Научная статья на тему 'Педагогический инжиниринг как средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44. 04. 01 "Педагогическое образование"'

Педагогический инжиниринг как средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44. 04. 01 "Педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1165
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ / PEDAGOGICAL ENGINEERING / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TECHNOLOGICAL APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / INNOVATIVE MENTALITY / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / PROJECTIVE MENTALITY / SYSTEMATIC MENTALITY / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Наталья Владимировна, Землякова Галина Михайловна

В статье раскрывается основная функция образовательной программы магистратуры подготовка высококвалифицированных специалистов профессиональной направленности, что требует овладения научными методами, компетентностным, технологическим и системным подходами к решению профессиональных задач. Авторы анализируют вопросы профессиональной подготовки обучающихся 44.04.01 направленность «Педагогическое образование», фокусируют внимание на роли педагогического инжиниринга в современной модернизации высшего художественного образования и становлении нового типа мышления. Анализируются различные подходы в развитии системы педагогического образования, что актуализирует проблему целевой подготовки обучающихся к педагогической, методической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности. И в связи с этим авторы обращаются к одному из важных вопросов в формировании профессиональных компетенций, это вопрос о специфики мышления современного выпускника магистратуры. Что концентрирует их внимание на формировании у обучающихся инновационного, системного, проектного и в целом научно-методологического мышления, как к педагогической проблеме связанной с уровнем развития ключевых компетенций у обучающихся, через которые и проявляются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательного менеджмента. Что ставит вопрос о переориентации образовательного процесса, перехода к педагогическим инновациям, направленностью на развитие научного мышления личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова Наталья Владимировна, Землякова Галина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL THINKING OF STUDENTS OF DIRECTION OF TRAINING 44.04.01 "PEDAGOGICAL EDUCATION"

The main function of educational programmer of master course shown in this article is the training of high-qualified specialists in professional area. It requires mastering scientific methods, competitive, technological and systematical approaches to professional problem solving. The authors analyze issues of professional training among the students of specialty 44.04.01 “Pedagogical education”. They focus their attention on the role of pedagogical engineering in modern improvement of higher education and formation of mentality. Different approaches in development of educational system are analyzed here. It makes the problem of target preparation to pedagogical, methodological, organizational and managerial, scientific and research, cultural and educational activity actual. Authors apply to one of the most important issues in formation of professional competencies in connection with it. It is the issue of specific mentality of the modern master course graduate. It makes to pay attention to formation of innovational systematic and project, scientific and methodological mentality as to pedagogical problem, which is, connected with the level of development the main competences of the students. Intellectual kinds of professional activity, scientific and educational management are expressed with the help of them. It makes to reorient the educational process, to change the process to the pedagogical innovations and to direct to the development of student's scientific mentality.

Текст научной работы на тему «Педагогический инжиниринг как средство формирования научно-методологического мышления обучающихся направления подготовки 44. 04. 01 "Педагогическое образование"»

УДК 37.014.544

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.04.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2018

Виноградова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Землякова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Живопись и художественное образование» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрывается основная функция образовательной программы магистратуры - подготовка высококвалифицированных специалистов профессиональной направленности, что требует овладения научными методами, компетентностным, технологическим и системным подходами к решению профессиональных задач. Авторы анализируют вопросы профессиональной подготовки обучающихся 44.04.01 направленность «Педагогическое образование», фокусируют внимание на роли педагогического инжиниринга в современной модернизации высшего художественного образования и становлении нового типа мышления. Анализируются различные подходы в развитии системы педагогического образования, что актуализирует проблему целевой подготовки обучающихся к педагогической, методической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности. И в связи с этим авторы обращаются к одному из важных вопросов в формировании профессиональных компетенций, это вопрос о специфики мышления современного выпускника магистратуры. Что концентрирует их внимание на формировании у обучающихся инновационного, системного, проектного и в целом научно-методологического мышления, как к педагогической проблеме связанной с уровнем развития ключевых компетенций у обучающихся, через которые и проявляются интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательного менеджмента. Что ставит вопрос о переориентации образовательного процесса, перехода к педагогическим инновациям, направленностью на развитие научного мышления личности обучающегося.

Ключевые слова: педагогический инжиниринг, технологический подход, профессионально-педагогические компетенции, проектное мышление, системное мышление, инновационное мышление, научно-методологическое мышление.

THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL THINKING OF STUDENTS OF DIRECTION OF TRAINING 44.04.01 «PEDAGOGICAL EDUCATION»

© 2018

Vinogradova Natalya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

"Painting and art education" Zemlyakova Galina Mikhaelovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

"Painting and art education" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The main function of educational programmer of master course shown in this article is the training of high-qualified specialists in professional area. It requires mastering scientific methods, competitive, technological and systematical approaches to professional problem solving. The authors analyze issues of professional training among the students of specialty 44.04.01 "Pedagogical education". They focus their attention on the role of pedagogical engineering in modern improvement of higher education and formation of mentality. Different approaches in development of educational system are analyzed here. It makes the problem of target preparation to pedagogical, methodological, organizational and managerial, scientific and research, cultural and educational activity actual. Authors apply to one of the most important issues in formation of professional competencies in connection with it. It is the issue of specific mentality of the modern master course graduate. It makes to pay attention to formation of innovational systematic and project, scientific and methodological mentality as to pedagogical problem, which is, connected with the level of development the main competences of the students. Intellectual kinds of professional activity, scientific and educational management are expressed with the help of them. It makes to reorient the educational process, to change the process to the pedagogical innovations and to direct to the development of student's scientific mentality.

Keywords: pedagogical engineering, technological approach, professional and pedagogical competencies, projective mentality, systematic mentality, innovative mentality, scientific and methodological mentality.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Основным вектором XXI века является представление об образовании как о системе, активизирующей процессы развития общества и культуры.

Современные исследователи рассматривают образование как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной деятельности.

Обладая собственной содержательной позицией, относительно будущего развития общества, экономики и науки, образование стало не только источником, способствующим самореализации личности, средством значимым, как для отдельного индивида, так и для общества, но и источником образовательных отношений, включая рынки знаний, технологий, инноваций.

Трансформация образовательной парадигмы привела к изменениям ценностей, смыслов, целей, образова-

тельных программ, технологий, изменения в структуре общества и мировоззрения человека.

Модернизация привела к пересмотру и определению современных ценностей и целей высшего образования, нахождению инновационных технологий, способствующих достижению соответствующих требованиям ФГОС ВО и внедрению планируемых результатов в учебный процесс [1].

Что поставило вопрос об изменении его содержания и созданию новых педагогических подходов, технологий, моделей образования.

Меняющиеся концепции и парадигмы привели к модификации и дифференциации образования и, касаясь прежде всего, его высшей ступени - магистратуры, внесли концептуальные изменения в структурно-содержательную линию образования, сделали ее многофункциональной, практико-ориентированной, личностно-центрированной, вариативной.

Vinogradova Natalya Vladimirovna, Zemlyakova Galina Mikhaelovna pedagogical

THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION ... sciences

В профессионально-педагогической подготовке обучающихся направления 44.04.01 «Педагогическое образование» долгое время превалировала идея репродуцирования известных приемов и методов обучения, что отрицательно сказывалось на их вхождение в образовательное пространство школы.

Это актуализировало необходимость переориентации образовательного процесса, подготовки педагогов и исследователей в области изобразительного искусства, перехода к педагогическим инновациям, направленностью на развитие научно-методологического мышления личности обучающего, но и самого педагога (компетент-ностный подход) [2-3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализ последних публикаций затрагивающих вопросы формирования паспортов профессиональных компетенций у обучающихся в высшем учебном заведении, в которых компетенции рассматриваются как ожидаемый результат образования (С.Г. Радько [4], И.В. Коняхина [5], С.Л. Троянская [6], А.И. Попов [7]) еще больше актуализировали проблему становления компетенций в содержании образовательного процесса обучающихся магистратуры и документов, регламентирующих деятельность преподавателя направленную на определение технологий формирования и место компетенций в образовательном процессе.

Содержание образовательной программы магистратуры формируется с учетом различных видов учебной деятельности, что определяет стержневую линию обучения: подготовку обучающихся к организационно-управленческой, аналитической, научно-исследовательской методической и педагогической деятельности.

В таких условиях развития, системе образования требуется, с одной стороны:

- создание нового образовательного пространства, работки комплексов новой концептуальной модели высшего образования, определения преемственности её смыслового содержания, последовательность и модульность в формировании компетенций, направленных на осуществление с использованием инновационных технологий развития потенциала духовной, интеллектуальной, социальной и материальной культуры общества;

- определения четких целей и задач в содержании дисциплин учебного плана, их место в структуре образовательной программы способной активизировать у обучающихся опыт самостоятельного решения проблем в области педагогической, методической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

С другой стороны, развитие такой системы требует научного подхода к структурно-содержательному компоненту образования, выявлению наиболее эффективных методов и педагогических технологий способных сформировать модель выпускника магистратуры, обладающего современным инновационным, проектным мышлением, творческим потенциалом и готовым к дальнейшей профессиональной деятельности, способного достигать цели обучения, решать поставленные обществом задачи.

Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, при модернизации образования и ускоренном инновационном развитии возникает спрос на услуги специалиста, владеющего не только знаниями, образовательными технологиями, а творческим, системным, инновационным мышлением, то есть, компетенциями, направленными на усовершенствование системы и процессов в образовании, развитие проектных и инжиниринговых компонентов образования. Тем самым развитие таких видов мышления должно уменьшить разрыв между потребителем и качеством образовательного рынка, выпускающим специалистов. 74

Эти тенденции привели к пересмотру концептуальных и технологических подходов в развитии системы педагогического образования и актуализировали проблему целевой подготовки обучающихся к педагогической, методической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Несомненно, одним из основных вопросов к проблеме формирования компетенций остается вопрос о специфике мышления педагога, проявляющегося в духовном, социально-экономическом и культурно-образовательном преобразовании общества [8].

Проблема исследования состоит в необходимости определения тех базисных характеристик мышления, каждые из которых являются необходимыми в становлении личности педагога и его профессиональных компетенций. И как следствие нахождение инструмента, определяющего элемента, способствующего формированию данных компетентностей у обучающихся [9-10].

Под данным инструментом понимается целенаправленная и систематизированная, специально организованная в учебном процессе деятельность, направленная на качественное и количественное изменение содержания образования в достижении единства опыта, образования, компетенций и индивидуальных способностей, характеризующаяся наличием новых проектов и интеллектуальных идей [11].

Модель современного образования - это система, определяющая закономерности развития личности, с одной стороны, а с другой, модернизирующая эту педагогическую систему и осуществляющая процесс обучения и воспитания на основе индивидуальных, практико-ориентированных подходов, обеспечивающих развитие инновационного, системного, проектного мышления обучающихся [12-13].

В современном понимании педагог - это творческая и инициативная личность, владеющая основными видами профессиональной деятельности, конкурентоспособная, критически и системно мыслящая, способная к саморазвитию и осмыслению, умеющая применять современные технологии, проектировать, решать различные проблемные ситуации, видеть трудности, находить пути выхода.

Тогда процесс формирования профессиональных компетенций требует использования таких теоретико-методологических подходов, которые обеспечили бы комплексность, целостность и эффективность структурно-содержательного компонента образования (профессиональной подготовки), направленного на инновационное становление, формирование и преобразование мышления личности специалиста [14-15].

Таким образом, инновационный характер образования и управление этим образовательным комплексом активизирует вопрос о внедрении соответствующих новому периоду развития общества образовательных технологий в учебный процесс и создания интеллектуального ресурса - модели компетентного специалиста, способного на научно-исследовательской, инновационной основе, на различных уровнях образования предоставлять высокого качества образовательные услуги [16].

Но, чтобы поддерживать и развивать образование, как тренд - «наука, творчество, инновации», необходимо активизировать сотрудничество науки и практики, создать условия для становления комплекса компетенций, научного мышления, которые обеспечат создание новых интеллектуальных идей, технологий в образовании и конкурентоспособных специалистов на рынке труда [17].

И одной из современных моделей развития науки и научного мышления является педагогический инжиниринг, соединяющего в себе лучшие качества становления личности педагога-исследователя в профессиональной деятельности и научно-образовательного менеджмента.

Использование педагогического инжиниринга об-

условлено объективной необходимостью на научной основе создавать пространство как систему образовательных услуг, способных комплексно решать проблемы образования, науки и практики, технологические и педагогические задачи проектирования, моделирования, организации, управления, направления, регуляции и контроля деятельности [18].

Услуги в области педагогического инжиниринга состоят в том, чтобы определить критерии, уровни и условия модернизации образования при которых будут разработаны педагогические технологии развития и становления высококвалифицированного специалиста. И здесь уникальность педагогического инжиниринга состоит в научном идентифицировании, понимании и интерпретации модели выпускника, отвечающего современным концепциям и подходам образования, требованиям ФГОС ВО, жизненным условиям, потребностям общества в специалистах, владеющих на научной основе профессиональными компетенциями и образовательным менеджментом.

Основной процесс педагогического инжиниринга -разработка, модернизация и рационализация процессов и технологий обучения. Именно от технологий обучения зависит эффективность и качество развития образования в целом, так и оптимизация процесса подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.

Современное понимание педагогического инжиниринга подразумевается, как средство целенаправленной деятельности в использовании научного знания, являющегося результатом развития и формирования системного, проектного, инновационного и научно-методологического мышления. Что охватывает следующие виды мышления: инновационное, творческое, научно-исследовательское, проектное, системное результатом которых, специалист, умеющий на основе научности обосновать свои действия и планируемый результат [19].

Так проектное мышление направленно на создание, разработку и апробацию применяемых технологий, моделей обучения. Системное мышление направленно на внедрение педагогических разработок в практическую деятельность с последующим сопровождением в виде методологии мышления.

Инжиниринг в этом ключе является надстройкой над осуществляемой деятельностью и позволяет найти эффективный и краткий путь реализации запланированных фактических результатов.

От выпускника магистратуры 44.04.01 «Художественное образование» сегодня требуется быть готовым:

- к осуществлению организационно-образовательного процесса в учебных учреждениях в соответствие с развитием современной науки и искусства;

- к осмыслению и использованию наиболее эффективных традиционных и инновационных идей в художественной педагогике;

- к проведению научных исследований в сфере искусства, культуры и художественного образования;

- к внедрению и продвижению полученных в ходе исследования инновационных образовательных разработок и результатов деятельности в образовательный процесс общих и художественных школ;

- к самоорганизации, самопознанию и саморазвитию в художественно-творческом и педагогическом направлении;

- стать личностью с развитым научно-исследовательским мышлением, реализуемым в педагогике искусства и в собственном художественном творчестве [20, с. 94].

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует: «основными видами профессиональной деятельности обучающихся магистратуры является: педагогическая, методическая, научно-исследовательская, проектная, управленческая и культурно-просветительская деятельность, а объектами профессиональной деятельности являются - обучение, воспитание, разви-

тие, просвещение, образовательные системы» [21].

На основании этого можно выделить те важные качества профессиональных компетенций студентов, которые представлены в следующих видах деятельности:

- научно-исследовательская деятельность имеет продуктивный, инновационный характер, направлена на осуществление обучающимися научного исследования, обладающего логикой систематизированного рассуждения, поиска научного метода, последовательностью и системностью. Обучающиеся должны быть готовы к конструированию моделей методических систем и воплощению их в учебном процессе образовательных учреждений;

- педагогическая деятельность заключается в умении обучающихся использовать различные методы, средства, технологии и подходы в апробации своей методической системы, решая различные педагогические задачи, реализуя на различных стажировочных площадках практический опыт обучения и воспитания учащихся;

- методическая деятельность обеспечивает системность внедрения новых педагогических технологий, опыта деятельности с целью оптимального функционирования процесса обучения и воспитания, решает вопросы контроля и корректировки в управленческой, социально-педагогической деятельности;

- культурно-просветительская деятельность направлена на создание образовательной среды, условий стажировочных площадок, с целью художественного и духовно-нравственного развития обучающихся, этнокультурного воспитания, решает вопросы доступности и открытости образования в принятии культурных и духовных ценностей;

- проектная деятельность представляет собой включение в образовательный процесс технологий сотрудничества и партнерства с целью самореализации личности обучающегося, его творческих способностей находить нестандартные решения и осуществлять поиск нового знания;

- управленческая деятельность решает вопросы организации производственной деятельности и ее управление с целью создания творческих условий в достижении поставленных педагогических целей с минимальными ресурсными затратами и максимальной эффективностью.

Таким образом, компетенции обучающихся выражаются в следующей модели универсальных знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности:

1. Организационно-деятельностный компонент характеризуется освоением содержания процесса обучения, что проявляется в умение обучающихся поставить учебную цель, составить план ее достижения, определить методы, средства, формы организации и осуществления результата педагогического взаимодействия.

2. Когнитивный компонент обусловлен интеллектуальными, психологическими и творческими качествами личности обучающегося, что проявляется в его адаптационной мобильности, в умение ориентироваться в фундаментальных проблемах науки, добывать знания в духовных, материальных и деятельностных формах обучения.

3. Гностический (познавательный) компонент выражается в мировоззренческом и общекультурном уровне, в способности обучающихся глубоко и всесторонне познавать, анализировать процесс и результаты своих научных исследований.

4. Действенно-практический компонент выражается в умении обучающихся находиться в широком круге социальных отношений, получая опыт общения, использовать свои знания и решать психолого-педагогические задачи.

Специалист такого уровня ориентирован на решение сложных психолого-педагогических задач, связанных с проектной организацией самостоятельного исследования, с умением ставить цели, прогнозировать и оцени-

Vinogradova Natalya Vladimirovna, Zemlyakova Galina Mikhaelovna pedagogical

THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION ... sciences

вать результаты своего научного творчества.

Авторы считают, что средством подготовки такого специалиста выступают инжиниринговые технологии, предусматривающие не только организацию учебного процесса, но и умение управлять системой обучения, сохраняя строгую технологичность в знаниевом, эмоционально-творческом, технологическом компонентах образования путём его проектирования (проектное мышление), управления (системное мышление) и реализации продукта деятельности - решение научно-исследовательской проблемы, определения инновационных технологий, методов и приемов развития интеллектуальной, эмоциональной и творческой личности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Термин инжиниринг трактуется как комплексная интерпретация уже существующих практик в решении конкретных задач кратчайшим путём, это «особое сочетание известных видов деятельности, позволяющее получить новый, синергетический результат, недоступный для простой последовательности отдельных изолированных процессов исследования (изыскания), проектирования, организации и всестороннего обеспечения, создания и реализации объекта (системы, процесса), результатом чего является новая интеллектуальная сущность - инновационное мышление» [22, с. 138].

Инжиниринг как технологический инструмент управления связан с разработкой и подготовкой обучающихся к практико-ориентированной деятельности, включает комплекс услуг по обоснованию, разработке, осуществлению и внедрению новой интеллектуальной идеи, проекта в деятельностную среду.

По мнению той же Е.З. Власовой, педагогический инжиниринг определяется «как инновационный способ создания, освоения и распространения адаптивных технологий обучения, в основе которого комплексная последовательность взаимосвязанных действий преподавателей и студентов по созданию, освоению и распространению полученных результатов исследования» [22, с. 142].

По словам С.Д. Якушевой: «Профессионально-педагогический инжиниринг - это совокупность интеграционных процессов, объединяющих интеллектуальные виды профессиональной деятельности и научно-образовательного менеджмента, конечной целью которых является творческое применение научных методов и принципов в реализации инновационных проектов» [23, с. 108].

Концентрация на инжиниринговых технологиях, ее базовых и структурных компонентов в определении целей, задач, механизмов, и инструментов, обеспечивающих развитие интеллектуальных секторов как института научно-методологического, социально-экономического, культурного и научного потенциала, новых способов инновационного, проектного, системного мышления и творчества, определили специалиста как выполняющего на научной основе новые функции в обществе, владеющего компетенциями позволяющие ему освоить структуру научного знания в профессиональной деятельности, выработать собственную модель, педагогическую концепцию, определить структурно-функциональные компоненты ее содержания.

Тогда образование становится процессом познания и анализа научного-педагогического исследования (проекта), реализуемость которого связана с развитием проектной культуры обучающихся, их способности к пониманию целей и задач обучения, познанию внутренних и внешних связей исследуемого и проектируемого объекта.

Для педагогического инжиниринга характерно:

- целостность, целеполагание, проектирование процесса обучения;

- наличие логичной структуры учебного процесса и планирование; 76

- контролируемость (диагностика деятельности обучаемых и корректировка результатов) и управляемость организационно-педагогическим процессом.

Инжиниринг представляется нам как конструктор для моделирования со множеством положений и измерений, как интегрированный процесс, комплекс проектных технологий, технологий развития критического мышления, контекстного обучения, кейс-методов и педагогических инноваций, связывает науку и практику, решает вопросы научно-исследовательской, педагогической, методической, организационно-управленческой и творческой деятельности.

Творческое применение педагогического инжиниринга в развитии инновационного, проектного, системного мышления.

Важнейшими параметрами инжиниринговых компонентов, обеспечивающих движение науки и практики является технологический подход в образовании.

Становления личности педагога-исследователя, владеющего системой управления и организации (научно-образовательный менеджмент) происходит на основе технологического подхода в образовании.

Технологический подход представляет собой конструктивно-инструментальное управление учебным процессом, деятельность по управлению сложными педагогическими процессами и системами, обеспечивающими преобразование материальных и духовных ценностей необходимых для развития общества и науки [24].

В рамках инжиниринга, технологический подход позволяет проектировать целостный процесс обучения, выявлять и сравнивать с поставленными целями и задачами, результаты учебной программы, а с другой стороны позволяет не только разрабатывать, но и определять содержание программы и тех средств, которые необходимы для освоения дисциплины обучающимися.

С точки зрения инжиниринга, здесь главным выступает именно процесс планирования результата, то есть формулировка того, что будет знать и понимать обучающийся по окончанию процесса обучения в соответствии с уровнем освоения модуля, раздела, темы. Магистерская диссертация является результатом лич-ностно-центрированной модели обучения, результатом планирования, организации, разработки и внедрения интеллектуально-научного проекта в практику профессиональной деятельности.

Инжиниринг проявляется в целостности восприятия проблемы исследования, обеспечивает моделирование общей цели, идеи научного исследования, а технологический подход выражается в разработке модели методической системы обучения, практическим осуществлением на базе учебных заведений (школа, ДО, ВУЗ) педагогического эксперимента, позволяет увидеть научный (учебный) план в его целостности, где каждый модуль, раздел или тема являются структурно-содержательным и функциональным компонентами, направленными на достижение цели исследования (образования).

Опираясь на инжиниринговые компоненты, с точки зрения технологического подхода «интеллектуальный проект» - «магистерская диссертация» представляет собой целостный комплекс из трех взаимосвязанных подсистем:

- Целевой компонент (актуальность, требования, условия, принципы, закономерности, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, научная новизна).

- Структурно-содержательный компонент (интеллектуальная идея, констатирующий, поисковый, формирующий эксперимент), в основе которого системно-ориентированные программы, модули с описанием методов, средств и педагогических технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса.

- Диагностирующий компонент обеспечивающий критериально-оценивающую, регулирующую функции всех результатов и каждого этапа обучения (практическая значимость, достоверность результатов апробации).

Системный способ мышления проявляется в формировании культуры научного мышления, в понимании проблемы, ценностных оснований гипотезы исследования, эксперимента, то есть, в возможности увидеть его как в целом, так и с разных точек зрения, его части, связи между ними и внутри них.

Именно инжиниринговые технологий способствуют формированию системного мышления как ключевой компетентности, проявляющиеся в основных видах деятельности обучающихся, осуществляются на основе технологического подхода и принципов системности: концептуальности, процессуальности, технологичности, воспроизводимости, многогранности, вариативности и контролируемости образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концептуальность выражается в наличие разработанной концепции, включающей систематизацию этапов исследования:

- определение приоритетного направления исследования в сфере развития художественно-педагогических технологий;

- выявление области научного исследования и проработки существующей педагогической проблемы;

определение долгосрочной цели;

- выбор средств достижения цели с учетом современных требований художественной педагогики;

- определение участников художественно-педагогического процесса и методов педагогического общения;

- постановка задач реализации концепции на локальном уровне;

- предвидение предполагаемого результата.

Процессуальность - взаимодействие участников процесса, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированным изменениям состояния или преобразованию свойств и качеств объектов. Это выражается в описании видов исследования, методов педагогического и творческого взаимодействия преподавателя и учащихся на этапах творческой художественно-изобразительной деятельности.

Технологичность предполагает целеполагание, планирование, описание последовательных этапов организации и осуществлении целей проекта. Технологичность выражается в разработке и реализации системы целенаправленного, управляемого поэтапного движения к решению исследовательских, поисково-творческих и художественно-педагогических задач, создающей условия для получения запланированного результата.

Воспроизводимость подразумевает возможность повторения, применения, переноса и воспроизведения педагогической технологии в других условиях и другими субъектами образовательного процесса.

Многогранность - признак показывает всесторонность, универсальность педагогической концепции (интеллектуальной идеи), возможность ее использования в различных условиях системы художественного образования.

Вариативность (инвариантность) - качество, позволяющее производить взаимозаменяемость единиц проекта в практической реализации концепции без нарушения её идеи и цели. Это может быть выражено в выборе наиболее эффективных в каждой конкретной ситуации художественно-педагогических средств, зависящих от степени готовности учащихся к решению поставленных задач.

Контролируемость реализации проекта - это его необходимая составляющая часть. Контроль педагогического процесса, этапов исследования должен быть систематическим, его показатели свидетельствуют о степени приближения к планируемому результату. В проекте прописывается система контроля его результатов. Анализ результатов промежуточного контроля может показать необходимость внесения коррекции в ход проекта и, в случае необходимости - регулирования процесса. Результаты итогового контроля показывают степень достижения цели, на основе чего можно делать вывод о

результативности проекта.

Из этого можно сделать вывод, что системность мышления обучающихся проявляется в их умении создать модель методической системы в которой структурно-содержательный, организационно-процессуарный, диагностико-формирующий компоненты обучения и выполняют аналитическую, информационную, регулирующую, координирующую, развивающую, операцион-но-технологическую, оценочную, воспитательную, преобразующую и управленческую функции, систематизирующие предметное содержание процесса обучения, индивидуальность образовательной траектории.

В рамках выпускной квалификационной работы, с применением инжиниринговых технологий осуществляется проектирование научного исследования. Проектное мышление обучающихся появляется в их умении выделить проблему из существующих противоречий и на основе различных методов (кейс-метод), конкретных технологий, решить гипотезу исследования, при этом выделить взаимологические связи в структуре научной проблемы, в совокупности обеспечивая поиск, преобразование и структурирование процесса обучения и воспитания.

Инновационность мышления проявляет себя как инструментальное, конструктивное, научно-теоретическое, преобразующее, имеющее социальное (идеи гуманизма) значение, осуществляется в соответствии с принципами современной методологией исследования, и проявляется в том, как обучающиеся логично, последовательно и методично движется к цели. Такое мышление отличается новизной и направленностью на практическое решение гипотезы исследования. Именно здесь проявляются личностные качества обучающихся, его способности как менеджера, организатора исследования.

Полигранность инновационного мышления включает комплекс различных производственно-практических, технологических характеристик предмета и объекта исследования, моделирования ситуации, рассмотрение ее через естественно-научные, социально-экономические, философские, функциональные, духовно-нравственные аспекты.

Таким образом инновационность мышления проявляется знаниями обучающихся из различных областей науки, что требует понимания множества вопросов, которые возникают при внедрении результатов научного исследования.

Педагогическая и методическая деятельность как форма управления, организации и контроля за действиями уже не может осуществляться только, опираясь на традиционные формы, средства и технологии. Поэтому, с точки зрения организации и управления образовательным процессом сегодня требуется чтобы выпускник обладал новым типом мышления: инновационным, творческим, то есть научно-методологическим.

Современному выпускнику сегодня требуется владеть многими знаниями чтобы взаимодействовать с объектами практики. Как с педагогической, так с методической, научно-исследовательской, управленческой деятельности, решать вопросы организации образовательного процесса, развития творческих способностей учащихся, формируя определенные качества личности во взаимосвязи с духовно-нравственными и культурными аспектами жизни, что требует от педагога научно-методологического мышления, которое более универсальное, оно рефлексивно охватывает другие типы мышления и управляет ими.

Именно научно-методологическое более свободное относительно границ познания предмета исследования, оно более практическое, ищет решение проблемы в других областях науки, истории, философии, культуры, техники, искусства, практики. Научно-методологическое мышление соединяет критику, рефлексию, проектирование, перцепцию и нормирование исследования с по-

Vinogradova Natalya Vladimirovna, Zemlyakova Galina Mikhaelovna THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION .

знанием объекта и предмета исследования.

То есть в пространстве формирования проектного, системного, инновационного мышления, научно-методологическое позволяет эффективно решать мыслительные проблемы и задачи, что и определяет пространство возможностей, восприятия научной проблемы посредством рефлексии.

Таким образом можно сказать что методологическое мышление - это научное, дискурсивно мышление (рассуждение, доказательство, практика построения схем) включающее инженерное, модельное, системное, проектное, инновационное мышление. Это проявляется:

- в логико-эмпирическом (семиотическом) мышлении, то есть языковом мышление, имеющее набор нормированных операций;

- в инженерно-конструктивном мышлении, как одного из видов организации мыслительной деятельности, как удачный образец, модель духовно-нравственных норм;

- в социокультурном мышлении, связанное с представлениями о коммуникационной, интеллектуальной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что практика обучения обучающихся 44.04.01 «Педагогическое образование» показывает эффективность и необходимость использования педагогического инжиниринга как средства формирования научно-методологического мышления, личности педагога-исследователя использующих в своей деятельности современные технологические системы, владеющих инструментами моделирования учебного процесса, ведущего к достижению результата и обеспечивающего его целостность, единство, ранжирование, декомпозицию и динамичность.

Конечно, на сегодняшний день, мы не можем утверждать, что именно инновационное мышление является важнее чем системное в формировании профессиональных компетенций. Но в совокупность они обладают огромными возможностями в развитии научно-методологического мышления.

Лидирующая в сфере образования доктрина научной организации труда и научного управления акцентировала внимание на нахождении средства и методов оптимизации организационно-управленческих, социально-культурных и научно-образовательных компонентов системы образования Специалист такого профиля - это личность, умеющая не только выполнять простые операции, а создавать, организовывать и решать на научной основе любые поставленные задачи.

И в этом ключе, именно научно-методологическое мышлении нацелено на умение конструировать те проблемы, которые могут возникнуть в будущем. И если, только владея уже проектным, системным, инновационным мышлением, выпускник сможет поникнуть в суть предмета, выявить причины, следствия и закономерности развития. Именно путем сопоставления различных факторов через призму системного, инновационного, проектного мышления формируется научно-методологическое, так как оно в свою очередь и осуществляет процесс научного познания и глубину сущности реального мира, вещей и явлений. Именно научно-методологическое мышление мы называем то, которое обладает критериями системности, методологичности, объективности и инновационности.

На основании этого, в условиях нынешней модернизации образования появление педагогического инжиниринга будет способствовать технологическому прорыву в области научно-методологической составляющей его мышления, инноваций и технологий, формированию научно-профессиональных сообществ и комплексов способных реализовать масштабные государственные программы по формированию нового общества, владеющего основами исследовательских, проектных, управлен-

ческих компетенций - интеграторов образования, практики, науки и инноваций. Только тогда мы можем говорить о формировании профессиональных компетенций у обучающихся направления 44.04.01 «Педагогическое образование», что выражается в следующих результата:

Результат 1.

Владение приемами оценивания качеством реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов, что выражается в знаниях у обучающихся о правовых основах образовательной деятельности, новых подходах к нормативно-правовому обеспечению, сущности государственной политики, в условиях реализации стратегии модернизации образования в России.

Результат 2.

Обучающиеся имеют представление о теоретических основах управления образовательными системами, принципах, функциях и методах организации, планирования структуры деятельности образовательной организации обеспечивающих качество управления образовательным процессом в условиях реализации ФГОС ВО.

Результат 3.

Обучающиеся владеют системой знаний о целостном педагогическом процессе как субъектном взаимодействии педагога и воспитанников, необходимых для осуществления профессионально-педагогической деятельности и решения профессиональных задач в практике современного образовательного процесса.

Результат 4.

Владеют профессиональными знаниями в области психологии художественного творчества и методами творческого исследования проблем в развитии художественного образования и способностей учащихся.

Результат 5.

Владеет инновационными, педагогическими технологиями, методами и формами развития познавательной и творческой активности учащихся.

Выпускник уровня магистратуры мыслится как носитель педагогической и художественной культуры, владеющий традициями и новыми педагогическими технологиями, способный жить в едином образовательном пространстве, где образование направлено на духовно-нравственное развитие творческой личности, на формирование качеств, отвечающих за истинность о доброте, культуре и человечности.

Таким образом, педагогический инжиниринг выступает как модель, образ, паттерн, действующий как ресурсное поле в развитии проектного, системного, инновационного, формировании научно-методологического мышления, как механизм, благодаря которому в режиме системности восприятия выявляются различные технологические подходы и педагогические технологии (кейс-метод, контент-анализ, проекты), применяются и действуют научные методы и принципы как в общем образовательном процессе, так и внутри консорциума научной интеллектуальной идеи (проекта).

Следовательно, инжиниринг имеет проектно-кон-структорскую, исследовательскую, аналитическую роль в создании объектов и их внедрения, опирается на соответствующие стандарты прописывающие педагогическую, методическую и управленческую деятельность обучающихся, научные знания в той или иной области исследования. Инжиниринг связывает подготовку в социально-экономическом, культурно-просветительском, технологическом, методическом обосновании научного исследования и путей его организации, управления, приемов реализации.

В целом педагогический инжиниринг заключается в потребности исследовать, проектировать и внедрять результаты педагогической, методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и культурно-просветительской деятельности.

Руководствуя этим, можно утверждать, что внедрение такого инструмента, как педагогический инжини-

ринг в образовательное пространство Вуза, создается оптимальная модель управления учебно-воспитательным, научно-исследовательским процессом, позволяющая сформировать ступенчато-модульную систему образовательных компетенций и услуг, распределить функции, полномочия ответственных всех субъектов образовательной политики: преподаватель и обучающийся, что позволит выйти на иной уровень формирования профессиональных качеств педагога. Таким образом, стремление к творчеству, умение ориентироваться в изменяющихся условиях модификации и трансформации образования, интеллект, духовность и культура являются важнейшими факторами становления личности современного педагога и его научно-методологического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеенко В.А. Социально-философский смысл категории «система управления качеством образовательной деятельности вузов» // Власть. 2008. № 8. URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-filosofskiy-smysl-kategorii-sistema-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuzov (дата обращения: 07.03.2018).

2. Художественное пространство культуры третьего тысячелетия: проблемы науки и образования: сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет»; [ответственные редакторы: И.А. Корсакова, Н.С. Ющенко]. - Москва: Российский гос. социальный ун-т, Вып.1. - 2017. - 495 с.: ил.

3. Бондаренко А.И. Проблемы формирования художественного сознания в системе высшего художественно-педагогического образования [Текст] / А.И. Бондаренко // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 444-448.

4. Радько С.Г. Компетенции как совокупный ожидаемый результат образования: монография. - М.; СПб. Нестор-История, 2014. - 204 с.

5. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kompetentnostnyy-podhod-v-vysshem-professionalnom-obrazovanii-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 07.03.2018).

6. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. -Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. -176 с.

7. Попов А.И Теоретические основы формирования кластера профессионально-важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения: монография / А.И. Попов. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 80 с. - 490 экз.

8. Мельников В.А. Становление и развитие художественного образования в России // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. № 1. URL: https^/cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-i-razvitie-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 07.03.2018).

9. Журавская Н.Т. Инновационное обеспечение качества образовательной деятельности вуза // Вестник ТГПУ. 2009. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ innovatsionnoe-obespechenie-kachestva-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza (дата обращения: 03.03.2018).

10. Зрелых Д.Л. Художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности человеком // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ hudozhestvennoe-obrazovanie-kak-nepreryvnyy-protsess-poznaniya-obektivnoy-realnosti-chelovekom (дата обращения: 05.03.2018)._

11. Коблова О.А. Профессиональное становление учителя изобразительного искусства в процессе переподготовки педагогических кадров: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Москва, 2007. - 232 с.: ил. Теория и методика профессионального образования. OD 61 07-13/1114 URL: http://www.dissercat. com/content/professionalnoe-stanovlenie-uchitelya-izobrazitelnogo-iskusstva-v-protsesse-perepodgotovki-p (дата обращения: 11.01.2018).

12. Рихтер Т.В. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // ПНиО. 2014. №3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-ped-agogicheskogo-vuza (дата обращения: 28.02.2018).

13. Скачкова Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии к реализации профильного обучения в общеобразовательной школе. URL: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-professionalnoi-kompetentnosti-budushchego-uchitelya-tekhnologii-k-realizatsii- (дата обращения: 11.01.2018).

14. Мынбаева А.К. Инновационное мышление современного педагога // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. № 6, С. 410-413 URL: https://cyberleninka. ra/article/n/innovatsionnoe-myshlenie-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 03.03.2018).

15. Иванищева Н.А. Концептуальные основания со-циально-андрагогической парадигмы многоуровневого высшего образования // Вестник ОГУ. 2011. № 17 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovaniya-sotsialno-andragogicheskoy-paradigmy-mno-gourovnevogo-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 03.03.2018).

16. Мардахаев Л.В. Методология диссертационного исследования и его оценка // Научные исследования в образовании. 2012. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologiya-dissertatsionnogo-issledovaniya-i-ego-otsenka-1 (дата обращения: 03.03.2018).

17. Пискорская С.Ю. Стиль научного мышления и стиль научного познания // Сибирский журнал науки и технологий. 2007. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stil-nauchnogo-myshleniya-i-stil-nauchnogo-poz-naniya (дата обращения: 03.03.2018).

18. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Понятие инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-innovatsionnogo-myshleniya (дата обращения: 03.03.2018).

19. Сазонова З.С. Центр инженерной педагогики МАДИ: актуальные задачи / З.С. Сазонова // Высшее образование в России. 2010. № 11. - С. 77-82.

20. Землякова Г.М. // Педагогическое проектирование в выпускной квалификационной работе. / Проблемы современной науки и образования. 2016. № 38 (80). -С. 90-93.

21. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 №1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 №35263) URL: https:// www.tspu.edu.ru/files/sveden/edustandarts/FGOS_VO3_ MAG/44.04.01%20%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0% B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0 %B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0% BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения 11.01.2018).

22. Власова Е.З. Теоретические основы и практика использования адаптивных технологий обучения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08: СПб., 1999, 412 c.

23. Якушева С.Д. Профессионально-педагогический

Vinogradova Natalya Vladimirovna, Zemlyakova Galina Mikhaelovna THE PEDAGOGICAL ENGINEERING AS A MEANS OF FORMATION .

инжиниринг в становлении личности педагога // «Инновации в науке»: Материалы X международной заочной научно-практической конференции. Часть II. (16 июля 2012г.); [по ред. Я.А. Полонского]. - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. -С. 107-118.

24. Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01-Москва, 2009. - 365 с.: ил.

Статья поступила в редакцию 11.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.