Научная статья на тему 'К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности'

К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTERCULTURAL EDUCATION / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CULTURAL AND EDUCATIONAL EVENTS / OUT-OF-CLASS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Екатерина Михайловна, Николаева Алла Дмитриевна

Интерес к межкультурному воспитанию растет из года в год в связи расширением его границ в области туризма, науки и образования. Несмотря на это все еще остаются нерешенными вопросы, касающиеся организации, управления, создания, разработки и реализации межкультурной деятельности в воспитательном процессе. Для успешного воспитания межкультурной личности необходимо создание условий применительно к студенческой молодежи. Объектом выступает педагогический процесс, в котором реализуются аудиторная и внеаудиторная формы обучения, а предметом в данной статье является специфика внеаудиторной деятельности в межкультурном воспитании студентов вуза. В работе представлен дидактический аспект межкультурной коммуникации. Новизна работы заключается в рассмотрении внеаудиторной деятельности как одного из условий межкультурного воспитания в соответствии с современными требованиями. Показана значимость инновационного характера внеаудиторной деятельности, особенности организации и проведения воспитательных мероприятий в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Екатерина Михайловна, Николаева Алла Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of intercultural education in the terms of out-of-class activity

There is an increasing interest in intercultural education from year to year due to the expansion of its borders in the field of tourism, science and education. In spite of this fact, the issues of organization, management, creation, development and implementation of intercultural activities in the educational process remain unresolved. For the successful education of an intercultural personality, it is necessary to create conditions for young students. The object of the paper is the pedagogical process in which the auditor and extracurricular forms of education are realized, and the subject is the specific nature of the out-of-class activities in the intercultural education of university students. The didactic aspect of intercultural communication is presented. The novelty of the work is to consider extracurricular activities as one of the conditions for intercultural education in accordance with modern requirements. The paper views the importance of the innovative nature of out-of-class activities, the features of organizing and conducting educational activities in the conditions of the university.

Текст научной работы на тему «К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С 30-35. . . Л П I I

удк 371.388.8 Е. М. Давыдова, А. Д. Николаева

К вопросу межкультурного воспитания в условиях внеаудиторной деятельности

Интерес к межкультурному воспитанию растет из года в год в связи расширением его границ в области туризма, науки и образования. Несмотря на это все еще остаются нерешенными вопросы, касающиеся организации, управления, создания, разработки и реализации межкультурной деятельности в воспитательном процессе. Для успешного воспитания межкультурной личности необходимо создание условий применительно к студенческой молодежи. Объектом выступает педагогический процесс, в котором реализуются аудиторная и внеаудиторная формы обучения, а предметом в данной статье является специфика внеаудиторной деятельности в межкультурном воспитании студентов вуза. В работе представлен дидактический аспект межкультурной коммуникации. Новизна работы заключается в рассмотрении внеаудиторной деятельности как одного из условий межкультурного воспитания в соответствии с современными требованиями. Показана значимость инновационного характера внеаудиторной деятельности, особенности организации и проведения воспитательных мероприятий в условиях вуза.

Ключевые слова: межкультурное воспитание, внеаудиторная деятельность, технология, инновационная деятельность, культурно-просветительские мероприятия

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archivel8/l8-O3/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018

No. 3 (33). pp. 30-35. _ . .

E. M. DAVYDOVA, A. D. NiKOLAEVA

To the issue of intercultural education in the terms of out-of-class activity

There is an increasing interest in intercultural education from year to year due to the expansion of its borders in the field of tourism, science and education. In spite of this fact, the issues of organization, management, creation, development and implementation of intercultural activities in the educational process remain unresolved. For the successful education of an intercultural personality, it is necessary to create conditions for young students. The object of the paper is the pedagogical process in which the auditor and extracurricular forms of education are realized, and the subject is the specific nature of the out-of-class activities in the intercultural education of university students. The didactic aspect of intercultural communication is presented. The novelty of the work is to consider extracurricular activities as one of the conditions for intercultural education in accordance with modern requirements. The paper views the importance of the innovative nature of out-of-class activities, the features of organizing and conducting educational activities in the conditions of the university.

Keywords: intercultural education, out-of-class activity, technology, innovative activity, cultural and educational events

оспитание толерантного человека, способного к диалогу культур позволяет рассмотреть внеаудиторную деятельность в связи с интеграцией образовательных систем и переходом их на открытое пространство. Эти события позволяют обратиться к условиям, обеспечивающим качество образования, преемственность и непрерывность, международное сотрудничество, а также в них подчеркивается ориентация образования на самореализацию личности. Под условием для воспитания личности мы понима-

ем обстоятельства, которые способствуют эффективному развитию межкультурной компетенции во внеаудиторной деятельности. К причинам, побудившим проведение исследования, мы относим:

- комментарии студентов, участвовавших в обменных программах университетов, среди которых встречаются неподготовленность и неуверенность в повседневной межкультурной ситуации, недостаточная осведомленность о культурных особенностях представителей других культур;

- отзывы руководителей о недостаточном формировании межкультурного общения среди студентов ряда факультетов на местах практик, которые привели к длительной профессиональной адаптации в производственных ситуациях, а именно разрыв между получением знания студентами и применением этих знаний на практике;

- наблюдения за участниками учебно-воспитательных и культурных мероприятий (олимпиад, конкурсов, встреч и т.д.) когда обладая достаточным уровнем владения иностранным языком, не могут вписаться в рамки культурно-адекватного поведения, т.е. объяснить носителям иной культуры специфику собственного поведения и сформировать общее для всех участников общения значение происходящего.

По результатам психолого-педагогического анализа литературы и данным констатирующего эксперимента определены следующие условия: опережающая направленность как принцип, ориентирующий содержание и методы межкультурной деятельности на перспективы будущего развития; специальная подготовка на основе инновационных методов и технологий, содержательность воспитательной работы с этнической и культурной направленностью.

Все участники воспитательного процесса понимают значение ключевых компетенций, которые надо сформировать не только в аудиторной, но и во внеаудиторной деятельности. В настоящее время ряд авторов (Комарова М.Ю., Попова В. И., Трофимова Л. В.) рассматривает систему внеаудиторных занятий, где выделяются самообразование и учебная автономия студентов. Как считают Петрова А.П., Птицына И.Ф., в процессе самостоятельной работы знание усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем в готовом виде [16],[18]. В работах Борисовой Т.М., Красиль-никовой, Е.В., Сергеевой Н.Н. представлены специальные курсы, кружковая и клубная работа со студентами [5], [11], [20]. И нельзя не согласиться с определением Е. В. Мещеряковой о внеаудиторной деятельности как совокупности преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним [14]. По нормативным документам на внеаудиторную деятельность отводится не менее трети от объема времени, запланированного на каждую изучаемую дисциплину [33]. Такая работа требует совершенствования методов и форм организации труда студентов, правильного определения объема и вида самостоятельных знаний, форм их контроля, учета динамики профессиональной подготовки бакалавров и магистров.

Зарубежный опыт показывает, что внеаудиторная деятельность означает неформальное обучение (non- formal learning activities). Оно осуществляется совместно со специалистами / тренерами (например, тьютер в компании). К примерам неформального обучения относят программы для улучшения трудовых навыков, грамотности и т.п., тренинги на предприятии, курсы, организуемые некоммерческими организациями для своих членов или для определённой аудитории. Более того наравне с таким обучением существует и спонтанное обучение (informal learning activities), которое происходит непреднамеренно во время трудовой деятельности или отдыха. К примерам повседневного обучения относятся навыки проектного менеджмента, межкультурные навыки, приобретённые во время пребывания заграницей, ИТ-навыки, приобретённые вне рабочего времени, навыки, приобретённые в период волонтёрства, спортивной и других видов деятельности, например, уход за ребёнком и т.д. [10]. Из сказанного следует, что на первое место выдвигается самостоятельность и продуктивность в деятельности студентов, а именно: формирование умения общаться, успешность, которые базируются на адекватном речевом намерении устанавливать и развивать контакт между субъектами. И вслед за Е.В. Крепкогор-ской, мы приходим к тому, что внеаудиторная деятельность располагает большими возможностями и в межкультурном воспитании [12].

Интерпретация воспитания как педагогическая система формирования жизненных и профессиональных ценностей приводит к самореализации и студентов, и преподавателей, а также к стратегиям, которые будут значимы в межкультурном воспитании. Проблематику самореализации активно разрабатывал американский психолог А.Маслоу. Он определяет ее как «высшее» желание реализовать свои таланты и способности [13]. Концептуальные основы самореализации человека раскрыты Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым. В трудах педагогов А. В. Мудрика, Е.И.Тихомировой и др., показана самореализация в сфере профессиональной деятельности и условия, поддерживающие этот процесс [15],[19]. В. И. Андреев, В. В. Загвязинский, В. А. Сластенин и др. понимают под самореализацией творчество, проявляющееся после окончания вуза [3],[8],[21]. Актуально говорить о периоде студенчества, где личностная траектория стоит во главе угла. Об этом Н.Е.Гурулева отмечает следующим образом: « Современное образование, декларируя гуманитарную направленность, должно ставить на одну плоскость творческую и профессиональную самореализацию». Во избежание кризисных моментов в культуре и образовании она указывает на самореализацию именно в студенчестве [7]. Однозначно про-

блема творчества затрагивает сущность самого студента. С точки зрения Е.И.Тихомировой, потенциал человека означает «быть всегда в курсе событий, находить пути выхода из затруднительных положений». Она утверждает, что субъект образования желает всегда и предпочитает осваивать готовые, предлагаемые извне технологии обучения, т.е. осуществляется возможность ему реализоваться [19]. Степень самореализации будет зависеть от соразмерности цели и способов ее достижения в условиях социокультурной среды. В целом, под самореализацией мы понимаем внутренние противоречия человека, которые необходимо преодолеть, чтобы раскрыть собственные способности и склонности в стенах вуза, и в частности, в межкультурном воспитании.

Понятие «межкультурное воспитание» появилось в связи с необходимостью изучения затруднений в общении, во взаимодействиях и контактах посредством электронной почты и т.д. По мнению Протасовой Е.Ю., «особые потребности» присутствуют там, где критически расценивается факт «культурно иной», который рассматривается особо [17]. Пристального внимания заслуживают теория поликультурного образования, кросскультурные и интегрированные курсы, учет особенностей менталитета обучаемых в новой социокультурной ситуации, способность к диалогическому общению. Обращение внимания на субъекты с особыми социальными, культурными и образовательными потребностями позволяет перейти к понятию «технология». Само слово «технология» исходит из исторически непрерывного, объективно развивающего процесса. Технология обучения отражает путь освоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках определенного предмета, темы, вопроса и в пределах избранной технологии [23]. В педагогической науке принято понимать под технологией педагогическую технологию. Но в понимании и употреблении данного термина существуют разночтения. В. П. Беспалько определяет технологию как «содержательную технику реализации учебного процесса» [4]. В современном образовании Беспалько В.П., Вербицкий А. А., Ефремова Н.Ф рассматривают технологию как средство реализации образовательной парадигмы, которая состоит из принципов, подходов, методов, способов и форм воспитания и обучения [4], [6], [9]. Обобщенно технологию определяют как продуманную систему, отвечающую на вопросы «как?» и «каким образом?». Цель воплощается в конкретном результате. Правомерно выделить тенденцию развития технологий, которые напрямую связаны с личностным характером и гуманизацией образования. Как компонент образовательного процесса, технология может реализовать и межкультурное воспитание

посредством общегуманитарных дисциплин (Чертовских О. О., Брагина Н. В.), среди которых мы выделяем иностранные языки. Так у студента появляется возможность выстраивать различные взаимоотношения и связи, направленные на непрерывное самосовершенствование, преобразовывать себя в целях адекватного решения проблем усложняющейся креативной деятельности. В общем понимании «деятельность» содержит в себе самость человека, его социальные характеристики и результаты. Суть деятельности заключается в развитии бытия. Такое положение было принято научным сообществом благодаря психологам Л. С. Выготскому и С. Л. Рубинштейну. В педагогике деятельность - это субъектно-субъ-ектное отношение, сущность деятельности зависит от сущности самого деятеля. Идея о природе человеческой деятельности понимается как воздействие людей друг на друга, или другими словами отношение, воздействие как социальный феномен [2].

Можно сказать, что внеаудиторная деятельность нацелена на формирование нового имиджа образования:

- знаниевый подход замещается системой действий для приобретения качеств, необходимых молодым людям в принимающем обществе, становлению их социального опыта;

- развивающая идея образования поддерживает мотивацию и интерес студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

- реализуются инновационные методы и способы для работы в социокультурной среде вуза;

- совершенствуются самостоятельность, ответственность и инициативность в повышении уровня интеллектуальной и коммуникативной деятельности студентов.

Формирование личности как одно из приоритетных направлений в нашем университете означает взращивание талантов и воспитание студентов как граждан страны и мира. Показателями и критериями оценки воспитательной деятельности в высшей школе становятся согласно требованиям Федеральных образовательных стандартов формирование общекультурных компетенций. С этой целью до 2020 года воспитательная работа направлена реализовать межвузовский проект, задачами которого выступают разработка модели воспитания личности в рамках общегуманитарных дисциплин, выявление и создание условий для повышения культурной грамотности студентов, сопровождение индивидуальной траектории и самовоспитания в социокультурной среде. В решении этих задач есть основание утверждать, что особая доля должна отводиться репрезентации вариативности культур изучаемых иностранных языков, родной страны, региона, населенного пункта. Национально-

культурная специфика того или иного региона обеспечивает связь региональных, российских и глобальных аспектов в реализации диалога культур на российском, планетарном уровне и формированию личности студентов как субъектов полилога культур. В 2017 году принята Концепция формирования социокультурной среды в образовательном пространстве СВФУ. В рамках реализации данной концепции рассматриваются вопросы, касающиеся обновления содержания воспитательной работы, в том числе содержания внеаудиторных мероприятий с целью межкультурного воспитания студентов. Приобщение личности к другой культуре и ее участие в диалоге культур как стратегическая цель в педагогическом процессе позволяет говорить о масштабе межкультурной парадигмы на всех звеньях и профилях подготовки специалистов.

Представленное исследование осуществляется в комплексе, где выстраивается новая система традиционных и современных методов воспитания. В рамках методических семинаров, проходивших в разное время, кураторам, преподавателям иностранных языков было предложено внести предложения по решению поставленных задач и проблем, устранению затруднений, корректировке и адаптации к реальным условиям вуза. Принципиальное значение имеют слова Г. И. Щукиной о том, что создание необходимой атмосферы для общения обуславливает отношение к другому человеку [24]. Новый взгляд на внеаудиторную деятельность заключается в круге общения между «студент - преподаватель», «студент-студент», «студент - группа», «группа- коллектив», организационной структурой которой выступает совокупность образовательных учреждений, имеющих общую цель, кадровый потенциал и координационный центр на уровне кафедры, института, университета, города и региона. Такая интеракция способствует овладению коммуникативным поведением в различных моделях межкультурной коммуникации. По этому поводу Г.Б. Абаева пишет: «... в рамках обновленной парадигмы образование и сообщество становятся как мультикультурные системы, т.е. соединение действий разных людей. Приоритет дается средово-ориентированному обучению, которое акцентирует воспитание на механизмы внутренней активности студентов во взаимодействии со средой [1].

Основными видами воспитательной работы на кафедральном уровне являются тематические кураторские часы, встречи с интересными людьми, проведение и посещение культурно-просветительских мероприятий, а также организация студентами этих мероприятий во время практик. Тематика мероприятий с межкультурной направленностью из года в год рас-

ширяется в связи с открытием новых программ. Например, прикладной бакалавр по профилю «Французский язык и литература» должен быть готов к проведению культурно-просветительских мероприятий, состоящих из социально-воспитательного компонента для формирования у обучающихся компетенций и повышения общекультурной грамотности. На уровне учебного подразделения воспитанность студентов проявляется в инициативности, самостоятельности, ответственности и осознания самого себя как носителя определенной этнической группы. В этом плане, интерес представляют мероприятия межинститутского уровня, т.е. олимпиады и конкурсы среди студентов всех профилей подготовки. На уровне университета межкультурное воспитание означает проявление мультикультурности, которое связано с такими мероприятиями, как «Диалог культур», «Перекресток культур». На уровне города студенты осознают себя частью социума и нации. Они участвуют в мероприятиях, например, биеннале молодого искусства «Арт-поиск - 2012» при поддержке Французского ресурсного центра СВФУ им. М.К. Аммосова. В период учебы в вузе студенты включаются активно в мероприятия Франкофонии: конкурс французской кухни, переводы якутских произведений на французский язык, составление туристических маршрутов по Республике Саха (Якутия). Как субъект Дальневосточного региона, Республика Саха (Якутия) является одним из привлекательных мест для туристов из многих стран. В этой связи на кафедре открыта программа по магистерской подготовке «Туризм, культурное наследие и окружающая среда». Одним из направлений в многоуровневой подготовке считается участие студентов в обменных программах между Россией и Францией. В этом учебном году 12 студентов университета, в том числе, 5 студентов с кафедры французской филологии обучались в университете Версаль Сан - Кантен ан Ивелин. Видно, что межкультурное воспитание способствует свободному выходу студентов на разные уровни образования. При компетентностном подходе внеаудиторная деятельность изменяет систему отношений участников в преодолении затруднений в межкультурном взаимодействии.

Таким образом, внеаудиторная деятельность как научное направление решает задачи межкультурного воспитания с учетом быстроменяющихся условий, стандартов нового поколения. Межкультурное воспитание в условиях внеаудиторной деятельности основано на принципах гуманистической концепции, конкретизации задач обучения и воспитания, установлении уровня обученности каждого студента, гибкости воспитательного процесса с целью творческой и профессиональной самореализации студентов и преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаева Г.Б. Место внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении при формировании эстетического воспитания младших подростков [Электронный ресурс] // Вестник Актюбинского университета им. С. Баишева. 2013. №3.URL: http://rmebrk.kz/journal/1843 (дата обращения: 1.05.2018)

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 288 с.

3. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. С.36.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

5. Борисова Т.М Формирование нравственных ценностей у студентов в дополнительном образовании (на основе духовной культуры народа Саха): автореф, дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2009. 23 с.

6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

7. Гурулева Н. Е. Внеаудиторная деятельность как условие творческой самореализации студента [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 9. URL: https://moluch.ru/archive/89/18075/ (дата обращения: 1.05.2018)

8. Загвязинский В. В., Теория обучения. Современная интерпретация: учебное пособие. М.:ACADEMIA, 2004.188 с.

9. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учебное пособие для вузов. М.: Логос, Университетская книга, 2007. 386 с.

10. Исаева, Т.Е. Новые европейские технологии формирования компетенций [Электронный ресурс]. URL: http:// mailto:[email protected] (дата обращения: 1.05.2018)

11. Красильникова Е.В. Методика формирования лингво-профессиональной компетенции у будущих гидов-переводчиков в системе дополнительного профессионального образования: на материале французского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук . Ярославль, 2011. 23 с.

12. Крепкогорская Е. В. Национальные особенности фразеологических единиц с компонентом фитонимом в английском и русском языках [Электронный ресурс] //Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2573 (дата обращения: 11.01.2018).

13. Маслоу А. Мотивация и личность: Гл.4. Теория человеческой мотивации. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

14. Мещерякова Е. В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1994. 20 с.

15. Мудрик, А. В Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. М., 2001. 320 с.

16. Петрова А.П. Педагогические основы формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции в неязыковом вузе: дис. ...канд.пед.наук. Якутск, 1999. 179 с.

17. Протасова Е.Ю. Родина, Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2010. 304 с.

18. Птицына И.Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов: на материале изучения японского языка и культуры: дис. ... канд.пед.наук. Якутск, 2008. 214 с.

19. Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы / под ред. Е.И. Тихомировой. Самара: Изд-во АсГард, 2009. 528 с.

20. Сергеева Н.Н. Теоретические основы дополнительного филологического образования в педагогическом вузе: дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 331 с.

21. Сластенин В. А и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

22. Федеральный государственный стандарт высшего образования [сайт].URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 1.05.2018)

23. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. 2004. № 4. С. 137

24. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

REFERENCES

1. Abaeva G.B. The place of extracurricular activities in the general educational institution in the formation of aesthetic education of younger adolescents [Electronic resource]. Vestnik Aktobe University named after S. Baishev. 2013. №3.Available at: http://rmebrk.kz/journal/1843 (accessed 1 May 2018) (in Russian)

2. Ananiev B.G. Human as an Object of Cognition. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2001. 288 p. (in Russian)

3. Andreev V.I. Competitology: a training course for creative self-development of competitiveness. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2004. P.36. (in Russian)

4. Bespalko V.P. The terms of pedagogical technology. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 192 p. (in Russian)

5. Borisova TM Formation of moral values in students in additional education (based on the spiritual culture of the Sakha people): Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Yakutsk, 2009. 23 p. (in Russian)

6. Verbitsky A. Active learning in higher education: a contextual approach. Moscow, 1991. 207 p. (in Russian)

7. Guruleva N. Ye. Extracurricular activity as a condition for creative student self-realization [Electronic resource]. Young scientist. 2015. no. 9. Available at: https://moluch.ru/archive/89/18075/ (accessed 1 May 2018) (in Russian)

8. Zagvyazinsky V.V. Theory of Learning. Modern interpretation: a tutorial. Moscow, ACADEMIA Publ., 2004.188 p. (in Russian)

9. Efremova N.F. Test control in education: a textbook for high schools. Moscow, Logos Publ. 2007. 386 p.

10. Isaeva Т.Е. New European technologies for the formation of competences [Electronic resource]. Available at: http:// mailto: [email protected] (accessed 1 May 2018) (in Russian)

11. Krasilnikova E.V. The methodology of forming the linguistic and professional competence of future guide-translators in the system of additional professional education: on the material of the French language: Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Yaroslavl, 2011. 23 p. (in Russian)

12. Krepkogorskaya E.V. National features of phraseological units with a phytonyme component in English and Russian [Electronic resource]. Humanitarian scientific research. 2013. no. 3. Available at: http://human.snauka. ru/2013/03/2573 (accessed 1 May 2018). (in Russian)

13. Maslow A. Motivation and personality: Ch. The theory of human motivation. Saint-Petersburg, Eurasia Publ., 1999. 478 p. (in Russian)

14. Meshcheryakova E.V. Extracurricular work in a teacher training university as the factor of preparation of the future teachers for carrying out of out-of-class work with schoolboys: Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Volgograd, 1994. 20 p. (in Russian)

15. Mudrik A.V. Communication in the process of education. The Pedagogical Society of Russia. Moscow, 2001. 320 p. (in Russian)

16. Petrova A.P. Pedagogical foundations of the formation of foreign-language professional and communicative competence in a non-linguistic high school Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Yakutsk, 1999. 179 p. (in Russian)

17. Protasova E.Yu. Motherland N.M. Methods of teaching preschoolers to a foreign language: an educational-methodical manual. Moscow, Vlados Publ., 2010. 304 p. (in Russian)

18. Ptitsyn I.F. Pedagogical conditions of formation of intercultural competence of the secondary language personality of students: on the material of studying the Japanese language and culture: Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Yakutsk, 2008. 214 p. (in Russian)

19. Self-realization of youth in society. Achievements. Problems. Prospects / ed. E.I. Tikhomirova. Samara: Asgard Publishing, 2009. 528 p. (in Russian)

20. Sergeeva N.N. Theoretical foundations of additional philological education in the pedagogical university: Abstract Diss. PhD Ped. Sci. Ekaterinburg, 1999. 331 p. (in Russian)

21. Slastenin V.A. and others. Pedagogy: Proc. allowance for stud. supreme. ped. training. Institutions. Moscow, Publishing Center "Academy", 2002. 576 p. (in Russian)

22. Federal State Standard of Higher Education [site]. Available at: http://fgosvo.ru (accessed 1 May 2018)

23. Khutorskoy A.V. Key competences: Technology of construction. Public education. 2004. no. 4. p. 137. (in Russian)

24. Shchukina G.I. Activization of cognitive activity of students in the educational process. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979. 160 p. (in Russian)

Информация об авторах Давыдова Екатерина Михайловна

(Россия, Якутск) Старший преподаватель кафедры французской филологии

Институт зарубежной филологии и регионоведения

Information about the authors

Davydova Ekaterina Mikhailovna

(Russia, Yakutsk) Senior lecturer of the French Philology Department Institute of Foreign Philology and Regional Studies

Николаева Алла Дмитриевна

(Россия, Якутск) Доктор педагогических наук, профессор, Заведующий кафедрой педагогики Педагогический институт. Северо-Восточный федеральный университет

Nikolaeva Alla Dmitrievna

(Russia, Yakutsk) Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Chair of Pedagogy

Pedagogical Institute. North-Eastern Federal University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.