Научная статья на тему 'Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования'

Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / УРОВНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИТЕТ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И., Кролевецкая Е. Н.

Статья посвящена выявлению особенностей развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования: на специалитете, бакалавриате и в магистратуре. Авторами раскрываются основные направления организации научно-исследовательской работы студентов, дается характеристика ее основных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования»

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХУРОВНЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

е-таП: [email protected] [email protected] [email protected]

Реформирование российской высшей школы, переход на ФГОСы третьего поколения потребовали переосмысления образовательных, исследовательских, профессиональных задач и выдвижение в качестве приоритетной задачи - развитие научного потенциала личности обучающегося. В настоящее время развитый научный потенциал личности рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме, компетентности в любой сфере культуры и общества, стиль жизни современного человека.

В различных фундаментальных и поисковых исследованиях научный потенциал личности рассматривается как: скрытые возможности в освоении современного образовательного и научного пространства, обуславливающие творческое изучение личностью образовательной программы, решение современных проблем научного знания, стремление к самообразованию и творческому саморазвитию на протяжении всей жизни; потребности и мотивы познания, интеллектуальные способности, познавательные ресурсы и т. д. (Р. И. Кузьмин, А. А. Орлов, С. В. Шмачилина и др.). Также нами были изучены и проанализированы исследования, касающиеся развития научного потенциала личности: в области развития научного потенциала личности в рамках различных методологических подходов (Д. Б. Годовикова А. Н. Дахин, О. Л. Князева, В. А. Мясников, А. С. Обухов, И. Осмоловская, П. И. Пидкасистый, А. Н. Поддьяков, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова и др.); в контексте реализация научного потенциала личности на различных этапах его развития (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина и др.).

На основе анализа информационных источников, проводимого в рамках реализации Федеральной Целевой Программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. исследования, посвященного разработке культуротворческой модели развития научного потенциала личности различных категорий обучающихся, научный потенциал личности мы понимаем как интегративное личностное образование, представленное совокупностью образовательных научномировоззренческих ценностей, накапливаемых в процессе обучения и используемых для получения новых знаний в образовательных целях, как способ исследовательской деятельности личности, проявление ею творчества в учебном исследовании; как специфический способ саморазвития ее сущностных сил, социализации и самоопределе-

Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Госконтракт № 02.740.11.0426.

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

И. Ф. Исаев Е. И. Ерошенкова Е. Н. Кролевецкая

Статья посвящена выявлению особенностей развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования: на специалитете, бакалавриате и в магистратуре. Авторами раскрываются основные направления организации научно-исследовательской работы студентов, дается характеристика ее основных видов.

Ключевые слова: научный потенциал, научно-исследовательская работа, уровни высшего профессионального образования, специалитет, бакалавриат, магистратура.

ния. Исходя из такого понимания сущности научного потенциала личности, его развитие в высшей школе сегодня не должно ограничиваться фрагментарным включением методов исследовательского обучения в образовательную практику. Развитие научного потенциала личности обучающегося необходимо рассматривать как целенаправленную работу в условиях реализации взаимосвязи образования, исследовательской и профессиональной деятельности на различных уровнях высшего профессионального образования (уровне подготовке специалиста, бакалавра, магистра).

Объединение усилий образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности в процессе обучения личности в вузе является основополагающим для совершенствования образовательного процесса, повышения качества выпускаемых специалистов, бакалавров, магистров, развития их научного потенциала, научного потенциала учебного заведения и страны, в целом. По нашему мнению, занятия наукой содействуют формированию готовности личности к творческой реализации полученных в вузе компетенций, способствуют овладению методологией научного поиска, обретению исследовательского опыта, в процессе которого происходит осознание личностью необходимости дальнейшего самосовершенствования, саморазвития.

К мероприятиям, способствующим развитию научного потенциала личности в вузе, можно отнести: организацию проектной деятельности; проведение тренингов, формирующих ту или иную компетенцию в рамках практических занятий; приобщение обучающихся к работе в составе исследовательских групп ученых университета, организацию самостоятельной научно-исследовательской деятельности личности и др.

Технология реализации научно-исследовательской деятельности складывается из последовательности следующих этапов: 1) мотивация научно-исследовательской работы; 2) выбор направления исследования; 3) выдвижение гипотезы и постановка задачи; 4) фиксирование и предварительная обработка данных; 5) обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез; 6) оформление результатов работы; 7) представление исследовательской работы. Главными чертами научноисследовательской деятельности при этом являются: преимущественно объективный характер получаемых знаний; результат, материализованный в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий; наличие теоретического обобщения полученных результатов исследования; обязательное включение эксперимента в индивидуальную исследовательскую работу; многообразие форм представления результатов исследовательской работы.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе направлена на выявление объективно существующих закономерностей, явлений, процессов, но имеет свои задачи на различных уровнях высшего профессионального образования, вытекающие в определенные особенности развития научного потенциала личности студентов, бакалавриантов и магистрантов соответственно. Раскроем эти особенности.

Подготовка студентов к развитию их научного потенциала, приобщение к исследовательской деятельности предполагает формирование у студентов представлений о том, как ведется научный поиск, добываются новые знания. В этом отношении педагогическая теория и практика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске обучающегося: «метод проектов», продуктивные методы обучения, проблемное и развивающее обучение, технология развития критического мышления.

Необходимым элементом учебно-воспитательного процесса в вузе является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). В общем виде она состоит из следующих элементов: работа в научных кружках; участие в конкурсах научных работ; участие в выставках научных работ; участие в студенческих конференциях; подготовка студенческих публикаций; работа в студенческих учебно-научно-производственных отрядах и т.д. В условиях инновационного университетского образования НИРС перестает быть результатом энтузиазма студента, преподавателя или кафедры. Научное

творчество становится нормативным средством развития научного потенциала будущих специалистов, которые уже в период обучения в университете вносят посильный вклад в разработку теоретических и прикладных проблем различных отраслей научного знания. Важнейшей задачей преподавательского состава является выявление и отбор студентов, проявивших склонность к исследовательской деятельности. Участие в научно-исследовательской работе кафедры через выполнение курсовых и дипломных проектов в виде НИР, участие в производственной практике в форме НИР, участие в проведении диссертационных исследований аспирантов кафедры и др. позволяет студентам реализовать свой творческий и научный потенциалы в процессе учебы в вузе. Наряду с экспериментальными исследованиями студенты выполняют сбор и обработку статистических данных, принимают участие в составлении и подготовке различной компьютерной продукции. Результаты научных изысканий студенты представляют на конференциях, научных семинарах кафедр.

В практике высшей школы положительно зарекомендовали себя следующие направления организации научно-исследовательской работы студентов:

совместное участие студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;

участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследований;

поддержка и развитие научных школ и научно-образовательных центров вузов, развитие мобильности и обеспечение преемственности поколений;

развитие у студентов способности выносить самостоятельные обоснованные суждения и делать выводы;

предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы в различных областях современной науки;

вовлечение студентов в НИР, осуществляемую сверх учебных планов;

содействие образованию и деятельности научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;

деятельное участие преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС [1].

Для обеспечения эффективного развития научного потенциала студентов в научно-исследовательской деятельности вуза выделим ее основные виды в зависимости от содержания и способов реализации мероприятий НИРС: научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс; научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс; научно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу.

Научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс. имеет целью освоение студентами методов и приемов исследовательской деятельности и включает все виды исследовательских работ, внесенных в учебные планы и программы. В рамках данной формы НИРС студенты:

выполняют задания, лабораторные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы, содержащие элементы научных исследований или имеющие реальный научно-исследовательский характер, в период производственных и учебных практик;

изучают теоретические основы методики, организации и выполнения научных исследований, планирования, организации и постановки научного эксперимента, обработки научных данных и т. д.

Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс имеет целью индивидуализацию процесса обучения посредством выхода за рамки учебных планов, обеспечения предпосылок для обучения в магистратуре и аспирантуре. Такая НИРС включает все виды выполняемых студентами исследовательских работ вне рамок непосредственной программы обучения и предусматривает:

участие в работе научных кружков, семинаров и студенческих исследовательских лабораторий;

подготовку рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения;

участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах; подготовку публикаций по результатам исследовательской работы. Научно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу в качестве цели имеет повышение у студентов уровня научной квалификации и получение навыка работы в научных коллективах и организациях. Данная форма организации НИРС предполагает:

участие студентов в качестве исполнителей в выполнении бюджетных и внебюджетных научных исследований, осуществляемых профессорско-преподавательским составом на кафедрах, в научно-образовательных центрах и в лабораториях университета;

выполнение собственных научных исследований при получении гранта.

Таким образом, система НИРС способствует развитию научного потенциала студентов, обеспечивает их непрерывное участие в научной работе в течение всего периода обучения в вузе. Важным принципом этой системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе выполняемой ими научной работы, возрастали постепенно.

Существенным фактором активизации развития научного потенциала личности является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, которые предусматривают основательную научную подготовку студентов. Так, государственный образовательный стандарт подготовки магистров предполагает в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки научно-исследовательскую работу студента в семестре и подготовку магистерской диссертации. Необходимость повышения готовности магистранта к исследовательской деятельности в области образования и владения методами научного исследования в предметной области знаний отражена в государственных образовательных стандартах бакалавриата и магистратуры. Чтобы быть готовым к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и владений, обучающиеся должны иметь сформированное научное мышление, владеть методологией научного познания. Научиться исследовательской деятельности попутно, в процессе учебной или практической деятельности сложно, поэтому трансформация учебного процесса в вузе в соответствии с компетентностным подходом предполагает организацию эффективной системы самостоятельной работы личности.

В условиях двухуровневого высшего образования целесообразно развести работу по развитию научного потенциала личности на два уровня - научно-исследовательская работа бакалаврианта (НИРБ) и соответственно магистранта (НИРМ).

Учебно-исследовательская деятельность бакалаврианта начинается с анализа фактов, явлений, их связей и отношений, осознания проблемы и исследовательской задачи. Важнейшими задачами НИРБ являются ознакомление бакалавриантов с общими сведениями о науке и научных исследованиях; обучение его методам и методологии научных исследований; ознакомление с формами и методами работы с литературой; усвоение методики оформления результатов научно-исследовательской работы; приобретение необходимых знаний в области презентации. Для решения данных задач требуется специальный курс, посвященный изучению основ методологии научной деятельности, предусматривающий усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалаврианта при изучении отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых работ и рефератов. Условием успешного усвоения подобного кур-

са является выполнение индивидуальных заданий по тематике будущей выпускной квалификационной работы.

Процесс обучения в магистратуре включает в себя гораздо меньший объем аудиторных занятий по сравнению с бакалавриатом и больший объем самостоятельной работы. Магистранты учатся по планам, которые разрабатываются совместно с научным руководителем, обсуждаются на заседаниях профильных кафедр, и утверждаются деканом факультета. В магистратуре больше, чем в бакалавриате, развит институт консультирования: студенты имеют реальную возможность получить консультацию у преподавателя конкретной дисциплины, у научного руководителя магистерской программы, у ведущих специалистов кафедры по профилю магистерской подготовки.

Развитие научного потенциала магистрантов достигается при соблюдении следующих условий: 1) подготовка магистрантов в области методологии научного познания проводится на фундаментальном уровне; 2) специальная подготовка обучающихся осуществляется в профессионально близкой им области исследований;

3) организуется исследовательская практика студентов в ходе обучения;

4) организуются специальные тренинги по развитию исследовательских умений и навыков; 5) создается система мониторинга исследовательской работы студентов; 6) в учебном заведении функционирует балльно-рейтинговая система, учитывающая научно-исследовательские достижения магистрантов.

Мы разделяем точку зрения Е. А. Слепенковой, о выделении четырех ведущих функций НИРМ в системе профессионального образования: обучающую, личностноразвивающую, социально-компетентностную и стимулирующую, которые находятся в тесной взаимосвязи. НИРМ в вузе является составной частью учебно-воспитательного процесса. Спецификой научно-исследовательской деятельности магистранта в отличие от профессиональной деятельности исследователя является ее обучающий характер. Магистрант не только выполняет научное исследование, но и учится его выполнять, овладевает комплексом необходимых для этого методологических знаний и умений. Поэтому одна из ведущих функций НИРМ в системе высшего образования - обучающая функция. Приобретенный опыт творческой исследовательской деятельности развивает научный потенциал будущего магистра: формируются познавательные интересы, креативные и рефлексивные способности, логическое мышление, развиваются умения «видеть» проблему в любой сфере деятельности и искать научные способы ее решения (личностно-развивающая функция). Владение технологией самостоятельного научного исследования и развитые креативные способности, то есть высокая методологическая культура магистранта, повышают его научный потенциал, профессиональную компетенцию, уровень соответствия общественным требованиям социального и научно-технического прогресса. Эту функцию повышения уровня соответствия профессиональной подготовки обучающегося «социальному заказу» времени, которому способствует эффективно организованная НИРМ, целесообразно назвать соци-ально-компетентностной. Кроме того, качественная организация НИРМ всегда оказывает и позитивное стимулирующее влияние на развитие самой системы профессионального образования в плане роста методологической квалификации будущих магистров, повышения научного уровня учебного процесса, стимулирования научных исследований в данном направлении. Эту функцию можно определить как стимулирующую [2].

К научно-исследовательским работам магистрантов предъявляются более высокие требования, нежели к учебно-исследовательской работе бакалаврианта. НИРМ магистранта включает: научно-исследовательскую работу в семестре, научно-исследовательскую практику, научно-педагогическую практику и подготовку магистерской диссертации. Цель научно-исследовательской работы в семестре - подготовить магистранта, как к самостоятельной научно-исследовательской работе (основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации), так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива.

Научно-исследовательская работа в семестре выполняется магистрантом под руководством научного руководителя. Задачи научно-исследовательской работы в семестре - дать навыки выполнения НИРМ и развить умения: вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы); применять информационные технологии при проведении научных исследований; обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации) [3].

Таким образом, для подготовки студентов, бакалавриантов, магистрантов к исследовательской деятельности и развития у них научного потенциала необходимо использовать современные подходы, специальные тренинги, мониторинг учебноисследовательской работы, учитывать особенности развития научного потенциала личности на различных уровнях высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Тюрикова Г., Филатова О., Прошкина И., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008 . - № 10. - С. 93 - 97.

2. Слепенкова Е.А. Педагогическая научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке учителя отечественной школы в XX веке: что изменилось за 100 лет? // Вопросы образования. - № 1. - 2007. - С. 94 - 108.

3. Васильев С.В. Научно-исследовательская работа магистрантов. Научноисследовательская практика. Научно-педагогическая практика. - Великий Новгород: ГОУ Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Институт экономики и управления, 2008. - С. 2- 3.

FEATURES OF SCIENTIFIC POTENTIAL PERSONALITYAT DIFFERENT LEVELS OF HIGHER EDUCATION

I. F. Isaev E. I. Eroshenkova E. N.Krolevetskaya

BelgorodNational Research University

e-mail: [email protected] [email protected] [email protected]

The article considers the features of the scientific potential of in- dividuals at different levels of higher education: the specialty, bachelor and master's degree. The authors describe the main directions of the organization of research work of students, the characteristic of its core. The article identifies and compares the problems of research students and undergraduates bakalavriantov stand out features and conditions for effective development of scientific potential of various categories of students at the university.

Key words: research capacity, research work, the levels of higher education, specialty, bachelor's and master's degree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.