УДК 378
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-51-56
КРИТЕРИИ И УРОВНИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Т. Н. Яркина
Томский государственный педагогический университет, Томск
Производственная практика выступает важным компонентом профессиональной подготовки обучающихся в магистратуре. Она способствует формированию ключевых компетенций магистров и становлению опыта профессиональной деятельности, позволяет оценить эффективность освоения образовательной программы. Оценивание деятельности студентов по итогам практики имеет свои особенности и отличается от оценивания их знаний и умений по учебным дисциплинам. Это требует определения критериев и уровней их оценивания на практике.
За период обучения в магистратуре педагоги проходят три вида практик. Итогом всей научно-исследовательской и педагогической деятельности обучающихся является преддипломная практика. По результатам ее прохождения решается вопрос о допуске к защите выпускной квалификационной работы.
Ставится проблема оценки профессиональных компетенций обучающихся магистратуры психолого-педагогического образования по итогам производственной практики. Рассматриваются предложенные в литературе варианты выявления уровня их сфор-мированности, раскрываются задачи, содержание, особенности организации исследовательской деятельности, виды заданий по преддипломной практике студентов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование (психология и педагогика развития дошкольника)». Использован опыт Томского государственного педагогического университета в определении уровня развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций: первый (низкий), второй (средний), третий (высокий).
Выделены и описаны показатели и критерии проявления компетенций педагогов-магистров по итогам производственной (преддипломной) практики. Предложен критери-ально-уровневый подход к организации преддипломной практики обучающихся магистратуры в образовательной среде педагогического вуза. Определены и охарактеризованы уровни проявления общепрофессиональных и профессиональных компетенций: критический, достаточный, продвинутый.
Ключевые слова: подготовка магистрантов, производственная, преддипломная практика, профессиональные компетенции, критерии, уровни развития компетенций.
В настоящее время в условиях высшего образования актуализируется проблема оценивания результатов обучения, выражаемых в сформированных компетенциях. Важным направлением в контексте данной проблемы выступает оценивание компетенций обучающихся магистратуры на практике. Производственная педагогическая практика играет одну из ключевых ролей в профессиональной подготовке обучающихся, так как обеспечивает формирование ключевых компетенций и способствует становлению опыта профессиональной деятельности. Именно во время прохождения практики, отмечает Э. М. Киселева, магистранты имеют возможность апробировать свои силы и способности в реальной образовательной среде в соответствии с профессиональной направленностью [1].
Реализация ФГОС ВО третьего поколения значительно актуализировала внедрение компетентностного подхода, направленного не только на формирование необходимых компетенций обучающихся, но и их оценку, в частности, по результатам практики [2]. Как справедливо замечает С. А. Морозова, компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, выраженных в виде способностей действовать и решать профессиональные задачи, что, в свою очередь, требует совершенствования контрольно-оценочной деятельности преподавателя, в том числе и по педагогической практике [3].
Особое внимание при выявлении результативности практики уделяется, безусловно, оценке сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В связи с этим возникает проблема определения критериев и уровней их оценивания.
Проблема оценивания компетенций студентов вузов, в том числе в процессе практики, волнует многих исследователей и рассматривается в ряде работ (О. А. Подольский, В. А. Погожина, И. А. Шабанова, Н. В. Жарикова, А. К. Лукина, В. И. Тесленко, С. В. Ла-тынцев и др.). Так, О. А. Подольским и В. А. Погожиной обоснован и раскрыт подход к диагностике ключевых познавательных компетенций современных выпускников вузов [4]. Е. В. Иванова и И. А. Виноградова предлагают довольно интересную модель сертификации профессиональных компетенций педагогов, которая представлена тремя уровнями: стартовым, базовым и экспертным. В основе выделения уровней, замечают авторы, лежит принцип прогрессивного (количественного и качественного) изменения требований к профессиональным компетенциям педагога [5]. Предлагаемый вариант позволяет достаточно объективно оценивать уровень профессиональной компетенции педагога.
В статье В. И. Тесленко, С. В. Латынцева и Н. В. Прокопьевой выделены критерии и описаны уровни сформированности способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в период педагогической практики [6]. В качестве критериев данные авторы выделяют: 1) знание студентом перечня компетенций и их компонентного состава; 2) готовность осуществлять деятельность, связанную с реализацией компетенции; 3) способность осуществлять коррекционно-процессуальную деятельность для успешного прохождения педагогической практики. На этом основании исследователи определяют пять уровней сформированности компетенций студентов в период педагогической практики: I уровень (субъектно-мотивационный); II уровень (нормативно-осознанный); III уровень (репродуктивный); IV уровень (оптимально-адаптивный) и V уровень (квалификационно-нормативный) [6]. Такой опыт представляется весьма интересным и полезным.
Подходы к оцениванию деятельности студентов на педагогической практике предложены и нашими коллегами из Томского государственного педагогического университета И. А. Шабановой и Н. В. Жариковой [7]. Как отмечают авторы, оценочные материалы по практике отличаются от аналогичных, используемых при оценке результатов освоения учебных дисциплин. Педагоги предлагают достаточно функциональную процедуру оценивания деятельности студентов-бакалавров и разрабатывают оценочный лист, позволяющий, по их мнению, отражать не только уровень развития компетенций, но и способствовать их качественному приращению и развитию.
Анализ имеющихся исследований показывает, что в основном они содержат варианты оценивания компетенций на практике студентов-бакалавров, кроме того, на взгляд авторов, не достаточно полно раскрывают содержательную характеристику уровней сформирован-
ности компетенций обучающихся. В связи с этим авторы обратились к определению критериев и описанию уровней сформированности компетенций магистрантов на производственной практике.
Согласно ФГОС ВО по психолого-педагогическому образованию в учебный план обучающихся магистратуры включены разные виды практик: учебная, производственная и преддипломная, завершающая процесс профессиональной подготовки магистрантов-педагогов. На основании ФГОС ВО в учебном плане ТГПУ для производственной (преддипломной) практики обучающихся магистратуры по психолого-педагогическому образованию (профиль «Психология и педагогика развития дошкольника») определен состав общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [8].
Содержание преддипломной практики ориентировано на научно-исследовательскую деятельность магистрантов, так как ее ключевой целью является завершение выпускной квалификационной работы, оформление научного текста, подведение итогов экспериментальной деятельности. Следует заметить, что все предшествующие практики включают определенные этапы выполнения магистерской диссертации. Исследования, подчеркивает С. И. Поздеева, становятся необходимой составляющей профессионализма педагога-практика, поэтому все учебные дисциплины и виды практик в магистратуре должны быть пронизаны организацией психолого-педагогического исследования [9]. Без этого, добавляет Н. В. Харина, невозможно овладение педагогами новыми видами профессиональной деятельности и повышение качества высшего образования [10].
Процедура оценивания компетенций студентов на практике представлена в фонде оценочных средств (приложение к программе практики), который включает описание формируемых и контролируемых компетенций, оценочный лист с критериями оценивания определенных показателей педагогической (научно-исследовательской) деятельности, методические материалы и рекомендации по оформлению отчета, учетную карточку. Принята уровневая характеристика компетенций, а именно: первый, второй и третий уровни. Данные уровни характеризуют степень сформированности каждой отдельно взятой компетенции.
Полагаем, что совокупное оценивание всех формируемых в период преддипломной практики компетенций как готовности осуществлять научно-исследовательскую деятельность возможно через описание критического, достаточного и продвинутого уровней. Для описания уровней в качестве критериев авторы используют содержание компетенций, закрепленных за преддипломной практикой, так как они определяют суть выполняемых студентами заданий. Уровень определяется на основании балльной оценки: критический (1 балл) - незначительное овладение компетенциями или их отсутствие; достаточный (2 балла) - неполное овладение необходимыми компетенциями; продвинутый (3 балла) - полное овладение компетенциями, творческое их использование в деятельности. В таблице отражены критерии оценивания и уровни сформированности компетенций магистрантов.
Представляется целесообразным при написании факультетским руководителем итогового заключения указать достигнутый магистрантом уровень, что дает основание для рекомендации к допуску/недопуску к защите выпускной квалификационной работы.
Таким образом, предлагаемые критерии и уровни оценивания компетенций магистрантов-педагогов позволяют получить более полное представление о результативности их научно-исследовательской деятельности на практике.
Критерии/баллы
Профессиональная мобильность; готовность к коммуникации в письменной форме на государственном языке РФ (владение научным стилем, логика выстраивания и структурированность текста ВКР, доклада/автореферата;
готовность к коммуникации в письменной форме на иностранном языке (оформление научной статьи - написание аннотации, ключевых слов, названия на английском языке); готовность к коммуникации в устной форме (стиль и логика доклада, профессиональная терминология, умение презентовать научный текст, ответы на вопросы, способность вести научную дискуссию, отстаивать и аргументировать свою точку зрения); адекватное применение методов исследования (определение критериев исследования, способность осуществлять выбор адекватных им методов среди существующих, обоснование сделанного выбора); способность выстроить менеджмент социализации результатов научного исследования - публично презентовать свои научные достижения; способность представить научному сообществу результаты проведенного исследования (способность создать и представить продукт, соответствующий принятым стандартам и форматам: научную статью, доклад, мультимедийную презентацию)
Критический уровень
1 балл
Низкая профессиональная мобильность, особенно в нестандартных ситуациях, значительные затруднения в письменном изложении научного текста: отсутствие логики построения ВКР, разрозненность материала, некорректное описание эмпирических результатов; неумение переводить текстовую информацию в графическую форму. Отсутствие необходимой критичности в оценивании адекватности используемых методов исследования, информационных технологий, интернет-ресурсов. Низкая публикационная активность, неспособность достойно презентовать результаты научного исследования по теме ВКР, низкое качество продуктов научно-исследовательской деятельности: текста ВКР, доклада, статьи, мультимедийной презентации. Не способен к продуктивной научной дискуссии
Достаточный уровень
2 балла
Профессионально мобилен в стандартных типичных ситуациях, владеет ограниченным набором действий в нестандартных ситуациях; испытывает небольшие затруднения в письменном изложении научного текста, выстраивании логики ВКР, разрешаемые с помощью руководителя. Использует графическую форму обработки текстовой информации, владеет профессиональной терминологией в контексте изучаемой проблемы. Достаточно критичен в оценивании адекватности используемых методов, информационных технологий, интернет-ресурсов. Публикационная активность отвечает предъявляемым требованиям (не менее двух опубликованных статей). Применяет активные методы в контексте реализуемой психоло-го-педагогической деятельности в своей предметной области. Способен качественно публично представить результаты научного исследования по теме ВКР, создать и презентовать продукт, соответствующий принятым стандартам и форматам: научную статью, доклад, мультимедийную презентацию. Демонстрирует готовность к ведению научной дискуссии, не всегда при этом убедителен в аргументировании своей точки зрения
Продвинутый уровень 3 балла
Высокая профессиональная мобильность как в стандартных типичных ситуациях, так и в нестандартных, новых условиях, ответственность за принимаемые решения. Способен компетентно выстраивать коммуникацию в письменной и устной форме: соблюдает орфографические, пунктуационные, грамматические и стилистические нормы современного русского языка, выдерживает научный стиль изложения. Свободно владеет профессиональной терминологией и компетентно ее использует в рамках темы ВКР. Активно переводит текстовую информацию в графическую форму, создавая авторские таблицы и рисунки. Критически подходит к выбору методов, информационных технологий, интернет-ресурсов применительно к решаемым исследовательским задачам. Использует разнообразные активные методы обучения. Высокая публикационная активность (более трех опубликованных статей по теме ВКР). Профессионально публично презентует свои научные достижения, создает качественный научный продукт, соответствующий принятым стандартам и форматам: научный текст, научную статью, доклад, мультимедийную презентацию. Активно включается в научную дискуссию, увлеченно ее поддерживает, убедительно и аргументированно отстаивает свою точку зрения и защищает исследовательские результаты
Список литературы
1. Киселева Э. М. Особенности производственной практики магистров в условиях уровневой системы высшего образования // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 534-536.
2. Гуцу Е. Г. Организация практики в условиях модернизации высшего профессионального педагогического образования // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 8. С. 7-11.
3. Морозова С. А. К вопросу о контрольно-оценочной деятельности в условиях компетентностного подхода // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 48-53.
4. Подольский О. А., Погожина В. А. Новый подход к диагностике ключевых познавательных компетенций современных выпускников вузов // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 89-99.
5. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Сертификация в системе оценки профессиональных компетенций педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 75-81.
6. Тесленко В. И., Латынцев С. В., Прокопьева Н. В. Развитие компетенций студентов в период педагогической практики // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 63-68.
7. Шабанова И. А., Жарикова Н. В. Оценивание деятельности студентов на педагогической практике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 72-75.
8. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)». URL: fgosvo/news/5/1868 (дата обращения: 25.09.2017).
9. Поздеева С. И., Кириллова О. И. Место педагогического исследования в подготовке и профессиональной деятельности магистра // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 43-47.
10. Харина Н. В. Профессиональное образование в России: проблемы, пути решения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1 (1). С. 8-15.
Яркина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.10.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-51-56
CRITERIA AND LEVELS OF ESTIMATION OF COMPETENCES OF MASTER'S DEGREE STUDENTS DURING PRE-GRADUATION PRACTICE
T. N. Yarkina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The production practice is an important component of the vocational training for students of master's degree program. It contributes to the formation of key competences of masters and the development of their professional experience, allows to assess the effectiveness of the development of the educational program. Evaluation of the students' activities based on the results of the practice has its own characteristics and differs from the assessment of their knowledge and skills in academic disciplines. This requires defining the criteria and levels of their evaluation in practice.
There are three types of practice during the Master's studies for teachers. The result of all research and teaching activities of students is pre-graduation practice. Based on its results, the issue of admission to the defence of the final qualifying work is considered.
In the article, the author raises the problem of assessing the professional competencies of the graduate students of psychological and pedagogical education following the results of industrial practice. The author considers the options offered in the literature for revealing the level of their formation, reveals the tasks, content, peculiarities of the organization of research activity, types of assignments for pre-graduation practice of students studying in the direction
"Psychological and pedagogical education (Psychology and pedagogy of preschooler development)". The experience of the Tomsk State Pedagogical University in determining the level of development of general professional and professional competencies is used: first (low), second (middle), third (high).
The indicators and criteria for the manifestation of the competences of masters teachers based on the results of industrial (pre-graduation) practice are singled out and described. The article proposes a criterial-level approach to the organization of the pre-graduation practice of students of a master's degree in the educational environment of a pedagogical university. The levels of manifestation of general professional and professional competencies are defined and characterized: critical, sufficient, advanced.
Key words: training graduate students, pre-graduation practice, professional competencies, criteria, levels of competence development.
References
1. Kiseleva E. M. Osobennosti proizvodstvennoy praktiki magistrov v usloviyakh urovnevoy sistemy vysshego obrazovaniya [Features of the production practice of masters in the context of the tertiary system of higher education]. Molodoy uchenyy, 2014, no. 1, pp. 534-536 (in Russian).
2. Gutsu E. G. Organizatsiya praktiki v usloviyakh modernizatsii vysshego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Organization of practice in conditions of modernization of higher professional pedagogical education]. Nachal'naya shkola plyus do iposle, 2011, no. 8, pp. 7-11 (in Russian).
3. Morozova S. A. K voprosu o kontrol'no-otsenochnoy deyatel'nosti v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda [On the issue of control and appraisal activity in a competence-based approach]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2016, vol. 3, pp. 48-53 (in Russian).
4. Podol'skiy O. A., Pogozhina V. A. Novyy podkhod k diagnostike klyuchevykh poznavatel'nykh kompetentsiy sovremennykh vypusknikov vuzov [A new approach to diagnosing the key cognitive competencies of modern university graduates]. Voprosy psykhologii, 2017, vol. 2, pp. 89-99 (in Russian).
5. Ivanova E. V., Vinogradova I. A. Sertifikatsiya v sisteme otsenki professional'nykh kompetentsiy pedagoga [Certification in the system of evaluation of teacher's professional competencies]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol. 12 (177), pp. 75-81 (in Russian).
6. Teslenko V. I., Latyntsev S. V., Prokop'eva N. V. Razvitiye kompetentsiy studentov v period pedagogicheskoy praktiki [Development of students' competencies in pedagogical practice]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2014, no. 4, pp. 63-68 (in Russian).
7. Shabanova I. A., Zharikova N. V. Otsenivaniye deyatel'nosti studentov na pedagogicheskoy praktike [Estimation of students at teaching practice]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2015, no. 8 (161), pp. 72-75 (in Russian).
8. FGOS VOpo napravleniyupodgotovki 44.04.02 "Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven'magistratury)" [Federal State Educational Standard of higher education in the direction of training 44.04.02 "Psychological and pedagogical education (master's level)"] (in Russian). URL: fgosvo/news/5/1868 (accessed 25 September 2017) (in Russian).
9. Pozdeeva S. I., Kirillova O. I. Mesto pedagogicheskogo issledovaniya v podgotovke i professional'noy deyatel'nosti magistra [The place of the pedagogical research in the preparation and professional activities of the master]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 4 (6), pp. 43-47 (in Russian).
10. Kharina N. V. Professional'noye obrazovaniye v Rossii: problemy, puti resheniya [Professional education in Russia: problems and solutions]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2013, vol. 1 (1), pp. 8-15 (in Russian).
Yarkina T. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federationn, 634061). Е-mail: [email protected]