Научная статья на тему 'Преемственность преподавания фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе в Уральском государственном медицинском университете'

Преемственность преподавания фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе в Уральском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА / PHARMACOLOGY / CLINICAL PHARMACOLOGY / CONTINUITY / INTEGRATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Изможерова Надежда Владимировна, Капралов Алексей Игоревич

В статье рассмотрен принцип непрерывности освоения учебного материала на кафедре фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе, который предполагает преемственность между теоретическим предметом и клиническими дисциплинами. Такая взаимосвязь способствует дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета. Они должны обладать общепрофессиональными компетенциями готовностью к применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач; профессиональными компетенциями в лечебной деятельности способностью к определению тактики ведения больных с различными заболеваниями. Цель на примере многолетнего опыта продемонстрировать преемственность преподавания фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Изможерова Надежда Владимировна, Капралов Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of teaching of pharmacology and clinical pharmacology in the educational process in the Ural state medical university

The article deals with the principle of continuity of Learning at the department of pharmacology and clinical pharmacology in the learning process, which assumes continuity between theoretical subjects and clinical disciplines. This relationship promotes future professional activity of graduates who have mastered the specialty program. They must be of general competences readily to the use of drugs and other substances and their combinations in solving professional problems; professional competence in medical activity the ability to determining the management of patients with various diseases. The goal as an example of years of experience to demonstrate the continuity of teaching of pharmacology and clinical pharmacology in the learning process.

Текст научной работы на тему «Преемственность преподавания фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе в Уральском государственном медицинском университете»

2016, том 18 [3]

—--—

УДК 378.147

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФАРМАКОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Е.Ф. Гайсина, Н.В. Изможерова, А.И. Капралов

ГБОУ ВПО УГМУМинздрава России

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии

620109, Екатеринбург, Россия

Аннотация. В статье рассмотрен принцип непрерывности освоения учебного материала на кафедре фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе, который предполагает преемственность между теоретическим предметом и клиническими дисциплинами. Такая взаимосвязь способствует дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета. Они должны обладать общепрофессиональными компетенциями — готовностью к применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач; профессиональными компетенциями в лечебной деятельности — способностью к определению тактики ведения больных с различными заболеваниями. Цель — на примере многолетнего опыта продемонстрировать преемственность преподавания фармакологии и клинической фармакологии в учебном процессе.

Ключевые слова: фармакология, клиническая фармакология, преемственность, интеграция, педагогика.

В 2012 году в УГМУ произошло объединение кафедры фармакологии и клинической фармакологии. Объединение кафедр было необходимостью, так как внедрялся новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Были пересмотрены общекультурные и профессиональные компетенций для формирования у студентов знаний, умений и навыков [1].

В ходе работы проанализированы годовые отчеты кафедры, изучены достижения

профессорско-преподавательского состава, оценены результаты успеваемости студентов всех факультетов за последние пять лет. Особое внимание было уделено методикам проведения лекций, практическим занятиям, применению новых образовательных технологий в учебном процессе [2].

При проведении лекций лекторы представляют современные классификации лекарственных препаратов. Основываясь на принципах доказательной медицины, проводят сравнительную характеристику лекарственных

—--—

~ 17 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

препаратов для клинико-фармакологического подхода к выбору лекарственных средств при различных заболеваниях. Таким образом, студенты имеют полное представление об актуальных лекарственных препаратах, применяемых во врачебной практике.

При составлении учебных заданий для студентов преподавательским составом были пересмотрены списки лекарственных препаратов, необходимых к выписке к темам практических занятий в рецептурных тетрадях. При составлении списков основывались на клинические рекомендации, стандарты лечения, перечень жизненно необходимых лекарственных средств, положения доказательной медицины.

Студенты отрабатывают навык выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках установленной формы, основываясь на данных электронных ресурсов. Активно пользуются регистром лекарственных средств. Обучающиеся на кафедре фармакологии и клинической фармакологии знакомятся с международными непатентованными наименованиями лекарственных препаратов, актуальными торговыми названиями, формами выпуска, способами введения, дозированием. Изучают фармакодинамику, фармакокинетику, показания, противопоказания, побочные действия, взаимодействие лекарственных средств. Все теоретические, фундаментальные аспекты учебной дисциплины «фармакология» лягут в основу клинической фармакологии для проведения современной фармакотерапии. Такое взаимодействие двух учебных дисциплин поможет будущему специалисту при назначении лекарственных средств, научит эффективному их применению [3].

Кафедра стала активно использовать электронные образовательные ресурсы. Подготовлены электронные учебные пособия по модулю «Общая рецептура». Отличительными особенностями данных материалов яв-

ляются структурированность, наглядность, простота в понимании. Цель — усвоение правил выписывания рецептов разных лекарственных форм на рецептурных бланках в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 1175н.

На кафедре фармакологии и клинической фармакологии активно применяется тестирование для оценки знаний студентов. Данный вид контроля предусматривает три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Тестирование — более справедливый метод, он ставит всех студентов в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя [4].

Кафедра использует модуль тестирования через образовательную сеть «TANDEM e-learning» (educa.usma.ru) и MyTestXPro. Программа легка и удобна в использовании. Все преподаватели и студенты быстро и легко осваивают ее. Тесты раздаются по локальной сети через преподавательский компьютер. Журнал тестирования, позволяет посмотреть полученные баллы студентами в реальном времени в соответствии с балльно-рейтинго-вой системой. Преподавателями просматриваются отчеты по каждому студенту. Обращают внимание на те тесты, в которых возникли проблемы у обучающихся при их решении. В дальнейшем эти тесты прореши-ваются либо на практическом занятии, либо меняется их формулировка или ответы.

Изменена методика балльно-рейтинго-вой системы оценивания учебных достижений студентов, в которой учитываются не только устные ответы, итоги тестирования, выписывание рецептов на доске, доклады, рефераты, презентации, решение фармакологических задач, но и рецептурная тетрадь, которую студенты заполняют при самоподготовке. Данная тетрадь ими применяется при освоении клинических дисциплин [5]. Решение

—--—

~ 18 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В., Капралов А.И. Преемственность преподавания фармакологии...

фармакологических задач — обоснование применения лекарственного препарата при той или иной патологии способствует клиническому мышлению студентов.

В условиях перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в 2016 году добавились общепрофессиональные компетенции. Одна из которых ОПК-8: готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов при решении профессиональных задач. Кафедра фармакологии и клинической фармакологии подготавливает компетентностно-ориентиро-ванного специалиста.

Таким образом, принцип преемственности на всех этапах обучения фармакологии и клинической фармакологии позволяет формировать у студентов такие качества, как профессионализм и компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В. Оптимизация учебного процесса по учебной дисциплине «фармакология» у студентов стоматологического факультета // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2015. № 2—3 (29—30). С. 92—93.

2. Шилова Н.С., Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В. Удовлетворенность студентов УГМУ преподаванием дисциплины «фармакология» на ка-

федре фармакологии и клинической фармакологии в условиях перехода к новому образовательному стандарту на примере стоматологического факультета // От качества медицинского образования — к качеству медицинской помощи. Материалы II научно-практической конферен-ции с международным участием: Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России, 2014. С. 66—72.

3. Изможерова Н.В., Попов А. А. О значении клинической работы профессорско-преподавательского состава для учебного процесса // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика. 2014. С. 46—49.

4. Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В., Капралов А. И. Интеграция науки и образования в учебном процессе кафедры фармакологии и клинической фармакологии уральского государственного медицинского университета // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика. 2016. С. 119—122.

5. Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В., Кодин-цев А.Н. Организация самостоятельной работы студентов по изучению лекарственных препаратов на кафедре фармакологии и клинической фармакологии уральского государственного медицинского университета // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика 2016. С. 122—124.

CONTINUITY OF TEACHING OF PHARMACOLOGY AND CLINICAL PHARMACOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE URAL STATE MEDICAL UNIVERSITY

E.F. Gaisina, N.V. Izmozherova, A.I. Kapralov

Ural state medical university,

Department of pharmacology and clinical pharmacology Ekaterinburg, Russia

Annotation. The article deals with the principle of continuity of Learning at the department of pharmacology and clinical pharmacology in the learning process, which assumes continuity between theoretical subjects and

clinical disciplines. This relationship promotes future professional activity of graduates who have mastered the

—--—

~ 19 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

specialty program. They must be of general competences - readily to the use of drugs and other substances and their combinations in solving professional problems; professional competence in medical activity — the ability to determining the management of patients with various diseases. The goal — as an example of years of experience to demonstrate the continuity of teaching of pharmacology and clinical pharmacology in the learning process.

Key words: pharmacology, clinical pharmacology, continuity, integration, education.

REFERENCES

1. Shilova N.S., Gajsina E.F., Izmozherova N.V. Udovletvorennost' studentov UGMU prepodavaniem discipliny «farmakologija» na kafedre farmakologii i klinicheskoj farmakologii v uslovijah perehoda k novomu obrazovatel'nomu standartu na primere sto-matologicheskogo fakul'teta. Ot kachestva medicin-skogo obrazovanija — k kachestvu medicinskoj po-moshhi. Materialy II nauchno-prakticheskoj konfe-rencii s mezhdunarodnym uchastiem: Izd. GBOU VPO UGMU Minzdrava Rossii, 2014. S. 66—72.

2. Izmozherova N.V., Popov A.A. O znachenii klinicheskoj raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava dlja uchebnogo processa. Jeffektivnoe uprav-lenie i organizacija obrazovatel'nogo processa v so-vremennom medicinskom vuze. Vuzovskaja pedago-gika. 2014. S. 46—49.

3. Gajsina E.F., Izmozherova N.V. Optimiza-cija uchebnogo processa po uchebnoj discipline

«farmakologija» u studentov stomatologicheskogo fakul'teta. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo me-dicinskogo universiteta, 2015, no. 2—3 (29—30). S. 92—93.

4. Gajsina E.F., Izmozherova N.V., Kapra-lov A.I. Integracija nauki i obrazovanija v uchebnom processe kafedry farmakologii i klinicheskoj farma-kologii ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. Sovremennye tendencii razvitija peda-gogicheskih tehnologij v medicinskom obrazovanii. Vuzovskajapedagogika. 2016. S. 119—122.

5. Gajsina E.F., Izmozherova N.V., Kodin-cev A.N. Organizacija samostojatel'noj raboty studen-tov po izucheniju lekarstvennyh preparatov na kafedre farmakologii i klinicheskoj farmakologii ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. Sovre-mennye tendencii razvitija pedagogicheskih tehnologij v medicinskom obrazovanii. Vuzovskaja pedagogika 2016. S. 122-124.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ларионов Леонид Петрович — д.м.н., профессор, кафедра фармакологии и клинической фармакологии, ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Осипенко Артур Васильевич — д.м.н., профессор, кафедра патологической физиологии, ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.