обществу. Требовательность исключает терпимость к недостаткам, всепрощенчество, принятие во внимание «оправдывающих обстоятельств», служащих для прикрытия собственной безответственности и упущений. Требовательность должна быть доведена до конца. Этой черты порой недостаёт молодым руководителям [2; 3; 4; 5].
Таким образом, требовательность наиболее эффективна, когда она человечна, тактична, выражена в культурной, уставной, не оскорбительной форме, сочетается с уважением, внимательностью по возможности - с убеждениями, разъяснени-
Библиографический список
ями, созданием условий, вниманием к интересам и мнениям сотрудников. При предъявлении требовательности важно чувство меры. Опытный руководитель должен оптимально выбирать путь между противостоящими друг другу соображениями: единоначалием и коллегиальностью, централизацией и децентрализацией, исполнительностью и самостоятельностью, строгостью и добротой, доверием и контролем, принципиальностью и чуткостью и др. при этом самым эффективным в педагогическом плане является стиль властно-коллегиальной требовательности.
1. Юридическая педагогика. Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
2. Устинова Л.Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 27-28.
3. Устинова Л.Г. Конструирование технологий воспитания сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 71-73.
4. Устинова Л.Г. Управленческая культура руководителя ОВД в контексте современных стилей и методов руководства. Концепт. 2014; Т. 20: 206-210.
5. Султанова М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 61-63.
References
1. Yuridicheskaya pedagogika. Pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004.
2. Ustinova L.G. Primenenie kompleksnogo podhoda v processe organizacii vospitaniya kollektiva sotrudnikov OVD. Mirnauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2014; 2 (45): 27-28.
3. Ustinova L.G. Konstruirovanie tehnologij vospitaniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 71-73.
4. Ustinova L.G. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya OVD v kontekste sovremennyh stilej i metodov rukovodstva. Koncept. 2014; T. 20: 206-210.
5. Sultanova M.V. Optimizaciya tehnologii pedagogicheskogo obscheniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 61-63.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 378. 02
Shabalina E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Dovydova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: marina [email protected]
PROJECTING OF THE FUND OF ESTIMATION MEANS OF THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCIES IN APPLIED SPECIALTIES FOR BACHELOR STUDENTS. In the work questions of development of a passport of professional competence and a fund of testing materials are considered. Higher educational institutions develop effective educational programs, optimum control devices and estimates of quality of process of training, level of acquisition of competences developed in students. In this regard, the designing of a fund of testing materials is directed on the development of pedagogical means of assessment of competences that allow carrying out certification of their educational achievements, which are trained for compliance of the acquired competences. In the course of collecting of a fund of estimating means on a particular subject, an important stage is the development of a passport of professional competences. In the research work the arranging of a passport with reference to professional competence of OPK-1 is presented. The arranging stages include the structure of competence. The authors present levels of formation of competences. In the article the efficiency of a fund of estimation means is particularly defined by the choice of devices to control and assess the competences as result of training in higher education institution.
Key words: quality of professional education, funds of estimation means, passport of professional competence.
Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
М.В. Довыдова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: marina [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОГО КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
В статье рассматриваются вопросы разработки паспорта профессиональной компетенции, фонда оценочных средств. Высшие учебные заведения разрабатывают эффективные образовательные программы, оптимальные средства контроля и оценки качества процесса обучения, уровня усвоения компетенций, сформированных у студентов. В связи с этим проектирование фонда оценочных средств направлено на разработку педагогических средств оценки компетенций, что позволяет проводить аттестацию обучающихся на соответствие их учебных достижений, приобретаемых компетенций. В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, важным этапом является разработка паспорта профессиональных компетенций. В работе показано проектирование паспорта на примере паспорта профессиональной компетенции ОПК-1. Представлены этапы проектирования, включающие в себя структуру компетенции, планируемые уровни сформированности компетенций. В статье эффективность фонда оценочных средств определяется выбором средств контроля и оценки, параметрами оценивания компетенций как результата обучения в вузе.
Ключевые слова: качество профессионального образования, фонды оценочных средств, паспорт профессиональной компетенции.
Проблема повышения качества образования для современной отечественной педагогической теории и практики была и остается актуальной.
Качество - это степень соответствия уровня образования и подготовки специалиста уровню согласованных требований по освоению образовательной программы, степень соответствия тому или иному образовательному стандарту [1, с. 37]. Качество профессионального образования означает качество специалиста, подготовленного путём получения образования к выполнению профессиональной деятельности.
В новом стандарте высшего профессионального педагогического образования (ФГОС ВПО) объекты стандартизации представлены в виде компетенций. Высшие учебные заведения разрабатывают эффективные образовательные программы, оптимальные средства контроля и оценки качества процесса обучения, уровня усвоения компетенций, сформированных у студентов. Поэтому проектирование фонда оценочных средств (ФОС) направлено на разработку педагогических средств оценки компетенций, сформированных у обучающихся, что позволяет проводить аттестацию обучающихся на соответствие их учебных достижений, приобретаемых компетенций.
Фонды оценочных средств - это совокупность контрольных измерительных материалов, методических рекомендаций, описывающих формы, процедуры контроля и критерии оценивания сформированности компетенций обучающихся на всех этапах обучения [2].
В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, важным этапом является разработка паспорта профессиональных компетенций.
Рассмотрим проектирование на примере паспорта профессиональной компетенции ОПК-1 «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности».
Под компетенцией ОПК-1 понимают: способность к педагогической деятельности, направленной на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития учащихся и подготовку их к выполнению определенных социальных ролей в обществе; осознание творческого характера труда педагога, его социальной значимости, ответственности перед государством, возможности самоутверждения.
1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции.
Компетенция относится к разряду, введённых федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, отражающих специфику подготовки выпускника-бакалавра. Формирование этой компетенции необходимо для профессиональной подготовки бакалавра в части формирования системных знаний в области педагогики и методик преподавания отдельных предметов. Ее значимость определяется необходимостью профессиональной грамотности. Владение данной компетенцией является одним из ключевых требований для успешной деятельности выпускника, связанной с осуществлением педагогической деятельности. Компетенция является обязательной и входит в перечень базовых профессиональных компетенций по направлению подготовки.
2. Структура компетенции. Бакалавр знает основы теории мотивации, лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности педагога, особенности и пути подготовки, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития; умеет решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии, выстраивать логику образовательного процесса; владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации.
3. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза:
Пороговый. Основными признаками уровня являются: знает сущность мотивации, лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности педагога, особенности и пути подготовки, основные этапы и способы профессионального
самовоспитания и саморазвития (допускает ошибки); умеет решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии, выстраивать логику образовательного процесса (допускает ошибки при решении различных задач образовательного процесса); владеет в целом способами ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.).
Базовый. Основными признаками уровня являются: знает сущность мотивации, лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности педагога, особенности и пути подготовки, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития (не допускает ошибки); умеет решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки), выстраивать логику образовательного процесса (допускает ошибки при решении различных задач образовательного процесса); владеет навыками ориентации профессиональных источников информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.).
Повышенный. Основными признаками уровня являются: знает основы мотивации, лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности учителя, особенности и пути подготовки учителя, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития (допускает ошибки); умеет решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки), выстраивать логику образовательного процесса; владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации.
Паспорт формирования компетенции имеет следующий вид:
1.1. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции.
Названия учебных дисциплин, модулей, практик (или их разделов), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО для формирования компетенции ОПК-1: педагогика, психология, методика преподавания различных предметов, курсовые работы по методике преподавания различных предметов, учебно-исследовательская и педагогическая практики.
Базовая структура знаний, необходимых студенту для освоения данной компетенции: Бакалавр знает основы теории мотивации, лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности педагога, особенности и пути подготовки, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития; умеет решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки), выстраивать логику образовательного процесса; владеет способами ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.).
1.2. Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции: лекции, практические занятия; выполнение письменных работ (рефераты, контрольные работы); задания, выполняемые в рамках проектов; производственная практика; самостоятельная работа студентов; интерактивные формы работы (дебаты, викторины, ролевые игры, интерактивные лекции); выполнение курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.
1.3. Этапы формирования данной компетенции:
Первым этапом (1-6 семестр) формирования компетенции
ОПК-1 является изучение психолого-педагогических дисциплин.
При изучении психологических дисциплины формируются: знание структуры педагогической деятельности и педагогических способностей, профессионально важных качеств личности
педагога; умение участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях, использовать психологические знания для генерации новых идей в области развития образования; владение первичными навыками профессиональной рефлексии.
В ходе изучения педагогических дисциплин формируются: знание основ теории лидерства для решения управленческих задач, социальную значимость будущей профессии, требования государственного стандарта к личности педагога, особенности и пути подготовки, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития; умение решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии, выстраивать логику образовательного процесса; владение способами ориентации в профессиональных источниках.
Вторым этапом (7-8 семестр) в формировании компетенции ОПК-1 является изучение дисциплины «Методика преподавания различных предметов», производственная практика. При изучении дисциплины «Методика преподавания различных предметов и прохождении производственной практики формируются: знание особенностей профессиональной деятельности педагога; умение формулировать собственные мотивы выбора профессии; владение навыками профессиональной деятельности.
Третьим этапом является период производственной практики, где студент должен демонстрировать следующие результаты образования: в формировании компетенции ОПК-1, в ходе которой совершенствуются: умение использовать полученные знания в образовательной практике; владение способами ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.).
Четвертый этап связан с формированием способности транслировать полученные ранее знания в рамках компетенции, демонстрировать владение основными методами и приемами взаимодействия. Реализуется в процессе беседы, выполнения письменных работ, учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ, курсовой и выпускной квалификационной работ.
По завершении данных этапов у выпускника должна сформироваться компетенция ОПК-1 «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности».
2. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства.
К формам контроля можно отнести: традиционные формы контроля (собеседование на зачёте или экзамене, письменные самостоятельные, контрольные работы); наблюдение и анализ деятельности студента на практике; защита курсовых, выпускных квалификационных работ; диагностическое тестирование; компетентностно-ориентированные задания, которые могут быть введены в планы практических занятий и представлены в итоговой государственной аттестации в практическом блоке государственного экзамена.
В течение всего периода обучения необходимо предусматривать, располагая равномерно и последовательно в ООП ВПО, отдельные формы учебной работы и соответствующие процедуры оценки, направленные именно на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, то есть компетенций.
Традиционные формы контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов, не всегда подходят для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника.
Так, например, традиционные формы контроля, предполагающие зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий
Библиографический список
или курс лекций, подразделяются на текущий контроль, промежуточную аттестацию, и итоговую аттестацию.
Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала теоретического и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Компетенцию целиком при подобном контроле проверить невозможно. К достоинствам данного типа относится его систематичность, а также возможность балльно-рейтинговой оценки успеваемости обучающихся.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и может завершать изучение, как отдельной дисциплины, так и ее раздела. Промежуточная аттестация в форме зачета или экзамена помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях - даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Итоговая государственная аттестация служит для проверки результатов обучения в целом, позволяет оценить совокупность приобретенных обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций. Осуществляться в форме государственного экзамена, дипломного проекта.
Оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций.
Используя инновационные подходы в изучение различных дисциплин, сформировать профессиональные компетенции можно через проектный метод обучения. В процессе обучения преподаватели используются следующие типы проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты, прикладные проекты.
По предметно-содержательной области выделяются следующие два типа: монопроекты (в рамках одной учебной дисциплины) и межпредметные (проекты, затрагивающие несколько учебных дисциплин). Процесс создания проектов направлен на развитие логического мышления и самостоятельных исследовательских умений, актуализацию инновационного потенциала личности в форме разработки и реализации авторских программ и проектов.
Работая над проектом, студенты выполняют следующие этапы: этап предпроектной подготовки (подготовительный этап); этап планирования (формулирование проблемы и выдвижение гипотезы); организационно-исследовательский этап (последовательность выполнения проектной работы); этап представления полученных результатов (презентация результатов; публичная презентация проектной работы; анализ работы; оценка работы проектной группы в целом и каждого студента).
В качестве критериев используются: уровень знаний студентов; самостоятельность; активность; способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы; способность работать в коллективе; своевременность выполнения проекта и отчета. Результаты проектной деятельности студентов могут быть использованы при выполнении курсовых и дипломных проектов.
Таким образом, эффективность фонда оценочных средств определяется выбором средств контроля и оценки, параметрами оценивания компетенций как результата обучения в вузе. Проекты являются незаменимым средством формирования профессиональных компетенций в процессе обучения, так как в настоящее время работодателям необходим компетентный специалист, в котором сочетаются квалификация, инициативность, мобильность, способность работать в коллективе. Следовательно, у студентов в процессе обучения в вузе должна формироваться система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции.
1. Похолков Ю.П., Чучалина А.И. Менеджмент качества в вузе. Москва: Логос, 2005.
2. Хасия Т.В. Компетентностный подход: инновационные технологии в подготовке компетентных специалистов. Молодой ученый. 2011; Т.2, № 12.
References
1. Poholkov Yu.P., Chuchalina A.I. Menedzhment kachestva v vuze. Moskva: Logos, 2005.
2. Hasiya T.V. Kompetentnostnyj podhod: innovacionnye tehnologii v podgotovke kompetentnyh specialistov. Molodojuchenyj. 2011; T.2, № 12.
Статья поступила в редакцию 20.12.14.