педагогические Кондаурова Инесса Константиновна
науки ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ...
УДК 378.016: 51
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ «РАЗРАБОТКА ПОД РУКОВОДСТВОМ СПЕЦИАЛИСТА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) ИЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И (ИЛИ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
© 2016
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен опыт подготовки будущего магистра педагогического образования (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике») к профессиональной деятельности по трудовой функции «Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программы» в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Авторский подход к проектированию подготовки предполагает включение в ее содержание учебных дисциплин, производственной практики и научно-исследовательской работы. Учебные дисциплины («Педагогическое проектирование в области профессиональной деятельности», «Методическая деятельность преподавателя» и др.) ориентированы на овладение будущим педагогом-математиком навыками проектирования в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Производственная практика предполагает получение профессиональных умений и опыта проектной деятельности в условиях реальной образовательной организации. Научно-исследовательская работа включается в программу подготовки магистра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает выполнение трудовых действий по проектированию в области выбранной для написания темы. Обозначены результаты подготовки (профессиональные компетенции и профессиональные задачи, соответствующие проектному виду деятельности).
Ключевые слова: программа магистратуры, профессионально ориентированное обучение математике, подготовка педагога-математика, проектная деятельность, разработка учебно-методического обеспечения реализации дисциплин.
TRAINING TEACHERS OF MATHEMATICS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES PROFESSIONAL
FUNCTIONS «DEVELOPED UNDER THE SUPERVISION OF A SPECIALIST OF HIGHER QUALIFICATION TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT THE IMPLEMENTATION OF TRAINING COURSES, DISCIPLINES (MODULES) OR CERTAIN KINDS OF TRAINING PROGRAMS OF A BACHELOR DEGREE AND (OR) ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS»
© 2016
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. Experience in training future master of pedagogical education (profile «Professionally oriented teaching of mathematics») for professional activities on labor functions «Developed under the supervision of a specialist of higher qualification training and methodological support the implementation of training courses, disciplines (modules) or certain kinds of training programs of a bachelor degree and (or) additional professional programs» in accordance with the Professional standard «A teacher of professional training, professional education and additional professional education» presented in the article. The author's approach to the design of training involves the inclusion in its content of academic disciplines, industrial practice and research work. Academic discipline («Teaching design in the field of professional activity», «Methodological activities of the teacher», etc.) focused on the mastery of the future teacher-mathematician skills of designing in the conditions of specially organized training and laboratory environment. Industrial practice involves getting professional skills and project experience in a real educational institution. The research work included in the program of training of the master in that case, if his final qualifying work involves the performance of labor of action for the design in the area selected for writing topics. The results of the training (professional competences and professional tasks corresponding to the project activity) is indicated.
Keywords: graduate programs, professionally oriented teaching mathematics, training teachers of mathematics, project activities, elaboration of training and methodological support of the implementation of the disciplines.
С 1 января 2017 года в Российской Федерации всту- приведение этих программ в соответствие с принятым пает в силу Профессиональный стандарт «Педагог про- Профессиональным стандартом. В состав указанной фессионального обучения, профессионального образо- трудовой функции входят следующие трудовые дей-вания и дополнительного профессионального образова- ствия: «разработка и обновление (под руководством ния» (документ утвержден приказом Министерства тру- специалиста более высокого уровня квалификации) рада и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. № 608н) бочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) [1]. В этой связи представляется актуальным разработка программ бакалавриата и (или) дополнительной про-новых и пересмотр существующих программ подготов- фессиональной программы (ДПП); разработка и обновки педагогов образовательных организаций высшего ление (под руководством специалиста более высокого образования к осуществлению профессиональной де- уровня квалификации) учебно-методических материа-ятельности по трудовой функции «Разработка под ру- лов для проведения отдельных видов учебных занятий ководством специалиста более высокой квалификации по преподаваемым учебным курсам, дисциплинам (мо-учебно-методического обеспечения реализации учеб- дулям) программ бакалавриата и (или) ДПП; разработка ных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов и обновление (в составе группы разработчиков и (или) учебных занятий программ бакалавриата и (или) до- под руководством специалиста более высокого уровня полнительной профессиональной программы», а также квалификации) учебных пособий, методических и учеб-
Кондаурова Инесса Константиновна педагогические
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ... науки
но-методических материалов, в том числе оценочных средств, обеспечивающих реализацию учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и ДПП; ведение документации, обеспечивающей реализацию учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата и (или) ДПП» [1, с. 51].
Магистерская программа «Профессионально ориентированное обучение математике» (направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование) является одним из возможных способов подготовки будущих и переподготовки действующих преподавателей математики профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к проектированию и реализации профессионально ориентированного обучения математике студентов в контексте предстоящей профессиональной деятельности [27]. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, - проектная и педагогическая деятельность. Результаты освоения магистерской программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В результате освоения характеризуемой программы выпускник должен обладать набором общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5), общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10) компетенций [3].
Выпускник магистерской программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [8], должен быть готов к решению профессиональных задач, соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры. В частности, проектная деятельность предусматривает готовность выпускника к решению следующих задач: «проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; проектирование профессионально ориентированного содержания учебных дисциплин (модулей) (по математике), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов; проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса; проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры». Указанные в ФГОС ВО задачи тесно коррелируют с трудовыми действиями функции «Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программы» Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Авторский подход к подготовке педагогов-математиков к осуществлению профессиональной деятельности по рассматриваемой трудовой функции состоит из трех взаимосвязанных модулей и предполагает включение в ее содержание учебных дисциплин, производственной практики и научно-исследовательской работы. Учебные дисциплины («Педагогическое проектирование в области профессиональной деятельности», «Методическая деятельность преподавателя», «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки»; «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки»; «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки»; «Обучение математике студентов общественно-научных направлений подготовки» и др.) входят в состав первого (теоретического) модуля рассматриваемой под-154
готовки и ориентированы на овладение будущим педагогом-математиком навыками проектирования в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Производственная практика (второй (практический) модуль подготовки) предполагает получение профессиональных умений и опыта проектной деятельности в условиях реальной образовательной организации. Третий (вариативный) модуль (научно-исследовательская работа) включается в программу подготовки магистра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает проведение исследований по проектированию в области выбранной для написания темы.
Центральным звеном рассматриваемой подготовки в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» служит учебная дисциплина «Педагогическое проектирование в области профессиональной деятельности» (1 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, 324 часа. Основная цель освоения дисциплины - формирование готовности будущего магистра педагогического образования к осуществлению деятельности по проектированию образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов студентов, изучающих высшую математику; разработке содержания учебных математических дисциплин (модулей), форм, методов и средств контроля; формированию образовательных среды и пространства, обеспечивающих качество профессионально ориентированной математической подготовки; проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Во 2-3 семестрах студенты приступают к изучению учебной дисциплины «Методическая деятельность преподавателя» (6 зачетных единиц, 216 часов), цель которой - формирование готовности будущего магистра педагогического образования к осуществлению деятельности по разработке научно- и учебно-методического обеспечения реализации математических дисциплин (модулей) для студентов, изучающих высшую математику в контексте предстоящей профессиональной деятельности.
Изучение дисциплин по выбору («Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки» (2-3 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки» (2-3 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки» (3-4 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов общественно-научных направлений подготовки» (3-4 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов)) позволяет будущим педагогам-математикам ознакомиться со спецификой и нюансами проектирования профессионально ориентированного обучения математике студентов конкретных направлений подготовки (специальностей) в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды.
Производственная практика (2 семестр; 3 зачетных единицы, 216 часов) предполагает формирование готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики в области проектной деятельности в условиях реальной образовательной организации. В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать: научно-методологические основы проектирования образовательного пространства, образовательной среды, образовательных программ (бакалавриат и ДПП), индивидуальных образовательных маршрутов, форм и методов контроля качества профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержания математических дисциплин, технологий и конкретных методик профессионально ориентирован-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
педагогические науки
Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ...
ного обучения математике.
Уметь: адаптировать (в зависимости от образовательного контекста) имеющиеся профессиональные знания и умения при проектировании образовательного пространства, образовательной среды, образовательных программ (бакалавриат и ДПП), индивидуальных образовательных маршрутов, форм и методов контроля качества профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержания математических дисциплин, технологий и конкретных методик профессионально ориентированного обучения математике.
Владеть: практическими навыками проектирования образовательного пространства, образовательной среды, образовательных программ (бакалавриат и ДПП), индивидуальных образовательных маршрутов, форм и методов контроля качества профессионально ориентированного математического образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, содержания математических дисциплин, технологий и конкретных методик профессионально ориентированного обучения математике в условиях реальной образовательной организации.
Одно из заданий производственной практики 2 семестра посвящено анализу и разработке методического обеспечения реализации математической дисциплины (модуля). Краткое содержание задания.
Изучение опыта проектирования образовательного пространства (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья) и образовательной среды базы практики. Ознакомление с индивидуальными образовательными маршрутами студентов.
Анализ основной образовательной программы высшего образования и учебного плана направления подготовки (специальности), освоение которого предполагает изучение одной или нескольких математических дисциплин (модулей). Изучение структуры и содержания действующих рабочей программы и фондов оценочных средств по дисциплине «Математика».
Анализ и разработка научно-методического (методики, технологии, приемы профессионально ориентированного обучения математике) и/или учебно-методического (учебно-методические материалы, в том числе учебные тексты, контрольно-измерительные материалы для проведения отдельных видов учебных занятий) обеспечения реализации одного из разделов дисциплины. Составление планов лекционных, практических занятий, лабораторных работ, консультаций, самостоятельной работы, научно-исследовательской и/или проектной деятельности студентов.
Отчетная документация: перечень и краткая характеристика разработанных методических материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // http://base.garant.ru/71202838/
2. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
3. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
4. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
5. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности детей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.
6. Кондаурова И.К. перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
7. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 50-53.
8. Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/440401.