Научная статья на тему 'Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей'

Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МОНИТОРИНГ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / MONITORING / COMPETENCE / TOOLS OF ASSESSMENT / CRITERIA OF ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоркова О. В., Новоженина Е. В., Чечет Т. И.

В статье представлены созданные авторами оценочные средства и критерии оценивания по иностранному языку для бакалавров технических специальностей в соответствии с требованиями ФГОС ВО, позволяющие отслеживать становление иноязычной компетенции на основе компетентностного подхода. Приведены некоторые примеры показателей освоения дисциплины и описаны возможности сочетания традиционных и инновационных способов, видов и форм контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ASSESSMENT TOOLS IN THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF BACHELORS OF TECHNICAL SPECIALTIES

The article presents the tools and criteria of foreign language assessment developed by the authorsfor bachelors of technical specialties in accordance with the Federal State Education Standard of Higher Education which allow teachers to monitor the development of foreign language competence taking into consideration the competence approach. Some examples of indicators of mastering the discipline are given and the possibilities of combining traditional and innovative types and forms of control are described.

Текст научной работы на тему «Система оценочных средств при обучении иностранному языку бакалавров технических специальностей»

УДК 811(07)

СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Топоркова О.В., Новоженина Е.В., Чечет Т.И.

В статье представлены созданные авторами оценочные средства и критерии оценивания по иностранному языку для бакалавров технических специальностей в соответствии с требованиями ФГОС ВО, позволяющие отслеживать становление иноязычной компетенции на основе компетентностного подхода. Приведены некоторые примеры показателей освоения дисциплины и описаны возможности сочетания традиционных и инновационных способов, видов и форм контроля. Ключевые слова: преподавание иностранных языков, мониторинг, компетенция, оценочные средства, критерии оценивания

SYSTEM ASSESSMENT TOOLS IN THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF BACHELORS

OF TECHNICAL SPECIALTIES

Toporkova O.V., Novozenina E.V. Chechet T.I.

The article presents the tools and criteria of foreign language assessment developed by the authors for bachelors of technical specialties in accordance with the Federal State Education Standard of Higher Education which allow teachers to monitor the development of foreign language competence taking into consideration the competence approach. Some examples of indicators of mastering the discipline are given and the possibilities of combining traditional and innovative types and forms of control are described. Keywords: foreign language teaching, monitoring, competence, tools of assessment, criteria of assessment

Применение компетентостного подхода не только при организации образовательного процесса в вузе, но и при оценке качества подготовки обучающихся обусловлено реализацией основных профессиональных образовательных программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) [1]. Необходимость формирования компетенций в системе высшего образования была обоснована и доказана многими авторами [2,3,4,5,6]. Диагностика и оценка уровня сфор-мированности компетенций у студентов должна осуществляться на протяжении всего образовательного процесса. «Мониторинг как механизм постоянного контроля качества способствует системному подходу к решению проблемы оценки качества обученности, достигнутого уровня образования» [7, с. 162]. Инструментом доказательства сформированности компетенций являются оценочные средства. Они служат для оценки результатов образования и показателей достижений каждого отдельного обучающегося по индивидуальной образовательной траектории. «Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции» [3, с. 133]. Для этого необходимо разрабатывать оценочные средства на основе формируемой компетенции применительно к каждой конкретной дисциплине с учетом составляющих ее дидактических единиц. По мнению Титаренко

С.Н., проблема разработки системы оценочных материалов по предмету является одной из самых важных и, в то же время, сложных для решения. Это особенно актуально при создании фонда оценочных средств (ФОС) по дисциплине «Иностранный язык» в технических вузах, так как в условиях ограниченного времени, отводимого для непрофилирующих дисциплин, достичь формирования требуемых компетенций у студентов, не имеющих ярко выраженной склонности к лингвистическому образованию, как правило, гораздо сложнее. Таким образом, проблема разработки оценочных средств, позволяющих осуществлять мониторинг становления формируемой иноязычной компетенции, остается актуальной и в настоящее время.

Согласно ФГОС ВО для оценки результатов подготовки на соответствие требованиям ФГОС ВО необходимо структурирование оценочных средств по ком-петентностному признаку - на основе определенных стандартами комплексов знаний, умений и владения иностранным языком. Процесс приобретения знаний, умений и навыков существенно изменился с введением компетентностного подхода в систему высшего образования. Главным образом новый подход переориентировал образовательный процесс на создание таких педагогических условий, которые способствовали бы развитию личностного потенциала и подготовке выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни [8]. Такая самостоятельность проявляется в сформированных компетенциях. По мнению А.В. Хуторского, «компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [6, с. 58]. Другими словами, компетенция - это не набор ЗУНов, а система самостоятельных действий личности, в которых приобретенная в рамках дисциплины информация находит свое практическое адекватное/соответствующее применение в конкретных профессиональных ситуациях.

В условиях развития современного общества возрастает роль подготовки квалифицированного инженера не только за рубежом, но и в России. Особый акцент в инженерном образовании делается на качественное владение иностранным языком как одним из важнейших инструментов межличностного и межкультурного общения [9, 10]. Логично, что одной из основных общекультурных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по дисциплине «Иностранный язык» по техническим специальностям для бакалавров является «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1]. Характерно, что она перекликается с аналогичными требованиями ФГОС ВО по гуманитарным специальностям и акцентирует внимание на подготовке студентов-бакалавров к реальной коммуникации в рамках диалога культур. Формулировка компетенции отражает основные требования, предъявляемые к конечному результату по изучению иностранного языка, т.е. планируемые результаты обучения дисциплине, которые должны быть достигнуты бакалавром.

Более детальная конкретизация содержания формируемой компетенции в отношении планируемых результатов обучения дисциплине осуществляется в зависимости от этапа работы над разделом дисциплины, его методического содержания, количества часов, отведенных на аудиторные занятия и самостоятельную работу, от направления и профиля подготовки. Это должно быть обязательно отражено в фонде оценочных средств каждой рабочей программы по конкретному направлению подготовки будущего специалиста. Например, для направления 15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств», профиля подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств» учебный план предусматривает 288 аудиторных и 128 часов самостоятельной работы (в течение 4-х семестров). На изучение темы «Автоматизация производственного процесса» в 4 семестре отводится 12 аудиторных часов (или одна контрольная неделя) и 15 часов для самостоятельного освоения. Поэтому для осуществления

своевременного мониторинга формирования требуемой компетенции были запланированы следующие ожидаемые результаты:

- бакалавр знает алгоритм восприятия на слух иностранной речи; специальную лексику по теме «Автоматизация производственного процесса»; особенности синтаксиса, необходимые для составления аннотации текста по теме «Автоматизация производственного процесса»

- бакалавр умеет воспринимать на слух иноязычную диалогическую речь на тему «Автоматизация в быту»; написать аннотацию текста по специальности, применив изученную лексику (не менее 10-12 лексических единиц); практически использовать правила образования таких грамматических структур, как видовременные формы глагола в действительном и страдательном залоге, и соответствующие лексические единицы в рамках изученной темы;

- бакалавр владеет навыками выражения своих мыслей в межличностном и профессионально-бытовом общении на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах заданной темы.

Как видно из описания планируемых результатов, необходима разработка конкретных оценочных средств, позволяющих отслеживать процесс становления иноязычной компетенции. Многие разработчики ФОС делят все оценочные средства на традиционные (собеседование, коллоквиум, тест, контрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа, зачет, экзамен и др.) и инновационные (портфолио, кейсы, ситуационные задания, мини-проекты, курсовые проекты в командах, деловые, ролевые, оргдеятельностные игры) [11]. Оценивая тот или иной вид работы, необходимо иметь критерии, представляющие собой «правила определения численной и (или) вербальной оценки при сравнении результатов действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым, с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата» [12, с.13]. При этом оценочные средства должны давать возможность измерять уровень достижения установленных результатов обучения и быть понятными обучающимся, что наиболее полно и точно можно отразить в критериях оценивания. С этой целью в критериях оценивания каждого оценочного средства должны быть представлены не только «валидные, надежные» [11], но и прозрачные показатели знаний, умений и практического опыта.

Особенностью разработанных нами оценочных средств, используемых для контроля результатов обучения иностранному языку, является сочетание традиционных и инновационных способов, видов и форм контроля. При этом традиционные средства переосмыслены в русле компетентностного подхода, а ин-

новационные средства адаптированы для практического применения иностранного языка в бытовых и профессионально-бытовых ситуациях, в которых может оказаться выпускник, и нацелены на сочетание профессионально-деловой и социокультурной ориентации курса, направленного на расширение кругозора и общей культуры студента.

В ходе исследования было выявлено, что для становления требуемой компетенции наиболее эффективными из традиционных форм контроля являются эссе, контрольная работа, грамматический тест, написание аннотации к тексту, собеседование, сообщение. Используя формы традиционной проверки, которые чаще всего оцениваются на основании процентного количества правильно или неправильно выполненных заданий, либо наличия ошибок, мы старались сделать эти критерии валидными и более прозрачными для самого студента. Опираясь на разработанную систему уровней достижения в изучении языка, описываемых с помощью соответствующих дескрипторов [13], были представлены шкалы и критерии оценивания каждого оценочного средства. Например, при написании эссе на тему «Моя будущая профессия» (3 семестр) максимальные баллы (18-20) студент может получить, продемонстрировав смысловую связность и целостность изложения (деление текста на введение, основную часть и заключение), адекватный теме выбор и диапазон языковых средств, соблюдение стилистических норм, логичность и последовательность выражения своих мыслей, грамматическую правильность (не более 3-4 негрубых ошибок), полное соответствие требованиям с точки зрения объема и оформления (2 печатных листа формата А4, кегль 14, полуторный интервал). Соответственно, уменьшение баллов связано с невыполнением основных составляющих максимальной оценки: целостность изложения, разнообразие языковых средств, стилистика, логика изложения, грамматическая правильность, объем и оформление. Кроме того, так как эссе относят к продуктивным тестам, или тестам с гарантированными показателями, то для них предусматривается так называемый подход «предварительного тестирования», который позволяет определить соответствие критериям [14].

В основные критерии оценивания контрольной работы, грамматического теста, которые предусмотрены в течение каждой контрольной недели, наряду с процентным количеством правильно выполненных заданий, мы включаем: степень необходимости использовать словарь, увеличение предусмотренного для выполнения работы времени досрочная сдача письменного задания, нахождение большего количества правильных ответов в заданиях с множественным выбором. При написании аннотации студент получает высший балл (5), если он продемонстрировал

полное выполнение коммуникативной задачи, соответствие объему, четкую структуру и связность текста, точный выбор слов и адекватное владение лексикой и грамматикой в соответствии с жанром письменного задания, объем аннотации - 50-60 слов, грамотное оформление аннотации на листе А4 в печатном виде, допускаются 1-2 негрубые ошибки. Потеря баллов будет также связана с невыполнением условий критериев оценивания по максиму. На наш взгляд, чтобы сэкономить учебное время на занятии, написание эссе и аннотации целесообразнее выполнять во время внеаудиторной работы.

Проследить эффективность формирования иноязычной компетенции у студентов технических специальностей с точки зрения владения иностранным языком, как показывает опыт, возможно с использованием таких инновационных оценочных средств как: деловая/ролевая игра, электронное сообщение, мини-проект, творческие задания различной направленности, презентации с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и портфолио [11,12]. Приведем пример еще одного разработанного нами оценочного средства - ролевой игры «Достопримечательности Лондона» - по итогам изучения темы «Страны изучаемого языка» в первом семестре студентами всех специальностей. Ролевая игра - оценочное средство для проверки продуктивных умений, требующее большей самостоятельности и содержащее элементы творчества. При выполнении ролевой игры, которая проводится со всей группой сразу на занятии, обучаемые становятся участниками иноязычного общения. Время проведения - 20 мин. Роль преподавателя - осуществлять наблюдение за всеми студентами, следить за активностью и результативностью каждого студента во время игры, за временем и т.д. Критерии оценки могут варьироваться в зависимости от роли, вклада участника в игру, темы, цели игры, состава участников. Преподаватель должен заранее сообщить студентам о проведении игры. Так как целью всех игр является тренировка речевого навыка, то оценивание включает в себя обсуждение итогов проведенной игры. Часто это дает возможность дополнительной речевой тренировки. Форма обсуждения зависит от самой игры и сути задания. Могут быть определены наиболее интересные вопросы, идеи, самые артистичные исполнители и т.д., за что можно присудить дополнительный балл-бонус. Сам преподаватель может задать несколько дополнительных вопросов.

Концепция игры «Достопримечательности Лондона» моделирует ситуацию речевого общения во время экскурсии по Лондону. Нескольким гидам предстоит ответить на многочисленные вопросы туристов в процессе увлекательной экскурсии по городу. Во-

просы касаются истории основания Лондона римлянами и исторических мест города: Вестминстерское аббатство, Тауэр, Собор Святого Павла, Букингем-ский дворец, Трафальгарская площадь, здание Британского парламента. Игра проходит в виде экскурсионной поездки по Лондону с использованием мультимедийного оборудования, либо визуального страноведческого материала. Студенты делятся на две группы: группу гидов (3-4 человека) и группу туристов (5-6 человек). Симуляционная игра дает возможность студентам на практике применить свои коммуникативные, речевые навыки, активизировать пройденный лексико-грамматический материал, способствует развитию навыков вербального общения на английском языке. Критериями оценивания предусмотрено, что наивысшую оценку (5 баллов) студент получит, продемонстрировав активное участие в ролевой игре, полное владение стратегиями ведения диалога, использование различных типов реплик, гибкость в развитии темы общения, использование стратегий сотрудничества, беглость и эмоциональность речи, соответствие социолингвистическим параметрам ситуации, адекватный выбор лексико-грамматических единиц в соответствии с заданной ролью, грамматическую правильность речи (1-2 негрубые ошибки). Несоответствие вышеуказанным критериям повлечет за собой снижение количества баллов.

Неотъемлемой частью учебного процесса по иностранному языку является домашняя самостоятельная работа. На наш взгляд, она представляет собой особый вид контрольно-оценочного средства, которое предлагается студентам на каждом занятии и оценивается с точки зрения его правильности, объема, систематичности с максимальным баллом 10 за каждую контрольную неделю (2 балла за каждое из 5 занятий первой и второй контрольной недель). Критерии оценивания: правильные ответы даны на 90-100% вопросов - 2 балла; правильные ответы даны на 70-89% вопросов - 1,5 бала; правильные ответы даны на 50-69% вопросов - 1 балл; правильные ответы даны менее чем на 50% вопросов -0,5 баллов, задание не выполнено - 0 баллов. Виды домашнего задания и формы его контроля выбираются преподавателем в зависимости от темы, цели, специфики и этапа изучаемого материала на занятии.

Представленный мониторинг с целью проследить уровень становления формируемой компетенции на различных этапах изучения конкретного предмета,

конкретной темы, конкретного ее раздела традиционными и инновационными оценочными средствами невозможен без предварительного тестирования всех студентов перед началом изучения иностранного языка в вузе для выявления исходного уровня владения языком. В этой связи преподавателями кафедры «Иностранные языки» ВолгГТУ были разработаны контрольно-измерительные материалы для входного тестирования. Оно проводится только один раз на первом занятии первого семестра, используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения индивидуальных траекторий обучения. Тест состоит из двух частей: использование языка и работа с текстом, предполагает 25 заданий и рассчитан на 40 минут. Такое тестирование является необходимой предпосылкой для успешного планирования и дальнейшего мониторинга формирования иноязычной компетенции. В условиях личностно-ориен-тированной образовательной среды результаты входного оценивания студента используются как начальные значения в индивидуальном профиле академической успешности студента. Оценивание входного тестирования осуществляется в форме самооценивания при помощи «ответов-ключей», которые преподаватель выдает студентам после выполнения теста. Оценка «зачтено» выставляется, если выполнено 60% заданий.

Таким образом, в процессе исследования авторам удалось разработать оценочные средства, эффективность которых определяется используемыми технологиями контроля результатов обучения с возможностью комплексного оценивания различных элементов учебной дисциплины, формирующих приобретаемые компетенции. Разработанные методические и контрольно-оценочные материалы предназначены для оценивания формирования компетенции на разных стадиях обучения студентов на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям ФГОС ВО. Представленные оценочные средства позволяют осуществлять своевременный мониторинг становления общекультурной компетенции у студентов на занятиях по иностранному языку с учетом специфики обучения студентов технических специальностей. Кроме того, благодаря критериям оценивания можно отслеживать как достигаемый уровень овладения всей дисциплиной и ее дидактическими единицами в отдельности, так и уровень развития формируемой компетенции.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. N 200).

2. Новоженина Е.В. Реализация компетентностного подхода в обучении иностранным языкам / Е.В. Новоженина // Изв. ВолгГТУ. Серия "Проблемы социально-гуманитарного знания". Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. /

ВолгГТУ. Волгоград, 2009. № 9. C. 110-112.

3. Титаренко С.А. Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций / С.А. Титаренко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 133-134.

4. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компе-тентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / Под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. С. 28-32.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 58-64.

7. Чечет Т.И. Мониторинг качества обучения студентов иностранным языкам в техническом университете / Т.И. Чечет // Изв. ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе": межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2006. Вып.3, №8. C. 162-164.

8. Азарова Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОС ВПО: метод. Рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, Б.В. Кузов / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.; Уфа, 2008. 81 с.

9. Топоркова О.В. О принципе многообразия в инженерном образовании / Топоркова О.В. // Тенденции и перспективы развития науки XXI века : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 18 окт. 2015 г.). В 2 ч. Ч 1. / Международный центр инновационных исследований «Омега сайнс». Уфа, 2015. С. 189-191.

10. Топоркова О.В. Подходы к исследованию инженерного образования: отечественный и зарубежный опыт / Топоркова О.В. // Известия ВолгГТУ. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. Вып. 20 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. Волгоград, 2015. № 2 (155). С. 137-140.

11. Методические рекомендации по формированию фондов оценочных средств. Томск, 2012. URL: http://www.enin.tpu.ru/attachments/article/692/fos.pdf (дата обращения 19.03.2015)

12. Методические рекомендации по заполнению макета фонда оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования. Наб. Челны: НИСПТР, 2013. 50 с.

13. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург, 2001. МГЛУ (русская версия), 2005. 247с.

14. Caroline Clapham. Principles of assessment URL: https://www.llas.ac.uk/resources/gpg/1398 (дата обращения 31.03.2016).

Об авторах

Топоркова Ольга Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Волгоградского государственного технического университета, [email protected]

Новоженина Елена Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета, [email protected]

Чечет Тамара Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.