Научная статья на тему 'Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов'

Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1413
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / PROFESSIONAL AND GENERAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCE / CONTROL AND MEASURING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожухова Н.Ю., Кожухова А.Н.

Статья поднимает вопрос разработки фонда оценочных средств, их содержание, составляющие части, определение оценки качества подготовленности обучающихся и уровня сформированности компетенций обучающихся и выпускников требованиям государственного стандарта. Освоение профессиональных и общих компетенций показывает готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способность к решению практических и теоретических задач, способность выпускника к самостоятельной деятельности и ответственности. Для осуществления контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций и предназначены фонды оценочных средств. В ходе разработки фондов оценочных средств для формирования компетентности студентов необходимо учитывать, что оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний, основной задачей фондов должна быть оценка готовности к определенному виду будущей профессиональной деятельности. Важным этапом создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации является разработка контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) включат в себя компетентностно ориентированные задания, позволяющие оценить уровень сформированности компетенций. Фонд оценочных средств дает возможность предоставить весь спектр заданий, формирующих знания, умения и компетенции обучающихся; возможность эффективного контроля на всех уровнях учебного процесса; применения как традиционных, так и инновационных методов контроля; разработки критериев оценки успешности освоения заданий различной сложности; позволяет решить задачу оценки соответствия уровня сформированности компетенций выпускников требованиям государственного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожухова Н.Ю., Кожухова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Fund of Assessment Tools in the Conditions of Federal State Educational Standards Realization

The article raises the issue of the development of a fund of assessment tools, their content and parts, the assessment of students’ qualification and the competence level of students and graduates according to the requirements of the state standard. Mastering professional and general competencies shows the willingness of students to use the acquired knowledge, skills and abilities, as well as the ability to solve practical and theoretical problems, the graduate's ability to self-activity and responsibility. To carry out monitoring and evaluation of knowledge, skills, abilities and competences, funds of assessment tools are designed. Developing the assessment funds to form students' competence it is necessary to take into account the fact that the assessment of competences should not be replaced by an assessment of knowledge. The main objective of the funds should be assessment of readiness for a certain type of future professional activity. An important stage in the creation of a fund of assessment tools of the academic discipline, the training module, and the final certification is the development of control and measuring materials. Control and measuring materials (KIM) include competence-oriented tasks that allow assessing the level of competence formation. The fund of assessment tools provides an opportunity to provide a full range of tasks that form the knowledge, skills and competencies of students; the possibility of effective control at all levels of the educational process; application of both traditional and innovative control methods; development of the criteria for assessing the mastering tasks of varying complexity; allows solving the estimation problem of the conformity of competence formation level of graduates to the requirements of the state standard.

Текст научной работы на тему «Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

как кормовые угодья, что возможно при плотностях загрязнения ниже 1480 кБк/м2. Использование серых лесных суглинистых почв возможно и в качестве пашни, и в качестве сенокосов и пастбищ при плотности загрязнения ниже 1480 кБк/м2 и содержании гумуса выше 1,2%.

Библиографический список

1. Сельское хозяйство, ионизирующие излучения и охрана окружающей среды. К 30-летию Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии / под ред. P.M. Алексахина. М., 2002. 293 с.

2. Чернобыль: радиационный мониторинг сельскохозяйственных угодий и агрохимические аспекты снижения последствий радиоактивного загрязнения почв (к 30-летию техногенной аварии на Чернобыльской АЭС) / В.Г. Сычев, В.И. Лунёв, П.М. Орлов, Н.М. Белоус. - М.: ВНИИА, 2016. - 184 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.II. от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от. 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016).

4. Методические указания по оценке кадастровой стоимости радиоактивно загрязненных земель сельскохозяйственного назначения. / под ред. А.Н. Ратникова. Обнинск: ГНУ ВНИИСХРАЭ, 2013. 47 с.

5. Агрохимическое и агроэкологическое состояние почв Брянской области / П.В. Прудников, C.B. Карпеченко, A.A. Новиков, Н.Г. Поликарпов. Брянск: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2007. 608 с.

6. Краткий обзор результатов паспортизации сельскохозяйственных предприятий на территориях брянской области, пострадавших после аварии на ЧАЭС / O.A. Шубина, И.Е. Титов, В.В. Кречетников, Е.И. Карпенко // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11-3 (42). С. 99-103.

References

1. Sel'skoe khozyaystvo, ioniziruyushchie izlucheniya i okhrana okruzhayushchey sredy. K 30-letiyu Vserossiyskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta sel'skokhozyaystvennoy radiologii i agroekologii /pod red. R.M. Aleksakhina. M., 2002. 293 s.

2. Chernobyl': 25 let spustya /pod red. S.K. Shoygu. M., 2011. 354 s.

3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Ch.II. ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 05.04.2016, s izm. ot. 13.04.2016) (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.05.2016).

4. Metodicheskie ukazaniya po otsenke kadastrovoy stoimosti radioaktivno zagryaznennykh zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. /pod red. A.N. Ratnikova. Obninsk: GNU VNIISKhRAE, 2013. 47 s.

5. Agrokhimicheskoe i agroekologicheskoe sostoyanie pochv Bryanskoy oblasti / P.V. Prudnikov, S.V. Karpechenko, A.A. Novikov, N.G. Polikarpov. Bryansk: Izdatel'stvo GUP «Klintsovskaya gorodskaya tipografiya», 2007. 608 s.

6. Kratkiy obzor rezul'tatov pasportizatsii sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy na territoriyakh bryanskoy oblasti, postradavshikh posle avarii na ChAES / O.A. Shubina, I.E. Titov, V.V. Krechetnikov, E.I. Karpenko //Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 2015. № 11-3 (42). S. 99-103.

УДК 378.146

РАЗРАБОТКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Development of the Fund of Assessment Tools in the Conditions of Federal State Educational Standards

Realization

Кожухова Н.Ю., кандидат технических наук, доцент, доцент, nellikozh@yandex.ru Кожухова А.Н., преподаватель, anastasija.kozhuhova@yandex.ru Kozhukhova N.Yu., Kozhukhova A.N.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Резюме. Статья поднимает вопрос разработки фонда оценочных средств, их содержание, составляющие части, определение оценки качества подготовленности обучающихся и уровня сформиро-ванности компетенций обучающихся и выпускников требованиям государственного стандарта. Освое-

ние профессиональных и общих компетенций показывает готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способность к решению практических и теоретических задач, способность выпускника к самостоятельной деятельности и ответственности. Для осуществления контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций и предназначены фонды оценочных средств. В ходе разработки фондов оценочных средств для формирования компетентности студентов необходимо учитывать, что оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний, основной задачей фондов должна быть оценка готовности к определенному виду будущей профессиональной деятельности. Важным этапом создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации является разработка контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) включат в себя компетентностно ориентированные задания, позволяющие оценить уровень сформированное™ компетенций. Фонд оценочных средств дает возможность предоставить весь спектр заданий, формирующих знания, умения и компетенции обучающихся; возможность эффективного контроля на всех уровнях учебного процесса; применения как традиционных, так и инновационных методов контроля; разработки критериев оценки успешности освоения заданий различной сложности; позволяет решить задачу оценки соответствия уровня сформированности компетенций выпускников требованиям государственного стандарта.

Summary. The article raises the issue of the development of a fund of assessment tools, their content and parts, the assessment of students' qualification and the competence level of students and graduates according to the requirements of the state standard. Mastering professional and general competencies shows the willingness of students to use the acquired knowledge, skills and abilities, as well as the ability to solve practical and theoretical problems, the graduate's ability to self-activity and responsibility. To carry out monitoring and evaluation of knowledge, skills, abilities and competences, funds of assessment tools are designed. Developing the assessment funds to form students' competence it is necessary to take into account the fact that the assessment of competences should not be replaced by an assessment of knowledge. The main objective of the funds should be assessment of readiness for a certain type of future professional activity. An important stage in the creation of a fund of assessment tools of the academic discipline, the training module, and the final certification is the development of control and measuring materials. Control and measuring materials (KIM) include competence-oriented tasks that allow assessing the level of competence formation. The fund of assessment tools provides an opportunity to provide a full range of tasks that form the knowledge, skills and competencies of students; the possibility of effective control at all levels of the educational process; application of both traditional and innovative control methods; development of the criteria for assessing the mastering tasks of varying complexity; allows solving the estimation problem of the conformity of competence formation level of graduates to the requirements of the state standard.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, фонд оценочных средств, профессиональных и общих компетенций, профессиональная компетентность, контрольно-измерительные материалы.

Key words: Federal state educational standard, fund of assessment tools, professional and general competences, professional competence, control and measuring materials.

Введение

Основной задачей современного образования является осуществление качественного процесса профессиональной подготовки студентов, ориентированного на компетентносный подход к процессу обучения.

Понятие профессиональная компетентность можно определить как комплекс нужных психолого-педагогических, предметно-методических знаний, умений, и навыков, способность к их практической реализации [1]. Освоение профессиональных и общих компетенций показывает готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способность к решению практических и теоретических задач, способность выпускника к самостоятельной деятельности и ответственности. Компетентность является психологическим механизмом непрерывного самообразования, приобретения знаний, умений и навыков, она складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и является показателем качества образования, которое призвано обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов, способных к профессиональной деятельности, владеющих технологиями в своей специальности и умеющих использовать полученные знания для решения профессиональных задач. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам..., в том числе достижения планируемых результатов образовательной

программы» [2].

Факторами, которые существенно влияют на качество образования, являются: содержание образования, то, чему нужно учить, организация учебно-воспитательного процесса, осуществление контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций, сформированных у обучающихся.

Методика формирования фондов оценочных средств

Для осуществления контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций и предназначены фонды оценочных средств. Использование методов контроля помогает формировать самооценку студента и нацеливать их на рефлексию познавательной деятельности.

Фонд оценочных средств (ФОС) это комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, и контрольно-измерительных материалов (КИМ), предназначенных для установления соответствия персональных достижений обучающихся запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ модулей.

Содержание ФОС должно отражать цели и задачи основной образовательной программы и соответствовать содержанию ФГОС СПО, также обеспечивать оценку освоения компетенций обучающимися.

Оценка качества подготовленности выпускников включает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Для проведения аттестации обучающихся и выпускников на соответствие требованиям основной образовательной программы разрабатываются фонды оценочных средств. В фондах оценочных средств должны быть учтены все требования к результатам обучения (знания, умения и освоенные компетенции) для каждой дисциплины, коды формируемых компетенций, как общих, так и профессиональных. В них подробно прописываются методы, формы и виды контроля, включающие в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы оценки результатов обучения.

В ходе разработки фондов оценочных средств для формирования компетентности студентов необходимо учитывать, что оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний, основной задачей фондов должна быть оценка готовности к определенному виду будущей профессиональной деятельности. ФОС нацелен на установление соответствия уровня подготовки обучающегося на определенном этапе обучения требованиям ФГОС, дает возможность управления процессом приобретения ими необходимых умений и знаний.

Как уже было отмечено, фонд оценочных средств должен включать три составляющие: оценочные средства для текущего и рубежного контроля, оценочные средства для промежуточной аттестации, оценочные средства для итоговой государственной аттестации. Любой из видов контроля должен выявлять соответствие образовательного процесса требованиям, предъявляемым ФГОС СПО, и состояние подготовки обучающегося на данном этапе обучения.

Для текущего и рубежного контроля по дисциплинам (модулям), практикам могут применяться рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, кейс-задача, контрольные вопросы и типовые задания по темам, контрольные работы, портфолио, проект, реферат, курсовая работа и другие оценочные средства.

Для промежуточной аттестации предоставляются перечни вопросов и заданий, профессионально направленных задач для подготовки к зачетам и экзаменам. Промежуточная аттестация по дисциплине (модулю), практике осуществляется по завершению изучения (прохождения) дисциплины или практики и позволяет определить качество умений, знаний и уровня сформированное™ компетенций.

Комплект оценочных средств итоговой государственной аттестации включает в себя темы выпускных квалификационных работ, методические материалы по подготовке выпускных квалификационных работ, критерии оценки соответствия уровня сформированное™ компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.

Важным этапом создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации является разработка контрольно-измерительных материалов. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) включат в себя компетентностно ориентированные задания, позволяющие оценить уровень сформированное™ компетенций, предусмотренных рабочим планом по специальности; вопросы для самоконтроля по различным темам дисциплины; темы курсовых работ [3] (если такие предусмотрены по учебному плану) и т.п.

Под компетентностно ориентированными заданиями понимают методические комплексные материалы, предназначенные для контроля уровня усвояемости компетенции, а также оценки её сформированное™. Компетентностно ориентированными заданиями являются обязательной частью ФОС по дисциплине. С их помощью возникает возможность интегрировать в качестве творческих

заданий традиционные вузовские формы контроля (например, курсовые проекты и работы), объективно оценивать индивидуальные достижения каждого обучающегося, а также применить ряд инновационных и интерактивных технологий [4 - 7].

КИМ позволяют объективно и однозначно контролировать и оценивать степень овладения знаниями, умениями и навыками, выявлять уровни сформированное™ компетенций. С этой целью разрабатываются критерии планируемых уровней сформированное™ компетенций у обучающихся (таблица 1).

Таблица 1 - Характеристика уровней сформированное™ компетенции

Уровень сформироеанности компетениии Содержательное описание уровня Основные признаки уровня

Пороговый уровень

Повышенный уровень

После формирования ФОС по каждой дисциплине (модулю), практике учебного плана они оформляются в единый пакет «Фонд оценочных средств по основной образовательной программе».

Выводы

Таким образом, фонд оценочных средств дает возможность предоставить весь спектр заданий, формирующих знания, умения и компетенции обучающихся; возможность эффективного контроля на всех уровнях учебного процесса; применения как традиционных, так и инновационных методов контроля; разработки критериев оценки успешности освоения заданий различной сложности; позволяет решить задачу оценки соответствия уровня сформированное™ компетенций выпускников требованиям государственного стандарта; объективно оценить учебные достижения, максимально приближенно к условиям профессиональной деятельности выпускника. В ФОС могут быть включены ранее разработанные задания, а система контроля совместима с любой из систем контроля, принятой в вузе.

Библиографический список

1. Шустова М.В. Профессиональная компетентность учителя // Профессиональное образование и наука. 2009. № 1. С. 60-65.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. Курсовое проектирование деталей машин / В.В. Варывдин, В.В. Никитин, Н.Ю. Кожухова, Н.А. Романеев. Брянск, 2016. 189 с.

4. Кожухова Н.Ю. Проектная деятельность обучающихся по программам среднего профессионального образования // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 4 (56). С. 84-88.

5. Дьяченко О.В., Кожухова Н.Ю. Стохастические образовательные технологии - инструментарий преподавателя в условиях реализации ФГОС СПО // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 74-77.

6. Варывдин В.В., Романеев Н.А., Кожухова Н.Ю. Механические передачи и соединения. Брянск, 2009. 183 с.

7. Семышев М.В., Андрющенок Е.В., Семышева В.М. Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии // Международный научный журнал. 2013. № 6. С. 84-87.

8. Васькин В.Ф. Реформирование предприятий агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. № 3. С. 29-30.

References

1. Shustova M.V. Professional'naya kompetentnost' uchitelya // Professional'noe obrazovanie i nauka. 2009. № 1. S. 60-65.

2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»

3. Kursovoe proektirovanie detaley mashin / V.V. Varyvdin, V.V. Nikitin, N.Yu. Kozhukhova, N.A. Romaneev. Bryansk, 2016. 189 s.

4. Kozhukhova N.Yu. Proektnaya deyatel'nost' obuchayushchikhsya po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Bryanskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2016. № 4 (56). S. 84-88.

5. D'yachenko O.V., Kozhukhova N.Yu. Stokhasticheskie obrazovatel'nye tekhnologii - instrumen-tariy prepodavatelya v usloviyakh realizatsii FGOS SPO //Aktual'nye voprosy ekonomiki i agrobiznesa: ma-terialy VIIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2017. S. 74-77.

6. Varyvdin V.V., Romaneev N.A., Kozhukhova N.Yu. Mekhanicheskie peredachi i soedineniya. Bryansk, 2009. 183 s.

7. Semyshev M.V., Andryushchenok E.V., Semysheva V.M. Obuchenie v sotrudnichestve kak chast' proektnoy tekhnologii //Mezhdunarodnyy nauchnyy zhumal. 2013. № 6. S. 84-87.

8. Vas'kin V.F. Reformirovanie predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh ipererabatyvayushchikh predpriyatiy. 1996. № 3. S. 29-30.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Development of Students' Professional Mobility by Means of Humanitarian Disciplines

Семышев M.B., канд. пед. наук, доцент1 Резунова М.В., канд. филолог. наук, доцент2 Семышева В.М., канд. пед. наук, доцент3 Андрющенок Е.В., ст. преподаватель4 Semyshev M.V., Rezunova M.V., Semysheva V.M., Andryushchenok E.V.

i, 3, 4 фГБ0у bq «Брянский государственный аграрный университет»

243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University

2 ФГБОУ ВО «Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 241050, г. Брянск, ул. Горького, д.18

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Bryansk Branch

Реферат. Современный рынок труда предъявляет к личности выпускника вуза новые требования. Профессиональная мобильность как интегративная характеристика личности будущего специалиста позволяет направить внутренние личностные ресурсы на решение актуальных профессиональных задач в соответствии с быстро меняющимися запросами современного общества и тенденцией интеграции в мировое экономическое и образовательное пространство. Методологической основой формирования профессиональной мобильности служит компетентностный подход, подразумевающий формирование у обучаемых таких компетенций, которые позволят им результативно осуществлять деятельность в определенной профессиональной области. Цикл гуманитарных дисциплин, в том числе профессионально значимая дисциплина «Иностранный язык», позволяют обеспечивать развитие всех способностей обучаемого и тем самым способствовать успешности обучения другим учебным предметам, служит оптимальным средством формирования профессиональной мобильности будущего специалиста любого направления.

Summary. Modern labor-market is imposing new requirements on the university graduate. The professional mobility as an integrative characteristic of a future specialist's personality allows directing internal personal resources to solve some current professional tasks according to quickly changing inquiries of the modern society and the integration tendency into the world economic and educational space. The competence-based approach being a methodological basis for developing professional mobility means mastering of such competences which enable future specialists to carry out their professional activities productively in various spheres. Humanitarian disciplines, including the professionally significant discipline "Foreign language", make it possible to provide the development of all abilities of the trainee, promoting success in training in other subjects, serve as optimum means of professional mobility formation of a future expert in any sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.