Научная статья на тему 'Организация производственной практики студентов программы магистратуры "профессионально ориентированное обучение математике"'

Организация производственной практики студентов программы магистратуры "профессионально ориентированное обучение математике" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ / GRADUATE PROGRAMS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PRODUCTION PRACTICE / TRAINING TEACHERS OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

В статье описан опыт организации производственной практики студентов в программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике»). Общая трудоемкость производственной практики магистранта составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Цель производственной практики формирование практической готовности будущего магистра к осуществлению деятельности по проектированию, организации и реализации процесса профессионально ориентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся. В статье показано место производственной практики в структуре программы магистратуры, охарактеризованы компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики, предложены программы оценивания учебной деятельности студентов, обозначена форма промежуточной аттестации. Структура и содержание производственной практики представлены ее этапами, трудоемкостью (в часах) и формами текущего контроля (заданиями для проведения текущей аттестации). В статье представлены перечень и краткая характеристика выполняемых студентами заданий, указана необходимая для составления отчета документация. В статье приведен перечень учебно-методического и информационного обеспечения производственной практики, представленный основной и дополнительной литературой, а также программным обеспечением и Интернет-ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаурова Инесса Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE PRODUCTION PRACTICE OF STUDENTS OF THE MASTER PROGRAM "PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS"

The experience of the organization of the production practice of students in the graduate program in training 44.04.01 «Pedagogical education» (profile «Profession-oriented teaching of mathematics») is described in the article. The total complexity of the production practice of a student is 12 credits, 432 hours. The aim of the production practice is the formation of practical readiness of the future master to carry out activities for the design, organization and implementation of the process of profession-oriented teaching of mathematics in educational institutions of higher education using technology, reflecting the specific subject area of «Mathematics» in the context of future professional activities and corresponding age, gender and psychophysical peculiarities of students. Place of production practice in the structure of graduate programs is shown in the article. The competence of the learner, formed as a result of the production practice is described. Programs of evaluation of learning activities of the students are suggested. Form of interim certification is marked. The structure and content of the production practice are presented with the stages, the complexity (in hours) and the forms of the current control (the tasks for the current certification). A list and brief description of the tasks performed by the students are presented in the article. Documentation required for reporting is specified. List of educational-methodical and information support of production practice, presented the main and additional literature and software and web resources are cited in the article.

Текст научной работы на тему «Организация производственной практики студентов программы магистратуры "профессионально ориентированное обучение математике"»

УДК 378.016: 51

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ»

© 2017

Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)

Аннотация. В статье описан опыт организации производственной практики студентов в программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике»). Общая трудоемкость производственной практики магистранта составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Цель производственной практики - формирование практической готовности будущего магистра к осуществлению деятельности по проектированию, организации и реализации процесса профессионально ориентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся. В статье показано место производственной практики в структуре программы магистратуры, охарактеризованы компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики, предложены программы оценивания учебной деятельности студентов, обозначена форма промежуточной аттестации. Структура и содержание производственной практики представлены ее этапами, трудоемкостью (в часах) и формами текущего контроля (заданиями для проведения текущей аттестации). В статье представлены перечень и краткая характеристика выполняемых студентами заданий, указана необходимая для составления отчета документация. В статье приведен перечень учебно-методического и информационного обеспечения производственной практики, представленный основной и дополнительной литературой, а также программным обеспечением и Интернет-ресурсами.

Ключевые слова: программа магистратуры, профессионально ориентированное обучение математике, подготовка педагога-математика, производственная практика.

THE ORGANIZATION OF THE PRODUCTION PRACTICE OF STUDENTS OF THE MASTER PROGRAM «PROFESSION-ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS»

© 2017

Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)

Abstract. The experience of the organization of the production practice of students in the graduate program in training 44.04.01 «Pedagogical education» (profile «Profession-oriented teaching of mathematics») is described in the article. The total complexity of the production practice of a student is 12 credits, 432 hours. The aim of the production practice is the formation of practical readiness of the future master to carry out activities for the design, organization and implementation of the process of profession-oriented teaching of mathematics in educational institutions of higher education using technology, reflecting the specific subject area of «Mathematics» in the context of future professional activities and corresponding age, gender and psychophysical peculiarities of students. Place of production practice in the structure of graduate programs is shown in the article. The competence of the learner, formed as a result of the production practice is described. Programs of evaluation of learning activities of the students are suggested. Form of interim certification is marked. The structure and content of the production practice are presented with the stages, the complexity (in hours) and the forms of the current control (the tasks for the current certification). A list and brief description of the tasks performed by the students are presented in the article. Documentation required for reporting is specified. List of educational-methodical and information support of production practice, presented the main and additional literature and software and web resources are cited in the article.

Keywords: graduate programs, profession-oriented teaching of mathematics, training teachers of mathematics, production practice.

С 1 января 2018 года в Российской Федерации вступает в силу Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. № 608н) [1]. В этой связи представляется актуальным разработка новых и приведение существующих программ подготовки педагогов в соответствие с принятым Профессиональным стандартом, что предполагает, прежде всего, усиление практической направленности этих программ. Основным образовательным результатом подготовки педагогов будет способность их строить предстоящую профессиональную деятельность в соответствии с утвержденным стандартом. Важную роль в овладении будущим педагогом трудовыми действиями из Профессионального стандарта играет производственная практика.

Практика предназначена для полноценной отработки необходимых для последующей успешной профессиональной деятельности трудовых действий, обозначенных в Профессиональном стандарте, в реальной образовательной организации в условиях наставничества со

стороны опытного преподавателя, контроль правильности их выполнения и оценку сформированное™ [2-6].

Основная цель производственной практики в программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике») - формирование практической готовности будущего магистра к осуществлению деятельности по проектированию, организации и реализации процесса профессионально ориентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся. Общая трудоемкость производственной практики составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Тип производственной практики - практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Способ проведения практики: стационарная.

Производственная практика относится к вариативной части программы магистратуры и проводится во 2

и 4 семестрах. Для успешного прохождения производственной практики во 2 семестре необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами в 1 семестре при изучении дисциплин: «Педагогическое проектирование в области профессиональной деятельности»; «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования»; «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе». Для успешного прохождения производственной практики в 4 семестре необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами в 1-3 семестрах при изучении дисциплин: «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования»; «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе»; «Современные методики и технологии профессионально ориентированного обучения математике»; «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов»; дисциплин по выбору: «Методическая деятельность преподавателя»; «Воспитательная деятельность преподавателя»; «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки» и др. Прохождение производственной практики является основанием для эффективного прохождения преддипломной практики и качественного выполнения выпускной квалификационной работы.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести профессиональные компетенции [7]:

- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

- способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);

- способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10).

Этапы производственной практики с указанием формы текущего контроля.

2 семестр. Тема практики «Проектная деятельность преподавателя математики».

1. Подготовительный этап - установочная конференция № 1 (знакомство с руководителем практики; содержанием и сроками проведения практики, видами отчетной документации, требованиями к ее оформлению).

2. Основной этап.

2.1. Планирование проектной деятельности преподавателя математики (на период практики) (задание 1).

2.2. Анализ и разработка методического обеспечения реализации математических дисциплин (модулей) (задание 2).

2.3. Анализ практической готовности будущего ма-

гистра к деятельности по проектированию процесса профессионально ориентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся (задание 3).

3. Заключительный этап - отчетная конференция №

1 (задание 4).

4 семестр. Тема практики «Педагогическая деятельность преподавателя математики».

1. Подготовительный этап - установочная конференция № 2 (знакомство с руководителем практики; содержанием и сроками проведения практики, видами отчетной документации, требованиями к ее оформлению).

2. Основной этап.

2.1. Планирование педагогической деятельности преподавателя математики (на период практики) (задание 5).

2.2. Преподавание математических дисциплин (модулей) для студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам: подготовка, проведение и анализ пробных занятий (задание 6).

2.3. Участие в организации и руководстве научно-исследовательской и/или проектной деятельностью студентов, изучающих математику по различным образовательным программам (задание 7).

2.4. Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся: выполнение функций куратора группы (задание 8).

2.5. Участие в формировании образовательной среды, обеспечивающей качество профессионально ориентированного математического образования (задание 9).

2.6. Педагогический контроль и оценка учебной деятельности студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам (задание 10).

2.7. Ведение документации, обеспечивающей реализацию математических дисциплин (модулей) (задание 11).

2.8. Анализ практической готовности будущего магистра к педагогической деятельности по организации и реализации процесса профессионально ориентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся (задание 12).

3. Заключительный этап - отчетная конференция №

2 (задание 13).

Содержание производственной практики представляет собой систему профессионально ориентированных заданий, отражающих совокупность профессиональных задач, в целом определяющих компетентность выпускника педагогической программы в соответствии с требованиями ФГОС ВО [7]. Для студента выполнение задания будет представлять процесс практического решения одной или нескольких профессиональных задач, направленных на освоение и отработку соответствующих трудовых действий и умений из Профессионального стандарта [1].

Перечень заданий, выполняемых магистрантами во 2 семестре.

Задание 1. Индивидуальный план прохождения производственной практики во 2 семестре.

Содержание задания. Изучение содержания практики. Анализ требований и должностных обязанностей преподавателя математики. Знакомство с базой практики и проектной деятельностью преподавателя математики. Знакомство с деятельностью профессиональных сообществ (ассоциаций) преподавателей математики.

Составление индивидуального плана прохождения производственной практики. Согласование плана с руководителем практики.

Отчетная документация: индивидуальный план прохождения производственной практики во 2 семестре.

Задание 2. Анализ и разработка методического обеспечения реализации математической дисциплины (модуля).

Содержание задания. Изучение опыта проектирования образовательного пространства (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья) и образовательной среды базы практики. Ознакомление с индивидуальными образовательными маршрутами студентов. Анализ основной образовательной программы высшего образования и учебного плана направления подготовки (специальности), освоение которого предполагает изучение одной или нескольких математических дисциплин (модулей). Изучение структуры и содержания действующих рабочей программы и фондов оценочных средств по дисциплине «Математика». Анализ и разработка научно-методического (методики, технологии, приемы профессионально ориентированного обучения математике) и/или учебно-методического (учебно-методические материалы, в том числе учебные тексты, контрольно-измерительные материалы для проведения отдельных видов учебных занятий) обеспечения реализации одного из разделов дисциплины. Составление планов лекционных, практических занятий, лабораторных работ, консультаций, самостоятельной работы, научно-исследовательской и/или проектной деятельности студентов [8-15].

Отчетная документация: перечень и краткая характеристика разработанных методических материалов.

Задание 3. Анализ практической готовности будущего магистра к деятельности по проектированию процесса профессионально ориентированного обучения математике в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся.

Содержание задания. Определение степени готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики (проектная деятельность) (таблица 1).

Таблица 1

Преподаватель математики должен Самооценка (по 5-балл шкале) Оценка педагога-

Знать: научно-методологические основы проектирования образовательного пространства, образовательной среды, ооразоват&тьных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, форми методов контроля качества, профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержания математических дисциплин, технологий и конкретных методик

Уметь: адаптировать (взависимости от образовательного контекста) имеющиеся профессиональные знания и умения при проектировании образовательного пространства, образовательной среды, образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов; форми методов контроля качества профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержанияматематических дисциплин,технологий и конкретных методик профессионально ориентированного обучения математике.

Владеть: практическими навыками проектирования образовательного пространства, образовательной среды, образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, форм и методов контроля качества профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержания математических дисциплин, технологий и конкретных методик профессионально ориентированного обученияматематике б условиях реальной образовательной организации.

На основании определения степени готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики (проектный вид деятельности) составляется отзыв о прохождении производственной практики студентом 1 курса. В отзыве:

- указываются: место и сроки прохождения практики (в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком); цель практики; выполняемые студентом обязанности; информация о согласовании индивидуаль-

ного задания, содержания и планируемых результатов практики с руководителем практики от университета;

- дается краткая характеристика студента, перечисляются качества, проявленные им в ходе практики;

- описание и оценка результатов прохождения практики: перечисляются результаты прохождения практики студентом (полученные в ходе практики знания, владения и навыки); оценивается уровень сформированности компетенций в соответствии с программой практики и с достигнутыми результатами практики.

Отчетная документация: отзыв о прохождении производственной практики во 2 семестре.

Задание 4. Презентация результатов производственной практики во 2 семестре.

Содержание задания. Составление отчета (с мультимедийным сопровождением) о ходе и результатах практики.

Перечень заданий, выполняемых магистрантами в 4 семестре.

Задание 5. Индивидуальный план прохождения производственной практики в 4 семестре.

Содержание задания. Изучение содержания практики. Знакомство с базой практики и педагогической деятельностью преподавателя математики. Составление индивидуального плана прохождения производственной практики. Согласование плана с руководителем практики.

Отчетная документация: индивидуальный план прохождения производственной практики в 4 семестре.

Задание 6. Преподавание математических дисциплин (модулей) для студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам: подготовка, проведение и анализ пробных занятий.

Содержание задания. Определение целей занятий. Поиск и использование информации, необходимой для подготовки к занятиям. Разработка планов-конспектов занятий с учетом принципа профессиональной направленности, социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе их особых образовательных потребностей. Организация и проведение не менее четырех пробных занятий (8 часов). Наблюдение, анализ и самоанализ занятий для установления соответствия содержания, использованных форм, методов, средств и технологий обучения и воспитания поставленным целям. Интерпретация и использование результатов наблюдений и анализа для коррекции собственной деятельности. Обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, педагогом-наставником для выработки предложений по их совершенствованию и коррекции. Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся на период практики.

Отчетная документация: план-конспект и самоанализ одного из проведенных пробных занятий.

Задание 7. Участие в организации и руководстве научно-исследовательской и/или проектной деятельностью студентов, изучающих математику по различным образовательным программам.

Содержание задания. Изучение опыта организации научно-исследовательской и/или проектной деятельности студентов, изучающих математику по различным образовательным программам базы практики. Разработка тем исследовательских и/ или проектных работ по математике. Оказание методической помощи обучающимся в выборе темы и проведении основных этапов проектных и/или исследовательских работ. Оценка качества выполнения и оформления проектных и/или исследовательских работ обучающихся. Участие в работе студенческого научного общества. Участие в подготовке и проведении студенческих научных конференций, конкурсов проектных и/или исследовательских работ.

Отчетная документация: перечень и краткая характеристика выполненных трудовых действий по организации и руководству научно-исследовательской и/или

проектной деятельностью студентов, изучающих математику.

Задание 8. Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся: выполнение функций куратора группы.

Содержание задания. Изучение опыта базы практики по созданию педагогических условий для развития группы и социально-педагогической поддержке студентов в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии. Планирование и организация работы с группой обучающихся.

Отчетная документация: перечень и краткая характеристика выполненных трудовых действий по организационно-педагогическому сопровождению группы обучающихся (выполнение функций куратора группы).

Задание 9. Участие в формировании образовательной среды, обеспечивающей качество профессионально ориентированного математического образования.

Содержание задания. Изучение деятельности базы практики по формированию образовательной среды, обеспечивающей качество профессионально ориентированного математического образования. Помощь педагогу-наставнику в создании соответствующей образовательной среды.

Отчетная документация: краткая характеристика образовательной среды базы практики, обеспечивающей качество профессионально ориентированного математического образования и перечень выполненных трудовых действий.

Задание 10. Педагогический контроль и оценка учебной деятельности студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам.

Содержание задания. Изучение опыта базы практики по проектированию и реализации действующей системы контроля и оценки процесса и результатов освоения обучающимися дисциплины «Математика», используемых форм и методов контроля качества образования, различных видов контрольно-измерительных материалов. Подбор из существующих и создание собственных оценочных средств. Анализ и коррекция собственной деятельности по результатам педагогического контроля и оценки процесса и результатов освоения дисциплины.

Отчетная документация: краткая характеристика действующей (в период практики) системы контроля и оценки процесса и результатов освоения обучающимися дисциплины «Математика», используемых форм и методов контроля качества образования, различных видов контрольно-измерительных материалов и перечень апробированных авторских оценочных средств.

Задание 11. Ведение документации, обеспечивающей реализацию математических дисциплин (модулей).

Содержание задания. Знакомство с перечнем и содержанием нормативно-правовых актов, локальными актами образовательной организации, регламентирующих виды документации и порядок ее оформления. Изучение требований к ведению документации. Знакомство с порядком доступа к документации педагогических работников, уполномоченных должностных лиц, обучающихся, их родителей (законных представителей), других категорий граждан. Изучение мер ответственности педагогических работников за нарушение требований к ведению указанной документации. Знакомство с порядком использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, правилами и регламентами заполнения баз данных. Заполнение и использование документации.

Отчетная документация: перечень выполненных трудовых действий по ведению документации, обеспечивающей реализацию математических дисциплин (модулей).

Задание 12. Анализ практической готовности будущего магистра к педагогической деятельности по организации и реализации процесса профессионально ори-86

ентированного обучения математике в образовательных организациях высшего образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» в контексте предстоящей профессиональной деятельности и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся.

Содержание задания. Определение степени готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики (педагогическая деятельность) (таблица 2).

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель математики должен Самооценка (по 5-6. иж.) Оценка педагога- (по 5-6 шк)

Знать: особенности применения современных методик н технологии организации профессионально ориентированного обучения и воспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования, различных подходовкорганвзациии руководству научно-исследовательской работой студентов; особенности применения научно-теоретических подходов к анализу и использованию методик, технологий и приемов профессионально ориентированного обучения студентов, изучающих математику по различным образовательным программам.

Уметь: адаптировать применяемые современные методики и технологии организации профессионально ориентированного обученияивоспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования; а д аптнр овать р азр аб отанный план мер о приятии по руководству научно-исследовательскойработой студентов, изучающих математику по различным образовательным программамвзависимости от реального образовательного

Владеть практическими навыками организации профессионально ориентированного обученияивоспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования с использованием современныхметодик и технологий, формирования образовательной среды, руководства научно-исследовательской работой студентов в условиях реальной образовательной организации; практическими навыкамиреализацииыетодик, технологийн приемов профессионально ориентированного обучения студентов, изучающих математику по различным образовательным программам, на основе анализа результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

На основании определения степени готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики (педагогический вид деятельности) составляется отзыв о прохождении производственной практики студентом 2 курса.

Отчетная документация: отзыв о прохождении производственной практики в 4 семестре.

Задание 13. Презентация результатов производственной практики в 4 семестре.

Содержание задания. Составление отчета (с мультимедийным сопровождением) о ходе и результатах практики.

Форма промежуточной аттестации по итогам практики - зачет с оценкой.

Программа оценивания учебной деятельности студента во время производственной практики во 2 семестре.

Практические занятия. Посещение и активность работы в аудитории во время установочной и отчетной конференций - от 0 до 8 баллов (от 0 до 4 баллов за каждое мероприятие).

Самостоятельная работа (организуется согласно перечню заданий для самостоятельной работы) - контроль выполнения заданий. Проверяются: количество и правильность выполнения заданий № 1 - № 4 - от 0 до 40 баллов (задание № 1 - от 0 до 4 баллов; задание № 2 - от 0 до 28 баллов; задание № 3 - от 0 до 4 баллов; задание № 4 - от 0 до 4 баллов).

Другие виды учебной деятельности - от 0 до 20 баллов - оформление отчета о ходе и результатах практики. Оценивается грамотность оформления отчета.

Промежуточная аттестация - от 0 до 32 баллов - презентация отчета (на отчетной конференции).

При проведении промежуточной аттестации:

«отлично» оценивается от 28 до 32 баллов;

«хорошо» оценивается от 24 до 27 баллов;

«удовлетворительно» оценивается от 20 до 23 баллов;

«неудовлетворительно» оценивается от 0 до 19 баллов.

Программа оценивания учебной деятельности студента во время производственной практики в 4 семестре.

Практические занятия. Посещение и активность ра-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

боты в аудитории во время установочной и итоговой конференций - от 0 до 8 баллов (от 0 до 4 баллов за каждое мероприятие).

Самостоятельная работа (организуется согласно перечню заданий для самостоятельной работы) - контроль выполнения заданий. Проверяются: количество и правильность выполнения заданий № 5 - № 13 - от 0 до 40 баллов (задание № 5 - от 0 до 4 баллов; задание № 6 - от 0 до 8 баллов; задание № 7 - от 0 до 4 баллов; задание № 8 - от 0 до 4 баллов; задание № 9 - от 0 до 4 баллов; задание № 10 - от 0 до 4 баллов; задание № 11 - от 0 до 4 баллов; задание № 12 - от 0 до 4 баллов; задание № 13 - от 0 до 4 баллов).

Другие виды учебной деятельности - от 0 до 20 баллов - оформление отчета о ходе и результатах практики. Оценивается грамотность оформления отчета.

Промежуточная аттестация - от 0 до 32 баллов - презентация отчета (на отчетной конференции).

При проведении промежуточной аттестации:

ответ на «отлично» оценивается от 28 до 32 баллов;

ответ на «хорошо» оценивается от 24 до 27 баллов;

ответ на «удовлетворительно» оценивается от 20 до 23 баллов;

ответ на «неудовлетворительно» оценивается от 0 до 19 баллов.

Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 2 (4) семестр по производственной практике составляет 100 баллов. Пересчет полученной студентом суммы баллов по производственной практике за 2 (4) семестр в оценку (дифференцированный зачет):

91-100 баллов - «отлично» / зачтено;

81-90 баллов - «хорошо» / зачтено;

71-80 баллов - «удовлетворительно» / зачтено;

0-70 баллов - «неудовлетворительно» / не зачтено.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики представлено:

а) основной литературой:

1. Кондаурова И.К. Производственная практика [Электронный ресурс]. Ч. 1 / И.К. Кондаурова. Саратов : [б. и.], 2016. 16 с. Б. ц. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1777. pdf. (дата размещения: 23.12.2016).

2. Кондаурова И.К. Производственная практика [Электронный ресурс]. Ч. 2 / И. К. Кондаурова. Саратов : [б. и.], 2016. 18 с. Б. ц. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1778. pdf. (дата размещения: 23.12.2016).

б) дополнительной литературой:

1. Гараева Е.А., Фесенко М.В. Педагогическая и учебно-исследовательская практика. Оренбург, 2013. 126 с.

в) программным обеспечением и Интернет-ресурсами:

1. http://www.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Российское образование».

2. http://www.StudyGuide.ru - все об образовании в России: дошкольное, общее, высшее, второе, профессиональное образование.

3. http://window.edu.ru. - единое окно доступа к образовательным ресурсам: интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // http://base.garant.ru/71202838/

2. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков, обучающихся по программам бакалавриата с присвоением квалификации «Прикладной

бакалавр» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 87-91.

3. Белкина Ю.А. Педагогическая практика студентов в условиях модернизации образования (инте-гративные тенденции) // Самарский научный вестник.

2013. № 3 (4). С. 19-21.

4. Платонова Р.И., Неверкович С.Д. Рестроспектива и современные тренды педагогической практики в условиях высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 136-140.

5. Акмаева Е.А. Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА) // Поволжский педагогический вестник.

2014. № 2 (3). С. 67-70.

6. Вдовиченко А.А. Роль предметной практики в подготовке будущих бакалавров педагогического образования по профилю «математическое образование» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-126.

7. Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/440401.

8. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал.

2015. № 3 (12). С. 50-53.

9. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.

10. Ярыгина Н.А. Повышение качества образования в магистратуре посредством формирования исследовательской компетенции магистрантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239.

11. Андреева Т.В. Экспертное оценивание качества научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 10 (14). С. 76-82.

12. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 247-250.

13. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

14. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

15. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.