Научная статья на тему 'Правовое регулирование магистратуры в современной моделе юридического образования'

Правовое регулирование магистратуры в современной моделе юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНДАРТ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петручак Лариса Анатольевна

Целью статьи является исследование значения и места магистратуры в современной модели юридического образования. Автором проведен анализ позиций, предложенных в научно-образовательной среде, а также проработан существенный объем нормативных актов. На основе изучения представленных в работе источников автор приходит к следующим выводам: следует формировать мировоззренческие компетенции, воспитывать уважительное отношение к праву и закону, формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры будущего юриста, необходимо использовать материалы юридической практики, судебной практики и правоприменительной деятельности, вести подготовку к осуществлению научно-исследовательской деятельности, обязательно проводить научно-исследовательскую работу обучающихся, использовать критерий «трудоустройство». Автору удалось обратить внимание на существующие проблемные аспекты образовательной системы уровня магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петручак Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF MASTER’S COURSE IN CONTEMPORARY MODEL OF LEGAL EDUCATION

The article examines the significance and place of master’s course in the modern model of legal education. The author analyses the views of academics and experts in education concerning the issue under study as well as a significant amount of legal regulations. The outcomes of the study are the following: Master of Law courses should foster in students worldview competences, a respectful attitude to regulations and law, high level of legal awareness and legal culture, research and job readiness. To meet such ends training should be based on the data obtained from legal, judicial and law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование магистратуры в современной моделе юридического образования»

УДК 387.2:34

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-3-59-70

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАГИСТРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петручак ЛА.

Московский государственный лингвистический университет 119034, г. Москва, ул. Остоженка дом 38 стр.1

Аннотация. Целью статьи является исследование значения и места магистратуры в современной модели юридического образования. Автором проведен анализ позиций, предложенных в научно-образовательной среде, а также проработан существенный объем нормативных актов. На основе изучения представленных в работе источников автор приходит к следующим выводам: следует формировать мировоззренческие компетенции, воспитывать уважительное отношение к праву и закону, формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры будущего юриста, необходимо использовать материалы юридической практики, судебной практики и правоприменительной деятельности, вести подготовку к осуществлению научно-исследовательской деятельности, обязательно проводить научно-исследовательскую работу обучающихся, использовать критерий «трудоустройство». Автору удалось обратить внимание на существующие проблемные аспекты образовательной системы уровня магистратуры.

Ключевые слова: юридическое образование, высшее образование, уровень магистратуры, юридическая практика, правоприменительная деятельность, информационные технологии, методологические системы, научно-исследовательская деятельность, стандарт магистратуры.

THE ROLE AND PLACE OF MASTER'S COURSE IN CONTEMPORARY MODEL OF LEGAL EDUCATION

Moscow State Linguistic University

119034 38 Ostozhenka St. Moscow, Russian Federation

Abstract. The article examines the significance and place of master's course in the modern model of legal education. The author analyses the views of academics and experts in education concerning the issue under study as well as a significant amount of legal regulations. The outcomes of the study are the following: Master of Law courses should foster in students world-view competences, a respectful attitude to regulations and law, high level of legal awareness and legal culture, research and job readiness. To meet such ends training should be based on the data obtained from legal, judicial and law enforcement practice.

Key words: legal education, higher education, master's course, legal practice, law enforcement, information technologies, methodological systems, research activities, master's standard.

© CC BY Петручак Лариса Анатольевна,, 2018.

TÜ7

Прогрессивное развитие современного общества затронуло и образовательный процесс в сфере юриспруденции. Новации, по словам А.В. Малько, «развиваются невиданными темпами» [6], требуют конкретизации и правового регулирования.

Современные требования к юридической профессии включают наличие широкого комплекса сформированных компетенций, самых разнообразных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического факультета или вуза. Это продиктовано расширением пределов правового регулирования, усложнением и постоянной стремительной трансформацией общественных отношений, что требует от юриста готовности к решению нестандартных юридических задач. В связи с этим возникла необходимость изменения методологических подходов к юридическому образованию с целью повышения качества и результативности подготовки юристов.

Одной из сравнительно новых форм подготовки юристов для профессиональной деятельности в нашей стране стала магистратура.

В научно-образовательной среде дискуссия о роли и месте магистратуры в системе высшего образования России ведётся весьма активно с момента ее появления и по настоящее время [8]. В ходе обсуждения на протяжении уже многих лет уточняются ее целевые функции, а ключевым вопросом совершенствования магистерской подготовки остается проблема качества подготовки выпускника и его востребованность на рынке труда.

Правовое регулирование магистерской подготовки определяется

федеральным законодательством и локальными нормативными актами образовательной организации.

Магистратура - это второй уровень многоуровневой системы высшего образования, созданный в процессе реформирования российской образовательной системы в рамках реализации Болонского процесса, где продолжают обучение выпускники бакалавриата и дипломированные специалисты.

Магистратура - это уровень высшего образования, при котором решение об обучении принимает взрослый человек с высшим образование, со сложившейся или складывающимися профессиональными предпочтениями, у которого есть карьерные планы и понимание того, какая ему нужна магистерская подготовка. В результате он может получить образование по другому направлению подготовки (не связанному с ранее полученным в бакалавриате) или углубить знания в продолжение ранее выбранного направления.

На сегодняшний день в нашей стране сложилось несколько видов магистратуры:

1. Магистр с узкой глубокой про-филизацией (практико-ориентирован-ная).

2. Магистратура как шаг к научной карьере (научно-исследовательская).

3. Магистратура как элемент управленческого роста на стыке специальностей или освоение новой профессии в короткие сроки.

В настоящее время продолжается рост числа студентов, обучающихся в магистратуре. Так, если сравнить контрольные цифры приема (КЦП) за 2014-2017 гг., очевидно, что количество студентов-магистрантов увеличи-

V6V

лось с 67 тыс. чел. до 206 тыс., т. е. в 3 раза. Анализируя государственный заказ на подготовку кадров высшей школы, следует отметить, что в 2007 г. было выделено 575,8 тыс. бюджетных мест, из них на магистратуру - 205,8 тыс., бакалавриат - 299 тыс., специалитет - 71 тыс., что явно демонстрирует запрос государства (почти 1/3 мест) на подготовку специалистов с высшим образованием высокой квалификации1.

Казалось бы, аналогичные процессы должны происходить и в юридическом образовании. Однако факты говорят об обратном: «В российской юридической магистратуре сейчас получает образование менее 23 тысяч человек - 3% от общей численности студентов, обучающихся по юридическим направлениям» [3, с. 18].

В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) количество абитуриентов, поступающих на магистерские программы, за указанный период увеличилось с 140 до 680 чел. в год, что, однако, в 3 раза меньше, чем абитуриентов, поступающих на бакалавриат.

В чём же особенность юридической магистратуры?

Во-первых, в УГС 40.00.00 - Юридические науки наравне с двухуровневой системой подготовки бакалавр - магистр открылись новые специалитеты, такие как 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.03 «Судебная экспертиза» и сравнительно молодой 40.05.04

1 Данные приведены из Сводного отчета ВПО-1 [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://ми-нобрнауки.рф (дата обращения: 05.09.2018).

«Судебная и прокурорская деятельность».

Вышеуказанные специальности с каждым годом набирают все большую популярность среди абитуриентов, так как представляют собой законченную форму пятилетнего юридического образования с присвоением квалификации «юрист». Таким образом, полное высшее юридическое образование студенты получают в более короткие сроки «за пять лет вместо шести в магистратуре» и без перехода с первого на второй уровень, который сопряжён с необходимостью выдержать вступительные испытания в магистратуру.

Так, по данным приёмной кампании МГЮА 2017 г., конкурс на юриспруденцию (бакалавриат) составил 7 чел. на место, на юриспруденцию (магистратура) - 4,5 чел. на место, а на правовое обеспечение национальной безопасности (специалитет) - 26 чел. на место. В текущем 2018 г. ситуация повторилась как в МГюА, так и в других юридических вузах и факультетах.

Во-вторых, ФГОС ВО 40.04.01 «Юриспруденция (уровень магистратуры)» содержит достаточно строгие требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы. П. 7.17 закрепляет, что не менее 80% профессорско-преподавательского состава должны иметь учёные степени и (или) учёные звания, а учёные степени доктора наук должны иметь не менее 40%. Доля штатных преподавателей должна составлять не менее 70%. Эти требования образовательного стандарта обязывают вуз создать условия для качественного обучения студентов, что под силу далеко не каждой образовательной организации. И это абсолютно справедливо, так как маги-

стратура как второй уровень высшего образования по численности и объёму обучающихся не должна равняться бакалавриату. Только лучшие выпускники или лица со стажем профессиональной деятельности должны иметь возможность продолжения обучения на более высоком образовательном уровне.

На современном этапе развития образования многие университеты рассматривают подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности, так как магистратура способствует использованию научно-педагогического потенциала образовательной организации и одновременно стимулирует научно-исследовательскую деятельность, оперативно реагирует на запросы рынка труда, экономики и науки.

Магистратуру отличает более высокий уровень профессиональной направленности. Одним из главных её преимуществ является возможность осознанного выбора специализированной магистерской программы после базовой подготовки в бакалавриате с учётом своих профессиональных потребностей и интересов, что позволит более чётко и конкретно подготовить магистранта к выбранному им виду профессиональной деятельности.

юридическая магистратура востребована и среди лиц, достаточно давно (порой ещё в советский период) получивших образование, но в силу огромных изменений в законодательстве и правоприменительной практике считающих необходимым актуализировать свои знания применительно к новым общественным отношениям, которые так стремительно развиваются в последнее время. Востребованны-

ми магистерскими программами, реализующимися в МГюА, уже несколько лет являются магистерская программа «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» и «юрист в сфере корпоративного права». С 2018 г. в ответ на запрос сегодняшнего дня открыты новые программы, такие как «Правовое регулирование технологии Blockhain», «Магистр IT-LAW» и др.

Одним из обсуждаемых вопросов в свете юридической магистратуры является право на освоение магистерской юридической программы лицом с высшим образованием (без обязательного требования наличия высшего базового юридического образования). К этому вопросу примыкает и вопрос преемственности бакалавриата и магистратуры по одному и тому же направлению подготовки. Должна ли магистерская программа быть основана на базовых знаниях, приобретённых на более низком уровне, или она существует как отдельный этап подготовки?

Есть мнение, что должна строго соблюдаться преемственность, поэтому предлагается закрепить в законодательстве конкретное требование: «К освоению программы магистратуры по направлению подготовки юриспруденция допускаются лица, имеющие юридическое образование не ниже высшего образования (уровня специ-алитет и бакалавриат)»

Категорически не согласна с таким подходом, так как это нивелирует сам смысл создания магистратуры как отдельного уровня высшего образования, как возможности обучения и смены профессии на протяжении всей жизни.

При поступлении в магистратуру абитуриент должен выдержать всту-

пительные испытания, результат которых дает основания полагать, что у поступающего имеются базовые знания, необходимые и достаточные для освоения юридической магистратуры, причём нет разницы, обучался ли он по профилю или по другому направлению, а необходимые базовые знания приобрел в результате самоподготовки. Важно, чтобы абитуриент выдержал вступительные испытания, тем самым продемонстрировал готовность к обучению в магистратуре. И это единственное необходимое и достаточное условие реализации права на получение высшего образования.

юридическая магистратура сегодня - это образовательно-квалификационный уровень выпускника, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углублённые специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определённый опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определённой области.

Основной задачей высшего юридического образования продолжает оставаться процесс сближения юридического образования с юридической практикой при использовании новейших информационных технологий.

Следует остановиться на некоторых важных аспектах, так необходимых в юридической магистратуре.

1. Для фундаментальности получаемого образования ФГОС ВО сохранил требование к обязательному включению в образовательную программу таких учебных дисциплин, как философия права, история и методология юридической науки, актуальные проблемы права и др. Это даёт основа-

ние полагать, что для формирования мировоззренческих компетенций у студента-магистра необходимо шире знакомить обучаемого не только с традиционной диалектико-материали-стической методологией, но и такими методологическими системами, как синергетика, герменевтика, юрислинг-вистика, коммуникация и др., которые просто необходимы для обслуживания потребностей и нужд юридической практики [1]. Так, например, при рассмотрении вопросов разработки нормативных актов и их применения в конкретных сферах юридической деятельности возрастает роль юридической герменевтики. Причём появилось даже самостоятельное направление -юрислингвистика, занимающееся трактовкой смысла юридических текстов, задающее правила их понимания, объяснения и интерпретации.

2. Важное место в формировании компетенции выпускника юридической магистратуры в силу высокой социальной значимости будущей профессии принадлежит воспитанию уважительного отношения к праву и закону, формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры будущего юриста.

3. В процессе обучения магистрантов следует шире использовать материалы юридической практики, судебной практики и правоприменительной деятельности. Именно в магистратуре по причине ее максимальной приближенности к профессиональной деятельности юриста начинают изучаться специфические дисциплины, позволяющие формировать у будущего юриста уникальные знания, навыки и компетенции [10].

4. Требования действующего образовательного стандарта предписывают, что выпускник юридической магистратуры должен быть готов кроме прочего и к осуществлению научно-исследовательской деятельности, что предполагает подготовку магистров к проведению научных исследований как по общим правовым проблемам, так и по частным проблемам в рамках отдельного юридического профиля.

Одной из эффективных форм формирования навыков исследования является научно-исследовательская практика. Большое значение имеет место практики в графике учебного процесса магистранта. Полагаем, что целесообразным является проведение этой практики как преддипломной, т. е. завершающей обучение и позволяющей студенту использовать конкретный эмпирический материал, полученный на практике, для обобщения и анализа его в магистерской диссертации. Обучение в магистратуре должно быть построено таким образом, чтобы полученные в ходе теоретического обучения знания имели место быть апробированы в ходе практики, в результате которой должны сформироваться навыки применения и умения работы, в том числе и научно-исследовательской.

5. Научно-исследовательская работа обучающихся, обязательный раздел ООП магистратуры, направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Установлено, что научный семинар является обязательным компонентом магистерской программы, призван обеспечить интеграцию науки и образования и продолжается на регулярной основе не менее двух семестров. Целью научного

семинара является подготовка студентов магистратуры к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Основными функциями НИС являются: обучающая, мотивационная, стимулирующая, коммуникативная, контрольная [9, с. 13].

Необходимо подчеркнуть, что реализация указанных функций имеет огромное значение для целостности научного семинара. К примеру, стимулирующая функция проявляется в публикаторской активности у студентов. В свою очередь, коммуникативная функция способствует координации студентов магистратуры с другими участниками научно-исследовательской деятельности в рамках различных структурных образований вуза (кафедр, научно-образовательных центров, институтов, учебно-научных лабораторий и др.).

К основным организационным формам проведения научного семинара в магистратуре относятся:

- для научно-методологического семинара: мастер-классы, лекции по методологии исследований, выработке исследовательских стратегий, по структурированию научных статей; дискуссии по современным проблемам соответствующей области науки и философским проблемам ее развития; тренинги, коллоквиумы по обсуждению материалов периодических отечественных и зарубежных научных изданий;

- для научно-практического семинара: лекции, презентации научных руководителей студентов магистратуры по направлениям собственных исследований (практических разработок) и формулировке возможных тем магистерских диссертаций; ма-

V6V

стер-классы пригашенных к участию в семинаре сторонних исследователей и практических работников, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с реализуемой магистерской программой; кейсы, деловые игры, дискуссии по актуальным проблемам соответствующей области научных исследований; презентации результатов исследований (практических разработок) студентов магистратуры, в том числе в рамках предварительной защиты магистерских диссертаций.

«Особое внимание необходимо уделять деятельности научных школ юридической науки. В рамках НИС рассматривать научные статьи, анализировать отчеты, осуществлять комплексный разбор результатов научной исследовательских работ», - справедливо утверждает Е.В. Терехова [9, с. 15].

В то же время необходимо тщательно разрабатывать программу НИС, основываясь на научных направлениях магистерской программы. Тематика семинара должна быть актуальной, инновационной, характеризоваться фундаментальностью научно-исследовательских гипотез, отражать научные направления диссертационных работ студентов.

6. Одним из целевых показателей эффективности и качества деятельности образовательных организаций высшего образования является показатель 7 «Трудоустройство», а именно удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования.

Проблемы и сложности трудоустройства выпускников-магистров кроются в возможности получения лицом высшего юридического образования по направлению подготовки бакалавра юриспруденции. Так, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Под уровнем образования понимается поэтапная реализация права на образование. Уровни образования представляют собой взаимосвязанную систему и преемственность основных образовательных программ. Связь уровней образования в системе российского образования взаимозависима, взаимообусловлена, а именно, изучив один уровень образования, мы можем перейти к изучению другого. Последовательный, поэтапный переход с уровня на уровень образования означает гарантию получения качественного образования на другом уровне с учетом тех знаний, навыков, умений, компетенций, которые были получены на предыдущем уровне.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в 2015 г. в обзоре судебной практики разъяснил, что, исходя из предписаний ФЗ «Об образовании», наличие высшего юридического образования может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра либо дипломом об окончании аспирантуры (адьюнктуры) по юридической специальности.

К поступлению в магистратуру по направлению подготовки «юриспруденция» допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Таким образом, бакалавр или специалист любого профиля могут поступить

в любую магистратуру и получить квалификацию по программе высшего образования, а значит, и трудоустроиться на должности, требующие юридического образования.

Здесь возникает вопрос, а смогут ли оказать квалифицированную юридическую помощь (правовые услуги) такие выпускники-магистры, не имеющие профильного (базового) юридического образования?

Представляется, что магистерские программы не преследуют цели подменить собой и изучить с основ базовые курсы гражданского права, административного права, международного частного права, гражданского процессуального права, арбитражного процессуального права и других правовых дисциплин.

Квалификационные требования к кандидату на любую должность, предполагающую наличие юридического образования, устанавливаются законом или локальным нормативными актами.

Так, к примеру, ст. 4 закона Российской федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в качестве одного из требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи предусматривает, что судьёй может быть гражданин Российской федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Безусловно, статус судьи предполагает наличие устойчивых и глубоких знаний по праву, несомненно, странно

будет смотреться юрист с дипломом магистра, но без базового высшего юридического образования по специальности.

Кроме того, в последнее время усиливаются требования к фигуре представителя в суде.

К примеру, ч. 1 ст. 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [4] указывает, что представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. При этом смысл нормы позволяет распространить её действие как на обязательность профессионального представительства в интересах юридических лиц.

Следовательно, для выпускника-магистра, не имеющего профильного образования, сужается сфера возможностей трудоустройства по направлению подготовки «Юриспруденция», а вузу в связи с этим будет сложно выполнить показатель эффективности его деятельности по трудоустройству.

Положения, оформленные единым сводом условий, обязанностей и требований в виде профессиональных стандартов, стали обязательными к применению с 01 июля 2016 г.

Юриспруденция - достаточно распространённая сфера деятельности специалистов различных направлений в области права. Профстандарт чётко определяет, какую должность в сфере юриспруденции можно занимать, имея уровень бакалавра, а какую могут занять выпускники специалитета или магистратуры. Становится также ясно, какие профессиональные задачи на рабочем месте в состоянии решить

магистр, закончивший бакалавриат по отличному от юриспруденции направлению. Это очень важно с правовой точки зрения для защиты прав работников представителями профессиональных союзов.

Дело в том, что одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра состоит в том, что работодатели предпочитают принимать на работу магистров, даже если такая подготовка вовсе не обязательна для той должности, на которую претендует соискатель. Мотивировка «бакалавр - ещё не настоящий юрист» вызвана общими стереотипами, а отнюдь не реальным положением вещей. Принятие конкретных профстандартов поможет окончательно устранить подобные недоразумения раз и навсегда, официально определив необходимый уровень образования для каждой конкретной должности.

Любая профессиональная организация может стать автором проф-стандарта, для этого нужно, чтобы документ полностью соответствовал принятой Министерством вышеприведенной схеме. Одной из попыток была организованная юридическим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова проба составления макета стандарта «Корпоративный юрист». Под корпоративным юристом в общепринятом понимании подразумевается юрист, обеспечивающий хозяйственную деятельность организации.

Министерством труда и социальной защиты РФ были зарегистрированы профессиональные стандарты более чем трёх десятков направлений работы по 814 конкретным профессиям. Своей очереди для обсуждения и принятия с последующей регистраци-

ей в Минюсте России ожидают проф-стандарты нотариуса, юридического консультанта, адвоката, судьи, прокурора, корпоративного юриста, пенитенциарного работника.

Единственный приятный Министерством труда и социальной защиты России юридический стандарт зарегистрирован приказом № 183н от 23.03.2015 для следователя-криминалиста.

7. Некоторую тревогу вызывает проект ФГОС ВО 3++ по юриспруденции (уровень магистратуры) в части НИРМ. Ситуация с НИРМ ещё более усложняется разработкой стандартов ФГОС ВО 3++, основная идея которых сводится к их увязке с профессиональными стандартами. В конце марта 2017 г. Минобрнауки направило председателям федеральным УМО в системе высшего образования по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки Письмо о соответствии ныне действующих образовательных стандартов с макетами ФГОС ВО 3++ по уровням образования бакалавриат, магистратура, специ-алитет.

Рассмотрим более детально макеты новых стандартов магистратуры и бакалавриата по двум интересующим нас аспектам: структура научно-исследовательской работы и кадровое сопровождение образовательных программ. Сравнительный анализ требований к НИРС бакалавров и НИРМ магистров, представленных в макетах ФГОС ВО 3++ бакалавриата и магистратуры, не обнаруживает существенных различий, за исключением объема этого вида занятий. И в том, и в другом случае научно-исследовательская работа включена в раздел об-

разовательных программ «Практики». Не обнаружено различий и в кадровом сопровождении образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Не менее 5% преподавателей необходимо привлекать из сторонних организаций по профилю направления подготовки, и не менее 60% от общей численности привлекаемых к преподавательской деятельности должны иметь учёную степень и (или) звание. Представляется, что это некоторое упущение разработчиков, а не умышленные действия.

Такое «сглаживание» ключевых требований к характеристикам образовательных программ бакалавриата и магистратуры может привести в будущем к утрате в обществе престижа уровне-вой структуры высшего образования. На наш взгляд, существенным отличием программ бакалавриата от магистратуры являются важность научно-исследовательской работы и кадровый состав, обеспечивающий подготовку в магистратуре. Именно поэтому, в государственных образовательных стандартах второго поколения НИР в программе магистерской подготовки

предполагалась в объеме 70% всей программы, что во многом помогало самим вузам в решении проблем обновления преподавательского состава вузов.

Все вышеперечисленные вопросы приобретают новое звучание в связи с принятием образовательного стандарта ФГОС ВО 3++ и требуют актуальных методов решения в современных условиях.

В заключение представляется важным подчеркнуть, что целью юридической магистратуры является подготовка высококвалифицированных юристов со степенью магистра, осваивающих образовательную программу с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории с помощью традиционных и инновационных методов и технологий обучения.

Магистерское образование даёт не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят современные работодатели.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2018 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов Д.А. Особенности преподавания дисциплины «Актуальные проблемы теории государства и права» в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» // Вестник Волгоградского госуниверситета. Серия 5. Юриспруденция. 2012. № 2. С. 332-336.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дадаян Е.В., Сторожева А.Н. К вопросу о подготовке в магистратуре лиц, не имеющих базового юридического образования // Успехи современной науки. 2016. № 3. С. 33-36.

3. Дорошенко Е.Н. О перспективах развития уровневого юридического образования // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 16-21.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.09.2018).

5. Кравцов Д.И. Проблемы подготовки юристов в рамках введения профессиональных стандартов // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. Т. 1. № 1 (5). С. 54-59.

^бзу

6. Малько А.В. Правотворческая политика и проблемы оптимизации правотворчества в России // Юридическая мысль. 2011. № 4. С. 31-46.

7. Минобрнауки уменьшит число бюджетных мест в магистратуре почти в 1,5 раза в 2019 году [Электронный ресурс] // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/4945681 (дата обращения: 05.10.2018).

8. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 13. С. 13-23.

9. Терехова Е.В. Научный семинар в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция». Проблемно-ориентированный подход // Вопросы экономики и права. 2016. № 9. С. 12-17.

10. Уздимаева Н.И. Инновационные учебные курсы в образовательных программах магистратуры по юриспруденции (на примере курса «Правовая самозащита: российские и международные стандарты») // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 2. С. 84-91.

REFERENCES

1. Gavrilov D.A. [Features of Teaching the Discipline "Current Problems of the Theory of State

and Law" in Master of Law Course]. In: Vestnik Volgogradskogo gosuniversiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Bulletin of the Volgograd State University. Series 5. Jurisprudence], 2012, no. 2, pp. 332-336.

2. Dadayan E.V., Storozheva A.N. [To the Issue of Training Postgraduates with a Diploma in Legal Studies at Mater's Course]. In: Uspekhi sovremennoi nauki [Progress in Modern Science], 2016, no. 3, pp. 33-36.

3. Doroshenko E.N. [On the Prospects of Raising the Level of Legal Education]. In: Aktual'nye

problemy rossiiskogoprava [Current Problems of the Russian Law], 2017, no. 2 (75), pp. 16-21.

4. [Administrative Code of the Russian Federation dated 30.12.2001 no. 195-FZ (as amended

on 03.08.2018) (as revised, amended and enforced on 01.10.2018)]. In: Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [ConsultantPlus: Reference Legal System]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (accessed: 05.09.2018).

5. Kravtsov D.I. [Problems ofTraining Lawyers in Terms of Professional Standards Introduction].

In: Menedzhment sotsial'nykh i ekonomicheskikh system [Management of Social and Economic Systems], 2017, vol. 1, no. 1 (5), pp. 54-59.

6. Mal'ko A.V. [Legislative Policies and Problems of Optimization of Law-Making in Russia]. In:

Yuridicheskaya mysl' [Legal Thought], 2011, no. 4, pp. 31-46.

7. [The Ministry of education is to reduce in 1.5 times the budget support for Master's Courses

in 2019]. In: TASS. Available at: https://tass.ru/obschestvo/4945681 (accessed: 05.10.2018).

8. Senashenko V.S., Pykhtina N.A. [The Continuity of Undergraduate and Graduate Programs:

Some Key Issues]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 13, pp. 13-23.

9. Terekhova E.V. [Seminar at Master of Law Courses]. In: Voprosy ekonomiki i prava [Issues of

Economics and Law], 2016, no. 9, pp. 12-17.

10. Uzdimaeva N.I. [Innovative Training in Educational Programs for Master of Law Students (by Example of the Course "Legal Self-Protection: Russian and International Standards")]. In: Pravovayapolitika i pravovaya zhizn [Legal Policy and Legal Life], 2017, no. 2, pp. 84-91.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Петручак Лариса Анатольевна - доктор юридических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, Московский государственный лингвистический университет e-mail: lar-petruchak@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Larisa A. Petruchak - Doctor of Law, Associate Professor, Vice-Rector for Educational Activities

e-mail: lar-petruchak@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Петручак Л.А. Правовое регулирование магистратуры в современной модели юридического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 59-70. DOI: 10.18384/2310-6794-2018-3-59-70

FOR CITATION

Petruchak L.A. The Role and Place of Magistracy in the Modern Model of a Legal Education. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 3, рр. 59-70.

DOI: 10.18384/2310-6794-2018-3-59-70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.