© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014
САМООЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВГМУ
КАБАНОВА С.А.*, КУЛЬБАШНА Я.А.**, КАБАНОВА А.А.*, БОРИСЁНОК В.А.*
*УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Республика Беларусь
**Национальный медицинский университета им. А.А. Богомольца, Украина
Резюме.
Цель - изучить показатели самооценки общей и специальной профессиональной компетентности будущих врачей-стоматологов - студентов 3, 4, 5 курсов УО «Витебский государственный медицинский универси-
Материал и методы. Для решения поставленной задачи произведено анкетирование студентов 3-5 курсов стоматологического факультета «Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета». Проанализированы результаты анкетирования 33 студентов 3 курса, 44 студентов 4 курса и 53 студентов 5 курса. Студентам было предложено провести самооценку качества знаний по различным дисциплинам социально-гуманитарного, медико-биологического блока, блока общепрофессиональных клинических дисциплин.
Результаты. Большинство опрошенных студентов отметили достаточный уровень компетентности по общим и общемедицинским дисциплинам. При этом на 3 курсе наиболее высоко студенты оценивают свои знания по общим дисциплинам, а на 4-5 курсах - по общемедицинским предметам. Полученные результаты дают возможность усовершенствовать процесс формирования профессиональной компетентности врачей-стоматологов. Анкетирование студентов-стоматологов в процессе обучения дает возможность выявить субъективное отношение будущих врачей к организации учебного процесса в высшем учебном заведении, скорректировать недостатки и помочь студенту овладеть необходимой компетентностью.
Заключение. Таким образом, в формировании будущего врача-стоматолога, как компетентного специалиста, огромную роль играет организация обучения, использование инновационных технологий в педагогическом процессе высшего учебного заведения. Необходимо регулярно проводить анкетирование студентов для изучения самооценки компетентности будущих врачей-стоматологов, что позволит вовремя выявить недостатки учебного процесса и повысить качество обучения.
Ключевые слова: компетентность, самооценка, студенты-стоматологи.
Abstract.
Objectives. To study the indicators of general and special professional competence of future stomatologists - the third-, fourth- and fifth-year students of the Educational Establishment «Vitebsk State Medical University». Material and methods. The survey of dental students of VSMU was conducted. We used the survey results of 33 third-year students, 44 fourth-year students and 53 students of the 5th year. Students were asked to make a selfappraisal of the quality of their knowledge of various subjects of social sciences and the humanities, medical and biological sciences, general professional clinical disciplines.
Results. The majority of the surveyed students pointed out a sufficient level of competence in the field of general and general medical sciences. The third-year students gave their knowledge on general disciplines the highest appraisal, and the fourth- and fifth-year students - that on general medical subjects. The obtained results enable the improvement in the process of professional competence formation of stomatologists. The questionnairing of dental students in the process of training helps to determine the subjective attitude of the future doctors to the organization of the educational process in higher educational establishments, to correct drawbacks and to aid the students to acquire necessary competence.
Conclusions. Thus a survey of dental students should be made regularly to explore self-appraisal of future stomatologists competence, this will enable timely reveal of the shortcomings of the educational process and improvement of the quality of education.
Key words: competence, self-appraisal, dental students.
На современном этапе развития общества, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становятся стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития государства, в значительной мере повышается статус образования. Именно на образование возлагается особая ответственность, поскольку в условиях развития информационного общества необходимы высококвалифицированные специалисты.
В настоящее время осуществляется модернизация системы образования на основе ком-петентностного подхода. Разрабатываются новые образовательные стандарты, в которых требования к уровню подготовленности выпускника учреждения образования прописаны в категориях компетентности. Другими словами, критерием качества подготовки студентов к профессиональной деятельности становится их профессиональная компетентность [1].
В научной литературе компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели [2].
Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего образования. Качество оказания медицинской помощи во многом зависит от состояния профессионального уровня специалистов как главного ресурса здравоохранения. Современный уровень развития медицинской науки и практики предъявляет повышенные требования к врачам-выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных клинических ситуациях. И помочь в этом студенту должна оптимальная программа освоения необходимых профессиональных навыков, опирающаяся на современные модели формирования профессиональной компетентности студентов.
Термин «врачебная компетентность» применяется к сочетанию навыков, отношения и знаний, которое обеспечивает компетентность врача, достаточную для решения определенных медицинских задач. Объектом профессиональной деятельности является пациент, а областью профессиональной деятельности - диагностика, лечение, профилактика стоматологических заболеваний. Основой компетентностного подхода являются глубокие системные преобразования в организации учебного процесса.
Подготовка студентов - будущих вра-чей-стоматологов требует формирования компетентности на основе новых педагогических подходов, позволяющих использовать информационные технологии для повышения индивидуализации и интерактивности обучения [3].
Новым подходом в построении программ обучения является внедрение модульных технологий. Основные образовательные программы подготовки врачей-стоматологов предполагают изучение следующих модулей: профессиональные дисциплины, фундаментальные дисциплины, экономико-управленческие дисциплины, гуманитарно-социальные и практику. К специальным профессиональным компетентностям относят базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности, в частности, знания общих клинических дисциплин, позволяющие выпускнику стоматологического факультета получить квалификацию «врач». Компетентность выпускника в соответствии с конкретной специализацией («Стоматология») относят к группе профессионально-профилированных (специализированных). Знания, полученные в процессе изучения гуманитарных, естественных, базовых компьютерных и лингвистических дисциплин, можно отнести к группе общей компетентности.
Анкетирование - один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Подобные социологические исследования позволяют выявить причины неудовлетворенности студентов и оперативно их устранять, что позитивно сказывается на учебной деятельности и работоспособности учащихся [4, 5].
Цель - изучить показатели самооценки общей и специальной профессиональной компетентности будущих врачей стоматологов - студентов 3, 4, 5 курса УО «ВГМУ».
Методы
Для решения поставленной задачи произведено анкетирование студентов стоматологического факультета «Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета». Использовались результаты анкетирования студентов по вопросам информационно-познавательного блока анкеты, разработанной Я.А.Кульбашной, где студентам
предложено провести самооценку качества знаний по различным дисциплинам социально-гуманитарного, медико-биологического блока, блока общепрофессиональным клинических дисциплин. Всего в анонимном анкетировании участвовало 33 студента 3 курса, 44 студента 4 курса и 53 студента 5 курса.
Результаты исследования. Результаты самооценки социально-гуманитарной компетентности студентов стоматологического факультета. 3% студентов 3 курса оценили свои знания по дисциплине «Социология и политология» как низкие, 69,7% - посчитали их достаточными, 27,3% опрошенных отметили «высокий уровень знаний». По дисциплине «Основы права» 6% студентов имеют низкий уровень знаний, 55,4% достаточно владеют знаниями изученной дисциплины и 38,6% - посчитали знания высокими. Дисциплина «Основы экономики»: никто не отметил свой уровень знаний как низкий, 75,6%
- достаточный и 24,4% студентов считают свои знания высокими. 17,9% анкетируемых студентов 4 курса по социологии и политологии сочли знания низкими, 66,2% - достаточными, 15,9% опрошенных выбрали графу «высокий уровень знаний». По дисциплине «Основы права» 34% студентов имеют низкий уровень знаний, 56,8% достаточно владеют знаниями изученной дисциплины и 9,2% - отметили знания как высокие. Дисциплина «Основы экономики»: 34% студентов оценили уровень знаний своих знаний как низкий, 54,5% - как достаточный и 11,5% студентов считают свои знания высокими. Результаты анкетирования студентов 5 курса показали, что по социологии и политологии 17% студентов сочли свои знания низкими, 73,6% - достаточными, 9,4% опрошенных выбрали графу «высокий уровень знаний». По дисциплине «Основы права» 22,6% студентов имеют низкий уровень знаний, 68% достаточно владеют знаниями изученной дисциплины и 9,4% - оценили свои знания как высокие. «Основы экономики»: 18,7%
- уровень знаний низкий, 71,9% - достаточный и 9,4% студентов считают свои знания высокими.
В современном мире возможность карьерного роста, повышения квалификации, общения со специалистами зарубежных стран, знакомство с последними достижениями специальности напрямую зависят от лингвистической компетентности выпускника. Необходимо при этом акцентировать внимание не только на знаниях иностранных языков, то также на овладение про-
фессиональной лексикой на белорусском языке. Самооценка знаний белорусского языка показала, что 6% студентов 3 курса поставили низкую оценку своим знаниям, графу «достаточные» выбрали 72,8% анкетируемых, графу «высокий уровень знаний» отметили 21,2% опрошенных. Низкую оценку своим знаниям по белорусскому языку поставило 6,8% студентов 4 курса, графу «достаточные» выбрало 68,2% анкетируемых, графу «высокий уровень знаний» отметили 25% из всех опрошенных. Студенты 5 курса стоматологического факультета оценили собственные знания по белорусскому языку следующим образом: низкую оценку знаниям поставило 3,8% студентов, графу «достаточные» выбрало 60,4% анкетируемых, графу «высокий уровень знаний» отметили 35,8% из всех опрошенных.
Уровень знаний по иностранному языку 6% студентов 3 курса оценили как низкий, 60,6% - как достаточный, 33,4% опрошенных отметили высокое качество знаний по данной дисциплине. При этом начальные знания отмечены у 18,2% опрошенных, достаточные бытовые - у 51,5%, достаточные профессиональные
- у 21,3% опрошенных, свободно владеют иностранным языком 9% студентов 3 курса стоматологического факультета.
Студенты 4 курса стоматологического факультета оценили свои знания по иностранному языку следующим образом: 22,7% отметили низкий уровень знаний, 63,6% - достаточный, 13,6% опрошенных оценили уровень знаний иностранного языка как высокий. Начальные знания отмечены у 29,5% опрошенных, достаточные бытовые - у 59,2%, достаточные профессиональные
- у 6,8% опрошенных, свободно владеют иностранным языком 4,5% студентов 4 курса стоматологического факультета.
Самооценка знаний иностранного языка студентами 5 курса представлена следующим образом: 21% - уровень знаний низкий, 58,5%
- достаточный, 20,5% опрошенных отметили уровень знаний иностранного языка как высокий. Свои знания иностранного языка как начальные оценили 51% опрошенных студентов 5 курса, достаточные бытовые - 37,7%, достаточные профессиональные - 3,8% опрошенных, свободно владеют иностранным языком 7,5% студентов. При этом 24,2% студентов используют для подготовки профессиональные источники, в том числе и на иностранном (английском) языке.
Результаты самооценки образовательной компетентности медико-биологических дисциплин. Свои знания по медицинской и биологической физике низко оценили 18,2% анкетируемых студентов 3 курса, достаточными - посчитали 81,8% студентов. Никто из учащихся не оценил свои знания высоко. По предмету медицинская биология и общая генетика всего 9% студентов оценили свои знания как низкие, 78,8% обучающихся сочли их достаточными, а 12,2% среди опрашиваемых отметили высокие знания указанной дисциплины. У 9% студентов оказались низкими знания в области общей и биооргани-ческой химии, 72,8% учащихся считают их достаточными и 18,2% - высокими. По биологической химия 6% отметили, что их знания по этой дисциплине низкие, 81,8% посчитали их достаточными, 12,2% студентов отметили свои знания биохимии как высокие. По анатомии человека 12,2% студентов имеют низкий уровень знаний, 75,4% - достаточный и 12,4% учащихся считают их высокими. По дисциплине «Патологическая физиология» 15,2% студентов имеют низкий уровень знаний, 78,8% - достаточный, а 6% студентов 3 курса считают свои знания высокими. По предмету фармакология 6% опрашиваемых ответили, что их знания в данной области низкие, 91% отметили их как достаточные, а 3% студентов высоко оценили свои знания.
Студенты 4 курса стоматологического факультета знания по «Медицинской и биологической физике» оценили следующим образом: низкие знания отметили 13,5% анкетируемых, достаточными свои знания посчитали 82% студентов, высоко свои знания оценили 4,5% учащихся. По предмету «Медицинская биология и общая генетика» никто из студентов не оценил свои знания как низкие, 68,2% обучающихся сочли их достаточными, а 31,8% опрошенных отметили свои знания «Медицинской биологии и общей генетики» как высокие. У 11,2% студентов оказались низкие знания в области общей и биоорганической химии, 59,3% учащихся считают их достаточными и 29,5% - высокими. «Биологическая химия»: 13,6% отметили, что их знания по этой дисциплине низкие, 59% посчитали их достаточными и 27,4% студентов оценили свои знания биохимии как высокие. По предмету «Анатомия человека» 6,8% студентов имеют низкий уровень знаний, 72,7% - достаточный и 20,5% учащихся считают их высокими. 22,7% студентов отмечают низкий уровень знаний по
патологической физиологии, 59% - достаточный, а 18,3% студентов 4 курса считают свои знания высокими. По предмету «Фармакология» 20,5% опрошенных ответили, что их знания в данной области низкие, 72,7% оценили их как достаточные, а 6,8% студентов высоко оценили свои знания.
Результаты самооценки знаний студентов 5 курса по медицинской и биологической физике показали, что низко оценили свою образовательную компетентность по данной дисциплине 15,1% анкетируемых, достаточными посчитали 60,4% студентов, а 24,5% учащихся высоко оценили свои знания. По дисциплине «Медицинская биология и общая генетика» всего 7,5% студентов оценили свои знания, как низкие, 77,4% обучающихся сочли их достаточными, а 15,1% из опрошенных высоко оценили уровень своих знаний. У 11,3% студентов оказались низкие знания в области общей и биоорганической химии, 75,5% учащихся считают их достаточными и 13,2% - высокими. По биологической химии 11,3% отметили, что их знания по этой дисциплине низкие, 71,7% посчитали их достаточными, 17% студентов отметили свои знания биохимии как высокие. По предмету анатомия человека 5,7% студентов имеют низкий уровень знаний, 71,7% - достаточный и 22,6% учащихся считают его высоким. По патологической физиологии 7,5% студентов имеют низкий уровень знаний, 83,1% - достаточный, а 9,4% студентов 5 курса считают свои знания высокими. По предмету фармакология 7,5% опрашиваемых ответили, что их знания в данной области низкие, 81,2% считают их достаточными, а 11,3% студентов высоко оценили свои знания.
На 3 курсе стоматологического факультета студенты приступают к освоению клинических общепрофессиональных дисциплин, среди которых наиболее значимыми являются хирургические болезни и внутренние болезни. По хирургическим болезням никто из студентов 3 курса не оценил свои знания как низкие, 83,4% опрошенных считают их достаточными, 16,6% студентов-стоматологов выбрали графу «высокие знания». По внутренним болезням низкую оценку своим знаниям не поставил никто, 75,7% считают знания достаточными и 24,3% студентов - высокими.
Результаты самооценки освоения клинических дисциплин студентами 4 курса стоматологического факультета также позволили опре-
делить ряд закономерностей. «Хирургические болезни»: 18,2% студентов отметили свои знания как низкие, 61,4% опрошенных считают их достаточными, 20,4% студентов-стоматологов выбрали графу «высокие знания». По внутренним болезням низкую оценку своим знаниям поставили 11,2% анкетируемых, 61,4% считают знания достаточными и 27,4% студентов - высокими. В офтальмологии у 31,2% опрошенных студентов уровень знаний низкий, у 52,9% - достаточный, у 15,9% - высокий. По оториноларингологии 34% учащихся отметили графу низкие знания по дисциплине, 54,6% - достаточные, а 11,4% студентов сочли их высокими. 36,2% опрошенных студентов имеют низкий уровень знаний по неврологии и нейрохирургии, 52,3% считают полученные знания достаточными, 11,5% - высокими.
Студенты 5 курса оценили качество знаний по хирургическим болезням следующим образом: 11,3% студентов отметили низкий уровень знаний, 79,3% опрошенных считают их достаточными, 9,4% студентов-стоматологов выбрали графу «высокие знания». По внутренним болезням низкую оценку своим знаниям поставили 13,2% анкетируемых, 77,4% считают знания достаточными, а 9,4% студентов - высокими. По офтальмологии у 30,2% опрошенных студентов уровень знаний низкий, у 66% - достаточный, у 3,8% - высокий. По оториноларингологии 32,1% учащихся отметили графу низкие знания по дисциплине, 62,2% - достаточные, а 5,7% студентов сочли их высокими. 32,1% опрошенных студентов имеют низкий уровень знаний по предмету неврология и нейрохирургия, 58,5% считают полученные знания достаточными, 9,4% - высокими.
Заключение
Таким образом, в формировании будущего врача-стоматолога как компетентного специалиста огромную роль играет организация обучения, использование инновационных технологий в педагогическом процессе высшего учебного заведения. Анкетирование сту-дентов-стоматологов в процессе обучения дает возможность выявить субъективное отношение будущих врачей к организации учебного процесса в ВУЗе, скорректировать недостатки и помочь студенту овладеть необходимой компетентностью.
Литература
1. Сальников, Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Сальников, С. Бурухин // Высшее образование в России. - 2008. - № 2. - C. 3-11.
2. Сущность и содержание профессиональной компетентности преподавателя вуза / М. Н. Медведев [и др.] // Вестн. ВГМУ. - 2013. - Т. 12, №4. - С. 133-39.
3. Epstein, R. M. Defining and assessing professional competence / R. M. Epstein, E.M. Hundert // JAMA. - 2001 Jan. - Vol. 287, N 2. - P. 226-235.
4. Андронов, В. П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача / В.П. Андронов // Вопр. психологии. - 1991.
- № 4. - С. 88-95.
5. Учебный процесс глазами преподавателей и студентов / В. П. Дейкало [и др.] // Вестн. ВГМУ. - 2011. - Т. 10, № 4. - С. 173-79.
Поступила 26.12.2013 г. Принята в печать 05.03.2014 г.
Сведения об авторах:
Кабанова С.А. - к.м.н., доцент, декан стоматологического факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Кульбашна Я.А. - к.м.н., доцент кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, Украина;
Кабанова А.А. - к.м.н., доцент кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
Борисёнок В.А. - студентка 3 курса стоматологического факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Адрес для корреспонденции: 210001, г. Витебск, ул. Пешеходная, 21. Тел.моб.: +375 (29) 295-33-54, e-mail: [email protected] - Кабанова Арина Александровна.