Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании фармакологии и клинической фармакологии'

Инновационные технологии в преподавании фармакологии и клинической фармакологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИКА / PHARMACOLOGY / CLINICAL PHARMACOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / COMPUTER TECHNOLOGIES / PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Изможерова Надежда Владимировна

В статье рассмотрено применение инновационных технологий, в том числе компьютерных, в преподавании фармакологии и клинической фармакологии. Описана структура сайта и внедрение различных видов тестирования в преподавании данных дисциплин. При анализе анкетирования студентов продемонстрирован рост удовлетворенности студентов качеством преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайсина Елена Фахаргалеевна, Изможерова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods in teaching pharmacology and clinical pharmacology

The article dwells upon implementation of innovative technologies, including computer ones. The structure of the site has been described, as well as implementation of different kinds of tests in teaching pharmacology. The analysis of the students’ questionnaires showed that the students are atpresent much more satisfied with the quality of teaching than they used to be.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании фармакологии и клинической фармакологии»

2016, том 18 [4]

—--—

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФАРМАКОЛОГИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ

Е. Ф. Гайсина, Н.В. Изможерова

ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России Кафедра фармакологии и клинической фармакологии Екатеринбург, Россия, 620109

Аннотация. В статье рассмотрено применение инновационных технологий, в том числе компьютерных, в преподавании фармакологии и клинической фармакологии. Описана структура сайта и внедрение различных видов тестирования в преподавании данных дисциплин. При анализе анкетирования студентов продемонстрирован рост удовлетворенности студентов качеством преподавания.

Ключевые слова: фармакология, клиническая фармакология, инновационные технологии, компьютерные технологии, педагогика.

Фармакология и клиническая фармакология являются важнейшими дисциплинами в подготовке врача любой специальности. Эти дисциплины находятся в постоянном поступательном развитии, происходит быстрый прирост знаний о механизмах действия лекарственных средств, появляются новые препараты. Все это накладывает определенный отпечаток на образовательные технологии, применяемые в преподавании данных дисциплин. Требуется внедрение инновационных подходов в преподавание. Применение лекарственных препаратов основывается на разработке большого количества клинических рекомендаций и стандартов. Федеральные законы Российской Федерации № 323-ФЗ «Об ос-

новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. [1] и № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г. (с изменениями на 12 марта 2014 года) [2] четко регламентируют деятельность врача и провизора. Появилось понятие о списке «Жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ЖНВЛП). С учетом направленности обучения специалистов в области формирования стойких умений и навыков, преподавание фармакологии должно быть скоординировано с данными документами. Быстрый прогресс в области фармакотерапии вносит изменения в программу, которая должна включать изучение наиболее современ-

—--—

~ 19 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4

—--—

ных и актуальных аспектов фармакологии. В этой связи необходимо формирования таких профессиональных навыков как поиск информации и выписка рецептов. Правила выписки рецептов на сегодняшний день четко основываются на Федеральном законе № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»от 12 апреля 2010 г. (с изменениями на 12 марта 2014 года) [4]. В списке рецептурных препаратов должны доминировать средства, представленные в ЖНВЛП, так как практикующий врач наиболее часто обращается именно к данной категории препаратов. Список ЖНВЛП динамично обновляется, поэтому рецептурный список также должен претерпевать изменения.

С целью улучшения качества подготовки студентов по учебной дисциплине «Фармакология» на кафедре внедрены информационные технологии. Компьютерное оснащение учебных классов позволяет студентам демонстрировать мультимедийные презентации, учебные фильмы по темам занятий для наглядного усвоения материала, а также социальные рекламы, касающиеся общекультурных компетенций: влияние никотина, алкоголя, наркотиков, психотропных веществ на организм человека. Данная концепция образовательного процесса позволяет создавать условия для развития мотивации, интереса к изучению фармакологии. Расширяется кругозор, информированность. Развиваются интеллектуальные функции — анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Современная информационно-образовательная среда вуза включает в себя электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечен свободный доступ студентам. На кафедре фармакологии и клинической фармакологии активно работает сайт. На нем можно ознакомиться с электронными пособиями, которые способствуют самостоятель-

ной подготовке студентов к практическим занятиям. Облегчается поиск дополнительной информации по темам занятий.

На сайте для самопроверки при самоподготовке для студентов выложены репетиционные тесты. Активно применяется для тестирования студентов компьютерный класс. Тестовые контроли на кафедре практикуются в различных формах — входное тестирование в начале занятия, выходное тестирование по окончании занятия, контроль на зачетных занятиях модулей и контроль перед экзаменом. Для проведения тестирования сотрудниками кафедры фармакологии и клинической фармакологии были разработаны новые тесты, касающиеся современных лекарственных препаратов в связи с переходом на новый ФГОС. Применяются различные виды тестов — с одиночным ответом, выбором несколько правильных ответов, тесты — сопоставления. Применение тестирования позволяет оценить знания студентов по каждому модулю и учебной дисциплине в целом. Обучающиеся рефлексируют, обращают свое внимание на самого себя и на своё сознание, в частности, на результаты собственной активности. Переосмысливают свое отношение к учебному процессу [3].

Система TANDEM e-Learning оказалась востребованной и используются более чем в 20 Российских университетах, включая Уральский государственный медицинский университет [4]. Каждому обучающемуся присваивается личный логин и пароль, позволяющий получить доступ к личному кабинету в системе TANDEM. Студент получает доступ к материалами кафедры, учебно-методическими пособиями, теоретическими (учебные задания к практическим занятиям) и практическими вопросами (фармакологические задачи). По мнению студентов, кафедра фармакологии и клинической фармаколо-

—--—

~ 20 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В. Инновационные технологии в преподавании фармакологии...

—---

iiiii предлагает весь спектр возможностей для наиболее эффективного изучения данного предмета. Материалы, размещенные на кафедре фармакологии, дают возможность самостоятельного обучения студентам. В итоге, благодаря системе TANDEM, образовательная программа, реализуемая кафедрой фармакологии, вышла на новый уровень подготовки студентов, предоставив возможности дистанционного обучения, что позволило получать студенту всю объективную и предлагаемую кафедрой информацию, в результате чего, сам процесс обучения стал более простым, интересным, увлекательным, и в то же время более продуктивным и эффективным.

Сотрудники кафедры заинтересованы в качестве преподавания учебной дисциплины «Фармакология» и«Клиническая фарма-коогия», поэтому регулярно проводят мониторинг удовлетворенности студентов процессом обучения студентов всех факультетов в форме анкетирования. Анализ удовлетворенности студентов преподаванием дисциплины в настоящий момент приобретает особое значение в связи с внесением существенных изменений в процесс изучения дисциплины.

Анкетирование студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов проводилось в июне 2014 года. В декабре 2014 года для студентов стоматологического и фармацевтического факультетов перед выходом на сессию. Всего было опрошено 93,3% студентов, обучавшихся в 2013—2014 году на кафедре фармакологии и клинической фармакологии по дисциплине «фармакология».

93% опрошенных студентов высоко оценили состояние учебных аудиторий, наличие компьютерного класса, мультимедийное оснащение учебных комнат.

В 2012—2013 году критерии оценки знаний были полностью поняты лишь 67% сту-

дентов, что на 20% меньше, чем в 2013— 2014 учебном году. Отмечается стабильный прирост удовлетворенности студентов стилем преподавания фармакологии: в 2011 году — 80%, в 2012 — 84%, в 2013 — 91% студентов, в 2014 — 92,5%, в 2015 — 93%. [5]

Анализ анкет также показал, что качество организации практических занятий на кафедре, стабильность полученных студентами знаний, умений и навыков постоянно находятся на высоком уровне из года в год. Этому способствует мастерство преподавательского состава, активное использование сайта кафедры.

Таким образом, актуализация программы и внедрение новых инновационных технологий позволяет существенно улучшить подготовку будущего врача по фармакологии и клинической фармакологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html.

2. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_99350.

3. Гайсина Е.Ф., Изможерова Н.В., Кодин-цев А.Н. Организация самостоятельной работы студентов по изучению лекарственных препаратов на кафедре фармакологии и клинической фармакологии уральского государственного медицинского университета // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика 2016. С. 122—124.

4. Описание системы Tandem e-Learning [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tandemservice.ru/products/tandem-e-learning.

—--—

~ 21 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4

—--—

5. Шилова Н.С., Гайсина Е.Ф., Изможеро-ва Н.В. Удовлетворенность студентов УГМУ преподаванием дисциплины «фармакология» на кафедре фармакологии и клинической фармакологии в условиях перехода к новому образовательному стандарту на примере стоматологического

факультета // От качества медицинского образования — к качеству медицинской помощи. Материалы II научно-практической конференции с международным участием: Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России, 2014. С. 66—72.

INNOVATIVE METHODS IN TEACHING PHARMACOLOGY AND CLINICAL PHARMACOLOGY

E.F. Gaisina, N.V. Izmozherova

State Educational Institution of Higher Professional Education "Ural State Medical University" of Ministry for Healthcare of Russia Chair of Pharmacology and Clinical Pharmacology Yekaterinburg, Russia, 620109

Annotation. The article dwells upon implementation of innovative technologies, including computer ones. The structure of the site has been described, as well as implementation of different kinds of tests in teaching pharmacology. The analysis of the students' questionnaires showed that the students are atpresent much more satisfied with the quality of teaching than they used to be.

Key words: pharmacology, clinical pharmacology, innovative technologies, computer technologies, pedagogics.

REFERENCES

1. Russian Federation Law N 323 (FL) "On the Basics of Health Care for the Russian Federation citizens" of November 21, 2011: [Electronic access] Access at:rg.ru/ 2011/11/23/zdorovie-dok.html.

2. Russian Federation Law N 61 (FL) (edition of December 29, 2015) "On the Circulation of Medication" of April 12, 2010: [Electronic access] Access at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350.

3. Gaisina E.F., IzmozherovaN.V., Kodintsev A.N. Organzing independent work of students when studying medication (drugs) at the Chair of Pharmacology and Clinical Pharmacology in the State Ural Medical University//

Modern teaching methods and technologies in medical education. Vuzovskaya Pedagogika 2016. P. 122—124.

4. Describing Tandem e-Learning system. [Electronic access] Access at: http://tandemservice.ru/products/ tandem-e-learning.

5. Shilova N.S., Gaisina E.F., Izmozherova N.V. Students' assessment of the quality of teaching Pharmacology as a subject at the Chair of Pharmacology and Clinical Pharmacology in the State Ural Medical Universityin the process of switching to new educational standards. Dental Faculty students take nasre ference group // Publ. Materials of II International Scientific Practical Conference GBOU VPO UGMU Minzdrav of Russia, 2014. P/ 66—72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.