Научная статья на тему 'Опыт организации научно-исследовательской работы магистров в области литературного образования в процессе обучения в вузе'

Опыт организации научно-исследовательской работы магистров в области литературного образования в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МАГИСТРОВ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MASTERS’ RESEARCH WORK / MASTER / LITERARY EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берендеева Ирина Александровна

В статье предлагается один из возможных вариантов организации научно-исследовательской работы студентов-магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», направленной как на развитие умений проектирования, выполнения и представления научно-исследовательской работы в области литературного образования, так и на обучение основам речевой коммуникации путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, устной речи, а также на овладение навыков работы в различных жанрах собственно научного и научно-информативного стилей речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берендеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Masters’ Research Work Organization in Literary Education in the Course of Higher School Training

The article offers one of the possible options for the masters’ research work organization in the course of “Pedagogical Education” aimed at development of design abilities, performance and representation of research work in the field of literary education and at training the speech communication bases by improvement of all types of speech activity skills: reading, writing, listening, oral speech, as well as at mastering working skills in various genres of actually scientific and informative styles of speech.

Текст научной работы на тему «Опыт организации научно-исследовательской работы магистров в области литературного образования в процессе обучения в вузе»

УДК 37.014.1 (075) ББК 74.489.86я73

Берендеева Ирина Александровна

кандидат филологических наук кафедра филологического образования Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И.Менделеева г.Тобольск Berendeeva Irina Alexandrovna Candidate of Philology Chair of Philological Education Tobolsk State Socio-Pedagogical Academy named after D.I. Mendeleev Tobolsk irina_berendeeva@inbox.ru

Опыт организации научно-исследовательской работы магистров

в области литературного образования в процессе обучения в вузе The Experience of Masters’ Research Work Organization in Literary Education in the Course of Higher School Training

В статье предлагается один из возможных вариантов организации научноисследовательской работы студентов-магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», направленной как на развитие умений проектирования, выполнения и представления научно-исследовательской работы в области литературного образования, так и на обучение основам речевой коммуникации путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, устной речи, а также на овладение навыков работы в различных жанрах собственно научного и научно-информативного стилей речи.

The article offers one of the possible options for the masters’ research work organization in the course of “Pedagogical Education” aimed at development of design abilities, performance and representation of research work in the field of literary education and at training the speech communication bases by improvement of all types of speech activity skills: reading, writing, listening, oral speech, as well as at mastering working skills in various genres of actually scientific and informative styles of speech.

Ключевые слова: магистр, научно-исследовательская работа магистров, литературное образование, педагогическое образование.

Key words: master, masters’ research work, literary education, pedagogical education.

Научно-исследовательская работа - это один из основных и обязательных разделов основной образовательной программы магистратуры, предусмотренный ФГОС ВПО, направленный на формирование общекультурных и профес-

сиональных компетенций, в частности таких, как готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач, самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки, способность к осуществлению процесса обучения в соответствии с образовательной программой и др.

Профиль подготовки «Литературное образование» в рамках направления подготовки магистров педагогического образования позволяет готовить специалистов, владеющих всеми необходимыми общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, необходимыми в будущей профессиональной деятельности учителя-словесника в условиях современного школьного образования. Процесс обучения магистра литературного образования должен быть ориентирован на формирование личности будущего учителя русского языка и литературы как специалиста высокой квалификации, который владеет методологией и методикой научного творчества, в том числе в области литературного образования, способен самостоятельно осуществлять научноисследовательские проекты и руководить научно-исследовательским поиском учащихся школы. Формирование этих компетенций возможно осуществлять посредством качественной организации такого учебного курса, как «Научноисследовательская работа в семестре», который осваивается в соответствии с системой понятий современной науки и образования и категорий литературоведения, в частности в связях с такими дисциплинами, как «Методология и методы научного исследования», «Современные проблемы науки и образования», «Современные проблемы филологического образования», «Компьютерные технологии в филологическом образовании», «Теория текста», «Теоретическая поэтика», «Эстетические основы литературы», «Научное источниковедение» и др.

В случае освоения данного курса в течение трех семестров, можно предложить его следующую структуру, обусловленную основными этапами в проведении научного исследования и теми целями и задачами, на выполнение которых ориентирован профиль подготовки магистра литературного образования:

первый семестр изучения данной дисциплины и, соответственно, первый ее

37

раздел посвящается проектированию научно-исследовательской работы; второй - проведению научно-исследовательской работы; третий - завершению научноисследовательской работы, подготовке ее текста к печати, публичной защите научно-исследовательской работы. Рассмотрим подробнее содержание каждого из указанных разделов.

Первый раздел курса «Научно-исследовательская работа в семестре» («Проектирование стратегии и тактики научно-исследовательской работы по литературе») может быть направлен на ознакомление магистрантов со спецификой научно-исследовательской работы и ее ролью в системе образования -как высшего, так и школьного, на рассмотрение филологии как области гуманитарных наук и методологии научного творчества в литературоведении. Одна из важнейших задач этого раздела дисциплины - познакомить магистрантов с первоначальным этапом организации и проведения научно-исследовательской работы, поэтому большое внимание в рамках данного раздела должно уделяться изучению научного аппарата исследовательской работы по литературе, а именно развитию практических навыков по формулировке научной проблемы, целей и задач, актуальности и новизны научного исследования, его объекта и предмета и т.д. В процессе занятий каждому магистранту необходимо не только теоретически усвоить специфику структурных компонентов введения научноисследовательской работы, но и познакомиться с тематикой и общим содержанием научно-исследовательских работ в области литературоведения и, безусловно, обосновать формулировки компонентов введения собственного исследования по теме магистерской диссертации.

В рамках данного раздела магистрантам могут быть предложены для рассмотрения следующие вопросы: научно-исследовательская деятельность как специфический вид человеческой деятельности и ее ценностно-смысловая характеристика; роль научно-исследовательской деятельности в системе образования; выбор места в исследовательском мире; типы исследователей и типы открытий; «стили» научного мышления и специфика научного познания в эпоху

постмодерна; научная парадигма исследователя-филолога; эвристическая на-

38

правленность методологии и основы дискурсивной эвристики; научное изучение как основная форма научной работы; общая схема хода научного исследования; специфика филологии как области гуманитарных наук; филология как объект исследований; содержание общефилологической подготовки; основные и вспомогательные дисциплины литературоведения, их терминологический аппарат; общие особенности научного исследования по филологии; специфика научного исследования в разных филологических науках; формы организации научного знания и средства научного исследования и практика их использования в исследовании по филологии; общелогические, теоретические и эмпирические методы познания и их применение в научном исследовании по филологии; организация процесса проведения научного исследования по филологии; разработка индивидуальной программы исследования; подходы к выработке представлений о структуре исследования; структурно-композиционная и сущностно-содержательная деятельность как два вида работы над магистерской диссертацией; подходы к структуризации основного содержания магистерской диссертации; технологии работы над текстом научного исследования; научный аппарат исследования; первичный сбор информации по теме научного исследования; основы библиографической эвристики; направления поиска источников по теме научного исследования; способы фиксации, формы регистрации и правила оформления «литературы вопроса»; использование информационных технологий в научно-исследовательской работе.

Второй раздел дисциплины («Проведение научно-исследовательской работы») может быть ориентирован на обеспечение магистрантов набором знаний и умений, позволяющих организовать продуктивную научноисследовательскую работу по теме магистерского сочинения и сформировать коммуникативную компетенцию как одну из самых необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности. С этой целью ряд занятий может быть посвящен совершенствованию набора таких практических умений и навыков, как чтение, слушание, говорение, письменная и устная речь.

В частности, можно предложить следующие вопросы: чтение как вид речевой

39

деятельности, способы чтения и методика их освоения, способы устранения недостатков чтения; этапы и способы изучения научных публикаций; слушание как вид речевой деятельности, способы проверки и развития слуховой памяти, принципы эффективного слушания публичного выступления и конспектирования лекции, слушание в ситуации диалога, «правила» хорошего слушания; говорение как продуктивный вид речевой деятельности, уровни и критерии оценки культуры речи, коммуникативные качества речи, способы совершенствования навыков устной речи, специфика монолога и диалога как форм речевой коммуникации, виды монологической речи, основные условия успешного диалогового общения; письменная речь как самостоятельная речевая структура, способы совершенствования навыков письменной речи, технология подготовки научной статьи; языковая и стилистическая культура научно-исследовательской работы; научный и научно-информативный стили речи, академический этикет, описание и рассуждение как основные способы создания научного текста, методы логической организации научного текста, типы речи.

В результате изучения данного раздела дисциплины обучающиеся должны овладеть: различными способами чтения, фиксации прочитанной информации (такими, как аннотирование и конспектирование, составление тезисов и плана текста, цитирование и рецензирование, реферат, письменный отчет); методикой написания научной статьи по теме магистерского исследования; приобрести опыт подготовки устных монологических выступлений - с отчетом, с докладом, диалогического общения.

Третий раздел дисциплины («Проведение научно-исследовательской работы и оформление ее текста»), во-первых, нацеливает на рассмотрение специфики литературного образования в школе, его целей и задач, методологии и методики, поднимает вопросы, связанные с проблемами и перспективами школьного преподавания литературы. Предметом внимания здесь могут быть такие вопросы: специфика литературы как учебного предмета в системе школьного образования, его содержательно-структурные элементы, аксиологический статус, взаимосвязь с другими школьными предметами и областями научного зна-

40

ния, диалогизация литературного образования, современные концептуальные стратегии и педагогические технологии в системе школьного преподавания литературы. В результате магистранты должны демонстрировать знание содержания литературы как школьного предмета, методологии литературоведческого анализа, а также различных педагогических технологий и возможностей их использования в практике учителя-словесника.

Ряд занятий этого раздела дисциплины необходимо посвятить работе по завершению научного исследования и оформлению его текста. В этой связи возможно обращение к рассмотрению следующих вопросов: стили (способы, типы) изложения результатов научного исследования; методические приемы изложения научных материалов; жанровые формы представления результатов научного исследования и проблема научной популяризации результатов исследования; оформление библиографического списка и библиографических ссылок; оформление научно-исследовательской работы: основные правила набора текста и представления иллюстративного материала, правила рубрикации текста, правила формулирования и оформления заголовков, техникоорфографические правила представления отдельных видов текстового материала; мастерство публичного выступления: стратегия успеха.

Освоение курса «Научно-исследовательская работа в семестре», как и большинства других учебных дисциплин данного профиля, осуществляется через аудиторную и самостоятельную работу магистрантов. Учитывая специфику содержания дисциплины и ее цели и задачи, отметим, что наиболее эффективным способом организации аудиторной работы будет являться проведение практических занятий с использованием интерактивных и инновационных технологий обучения, что, в свою очередь, позволяет говорить о применении в процессе обучения магистрантов компетентностного подхода, на реализацию которого ориентирует ФГОС ВПО. Наш опыт организации данного учебного курса позволяет констатировать тот факт, что особенно продуктивными в проведении практических занятий по курсу «Научно-исследовательская работа в

семестре» являются следующие образовательные технологии: научно-

41

методический семинар, групповая дискуссия, тематический диспут, научнопрактическая конференция, Круглый стол, ролевая игра, коммуникативный практикум, тренинг, встреча с учителем-практиком, проектная технология, информационные технологии.

Так, для групповых дискуссий можно предложить такие темы: «Наука в жизни человека: “за” и “против”. Опыт жизни и деятельности выдающихся ученых-филологов», «Актуальные проблемы современного литературного образования в школе и пути их преодоления» и др.; для тематических дис-

путов - «Этические ценности и нормы в науке», «Наука в моей жизни», «Профессиональное самоопределение начинающего словесника» и др. Рассмотрение вопросов, связанных с методологией научного творчества и в частности методологией и методикой литературного образования, целесообразно проводить в форме научно-методических семинаров, Круглых столов, встреч с практикующими школьными педагогами. В форме научно-практических конференций могут проходить занятия, в рамках которых магистранты должны выступить с докладами по теме магистерской диссертации, отчетами о проделанной работе; ролевые игры могут быть организованы на занятиях, посвященных рассмотрению возможностей различных педагогических технологий в практике школьного преподавания литературы. Наиболее удобной и продуктивной технологией работы по совершенствованию навыков чтения, слушания, говорения является тренинговая. Отметим, что весьма обширный и полезный материал для развития речевой коммуникации представлен в работах О.Я.Гойхмана и Т.М.Надеиной [1]. Технологию коммуникативного практикума возможно использовать при рассмотрении, например, таких вопросов, как «Литературное образование и проблема читателя», «Литературное произведение в контексте филолого-педагогической деятельности», «Методология литературоведческого анализа текста» и др. Использование проектной технологии наиболее полезным видится при выполнении магистрантами курсового проекта, являющегося формой отчетности по изучаемой дисциплине. Современные информационные и

коммуникационные технологии, начиная со ставшей уже традиционной муль-

42

тимедийной технологии до новых, пока еще не так часто внедряющихся в практику преподавания дисциплин гуманитарного профиля, таких как Живой Журнал, Онлайн Видеоконференция, геокешинг [2] и др., могут использоваться в самых разных учебных ситуациях: для визуализации фрагмента урока с использованием одной из современных педагогических технологий, при проведении тестирования и экспресс-опросов, для организации работы с электронными курсами и тренажерами (например, «Виртуальная эвристика»), базами данных, электронными библиотеками, трансляции научных конференций, установления диалогового общения со специалистами в изучаемой отрасли, для разработки авторских программ и т.д.

Известно, что для овладения профессией недостаточно посещения учебных занятий. Большую роль в профессиональной подготовке магистра играет самообразование, осуществляемое в том числе в ходе выполнения предусмотренной самостоятельной работы по курсу. Организация самостоятельной работы магистрантов по курсу «Научно-исследовательская работа в семестре» в самом общем смысле может быть направлена на развитие умений самостоятельно приобретать знания, осваивать их и применять на практике. Именно эти умения могут во многом обеспечить профессиональный рост и профессиональное мастерство. В структуре целостного педагогического процесса самостоятельная работа магистрантов складывается из их самостоятельной подготовки к аудиторным (практическим) занятиям и самостоятельной работы непосредственно в ходе самих занятий (самостоятельная фиксация нового материала, услышанного от педагога, товарищей), а также из самостоятельной внеаудиторной работы, которая может включать в себя следующие виды заданий: работа с учебной, справочной и исследовательской литературой; составление таблиц, схем, банка данных, методической копилки, мультимедийной презентации; составление тезисов, аннотаций, рецензий, отзывов, реферата; подготовка научных докладов и научных статей по теме магистерской диссертации.

Отметим, что предложенный в данной статье опыт организации дисциплины «Научно-исследовательская работа в семестре» позволяет достичь по-

43

ставленных целей по развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация: учебник [Текст] / О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина; под ред. проф. О.Я.Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2003. -272 с. (Серия «Высшее образование»)

2. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

Bibliography

1. Goykhman, O.Ya. Speech Communication: Textbook [Text] / O.Ya. Goykhman, T.M. Nadeina; Ed. by Prof. O.Ya. Goykhman. - M.: INFRA-M, 2003. -272 p. (Series “Higher Education”).

2. Polat, E.S. Modern Pedagogical and Informational Technologies in Education System: Study Guide for University Students [Text] / E.S.Polat, M.Yu.Bukharkina. -M.: “Academy” Publishing Centre, 2008. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.