Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в сфере стоматологического образования'

Международное сотрудничество в сфере стоматологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE APPROACH / STOMATOLOGICAL EDUCATION / INTERNATIONAL COOPERATION / PREDIPLOMA TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова С. А.

Компетентностный подход в процессе подготовки врачей-стоматологов является фактором, позволяющим получить конкурентноспособного специалиста, обладающего необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, способного самостоятельно решать поставленные задачи по оказанию стоматологической помощи населению. В связи с расширением экспорта образовательных услуг, необходимостью интеграции в мировое образовательное сообщество высшей медицинской школы вопросы международного сотрудничества в процессе определения компетенций, необходимых для выпускника стоматологического факультета, являются чрезвычайно актуальными. В статье представлен опыт сотрудничества в сфере стоматологического образования УО «ВГМУ» и Национального медицинского университета им.А.А.Богомольца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кабанова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence approach in the training of stomatologists is that factor which enables preparation of a specialist able to meet competition, possessing all necessary theoretical knowledge and practical skills, able to independently cope with the assigned tasks concerning the rendering of stomatological aid to the population. In connection with the expansion of educational services export the necessity of a higher medical school integration into the world educational community the questions of international cooperation in the process of determining competences necessary for the stomatological faculty graduates are very urgent. In this article the experience of cooperation in the field of stomatological education of the Educational Establishment «VSMU» and the National Medical University named after A.A. Bogomolets is presented.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в сфере стоматологического образования»

Уважаемые читатели!

Редколлегия журнала «Вестник ВГМУ» продолжает проблемную рубрику лаборатории инновационной педагогики, созданной с целью выполнения темы НИР «Установить влияние инновационных педагогических технологий на качество образовательного процесса в медицинском вузе».

Предлагаем принять участие в дискуссии по проблемам компетентностного подхода в высшем медицинском образовании. Открывают дискуссию статьи декана стоматологического факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доцента С.А.Кабановой и заведующей кафедрой аптечной технологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доцента А.Б.Юркевич.

Редколлегия

© КАБАНОВА С.А., 2014

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАНОВА С.А.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Республика Беларусь

Резюме.

Компетентностный подход в процессе подготовки врачей-стоматологов является фактором, позволяющим получить конкурентноспособного специалиста, обладающего необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, способного самостоятельно решать поставленные задачи по оказанию стоматологической помощи населению. В связи с расширением экспорта образовательных услуг, необходимостью интеграции в мировое образовательное сообщество высшей медицинской школы вопросы международного сотрудничества в процессе определения компетенций, необходимых для выпускника стоматологического факультета, являются чрезвычайно актуальными. В статье представлен опыт сотрудничества в сфере стоматологического образования УО «ВГМУ» и Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца.

Ключевые слова: компетентностный подход, стоматологическое образование, международное сотрудничество, додипломная подготовка.

Abstract.

Competence approach in the training of stomatologists is that factor which enables preparation of a specialist able to meet competition, possessing all necessary theoretical knowledge and practical skills, able to independently cope with the assigned tasks concerning the rendering of stomatological aid to the population. In connection with the expansion of educational services export the necessity of a higher medical school integration into the world educational community the questions of international cooperation in the process of determining competences necessary for the stomatological faculty graduates are very urgent. In this article the experience of cooperation in the field of stomatological education of the Educational Establishment «VSMU» and the National Medical University named after A.A. Bogomolets is presented.

Key words: competence approach, stomatological education, international cooperation, prediploma training.

Подготовка квалифицированных конку- тегическим направлением деятельности выс-рентоспособных специалистов является стра- шего образования.

Развитие системы высшего медицинского образования в Республике Беларусь, повышение его конкурентоспособности, расширение экспорта образовательных услуг являются факторами, требующими интеграции системы додипломной подготовки врачей в мировое образовательное пространство.

Среди других медицинских специальностей стоматология является одной из наиболее динамично развивающихся сфер здравоохранения, где качество оказания медицинской помощи во многом зависит от состояния профессионального уровня специалистов как главного ресурса здравоохранения. Появление большого количества новых стоматологических технологий и материалов обуславливает потребность в коррекции учебных программ подготовки врачей-стоматологов.

В связи с этим необходимость модернизации стоматологического образования является очевидной и направлена на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В этих условиях актуальной является интегрированная додипломная подготовка специалистов, владеющих полным объемом профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий и способных после окончания вуза оказывать комплексную стоматологическую помощь пациентам. Поэтому не случайно вопросы модернизации стоматологического образования активно обсуждаются в последнее время в международном педагогическом сообществе высшей медицинской школы.

Его главной отличительной особенностью является идеология компетентностного подхода в стоматологическом образовании

- формирование на додипломном этапе обучения компетентностей и профессиональных качеств в различных областях знаний, необходимых специалисту для самостоятельной деятельности. При таком подходе под профессиональной компетентностью врача понимают интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность, которая складывается на основе приобретенных в процессе обучения компетентностей [1].

В соответствии с европейскими стандартами (Согласованный профиль современного

европейского выпускника-стоматолога, 2004), современный выпускник-стоматолог должен:

- получить развернутое академическое и стоматологическое образование и быть способным практиковать во всех областях клинической стоматологии;

- обладать достаточным знанием основ стоматологической науки;

- быть способным работать в системе здравоохранения совместно с другими специалистами стоматологического и нестоматологического профиля;

- иметь хорошие коммуникативные навыки;

- быть готовым совершенствоваться и продолжать профессиональный рост в течение всей жизни;

- знать и использовать принципы доказательной медицины.

Итогом освоения дисциплины является формирование определенного набора компетентностей [2]. Необходимо отметить, что уровень освоения отдельных компетентностей различен. Некоторые аспекты специальности выпускнику следует только знать, то есть изучить теоретически или, к примеру, наблюдать в процессе демонстрации, так как их практическое освоение предусматривает последипломная специализация - ординатура. Другие компетентности необходимо освоить на уровне знания и умения, то есть готовности к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний.

В то же время, компетентности стоматологических дисциплин, составляющих основу профессиональной деятельности врача-стома-толога, к окончанию срока обучения должны быть освоены на уровне владения в объеме, указанном в государственном образовательном стандарте и квалификационной характеристике выпускника. Владение в данном случае предусматривает выработку навыков путем многократных упражнений в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое движение носит автоматизированный характер, а контроль его выполнения осуществляется главным образом подсознательно [1].

Рост международного авторитета Витебского государственного медицинского университета, укрепление международных связей и их расширение, а также важность совершенствования стоматологического образования

в нашем университете позволили определить еще один важный вектор развития - международное сотрудничество в сфере развития стоматологического образования.

Особенно значимым в плане выработки интегрированных подходов в совершенствовании подготовки врачей - стоматологов, в развитии компетентностного подхода явилось сотрудничество с Национальным медицинским университетом им. А.А.Богомольца (Киев, Украина), который с 2011 года принимает активное участие в международном проекте TEMPUS по модернизации додипломно-го медицинского образования. Результатом развития взаимосвязей между университетами явился приезд в г. Витебск доцента кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии НМУ им.А.А.Богомольца Куль-башной Я.А., которая в прочитанной лекции представила преподавателям и студентам нашего университета современные международные тенденции развития стоматологического образования, его практическую направленность, а также сопоставила итоги проведенного анкетирования студентов Витебского государственного медицинского университета и Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца. Результаты анкетирования показали, что у студентов стоматологических факультетов обоих вузов одинаковые представления о наборе компетентностей, которые необходимо сформировать у будущего стоматолога, для того, чтобы стать конкурентноспособным специалистом на рынке труда [3, 4]. Удалось подтвердить, что в формировании будущего врача-стоматолога как компетентного специалиста огромную роль играет организация обучения, использование

инновационных технологий в педагогическом процессе высшего учебного заведения. Осуществлено исследование самооценки сформированных компетенций в результате изучения различных дисциплин. Полученные данные и их интерпритация определили идентичность подходов в образовательном процессе на стоматологических факультетах и, следовательно, единый вектор его развития.

Таким образом, несомненно, что дальнейшее сотрудничество Витебского государственного медицинского университета и Национального медицинского университета им. А.А.Богомольца будет плодотворно развиваться и в сфере медицинского образования.

Литература

1. Янушевич, О. О. Особенности формирования компетентностного подхода в подготовке вра-ча-стоматолога в рамках ФГОС III поколения и нового закона об охране здоровья / О. О. Янушевич, Э. М. Кузьмина // Медицинское образование и вузовская наука. - 2012. - № 1. - С. 56-61.

2. Вербицкий, А. А. Основная образовательная программа в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий, А. С. Курылев, М. Д. Ильязова // Высшее образование в России. - 2011. - № 6.

- С. 66-71.

3. Кабанова, С. А. Самооценка образовательной компетентности студентов стоматологического факультета ВГМУ / С. А. Кабанова [и др.] // Вестник ВГМУ. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 110

- 114.

4. Кульбашна, Я. А. Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов / Я. А. Кульбашна // Вестник ВГМУ. - 2014. -Т. 13, № 1. - С. 115-120.

Поступила 03.06.2014 г. Принята в печать 09.06.2014 г.

Сведения об авторах:

Кабанова С.А. - к.м.н., декан стоматологического факультета, доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

Адрес для корреспонденции: 210023, Республика Беларусь, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии. Тел.моб.: +375 (33) 675-49-18 - Кабанова Светлана Алексеевна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.