичности на Северном Кавказе, помимо объективных социально-экономических, политических обстоятельств, мешают ложные и провокационные идеи, имеющие хождение как в данном регионе, так и в других регионах России. Среди них выделяются:

- акцентирование исключительности северокавказской истории, культуры, особенности северокавказской «цивилизации», якобы не совместимой с общероссийским социокультурным контекстом;

- мнение о «нахлебничестве» Северного Кавказа, якобы процветающего за счёт средств других регионов масштабных инвестиций и трансфертов федерального центра;

- тезисы об «опасности» Северного Кавказа как агрессивного, террористического, экстремистского, этноцентристского, ваххабитского региона, в котором якобы реализуются исторические традиции абречества, набеговой системы, заложничества, кровной мести;

- трансляция «негативного образа кавказца или северокавказца», якобы жестокого, мстительного, беспардонного, навязывающего окружающим свой менталитет, свои приемы жизненной, социальной адаптации.

Закономерно, что проблемы реализации проекта российской гражданской идентичности на Северном Кавказе, как и проблемы упрочения места Северного Кавказа в суверенном пространстве России (геополитическом, политическом, экономическом, социальном, духовном), обозначены на фоне общемировых, глобальных проблем [3].

Конкуренция западного и восточного миров - «движение цивилизаций» и возмущения политических и этнополитических систем (США, Евросоюз, страны Магриба, Ближний Восток, Каспийско-Черноморский регион, Большой Кавказ, Балканы, новые независимые государства на постсоветском пространстве, в частности, Грузия, Украина) актуализируют стабилизирующую роль России и российского общества в мировом процессе, как и роль внутренних региональных российских сообществ. Учитывая современные тенденции структурирования террористического национально-религиозного экстремистского пула, можно прогнозировать усиление добровольческого участия радикалов из субъектов РФ СКФО в международных террористических соединениях. Также можно прогнозировать крайне опасный для упрочения российской гражданской идентичности в контексте нацие-строительства России на Северном Кавказе процесс - возвращение террористов после приобретения боевого опыта в СКФО для усиления джихадистской террористической и вербовочной деятельности. Данная опасность становится еще более реальной в условиях финансового кризиса, обвального падения курса рубля, соответственного снижения уровня жизни, благополучия и резкого ухудшения социального самочувствия и социальных ожиданий населения, прежде всего молодежи.

Сегодня жители СКФО, как и жители столичных мегаполисов, поставлены перед необходимостью понять и осмыслить такие феномены, как глобализация, космополитизм, атлантизм, евроцентризм, евразийство, неоевразийство, ориентализм, либерализм, консерватизм, а также модернизация, коммуникация, традиция, новация, мульти-

культурализм, межкультурная коммуникация, диалог культур, национальные интересы, национально-религиозный экстремизм, терроризм, агрессия и др.

Достижение внутреннего северокавказского единства как составляющей российской гражданской идентичности в контексте нацие-строительства затруднено некоторыми объективными обстоятельствами, в том числе и разными интересами разных социальных - этнических - групп, находящихся в разных нишах социальной стратификации. Так, в регионе представлены:

• русское население, казачество (реестровое и нереестровое);

• народы и этнические группы северокавказского происхождения: автохтонные, коренные, титульные, репрессированные, разделённые, непредставленные, малочисленные;

• этнические группы российских народов несеверокавказского происхождения;

• диаспорные группы (национальные меньшинства) ближнего и дальнего зарубежья,

• мигранты: трудовые, вынужденные переселенцы, лица, безвозвратно покинувшие места проживания, иностранные рабочие;

• группы, пострадавшие в конфликтах и террористических актах (в том числе женщины, молодёжь);

• группы, принимавшие (и принимающие) участие в антитеррористических и силовых операциях;

• группы, подвергающиеся идеологическому влиянию и агитации со стороны ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в РФ) с целью вербовки и пополнения рядов террористических соединений;

• группы, принимавшие (и принимающие) участие в подготовке и осуществлении террористических акций, в экстремистских движениях, радикальных акциях, а также их родственники и члены семей и др.

Курс современного российского политического руководства РФ в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагает максимальное включение полиэтничного северокавказского сообщества в российский гражданский процесс [4]. Здесь значима позиция Российского государства, озвученная президентом РФ В.В. Путиным: «Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила. Но мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб, прежде всего тому народу и

тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. И потому столь опасны для России любые проявления "простых и окончательных" так называемых "решений", которые предлагаются националистами и экстремистами разного толка и оттенка» [5].

В упрочении российской гражданской идентичности на Северном Кавказе важен каждый участник, у каждого - своя роль и своя миссия: у русского населения и казачества, у титульных и нетитульных народов РФ автохтонного происхождения, у народов РФ несеве-рокавказского происхождения, у диаспор дальнего и ближнего зарубежья нероссийского происхождения. Все эти сообщества на равных основаниях обеспечивают становление и этнокультурное многообразие российской нации [6].

В СКФО в 2010-2016 гг. при непосредственных усилиях полпредов президента РФ А.Г. Хлопонина и С.А. Меликова реализуются следующие направления упрочения российской гражданской идентичности именно как проекта нациестроительства:

- популяризация привлекательных сюжетов общей российской истории и общей государственности;

- «примирение с прошлым», нейтрализация «войн памяти», взаимных исторических обид и постконфликтная реконструкция;

- акцентирование объединяющих духовных символов российского единства (памятники, поклонные и охранительные кресты и символы веры разных религий);

- усиление культурного содружества, реализация идеи кочующей культурной столицы СКФО (фестивали, праздники, «кавказские игры», «казачьи игры», национальные подворья);

- осовременивание и популяризация традиционных российских патриотических символов в среде северокавказской молодёжи;

- развитие туристического, санаторно-курортного кластера, модернизация курортного и туристического комплекса Кавказских Минеральных Вод;

- разработка привлекательных северокавказских брендов - «Сделано на Северном Кавказе».

30 октября 2015 г. на Общественном совете СКФО под председательством полномочного представителя президента РФ в СКФО С.А. Меликова рассматривался вопрос об укреплении российской гражданской идентичности в СКФО. Как подчеркнул С.А. Меликов, «укрепление общероссийской гражданской идентичности в СевероКавказском федеральном округе и объединяющая роль русского языка и традиционных культурных ценностей в полиэтничном регионе», «восприятие себя частью большой страны, патриотизм имеют опреде-

ляющее значение при сегодняшней внешнеполитической обстановке». Идеи упрочение северокавказского сообщества на основе российского патриотизма, достоверных исторических знаний, этнологической и эт-ноконфессиональной грамотности и межкультурных связей были озвучены на Общественном совете СКФО в Нальчике 24 марта 2016 г. и на Совете СКФО в Пятигорске 29 марта 2016 г.

Вместе с тем магистральным направлением реализации проекта российской гражданской идентичности в контексте нациестроитель-ства являются достижение безопасности и профилактика проникновения в регион терроризма и экстремизма [7]. Определенная уязвимость региона располагается в сфере безопасности, так как в СКФО сохраняются импортируемые риски - терроризм, национально-религиозный экстремизм, а также и некоторая межэтническая напряженность. Также актуальны борьба с коррупцией во власти и органах МСУ, нейтрализация криминальных группировок, обеспечение правопорядка и законности. Необходим также и аудит соблюдения прав человека в СКФО в контексте активизации гражданского общества в его особой -этнокультурной - модели. Важно осмысление тенденций этноконфес-сиональной архаизации, которая, с одной стороны, отчасти соответствует социальному заказу населения, а с другой - продуцирует дифферент общероссийской тенденции демократизации и упрочения российской гражданской идентичности.

На современном этапе нациестроительства для упрочения российской гражданской идентичности в СКФО необходимо укрепить позитивные тенденции и предупредить возможность реакции как движения назад. Также в неблагоприятных социально-экономических и финансовых условиях важно изыскать инновационные ресурсы для решения проблем современного северокавказского социально-экономического и общественно-политического пространства и вместе с тем увеличения «северокавказского вклада» в решение общероссийских задач, прежде всего по импортозамещению продовольственных товаров. Также важна дальнейшая консолидация северокавказского сообщества, которое продемонстрировало социальный энтузиазм и гражданский патриотизм [8, 9]. Он обусловлен Олимпиадой-2014 в Сочи, твердой позицией руководства страны по поводу событий в Сирии, Ливии, Ираке и в отношении деятельности ИГИЛ (террористической организации, запрещенной в РФ), а также вхождением Крыма в состав РФ, помощью русскому населению Донецкой и Луганской областей Украины и внешнеполитическим курсом президента РФ.

В целом реализация проекта российской гражданской идентичности в контексте нациестроительства в его северокавказской проек-

ции требует к себе постоянного внимания государственных структур, институтов гражданского общества и экспертных кругов.

Литература

1. Состояние межэтнических отношений и религиозная ситуация в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (по состоянию на первое полугодие 2015 г.) : экспертный доклад / под общ. ред. В.А. Тишкова. М.; Ставрополь; Пятигорск, 2015. 126 с.

2. Региональные конфликты и проблемы безопасности Северного Кавказа / отв. ред. Г.Г. Матишов, В.А. Авксентьев. Ростов н/Д., 2008. 384 с.

3. Вектор идентичности на постсоветском пространстве. Ростов н/Д., 2007; Гражданская идентичность и патриотическое воспитание в полиэтническом регионе. Ставрополь; Ростов н/Д., 2007.

4. Зорин В., Аствацатурова М. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современном этапе // Вестник Российской нации. 2015. № 1. С. 17-37.

5. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

6. Российская нация: становление и этнокультурное разнообразие / под ред. В.А. Тишкова. М., 2011. 462 с.

7. Угроза ИГИЛ: пути противодействия национально-религиозному экстремизму : сб. информ.-аналит. материалов / сост. А. Брод. М., 2015. 160 с.

8. Крамарова Е.Н., Черноус В.В. Кавказоведение: роль в процессе реинтеграции, становления российской гражданской идентичности и потенциала бизнеса // Научная мысль Кавказа. 2014. № 3 (79). C. 82-89.

9. Крамарова Е.Н. Меценатство на Юге России: форма реализации социальной ответственности бизнеса. Ростов н/Д., 2016, 153 с.

References

1. Sostoyanie mezhetnicheskikh otnosheniy i religioznaya situaciya v subektakh Rossiyskoy Federacii Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga (po sos-toyaniyu na pervoe polugodie 2015 g.) : ek-spertnyy doklad / pod obshh. red. V.A. Tish-kova. M.; Stavropol; Pyatigorsk, 2015. 126 p.

2. Regionalnye konflikty i problemy be-zopasnosti Severnogo Kavkaza / otv. red. G.G. Matishov, V.A. Avksentev. Rostov n/D., 2008. 384 p.

3. Vektor identichnosti na postsovetskom prostranstve. Rostov n/D., 2007; Grazhdan-skaya identichnost i patrioticheskoe vospi-tanie v polietnicheskom regione. Stavropol; Rostov n/D., 2007.

4. Zorin V., Astvatsaturova M. Strategiya gosudarstvennoy nacionalnoy politiki Rossiyskoy Federacii: tradicionnye metody i in-novacionnye podkhody realizacii na sov-remennom etape // Vestnik Rossiyskoy nacii. 2015. № 1. P. 17-37.

5. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Feder-acii 12 dekabrya 2012 g. // Rossiyskaya gazeta. 2012. 13 dek.

6. Rossiyskaya naciya: stanovlenie i etnokulturnoe raznoobrazie / pod red. V.A. Tishkova. M., 2011. 462 p.

7. Ugroza IGIL: puti protivodeystviya nacional'no-religioznomu ekstremizmu : sb. inform.-analit. materialov / sost. A. Brod. M., 2015.160 p.

8. Kramarova E.N., Chernous V.V. Kavkazovedenie: rol v processe reintegracii, stanovleniya rossiyskoy grazhdanskoy iden-tichnosti i potenciala biznesa // Nauchnaya mysl Kavkaza. 2014. № 3 (79). P. 82-89.

9. Kramarova E.N. Mecenatstvo na Yuge Rossii: forma realizacii social'noy ot-vetstvennosti biznesa. Rostov n/D., 2016. 153 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.