УДК 372.881.111.22
А. А. Лебедева, И. Ю. Фролова
Лебедева А. А., старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ e-mail: [email protected]
Фролова И. Ю., доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ e-mail: [email protected]
КЕЙС-ИЗМЕРИТЕЛЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФОС В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
В статье рассматривается кейс-метод (на примере немецкого языка) как один из методов оценивания и как метод формирования компетенций у студентов-политологов и международников в рамках профессионально ориентированного обучения в целях успешной реализации профессиональной деятельности на иностранном языке.
Ключевые слова: немецкоязычный дискурс; кейс-метод; профессионально ориентированное обучение; компетентностный подход; компетенции; контрольно-измерительные материалы.
A. A. Lebedeva, I. Yu. Frolova
Lebedeva A. A., Senior teacher, Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Political Sciences, Institute of the International Relations and Socio-political Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
Frolova I. Yu., Assistant Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in the Field of Political Sciences, Institute of the International Relations and Socio-political Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
CASE STUDY METHOD AS INNOVATIVE METHOD IN PROFESSIONAL COMPETENCE TEACHING (on example of German language)
The suggested article deals with case study (on base of German language) as a method of monitoring and rating and as a method of forming of professional and other competencies of political science students for successful realization of career in a foreign language.
Key words: German discourse; case study; case study method; professionally oriented education; competencies; competence-based education; competency-based approach; monitoring and test.
Как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (далее - ООП) высшего профессионального обучения (далее - ВПО), федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) являются основой для осуществления контроля и проведения текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Наряду с учебным планом, рабочими программами учебных курсов и модулей, календарный учебный график основных образовательный программ ООП включает в себя материалы, обеспечивающие как воспитание, так и качество подготовки обучающихся. Поэтому одной из целей при реализации вузами основных образовательных программ ООП нового поколения является проектирование, реализация и использование оценочных средств на всех стадиях образовательного процесса, включая все виды аттестаций.
Компетентностный подход основных образовательных программ (далее - ООП) определяет сам образовательный процесс, но, кроме того, рассматривает необходимость переориентации оценочных средств качества подготовки обучающихся; методов и технологий оценки в рамках компетентностных требований ФГОС ВПО. Ком-петентностный подход диктует модернизацию всех существующих оценочных средств вузов, переход к инновационному подходу оценивания студентов и выпускников, к разработке совершенно новых компетентностно-ориентированных технологий и оценочных средств. ФГОС третьего поколения, опираясь на принципы Болонского процесса, призваны выработать у студентов не теоретические знания, а сформировать такие компетенции, как лингвистическая, социолингвистическая, прагматическая, социокультурная, формирующиеся на фоне и во взаимодействии с общей, когнитивной и профессиональной компетенциями [8, с. 83]. Формирование данных компетенций рассматривается как конечный результат обучения, как ответ на вызовы времени (мультилингвизм, поликультура, новые требования рынка труда, процессы глобализации и т. д.) [8, с. 87].
Приступая к разработке оценочных средств (оценивая компетенции) в условиях компетентностного подхода (ФГОС ВПО третьего поколения), необходимо ставить перед собой цели не простого создания оценочных средств для проверки качества формирования общекультурных и профессиональных компетенций, но и создания комплекса
оценочных средств как неотъемлемой части инновационных технологий обучения [1]. Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению [7].
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального обучения (далее - ФГОС ВПО) для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций [5]. Изменение функций оценочных средств по ФГОС-3 заключается в сочетании традиционного подхода (ориентации высшего образования на знания, умения, навыки - предметный принцип структурирования) и инновационного подхода (синтеза знаний, умений и навыков) в комплексные характеристики, которые и обозначаются как компетенции [7]. Поэтому для выявления сформированности тех или иных компетенций и их оценивания у студента-выпускника недостаточно руководствоваться традиционными методами, позволяющими оценивать приобретенные студентом в результате изучений конкретных модулей в большей степени знаний, чем умений и навыков. Необходим синтез данных подходов: модернизация традиционных форм контроля в рамках компетентностно-ориентированного подхода и адаптация инновационных типов и видов контроля в образовательном процессе, опираясь на методы оценки степени сформированности компетенций.
По мнению Е. В. Ковтуна, «формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту более четко осознать его достижения и недостатки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность обучающегося в необходимое русло» [1].
Для начала следует рассмотреть такие традиционные средства контроля в условиях компетентно стного подхода, как текущая, промежуточная и итоговые аттестации. В их рамках предполагаются
следующие основные формы и виды контроля: устный опрос, письменные задания, контрольные работы, тесты, эссе, зачеты, экзамены (по модулю, дисциплине, итоговый аттестационный), отчеты по практикам, контроль с помощью технических средств и информационных систем, выпускная квалификационная работа (защита).
При разработке инновационных оценочных средств и форм контроля эксперты уделяют внимание таким моментам, как необходимости оценивания у студентов способности к творческой деятельности, к проблеме решения новых задач. Экспертные разработки направлены на оценивание сформированности у студентов компетенций только в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности, где немаловажную роль играет оценивание и преподавателями смежных дисциплин, и будущими работодателями, экспертным и групповым рецензированием самих студентов, оппонирования. Данный вид работ интегрирует студента в сам процесс оценивания, приближает его к решению будущих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки. Например, студента-международника - к проектной работе, в частности к участию в работе групповых проектах международного профиля в качестве исполнителя [6].
Экспертные разработки инновационных средств оценивания также акцентируют роль проводимого анализа достижений (уже по итогам оценивания), выявления дальнейшего пути развития, совершенствования и исправления ошибок.
Следовательно, в оценочные средства необходимо включать измерительно-оценочные материалы в соответствии с поставленными задачами. Фонд оценочных средств нового поколения включает в себя широкий спектр «измерителей», различных по назначению: стандартизированные тесты (унификация условий в рамках Болонского процесса для четкого оценивания подготовки учащихся вузов разных стран), стандартизированные анкеты, компетентностно-ориентированные тесты, тесты действия (performance tests), тесты практических умений (ориентированные на практическое действие (испытание)), ситуационные тесты (или имитационные) с решением поставленной проблемы или анализом ситуации, портфолио, компьютерные симуляции и деловые (ролевые) игры. Последняя форма ситуационного теста в виде ролевой игры полностью направлена на моделирование профессиональной
деятельности, «при котором студенты не просто теоретически выбирают пути решения предложенных задач, а «проигрывают» их в своем поведении» [1]. Например, студент-международник «принимает участие в работе по организации международных переговоров, встреч, конференций» [1].
Разработки данных измерителей и оценочных средств нового поколения приобрели значимость в гуманитарных и социальных науках, а впервую очередь разработка ситуационных заданий на основе кейс-метода в менеджменте.
Кейс-метод (case study) впервые был применен в Harvard Business School в 20-е гг. XX в. педагогом Робертом Мери. «Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности, для того чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение» [2]. После издания сборника кейсов был осуществлен перевод всей системы обучения менеджмента на методику case study. Данный метод получил широкое распространение в ряде наук, стал одним из эффективных способов обучения студентов навыкам решения проблем, поэтому может быть смело применен в подготовке специалистов в области международных отношений и политических наук со знанием иностранных языков.
Название кейс-метода происходит от английского языка case study и переводится в данном случае как случай, ситуация. Поэтому метод case study - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (кейсов) [2]. Сам кейс представляет собой ситуацию (текст 2530 страниц), имевшую место в реальности. В этом заключается главное отличие кейс-метода от иных ситуационных заданий, как деловая (ролевая) игра.
Кейсы различаются по структуре:
1) структурированные (highly structured) - кейсы, где самая важная информация изложена минимально кратко; при работе с ними студент должен руководствоваться определенной моделью или формулой; кейсы подобного типа имеют оптимальное решение;
2) неструктурированные (long unstructured) - огромные кейсы объемом до 50 страниц и самые сложные; информация в данных кейсах преподносится очень подробно и зачастую изобилует ненужными
фактами. При работе с таким видом кейсов студент должен сам уметь и учиться определять важную для него информацию;
3) «маленький набросок» (short vignettes) - как правило, маленькие кейсы на несколько страниц, знакомящие студента с ключевыми понятиями. При работе с данным видом кейса учащийся опирается на свои знания. Данный вид кейсов оптимален для обучения и оценивания модулей образовательных дисциплин;
4) первооткрывательские (ground breaking) - кейсы, при работе с которыми студент не только опирается на уже имеющиеся у него теоретические знания и практические умения, но и привносит «новое» в разрешение той или иной задачи.
• по форме представления:
- бумажные;
- видеокейсы и т. д.;
• по уровню сложности:
- кейсы для бакалавров;
- для магистров;
- для программ MBA и курсов повышения квалификации;
• по дисциплинам и т. д. [1].
Учебный материал - это проблема, формулируемая в кейсе, в первую очередь должна быть понятной и связана с будущей профессиональной деятельностью учащихся. Обсуждением проблемы, которая изложена в кейсе, руководит преподаватель. В ходе самостоятельного определения целей учащимися, сбора необходимой информации, ее анализа, постановки целей, выдвижения путей решения, а в дальнейшем выводов и заключений, самоконтроля, принятия решений, оценки альтернатив и выбора лучшего пути решения поставленной проблемы приобретаются навыки и умения, а также совершенствуются знания.
Цели кейс-метода состоят в следующем:
• активизация студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения; повышение мотивации к учебному процессу;
• приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
• отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
• моделирование решений, представление различных планов действий;
• приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
• приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;
• приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки [1].
Структура и содержание кейса:
• предъявление темы программы и учебного занятия, проблемы, вопросов, задания в виде тезисов;
• подробное описание практических ситуаций;
• сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
• учебно-методическое обеспечение:
• наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
• рекомендации «Как работать с кейсом»;
• литература основная и дополнительная;
• режим работы с кейсом;
• критерии оценки работы по этапам [1].
Метод case study совершенствует компетенции учащихся, развивает их аналитические и коммуникативные способности, сочетает в себе технологии развивающего обучения, так как предполагает такие виды работ, как индивидуальные, групповые, коллективные. Применение кейс-метода в процессе обучения имеет ряд преимуществ:
• данный метод основывается на принципах проблемного обучения: учащийся прибретает навыки решения реальных проблем путем не простого знания, но и умения оперировать своими компетенциями;
• метод кейсов незаменим для выработки навыков работы в коллективе (team building);
• развивает коммуникативные компетенции: умения формулировать вопросы, аргументировать;
• затрагивает принципы компетентностного подхода в обучении.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод кейсов является
не просто формой контроля и оценивания (измерения уровня знаний и умений), а продолжением методик обучения в профессиональных
модулях, где результатом являются компетенции в виде профессиональной деятельности.
Но самой актуальной проблемой обучения при работе с такими инновационными методами, как ситуационные задачи и кейс-методы, остается проблема оценивания и измерения сформированности компетенций студента.
Оценка выполняет различные функции:
• контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки;
• обучающую, так как требует достижения определенного уровня обучения;
• воспитывающую, поскольку в процессе ее получения идет формирование личностных качеств;
• организующую деятельность студента;
• развивающую мышление и волевые, нравственные качества обучаемых;
• методическую, позволяющую совершенствовать преподавание [4].
Разная методика проведения занятий требует разных подходов к оцениванию. Целесообразно при работе с новейшими оценочными средствами переходить на рейтинговую систему оценки, так как стандартная 5-балльная система не совсем подходит при работе с кейс-методами. Рейтинговая система оценивания позволяет студенту активизировать свою деятельность, проявлять инициативу, накапливать баллы за промежуточные работы, многократные выступления. Даже в ходе работы с одним кейсом можно использовать и текущую (для руководствования процессами обсуждения кейса), и промежуточную (при продвижении студента в решении поставленной задачи), и итоговую оценки (подвести итог результатов учащегося, его успехов и степенью овладения учебным модулем).
Но необходимо отметить, что оценивание учащегося при его взаимодействии с коллективом в ходе дискуссий, довольно трудная задача для преподавателя, пусть и самого опытного. Возникает возможность упустить из памяти какие-либо моменты выступления того или иного студента. Поэтому оценка участия студентов в дискуссии предполагает серьезную работу и предработу преподавателя [4], которая заключается в постоянном внимании, вовлечении преподавателя в разбор кейса и предварительной разработке матрицы контрольно-
измерительных материалов, матрицы оценки, необходимой для максимально объективного и обоснованного процесса оценивания. Причем система оценки должна быть понятна и обязательно изложена студенту до начала работы с кейсом.
Необходимо оценивать студента за содержательную активность, которая включает в себя следующие составляющие:
1. Выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность).
2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
3. Владение категориальным аппаратом, стремление дать определения, выявлять содержание понятий.
4. Демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные ранее, подытоживаются и приводят к логическим выводам.
5. Предложение альтернатив, которые ранее оставались без внимания.
6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решений.
7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейсов.
8. Заметное участие в обработке данных.
9. Подведение итогов обсуждения, т. е. выступления при подведении итогов дискуссии [4].
Конечно же, данную систему оценивания, используемую больше в экономических науках и таких дисциплинах, как менеджмент, необходимо не просто перенести, взять за основу для системы оценивания студентов-бакалавров, обучающихся по специальности «Международные отношения» и «Политология» на занятиях по «Практическому курсу иностранного языка», но тщательно переработать, учитывая все особенности языкового профессионально ориентированного обучения студентов в социально-политической области.
Применение метода кейсов в процессе обучения влечет за собой трудности, а именно - возникновение проблемы в системе оценивания учащихся. Опираясь на материалы Президентской программы подготовки, можно основываться на предположении, что кейс
отражает ключевые положения той системы знаний, навыков и умений, которые студент должен изучать и овладевать [4]. Поэтому оценка учащегося за кейс может выступать в роли оценки по предмету. Если руководствоваться тем, что сам по себе кейс не может быть универсальным методом получения, а тем более оценки знаний студента, в этом случае применяются традиционные методы оценивания, такие как письменная работа, тест, зачет или экзамен. Исходя из этого нами еще раз подчеркивается актуальность введения рейтинговой системы оценивая студента в процессе обучения. Комплексная оценка / баллы приводит к тому, что «оценка по кейсу составляет существенную, но не определяющую составляющую общей оценки».
Так, например, на один учебный модуль может быть представлена следующая таблица распределения баллов / оценок:
Формы работ Баллы (макс / мин)
1) промежуточные письменные работы (контрольные и т. д.) 50/25
2) тесты 20/15
3) презентации 35/20
4) индивидуальные и самостоятельные задания (эссе) 60/40
5) деловые и ролевые игры (круглый стол) 25/15
6) видеоуроки 10/5
7) работа с кейсами 50/30
8) итоговый зачет или семестровый экзамен 250/160
Итоговая оценка 500/300
И третья трудность заключается в том, что кейс-метод рассматривается как один из инновационных методов обучения, применяемых при обучении определенному модулю / подмодулю.
Важно отметить, что метод кейсов целесообразнее применять на старших курсах, а именно - с уровня B2 (Vantage). По системе уровней владения иностранным языком, разработанной Европейским Советом, на данном уровне происходит общее понимание содержания сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе и узкоспециальные. Учащийся должен уметь достаточно бегло говорить, реагировать и общаться без затруднений; делать четкие и подробные сообщения на различные темы, уметь изложить основную проблему и свое
мнение на данную проблему, четко аргументировать свой выбор и показать преимущества и недостатки разных суждений [10].
Кейс-метод актуален в том случае, когда у студентов уже сформированы те или иные компетенции, «когда учитывается уровень сформированности предметной компетенции студентов, база знаний, сложившаяся у студентов на родном языке к моменту изучения данной тематики на одном из иностранных языков» [8, с. 82]. Метод кейсов, активируя общую и когнитивную компетенцию учащегося, реализует компетентностный подход в контексте профессионально ориентированного обучения иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей, а именно: развивает лингвистическую, социолингвистическую, прагматическую, социокультурную, профессиональную компетенции.
В первую очередь при работе с кейс-методом происходит развитие лингвистической компетенции учащегося, его способности следовать фонетическим, морфологическим, грамматическим, синтаксическим и лексическим нормам того или ного иностранного языка. Поэтому, возвращаясь к системе оценивания студентов, сформированность лингвистической компетенции, а именно: умение «свободно выбирать из широкого спектра языковых средств наиболее адекватные способы выражения своих мыслей» [8, с. 85], правильнее контролировать при работе с третьим типом кейсов «маленький набросок», применяя его в конкретном учебном модуле программно-методического комплекса и уже начиная с младших курсов.
Кейс-метод также помогает овладеть навыками построения предложения, структурированной и логически выстроенной аргументации; активирует знания «прагматических параметров высказывания: адаптация к предмету ситуации, к ее условиям» [8, с. 86], знания языковых характеристик видов дискурса (подготовленная / неподготовленная речь, устный и письменный дискурс). Кейс-метод развивает умения подробно рассмотреть проблему, логично закончить высказывание, вступить в дискуссию, реагировать на разные точки зрения участвующих, перефразировать свое высказывание, а следовательно, затрагивает и развивает саму прагматическую компетенцию. Поэтому при оценивании сформированности у студентов прагматической компетенции при работе с кейсом следует обращать внимание на вышеперечисленные пункты. Сформированность данной компетенции
целесообразнее оценивать при работе с остальными типами кейсов: структурированными, неструктурированными и первооткрывательскими, от более простого вида к более сложному. Так, например, привлечение структурированных кейсов можно начинать уже на младших курсах, постепенно переходя на более высокие уровни первооткрывательских кейсов на старших курсах.
Посредством работы с кейс-методом студент овладевает и социокультурной компетенцией. Например, рассматривая кейс Multikulturalismus in Deutschland ist gescheitert? («Политика мультикультурализма в Германии провалилась?»), студент, активируя свои знания о концептуальной картине мира, о политическом строе страны изучаемого языка, тем самым обучается, к примеру, умению выделять безэквивалентную лексику и овладевает навыками выделения социолингвистического и социокультурного подтекста в рассматриваемом кейсе.
Кейс-метод предполагает коллективное взаимодействие, постоянное вовлечение в дискуссию, в поиск путей отстаивания своей точки зрения или, наоборот, проявление солидарности с высказыванием коллеги / участника дискуссии. Поэтому немаловажным фактором здесь является и формирование социолингвистической компетенции: владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в рамках коллективной работы, навыками интерпретации кейса с языковой и этической точки зрения.
Как итог работы со всеми видами кейсов, формируется профессиональная компетенция учащегося, и происходит овладение навыками профессиональной коммуникации. В рамках кейс-метода формируются умение анализировать, выявлять и работать с профессионально значимой информацией, при детальном анализе кейсов (выявлении проблемы и решения задачи) умение применять те знания, которые были получены в ходе лекционных занятий, путем изучения специальных дисциплин, посредством междисциплинарного подхода к обучению иностранным языкам студентов-политологов и студентов-международников. Также кейс-метод формирует умение выявлять проблему, сопутствующие подзадачи и модели решения проблем, находить пути решения проблематичной реальной ситуации, адаптироваться к новым ситуациям, способность организовывать свою работу, т.е. по-настоящему «проживать» свою будущую профессиональную деятельность и впоследствии применить на практике, в реальной ситуации профессионального общения,
свои сформированные знания, умения и навыки. Вышеперечисленное является одной из главных целей использования кейс-метода в профессионально ориентированном обучении.
«Формирование этих компетенций рассматривается как конечный результат обучения» [8, с. 87]. Следовательно, актуальность применения в процессе обучения такого инновационного метода обучения, как метод кейсов, очевидна.
Такие специальности, как «Международные отношения» и «Политология», являются «подвижными»; они не обусловлены конкретными временными рамками, для них свойственна изменчивость, неоднозначность, а следовательно, и вариативность ситуации. Поэтому инновационный метод ситуативного обучения метод кейсов идеально подходит для данных дисциплин, потому что заключает в себе данную ситуативность, решение проблемы и нахождения путей выхода из ситуации. В профессионально ориентированном обучении иностранным языкам студентов данных специальностей актуальность метода кейсов сохраняется, так как применение данного метода обучения и восходит к сущности компетентно стного подхода: ведет к формированию компетенций, необходимых будущим специалистам-политологам и специалистам-международникам со знанием двух иностранных языков для успешной реализации совей профессиональной деятельности в иноязычной среде общения.
Кейс-метод можно применять в рамках таких учебных модулей, как «Политическая карта мира», «Социально-политические проблемы общества», «Политика и политическое лидерство», «Система международных отношений на современном этапе». Здесь могут быть предложены следующие кейсы / проблемы (темы, связанные с проблематикой кейса):
- Vertreibung: Aus einem Land werden Menschen aus ethnischen Gründen vertrieben.
- Politiker argumentieren oft, dass Waffen den Frieden garantieren. Kann Aufrüstung zum Frieden beitragen?
- Kulturelle Vielfalt?
- Der ehemalige UN-Generalsekretär Kofi Annan, formulierte: „Die Menschenrechtsverletzungen von heute sind die Kriege von morgen".
- Die Todesstrafe in der heutigen Welt.
- Wie können Konfliktparteien an einen Tisch gebracht werden?
- Deutsche Außenpolitik - das war über lange Jahre die Außenpolitik von Willy Brandt.
- Was sind die Fragen, denen wir uns heute stellen müssen? Klimaschutz, sichere Energieversorgung, Entspannung, Sicherheit in einer multipolaren Welt?
Попытаемся представить наглядный проект структурированного кейса по немецкому языку для студентов-бакалавров (старших курсов), обучающихся дисциплинам социально-политического характера (в рамках нескольких учебных занятий).
Beim Wort „Globalisierung" handelt es sich um eine nette Umschreibung für die Weltherrschaft der USA
(преподаватель ставит перед учащимися ситуационную задачу, формулирует проблему)
die Aufgaben für die Gruppen
1) eine Umfrage durchzuführen, ob Globalisierung zu den großen politischen Begriffen unserer Zeit gehört;
2) eine Tabelle zu bauen, als welche Welt wird eine globalisierte Welt verstanden;
3) eine Untersuchung durchzuführen: das Streben der USA nach der Weltherrschaft;
4) Auswege finden: wir stehen vor globalen Herausforderungen. Was braucht man als Rüstzeug für die Globalisierung?
Для решения данной ситуационной задачи / проблемы преподавателем заранее подготовлен кейс, в котором предложен текст с данной проблематикой, видеоматериалы по рассматриваемой ситуации, матрица таблиц, матрица системы оценивания, которая предоставляется студентам в начале работы с кейсом.
Важно отметить, что до непосредственной работы с кейсом студенты разбирают грамматический материал, лексический материал данной темы модуля, понятийную базу, терминологию; в ходе изучения привлекают междисциплинарные знания, разбирают политическую карту мира, читают аналитическую литературу.
Работа с кейсом может проходить в несколько этапов / несколько занятий. В связи с тем, что метод кейсов предполагает и индивидуальную (самостоятельную) работу (дома / в библиотеке) по обработке информации, нахождению информации для решения поставленной в кейсе проблемы / задачи, подготовке собственных презентаций как итога работы, а также совместную аудиторную работу: участие в дискуссиях,
сравнение полученных результатов исследований, совместный просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением и выдвижением решения поставленной проблемы. Чтение самого кейса можно разделить на два этапа: совместный и самостоятельный для индивидуальной работы. В конце подводится итог, обобщаются результаты. Чаще всего эта роль отводится преподавателю.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ
1. DIALOG DER KULTUREN
IN DER EPOCHE DER GLOBALISIERUNG [11]
Die Vielfalt der Kulturen macht den Reichtum jeder Zivilisation aus. Besonders deutlich spürt man das in der gegenwärtigen Epoche - im Zeitalter der Globalisierung. Die unterschiedliche kulturelle Identität kann gleichzeitig die Ursache für Krisen und Konflikte sein. Der interkulturelle Dialog ist zu einer wichtigen Herausforderung des 21. Jahrhunderts geworden.
1. Der Begriff Globalisierung tauchte erst in den 90-er Jahren des letzten Jahrhunderts auf. Mit dem Begriff „Globalisierung" wird vor allem die zunehmende, grenzüberschreitende Vernetzung der Welt in wirtschaftlicher, politischer und symbolischer Hinsicht bezeichnet. In Zusammenhang mit beschleunigenden Transport- und Kommunikationstechnologien wird Globalisierung häufig als zeitgenössisches Phänomen verstanden, obwohl sie aufgrund von Mobilitätsprozessen historisch schon immer stattgefunden hat. Jetzt ist dieses Wort in aller Munde. Und das ist kein Zufall. Dazu führt eine kontinuierliche Entwicklung der Weltwirtschaft in Richtung Liberalisierung und Zollabbau.
2. Der zweite Motor der Globalisierung ist die Entwicklung des Internets. Durch das „Netz" entstand eine unglaublich enge Verflechtung der Firmen miteinander. Mit dem Begriff „Globalisierung" wird vor allem die zunehmende, grenzüberschreitende Vernetzung der Welt in wirtschaftlicher, politischer und symbolischer Hinsicht bezeichnet. In Zusammenhang mit beschleunigenden Transport- und Kommunikationstechnologien wird Globalisierung häufig als zeitgenössisches Phänomen verstanden, obwohl sie aufgrund von Mobilitätsprozessen historisch schon immer stattgefunden hat. Spezifisch für zeitgenössische Globalisierungsprozesse sind vervielfältigte Raum-Zeit-Erfahrungen und -bezüge...1
1 Полный текст см.: https://pvg.mk.ru/media/archive/2013-2014gg/5-9zakl/ ger_8-9.pdf.
2. Innovative Konzepte gegen Radikalisierung. Folgen der Globalisierung [13]
19. März 2015 von Nicole Sagener
Terrorismus, Radikalismus, Extremismus - fielen diese Wörter vor einigen Jahren, ging es in Deutschland in der Regel um rechts- oder linksradikale Vereinigungen. Inzwischen werden die Begriffe auch mit dem radikalen Islamismus in Verbindung gebracht.
Die Anschläge auf das französische Satiremagazin „Charlie Hebdo" und auf eine Synagoge in Kopenhagen Anfang 2015 haben einmal mehr deutlich gemacht, wie dringend tragfähige Konzepte nötig sind, um Radikalisierung vorzubeugen - in den einzelnen EU-Ländern und über ihre Grenzen hinweg. Denn der radikale Islamismus ist ein globales Phänomen geworden. Er entwickelt sich in kürzester Zeit weiter, spricht immer mehr jüngere Menschen an und nutzt alle Möglichkeiten der vernetzten Welt.
Allein in Deutschland zählen dem Verfassungsschutz zufolge rund 6300 Menschen zur radikalislamischen Salafistenszene - angezogen auch von einer jugendgerechten Internetpropaganda, die Gewalt ästhetisiert, sozialen Zusammenhalt verspricht und Kämpfer zu Helden stilisiert. Von den rund 600 Kämpfern, die von Deutschland aus bislang zur Unterstützung der Terrororganisation „Islamischer Staat" nach Syrien und in den Irak gereist sind, kehrten inzwischen etwa 200 zurück. Die Behörden vermuten zudem eine hohe Zahl von nicht entdeckten Ausreisen. Auf rechtlicher Ebene reagierte die Bundesregierung Anfang Februar 2015 mit einem neuen Gesetz, um Anschläge radikaler Islamisten zu verhindern. Wer aus Deutschland ausreist, um sich in ein terroristisches Ausbildungslager zu begeben, macht sich demnach künftig strafbar. Daneben sollen auch gesellschaftspolitische Maßnahmen Wirkung zeigen, die das Problem an der Wurzel packen - also dort, wo Radikalismus seinen Nährboden findet...
(полный текст см.: https://www.deutschland.de/de/topic/politik/frieden-sicherheit/ innovative-konzepte-gegen-radikalisierung)
3. США в новых международных условиях [9]
Т. ШАКЛЕИНА, кандидат экономических наук,
зав. кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО Гегемония и партнерство
В ходе внешнеполитических дискуссий в американских политико-административных кругах одно из ведущих мест занимает вопрос о лидерстве
Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы в эпоху после окончания «холодной войны».
Р. Хаас, директор программы в Совете по международным отношениям, обсуждая проблему лидерства, приходит к выводу о том, что Соединенные Штаты стоят перед выбором между унитарным руководством единовластием и разумным лидерством. Единоличное лидерство, по его мнению, имеет свои преимущества: быстрое принятие решений, соблюдение строгой секретности, когда этого требуют обстоятельства, свобода оперативных действий, что повышает эффективность проводимых операций.
Р. Хаас, правда, оговаривается, что главная опасность унитаризма - это соблазн гегемонии и установления сфер влияния для других государств, которые захотят следовать примеру США (например, Китай, Япония, Россия, Германия). Таким образом, по мнению большинства политологов, гегемония США может привести к ослаблению военных союзов, дестабилизации международной обстановки. Региональная гегемония будет определяться двумя факторами: военной и экономической мощью отдельных региональных держав. По мнению американских политологов, такими региональными гегемонами могут стать Россия, сохраняющая огромный военный потенциал, Япония, все более проявляющая себя как мировой экономический гигант, Китай. Что касается США, то соотношение военного и экономических факторов не позволяет им стать мировым лидером, однако оставляет значительные возможности для лидерства в западном мире.
(полный текст см.: http://old.nasledie.ru/oboz/N07_96/7_07.HTM)
4. Europa in der Welt (видеоматериал) [12]. https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v= J607amo AU28 https://www.deutschland.de/de/medialibrary
5. Матрицы для работы с опросом и диаграммами / таблицами
• die Umfrage (die Globalisierung gehört zu den großen politischen
Begriffen unserer Zeit)
1. eine politische Natur der Globalisierung ja (Begründung) nein (Begründung)
2. die bipolare Weltordnung und der OstWest-Konflikt als dominierende politische Gegebenheit
3. ein Gefüge ungleicher und unterschiedlicher Machtbeziehungen von hierarchisch organisierten Räumen
4. die Länder mit der demokratisch organisierten Marktwirtschaft
5. Amerikanisierung
6. Das Streben nach neuer politischer Weltordnung
• die Tabelle / das Diagramm
(als welche Welt wird eine globalisierte Welt verstanden)
der Begriff der Globalisierung
■ 50%
■ 25%
■ 7; 5%
■ 7;5%
a) als die zunehmende, grenzüberschreitende Vernetzung der Welt in wirtschaftlicher, politischer und symbolischer Hinsicht
b) als zeitgenössisches Phänomen
c) Mobilitätsprozesse
d) die Entwicklung des Internets
e) eine unglaublich enge Verflechtung der Firmen miteinander
f) vervielfältigte Raum-Zeit-Erfahrungen
g) der Verlust kultureller Vielfalt und kultureller Identität
h) Migration
• die Untersuchung:
die Hegemonie oder die Partnerschaft der USA
В данном исследовании студенты могут опираться на предложенный текст «США в новых международных отношениях»,
а также провести самостоятельную работу: сделать собственную подборку аналитических статей, актуальных событий, предложить краткий обзор книги по данной проблематике. На этом этапе работы учащиеся могут представить свое исследование в виде презентации.
• Europa in der Welt
1. Wie verändert die Globalisierung die Welt?
2. Europa oder die USA?
3. Die globalisierte Welt braucht mehr Europa? Mehr die USA? Oder was?
die Zusammenfassung des Problems
Данный этап работы подразумевает подведение итогов, проведение дискуссии, нахождение способов решения проблемы, оценивание решения своего коллеги, аргументацию, выбор наилучшего пути решения вопроса «Американское мировое господство?».
Организацию и проведение занятий с использованием кейс-метода схематично можно представить следующим образом (см. схему).
«Применение метода case study должно быть методически обосновано и обеспечено. Это необходимо как на уровне организации учебного процесса по образовательной программе в целом, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. Необходима экспертная оценка специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение метода case study дает гораздо больший эффект, чем традиционные технологии обучения. Эти вопросы должны быть предметом обсуждения на методическом совете и являться целью повышения квалификации преподавателей» [2].
Схема
подготовка к занятию преподавателем и студентами организационная часть, выдача кейса знакомство с содержанием кейса
I
предварительное обсуждение кейса
I
подведение подытогов преподавателем
I
формирование рабочих подгрупп
I
формирование рабочих подгрупп
I
объявление задачи / проблемы кейса
I
ознакомление с содержанием кейса
I
чтение текста кейса
в аудитории во внеучебное время
(индивидуальная самостоятельная работа)
I
анализ ситуационной задачи
I
пути решения ситуационной задачи
обсуждение между • самостоятельная работа членами группы • принятие решений
I
техническая работа над кейсом
I
координация задач преподавателем (на основе матриц)
I
подготовка собственных презентаций для решения задачи
I
подведение итогов студентами, участие в дискуссии выбор оптимального пути решения задачи
I
комментарии преподавателя
I
оценивание
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика проектирования и использования оценочных средств при реализации вузом ООП нового поколения. - 2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://мгппу.рф/infopages/show/23
2. Метод кейсов. - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// ra.m.wikipedia.org/wiki/Метод_кейсов
3. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.evolkov.net/case/case.study.html
4. Основы кейс-метода. - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pprog.ru/0snovi%20keis-metoda.doc
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 -«Лингвистика» (квалификация (степень) «бакалавр») / Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 541 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_10/prm541-1.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 - «Международные отношения» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 815 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm815-1.pdf
7. Формирование фонда оценочных средств в системе уровневого образования. - 2014 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.uim.ru/index. php?option=com_docman&task=doc_view&gid=20&Itemid=411
8. Харламова Н. С. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в социально-политической области (итоги и перспективы) // Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - С. 80-89. -(Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (587). Серия Педагогические науки).
9. Шаклеина Т. А. США в новых международных условиях. Гегемония и партнерство. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// old.nasledie.ru/oboz/N07_96/7_07.HTM
10. Common European Framework of reference languages: learning, teaching, assessment. - 2001. - URL : http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/frame work_en.pdf
11. Dialog der Kulturen in der Epoche der Globalisierung. - 2014. - URL : https:// pvg.mk.ru/media/archive/2013-2014gg/5-9zakl/ger_8-9.pdf
12. Europa in der Welt. - URL : https://www.deutschland.de/de/medialibrary
13. Innovative Konzepte gegen Radikalisierung. Folgen der Globalisierung. -2015. - URL : https://www.deutschland.de/de/topic/politik/frieden-sicherheit/ innovative-konzepte-gegen-radikalisierung-0