Научная статья на тему 'Воспитательная траектория КНИТУ-КАИ'

Воспитательная траектория КНИТУ-КАИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНЦИИ / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL AND LABOR EDUCATION STUDENTS'' SELF-GOVERNMENT / SOCIAL SUPPORT / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова Ирина Сергеевна

В статье раскрываются особенности воспитательной деятельности технического вуза, представлен уникальный опыт проектирования и реализации внеучебной деятельности в КНИТУ-КАИ, описаны ее виды, формы и результаты. Показана роль внеучебной деятельности в формировании профессионально важных качеств, общих компетенций студентов, включенных в процесс социально значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TRAJECTORY OF KNRTU-KAI

The article gives a detailed definition of the notion "extracurricular activity", considers its types, forms and results. The article examines the role that extracurricular activity plays in the formation of professionally important qualities, general competences of students involved in a process of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательная траектория КНИТУ-КАИ»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КНИТУ-КАИ

ХАЛИТОВА Ирина Сергеевна - канд. пед. наук, начальник управления внеучебной работы, e-mail: [email protected]

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань, Россия

Аннотация.. В статье раскрываются особенности воспитательной деятельности технического вуза, представлен уникальный опыт проектирования и реализации внеучебной деятельности в КНИТУ-КАИ, описаны ее виды, формы и результаты. Показана роль внеучебной деятельности в формировании профессионально важных качеств, общих компетенций студентов, включенных в процесс социально значимой деятельности.

Ключевые слова-, воспитательная деятельность, внеучебная деятельность, управление воспитательным процессом, направления воспитания, студенческое самоуправление, профессионально важные качества, компетенции

Для цитирования: Халитова И.С. Воспитательная траектория КНИТУ-КАИ // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 147-155.

В соответствии с отечественной традицией образование в федеральном законе трактуется как единство обучения и воспитания 1 [1], а результат образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных стандартах - как органичный сплав универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [2-4]. Практическое достижение этого единства - серьёзная методическая проблема, о чём свидетельствует оживленная дискуссия в социологической и педагогической литературе [5]. Достичь единства трудно, однако соответствующая риторическая установка и в официальных документах, и в практической деятельности образовательных организаций неизменно присутствует.

Так называемым «воспитательным эффектом » обладает и сама социокультурная образовательная среда вуза [6; 7], и учебный процесс - предметное содержание общепрофессиональных и профильных дисциплин - как таковой. С последним связана тема гуманитаризации и фундаментали-

зации университетского технического образования [8]. Суть дела в том, что процесс обучения высококлассного инженера и процесс его воспитания неразрывно связаны: фундаментом компетенций квалифици-

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития системы воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

рованного специалиста является «гармонично развитая » личность. Таковы некоторые концептуальные идеи, лежащие в основе организации воспитательной деятельности в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ. Ориентация на новые подходы к воспитанию современной молодёжи позволила вузу гибко и адекватно реагировать на особенности динамично развивающейся молодёжной политики, вести поиск и внедрение оригинальных форм работы со студентами.

У университета своя педагогическая траектория - верность лучшим образовательным традициям и способность к инновациям. Наука - фундамент педагогической деятельности, воспитательная работа - вектор свободного и творческого развития. Воспитательная деятельность КНИТУ-КАИ является частью единого учебно-воспитательного процесса. Миссия воспитательной работы - воспитание гражданина, патриота, профессионала. Цель - разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, совокупностью социально значимых компетенций, качествами гражданина-патриота. Главная задача воспитательной деятельности - создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном отношении.

В университете разработана и утверждена соответствующая современным требованиям нормативно-правовая база (39 локальных актов), регламентирующая воспитательную деятельность вуза и его структурных подразделений, налажено конструктивное взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, социальными партнерами, средствами массовой информации.

Вузовских преподавателей, включенных в воспитательный процесс, отличает высокий профессионализм, педагогический опыт, стремление к сохранению традиций и одновременно - к активному научно-методическому поиску, освоению новых направлений деятельности, инновационному прорыву.

Система управления воспитательной деятельностью обеспечивает организационно-педагогические условия для совершенствования ее качества. Руководство деятельностью подразделений, вовлеченных в воспитательный процесс КНИТУ-КАИ, осуществляет управление внеучебной работы (УВР). В его задачи входит определение концепции развития вуза, выработка ценностных основ его функционирования, стимулирование деятельности преподавателей в выборе педагогически обоснованных технологий воспитания студентов. Начальник управления направляет и координирует работу заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов групп, деятельность общественных студенческих организаций.

К направлениям деятельности УВР следует отнести:

• определение стратегических задач воспитательной работы в вузе;

• совершенствование нормативно-правовой базы воспитательного процесса;

• участие в создании многоцелевых комплексных программ, проектов, в проведении социологических исследований по проблемам воспитательной деятельности;

• повышение квалификации педагогических кадров, организаторов воспитательной работы;

• внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий; участие в грантах, конкурсах;

• укрепление международных и межрегиональных связей;

• мониторинг качества воспитательной работы вуза, педагогическую диагностику.

Воспитательная деятельность реализуется на основе Комплексного плана в соот-

ветствии с Концепцией и Программой воспитания студентов КНИТУ-КАИ. Вариативная составляющая плана находит воплощение в 10 целевых программах, разработанных УВР:

□ Программа гражданско-патриоти-ческого воспитания студентов;

□ Программа развития студенческого самоуправления;

□ Программа социальной поддержки студентов;

□ Программа адаптации студентов-первокурсников к условиям учебно-воспитательного процесса;

□ Программа формирования лидерских качеств студентов;

□ Комплексный план внеучебной воспитательной работы с иностранными студентами;

□ Программа профилактики правонарушений среди студентов;

□ Программа профилактики наркотизации студентов; Программа профилактики экстремизма в студенческой среде;

□ Программа антикоррупционного воспитания студентов.

Такой подход позволяет конкретизировать содержание актуальных направлений воспитательной работы в вузе, использовать разнообразие педагогических форм и методов, моделировать условия для проявления личностныхи профессиональных компетенций будущих специалистов [2; 4; 6].

Являясь важным фактором повышения эффективности и результативности воспитательной деятельности университета, УВР организует комплексную работу, включающую: управление воспитательным процессом; организационно-педагогическую и научно-методическую работу; формирование культуры умственного труда и научно-исследовательской работы студентов; систему социальной адаптации и поддержки студентов; воспитательную работу в общежитиях; комплексную работу с первокурсниками и иностранными студентами; информационное обеспечение студентов; гражданско-патриотическое, профессио-

нально-трудовое, культурно-нравственное воспитание; развитие творческих интересов и способностей студентов; педагогическое руководство деятельностью органов студенческого самоуправления; развитие добровольческого и волонтёрского движения; пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, профилактику негативных явлений в студенческой среде.

Сложившийся опыт позволяет утверждать, что внеучебная работа в КНИТУ-КАИ осуществляется на основе интеграции учебного и воспитательного процессов. Каждый новый учебный год становится для студентов своеобразной точкой отсчета для воплощения новых идей и новых проектов, что позволяет говорить о вариативном подходе к разработке содержания воспитания. Остановимся на некоторых ключевых позициях.

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется средствами учебной и внеучебной работы и включает такие мероприятия, как тематические лекции, встречи с ветеранами войн, участие в политических акциях, форумах молодёжи, в городской акции «Дни парков и скверов », в массовых праздниках в честь Дня Победы и Дня Республики Татарстан. Ежегодно более 300 студентов и сотрудников университета как потомки героических победителей участвуют в Шествии Бессмертного полка, конкурсе эссе «Война в моей семье». Активно работают поисковый отряд «Книга Памяти » и Боевая каёвская дружина им. А. Айдинова. Команда КАИ заняла седьмое место среди 30 команд во Всероссийском студенческом патриотическом форуме «Зарница: готов к труду и обороне!», первое место в межвузовской военно-патриотической спартакиаде «Равнение на Победу!» Уроки политической культуры, навыки реализации лидерского потенциала студенты получают, участвуя в межвузовских проектах «Кадровый резерв», «Вверх», «ПолитЗавод».

Профессионально-трудовое воспитание осуществляется через систему инсти-

тутских и кафедральных воспитательных мероприятий и направлено на формирование личностных качеств и компетенций студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности. Студенты участвуют в профессионально ориентированных соревнованиях, инженерных фестивалях, слетах молодых изобретателей и рационализаторов, общественно полезных акциях («Чистый город»), экологических десантах, межвузовских ярмарках и др. Эффективно работают студенческие строительные отряды, отряды проводников, вожатых.

Культурно-нравственное воспитание направлено на развитие творчества и обеспечение возможности самореализации талантливых студентов. Студенческий клуб организует деятельность 11 творческих коллективов, которые, расширяя границы творчества и повышая уровень мастерства, принимают участие в конкурсах среди профессионалов. Масштабно по форме, содержанию, географии и результатам участие студентов в различных смотрах и фестивалях: «Созвездие - Йолдызлык», «Ягымлы яз», «Алтын калэм - Золотое перо », брендовом проекте КАИ «Икариа-да» и др.

Первая возможность проявить себя появляется у студентов на традиционном фестивале «День первокурсника», когда каждый институт демонстрирует уникальные таланты студентов. Ежегодно на суд жюри представляется более 200 номеров. На межвузовском уровне первокурсники КАИ традиционно завоевывают треть всех наград, а вуз награждается дипломом «За лучшую подготовку и лучшее выступление творческих коллективов». Данный конкурс является до стой ным началом для дальн ей-шего художественного роста, открытия новых талантов, формирования сценической культуры. Творческий коллектив КНИТУ-КАИ ежегодно поднимается на высшую ступень пьедестала на фестивалях «Студенческая весна» и «Российская студенческая весна», является обладателем

многочисленных высоких наград в различных номинациях.

Особой популярностью в молодёжной среде КНИТУ-КАИ пользуются интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» и турниры по «Брейн-рингу», а также Студенческая Лига КВН РТ, Мисс и Мистер КАИ, корпоративный праздник «С Днем Рождения, КАИ!»

Спортивно-оздоровительная работа университета осуществляется на базе культурно-спортивного комплекса «КАИ ОЛИМП», который, по признанию представителей международных федераций ФИСУ и РССС, является одним их лучших вузовских спортивных комплексов России. Объекты КСК «КАИ ОЛИМП» (общая полезная площадь - 16 000 кв.м.) прежде всего задействованы в образовательном процессе для проведения со студентами занятий по физическому воспитанию; во второй половине дня здесь проходят масштабные спортивно-массовые мероприятия, организована работа спортивных секций. Сегодня в КНИТУ-КАИ культивируется 28 видов спорта, в тренировочном процессе задействовано 26 специалистов. Всего в секциях и базовых командах активно занимаются более 800 человек.

Ежегодно проводится лично-командная спартакиада КНИТУ-КАИ по 17 видам спорта: армспорт, баскетбол, бильярдный спорт, бокс, волейбол, карате, кикбоксинг, легкоатлетическая эстафета, легкоатлетический кросс, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, стрит-бол, футбол, шахматы, шашки. Традиционными стали фестивали и турниры на Кубок ректора по мини-футболу и стритбо-лу, в которых принимают участие до 90 команд.

Инновационной составляющей деятельности КСК является целенаправленная работа с педагогическим составом: не менее двух раз в неделю «КАИ-ОЛИМП» становится тренировочной базой для членов сборных команд сотрудников (около 60 чел.) по стритболу, волейболу, бадминто-

ну, плаванию, настольному теннису, лёгкой атлетике. Все сборные команды университета обеспечены игровой формой, спортивной атрибутикой. С 2011 г. на объектах КСК проводится комплексная спартакиада ППС и сотрудников КНИТУ-КАИ и его филиалов по пяти видам спорта - плаванию, стрельбе, стритболу, волейболу, настольному теннису и лыжным гонкам. Ежегодно в соревнованиях принимают участие более 200 преподавателей и сотрудников. По итогам спартакиады формируются сборные команды университета для участия в Спартакиаде вузов РТ и в Спартакиаде «Спортивная Казань».

К социально значимым проектам КСК следует отнести работу с населением. На площадках спортсооружений проводятся соревнования и массовые мероприятия; по выходным дням услуги бассейна предоставляются по льготной цене всем желающим сотрудникам вуза и жителям г. Казани.

В центре педагогического внимания -профилактика негативных явлений и мотивация студентов на здоровый образ жизни. Студенты и сотрудники участвуют в республиканских и межрегиональных конференциях, семинарах, круглых столах, акциях по профилактике наркомании, в ше-

ствии вузов Казани «Мы здоровы, присоединяйтесь! » и др. В университете создан фонд антинаркотической рекламы, проводятся консультации и тренинги для студентов, наркотестирование. Выстроена система, направленная на сохранение здоровья студентов: ежегодные медицинские и флюорографические осмотры, внезапные наркоосмотры, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных явлений в студенческой среде. В летний период СОЛ «Икар» является центром оздоровления студентов.

Участие в волонтёрской деятельности позволяет студентам проявлять инициативу и социальное творчество, обеспечивает достижение гражданской ответственности и профессионального развития. Добровольческое движение в КНИТУ-КАИ развивается в трех актуальных направлениях: социальном, спортивном и культурном. Волонтёрский центр объединяет более 500 студентов и аспирантов всех институтов, а также учащихся колледжей. Социальные волонтёры оказывают помощь ветеранам, инвалидам, одиноким и престарелым, воспитанникам детских домов, проводят обучающие курсы, Недели добра, работают в Реабилитационном центре, дежурят в Пер-

вом детском хосписе имени Анжелы Вавиловой. Одним из показателей социальной активности студентов является созданный в 2007 г. Банк крови студентов КАИ (ежегодно донорами становится 2400 студентов, сдаётся 1200 литров крови).

Сфера деятельности спортивных и культурных волонтеров - обеспечение соревнований и мероприятий различного уровня, в их числе: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013, XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 г. в г. Сочи, XIV Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г. и чемпионат мира в категории «Мастерс», Чемпионат мира по акробатическому рок-н-роллу, Гран-при Формулы-1 в Сочи, Чемпионат Европы по дзюдо и др. Активно проявляют себя группа поддержки и команда болельщиков.

Воспитательные задачи адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза решаются средствами целевой программы, представленной широким спектром проектов и традиционных мероприятий: знакомство с историей и традициями, правилами внутреннего распорядка, подписание «Этического кодекса студента», экскурсия в музей КАИ и музей А.Н. Туполева, профильная школа актива «Первый полет» по определению потенциала нового набора студентов, конкурс «День первокурсника » и др.

Программа социальной поддержки студентов направлена на соблюдение прав и свобод студентов, обеспечение безопасности их жизни и здоровья в период обучения и включает такие пункты, как социальное сопровождение малоимущих (ежемесячно материальная помощь выделяется от 650 до 950 чел.) и студентов-сирот (80 чел.), работа с одаренной молодежью, со студентами с ограниченными возможностями здоровья (коллектив «Фонема», Сурдлимпий-ский клуб и др.). Студенты КНИТУ-КАИ участвуют во всех творческих студенческих конкурсах по поддержке талантливой молодежи. Стипендиатами (около 500 чел.)

Президента РФ и Правительства РТ, мэра г. Казани, Академии наук РТ, фонда Потанина становятся студенты и аспиранты, добившиеся значительных успехов в учебной, научной, общественной и творческой деятельности. Каждый семестр около 300 студентам за особые достижения назначаются повышенные стипендии. Итоги года подводятся на торжественных церемониях награждения - «День отличника» и «День выпускника».

Важная составляющая воспитательной системы - многопрофильная деятельность органов студенческого самоуправления (ССУ), в университете они являются структурным подразделением воспитательной системы и центром студенческой инициативы. Создан и эффективно работает Совет молодёжных организаций и объединений, который включает в себя студенческие общественные организации по всем направлениям жизнедеятельности студентов. Системность и целостность развития ССУ предполагают возможность выбора поливариантных программ и моделей, эффективных средств и форм для проявления различныхинициатив молодежи. В различных видах внеучебной деятельности принимают участие более 4000 студентов. Работа каждого органа Студенческого самоуправления связана с решением конкретных проблем и отвечает актуальным задачам воспитания. В 2015 учебном году произошло структурное обновление - созданы советы по специальностям. Ежегодно КНИТУ-КАИ побеждает в Конкурсном отборе программ развития студенческих объединений и становится обладателем гранта в размере 14 млн. руб.

В эффективной реализации ССУ особую роль играют уникальные студенческие объединения (клубы, кружки, мастерские), технопарки, бизнес-инкубаторы, исследовательские центры и лаборатории, профильные отряды, спортивные общества. Грантовая поддержка инновационных студенческих проектов осуществляется в рамках «Молодёжного форума РТ» и конкур-

са «50 инновационных идей для Республики Татарстан».

Основной инновационной технологией в деятельности органов ССУ университета является «метод проектов »; разработано и реализуется более 100 студенческих проектов различной направленности и масштаба. Участие в проектной деятельности способствует формированию у студентов комплекса базовых компетенций, включающего умение ставить цели и определять приоритеты, координировать деятельность, строить эффективное взаимодействие, создавать ситуацию успеха. В результате меняется поведение самого студента, растет его творческий потенциал и результативность практической деятельности; в ходе реализации проектов выявляются эффективные лидеры [9], которые формируют костяк студенческого актива КНИТУ-КАИ. Серьёзная работа по популяризации деятельности ССУ проводится через сайты, публикации в СМИ, участие в межвузовских организациях.

Взаимодействие УВР с общественными организациями университета многогранно: согласование стратегии деятельности, консультации по актуальным вопросам студенческой жизни, работа в составе жюри конкурсов, участие в ключевых акциях и мероприятиях. Специалисты УВР проводят экспертизу студенческих проектов и инициатив. Общественные организации получают компетентное мнение о жизнеспособности разработанных проектов и главное - поддержку их реализации. УВР выстраивает отношения конструктивного сотрудничества с такими ведущими организациями РТ, как Общественная молодёжная палата при Государственном Совете Республики Татарстан, Региональная молодёжная общественная организация «Лига студентов Республики Татарстан », Академия творческой молодёжи, Штаб студенческих трудовых отрядов, поисковое движение «Отечество», Татарстанское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России ».

УВР признает молодежные и студенческие общественные организации равноправными партнёрами в создании в вузе оптимальных условий для самореализации студентов, что свидетельствует о сложившейся системе партнёрства в сфере молодёжной политики. Многообразие форм и направлений деятельности, широкий спектр общественных и личностно значимых задач создают воспитательное пространство, благоприятное для развития каждого студента, становления его в качестве компетентного специалиста и социально активного гражданина.

В вузе на основе результатов педагогического мониторинга разработана система оценки качества и эффективности воспитательной деятельности всех структурных подразделений. Основными методами экспертной оценки являются: контент-анализ рабочих документов, анализ сайта и сетевых информационных ресурсов, целевое анкетирование студентов, результаты и достижения по основным направлениям воспитательной работы. КНИТУ-КАИ занимает второе место в рейтинге вузов по реализации молодёжной политики РТ.

Стратегия университета нацеливает на выявление, продвижение, активность студенческой молодёжи в общественно-политической, социально-экономической и творческой сферах. Для студенческой молодёжи КНИТУ-КАИ характерна готовность к активному преобразовательному действию.

Литература

1. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. О систе-

ме, процессе и результате непрерывного образования // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 47-53.

2. Носова Т.А. Организация воспитательной

работы вуза в контексте ФГОС ВПО // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 92-97.

3. Башкиров С.П, Волкова О.А. Компетент-

ностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 142-147.

4. Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 29-34.

5. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д, Чередниченко Г.А. Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.; Белогуров А.Ю. Приоритеты воспитания в процессе подготовки современного специалиста // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 20?25.

6. Пономарев А.В. и др. Воспитательная сре-

да университета: традиции и инновации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 408 с. ; Бердникова Э.Р, Чистоусов В.А, Халитова И.С. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера // Высшее образование в России. 2009. № 5. C. 98-104.

7. Петрунева Р.М, Топоркова О.В, Василье-

ва В.Д. Профессионально-нравственное

воспитание студентов инженерно-технического вуза в России и за рубежом // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2015. № 3. С. 70-76; Острикова С.А, Никулина Т.В. Социокультурная среда вуза // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 127-131.

8. Опыт и проблемы преподавания гумани-

тарных и социально-экономических дисциплин в вузах. М.: Изд-во МАТИ, 2009. 246 с.; Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 384 с.

9. Масленникова, В.Ш. Концептуальные идеи

проектно-развивающего подхода и условия его реализации в системе профессионального образования. Казань: Печать-Сервис XXI Век, 2013. 48 с.

Статья поступила в редакцию 08.12.16.

EDUCATIONAL TRAJECTORY OF KNRTU-KAI

KHALITOVA Irina S. - Cand. Sci. (Education), Head of the Department for Extracurricular Work. E-mail: [email protected]

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev-KAI 10, K. Marx St., Kazan, 420111, Russian Federation

Abstract. The article gives a detailed definition of the notion "extracurricular activity", considers its types, forms and results. The article examines the role that extracurricular activity plays in the formation of professionally important qualities, general competences of students involved in a process of extracurricular activities.

Keywords: extracurricular activity, educational activity, professional and labor education students' self-government, social support, volunteer movement

Cite as: Khalitova, I.S. (2017). [Educational Trajectory of KNRTU-KAI]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 208 (1), pp. 147-155. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Verbitskiy, A.A., Rybakina, N.A. (2016). [Invariable Result of Life-Long Education]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (201), pp. 47-53.

2. Nosova, T.A. (2012). [Concept of Educational Work Based on the Federal State Educational Standards]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 92-97. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Bashkirov, S.P., Volkova, O.A. (2016). [Competence Approach to Organization of Extracurricular

Activities at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6 (202), pp. 142-147. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Golovanova, N. (2012). [The Problem of Students' Education in the Context of the Modernization

of the Higher School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 2934. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Konstantinovskii, D.L., Voznesenskaya, E.D., Cherednichenko, G.A. (2014). Molodezh' Rossiina

rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, social'noe samochuvstvie [Russian Youth at the Turn of XX-XXI Centuries: Education, Employment, Social Well-being]. Moscow: Centre for Social Forecasting and Maketing Publ., 548 p.; Belogurov, A. Yu. (2009). [Educational Priorities in Training of a Modern Specialist]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. No. 5, pp. 20-25. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ponomarev, A.V. (2015). Vospitatel'naya sreda universiteta: traditsii i innovatsii [Educational

Environment of a University: Tradition and Innovations.] Ekaterinburg: Urals Univ. Publ. 408 p.; Berdnikova, E.R., Chistousov, V.A., Khalitova, I.S. (2009). [Educational Activity i at Technical University as an Aspect of Professional Training of an Engineer]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 98-104. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Petruneva, R.M., Toporkova, O.V., Vasil'yeva, V.D. (2015). [Professional and Moral Education of

Higher Technical School Students in Russia and Abroad]. Izvestiya Volgogradskogo gos. ped. un-ta. [The Proceedings of Volgograd State University. Series "Educational Sciences"]. No. 3, pp. 7076. (In Russ., abstract in Eng.); Ostrikova, S.A., Nikulina, T.V. (2016). [Socio-Cultural Environment at University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (198), pp. 127131. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Opyt iproblemy prepodavaniya gumanitarnykh isotsial'no-ekonomicheskikh distsiplin v vuzakh

[Practice and the Problems of Teaching Socio-Economic Sciences and Humanities at Universities]. Moscow: MATI- University Publ., 2009. 246 p.; Problemy i perspektivy prepodavaniya sotsiogumanitarnykh distsiplin v tekhnicheskikh vuzakh v sovremennykh usloviyakh [Practice and the Prospects of Teaching Social Sciences and Humanities at Technical Universities in Modern Conditions]. Moscow: BMSTU Publ., 2008. 384 p.

9. Maslennikova, V.Sh. Kontseptual'nye ideiproektno-razvivayushchego podkhoda iusloviya ego

realiza-tsii v sistemeprofessional'nogo obrazovaniya [Conceptual Ideas ofProject Approach and Conditions of Its Implementation in the System of Vocational Education]. Kazan': Pechat'-Servis XXI Vek Publ., 2013, 48 p.

The paper was submitted 08.12.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.