УДК 378.1
О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К РАЗРАБОТКЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Андрей Николаевич Бродунов, к.э.н., доц. Тел. 8(495)783-68-48, e-mail: [email protected] Юрий Семёнович Руденко, д.пед.н., проф., первый проректор Тел.: 8(495)783-68-48, e-mail: [email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru
В статье рассматриваются механизмы проектирования фондов оценочных средств в высшем образовании, обеспечивающие контроль и оценку знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, которые лежат в основе различных компетенций, заданных основной образовательной программой. Предлагается комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки знаний, умений и методов с инновационными подходами, позволяющими производить оценку целостности формирующихся компетенций. Обосновывается подход к осуществлению аттестации студентов по учебной дисциплине на основе компетентностно-ориентированной модели обучения, использующий в комплексе тестовые методики оценки, кейсового метода и рейтингового контроля. Анализируется опыт разработки и внедрения комплексной методики оценки сформированности компетенций выпускников в образовательный процесс вуза.
Ключевые слова: фонды оценочных средств; компетентностно-ориентированная модель обучения; рейтинговый контроль; решение электронных оценочных заданий (тестов); кейс-задание.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (далее ФГОС ВПО) и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ (далее ООП) ставит перед вузами задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.
Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателей по выбору методов обучения, разработке процедур и критериев оценивания результатов обучения [1, с. 14].
Основой для разработки фондов оценочных средств (далее ФОС) служат заданные в диагностируемой форме компе-А. Н. Бродунов тенции выпускника вуза, а также планируемые на их основе
для каждой дисциплины (модуля) ООП результаты обучения в формате знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.
Ранее в работах отмечалось, что предметное структурирование оценочных средств для контроля компетенций противоречит компетентностной модели построения ООП [2, с. 6].
Однако полностью отказаться от предметного принципа построения содержания образования в высшей школе невозможно в силу наибольшего соответствия архитектуры содержания обучения структуре научного познания, наиболее полно отражающего явления и процессы окружающего мира, будущей профессиональной деятельности выпускников. Оптимальным с точки зрения компетентностного подхода в высшем образовании принято считать модульное построение ООП, которое позволяет структурировать содержание программ на основе объединения ряда дисциплин в модули. Такое построение характерно, например, для ООП по направлению подготовки 050400 «Психо-
лого-педагогическое образование», где разработчиками ФГОС ВПО в профессиональном цикле дисциплин выделяются три модуля (модуль 1: «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», модуль 2: «Психология и педагогика развития детей», модуль 3: «Методология и методы психолого-педагогической деятельности») [3].
Такой подход в контексте рассматриваемой в статье проблемы более приемлем в ходе формирования ФОС для итоговой аттестации выпускников, но общий смысл контроля в образовании - проверка уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций - на различных этапах освоения ООП студентами должен сохраняться.
Поэтому отличительной особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины (далее -РПД) является наличие в ней раздела, связанного с формулированием результатов освоения учебной дисциплины в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированию у обучающихся компетенций в области социальной и будущей профессиональной деятельности. Соответствие заявленных результатов и реальных достижений сту- - _ _ дентов устанавливается с помощью ФОС, описание которых • ^^^ является неотъемлемой частью РПД. " ЮС Руденко
Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины (модуля), выборе адекватных видов занятий, технологий обучения, форм организации самостоятельной работы студентов, средств и методов оценивания результатов.
В высшем образовании в основном выделяются два метода оценивания результатов обучения: метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфо-лио, аттестация, тестирование и др.), используемый непосредственно в ходе образовательного процесса в вузе; метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение результатов с другими вузами, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, трудоустройство выпускников и др.) [4, с. 5].
В процессе текущего контроля и промежуточной аттестации проводится оценивание уровня знаний, умений и владений студентами по компонентам этих компетенций, которые представляют собой локальные результаты обучения. По этой причине в ООП задаются отдельные формы учебной работы и соответствующие процедуры оценки, направленные на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, определяющие ту или иную компетенцию.
В соответствии с этим оптимальным путём формирования систем оценки качества подготовки выпускников в условиях реализации компетентностно-ориентированной модели обучения является комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки знаний, умений и методов с инновационными подходами, позволяющими производить оценку целостности формирующихся компетенций.
В Московском университете имени С.Ю. Витте профессорско-преподавательским составом осуществляется формирование ФОС для проведения промежуточной аттестации студентов по дисциплине (модулю) или практике, входящими в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, на основе рейтинговой системы. Согласно реализуемой в университете рейтинговой системы учет и оценка знаний, умений и уровня приобретённых компетенций у студентов осуществляется в два этапа.
Вариант такого построения ФОС можно привести на примере учебной дисциплины «Оценка стоимости предприятия» (разработчик А.Н. Бродунов).
Содержание этапов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины, позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретённых компетенций, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплины «Оценка стоимости предприятия»
Наименование этапа контроля Коды оцениваемых компетенций
(в соответствии с ФГОС)
1 ЭТАП: «Текущий контроль успеваемости»
- Текущий рейтинг ОК-3, ОК-5, ОК-7
- Контрольный рубеж в виде решения электронных оценочных заданий (тестов) ОПК-3
- Выполнение домашней письменной работы (кейс-задание в виде комплексной расчетно-аналитической задачи) ОПК-2, ОПК-4, ППК-8, ППК-9
2 ЭТАП: «Промежуточная аттестация по итогам освоения учебной дисциплины»
- Самостоятельная подготовка к экзамену ОК-7
- Письменный контроль (экзамен) ОК-3, ОПК-3
На этапе текущего контроля успеваемости студентов планируется:
1. Осуществление текущего рейтинга, подразумевающего оценку текущей учебной деятельности студента на протяжении семестра (оценивается активность на занятиях, отношение к учёбе, посещаемость).
2. Контрольные рубежи в виде выполнения электронного оценочного задания.
Электронные оценочные задания (тесты), включённые в ФОС по учебной дисциплине, являются составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВО и строятся на принципах унификации (единых нормативов для вуза по структуре и объему тестовых материалов), дискретного построения (привязанности к модульной структуре построения рабочих программ дисциплин) и вариативности тестовых заданий (использование различных типов заданий).
Все задания в комплексе электронных оценочных заданий вуза разделены на три
типа:
- задания типа А - с выбором правильного ответа. Эти задания представляются в трех вариантах:
1) задания, которые имеют один правильный и остальные неправильные ответы (задания с выбором одного правильного ответа). Пример. Стоимость бизнеса (предприятия) для конкретного инвестора, основанная на его планах, называется:
а) стоимостью действующего предприятия;
б) инвестиционной стоимостью;(+)
в) обоснованной рыночной стоимостью;
г) балансовой стоимостью.
2) задания для проверки сопоставительных знаний (с выбором одного, наиболее полного и правильного ответа из числа ответов, правильных в разной степени). Пример: Из перечисленных ниже видов стоимости выберете те, которые являются стандартизированными в соответствии с Федеральными стандартами оценки (ФСО-2):
а) рыночная;
б) балансовая;
в) инвестиционная;
г) страховая;
д) ликвидационная.
3) задания с выбором нескольких правильных ответов. Пример: Наилучшее и наиболее эффективное использование объекта оценки должно удовлетворять следующим критериям:
а) экономическая эффективность, юридическая разрежённость;
б) экономическая эффективность, юридическая разрежённость, финансовая целесообразность;
г) юридическая разрежённость, финансовая целесообразность;
д) экономическая эффективность, юридическая разрежённость, финансовая целесо-
образность; физическая осуществимость.
- задания типа В - без готового ответа. Эти задания также представляются в трех вариантах:
1) задания в открытой форме, когда испытуемому во время тестирования ответ необходимо вписать самому в отведённом для этого месте. Пример: Экономический принцип, смысл которого заключается в том, что при наличии нескольких сходных объектов один из них, имеющий наименьшую цену, пользуется наибольшим спросом, это принцип ...
Ответ: замещения.
2) задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества (задания на установление соответствия). Пример: Выберите правильный ответ, соответствующий выбранной категории, путем внесения цифры в поле о, соответствующей правильному ответу в столбце «Правильное утверждение »:
Категория Правильное утверждение
1 Рыночная стоимость... о отражает стоимость в пользовании
2 Инвестиционная стоимость... о отражает стоимость в обмене в условии сокращения сроков экспозиции
3 Ликвидационная стоимость... о определяется методами массовой оценки
4 Кадастровая стоимость... о отражает стоимость в обмене
3) задания на установление правильной последовательности вычислений, действий, операций, терминов в определениях понятий (задания на установление правильной последовательности). Пример: Из предложенных показателей результатов деятельности предприятия выберите соответствующие правильному ответу и составьте уравнение в поле ответа:
а) операционная прибыль, руб.;
б) платежи по налогу на прибыль, руб.;
в) налог на доходы физических лиц, %;
г) инвестированный капитал, руб.;
д) платежи по основной части долга, руб.
Ответ:
Показатель Знак действия Показатель Знак действия Показатель
( ) = Рентабельность инвестированного капитала
Правильный ответ:
Показатель Знак действия Показатель Знак действия Показатель
( а - б ) / г = Рентабельность инвестированного капитала
- задания типа С - практическая задача. Пример: Известно, что балансовая стоимость запасов сырья и материалов ООО «Аквамарин» равна 2 435 080 руб. При определении рыночной стоимости запасов в рамках метода чистых активов было выявлено, что часть из них устарела и может быть реализована на открытом рынке по цене, на 35% меньшей текущих цен. Согласно справке, предоставленной администрацией ООО, балансовая стоимость таких запасов составляет 61542 руб. По результатам финансового анализа известно, что средний период оборачиваемости запасов (определяющий срок экспозиции) составляет 129 дней. По данным ЦБ РФ, средняя ставка по депозитам от 90 до 180 дней составляет 6%.
Определите рыночную стоимость запасов ОАО и занесите полученный результат в поле «правильный ответ».
Правильный ответ: .
Целью выполнения электронного оценочного задания является проверка теоретических знаний, прикладных навыков и уровня приобретенных компетенций по итогам
освоения каждого раздела (модуля) дисциплины. Структура электронных оценочных заданий и контролируемых с их помощью компетенций по учебной дисциплине «Оценка стоимости предприятия» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Структура электронных оценочных заданий по учебной дисциплине
№ п/п Коды контролируемых компетенций Количество тестовых заданий
Контролируемые модули Задания типа А Задания типа В Задания типа С
1 Модуль I. Основы оценки стоимости предприятия (М1) ОПК-3 15 10 5
2 Модуль П. Подходы и методы оценки стоимости предприятия (М2) ОПК-3 15 10 5
3 Модуль III. Оценка стоимости предприятия для конкретных целей. Управление стоимостью (М3) ОПК-3 15 10 5
Всего 45 30 15
На этапе текущего контроля успеваемости одним из важнейших элементов комплексного подхода к оценке знаний, умений и уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у студентов является выполнение домашней письменной работы в виде решения структурированного кейс-задания. Данное задание обобщает весь пройденный учебный материал по дисциплине и обеспечивает оценку уровня самостоятельной проработки содержания учебного курса и компетенций, сформированных при его освоении.
Пример содержательной части структурированного кейс-задания
Текст задания. Определите рыночную стоимость 100% пакета акций ОАО «Связь-телеком» методом рынка капитала, произведя расчет корректировок показателей объектов-аналогов на основе ставки капитализации. Поиск объектов-аналогов осуществить в открытых источниках, опубликованных в сети Интернет, режим доступа по прямой ссылке - http://stocks.investfunds.ru/quotes/main/.
(Решение должно содержать описание оценочных суждений, в соответствии с алгоритмом решения задания.)
Объект оценки 100% пакет акций ОАО «Связь-телеком»
Метод оценки Метод рынка капитала
Дата оценки Вид определяемой стоимости Рыночная стоимость
Критерии первичного отбора аналогов:
Отрасль Связь и телекоммуникации
Размер В список аналогов включаются компании, чья выручка отли-
Рассчитываемые мультипликаторы P/E; P/S; EV/EBIT
Учет рисков и структуры финансовых показателей учитывается в ставке дисконтирования
Задание на оценку Исходные данные по объекту оценки
Финансовые показатели
Выручка на дату оценки, млрд руб. 5,5
EBIT, млрд руб. 1,35
Чистая прибыль, млрд руб. 0,93
Прогнозный период, лет 5
Ежегодный темп роста выручки, % 8
Ежегодный темп роста EBIT, % 7
Ежегодный темп роста чистой прибыли, % 7
Чистый долг, млрд руб. 0,7
Долгосрочный темп роста CF, % 2,5
Компания находится в стадии активного роста
Данные для расчета ставки дисконтирования (WACC) для объекта оценки
Безрисковая норма доходности % 7,11
Коэффициент в 0,98
4,91
Премия за риск вложений в компанию малой капитализации (SCRP), % 6,36
Премия за специфический риск вложений в компанию ^СЯЯ), % 1,5
Доля собственного капитала в структуре финансирования, % 74,63
Доля заемного капитала в структуре финансирования, % 25,37
Стоимость долга, % 14,33
Предельная налоговая ставка, % 20
Данные для отбора и анализа объектов-аналогов
Источник поиска информации http://stocks. investfunds. ru/quotes/main/
Отрасль Связь и телекоммуникации
Исходные данные для расчетов Из данных финансовой отчетности
Справочно, для расчета ставки дисконтирования
Премии за риски
Безрисковая норма доходности % Аналогично объекту оценки
Аналогично объекту оценки
Премия за риск вложений в компанию малой капитализации ^СЯР), % Аналогично объекту оценки
Премия за специфический риск вложений в компанию ^СЯЯ), % Аналогично объекту оценки
Коэффициент в
При D/E > 0,1; но < 0,3 0,9
При D/E > 0,3; но < 0,7 0,98
При D/E > 0,7; но < 1,5 1,2
При D/E > 1,5; но < 1,7 1,5
На следующем этапе контроля и оценки знаний, умений и уровня приобретенных компетенций по учебной дисциплине предусматривается промежуточная аттестация в виде экзамена или зачета. Этот этап также включает самостоятельную подготовку к экзамену (зачету).
Важнейшее значение в этом вопросе имеет содержание и процедура проведения такого экзамена или зачета. В рамках компетентностно-ориентированной модели обучения представляется целесообразным оценить уровень проработки студентами материалов всего учебного курса. Исходя из этого, оптимальным представляется формат проведения экзамена или зачета в виде предъявления оценочных заданий по учебной дисциплине и набора элементов, соответствующих заданиям всех трех типов: А, В, и С. Опыт показывает, что задание промежуточной аттестации может иметь следующую структуру: общая часть - пять оценочных заданий типа А (закрытые тесты) на владение базовыми понятиями и категориями дисциплины; проблемная часть - три оценочных задания типа В (открытые тесты) и решение одной практической задачи (или кей-сового задания) типа С.
Оценка выполнения задания при этом должна учитывать следующие критерии: общая оценка - максимально 50 баллов, минимально 20 баллов; общая часть - максимально 15 баллов, минимально 5 баллов; проблемная часть - максимумально 25 баллов, минимально 15 баллов. Время выполнения задания - 45 минут.
Аттестация студента по итогам освоения дисциплины производится путем суммирования полученных баллов, полученных на всех этапах контроля. Максимальная сумма баллов (соответствующая наивысшему уровню сформированности компетенций), которую может набрать студент, успешно выполнив все задания текущего кон-
троля и промежуточной аттестации (экзамена), составляет 100 баллов. В таблице 3 приведены все виды контроля студентов по дисциплине и сумма баллов, которые они могут набрать по отдельным его компонентам.
Таблица 3
Соответствие видов контроля при аттестации студентов по учебной дисци-
плине уровню усвоения дисциплины
Виды контроля Количество баллов
Текущий рейтинг Мах - 10 (в том числе проходной - 5)
Контрольный рубеж, в том числе:
Модуль 1 Мах - 10 (в том числе проходной -5)
Модуль 2 Мах - 10 (в том числе проходной - 5)
Модуль 3 Мах - 10 (в том числе проходной - 5)
Письменная домашняя работа Мах - 10 (в том числе проходной - 5)
Экзамен Мах - 50 (в том числе проходной - 20)
Максимальное количество баллов, которое может набрать студент 100 (в том числе проходной - 45)
В ведомость и зачетную книжку выставляется оценка по традиционной шкале оценивания результатов обучения, которая соответствует следующим значениям (см. табл. 4).
Таблица 4
Соответствие результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебной дисциплине традиционной 4-балльной шкале
Оценки в 4-балльной шкале
Нормативный рейтинг отлично хорошо удовл. неудовл.
интервал баллов фактического рейтинга
100 баллов 90-100 60-89 45-59 менее 45
Таким образом, рассматриваемый в статье подход позволяет контролировать и оценивать приобретаемые студентами знания, умения и уровень компетенций по учебной дисциплине на всем этапе прохождения учебного курса. Комплексное использование и сочетание традиционных методов проверки знаний и умений с инновационными подходами, позволяющими производить оценку целостности формирующихся компетенций, обеспечивает реализацию компетентностно-ориентированной модели обучения в вузе.
Литература
1. Солоницын В.А. Компетентностный подход и система обеспечения качества образования в вузе (на примере Московского университета имени С.Ю. Витте) // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. №1. С. 12-18. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muiv.ru /vestnik/pdf/pp/pp_2013_1_12_18.pdf.
2. Руденко Ю.С. О проблемах реализации компетентностного подхода в высшей школе // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012. №1. С. 4-8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/pp_2012_1_4_8.pdf.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») - в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975 / Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.
4. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) нового поколения. Составитель Е.И. Сафонова. - М.: РГГУ, 2013. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rggu.ru/accred/state-standards/methodical-recommendations/).
About Integrated Approach to Development of Funds of Evaluation Tools on Subject Matter in Conditions of Realization of Competence-Based Focused Model of Training
In the article the mechanisms of design offunds of evaluation tools in the higher education, providing control and assessment of knowledge, abilities, skills and models of professional activity which are the basis of various competences which have been set by the main educational program are considered. Complex use and combination of traditional methods of examination of knowledge, abilities and methods with innovative approaches, allowing to make assessment of integrity of the formed competences is offered. Approach to the implementation of certification of students on the subject matter on the basis of the competence-based focused model of training, using test techniques of assessment, the case-method and rating control in complex is presented. Experience of development and introduction of complex technique of assessment offormation of competences of graduates in educational process of higher education institution is analyzed.
Keywords: funds of evaluation tools , competence-based focused model of training, rating control, solution of electronic estimated tasks (tests), case task.
Andrey Nikolaevich Brodunov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Yury Semenovich Rudenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, First Vice Rector
Moscow Vitte University
УДК 65.011.42
РАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наталия Сергеевна Гедулянова, д.пед.н., проф. Тел.: 8(916)883-08-15, e-mail: [email protected]
Любовь Валерьевна Горовая, магистрант Тел.: 8(903)206-72-65, e-mail: [email protected]
Елена Владимировна Богданович, магистрант Тел.: 8(495)783-68-48, e-mail:[email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru
В статье представлены исторический анализ процесса наставничества, проблемно ориентированный анализ наставничества в российских организациях, рациональная модель системы наставничества, направленная на повышение мотивации каждого работника организации на производительный труд и эффективности организации, ее корпоративной культуры и коллективного мышления компании.
Ключевые слова: наставничество, наставник, система управления персоналом, стадии наставничества, критерии эффективности наставничества.
Происхождение наставничества. Наставничество -один из терминов, который в первые годы третьего тысячелетия снова стал модным. Интерес к теме наглядно виден в специализированных интернет-форумах и электронной периодике, где обсуждаются не только вопросы организации и регламентации работы наставников, но и, более широко, возможности наставничества как механизма передачи знаний и создания специфической корпоративной культуры в компании. Первое, что необходимо отметить - понятие наставничества отнюдь не ново.
Первым профессиональным наставником (ментором),
Н. С. Гедулянова