УДК 005.572 + 378.661 ББК Ч448.44
DOI: 10.14529/ped180409
КЕЙС-МЕТОД КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОЛОГИИ
Л.С. Коротовских
Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, Россия
В связи с переориентацией высшего профессионального образования на компетент-ностный подход и необходимость профессиональной социализации обучающихся особенно актуальным становится поиск эффективных педагогических приемов и технологий для формирования ключевых профессиональных компетенций и мотивации к непрерывному саморазвитию.
Целью настоящего исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и применение кейс-метода в процессе освоения дисциплины «Фармакология» студентами медицинского университета.
Разработанные коллективом кафедры фармакологии кейсы способствуют становлению общепрофессиональной компетентности студента медицинского вуза, его готовности применять полученные знания для решения профессиональных задач в области медицинского здравоохранения, что, в конечном итоге, приводит к успешной профессиональной социализации.
Ключевые слова: профессиональное образование, кейс-метод, компетентность, социализация.
Модернизация высшей школы предусматривает перепрофилирование профессионального образования на компетентностно-ориентированную педагогику, что нашло отражение во ФГОС ВО. Это направление предусматривает, в частности, совершенствование педагогических приемов и технологий для успешного освоения обучающимися профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам приобрести конкурентоспособность в практическом здравоохранении.
Студенты-медики из огромного потока новых знаний отдают предпочтение той информации, которая является максимально приближенной к будущей практической деятельности. Кроме того, для успешного становления компетентного специалиста необходимы самореализация в установлении связей и контактов с коллегами, навыки делового общения. Эти компетенции требуют более действенного подхода к организации педагогической работы со студентами, переосмыслению способов и средств обучения.
Социализация - процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [3].
Успешность профессиональной социализации во многом зависит от тех педагогических условий, которые созданы в вузе для профессионального развития студента [4].
На кафедре фармакологии под руководством заведующего кафедрой, заслуженного деятеля науки РФ, д.м.н., профессора И.А. Вол-чегорского наряду с такими интерактивными формами обучения, как ситуационные задачи, имитационная игра, «каждый учит каждого», составление алгоритмов механизмов действия лекарственных препаратов, успешно применяется кейс-метод.
Case-study дословно переводится с английского как тематическое исследование. Это интерактивный метод обучения, основанный на решении ситуационных задач по материалам конкретных случаев из практики (case -случай, дело, портфель).
Методы кейсов как новая педагогическая технология первоначально были апробированы и применены в области экономики и юриспруденции, а затем адаптированы к медицинскому образованию.
Основоположником кейс-метода Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School, HBS) считается Christopher Columbus Langdell декан школы права в Гарвардском университете. Langdell в 1870 году начал внедрять ме-
Коротовских Л. С.
Кейс-метод как способ повышения компетентности обучающихся на кафедре фармакологии
тод case-study - метод разбора реальных ситуаций, предлагая студентам ознакомиться с оригинальными материалами судебного дела и сделать собственное заключение. Однако окончательно кейс-метод утвердился в HBS в 1920-х годах, когда деканом был назначен Wallace Donham. Его программа, опубликованная в сентябре 1920 года, считается первым сборником бизнес-кейсов [8].
Европейская экономическая школа использует кейсы иного формата. Первые программы бизнес-обучения в Европе были рассчитаны на студентов, уже имеющих опыт практической работы. Эта утилитарная ориентация нашла свое выражение в так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские в полтора-два раза короче и предполагают многовариантность решения проблемы [6].
В медицинском образовании кейс-метод был впервые применен в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School, HMS). Традиционно студенты первых двух курсов не допускались до курации пациентов и были вынуждены заучивать колоссальное количество теоретической информации. Декан HMS Daniel Tosteson решил изменить данную традицию «зубрежки» и в 1985 году внедрил кейс-метод для того, чтобы повысить мотивацию к обучению и коммуникативную самореализацию студентов.
Решение медицинских кейсов осуществлялось в небольших группах (по 6-8 человек) непосредственно на практическом занятии. Кейс состоял из нескольких частей, каждая часть обсуждалась на отдельном практическом занятии. В case-study описывалось состояние пациента при поступлении в лечебное учреждение, результаты первичного осмотра, присутствовали также результаты анализов, установленный диагноз, лечение, реакция пациента на назначения. Все студенты участвовали в дискуссии при обсуждении коллективного решения [9].
Ключевыми моментами кейс-метода являются:
- описание реальной ситуации;
- многовариантность решения проблемы;
- единая цель и работа в команде единомышленников;
- групповое оценивание предложенных решений;
- эмоциональная вовлечённость обучающихся.
Кейсы призваны решать следующие координационные задачи обучения:
1) регулирование учебной деятельности обучающихся преподавателем;
2) стимулирование познавательной активности студентов, вне зависимости от уровня их подготовки к занятию;
3) контроль и оценивание усвоения знаний и навыков по заданной тематике.
Кейсы, разработанные коллективом кафедры фармакологии, представляют собой задачу, сформулированную в виде конкретной ситуации, нормативную документацию (приказы и постановления), инструкции по применению лекарственных средств с сайта http://grls. rosminzdrav.ru/.
Для решения Case-study преподаватель делит учебную группу на команды (2-5 человек), которые получают по 1 «кейсу». В группы, наряду с обучающимися, имеющими высокую социальную адаптацию, обязательно включаются студенты, которые в данный момент находятся в «состоянии неуспеха». Преподаватель инструктирует обучающихся: при обсуждении в команде нельзя навязывать свою точку зрения, «продавливать своё решение», голосовать, в случае альтернативного решения необходимо приводить разумные аргументы. Затем участники команды, используя кейс с предложенной документацией, находят варианты решения проблемы и проходят к консолидированному решению. Далее, избранный представитель от каждой сборной (спикер) зачитывает перед аудиторией задачу, презентует результат совместного творчества, отвечает на вопросы. В случае затруднения при ответе его команда может оказать помощь. На заключительном этапе преподаватель оценивает результаты коллективного решения.
Заслуживает внимания их ответ на Case-study по теме «Психотропные препараты, угнетающего типа действия».
Больному шизофренией (27 лет) был назначен антипсихотический препарат, не вызывающий экстрапирамидных нарушений. Курсовой прием этого средства устранил явления психоза, но появились гипотензия, тахикардия и затруднение мочеиспускания. Очередной анализ крови выявил у больного агранулоцитоз. Определите лекарственный препарат, назначенный больному. Пользуясь справочной литературой, выберите пациенту «атипичный» нейролептик, не оказывающий
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 4. С. 72-76
Теория и методика профессионального образования
значительного влияния на систему крови. Нужен ли рецепт на выбранный Вами препарат? Если требуется рецепт, выберите форму рецептурного бланка.
Материальное обеспечение содержит инструкции на клозапин, оланзапин, кветиапин, рисперидон (с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/), а также нормативные документы по правилам выписывания рецептов, в том числе, Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н (ред. от 30.06.2015) «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» и Постановление Правительства РФ № 890 от 30 июля 1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Эталон ответа: Больному был назначен клозапин - «атипичный» нейролептик, блокирующий D4 - дофаминовые рецепторы и вызывающий в качестве побочного эффекта аг-ранулоцитоз. Для смены препарата можно предложить оланзапин, мало влияющий на систему крови, либо кветиапин. Рисперидон не имеет преимуществ перед клозапином, так как наиболее часто из «атипичных» нейролептиков вызывает экстрапирамидные нарушения. Условия отпуска из аптек: по рецепту. Поскольку пациент страдает шизофренией, он получает лекарственные препараты бесплатно (Постановление № 890), значит необходимо выписать рецепт на форме 148-1/у-04 (если рецепт выписывается от руки) или на форме 148-1/у-06 (если рецепт набирается на компьютере).
Критериями оценивания Case-study служат коммуникативные способности студентов и уровни их самореализации в процессе подготовки интерактивного задания.
Это приводит к сопряжению процессов социализации и индивидуализации обучающихся медицинского университета [5], позволяет прояснить вопрос активности и креативности студентов в условиях заданного нормативного пространства и повышает компетентность будущих врачей [7].
Разработка кейсов осуществляется преподавателями кафедры и требует высокого уровня педагогического мастерства и времени
на моделирование реальной проблемной ситуации, решение которой приведет студентов к овладению комплексом знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Подготовленные преподавателями кейсы зачитываются, изучаются и обсуждаются на совещаниях кафедры.
Результатом применения кейс-метода является актуализация определенного комплекса знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить обучающимся при разрешении реальной клинической проблемы, что соответствует компетентностному подходу в разделе готовности к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ, и их комбинаций при решении профессиональных задач.
В рабочую программу дисциплины (РПД) «Фармакология» по специальностям лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, фармация и стоматология в комплекты оценочных средств (КОС) включены case-study. При этом учитывается специфика каждой специальности, например, на фармацевтическом факультете кейсы преследуют цель выработать навыки оказания активной информационно-консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов, определении оптимального режима дозирования; выборе лекарственной формы препарата, дозы, кратности и длительности введения лекарственного средства [1].
Практическая значимость нашей работы состоит в возможности преобразования теоретических положений в педагогическую практику благодаря конкретному дидактическому обеспечению, реализующего замысел исследования [2] в виде комплекта кейсов.
Таким образом, разработка и внедрение в учебный процесс кейс-метода является существенным вкладом коллектива кафедры фармакологии в повышение профессиональной компетентности обучающихся и обеспечивает смену традиционных подходов к обучению на активную переработку и реализацию полученной студентами информации в рамках предстоящей профессиональной деятельности.
Литература
1. Аладышева, Ж.И. Актуальные вопросы современного фармацевтического образования в Российской федерации / Ж.И. Аладышева, В. В. Береговых, Н.В. Пятигорская, И.А. Самы-лина // Фармация. - 2013. - № 1. - C. 3-7.
Коротовских Л. С.
Кейс-метод как способ повышения компетентности обучающихся на кафедре фармакологии
2. Амиров, А. Ф. Активизация личностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов вуза как условие развития их субъективной позиции / А. Ф. Амиров, Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин. - Самара: Оффорт, 2014. - 516 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
4. Марцинковская, Т.Д. Социализация в эпоху транзитивности: методологический аспект / Т.Д. Марцинковская // Психологич. журнал. - 2016. - Т. 37. - № 5. - С. 14-21.
5. Мурзагалина, Л.В. Процессуальная модель профессиональной социализации будущего врача / Л. В. Мурзагалина // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. -С. 94-96.
6. Трапезникова, Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) / Т.Н. Трапезникова // Территория науки. - 2015. - № 5. - C. 52-59.
7. Cruess, R.L. A Schematic Representation of the Professional Identity Formation and Socialization of Medical Students and Residents: a Guide for Medical Educators / R.L. Cruess, S.R. Cruess, J.D. Boudreau et al. // Academic Medicine. - 2015. - No. 90 (6). - P. 718-725.
8. Forman, J. The Genre System of the Harvard Case Method / J. Forman // Journal of Business and Technical Communication. - 1999. -Vol. 13. - Iss. 10. - P. 373-400.
9. Wilkerson, L. A case study of student-directed discussion in four problem-based tutorial groups / L. Wilkerson, J.P. Hafler, P. Liu // Academic Medicine. - 1991. - No. 66. - P. 79-81.
Коротовских Лариса Степановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Фармакология», Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, кого1;оуешк@ gmail.com.
Поступила в редакцию 16 сентября 2018 г.
DOI: 10.14529/ped180409
CASE STUDY AS A METHOD TO INCREASE SOCIALIZATION AND COMPETENCE OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF PHARMACOLOGY
L.S. Korotovskikh, [email protected]
South Ural State Medical University, Chelyabinsk, Russian Federation
In connection with the redirection of higher professional education to the competence approach and the need for professional socialization of students, it is especially important to search for effective ways and means of training to form key competencies of future medical staff and fulfill their needs for continuing professional development.
The purpose of this study was to develop the rationale and practical application of case study method while studying the discipline "Pharmacology" by students of the medical university.
Developed by the team of the department of Pharmacology, the cases contribute to the development of the general professional competence of the medical students, to their readiness to solve the educational and professional tasks in the field of medical health, which ultimately leads to a successful professional socialization.
Keywords: professional education, case study, competence, socialization.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 4. С. 72-76
Теория и методика профессионального образования
References
1. Aladysheva Zh.I., Beregovykh V.V., Pyatigorskaya N.V., Samylina I.A. [Actual Issues of Modern Pharmaceutical Education in the Russian Federation]. Farmacy, 2013, no. 1, pp. 3-7. (in Russ.)
2. Amirov A.F., Garanina R.M., Garanin A.A. Aktivizatsiya lichnostno-razvivayushchego poten-tsiala samostoyatel'noy raboty studentov vuza kak uslovie rasvitiya ikh sub"ektivnoy positsii [Activation of the Person - Developing Potential of Independent Work of University Students as a Condition for the Development of Their Subjective Position]. Samara, Ofort Publ., 2014. 516 p.
3. Meshcheryakova B.G., Zinchenko V.P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Great Psychological Dictionary]. St. Petersburg, Praym-Evroznak Publ., 2006. 672 p.
4. Martsynkovskaya T.D. [Socialization in Transitivity Era: Methodological Aspect]. Psychological Journal, 2016, vol. 37, no. 5, pp. 14-21. (in Russ.)
5. Murzagalina L.V. [The Procedural Model of Professional Socialization of the Future Doctor]. Higher Education Today, 2010, no. 5, pp. 94-96. (in Russ.)
6. Trapeznikova T.N. [The Newest Pedagogical Technologies: the Case-Method (the Method of Situational Analysis)]. Territory of Science, 2016, no. 5, pp. 52-59. (in Russ.)
7. Cruess R.L., Cruess S.R., Boudreau J.D., Snell L., Steinert Y.L. A Schematic Representation of the Professional Identity Formation and Socialization of Medical Students and Residents: a Guide for Medical Educators. Academic Medicine, 2015, no. 90 (6), pp. 718-725.
8. Forman J. The Genre System of the Harvard Case Method. Journal of Business and Technical Communication, 1999, vol. 13, iss. 10, pp. 373-400. DOI: 10.1177/105065199901300401
9. Wilkerson L., Hafler J.P., Liu P. A Case Study of Student-Directed Discussion in Four Problem-Based Tutorial Groups. Academic Medicine, 1991, no. 66, pp. 79-81. (in Russ.)
Received 16 September 2018
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Коротовских, Л.С. Кейс-метод как способ повышения компетентности обучающихся на кафедре фармакологии / Л.С. Коротовских // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2018. - Т. 10, № 4. - С. 72-76. БО!: 10.14529/реШ80409
FOR CITATION
Korotovskikh L.S. Case Study as a Method to Increase Socialization and Competence of Students at the Department of Pharmacology. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 72-76. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180409