Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса студентов в медицинском вузе для формирования компетенций специалистов'

Оптимизация учебного процесса студентов в медицинском вузе для формирования компетенций специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФАРМАКОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / STUDENTS / PHARMACOLOGY / EDUCATION / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Ларионов Леонид Петрович

В процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов третьего поколения на кафедре фармакологии и клинической фармакологии были внесены серьезные изменения в учебно-методический комплекс дисциплины «фармакология» для студентов. Рабочие программы для всех факультетов, обучающихся дисциплине фармакология в Уральском государственном медицинском университете, основываются на формировании знаний, выработки навыков, умений, личностных качеств, определяющих высокую профессиональную и социальную компетентность выпускника специалиста. Процесс изучения дисциплины фармакология направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Современный специалист должен обладать основательной теоретической подготовкой. Способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук. Знать методы использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Ларионов Леонид Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of students’ educational process in medical university for development of specialists’ competences

In the process of the conversion to the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of the third generation human resource development, the serious changes were made in the learning and methodical complex of the discipline “pharmacology” for students in the pharmacology and clinical pharmacology department. Working programs for all faculties, studying the discipline “pharmacology” in the Ural State Medical University, are based on the forming of knowledge, skills, abilities and personal qualities, which determine high professional and social competence of graduating student. The process of study of the discipline pharmacology is directed to forming general cultural and professional competences. Modern specialist has to possess the solid theoretical grounding, the ability and availability to analyze socially-significant problems and processes, to use methods of humanist, natural-scientific, medico-biological and clinical sciences in practice, to know methods of computer use according to their specialization.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса студентов в медицинском вузе для формирования компетенций специалистов»

2015, том 17 [2]

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

Е. Ф. Гайсина, Л.П. Ларионов

ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии, г. Екатеринбург

В процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов третьего поколения на кафедре фармакологии и клинической фармакологии были внесены серьезные изменения в учебно-методический комплекс дисциплины «фармакология» для студентов. Рабочие программы для всех факультетов, обучающихся дисциплине фармакология в Уральском государственном медицинском университете, основываются на формировании знаний, выработки навыков, умений, личностных качеств, определяющих высокую профессиональную и социальную компетентность выпускника — специалиста. Процесс изучения дисциплины фармакология направлен на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Современный специалист должен обладать основательной теоретической подготовкой. Способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук. Знать методы использования электронно-вычислительной техники применительно к профилю своей деятельности.

Ключевые слова: студенты, фармакология, обучение, компетенции.

При введении компетентностного подхода на кафедре фармакологии и клинической фармакологии при изучении учебной дисциплины фармакология к каждому практическому занятию разработаны учебные задания для студентов. Основополагающие задания: выписать рецепты на рецептурных бланках лекарственных препаратов, относящихся к теме практического занятия, указать групповую принадлежность, механизм действия, клинические показания и противопоказания для применения, возможные осложнения. Самостоятельное домашнее задание выполняется студентами в рецептурных тетрадях. Для выполнения данного задания студенты работают с основной и дополнительной литературой (справочными пособиями, регистром лекарственных средств), пользуются интернетом. Самостоятельная работа студентов приобретает большое значение в учебном процессе. Она способствует интенсивному усвоению большого объема учебного материала. Кроме того, дает возможность составить собственное мнение о проб-

леме. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные функции: формирование умений и навыков самостоятельного выполнения заданий, формирование навыков самоорганизации и самовоспитания, закрепление знаний, умений, полученных на занятиях. На практических занятиях студенты решают фармакологические задачи — выписывают лекарственные препараты, обосновывают их выбор. При выполнении данного задания студенты демонстрируют активность, формируют собственный опыт. На кафедре фармакологии разработана и внедрена балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов. Опыт применения балльно-рейтинговой системы показал, что улучшилась посещаемость студентами лекций и практических занятий. Студенты активно включаются в работу на практических занятиях. У них формируется мотивация к систематическому усвоению учебного материала. При проведении практических занятий основной акцент делается на будущей врачебной профессии, а не на дисцип-

—-----------------------------—

~ 20 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [2]

лине. Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития студентов.

Комплексное оценивание учебной работы студентов способствовало увеличению количества учащихся занимающихся научно-исследовательской работой. Участие студентов в научной работе кафедры фармакологии и клинической фармакологии способствует развитию творческого мышления, инициативности, самостоятельности, углублению и расширению знаний, освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине, умений студентов анализировать научно-медицинскую информацию. При проведении практических занятий основной акцент делается на будущей врачебной профессии, а не на дисциплине. Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития студентов.

С целью изучения удовлетворенности студентов учебным процессом на кафедре фармакологии и клинической фармакологии проводится анкетирование. При анкетировании в 2014 году 87% опрошенных студентов высоко оценили качество и уровень организации практических занятий на кафедре. 13% респондентов отметили, что не всегда занятия проходили на высоком уровне. В 2013 году 83% респондентов отмечали, что занятия проходят четко и организованно, что было на 9% выше по сравнению с 2012 годом. На вопрос анкеты, дают ли практические занятия стабильные знания, умения и навыки, 79% студентов ответили утвердительно, 23% опрошенных отметили

«не всегда». В 2012 году 74%, а в 2013 году — 82% студентов на данный вопрос отвечали утвердительно.

На вопрос, всегда ли понятны цели и задачи, которые преподаватель ставит перед студентами на занятии, в 2014 году 94% студентов ответили положительно. В 2012 и 2013 годах количество положительных ответов на данный вопрос составляло 81 и 95% соответственно.

В 2014 году студенты высоко оценили стиль проведения преподавателем практических занятий:

96% опрошенных отметили в анкете, что преподаватель доброжелательный, терпеливо объясняет и, при необходимости, повторяет студентам материал, всегда оказывает помощь в выполнении трудных заданий. В 2012 и 2013 году количество подобных ответов на вопрос составляло 80% и 84% соответственно. 98% студентов считают, что оценки по дисциплине ставятся объективно. В 2012 году 18% студентов считали, что отметка ставиться необъективно (завышается, занижается).

Информация о критериях оценки знаний была полностью понятна в прошедшем году 94% студентов. В 2013 году 18% юношей и девушек отвечали, что критерии оценки им не совсем понятны и 15% — «я не знаю, за что мне ставиться та или иная отметка». В 2012 году только 57% респондентов отвечали, что критерии оценки понятны полностью, 25% — «не совсем», 18% — «я не знаю, за что мне ставиться та или иная отметка».

Большинство (98%) опрошенных в 2014 году студентов считают, что выполнение требований к студентам на занятии доступно каждому. В 2013 году подобным образом ответили на вопрос 94% респондентов, а в 2012 году — 86% опрошенных.

Проведенный анализ показал, что изучение удовлетворенности студентов учебным процессом на кафедре фармакологии и клинической фармакологии позволяет адекватно оценивать педагогическую деятельность коллектива кафедры. Проводимые кафедрой коррекционные мероприятия повышаю качество образования студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громкова М.Т. Модульное обучение на основе компетенций: Учебник — методическое пособие. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени Тимирязева, 2009. 96 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 92 с.

3. Педагогика в медицине: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кудрявой. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 320 c.

4. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник / Под ред. С. А. Смирнова. 8-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 512 c.

—-----------------------------—

~ 21 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

2015, том 17 [2]

—---------S5*e>e>**3------—

OPTIMIZATION OF STUDENTS’ EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL UNIVERSITY FOR DEVELOPMENT OF SPECIALISTS’ COMPETENCES

E.F. Gaisina, L.P. Larionov

State-financed educational institution of higher professional education the Ural State Medical University of the Ministry of health Pharmacology and clinical pharmacology department Yekaterinburg

In the process of the conversion to the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of the third generation human resource development, the serious changes were made in the learning and methodical complex of the discipline “pharmacology” for students in the pharmacology and clinical pharmacology department. Working programs for all faculties, studying the discipline “pharmacology” in the Ural State Medical University, are based on the forming of knowledge, skills, abilities and personal qualities, which determine high professional and social competence of graduating student. The process of study of the discipline pharmacology is directed to forming general cultural and professional competences. Modern specialist has to possess the solid theoretical grounding, the ability and availability to analyze socially-significant problems and processes, to use methods of humanist, natural-scientific, medico-biological and clinical sciences in practice, to know methods of computer use according to their specialization.

Key words: students, pharmacology, education, competences.

REFERENCES

1. Gromkova M.T. Modul'noe obuchenie na osno-ve kompetentsii: Uchebnik — metodicheskoe posobie. Moscow: Izd-vo RGAU-MSKhA imeni Timiryazeva, 2009. 96 p.

2. Panfilova A.P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: aktivnoe obuchenie: Ucheb. posobie. Moscow: Akademiya, 2009. 92 p.

3. Pedagogika v meditsine: Ucheb. posobie. Ed.

N.V. Kudryavoi. 2-e izd., ster. Moscow: Akademiya, 2012. 320 p.

4. Pedagogika: teorii, sistemy, tekhnologii: Uchebnik. Ed. S.A. Smirnova. 8-e izd., ster. Moscow: Akademiya,

2008. 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.