Научная статья на тему 'Совет обучающихсякак форма студенческого самоуправления'

Совет обучающихсякак форма студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / STUDENT COUNCIL / QUALITY OF TRAINING / EDUCATION STANDARD / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SOCIAL ACTIVITIES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дермер Павел Борисович, Добринец Марина Владиславовна, Гофман Александр Михайлович

В процессе подготовки специалистов важную роль играет деятельность органов студенческого самоуправления. Она позволяет формировать у обучающихся сознательную гражданскую позицию, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также развивает общекультурные компетенции, необходимые будущему выпускнику. В значительной мере она способствует подготовке высококвалифицированного, разносторонне развитого специалиста. В статье рассмотрен опыт студенческих организаций, функционирующих в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дермер Павел Борисович, Добринец Марина Владиславовна, Гофман Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the activities of student self-government system at technical university. Self-government plays an important role in the process of specialists training as it allows to form students’ civic stand, commitment to preservation and augmentation of moral, cultural and human values, as well as to develop common cultural competence necessary to prepare future graduates. The work of student self-government at technical university has its own characteristics. Successful implementation of student self-government activities at technical university contributes significantly to the preparation of highly skilled, versatile developed specialist. The article describes the experience of the activities of student organizations at the Bauman Moscow State Technical University.

Текст научной работы на тему «Совет обучающихсякак форма студенческого самоуправления»

110

Высшее образование в России • № 4, 2015

СОВЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ФОРМА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ДЕРМЕР Павел Борисович - зам. начальника управления докторантуры и аспирантуры, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: dermer@bmstu.ru

ДОБРИНЕЦ Марина Владиславовна - ассистент, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: mvd@bmstu.ru

ГОФМАН Александр Михайлович - аспирант, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. E-mail: gofman.ag@gmail.com

Аннотация. В процессе подготовки специалистов важную роль играет деятельность органов студенческого самоуправления. Она позволяет формировать у обучающихся сознательную гражданскую позицию, стремление к сохранению и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, а также развивает общекультурные компетенции, необходимые будущему выпускнику. В значительной мере она способствует подготовке высококвалифицированного, разносторонне развитого специалиста. В статье рассмотрен опыт студенческих организаций, функционирующих в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, общекультурные компетенции, студенческий совет, совет обучающихся, качество подготовки специалиста, образовательный стандарт, внеучебная работа, общественная деятельность, высшее образование

Образовательная и социокультурная среда университета

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают овладение студентом общекультурными компетенциями в результате освоения основных образовательных программ. Выпускник должен, в частности, обладать способностями работать в команде, в кооперации с коллегами, формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в условиях риска и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, уметь публично представлять свои результаты, проявлять инициативу и настойчивость в достижении социальных и профессиональных целей.

Эти компетенции формируются не только в ходе освоения студентом содержания образовательной программы, но и благодаря особой образовательной среде вуза, организации учебного процесса, образова-

тельным технологиям, включая практику, самостоятельную работу студента, его участие в научно-исследовательской работе, общественной жизни вуза и т.д. [1]. подчеркнуть, что будущий специалист - это не просто носитель специальных знаний и навыков, а личность, обладающая гуманитарными качествами и включенная в разветвленную сеть общественных отношений -политических, социальных, экономических. Поэтому необходимо организовать в вузе разностороннюю и эффективную воспитательную работу с целью формирования у студентов качеств гражданина и патриота, бережного отношения к истории своего народа, его культуре - тех качеств, которые характеризуют подлинную инженерно-техническую интеллигенцию [2].

МГТУ им. Н.Э. Баумана получил право разрабатывать свои образовательные стандарты. Они были приняты Ученым Советом в 2013 г. В ходе работы над стандартами разработчики стремились к тому, чтобы они в полной мере отражали специфику подго-

Юбилей

111

товки кадров в нашем университете. При этом разработчики творчески подошли к формулировке как общекультурных, так и профессиональных компетенций выпускников. Наш выпускник, в частности:

• умеет находить и осваивать информацию, превращать ее в знания и использовать их для решения широкого круга задач;

• обладает изобретательностью и умением решать проблемы, выходящие за пределы его предметной области;

• уверен в себе, имеет активную жизненную позицию, умеет ставить себе жизненные цели и достигать их, умеет работать в коллективе, а при необходимости - способен возглавить его.

Именно такое сочетание личностных качеств и надпредметных компетенций делает выпускника МГТУ им. Н.Э. Баумана привлекательным для работодателей и позволяет ему смело смотреть вперед и строить свою карьеру независимо от конъюнктуры внешней среды [3]. Для реализации системы подготовки такого выпускника в стандарте были сформулированы требования к социальнокультурной среде университета. Она уникальна и с точки зрения преподавателей, ве-дущихзанятия и воспитательный процесс, и с точки зрения своей инфраструктуры, что, несомненно, играет важнейшую роль в воспитании настоящих «бауманцев ». Музей, Дворец культуры, Спорткомплекс, научные школы, лаборатории и студенческое научное общество, здоровьесберегающие технологии и забота о нравственно и физически здоровом студенте - все это органично связано с формируемыми в вузе познавательными, творческими, социально-личностными и профессиональными компетенциями, с положениями Миссии университета.

В этом контексте особую роль играют органы студенческого самоуправления (ССУ).

Предпосылки к развитию системы студенческого самоуправления

Вопросы ССУ стали подниматься с появлением в России высших учебных заве-

дений. Так, еще в 1781 г. было учреждено студенческое научно-просветительское общество «Собрание университетских питомцев » под покровительством куратора Московского университета М.М. Хераскова. В 1908 г. в Императорском Московском техническом училище великим русским учёным Н.Е. Жуковским был основан студенческий воздухоплавательный кружок, послуживший основой для развития разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы студентов в области науки и техники. С этого времени стали появляться различные формы ССУ: студенческие корпорации, конвенты, землячества, ассоциации, организации, пропагандирующие духовнонравственное и физическое развитие студентов, строительные отряды, советы, комитеты, различные общественные объединения, профсоюзы, студенческие деканаты, центры, студенческие правительства и парламенты, клубы.

Несмотря на некоторые отличия и присущий каждой из форм исторический контекст, в целом их появление продиктовано пониманием важности решения совместно с профессурой и руководством вузов вопросов организации учебного процесса, внеучеб-

112

Высшее образование в России • № 4, 2015

ной, общественной деятельности и направлены на утверждение позиции студенчества в жизни вуза. Следует отметить, что история развития студенческого самоуправления во все времена была сопряжена с идеями демократизации жизни и построения гражданского общества. Это важный институт социализации личности, в рамках которого формируется ее социальная компетентность и гражданская позиция. Кроме того, студенческое самоуправление позволяет вовлекать молодежь в творческую деятельность (научно-исследовательскую, конструкторскую, проектировочную), органично связанную с ее профессиональным становлением.

Пример удачной реализации системы

студенческого самоуправления в вузе В 2012 г. Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего образования. Конкурс проводился с целью повышения роли студенчества в решении социально-экономических проблем города, региона, страны. Реализация представленных на конкурс программ призвана обеспечить: развитие форм самоорганизации обучающихся на основе созданных в образовательных организациях студенческих объединений; вовлечение студенчества в процессы управления образовательной, научной и инновационной деятельностью образовательных организаций; интеграцию обучающихся в профессиональные сообщества, повышение их профессиональных компетенций, формирование и развитие карьерных траекторий, профориентацию молодежи на трудовых рынках; развитие социокультурной среды, способствующей творческому самовыражению и самореализации личности обучающегося, сохранение и возрождение нравственных, культурных, научных ценностей и традиций, воспитание патриотизма и организацию досуга студентов; формирование здорового образа жизни и развитие физической культуры и спорта.

Для участия в конкурсном отборе, подготовке и реализации программы развития деятельности студенческих объединений был создан объединенный Совет обучающихся МГТУ им. Н.Э. Баумана. А сама программа была определена как система приоритетов МГТУ и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала. В состав Совета были включены те формы самоорганизации студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, которые охватывают большинство учащейся молодежи, а также уже успели зарекомендовать себя.

Программа развития деятельности студенческих объединений признана победителем конкурсного отбора и была реализована в 2012-2013 годах. Время показало ее эффективность, в связи с чем в университете принято решение о ежегодной реализации программы. В настоящее время Совет обучающихся включает в себя 10 студенчес-кихорганизаций, охватывающих практически весь контингент учащейся молодежи.

Работа Совета построена на принципах:

• объединения. Это добровольное объединение студентов с целью совместно-

Юбилей

113

го решения вопросов повышения качества студенческой жизни;

• добровольности;

• выборности;

• представительства;

• корпоративности. Совет неразрывно связан с историей, ценностями и традициями МГТУ;

• партнёрства. Взаимодействие Совета и администрации вуза носят партнёрский характер;

• ресурсного обеспечения. Для осуществления своей деятельности Совет использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и иные ресурсы вуза.

Совет организует мероприятия в рамках следующих направлений:

□ профессиональная адаптация обучающихся и повышение их профессиональных компетенций, в т.ч. поддержка деятельности студенческих научных обществ, студенческих конструкторских бюро и лабораторий, молодежных инновационных центров и бизнес-инкубаторов, центров профориентации, развития карьеры, сертификации и трудоустройства, профильных студенческих отрядов;

□ социокультурное развитие обучающихся и их интеграция в гражданское общество, в т.ч. создание условий для организации студенческого досуга, развитие творческих клубов и клубов по интересам; поддержка студенческого спорта, студенческих спортивных клубов и студенческих спортивных лиг, волонтерского движения; укрепление межнациональных связей, пропаганда культурных ценностей толерантности, патриотизма.

При реализации мероприятий Совет взаимодействует с отделом по учебно-воспитательной и внеучебной работе, и, по мере необходимости, с другими структурными подразделениями университета. Ниже приведено краткое описание организаций, входящих в Совет.

Студенческий совет МГТУ им. Н.Э. Баумана. В соответствии с утвержденным

положением ведет деятельность по следующим основным направлениям: учебно-воспитательное, научно-исследовательское, работа с проживающими в общежитиях, работа по трудовому воспитанию (ССО и трудовая занятость), культурно-массовая работа, спортивно-массовая работа, гражданско-патриотическое воспитание.

Со времени создания (2006 г.) его деятельность отмечена рядом уникальных проектов, не имеющих аналогов в России. Наиболее яркий пример - «Школа Молодого Бауманца » - организованный выезд первокурсников в палаточный лагерь еще до начала учебы. Проект реализуется с 2008 г. и проводится на родине одного из знаменитых выпускников университета - А.Н. Туполева (с. Устиново Тверской области). Половину дня студенты занимаются благоустройством и посильной помощью школе им. А.Н. Туполева, а в оставшуюся половину дня старшекурсники и аспиранты знакомят первокурсников с традициями и особенностями университета, ведут пропаганду здорового образа жизни, проводят мероприятия, направленные на самореализацию и развитие личности. Проект является важнейшим элементом в комплексной

114

Высшее образование в России • № 4, 2015

программе адаптации первокурсников в университете.

Студенческий совет ведет серьезную работу по развитию лидерских качеств и управленческих навыков у старшекурсников, а также организует мероприятия по сохранению и поддержанию традиций МГТУ.

Студенческий совет неоднократно награждался общественными наградами, грамотами и благодарностями органов исполнительной власти РФ и г. Москвы, в частности дипломом 2-й степени Всероссийского конкурса моделей организации студенческого самоуправления (2006). Является лауреатом номинации «Традиции и новации » Всероссийского конкурса органов студенческого самоуправления (2007).

Профсоюзный комитет студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. С момента создания в 1919 г. главной задачей профсоюза студентов является защита прав студентов и материальная помощь остронуждающимся студентам. В настоящее время в сферу деятельности профсоюза входят также волонтерская деятельность, пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, оздоровление студентов и развитие здоровьесберегающих технологий в молодежной среде. С 2006 г. на базе профсоюза студентов МГТУ было создано студенческое волонтерское антинаркотическое движение «Бауманцы за здоровый образ жизни ».

Студенческая организация «Бауманская Ассоциация BEST » (Board of European Students of Technology - Ассоциация Студентов Технических Университетов Европы). Была основана в 2006 г. группой студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана. Среди ее мероприятий - «Инженерные соревнования», «Дни развития студентов», а также образовательные краткосрочные курсы с участием студентов технических вузов Европы.

Студенческое научно-техническое общество (СНТО) им. Н.Е. Жуковского. Ставит перед собой следующие задачи: объединение студентов факультетов и кафедр университета, координация деятель-

ности в области технического творчества и науки, формирование научно-технических баз данных, популяризация студенческой науки, поиск и привлечение к научной деятельности заинтересованных студентов.

Молодежный космический центр (МКЦ). В круг его задач входят: организация начального аэрокосмического образования (НАКО) школьников, стимулирование научно-технического творчества молодежи, пропаганда достижений космонавтики, а также развитие и укрепление связей с аналогичными молодежными организациями мирового сообщества.

В МКЦ разработано и проводится множество программ, ориентированных на дополнительное образование школьников, студентов, аспирантов и подготовку их к последующей профессиональной деятельности в аэрокосмической отрасли. Ежегодно (центр начал свою работу в 1989 г.) проводятся: Всероссийская научно-образовательная конференция школьников и студентов «Космонавтика и ракетная техника»; Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее » по направлению «Космонавтика»; Всероссийский конкурс «Космос » для школьников (совместно с Всероссийским молодежным аэрокосмическим обществом «Союз»); Международная молодежная научная школа «Исследование космоса: теория и практика»; «Гагаринский урок», посвященный Дню рождения первого космонавта планеты Земля Ю.А. Г ага-рину; круглый стол «Молодежь и космос»; встречи студентов и школьников профильных школ университета с космонавтами-выпускниками МГТУ.

Студенческое научно-техническое общество «Гидросфера». Группа студентов - членов общества ежегодно разрабатывает гидробот и участвует в престижных международных соревнованиях по подводной робототехнике MATEC. В 2014 г. студенческая команда заняла в этих соревнованиях второе место, уступив лишь команде хозяев.

Формула-студент. Это студенческая команда, участвующая в инженерных меж-

Юбилей

115

дународных соревнованиях университетских команд. Задача каждой команды - разработать и построить собственный гоночный автомобиль. Таким образом, студенты реализуют собственный полноценный инженерный проект еще в процессе обучения в университете.

Штаб студенческих строительных отрядов. Создан в апреле 1999 г. по инициативе студентов и при поддержке администрации университета, ведет работу по формированию, обучению и поддержке деятельности ССО МГТУ. В летний период в вузе действуют отряды, ведущие работу как на территории университета, так и в разных уголках нашей страны. Примеры таких отрядов: ССО «Феникс», ведущий ремонтно-строительные работы в общежитиях и корпусах университета; ССО «Хаба-Чита», с 2006 по 2009 гг. принимавший участие в строительстве федеральной автомобильной дороги между Читой и Хабаровском; ССО «Малахит», принимающий участие в ремонтных работах железнодорожного полотна на Урале, студенческий отряд «Приемная комиссия», работающий во время проведения приемной кампании.

Бауманская Лига КВН. Была создана в октябре 2005 г. как вид студенческой самодеятельности, занимается организацией досуговой и культурно-массовой работы, способствуя творческой самореализации студентов.

БИТМедиа - объединение студентов, увлекающихся журналистикой. БИТ выпускает новостные видеосюжеты, студенческую вкладку в вузовскую газету и цветной журнал.

Совет обучающихся стал лауреатом всероссийского конкурса органов студенческого самоуправления, проводимого Российским союзом молодежи.

Затрагивая все аспекты и сферы студенческой жизни, Совет обучающихся университета отражает в своей работе особенности технического университета. Как мы видим, значимое место в деятельности совета занимает направление, связанное с развити-

ем технического творчества, пропагандой студенческой науки, развитием компетенций, необходимых будущему инженеру. Т акая разносторонняя реализация системы студенческого самоуправления позитивно влияет на развитие личности, на формирование гражданского мировоззрения и лучших качеств будущего специалиста. Обратим внимание, что именно такое сочетание направлений деятельности органов студенческого самоуправления - от проектов, связанных с реализацией инженерных, технических и технологических задач, до здоровьесберегающих технологий и культурномассовой работы - наилучшим образом соответствует содержанию образовательного и воспитательного процессов в техническом университете. Считаем, что этот опыт может быть взят на вооружение и применен при подготовке инженеров в вузах страны.

В заключение мы хотели бы привести слова Президента РФ В.В. Путина, адресованные участникам Всероссийского форума по вопросам студенческого само-управления17 ноября 2006 г.: «Студенческое самоуправление - это не только решение конкретных задач, но и хорошая школа, помогающая воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать ценный управленческий и организационный опыт».

Литература

1. Маслов Б.Г., Лукьянов В.Ф. Новые обра-

зовательные стандарты высшего профессионального образования // Сварка и диагностика. 2011. № 3. С. 60-63.

2. Ремарчук В.Н. О гуманитарной подготовке

инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции) // Высшее образование в России. 2011. № 1. С. 70-72.

3. Александров А.А., Коршунов С.В., Цвет-

ков Ю.Б. Образовательные стандарты МГТУ им. Н.Э. Баумана - новое качество инженерного образования // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2014. № 12. С. 966-983.

Статья поступила в редакцию 13.03.15.

116

Высшее образование в России • № 4, 2015

STUDENT COUNCIL AS A FORM OF SELF-GOVERNMENT

DERMER Pavel B. - Deputy Head of doctoral and post graduate school, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: dermer@bmstu.ru

DOBRINETS Marina V. - assistant of the Department, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: mvd@bmstu.ru

GOFMAN Aleksandr M. - post-graduate student, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia. E-mail: gofman.ag@gmail.com.

Abstract. The article dwells on the activities of student self-government system at technical university. Self-government plays an important role in the process of specialists training as it allows to form students’ civic stand, commitment to preservation and augmentation of moral, cultural and human values, as well as to develop common cultural competence necessary to prepare future graduates. The work of student self-government at technical university has its own characteristics. Successful implementation of student self-government activities at technical university contributes significantly to the preparation of highly skilled, versatile developed specialist. The article describes the experience of the activities of student organizations at the Bauman Moscow State Technical University.

Keywords: student self-government, general cultural competence, student council, quality of training, education standard, extracurricular activities, social activities, higher education

References

1. Maslov B.G., Luk’yanov V.F. (2011) [New educational standards of higher education]. Svarka i

diagnostika [Welding and diagnostics]. No. 3, pp. 60-63. (In Russ.)

2. Remarchuk V.N. (2011) [On humanitarian training of engineers (some results of Scientific Conference)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 70-72. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Aleksandrov A.A., Korshunov S.V., Tsvetkov Yu.B. (2014) [Educational standards of BMSTU: New

quality ofengineering education]. Nauka i obrazovanie: elektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie [Science and Education of the Bauman MSTU]. No. 12, pp. 966-983. (In Russ.)

The paper was submitted 13.03.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.