Кудаков О.Р., Хомочкина С.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МАГИСТРАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается формирование исследовательской компетенции в процессе научно-исследовательской работы магистрантов (НИРМ), выявлены её компоненты, ведущие функции, педагогические условия формирования. Предложены структура отчетов по НИРМ, а также критерии их рейтинговой оценки.
Ключевые слова: исследовательская компетенция, формирование, магистрант, исследовательская деятельность.
В свете перехода российского образования на ГОСы третьего поколения формирование исследовательской компетенции магистрантов является одной из наиболее значимых задач. В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры и как стиль жизни современного человека. По этой причине сегодня от образования требуется уже не фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей [8].
Состав подготовки студентов к исследовательской деятельности предполагает формирование у него представлений о том, как ведется научный поиск и добываются новые знания. В этом отношении педагогическая теория и практика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии [1, 3, 4, 7], построенные на исследовательском поиске обучающегося: «метод проектов» (К.Вентцелъ, Б.Всесвятский, Дж.Дьюи,
Г.Кершенштейнер, У.Киллпатрик, Е.Паркхерст, И.Свадковскмй, С.Френе и др.); продуктивные методы обучения (Дж.Брунер, Дж.Грино, П.Крейтсберг и др.); проблемное и развивающееся обучение (В.Давыдов, Л.Занков, А.Матюшкин, М.Махмутов, Д.Эльконин и др.). Особое внимание уделяется этим вопросам в современных педагогических исследованиях, проведенных в последние годы (С.Архангельский, В.Беспалько, С.Брызгалова, В.Загвязинский, Т.Землянухина, Т.Ильина, Л.Казанцева, В.Сластенин и др.).
В системе образования университет сформировался как единица, которая непосредственно связана с исследованиями. Сегодня в российской высшей школе 16% преподавателей реально занимаются исследовательской деятельностью, ведут исследования, выходящие за рамки написания отчетов, методической работы. Только человек, который сам что-то делает в определенной области, способен преподнести студентам современную науку, соответствующий реалиям времени уровень знаний. Если исследовательская деятельность является профессией, то как организовать процесс по формированию исследовательской компетенции в высшей профессиональной школе? В условиях двухуровневого высшего образования целесообразно развести НИРС на два этапа - научно-исследовательская работа бакалаврианта (НИРБ) и соответственно магистранта (НИРМ). Изучение и разработка данной проблемы потребовали выделения и решения целого ряда задач: 1) выявить современные подходы к формированию
исследовательской компетенции у обучающихся; 2) разработать концепцию двухуровневой подготовки студентов к исследовательской деятельности, включающую исследовательскую практику в рамках прохождения учебных дисциплин, специальные тренинги по развитию и формированию исследовательских компетенций и мониторинг их учебно-исследовательской работы; 3) определить критерии и разработать комплект методик по определению готовности студентов к исследовательской деятельности.
Знание методологии организации научного исследования показывает, что для организации исследовательской деятельности студентов требуется наличие значимой для обучающегося проблемы и стремления к ее разрешению. Исследовательская работа
студентов в высшем учебном заведении имеет два качественных уровня. На первом стоит учебно-исследовательская деятельность бакалаврианта, которая начинается с анализа фактов, явлений, их связей и отношений, осознания проблемы и исследовательской задачи.
Важнейшими задачами НИРБ являются: ознакомление бакалавриантов с общими сведениями о науке и научных исследованиях; обучение его методам и методологии научных исследований; ознакомление его с формами и методами работы с литературой; усвоение им методики оформления результатов научно-исследовательской работы; приобретение им необходимых знаний в области презентации. Для решения данных задач требуется курс «Введение в методологию научной деятельности» («Основы научных исследований» и др.), который предусматривает усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий, приобретение навыков в форме практических занятий по методам научных исследований, а также выполнение заданий по самостоятельной работе бакалаврианта при изучении отдельных тем, подготовке докладов, научных статей, написании курсовых работ и рефератов. Условием успешного усвоения данного курса является выполнение индивидуальных заданий по тематике будущей выпускной квалификационной работы.
Процесс обучения в магистратуре включает в себя гораздо меньший объем аудиторных занятий по сравнению с бакалавриатом и больший объем самостоятельной работы. Студенты магистратуры учатся по планам, которые разрабатываются совместно с научным руководителем, обсуждаются на заседаниях профильных кафедр, где обычно работает руководитель магистерской программы, и утверждаются деканом факультета. В магистратуре больше, чем в бакалавриате, развит институт консультирования: студенты имеют реальную возможность получить консультацию у преподавателя конкретной дисциплины, у научного руководителя, у руководителя магистерской программы, у ведущих специалистов кафедры по профилю магистерской подготовки.
Формирование исследовательское компетенции у магистрантов может быть достигнуто при соблюдении следующих условий: 1) подготовка магистрантов в области методологии научного познания будет проводиться на фундаментальном уровне; 2) специальная подготовка обучающихся будет проводиться в профессионально близкой им области исследований; 3) будет организована исследовательская практика студентов в ходе обучения; 4) будут организованы специальные тренинги по развитию исследовательских умений и навыков; 5) будет создана система мониторинга исследовательской работы студентов; 6) в учебном заведении будет функционировать балльно-рейтинговая система, учитывающая научно-исследовательские достижения студентов.
Концепция подготовки магистрантов к исследовательской деятельности базируется на следующих ценностях и установках: наличествует убежденность обучающихся в необходимости данной работы; у магистрантов имеется высокий уровень теоретических знаний; налажен механизм по развитию компетенции исследовательской деятельности.
Выделяют четыре ведущие функции НИРМ в системе профессионального образования: обучающую, личностно-развивающую, социально-компетентностную и
стимулирующую, которые находятся в тесной взаимосвязи [9]. НИРМ в вузе является составной частью учебно-воспитательного процесса. Спецификой научноисследовательской деятельности магистранта в отличие от профессиональной деятельности исследователя является ее обучающий характер. Студент не только выполняет научное исследование, но и учится его выполнять, овладевает комплексом необходимых для этого методологических знаний и умений. Поэтому одна из ведущих функций НИРМ в системе педагогического образования - обучающая функция. Приобретенный опыт творческой исследовательской деятельности развивает будущего магистра интеллектуально: формируются познавательные интересы, креативные и
рефлексивные способности, логическое мышление, развиваются умения «видеть»
проблему в любой сфере деятельности и искать научные способы ее решения (личностноразвивающая функция). Владение технологией самостоятельного научного исследования и развитые креативные способности, то есть высокая методологическая культура магистранта, безусловно, повышают его профессиональную компетенцию, уровень соответствия общественным требованиям социального и научно-технического прогресса. Эту функцию повышения уровня соответствия профессиональной подготовки обучающегося «социальному заказу» времени, которому способствует эффективно организованная НИРМ, целесообразно назвать социально-компетентностной. Кроме того, качественная организация НИРМ всегда оказывает и позитивное стимулирующее влияние на развитие самой системы профессионального образования в плане роста методологической квалификации будущих магистров, повышения научного уровня учебного процесса, стимулирования научных исследований в данном направлении. Эту функцию можно определить как стимулирующую [9].
Среди мероприятий, способствующих формированию исследовательской компетенции, можно назвать следующие: организация проектной работы в
образовательном учреждении; тренинги, формирующие ту или иную компетенцию в рамках практических занятий; приобщение магистранта к работе исследовательских групп университета. Для наибольшей отдачи от данных мероприятий следует найти точки приложений, а именно: «разложить» исследовательскую компетенцию на более простые, понятные учебному процессу элементы. Предлагаем (по Е.Набиевой) трехсложную композицию компонентов научно-исследовательской компетенции магистрантов (табл.1)
[5].
Таблица 1. Компоненты научно-исследовательской компетентности
Ценностно- мотивационный компонент Когнитивный компонент Действенно-операционный компонент
интерес к формированию научноисследовательской компетентности; потребность формирования научноисследовательской компетентности. знание: - методологии педагогического исследования; - рефлексии; - фасилитации (в рамках организации исследовательского процесса). умение: - изучать, анализировать рассматриваемое явление; - прогнозировать результаты научно- исследовательской деятельности; - оценивать, познавать себя; - соотносить возможности собственного поведения с прогнозами развития личности; - изменять собственное поведение; - способствовать повышению активности участников исследовательского процесса; - проводить опытно-экспериментальную работу.
В учебно-исследовательской деятельности помимо этапа осознания и формулирования проблемы осваиваются такие этапы, как: формулировка цели
исследования; формулировка исследовательских задач; выдвижение гипотезы; поиск путей проверки; проверка гипотезы; обсуждение полученных результатов; получение одобрения сокурсников и педагогов.
На втором уровне научно-исследовательская деятельность магистрантов направлена на выявление объективно существующих закономерностей, явлений и процессов. В научно-исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы: 1)
мотивация научно-исследовательской работы; 2) выбор направления исследования; 3) выдвижение гипотезы и постановки задачи; 4) фиксирование и предварительная обработка данных; 5) обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез; 6) оформление результатов работы; 7) представление исследовательской работы.
Главными чертами научно-исследовательской деятельности являются: преимущественно объективный характер получаемых знаний; результат, материализованный в описании реальности, прогнозировании развития процессов и
последствий событий; наличие теоретического обобщения полученных результатов исследования; обязательное включение эксперимента в индивидуальную исследовательскую работу; многообразие форм представления результатов исследовательской работы [6].
К научно-исследовательским работам магистрантов предъявляются более высокие требования, нежели к учебно-исследовательской работе бакалаврианта. НИРМ студента-магистранта включает: научно-исследовательскую работу в семестре (НИРМ.01), научноисследовательскую практику (НИРМ.02), научно-педагогическую практику (НИРМ.03) и подготовку магистерской диссертации (НИРМ.04). Цель научно-исследовательской работы в семестре (НИРМ.01) - подготовить магистранта, как к самостоятельной научноисследовательской работе (основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации), так и к проведению научных исследований в составе творческою коллектива.
Научно-исследовательская работа в семестре выполняется магистрантом под руководством научного руководителя. Задачи научно-исследовательской работы в семестре - дать навыки выполнения НИРМ и развить умения: вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы; выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы); применять информационные технологии при проведении научных исследований; обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации) [2].
Работа по подготовке магистрантов к исследовательской деятельности проводится в Казанском государственном энергетическом университете. В данном процессе задействованы преподаватели кафедры педагогики и психологии профессионального образования, магистранты первого года обучения. В основу были положены принцип командности и метод проектов. Команды формировались из трех основных исполнителей и нескольких помощников: автор отчета по НИРМ и он же докладчик по результатам своей работы, два рецензента - один на письменную работу, второй на устное выступление основного докладчика (в первой рецензии преподавателем оцениваются аналитические способности рецензента, его критичность, тактичность; во второй -реактивные когнитивные способности - оперативность, умение схватывать ключевые моменты «на лету», складно построить свое критическое выступление); а также группа поддержки, организующая зачин для дискуссионных вопросов и далее прений. Темы проектных работ в основном составлялись из имеющейся номенклатуры журналов (как правило, рекомендуемых ВАК для защиты докторских диссертаций), выборок статей, анализе конкретного актуального и интересного материала. В течение семестра магистрант выполнял следующие виды работ: сдача реферата или индивидуальной работы; выступление с докладом по теме реферата или отчета по НИРМ; выступление с рецензией на письменную работу; выступление с рецензией на доклад; выполнение тестовых заданий; письменная работа (эссе, творческие задания и т.д.). Особо поощрялась активность на семинарах.
Структура отчета по НИРМ выглядит следующим образом: 1) реферат - год организации издания, краткие сведения об издателе, редакторах; выходные данные журнала (объем, формат, тираж, особенности оформления, 188М), рубрикатор; 2) объект, предмет, цели и задачи исследования; 3) основные результаты НИРМ (количество страниц в зависимости от объема статей) - обзор статей журнала (список согласуется с руководителем) выполняется в виде перечня рефератов выбранных материалов; в
реферате выделяется актуальность темы, основная проблема; далее - определяются цели автора в данной статье, какие им ставились задачи, каким образом эти задачи решались, а также полученные результаты и общие выводы; указываются индексы статьи, ее название, инициалы авторов, номера страниц, количество источников; 4) заключение -приводится эволюция приоритетов в тематиках журнала за 2007-2009 годы с перечислением наиболее ярких публикаций; 5) приложения - Приложение 1: (список всех статей за указанный период) и Приложение 2: (тексты статей журнала).
Подготовка доклада - одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции или проводимых в рамках круглых столов научного студенческого общества. Работа по подготовке доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно - заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Подготовка доклада включает несколько этапов работы: 1) выбор темы и подбор материалов; 2) составление плана доклада, работа над текстом; 3) оформление материалов выступления; 4) подготовка к выступлению. Доклад по теме НИРМ на учебном занятии занимает 8-10 минут, его цель - обсуждение статьи с ярко выраженной педагогической проблемой, и которое проходит с позиций занимательности, новизны, прагматичности. В заключение докладчик доносит свое собственное отношение к предмету обсуждения. Доклад по НИРМ в рамках учебной дисциплине «Педагогика высшей школы» содержит в себе следующие компоненты:
1. Характеристика печатного издания (название, где и кем издается, периодичность, доступность в библиотеках и Интернете).
2. Главные направления редакции при подборе публикуемых материалах (на каких темах делается дополнительный акцент, рубрикатор издания).
3. Анализ выбранной статьи (автор, название, номер и год выпуска; проблема, затрагиваемая в статье; краткое содержание материала и его интерпретация, собственное видение проблемы).
4. Какие были трудности при выполнении НИРМ.
5. Общие выводы, критические замечания и рекомендации.
На кафедре педагогики и психологии профессионального образования были рассмотрены и рекомендованы следующие критерии оценивания устного доклада по теме исследовательской работы с рейтинговыми баллами и коэффициентом весомости (табл.2.).
Таблица 2. Критерии оценивания устного доклада магистранта (РБ - рейтинеговый балл, КВ - коэффициент весомости)
Критерий РБ КВ
По уровню преподнесения доклада
1. Ясное, лаконичное изложение содержания 2. Качественные ответы на вопросы 3. Четкая, яркая речь 4. Полное соответствие вербальной и презентационной частей доклада 5. Внешняя привлекательность и коммуникативность 10 - 7 10 - 7 10 - 7 10 - 7 10 - 7 нет
6. Доходчивое изложение содержания отчета 7. Уход в сторону в ответах на вопросы 8. Обыденный стиль речи 9. Частичное соответствие вербальной и презентационной частей доклада 10. Повседневный вид и нейтральность к окружающим 6 - 3 6 - 3 6 - 3 6 - 3 6 - 3 нет
1. Путанное изложение содержание отчета 2. Невнятные ответы на вопросы 3. Монотонность высказываемого 4. Несоответствие вербальной и презентационной частей доклада 5. Внешняя непривлекательность и нежелание идти на контакт 2 - 1 2 - 1 2 - 1 2 - 1 2 - 1 нет
Рейтинговый балл определяется как среднеарифметическое пяти показателей (содержательность, четкость, подготовленность, презентабельность, коммуникативность), умноженное далее на коэффициент весомости соответственного уровня значимости Высокий уровень - не менее 6,0 Средний уровень - 5,9 - 2,5 Низкий уровень - 2,4 -1,1 - 1,6 1,3 1,1
По качеству презентации
1. Полнота представления о решении задач 10 - 1 1,4
2. Стильность презентации (единые шаблоны, грамотное цветоделение, гармоничное сочетание текста и графики, невычурная анимация) 10 - 1 1,3
3. Доступность демонстрации (быстрое понимание содержания слайдов, отсутствие мелкого читаемого текста) 10 - 1 1,2
4. Графичность (отсутствие доморощенных рисунков, схем и графиков) 10 - 1 1,2
5. Реактивность слайдсмена (проявляется в быстром показе нужного слайда после заданного вопроса) 10 - 1 1,2
На этапе обсуждения полученных результатов исследования участники проекта выступают с рецензиями на письменную работу и на устное выступление основного докладчика. Для выявления результатов по формированию исследовательской компетенции кафедрой педагогики и психологии профессионального образования было проведено анкетирование среди магистрантов, завершающих первый год обучения. В бланке анкеты (табл.3) обозначены: столбец «А» - «На развитие каких компетенций, по Вашему мнению, были направлены занятия по педагогике высшей школы?»; столбец «Б» - «Уровень сформированности каких Ваших компетенций стал выше к концу семестра?»; столбец «В» - «Развитие каких компетенции Вы бы хотели получить на других занятиях?».
Таблица 3. Итоговое анкетирование
Номенклатура TUNING__________________________| A | Б | В
Инструментальные компетенции
Способность к анализу и синтезу + + +
Способность к организации и планированию + + -
Базовые знания в различных областях + + -
Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний - - +
Письменная и устная коммуникация на родном языке - - -
Знание второго языка - - +
Навыки работы с компьютером
Навыки управления информацией (умение находить и анализировать ее)
Решение проблем
Принятие решений
Межличностные компетенции
Способность к критике и самокритике + + +
Работа в команде + +
Навыки межличностных отношений + +
Способность работать в междисциплинарной команде - - +
Способность общаться со специалистами из других областей - - +
Принятие различий и мультикультурности +
Способность работать в международной среде +
Приверженность этическим ценностям - - +
Системные компетенции
Способность применять знания на практике - - +
Исследовательские навыки + +
Способность учиться + + -
Способность адаптироваться к новым ситуациям + + +
Способность порождать новые идеи (креативность) + - +
Лидерство + - +
Понимание культур и обычаев других стран +
Способность работать самостоятельно - - +
Разработка и управление проектами + - +
Инициативность и предпринимательский дух + + +
Забота о качестве - - +
Стремление к успеху - - +
Дополнительные компетенции, отмеченные магистрантами в ходе выполнения НИРМ
Умение логично и по существу подготовить доклад + + -
Способность четко и доходчиво донести содержимое доклада до слушателей + + -
Умение вести научную дискуссию + + -
Умение работать с научной литературой + + -
Преодоление социальной трусости + - +
Способность слушать других людей + + +
Овладение новыми компьютерными программами (FineReader и др.) + + +
Навыки работы с цифровой техникой + + +
Умение сформулировать острый вопрос по обсуждаемой теме + + +
Умение подготовить рецензию на письменную работу магистранта + + -
Умение изложить содержание статьи в виде реферата + + -
Комментируя результаты анкетирования, следует отметить, что наибольший прогресс наблюдался в формировании системных компетенций. Этому способствовало, в первую очередь, прозрачность образовательной траектории, ясность целей и доступность результатов обучения при планомерной работе. Немаловажное значение здесь имели четкий график выступлений групп, а также принятый студенческим сообществом алгоритм внутригрупповой работы. Можно также отметить, что при обсуждении проектов (даже в его критичной части) присутствовал настрой на доброжелательность, толерантность, на развитие творческой мысли.
В проблемном поле остается пока формирование инструментальных компетенций (в номенклатуре TUNING). Это, прежде всего, компетенция говорения (не замахиваясь на риторскую компетенцию). Нас учат всему понемногу, но вот связно излагать свои мысли (подчеркиваем - свои, прочитывая их или обходясь без бумажки), - забывают учить, предпочитая этому зубрежку правил, формул. В подготовку магистрантов целесообразно ввести курс «Риторику» или «Основы декламации», пригласив опытных преподавателей из театральных училищ, а также психологов для проведения тренингов по говорению. К данной проблеме примыкает и проблема формирования компетенции «преодоление социальной трусости», которая также может разрешиться на вышеназванных занятиях и тренингах.
Что касается межличностных компетенций, то практически все респонденты отметили прирост в формировании компетенций: «способность к критике и самокритике» (на это, собственно, был направлен целый комплекс процедур - выступление рецензентов, вопросы, обмен мнениями), «работа в команде» (кстати, за общее успешное выступление команды магистранты получали бонусы к своим рейтинговым баллам; а за отсутствие хотя бы одного из трех ключевых «игроков» команда снималась с защиты).
Как свидетельствуют данные анкетирования, магистрантами был выделен целый подкласс компетенций, формирование которых, по их мнению, состоялось в ходе занятий по изучению дисциплины «Педагогика высшей школы». Это следующие умения - вести научную дискуссию; работать с научной литературой; сформулировать острый вопрос по обсуждаемой теме; подготовить рецензию на письменную работу; изложить содержание статьи в виде реферата; а также способность слушать других людей и другие. Магистрантами также были выбраны компетенции, которые они хотели бы развить на других занятиях помимо дисциплины «Педагогика высшей школы» - способность к анализу и синтезу, знание второго языка, тщательная подготовка по основам
профессиональных знаний, принятие решений, способность применять знания на практике, лидерство и т.д.
Таким образом, для подготовки магистрантов к исследовательской деятельности и формирования исследовательской компетенции необходимо использовать современные подходы, специальные тренинги, мониторинг учебно-исследовательской работы, определенные критерии и комплект методик по определению готовности магистрантов к исследовательской деятельности.
Литература
1. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
2. Васильев С.В. Научно-исследовательская работа магистрантов. Научно-исследовательская практика. Научнопедагогическая практика: Направление 080500.68 «Менеджмент». - Великий Новгород: ГОУ Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Институт экономики и управления, 2008. - С.2-3
3. Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. - М., 1926.
4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985.-80 с.
5. Набиева Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. - № 8, 2008. - С.13-17.
6. Нуриева Э.Г. Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа // Стандарты и мониторинг в образовании. - №4, 2007. - С.57-58.
7. Поддъяков А.К. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Эребус, 2000. - 200 с.
8. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков у будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. - №1. - 2008. - С.62-64
9. Слепенкова Е.А. Педагогическая научно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке учителя отечественной школы в XX веке: что изменилось за 100 лет? // Вопросы образования. - №1. - 2007. - С.94-108