Научная статья на тему 'Исследование формирования профессиональной компетентности студентов'

Исследование формирования профессиональной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1442
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / образовательный процесс / анкетирование студентов / professional competence / educational process / questionnairing of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ю. Коневалова, В.В. Кугач, Городецкая Ирина Владимировна, С.А. Кабанова

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов Республики Беларусь тре-тьего поколения подготовка специалистов должна быть ориентирована на реализацию компетентностногоподхода. Для оценки деятельности Витебского государственного медицинского университета по формиро-ванию профессиональных компетенций у студентов 4-6 курсов лечебного факультета, 3-5 курсов фармацев-тического и стоматологических факультетов проведено анкетирование 2137 человек. В результате анализарезультатов анкетирования определены основные направления оптимизации образовательного процессав университете в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. С уче-том предложений студентов об увеличении количества часов для изучения дисциплин «фармакология»,«хирургические болезни», «акушерство и гинекология», «внутренние болезни» (лечебный факультет),«фармакология с основами фармакотерапии» (фармацевтический факультет), «терапевтическая стомато-логия», «стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» (стоматоло-гический факультет) заведующим кафедрами рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке курсов повыбору по этим дисциплинам. При организации образовательного процесса по общепрофессиональным ипрофессиональным дисциплинам преподавателям необходимо уделять внимание развитию у студентов со-циально-личностных компетенций в плане формирования основ межличностного общения с пациентами иколлегами, а также с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Ю. Коневалова, В.В. Кугач, Городецкая Ирина Владимировна, С.А. Кабанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN STUDENTS

In accordance with the requirements of the state educational standards of the Republic of Belarus of the third generation the training of specialists must be oriented towards the realization of competence approach. To evaluate the activity of Vitebsk State Medical University aimed at the formation of professional competences in the fourthsixthyear medical students, the third-fifth-year pharmaceutical and stomatological students 2137 persons have been questionnaired. In consequence of the analysis of questionnairing results main directions to optimize the educational process at the university in that light have been determined. Regarding the students’ suggestions about the increase of the quantity of academic hours for the studying of such disciplines as pharmacology, surgical diseases, obstetrics and gynecology, internal diseases (medical faculty), pharmacology with the fundamentals of pharmacotherapy (pharmaceutical faculty), operative dentistry, pediatric dentistry and prevention of dental diseases (stomatological faculty) the heads of the chairs have been recommended to consider the question of elaboration of courses available at option in these subjects. While organizing the educational process in general professional and professional disciplines the teachers should pay attention to the development of social and personality competences in their students in order to lay the basis for interpersonal communication with their patients and colleagues as well as with junior medical personnel and patients’ relatives.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования профессиональной компетентности студентов»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Н.Ю. КОНЕВАЛОВА, И.В. ГОРОДЕЦКАЯ, С.А. КАБАНОВА, В.В. КУГАЧ

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск, Республика Беларусь

Вестник ВГМУ. - 2015. - Том 14, №5. - С. 121-127.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION IN STUDENTS

N.Y. KONEVALOVA, I.V. GORODETSKAYA, S.A. KABANOVA, V.V. KUGACH

Educational Establishment «Vitebsk State Order of Peoples' Friendship Medical University», Vitebsk, Republic of Belarus Vestnik VGMU. 2015;14(5):121-127.

Резюме.

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов Республики Беларусь третьего поколения подготовка специалистов должна быть ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Для оценки деятельности Витебского государственного медицинского университета по формированию профессиональных компетенций у студентов 4-6 курсов лечебного факультета, 3-5 курсов фармацевтического и стоматологических факультетов проведено анкетирование 2137 человек. В результате анализа результатов анкетирования определены основные направления оптимизации образовательного процесса в университете в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. С учетом предложений студентов об увеличении количества часов для изучения дисциплин «фармакология», «хирургические болезни», «акушерство и гинекология», «внутренние болезни» (лечебный факультет), «фармакология с основами фармакотерапии» (фармацевтический факультет), «терапевтическая стоматология», «стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» (стоматологический факультет) заведующим кафедрами рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке курсов по выбору по этим дисциплинам. При организации образовательного процесса по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам преподавателям необходимо уделять внимание развитию у студентов социально-личностных компетенций в плане формирования основ межличностного общения с пациентами и коллегами, а также с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательный процесс, анкетирование студентов.

Abstract.

In accordance with the requirements of the state educational standards of the Republic of Belarus of the third generation the training of specialists must be oriented towards the realization of competence approach. To evaluate the activity of Vitebsk State Medical University aimed at the formation of professional competences in the fourth-sixth-year medical students, the third-fifth-year pharmaceutical and stomatological students 2137 persons have been questionnaired. In consequence of the analysis of questionnairing results main directions to optimize the educational process at the university in that light have been determined. Regarding the students’ suggestions about the increase of the quantity of academic hours for the studying of such disciplines as pharmacology, surgical diseases, obstetrics and gynecology, internal diseases (medical faculty), pharmacology with the fundamentals of pharmacotherapy (pharmaceutical faculty), operative dentistry, pediatric dentistry and prevention of dental diseases (stomatological faculty) the heads of the chairs have been recommended to consider the question of elaboration of courses available at option in these subjects. While organizing the educational process in general professional and professional disciplines the teachers should pay attention to the development of social and personality competences in their students in order to lay the basis for interpersonal communication with their patients and colleagues as well as with junior medical personnel and patients’ relatives.

Key words: professional competence, educational process, questionnairing of students.

121

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Динамичное развитие современного общества требует от учреждения высшего образования нового подхода к обучению: выпускники должны иметь не набор готовых знаний, а умение их добывать и перерабатывать, быть подготовленными к жизни и работе в быстро меняющихся условиях. Рост глобальных проблем, которые могут быть решены в рамках международного сообщества, демократизация общества вызывают необходимость формирования современного мышления у молодежи. В условиях информатизации и расширения масштабов межкультурного взаимодействия особую значимость приобретают коммуникабельность и толерантность [1]. Целью высшего медицинского и фармацевтического образования становится подготовка специалистов, способных не только удовлетворять потребности общества в эффективной медицинской и фармацевтической помощи, но и применять и развивать инновационные технологии в медицине и фармации, обладать гибкостью и мобильностью на рынке труда, умеющих принимать самостоятельные решения, преобразовывать свою профессиональную деятельность и социальную среду [2]. Специалист, обладающий всеми перечисленными качествами, был назван компетентным, а его подготовка потребовала компетентностного подхода в образовании.

Дж. Равен, почетный доктор Эдинбургского университета, определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в определенной области и включает знания, предметные навыки, способ мышления и ответственность за свои действия [3]. По определению И.А. Зимней, под компетентностью понимают основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека [4]. С точки зрения А.В.Хуторского, компетентность - это владение специалистом соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и виду деятельности [5].

Реализация компетентностного подхода в подготовке выпускников учреждений высшего образования является требованием принятых в Республике Беларусь государственных образовательных стандартов третьего поколения. Он обеспечивает приобретение

необходимых академических, социально-личностных и профессиональных компетенций. В соответствии со стандартами, компетентность - это выраженная способность применять свои знания; компетенция - знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач [6-8].

Компетентностный подход предполагает новую роль студента в образовательном процессе: из пассивного потребителя знаний он должен стать их активным создателем, способным критически мыслить, планировать свою самостоятельную работу, проявлять инициативу, формулировать проблемы и находить пути решения, в том числе в нестандартных ситуациях [9].

Накоплен определенный опыт взаимодействия со студентами с целью оптимизации образовательного процесса в учреждении образования "Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет" (ВГМУ) в период подготовки и проведения экзаменационных сессий [10-12], выявления их отношения к деятельности университета по формированию профессиональной компетентности будущих специалистов медицинского профиля [13].

Цель настоящего исследования - оценить деятельность ВГМУ по формированию профессиональных компетенций у студентов лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов.

Материал и методы

Проведено анкетирование студентов 4-6 курсов лечебного факультета и 3-5 курсов фармацевтического и стоматологического факультетов Витебского государственного медицинского университета (ВГМУ) по ком-петентностному подходу в образовании. В анкетировании приняли участие 1455 студентов лечебного, 528 студентов фармацевтического и 154 студента стоматологического факультета - всего 2137 человек.

Были предложены следующие анкеты:

Анкета исследования формирования профессиональной компетентности студентов

1. Понимаете ли Вы сущность понятия «компетентность»?

2. Дайте определение понятию «компетентность».

122

ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №в5

3. Понимаете ли Вы сущность понятия «профессиональная компетентность»?

4. Дайте определение понятию «профессиональная компетентность».

5. Какие компетенции Вы считаете наиболее важными в будущей профессии?

6. Какие показатели компетентности Вы считаете необходимыми для профессиональной деятельности?

7. Приобретаете ли Вы вышеперечисленные компетенции во время обучения в университете?

8. Что мешает приобретению Вами необходимых компетенций?

Анкета исследования идентификации и рейтинговой оценки показателей профессиональной компетентности студентов

1. Мотивационный критерий сформиро-ванности профессиональной компетентности.

Что побудило Вас выбрать профессию врача?

2. Информационно-познавательный критерий сформированности профессиональной компетентности.

2.1. Оцените качество знаний на различных этапах получения образования.

2.2. Какие профессиональные дисциплины требуют увеличения учебных часов для их изучения?

2.3. Назовите социально-гуманитарные, общепрофессиональные и профессиональные дисциплины и их разделы, требующие увеличения количества часов на их изучение.

2.4. Каких необходимых дисциплин не хватает в учебном плане подготовки по Вашей специальности? (перечислить)

2.5. Какие дисциплины, на Ваш взгляд, являются ненужными в учебном плане подготовки по Вашей специальности?

3. Операционно-действенный критерий сформированности профессиональной компетентности. Самооценка уровня практических навыков

4. Оценочный критерий сформирован-ности профессиональной компетентности.

4.1. Как Вы способны проявить свои профессиональные качества?

4.2. Как Вы способны обследовать пациента?

4.3. Умеете ли Вы после обследования провести необходимую (в пределах пройденного материала) лечебную манипуляцию?

5. Удалось ли Вам освоить деонтологические принципы общения?

6. Как Вы научились соблюдению деонтологических принципов общения?

7. Удалось ли Вам усвоить основы межличностного общения?

8. Как Вы научились межличностному общению?

9. Оцените уровень преподавания дисциплин и квалификации преподавателей.

10. Ваше эмоциональное состояние перед началом самостоятельной практической работы?

11. Считаете ли Вы себя конкурентоспособным специалистом на рынке труда оказания медицинской помощи?

12. Считаете ли Вы полученное медицинское образование качественным?

13. Правильным ли оказался выбор ВГМУ по уровню преподавания?

14. Оцените уровень вузовской подготовки.

15. Оправдались ли Ваши ожидания и представления о вузе?

16. Что явилось для Вас в процессе обучения в вузе наиболее сложным?

17. Какие профессиональные качества Вы считаете необходимыми для будущего врача?

18. Какие умения и навыки как профессиональные, так и личностные, по Вашим наблюдениям, требуют работодатели от выпускников и как Вы оцениваете их важность?

Результаты и обсуждение

Исследование формирования професио-нальной компетентности

Анализ исследования особенностей формирования профессиональной компетентности показал, что большинство студентов старших курсов всех факультетов правильно понимают суть понятий «Компетентность» и «Профессиональная компетентность». Среди компетенций, отмеченных в образовательных стандартах по специальностям, наиболее важными, по мнению студентов лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов, являются профессиональные компетенции. При этом наиболее важными показателями профессиональной компетентности, которые отметили студенты лечебного факультета являются: проведение диагности-

123

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ

ки здоровья человека; оказание медицинской помощи при наиболее распространённых заболеваниях, травмах, расстройствах, включая неотложные и угрожающие жизни пациента состояния, а наименее важными - использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение знаний и умений, полученных по общеуниверситетским дисциплинам, для сохранения, восстановления и укрепления здоровья населения. Студенты фармацевтического факультета считают наиболее важными показателями профессиональной компетентности умение читать рецепты на латинском языке и проверять правильность их выписки и оформления; проводить фармацевтическое консультирование медицинских работников и населения по вопросам медицинского применения лекарственных средств, реализуемых по рецепту и без рецепта врача; консультировать население по вопросу правильного хранения и утилизации лекарственных средств в домашних условиях; оказывать неотложную медицинскую помощь. Для студентов стоматологического факультета наиболее значимы такие показатели профессиональной компетентности, как навыки диагностики стоматологических заболеваний, лечения и реабилитации пациентов, организации и оказания неотложной помощи, а также профилактики заболеваний зубочелюстной системы и органов полости рта. 95% опрошенных студентов всех факультетов считают, что они приобретают выше перечисленные компетенции во время учебы.

Наиболее существенными показателями академической компетентности, которые студенты считают необходимыми для профессиональной деятельности, являются умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач; умение учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни; умение работать самостоятельно, а наименее важными - иметь навыки, связанные с использованием технических средств, управлением информацией и работой с компьютером; владение исследовательскими навыками.

Наиболее важными показателями социально-личностной компетентности, которые студенты считают необходимыми для профессиональной деятельности, являются умение работать в команде; способность к межлич-

ностным коммуникациям; способность к критике и самокритике, а наименее важным - обладать качествами гражданственности.

Основными факторами, мешающими приобретению необходимых компетенций, студенты более младших курсов считают личную пассивность, а на старших курсах перенасыщенность учебных программ.

Последнее отмечено по следующим дисциплинам, изучаемым на лечебном факультете: 4 курс (50,6% опрошенных) - общественное здоровье и здравоохранение (8,6%), акушерство и гинекология и хирургические болезни (6,5%), педиатрия (7,6%); 5 курс (68,6% опрошенных) - общественное здоровье и здравоохранение (11,2%), акушерство и гинекология (10,2%), педиатрия (8,6%); 6 курс (65,8% опрошенных студентов) - анестезиология и реаниматология (18,2%), акушерство и гинекология (9,2%), клиническая иммунология и аллергология (6,6%), педиатрия (6,3%).

По мнению студентов фармацевтического факультета, отмечается перенасыщенность следующих учебных дисциплин: 3 курс - фармацевтическая химия (25,8%); 4 курс - фармацевтическая химия (35,0%), промышленная технология (18,6%), организация и экономика фармации (9,0%), военная подготовка и медицина экстремальных ситуаций (6,2%); 5 курс - промышленная технология (21, 1%), фармацевтическая химия (13,7%), менеджмент в фармации (8,1%), организация и экономика фармации (6,8%), токсикологическая химия (6,2%).

Студенты стоматологического факультета отметили перенасыщенность таких дисциплин, как: 3 курс - стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний (12,7%), ортопедическая стоматология (7,3%), 4 курс - стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний (7,8%), 5 курс - коммунальная стоматология (14,6%), стоматология детского возраста (10,4%), челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология - 8,3%.

Исследование идентификации и рейтинговой оценки показателей профессиональной компетентности

1. Мотивационный критерий сформиро-ванности профессиональной компетентности.

При изучении мотивационного критерия получения профессиональной компетентности

124

ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №в5

отмечено, что для более 70% респондентов - студентов лечебного факультета - наиболее значимым фактором для выбора профессии врача является желание помогать больным людям и заботиться о здоровье близких. В то же время около 10% отметили, что для них важна перспектива работать в органах управления здравоохранением, где важно лишь наличие диплома, а не отдельная специальность, в том числе врача (наименее популярный ответ). Более 60% студентов стоматологического и фармацевтического факультетов отметили в качестве мотивационного критерия получения профессиональной компетентности материальную заинтересованность и престиж специальности.

2. Информационно-познавательный критерий сформированности профессиональной компетентности

Изучение информационно-познавательного критерия получения профессиональной компетентности позволило установить, что 45% студентов считают качество знаний, полученных в ВГМУ, высоким, 53% - достаточным.

По мнению студентов лечебного факультета, требуют увеличения учебных часов для изучения следующие профессиональные дисциплины: 4 курс - хирургические болезни (2,7%), 5 курс - акушерство и гинекология (4,5%), 6 курс - внутренние болезни (3,1%), а среди общепрофессиональных и социальногуманитарных дисциплин - топографическая анатомия (4 курс), иностранный язык (5 курс), фармакология (6 курс). На фармацевтическом факультете - фармакология (4,3% студентов 5 курса и 6,8% студентов 4 курса), клиническая фармакология с основами фармакотерапии (9,9% студентов 5 курса). На стоматологическом факультете - терапевтическая стоматология (3 курс - 12,7%, 4 курс - 9,8%), стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний (5 курс -6,3%). Студенты считают, что в учебную программу необходимо включить такие дисциплины, как эмбриология, деонтология, а ненужными полагают дисциплины социально-гуманитарного блока.

3. Операционно-действенный критерий сформированности профессиональной компетентности. Самооценка уровня практических навыков

Среди профессиональных качеств, которые студенты лечебного факультета способны

проявить в будущей практической деятельности, преобладает умение самостоятельно обследовать пациента - более 90% ответов, при этом 65% полагают, что могут сделать это в полном объеме. Более 86% студентов фармацевтического факультета могут провести фармацевтическую экспертизу рецепта врача, около 75% - провести консультирование населения по применению лекарственных средств, около 70% - изготовить лекарственное средство и оформить его к отпуску, около 50% -осуществить проверку качества лекарственного средства и провести необходимые кассовые мероприятия. Более 90% студентов стоматологического факультета могут самостоятельно обследовать пациента, более 80% - установить диагноз, более 70% - выбрать метод лечения, 35% - дифференцировать непрофильное заболевание. 90% опрошенных полагают, что умеют после обследования провести необходимую (в пределах пройденного материала) лечебную манипуляцию, из них 65% - частично.

60% студентов считают, что им удалось освоить деонтологические принципы общения в полном объеме, а 35% - частично. Большинству студентов удалось освоить основы межличностного общения с пациентами и коллегами, в основном, в медицинских учреждениях (50%) и в вузе (40%) и не удалось с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов. 80-90% студентов всех факультетов оценили уровень квалификации преподавателей и преподавания дисциплин как высокий и достаточный, при этом для профильных дисциплин этот показатель составил 95%.

Наиболее важным профессиональным качеством, необходимым для будущего врача, студенты считают знания (20%), а выпускники - еще и внимательность к пациентам (24%). По мнению студентов, наиболее важными качествами, которые работодатели требуют от выпускников, являются знания, практические навыки (около 90% ответов) и умение общаться с пациентами (60%), а наименее важными - умение пользоваться компьютером (60% ответов), знание иностранного языка (40%), умение общаться с коллегами (10%).

Заключение

Анализ ответов студентов на вопросы анкеты позволил определить основные на-

125

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ

правления оптимизации образовательного процесса в университете в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов:

1. С учетом предложений студентов увеличить количество учебных часов для изучения дисциплин: фармакология, хирургические болезни, акушерство и гинекология, внутренние болезни (лечебный факультет), фармакология, клиническая фармакология с основами фармакотерапии (фармацевтический факультет), терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний (стоматологический факультет), рекомендовать заведующим кафедрами, на которых преподаются указанные дисциплины, рассмотреть вопрос о разработке курсов по выбору по этим дисциплинам.

2. При организации образовательного процесса по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам преподавателям необходимо уделить внимание развитию у студентов социально-личностных компетенций в плане формирования основ межличностного общения с пациентами и коллегами, а также с младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. И. Артюхина [и др.] ; под ред. Е. В. Ло-пановой. - 2-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2014.

- 256 с.

2. Смаилова, Ж. К. Некоторые аспекты компетентност-ного подхода в высшем медицинском образовании / Ж. К. Смаилова // Наука и здравоохранение. - 2010.

- № 1. - С. 43-44.

3. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Электронный ресурс] / Дж. Равен. - Москва, 2002. - Режим доступа: http://fanread.ru/book/1039740/. - Дата доступа:

31.05.2015.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая пара-

References

1. Artiukhina AI, Getman NA, Golubchikova MG, Lopanova EV, Rabochikh TB, Rybakova NN, Lopanova EV, red. Kompetentnostno-orientirovannoe obuchenie v meditsinskom vuze [The competence-based focused

дигма результата образования [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя // Российский государственный гуманитарный институт. Аспирантура и докторантура [сайт]. - Режим доступа: http://aspirant.rggu.ru/article. html?id=50758. - Дата доступа: 31.05.2015.

5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской - Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/77200/index-30064. html. - Дата доступа: 31.05.2015.

6. ОСВО 1-79 01 01-2013. Высшее образование. Вторая ступень (магистратура). Специальность 1-79 80 01 Акушерство и гинекология. Степень магистр медицинских наук = Вышэйшая адукацыя. Другая ступень (мапстратура). Спецыяльнасць 1-79 80 01 Акушэр-ства i гшекалопя. Ступень мапстр медыцынсюх на-вук. - Введ. 2013-08-30. - Минск, 2013. - 17 с.

7. ОСВО 1-79 01 07-2013. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 07 Стоматология. Квалификация врач = Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасць 1-79 01 07 Стаматалопя. Квалiфiкацыя урач. - Введ. 2013-08-30. - Минск, 2013.

- 50 с.

8. ОСВО 1-79 01 08-2013. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 08 Фармация. Квалификация провизор = Вышэйшая адукацыя. Першая ступень. Спецыяльнасць 1-79 01 08 Фармацыя. Квалiфiкацыя правiзар. - Введ. 2013-08-30. - Минск,

2013. - 52 с.

9. Волкова, Т. И. Роль и организация самостоятельной работы студентов при формировании профессиональной компетенции [Электронный ресурс] / Т. И. Волкова, А. М. Мойсинович. - Режим доступа: http:// www.gvw-rggu.narod.ru/section/section1/stati2012/ volkova_moysinovich.htm. - Дата доступа: 31.05.2015.

10. Учебный процесс глазами преподавателей и студентов / В. П. Дейкало [и др.] / Вестн. ВГМУ. - 2011. - Т. 10, № 4. - С. 173-179.

11. Кабанова, С. А. Результаты анкетирования студен-тов-выпускников стоматологического факультета /

С. А. Кабанова // Вестн. ВГМУ. - 2014. - Т. 13, № 4.

- С. 184-185.

12. Кугач, В. В. Результаты анкетирования студентов-выпускников фармацевтического факультета дневной формы получения образования / В. В. Кугач, Е. А. Серак // Вестн. ВГМУ. - 2014. - Т. 13, № 4. - С. 186-187.

13. Городецкая, И. В. Отношение студентов ВГМУ к использованию рейтинговой системы оценки знаний / И. В. Городецкая, Э. А. Загнойко // Вестн. ВГМУ. -

2014. - Т. 13, № 3. - С. 169-173.

Поступила 15.09.2015 Принята в печать 08.10.2015

training in medical school] [Elektronnyi resurs]: ucheb.-metod. posobie. 2-e izd., ster. - Moscow, RF: FLINTA; 2014. 256 р.

2. Smailova ZhK. Nekotorye aspekty kompetentnostnogo podkhoda v vysshem meditsinskom obrazovanii [Some aspects of competence-based approach in the

126

ВЕСТНИК ВГМУ, 2015, ТОМ 14, №в5

higher medical education]. Nauka i zdravookhranenie. 2010;(1):43-4.

3. Raven, Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyiavlenie, razvitie i realizatsiia [Competence of modern society: identification, development and realization] [Elektronnyi resurs]. Moscow, RF; 2002. Rezhim dostupa: http://fanread.ru/book/1039740/. Data dostupa: 31.05.2015.

4. Zimniaia IA. Kliuchevye kompetentsii - novaia paradigma rezul'tata obrazovaniia [Key competences - a new paradigm of result of education] [Elektronnyi resurs]. Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi institut. Aspirantura i doktorantura [sait]. Rezhim dostupa: http:// aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758. Data dostupa:

31.05.2015.

5. Khutorskoy AV. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy [Key competences as a component of the personal focused paradigm] [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http:// vmeste.opredelim.com/docs/77200/index-30064.html. Data dostupa: 31.05.2015.

6. OSVO 1-79 01 01-2013. Vysshee obrazovanie. Vtoraia

stupen' (magistratura). Spetsial'nost' 1-79 80 01

Akusherstvo i ginekologiia. Stepen' magistr meditsinskikh nauk = Vysheishaia adukatsyia. Drugaia stupen' (magistratura). Spetsyial'nasts' 1-79 80 01 Akusherstva i ginekalogiia. Stupen' magistr medytsynskikh navuk [OCBO 1-79 01 01-2013. The higher education. Second step (magistracy). Specialty 1-79 80 01 Obstetrics and gynecology. Degree master of medical sciences]. Vved. 2013-08-30. Minsk, RB; 2013. 17 p.

7. OSVO 1-79 01 07-2013. Vysshee obrazovanie. Pervaia

stupen'. Spetsial'nost' 1-79 01 07 Stomatologiia.

Kvalifikatsiia vrach = Vysheishaia adukatsyia. Pershaia stupen'. Spetsyial'nasts' 1-79 01 07 Stamatalogiia. Kvalifikatsyia urach [OCBO 1-79 01 07-2013. The higher education. First step. Specialty 1-79 01 07 Odontology. Qualification doctor]. Vved. 2013-08-30. Minsk, RB;

2013. 50 p.

8. OSVO 1-79 01 08-2013. Vysshee obrazovanie. Pervaia

stupen'. Spetsial'nost' 1-79 01 08 Farmatsiia. Kvalifikatsiia provizor = Vysheishaia adukatsyia. Pershaia stupen'. Spetsyial'nasts' 1-79 01 08 Farmatsyia. Kvalifikatsyia pravizar [OCBO 1-79 01 08-2013. The higher education. First step. Specialty 1-79 01 08 Pharmaceutics.

Qualification pharmaceutist]. Vved. 2013-08-30. Minsk, RB; 2013. 52 p.

9. Volkova TI, Moysinovich AM. Rol' i organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov pri formirovanii professional'noi kompetentsii [Role and the organization of independent work of students when forming professional competence] [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gvw-rggu.narod.ru/section/section1 / stati2012/volkova_moysinovich.htm. Data dostupa:

31.05.2015.

10. Deykalo VP, Konevalova NYu, Gaydukova AV, Gorodetskaya IV, Kabanova SA, Kugach VV, Pristupa VV, Taller VA. Uchebnyi protsess glazami prepodavatelei i studentov [Educational process by eyes of teachers and students]. Vestn. VGMU. 2011;10(4):173-9.

11. Kabanova SA. Rezul'taty anketirovaniia studentov-vypusknikov stomatologicheskogo fakul'teta [Results of questioning of students graduates of stomatologic faculty]. Vestn. VGMU. 2014;13(4):184-5.

12. Kugach VV, Serak EA. Rezul'taty anketirovaniia studentov-vypusknikov farmatsevticheskogo fakul'teta dnevnoi formy polucheniia obrazovaniia [Results of questioning of students graduates of pharmaceutical faculty of a day form of education]. Vestn. VGMU. 2014; 13(4): 186-7.

13. Gorodetskaya IV, Zagnoyko EA. Otnoshenie studentov VGMU k ispol'zovaniiu reitingovoi sistemy otsenki znanii [Relation of students of VGMU to use of rating system of an assessment of knowledge]. Vestn. VGMU. 2014; 13(3): 169-73.

Received 15.09.2015 Accept 08.10.2015

Сведения об авторах:

Коневалова Н.Ю. - д.б.н., профессор, проректор по учебной работе и международным связям, профессор кафедры общей и клинической биохимии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

Городецкая И.В. - д.м.н., профессор, декан лечебного факультета, профессор кафедры нормальной физиологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Кабанова С.А. - к.м.н., доцент, декан стоматологического факультета, доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Кугач В.В. - к.ф.н., доцент, декан фармацевтического факультета, доцент кафедры организации и экономики фармации УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», деканат лечебного факультета. E-mail: gorodecka-iv@mail.ru - Городецкая Ирина Владимировна.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.