Научная статья на тему 'Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования'

Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС ВПО / ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / FEDERAL EDUCATIONAL STATE STANDARDS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / MAJOR EDUCATIONAL PROGRAMMES / COMPETENCE ORIENTED EDUCATION / HIGHER EDUCATION / BACHELOR COURSES / FUNDS OF ASSESSMENT MEANS / ENTRY INSPECTION / ROUTINE INSPECTION / BOUNDARY INSPECTION / INTERMEDIATE INSPECTION / FINAL INSPECTION / FINAL CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиндинова Н. С.

Поднимаются вопросы оценки качества освоения основных образовательных программ бакалавриата с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассматриваются особенности создания фондов оценочных средствпо учебной дисциплине, дается их классификация по формам контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиндинова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the funds of assessment means in the framework of the discipline with consideration for introduction of the fderal educational state standards of higher vocational education

Issues of assessment of quality of mastering of the major educational programmes of bachelor courses with consideration for requirements of the Federal Educational State Standards of Higher Vocational Education are raised in the article. The author considers peculiarities of creation of funds of evaluation means in a discipline and gives their classification by the forms of control

Текст научной работы на тему «Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 182-184.

УДК 37

Н.С. Зиндинова

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С УЧЕТОМ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Поднимаются вопросы оценки качества освоения основных образовательных программ бакалавриата с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рассматриваются особенности создания фондов оценочных средствпо учебной дисциплине, дается их классификация по формам контроля.

Ключевые слова: ФГОС ВПО, основные образовательные программы, компетентно-стно-ориентированное обучение, бакалавриат, фонды оценочных средств, входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль, итоговая аттестация.

В основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения положено создание компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП). В системе высшего образования появился новый объект оценивания - компетенции. В требованиях к результатам освоения ООП бакалавриата в новых стандартах выделены общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которыми должен обладать выпускник.

Принятые к реализации образовательные стандарты нового поколения поставили перед российской высшей школой ряд достаточно сложных проблем, решение которых в конечном итоге призвано повысить качество российского образования. В контексте компетентностно-ориенти-рованного образования на первый план выдвигаются вопросы разработки новых образовательных технологий, позволяющих сформировать требуемые общекультурные и профессиональные компетенции, а также вопросы создания фондов оценочных средств, необходимых для проверки качества результатов обучения и сформированных компетенций. При этом важно обеспечить методическое сопровождение всех новых разработок и контрольно-измерительных материалов.

ФГОС ВПО нового поколения определяют место и роль оценочных средств в п. 8. «Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата»:

- оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников (п. 8.2);

- конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения (п. 8.3);

- для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оце-

© Н.С. Зиндинова, 2014

Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины..

183

ночных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом (п. 8.4) [1].

Остановимся на некоторых особенностях разработки фондов оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине при реализации компетентностно-ориентированных ООП.

Формирование ФОС по учебной дисциплине можно рассматривать как первый этап для создания ФОС по основной образовательной программе в целом. Более общей является проблема формирования ФОС вуза [2].

Итак, ФОС по дисциплине представляют собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения и позволяющих оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на этапе изучения данной учебной дисциплины.

При разработке ФОС по учебной дисциплине должно быть обеспечено их соответствие ФГОС ВПО по направлению подготовки, ООП и учебному плану направления подготовки, рабочей программе дисциплины и образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины. И поэтому в рабочей программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

ФОС должны входить в состав учебнометодического комплекса (УМК) дисциплины и стать неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества обучения.

Разработка ФОС должна осуществляться в тесной взаимосвязи с формами контроля. Традиционные формы контроля в основном проверяют знания, реже умения и навыки, приобретенные в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, как зачет и экзамен, завершающих блок практических занятий, семинарских занятий или курс лекций. Оптимальный путь формирования системы качества обучения при реализации ФГОС ВПО нового поколения заключается в сочетании традиционного подхода, выработанного в истории отечественной высшей школы, и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. Если раннее оценивались знания, умения и навыки, то в рамках ФГОС ВПО нового поколения необходимо оценивать не только знания и умения, а также то, насколько студент владеет полученной информацией и умеет применять ее в повседневной жизни и в профес-

сиональной деятельности. Соответственно, в процессе оценки подготовки студентов и будущих выпускников необходимо использовать как традиционные, так и инновационные формы контроля. При этом постепенно традиционные средства следует совершенствовать в русле компетентностно-ориентированного подхода, а инновационные средства адаптировать для повсеместного применения в российской вузовской практике. Необходимо осознавать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса

- образовательных технологий (пути и способы выработки компетенций) и методов оценки степени сформированности компетенций (соответствующие оценочные средства).

Формы контроля должны быть своеобразным продолжением методик обучения, позволяющим студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло. По каждому оценочному средству должны быть приведены объективные и четкие критерии формирования оценок.

ФОС по учебной дисциплине необходимо формировать поэтапно, и классифицировать их лучше по формам контроля. Рассмотрим общепринятые формы контроля.

Текущий контроль - это непрерывно осуществляемое наблюдение за уровнем усвоения знаний и формированием компетенций в течение семестра или учебного года. Он осуществляется в ходе учебных аудиторных занятий, проводимых по расписанию. Формами текущего контроля могут быть опросы или небольшие задания, выполняемые студентами на семинарских, практических и лабораторных занятиях. ФОС по текущему контролю должны содержать тематические тесты, контрольные работы, диктанты по отдельным темам изучаемого модуля.

Рубежный контроль осуществляется по самостоятельным разделам - учебным модулям курса и проводится по окончании изучения учебного материала модуля. Наряду с термином «рубежный контроль», как нам видится, можно применять термин «модульно-рубежный контроль», в частности, для естественнонаучного и математического цикла дисциплин. Так, в курсе изучения высшей математики по многим направлениям подготовки бакалавров в первом семестре изучаются модули «Линейная алгебра», «Аналитическая геометрия» и «Математический анализ». Модульно-рубежный контроль осуществляется с целью определения качества усвоения учебного материала и приобретенных ОК и ПК. В течение семестра можно проводить два таких контроля по графику в устной или письменной форме, а также в виде тестового контроля или в виде

184

Н.С. Зиндинова

отчета - защиты в установленный срок по самостоятельной работе студентов. ФОС рубежного контроля должны включать вопросы и задания коллоквиумов, контрольные работы, самостоятельные индивидуальные домашние задания, расчетно-графические работы, тесты с вопросами по всем темам изучаемого материала учебного модуля, контрольные вопросы и задания по подготовке к отчету по самостоятельной работе.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) - это вид контроля, предусмотренный учебным планом, который проводится в форме экзамена или зачета по учебной дисциплине. ФОС промежуточного контроля должны включать вопросы к экзамену или зачету, экзаменационные билеты, задания к зачету, итоговые тесты. В итоговые тесты по учебной дисциплине наряду с обычными заданиями необходимо включать кейс-задания, т. е. проблемные задания, в которых студентам предлагается осмыслить профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения поставленной проблемы. Рубежный контроль и промежуточный контроль можно проводить с использованием компьютерных технологий в виде интернет-тестирования.

Общая оценка знаний, уровня достижений установленных результатов обучения и сформированных компетенций по учебной дисциплине определяется как сумма баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и промежуточного контроля.

Итоговая аттестация выпускников предусматривает традиционные формы контроля - государственный экзамен, защиту дипломной или выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Для этой цели на кафедре разрабатываются ФОС, в которые включаются программа государственного экзамена, контрольные задания и контрольные вопросы для подготовки, экзаменационные билеты и тесты. Утвержденные темы дипломных и выпускных квалификационных работ, методические рекомендации по подготовке и выполнению выпускной работы, а также методические рекомендации по подготовке к самой защите с указанием регламента проведения защиты и критериев оценки являются составной частью ФОС по итоговой аттестации.

Наряду с текущим, рубежным, промежуточным и итоговым контролем (итоговой государственной аттестацией), если последний предусмотрен, стоит рассмотреть также входной контроль. Входной контроль можно проводить не только на первом курсе для выявления недостатков базовой подготовки студентов, но и на других курсах для проверки знаний и компетенций, полученных ранее, в рамках междисциплинарных связей. Контроль такого вида лучше всего проводить в тестовой форме.

Таким образом, считаем целесообразной следующую классификацию ФОС по учебной дисциплине:

- ФОС входного контроля;

- ФОС текущего (тематического) контроля;

- ФОС рубежного (модульно-рубежного) контроля;

- ФОС промежуточного контроля (промежуточной аттестации);

- ФОС итогового контроля (государственной итоговой аттестации).

ФОС по каждому виду контроля должны включать контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов; ролевые и деловые игры, позволяющие оценить уровень образовательных достижений и степень формирования компетенций на каждом определенном этапе изучения учебной дисциплины.

При проектировании оценочных средств по каждой из форм контроля необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач. Помимо индивидуальных оценок можно использовать следующие: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей. Системы оценивания и контроля компетенций студен-тов-бакалавров должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов можно приглашать работодателей, представителей заинтересованных предприятий, НИИ и фирм, а также преподавателей, читающих смежные дисциплины.

Правильно сформированные ФОС по каждой учебной дисциплине должны стать действенным средством не только оценки знаний, умений и уровня приобретенных компетенций, но и повышения качества обучения в целом.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 260800 Технология продукции и организация общественного питания (квалификация (степень) «бакалавр») : Приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 753 (ред. от 31.05.2011). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] Ефремова Н. Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.