Научная статья на тему 'Формирование фонда оценочных средств по предмету "Иностранный язык"'

Формирование фонда оценочных средств по предмету "Иностранный язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярмолинец Л. Г., Гетман Е. И., Осадчая В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование фонда оценочных средств по предмету "Иностранный язык"»

УДК 378.146

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Л.Г. Ярмолинец, кандидат филологических наук, профессор,

Е.И. Гетман, старший преподаватель

В.П. Осадчая, кандидат филологических наук, доцент

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: [email protected]

В настоящей статье обсуждаются некоторые вопросы, связанные с созданием фонда оценочных средств (ФОС) с позиции компетентностного подхода.

Фонд оценочных средств рассматривается как комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания лингвистических компетенций на разных стадиях обучения студентов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом по соответствующему направлению подготовки. Результаты исследования позволили конкретизировать оценочный аппарат: коммуникативные компетенции, ранжированные по видам речевой деятельности, типы и виды соответствующих контрольно-оценочных средств. Наряду с традиционными, типа эссе, грамматический тест, рассматриваются инновационные контрольные средства оценивания, такие как: ролевая игра, мини-проекты, кейс-задачи, портфолио и другие. Сочетание видов и форм контроля обучения иностранному языку (ИЯ), традиционных и инновационных способов оценивания дает возможность наиболее конкретно отразить в критериях оценивания то, как оцениваются результаты учебной деятельности. Главным критерием правильности формулировки при оценивании продукта деятельности обучающихся, либо процесса этой деятельности, или при оценивании и продукта и процесса деятельности является измеримость показателя сформированности компетенции.

Проделанный анализ оценочных средств, рассматриваемый с точки зрения их содержательных характеристик и компетентностного подхода, позволил выделить варианты контролирующих зада-

ний по видам контроля и определить примерное содержание ФОС по видам аттестации. Создание ФОС является достаточно сложной проблемой,которая требует дальнейшего рассмотрения.

Ключевые слова: контроль и оценка качества обучения; фонд оценочных средств; компетентност-ный подход; критерии оценивания; преподавание иностранных языков.

Для цитирования: Ярмолинец Л.Г., Гетман Е.И., Осадчая В.П. Формирование фонда оценочных средств по предмету «Иностранный язык» / Л.Г. Ярмолинец, Е.И. Гетман, В.П. Осадчая // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 1. - С. 107-116.

For citation: Yarmolinets L., Getman E., Osadchaya V. Development of a set of assessment tools in "foreign language" subject. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 1, pp. 107-116 (in Russian).

Введение. Проблема оценки качества освоения основной образовательной программы (ООП) с точки зрения современного подхода к оценке достижений студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) приобретает на сегодняшний день особую актуальность. В первую очередь это связано с переходом к компетентностно-ориентированному обучению. Именно с позиций компетентностной модели обучения, которая предполагает, прежде всего, проектирование оценочных средств, определяется актуальность формирования фонда оценочных средств, в частности по дисциплине «Иностранный язык» (ИЯ).

Требования ФГОС ВО [1] к результатам освоения образовательных программ побуждают педагогов не только сформировать фонд оценочных средств (ФОС), но также решать самым серьезным образом проблему разработки системы самих оценочных средств (ОС) применительно к конкретной дисциплине и выработать критерии успешности формирования компетенций.

Создание ФОС и методики оценивания качества образования является тем более актуальным при ком-петентностном подходе ввиду того, что все еще отсутствует достаточно качественная система «методов измерения компетенций» [7]. В свою очередь, проблема разработки ОС, а именно оценочные средства, которые позволяют осуществлять мониторинг становления формируемой иноязычной компетенции, еще раз подтверждает свою актуальность в настоящее время.

В условиях развития современного общества, когда возрастает значимость подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта, в спорте высших достижений, специалистов в сфере индустрии гостеприимства, особый акцент делается на качественном владении иностранным языком. Логично, что одной из основных общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по дисциплине «Иностранный язык» для бакалавров является «способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного межкультурного взаимодействия» [2]. Эта формулировка ОК-4 отражает основные требования к планируемым результатам обучения ИЯ, которые должны быть достигнуты бакалавром и реализовываться в фондах оценочных средств.

Большинство ученых единодушны во мнении, что фонд оценочных средств - это комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и навыков, компетенций на разных стадиях обучения студентов по программе ВО. ФОС создаются для аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений, уровня подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершении освоения конкретной ООП [10].

Цель работы - разработать концепцию создания фонда оценочных средств для проведения текущего контроля и оценки результатов обучения в вузах физической культуры.

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс следующих методов изучения теоретических исследований и практического опыта неязыковых вузов относительно проведения контроля и оценки качества обучения с позиций компетентност-ного подхода, методов эмпирического анализа, моделирования.

Результаты исследования. В работах, посвященных обсуждению проблемы, подчеркивается, что «как

система оценивания ФОС представляет комплекс методических материалов для проведения входного и текущего оценивания, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» [9], которая включает структурный перечень объектов оценивания, базовые учебные задания, методическое наполнение оценочных процедур [17]. Разработку ФОС предлагается начинать параллельно с разработкой ООП, составлением учебного плана и разработкой программ входящих в него дисциплин и модулей [12], учитывая при этом, что основными свойствами ФОС считаются: предметная направленность, содержание, объем, который подразумевает качественный состав оценочных средств, включаемых в ФОС.

Следует подчеркнуть, что ФОС формируется на основе таких ключевых принципов, как: валидность (соответствие объектов оценивания целям обучения); надежность, когда для оценивания достижений используются единые критерии; объективность, возникающая в случае наличия равных возможностей в процессе обучения для разных студентов [9].

Вузы, как указывается в документах, сами решают практические задачи формирования ФОС и планирования контрольно-оценочной деятельности преподавания на основе методологической базы [4], которую составляют модели компетенций, образцы оценочных средств и критерии оценивания компетенций. От процесса разработки ФОС неотделимы методы контроля, коррелирующие с методами оценивания. Рационально выбранные формы контроля в сочетании с их видами и функциями [6] отражают тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса: образовательных технологий и методов оценки. ФОС также выполняет определенные функции, которые можно распределить по видам оценивания. В частности:

1. ФОС входного оценивания диагностирует начальный уровень подготовленности обучающихся и возможность оценки сформированности компетенций.

2. ФОС текущего контроля производит оперативное и регулярное оценивание.

3. ФОС промежуточной аттестации оценивает степень достижения запланированных результатов.

4. ФОС итоговой аттестации оценивает качество основной образовательной программы.

Методы контроля, нацеленные на развитие познавательной деятельности обучающихся, оценку способности творческой активности и умений поиска решений, осуществляют с помощью соответствующих контрольно-оценочных средств (КОС), которые можно определить как инструмент доказательства сформированности компетенции [16].

При этом важно добавить, что КОС необходимы для оценки результатов образования и показателей достижений каждого отдельного обучающегося: «оценка освоения модуля предполагает подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции ... и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции» [16].

Принимая во внимание характеристики компетенций, можно обозначить уровень их сформированного подразделяя на три наиболее общепринятые категории: репродуктивный, воспроизводяще-рекон-структивный, творческий. Эти уровни, по мнению С.В. Пахотиной, позволяют оценивать и диагностировать знание студентами фактологического материала, умение узнавать объекты изучения в рамках определенного раздела дисциплины, владение пользоваться терминологической лексикой [13]. Уровень сформиро-ванности лингвистической компетенции (ЛК) в работах других исследователей описывается в значении низкий, средний, высокий, при которых разноуровневые задания рассматриваются и задаются в связи с уровнем сложности.

Рассматривая проблему оценки уровня сформи-рованности компетенций, следует отметить, что в соответствии с ФГОС оценочные средства могут быть представлены в трех блоках. Первый блок заданий, выполнение которых контролирует степень владения студентом материалом дисциплины на уровне «знать», оценивается по шкале «правильно - неправильно». Выполнение заданий второго блока оценивается на уровне «знать и уметь», а заданий третьего блока предполагает уже освоение студентами дисциплины на уровне «знать», «уметь, «владеть» [3], для того чтобы они могли самостоятельно принять решение, используя известные им способы. Таким образом, контроль уровня сформированности компетенций может быть осуществлен в зависимости от проверяемого аспекта компетенций: знания выявляются через тестовые задания, умения - через действия, владение - через анализ портфолио [8].

Таблица 1

Коммуникативные умения

Вид РД Формированиеумений

Говорение - уметь вести диалог в ситуациях повседневно-бытовой, социокультурной, учебно-познавательной, профессиональной сфер общения, - излагать факты, делать сообщения, - уметь отвечать на вопросы в ходе интервью при приеме на работу.

Аудирование - понимать на слух высказывания в рамках пройденных лексических тем, - понимать общий смысл сообщений.

Чтение - использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее), - извлекать из текста заданную информацию, - читать деловую корреспонденцию, - отбирать в Интернете публикации по заданной теме с целью использования их в проектной работе

Письмо уметь написать: - резюме, СУ, - сообщения по заданной теме, - эскиз, очерк, план, схему, конспект текста, - заполнять разного рода анкеты (например, в период проведения соревнований).

Так, перечень планируемых результатов обучения по дисциплине ИЯ и содержание обучения по формированию выделенных для данной дисциплины компетенций бакалавриата, по направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» представлен следующим образом: в результате освоения образовательной программы бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Иностранный язык»:

Знать: фонетические, лексические, грамматические основы изучаемого языка; базовую лексику общего языка; ключевые термины профессиональной сферы общения; лексические и грамматические особенности межкультурной коммуникации; технологии поиска в Интернете иноязычной информации.

Уметь: читать и понимать тексты повседневно-бытовой социокультурной, учебно-познавательной и общепрофессиональной сфер общения, извлекать из текста информацию; делать выводы из прочитанного; логично и последовательно излагать мысли в соответствии с предложенной ситуацией общения; подготовить устное выступление на заданную тему; написать СУ.

Владеть: различными видами чтения; приемами использования информационных технологий; навыками самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

Для организации учебного процесса, отвечающего целям обучения, был разработан перечень планируемых у выпускников рассматриваемого профиля подготовки коммуникативных умений в отдельных видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).

Типы и виды оценочных средств, выделяемых в структуре ФОС

Типы оценочных средств Виды контрольно-оценочных средств

1. Дисциплинарные оценочные средства - компетентностные тесты - методы конкретных ситуаций - проектные и курсовые работы - диагностические методики - эссе - рефераты - портфолио

2. Поэтапные оценочные средства - междисциплинарные (универсальные) оценочные средства - интервью - диагностические задания - собеседование - портфолио - курсовые и проектные работы

3. Оценочные средства для итоговой (государственной) аттестации - комплексные компетентностные тесты - универсальные итоговые задания - портфолио - выпускная квалификационная работа

4. Средства для самооценки - анкеты - диагностические блоки - тесты с применением компьютерной программы

Перечень подобных умений указывает как на цель обучения - формирование и развитие конкретных умений, так и на определение объектов контроля, что очень значимо в практической деятельности преподавания ИЯ.

Учет дидактических требований в области разработки и применения оценочных средств (ОС) прежде всего должен обеспечить объективность процессов оценивания результатов освоения образовательных программ в вузе, если наличествует:

- сочетание в оценочных средствах не только результативного, но и процессуального компонента;

- сочетание разнообразных традиционных и инновационных форм оценивания;

- проверка с помощью оценочных средств всего компонентного состава компетенции;

- непрерывность оценивания уровня сформиро-ванности компетенций на всех этапах освоения студентом ООП;

- необходимость оценивания компетенций реальной деятельности [3].

При рассмотрении структуры ФОС отчетливо выделяются дисциплинарные оценочные средства, целью которых является проверка уровня сформированно-сти компетенций в рамках дисциплины; поэтапные ОС, нацеленные на оценку уровня сформированности компетенций по окончании каждого этапа обучения; оценочные средства для итоговой (государственной) аттестации; средства для самооценки [3].

Считается, что оптимальный путь формирования систем оценки качества подготовки студентов заклю-

чается, кроме всего прочего, в сочетании традиционного и инновационного подходов при выборе контрольных заданий.

Так, перевод иноязычного текста и беседа по содержанию текста, подготовленный монолог, или беседа о спортивной карьере студента, или диагностический (входной) тест, контрольная работа, эссе, реферат, зачет, экзамен относятся к традиционным ОС, в то время как ролевая игра, портфолио, кейсы, ситуационные задания, индивидуальные или командные проектные работы, презентации входят в инновационные ОС. Подобным образом виды оценочных традиционных или инновационных средств используются в составе выделенных в структуре оценочных средств (дисциплинарные, поэтапные и др.). К обозначенным дисциплинарным ОС правомерно отнести компетентностные тесты, методы конкретных ситуаций, творческую работу, проекты, эссе, рефераты; поэтапные ОС предполагают использование диагностических заданий, интервью, собеседования, кейсы, портфолио, курсовые проекты, комплексные тесты.

Сочетание видов и форм контроля результатов обучения ИЯ, традиционных и инновационных способов оценивания, которые позволяют отслеживать процесс становления иноязычной компетенции, можно наиболее конкретно отразить в критериях оценивания, которые представляют собой «правила определения численности и (или) вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых с эталонными параметрами по показателям оценки результата» [11]. Е.Н. Соловова, обозначая параметры и критерии

оценивания предполагаемого результата учебной деятельности, указывает, что «параметры оценивания - это то, что мы оцениваем (точность выполнения задания, лексическое и структурное разнообразие речи, фонетические навыки и т. д.); критерии оценивания -это то, как мы это оцениваем», причем цели курса следует соотносить с форматом и содержанием контроля [14].

Главным критерием правильности формулировки при оценивании продукта деятельности обучающихся, либо процесса этой деятельности, или при оценивании и продукта и процесса деятельности является измеримость показателя сформированности компетенции. Так, используя такие наиболее эффективные из традиционных форм контроля типы, как грамматический тест, эссе, самостоятельная работа, у преподавателя имеются обоснованные и более прозрачные для студента критерии оценивания.

Например, выполнив задание, написать эссе на тему «Моя профессия - спорт», студент может получить максимальные оценки (баллы), если в тексте присутствует связность изложения, логичное последовательное выражение своих мыслей при правильном выборе языковых и грамматических средств и, конечно, правильное оформление работы. Потеря баллов будет реально связана с тем, что основные составляющие максимальной оценки остались невыполненными.

К основным критериям другого вида оценивания традиционного контроля - контрольной работы (как лексической, так и грамматической) - обычно относят: степень необходимости использовать словарь, большее количество времени для выполнения работы или, наоборот, досрочная сдача письменного задания, нахождение большего количества правильных ответов в заданиях с множественным выбором. Критерии оценивания и их выражения в параметрах «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или в конкретных баллах указываются для каждой контрольной работы. Студент получает высший балл, если он представил полное выполнение поставленной задачи.

Однако в процессе обучения ИЯ нельзя обойтись без устного опроса, собеседования, зачета, экзамена или теста. Для итогового зачетного и даже экзаменационного оценивания компетенции, формируемой в результате освоения изучаемой дисциплины, правильным будет использовать контрольные задания как традиционные, так и инновационные. В этом случае сочетание в экзаменационных заданиях обоих видов даст возможность выявить уровень имеющейся компетенции на основе нескольких заданий, отвечающих условиям когнитивного, деятельностного и мотиваци-онного подходов. Установление критериев оценки результатов выполнения экзаменационных контрольных заданий позволяет измерить уровень сформированно-сти каждого компонента компетенции и выразить его в баллах: за 3-4 балла разумной будет оценка «удовлет-

ворительно», 5-7 баллов определяют оценку «хорошо», 8-9 баллов - «отлично» [4].

Проследить эффективность формирования иноязычной компетенции с точки зрения владения ИЯ помогают те инновационные оценочные средства, которые перечислялись выше: ролевая игра, мини-проект, ситуационные задания, портфолио и некоторые другие.

Деловая и/или ролевая игра проводится со всей группой на занятии под управлением преподавателя путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации (например, «Посещение матча по футболу», «Сравнительная презентация отелей разного уровня»). Ролевая игра позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи, а также наблюдать за активностью и результативностью как всех студентов группы, так и каждого студента. Критерии оценки такого вида задания могут варьироваться в зависимости от темы, цели, вклада участника в выполнение условий ролевой игры (умение вести диалог, использование различных типов реплик, беглость речи, адекватный выбор лексико-грамматических единиц, негрубые ошибки). Соответствие или несоответствие критериям влечет за собой выставление определенного количества баллов.

Ситуационное задание позволяет осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, интегрировать знания из различных областей, аргументировать собственную точку зрения. По своей цели и направленности деятельности обучающегося это задание идентично творческому заданию, позволяющему диагностировать умения студента. Написание проектной работы, сообщение или доклад на конференции по ИЯ, тезисы, составление детальной схемы темы также входят в такого рода задания.

Еще одно оценочное средство, такое как портфо-лио, предполагает целевую подборку работ студента, раскрывающую его индивидуальные образовательные достижения в данной учебной дисциплине. Актуальным будет наличие в портфолио раздела «планирование будущих этапов обучения», раздела с образцами выполнения заданий с оценкой и рецензиями преподавателя, в нем также следует представить критерии для текущего самооценивания и взаимооценивания разных видов учебных и контрольных заданий. Проделанный анализ некоторых оценочных средств с точки зрения их содержательной характеристики позволяет выделить варианты контролирующих заданий по видам контроля.

Методика формирования ФОС, обеспечивающая управление образовательной деятельностью, дает возможность систематически диагностировать и корректировать процесс обучения ИЯ на разных его этапах и в соответствии с видами аттестации. Набор соответствующих оценочных средств в зависимости от видов аттестации может помочь установлению степени соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС.

Варианты контролирующих заданий по ИЯ по видам контроля

Вид контроля Контролирующие оценочные средства Материалы для представления оценочных средств в ФОС

Входной контроль Лексико-грамматический тест Задания с выбором одного правильного ответа (multiple choice)

Текущий контроль Контрольная работа № 1. Тема: «Семья, дом, уклад жизни» Контрольная работа № 2. Тема: «Высшее образование» Задания с открытым ответом типа: - распределите лексику темы по блокам (устройство семьи, семейные традиции, дом, где семья живет); - прочитайте текст и найдите предложение, содержащее информацию о...; - вставьте в пропуски одно из словосочетаний, указанных в скобках, и др. Задания с множественным выбором / набором заданий по всем тематическим разделам и темам типа: - найдите в тексте. информацию, подтверждающую, что.; - найдите в тексте ... английские эквиваленты к предлагаемым словосочетаниям; - отметьте в тексте о. предложения, отражающие главную идею темы; - беседа в форме письменных вопросов к теме и др.

Промежуточный контроль Вопросы для семестрового зачета Итоговая семестровая контрольная работа Перечень вопросов по дисциплине по пройденному материалу. Задания с открытым ответом, с выбором одного правильного ответа: - отметьте данные ответы как T или F; - выберите абзац, содержащий ответ на следующий вопрос; - письменно переведите абзац, в котором говорится о., и др.

Итоговый контроль Контрольная работа Письменный тест Вопросы к зачету, экзамену Вопросы, выносимые в экзаменационный билет. Составление план-схемы к теме. Написание краткого вступления/заключения к теме и др. Подготовка краткого пересказа текста с использованием ключевой лексики

Таблица 4

Примерное содержание ФОС по видам аттестации

ФОС текущей аттестации (проводится регулярно на определенных этапах обучения в целях установления соответствия достижений обучения поэтапным требованиям ООП) - Комплект: - тестовых и типовых заданий - нестандартных заданий - Комплект наборов проблемных ситуаций в соответствии с профессионально-ориентированной деятельностью - Комплект содержания хода деловой игры

ФОС промежуточной аттестации (проводится в целом или по разделам дисциплины) - Вопросы: - к зачету - к экзамену - Комплект типовых заданий: - к зачету - к экзамену

ФОС итоговой аттестации по дисциплине ИЯ Требования к написанию реферата, проектной работы, эссе, к составлению портфолио, выявляющих степень умений обучаемых (знать, уметь, владеть) Вопросы к экзамену

Образец паспорта ФОС по учебной дисциплине [18]

Промежуточ-

Результаты Компетен- Название Оценка/Шкала Текущий ная и итого-

обучения ции темы оценивания контроль вая аттеста-

ция

Усвоенные знания: Olympic Уровень Комплект заданий: Вопросы:

- знать movement освоения - тестовых, - к итоговому

ОК- 4 - типовых, занятию,

- Критерии - нестандартных - к тесту,

Освоенные оценки - к зачету,

умения: компетенций Комплект наборов: - к экзамену

- уметь в соответствии - проблемных Комплект типо-

- с типовыми кон- (профессиональнх) вых заданий

Сформированные трольными зада- ситуаций, - к зачету

компетенции: ОК- 5 ниями по темам - содержание хода - к экзамену

- владеть - дисциплины деловой игры и

т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формируя измерительные материалы по учебной дисциплине, как указывалось ранее, следует установить ее содержание: разделы, темы, дидактические единицы по каждой выделенной для данной дисциплины компетенции, соотнося задачи курса с планируемым результатом на уровне конкретных количественных и качественных показателей. Осуществляя отбор содержания курса, Е.Н. Соловова советует соблюдать определенную последовательность: отбирать тематические разделы курса, выстраивая их в логической последовательности, и в рамках этой тематики выделять проблемы для ситуации общения. Затем следует на основе отобранного материала «составлять лексико-грамматический каркас темы» и выделять «языковый и речевой материал для активного и пассивного усвоения». Вместе с языковым и речевым материалом «нужно не забывать и о содержании и принципах отбора социокультурного материала». Учебная программа курса должна иметь свои цели, задачи и специфику курса. В ней должны вместе с необходимостью ее разработки присутствовать формат и содержание контроля, параметры и критерии оценивания результатов, рекомендуемое учебно-методическое обеспечение курса [14].

Для идентификации и более компактного и наглядного сведения в одно целое контрольных материалов для проведения текущего контроля в различных формах и промежуточной / итоговой аттестации в форме вопросов и заданий, тестовых заданий к зачету, экзамену, перечня формируемых компетенций и этапов их формирования, требований к уровню подготовки, критериев оценки компетенций, или показателей критериев и шкал оценивания, сформированных компетенций оформляется паспорт фонда оценочных средств, либо в упрощенной форме, отдельно по видам аттестации с указанием только кодов распределения материалов [15], либо в более расширенной и подробной форме.

В приводимом нами паспорте фонда оценочных средств конкретно расписываются соответствующие ОК (во ФГОС 3++ они обозначаются как универсальные компетенции (УК) и их компонентный состав, то есть «знать», «уметь», «владеть» (например: - определить, - вычленить, - найти, - группировать, - объединить и др.), указывается учебная деятельность по ИЯ - предметы оценивания и объекты оценивания в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, параллельно перечисляются показатели оценочных средств (вопросы к итоговому занятию, к зачету, тестам, контрольной работе, к экзамену) и приводятся наименования контролируемых разделов дисциплины. В таблице 5 представлен один из образцов паспорта ФОС.

Выводы. Используемые и разрабатываемые методические и контрольно-оценочные материалы предназначены для оценивания формирования компетенции на разных стадиях обучения студентов на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС ВО. Они позволяют осуществлять в нужное время мониторинг становления ОК у студентов на занятиях по ИЯ с учетом специфики обучения студентов специальностям вуза. Однако, несмотря на значительное число публикаций по рассматриваемой авторами проблеме, данный вопрос нуждается в еще более детальном рассмотрении с учетом специфики каждого отдельного направления и профиля подготовки студентов и обязательного соответствия ОС фонда перечню показателей государственной аттестации вуза.

Создание средств оценивания контроля качества подготовки студента при реализации программ ВО, основанных на компетентностном подходе, является достаточно сложной задачей, которая требует дальнейшего детального обсуждения, осмысления и реализации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3 + (проект) - М., 2014.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Бакалавриат. (Направление подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств). Утвержден Приказом Министерства образования и науки , 12.03. 2015, № 200.

3. Антюхов А.В. Разработка фонда оценочных средств в контексте ФГОС ВПО / А.В. Антюхов, Н.В. Фомин. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://cyberleninka. ru/article/n/razrabotka-fonda-otsenochnyh-sredstv-v-kontekste-fgos-vpo. Дата обращения 22 декабря 2017.

4. Балашова Т.А. Формирование фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык» / Т.А. Балашова [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.spbgik.ru/upload/file/kaf/kaf_in/ monogr/articles2015.pdf.

5. Барышникова О.В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе: диссертация / О.В. Барышникова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.linguanet.ru/science/dissD/dissD3/D32014/ BarishnikovaO/Barishnikova-Dkz.pdf. Дата обращения 7 декабря 2017.

6. Гетман Е.И. Контроль как неотъемлемый компонент учебного процесса при обучении иностранному языку в вузе / Е.И. Гетман, В.П. Осадчая// Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециализированных вузах.

- Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2016. - С. 20-27.

7. Кожевникова О.Н. Создание контрольно-оценочных средств для текущей аттестации студентов / О.Н Кожевникова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vspc34.ru/ Дата обращения 7 декабря 2017.

8. Кузнецов А.Н. Проектирование фондов оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык»: от концепции к внедрению / А.Н. Кузнецов, Е.Н. Щавелева // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки.

- Вып. 4(775), 2017. - С. 152-156.

9. Левандовская Н.В. Разработка и формирование фонда оценочных средств в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку / Н.В. Левандовская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vaiu.ru/ Дата обращения 7 декабря 2017.

10. Методические рекомендации о ФОС для проведения текущего контроля и успеваемости и промежуточной аттестации студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosgu.ru/UNIVER/ Дата обращения 11 декабря 2017.

11. Методические рекомендации по заполнению макета фонда оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации в рамках ОПОП ФГОС по специальности среднего профессионального образования. - Наб. Челны: НИСПТР, 2013. - 50 с.

12. Муллаярова Э.Р. Создание ФОС по дисциплине «Иностранный язык» // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014г.). - Пермь: Меркурий, 2014. -С. 212-214.

13. Пахотина С.В. Разноуровневые задания как средство оценивания в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах неязыкового вуза / С.В. Пахотина, И.К. Цаликова // Молодой ученый. -2014. -№ 2. - С. 820-828.

14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: АСТ: Астраль, 2008. - 271 с.

15. Солодовченко Л.Н. Технология создания фонда оценочных средств при реализации компетентно-ориентированной основной образовательной программы / Л.Н. Солодовченко, В.Ф. Гревцева // Известия В ГПУ. - № 2 (267). - 2015. Педагогические науки. -С. 81-86.

16. Топоркова О.В. Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей // Вестник Брянского госуниверситета. - 2016.(3). - С. 242-246.

17. Хлыбова М.А. Опыт разработки фонда оценочных средств по иностранному языку в неязыковом вузе / М.А. Хлыбова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agroxxi.ru/ Дата обращения 11 декабря 2017.

18. Ярмолинец Л.Г. Структура и содержание фонда оценочных средств при обучении иностранному языку в КГУФКСТ / Л.Г. Ярмолинец, Е.И. Гетман // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2016. - Т. 1. - С. 133-135.

DEVELOPMENT OF A SET OF ASSESSMENT TOOLS IN «FOREIGN LANGUAGE» SUBJECT

L. Yarmolinets, Candidate of Philological Sciences, Professor, E. Getman, Senior Teacher,

V. Osadchaya, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161, e-mail: [email protected]

The article considers some issues dealing with the development of a set of assessment tools that are viewed in the context of the competence-based approach. The set of assessment tools (SOAT) is analyzed as a complex of methodical and controlling-measuring materials designed for the assessment of linguistic competences at different stages of teaching students in accordance with the Federal educational standards of Higher Education and the training field. Research results allowed to concretize the evaluation apparatus for communicative competences corresponding to types of speech activities, types of the controlling-assessment tools. Along with the traditional ones, e.g. essay, grammar test, such innovative controlling assessment tools as the role-play, mini-project, case study, portfolio and some others are also considered in the given article. The combination of types and forms of the foreign language teaching control, traditional and innovative means of evaluation, gives the possibility to reflect in the assessment criteria the way of the learning activity evaluation. The main criteria of the right formulation of the process of assessing either the students' activity product, or the activity process itself, or both the product and the activity process is believed to be the result of measuring the competence index's formation.

The analysis of assessment tools viewed from the position of their content characteristics enabled teachers to select a choice of controlling assessments distributed in accordance with the control types and moreover to define approximate SOAT content corresponding to the assessing aspects. However the SOAT development is a rather complex problem which requires its further consideration.

Keywords: control and assessment of education quality, a set of assessment tools, competence-based approach, assessment criteria, teaching foreign languages.

References:

1. Federal State Educational Standard (FSES), Moscow, 2014. (in Russian).

2. The federal state educational standard of the highest about-razovanich. Bachelor degree. (Direction of preparation 15.03.04 Automation of technological processes and productions). It is approved by the Order of the Ministry of Education and Science, 12.03. 2015, no 200. (in Russian).

3. Antyukhov A.V. Fomin N.V. Development of fund of estimated means in the context of FGOS. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-fonda-ot-senochnyh-sredstv-v-kontekste-fgos-vpo. (Accessed 22 december 2017). (in Russian).

4. Balashova T.A. Formation of fund of estimated means for discipline A business foreign language. Available at: http://www.spbgik.ru/upload/file/kaf/kaf_in/monogr/ articles2015.pdf. (in Russian).

5. Baryshnikova O.V. Technique of control and assessment of quality of training on a foreign language in technical college. Available at: http://www.linguanet.ru/science/ dissD/dissD3/D32014/BarishnikovaO/Barishnikova-Dkz. pdf. (Accessed 7 december 2017). (in Russian).

6. Getman E.I., Osadchaya V.P. Control as the integral component of educational process when training in a foreign language in higher education institution Current problems and modern technologies of teaching foreign languages in unspecialized higher education institutions. Voronezh, IPTs Nauchnaya kniga, 2016, pp. 20-27. (in Russian).

7. Kozhevnikova O.N. Creation of control and estimated means for the current certification of students. Available at: http://www.vspc34.ru/. (Accessed 7 december 2017). (in Russian).

8. Kuznetsov A.N., Shchaveleva E.N. Design of funds of estimated means for discipline "Foreign language": from the concept to introduction. Vestnik MGLU. Obra-zovanie i pedagogicheskie nauki. Vol. 4 (775), 2017. pp. 152-156. (in Russian).

9. Levandovskaya N.V. Development and formation of fund of estimated means in training in the professional focused foreign language. Available at: http://vaiu.ru//. (Accessed 7 december 2017). (in Russian).

10. Methodical recommendations of FOS for carrying out the current control and progress and intermediate certification of students. Available at: http://www.mosgu.ru/ UNIVER/. (Accessed 11 december 2017) (in Russian).

11. Methodical recommendations about filling of the model of fund of estimated means for carrying out the current and intermediate certification within OPOP FGOS as a secondary professional education. Nab. Chelny: NISPTR, 2013. 50 p. (in Russian).

12. Mullayarova E.R. Creation of FOS on discipline "Foreign language" Problems and prospects of development of education. Proceedings V International Scientific and Practical Conference. Perm', mart 2014. Merkuriy, 2014, pp. 212-214. (in Russian).

13. Pakhotina S.V. ,Tsalikova I.K. Raznourovnevy tasks as means of estimation in the course of training in a foreign language at not language faculties of not language higher education institution. Molodoy uchenyy. [Young scientist], 2014, no 2, pp. 820-828. (in Russian).

14. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym ya-zykam: prodvinutyy kurs: posobie dlya studentov ped. vu-zov i uchiteley [Methods of teaching foreign languages: an advanced course: a manual for students ped. universities and teachers]. Moscow, AST, Astral', 2008, 271 p.

15. Solodovchenko L.N., Grevtseva V.F. The technology of creating a fund for evaluation tools in the implementation of a competently-oriented basic educational program Tekhnologiya sozdaniya fonda otsenochnykh sred-stv pri realizatsii kompetentno-orientirovannoy osnovnoy obrazovatel'noy programmy. Izvestiya VGPU, no 2 (267), 2015, pp. 81-86. (in Russian).

16. Toporkova O.V. The system of evaluation tools for teaching foreign languages to bachelors of technical specialties Sistema otsenochnykh sredstv pri obuchenii inostran-

nomu yazyku bakalavrov tekhnicheskikh spetsial'nostey. [Vestnik Bryanskogo gosuniversiteta], 2016, (3), pp. 242-246. (in Russian).

17. Khlybova M.A. Opyt razrabotki fonda otsenochnykh sredstv po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze/. Available at: http://www.agroxxi.ru//. (Accessed 11 december 2017). (in Russian).

18. Yarmolinets L.G., Getman E.I. The structure and contents of the fund of assessment tools for teaching a foreign language in KGUFKST Struktura i soderzhanie fonda otsenochnykh sredstv pri obuchenii inostrannomu yazyku v KGUFKST. Proceedings of a Scientific and Scientific and Methodical Conference of the Faculty of the Kuban State University of physical culture, sport and tourism, 2016, Vol. 1, pp. 133-135. (in Russian).

Поступила / Received 15.01.2018 Принята в печать / Accepted 21.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.