№ 2 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 616.31-057.875:378.146
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ
А. Н. Дуж, В. В. Алямовский, О. Р. Соколова
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)
Для оценки уровня стоматологической грамотности населения предложен инструмент оценки — «Индекс стоматологической грамотности населения» (ИСГН). Студенты-стоматологи — будущие врачи — являются профессиональными носителями знаний по сохранению здоровья полости рта. Стоматологическая грамотность студента формируется в процессе обучения из суммы знаний по различным дисциплинам. В статье рассматриваются вопросы оценки уровня стоматологической грамотности 294-х студентов-стоматологов разных курсов. Предложенный метод оценки — «ИСГН» — отражает уровень знаний респондентов в вопросах сохранения здоровья полости рта, и его значения имеют достоверную тенденцию роста со сроком обучения студентов-стоматологов специальным дисциплинам.
Ключевые слова: стоматологическое здоровье, здоровье полости рта, студенты-стоматологи, оценка стоматологической грамотности.
Дуж Анатолий Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО Институт стоматологии — научно-образовательный центр инновационной стоматологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]
Алямовский Василий Викторович — доктор медицинских наук, профессор, руководитель Института стоматологии — научно-образовательного центра инновационной стоматологии, заведующий кафедрой-клиникой стоматологии ИПО Институт стоматологии — научно-образовательный центр инновационной стоматологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]
Соколова Ольга Романовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО Институт стоматологии — научно-образовательный центр инновационной стоматологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», e-mail: [email protected]
Введение. Культура стоматологического здоровья — необходимая составная часть общей культуры человека [4, 5, 8, 11]. Врачи-стоматологи являются профессиональными носителями знаний о сохранении здоровья полости рта. Эти знания передаются населению в ходе санитарно-просветительной работы [9, 12, 14].
Научные основы знаний по сохранению здоровья полости рта закладываются у врачей-стоматологов в ходе изучения различных образовательных дисциплин, предусмотренных учебными планами высшего учебного заведения. Грамотность студента-стоматолога по вопросам сохранения здоровья полости рта формируется из суммы полученных в ходе обучения знаний и сформированных в процессе практикоориенторованного обучения навыков.
Фундаментальные основы медицинских знаний преподаются студентам на первых курсах университета, со второго курса в программу обучения вводятся специальные стоматологические дисциплины. Хотя в университете существует преемственность в подаче учебного материала, каждая дисциплина — это законченный и обособленный модуль учебной программы, который заканчивается оценкой знаний студента по изучаемому предмету [3, 7]. В дальнейшем, приступая к изучению клинических стоматологических дисциплин, на знания фундаментальных дисциплин: анатомии, физиологии, патологической анатомии и физиологии, фармакологии и других — студенты могут опираться для формирования целостного представления о процессах, происходящих в полости рта в норме и при патологии. Стоматологическая грамотность не преподается отдельным курсом, а складывается из знаний по сохранению здоровья полости рта, полученных студентом на курсах специальных дисциплин: профилактической, ортопедической, терапевтической, хирургической стоматологии и ортодонтии. Компетентность в вопросах сохранения здоровья полости рта формирует у студентов — будущих врачей — ценностное и грамотное отношение к сохранению собственного стоматологического здоровья, здоровья пациентов и окружающих людей.
Для оценки стоматологической грамотности населения в нашей стране не существует унифицированного подхода. Существующие методы оценки грамотности носят узко научный характер [2, 6]. В зарубежной практике для оценки стоматологической грамотности населения используется индекс REALD [10, 13]. Данный индекс трудно адаптировать к применению у русскоговорящего населения. Кроме того, понимание смысла прочитанных терминов теста не оценивается, следовательно, тест говорит скорее об общей грамотности, чем о грамотности в вопросах стоматологии [15].
В этой связи наиболее оптимальным способом оценки грамотности населения РФ по вопросам стоматологического здоровья, на наш взгляд, является создание опросника, который позволит оценить знания респондента по вопросам здоровья полости рта.
Нами был разработан инструмент оценки стоматологической грамотности населения — «Индекс стоматологической грамотности населения» (ИСГН). Опросник содержит 15 разноплановых вопросов относительно сохранения здоровья полости рта с вариантами ответов, имеющими балловое значение. Результаты пилотного исследования уровня стоматологической грамотности населения г. Норильска были опубликованы ранее [1].
Цель исследования: оценка стоматологической грамотности студентов-стоматологов на основе использования разработанного опросника «Индекс стоматологической грамотности населения».
Материалы и методы. Проведена оценка стоматологической грамотности 294-х студентов-стоматологов 2-5-го курсов Института стоматологии КрасГМУ с использованием разработанного опросника «Индекс стоматологической грамотности населения».
Обработка полученных данных проведена с помощью программы статистического анализа PASW Statistic 18.0 для Windows.
Результаты исследований. Среди 294-х студентов, участвовавших в обследовании, мужчины составили 37,6 %, женщины — 63,4 %. Анализ результатов опроса свидетельствует о недостаточном уровне стоматологической грамотности тестируемых респондентов. Неудовлетворительный уровень стоматологической грамотности имели 29,6 % участвовавших в опросе. Удовлетворительный уровень стоматологической грамотности был у 47,0 % тестируемых. Хороший — у 19,2 %. Отличный уровень знаний показали 4,0 % респондентов. Максимально возможное количество баллов при тестировании набрал только один из опрошенных студентов.
Значения показателей индекса стоматологической грамотности у студентов различных курсов указывают на то, что число студентов-стоматологов, имеющих хороший уровень грамотности, увеличивается, а число студентов, имеющих неудовлетворительный уровень грамотности, уменьшается с каждым курсом обучения. Так, студенты 2-го курса имеют «неудовлетворительные» знания в 56,6 % случаев, тогда как у студентов 5-го курса этот показатель 11,4 %. «Хорошие» знания имеют 1,3 % анкетированных студентов 2-го курса и 29,5 % студентов 5-го курса. Исследование показало, что отличные знания имеют 11,4 % студентов 5-го курса. Студенты 2-го курса в начале овладения стоматологической специальностью имеют показатели ИСГН, сопоставимые с уровнем грамотности населения [1], при этом показатель числа студентов, имеющих удовлетворительный уровень стоматологической грамотности, в два раза выше, чем у населения.
Показатели уровня стоматологической грамотности студентов-стоматологов
(n = 294)
Уровень стоматологической грамотности (%) 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс
Неудовлетворительный 56,6 37,0 14,5 11,4
Удовлетворительный 40,8 49,3 50,0 47,7
Хороший 1,3 13,7 32,3 29,5
Отличный 1,3 0 3,2 11,4
ИСГН (баллов) 34,47 35,86 38,23 38,78
Из 15-ти предложенных респондентам вопросов по 7-ми вопросам у студентов-стоматологов сформирована четкая позиция. По этим вопросам более 90 % респондентов получили максимальное значение баллов, выбрав правильный ответ из перечня возможных.
Наибольшее количество правильных ответов было зафиксировано в вопросе о влиянии курения на развитие стоматологических заболеваний. Этот вопрос получил одинаковую объективную оценку значимости — 99,1 % студентов отметили негативное влияние курения на состояние здоровья полости рта.
Вопрос о необходимой продолжительности чистки зубов также получил высокий процент правильных ответов. В рекомендациях стоматологов по продолжительности чистки зубов
традиционно фигурирует время 2-3 минуты. Участники тестирования в 82,0 % случаев определили продолжительность времени чистки зубов — 3 минуты и в 16,1 % — 2 минуты. Следовательно, 98,1 % респондентов высказали правильную точку зрения.
Следующим по количеству правильных ответов стал вопрос: «Как часто необходимо посещать стоматолога?» Ответ: «Один-два раза в год» продемонстрировали 96,7 % анкетированных.
По вопросам срока продолжительности использования зубной щетки, цели использования жевательной резинки, причин развития заболеваний десен, кариеса зубов и влияния заболеваний полости рта на формирование запаха изо рта у тестируемых сформировано правильное мнение.
В остальных восьми вопросах теста респонденты показали низкий уровень стоматологической грамотности. Наибольшую трудность у студентов-стоматологов вызвал вопрос о применении флоссов, только 10,9 % тестируемых считают необходимым ежедневное использование флоссов. Следовательно, ряд вопросов относительно сохранения стоматологического здоровья требуют корректировки знаний студентов в ходе дальнейшего обучения и интернатуре.
Выводы. Предложенный метод оценки — «ИСГН» — отражает уровень знаний респондентов в вопросах сохранения здоровья полости рта, и его значения имеют достоверную тенденцию роста со сроком обучения студентов-стоматологов специальным дисциплинам.
Студенты-стоматологи имеют концептуальные знания о сохранении здоровья полости рта, но некоторые вопросы требуют коррекции в ходе дальнейшего обучения для совершенствования уровня знаний.
Оценка стоматологической грамотности студентов-стоматологов может быть использована для оценки степени подготовленности студента к практической самостоятельной деятельности по передаче знаний о сохранении полости рта населению.
Список литературы
1. Уровень стоматологической грамотности населения г. Норильска / А. Н. Дуж,
О. Р. Соколова, А. А. Жукова [и др.] // Труды Всерос. науч.-практ. конф. Сибирский стоматологический форум. Красноярск, 26-28 февраля 2013. — Красноярск, 2013. — С. 12-14.
2. Обучение гигиеническому образу жизни пациентов с патологией системы пищеварения / М. В. Мосеева, И. А. Колодкина, С. Н. Корнева, Р. Ф. Шаура // Сб. научных трудов Sworld по материалам международной науч.-практ. конф. — 2010. — Т. 19, № 3. — С. 71-74.
3. Неганов С. А. Модульные технологии в образовании в системе Болонского процесса / С. А. Неганов // Интеграция образования. — 2005. — № 4. — С. 50-55.
4. Стоматология России в цифрах и фактах : учебное пособие / О. О. Янушевич [и др.].
— М. : АНМИ, 2010. — 208 с.
5. Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний / Н. В. Тарасова, Е. А. Бриль, Т. В. Федорова [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2012. — № 4. — С. 6-11.
6. Филимонова О. И. Культура стоматологического здоровья студенческой молодежи города Челябинска / О. И. Филимонова, Л. И. Худякова// Уральский мед. журн. — 2011.
— № 5. — С. 61-64.
7. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения : учебное пособие / П. А. Юцявичене. — Каунас : Швиеса, 1989. — 271 с.
8. Global goals for oral health 2020 // Bull World Health Organ. — 2005. — Vol. 83. — P. 686-693.
9. Horowitz A. M. Oral health literacy : a pathway to reducing oral health disparities
in Maryland / A. M. Horowitz, D. V. Kleinman // J. Public. Health. Dent. — 2012 Winter.
— Vol. 72 Suppl 1. — S. 26-30.
10. The relationship of oral health literacy and self-efficacy with oral health status and dental neglect / J. Y. Lee, K. Divaris, A. D. Baker [et al.] // Am. J. Public. Health. — 2012 May.
— Vol. 102 (5). — Р. 923-9.
11. Petersen P. E. Challenges to improvement of oral health in the 21st century — the approach of the WHO Global Oral Health Programme / P. E. Petersen // Int. Dent. J.
— 2004. — Vol. 54. — P. 329-343.
12. Podschun G. D. National plan to improve health literacy in dentistry / G. D. Podschun // J. Calif. Dent. Assoc. — 2012 Apr. — Vol. 40 (4). — Р. 317-20.
13. Evaluation of a word recognition instrument to test health literacy in dentistry : the REALD-99 / J. A. Richman, J. Y. Lee, R. G. Rozier [et al.] // J. Public. Health. Dent.
— 2007 Spring. — Vol. 67 (2). — Р. 99-104.
14. Schiavo J. H. Oral health literacy in the dental office : the unrecognized patient risk factor / J. H. Schiavo // J. Dent. Hyg. — 2011 Fall. — Vol. 85 (4). — Р. 248-55.
15. Schonlau M. Patients' literacy skills: more than just reading ability / M. Schonlau,
L. Martin, A. Haas [et al.] // J. Health. Commun. — 2011 Nov. — Vol. 16 (10). — Р. 1046-54.
QUANTITATIVE ASSESSMENT OF STOMATOLOGIC LITERACY LEVEL OF STUDENTS-STOMATOLOGISTS
A. N. Duzh, V. V. Alyamovsky. O. R. Sokolova
SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky
of Ministry of Health» (c. Krasnoyarsk)
For assessment of level of stomatologic literacy of the population the assessment tool — an «index of stomatologic literacy of the population» (ISLP) is offered. Students-stomatologists — future doctors — are professional carriers of knowledge of preservation of oral cavity health. Stomatologic literacy of the student is formed by knowledge on various disciplines. The issues of assessment of stomatologic literacy level at 294 students-stomatologists of different courses are considered in the article. The offered method of assessment — " ISLP« — reflects level of knowledge of respondents in questions of preservation of oral cavity health, and its data have reliable growing tendency at students-stomatologists to special disciplines training.
Keywords: stomatologic health, oral cavity health, students-stomatologists, assessment of stomatologic literacy.
About authors:
Duzh Anatoly Nikolaevich — candidate of medical science, assistant professor stomatological clinic-chair of Stomatological IPGS — scientific and educational center of innovative stomatology at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
Alyamovsky Vasily Viktorovich — doctor of medical science, professor, head of stomatological Institute — scientific and educational center of innovative stomatology, head of stomatological clinic-chair of Stomatological IPGS — scientific and educational center of innovative stomatology at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
Sokolova Olga Romanovna — candidate of medical science, assistant professor of stomatological clinic-chair of Stomatological IPGS — scientific and educational center of innovative stomatology at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Level of stomatologic literacy of the population of Norilsk / A. N. Duzh, O. R. Sokolov, A. A. Zhukov [etc.] // Works of All-Rus. scient. — pract. conf. of Siberian stomatologic forum. Krasnoyarsk, on February 26-28, 2013. — Krasnoyarsk, 2013. — P. 12-14.
2. Training in hygienic lifestyle of patients with pathology of digestive system / M. V. Moseeva, I. A. Kolodkina, S. N. Korneva, R. F. Shaura // Works of scientific works Sworld
on materials international scient. — pract. conf. — 2010. — V. 19, № 3. — P. 71-74.
3. Neganov S. A. Modular technologies in education in system Bologna Process / S. A.
Neganov // Education Integration. 2005. — № 4. — P. 50-55.
4. Stomatology of Russia in figures and the facts: guidance / O. O. Yanushevich [etc.]. — M.: ASMI, 2010. — 208 P.
5. Role of hygienic education in system of primary prevention of stomatologic diseases / N. V. Tarasova, E. A. Bril, T. V. Fedorova [etc.] // Sib. medical review. — 2012. — № 4. — P. 6-11.
6. Filimonova O. I. Stomatologic health of student's youth of Chelyabinsk / O. I. Filimonova, L. I. Khudyakova // Ural medical Journ. — 2011. — № 5. — P. 61-64.
7. Yutsyavichene, P. A. Theory and practice of modular training: guidance / P. A. Yutsyavichene. — Kaunas: Shviyesa, 1989. — 271 P.
8. Global goals for oral health 2020 // Bull World Health Organ. — 2005. — Vol. 83. — P. 686-693.
9. Horowitz A. M. Oral health literacy : a pathway to reducing oral health disparities
in Maryland / A. M. Horowitz, D. V. Kleinman // J. Public. Health. Dent. — 2012 Winter.
— Vol. 72 Suppl 1. — S. 26-30.
10. The relationship of oral health literacy and self-efficacy with oral health status and dental neglect / J. Y. Lee, K. Divaris, A. D. Baker [et al.] // Am. J. Public. Health. — 2012 May.
— Vol. 102 (5). — P. 923-9.
11. Petersen P. E. Challenges to improvement of oral health in the 21st century — the approach of the WHO Global Oral Health Programme / P. E. Petersen // Int. Dent. J.
— 2004. — Vol. 54. — P. 329-343.
12. Podschun G. D. National plan to improve health literacy in dentistry / G. D. Podschun // J. Calif. Dent. Assoc. — 2012 Apr. — Vol. 40 (4). — P. 317-20.
13. Evaluation of a word recognition instrument to test health literacy in dentistry : the REALD-99 / J. A. Richman, J. Y. Lee, R. G. Rozier [et al.] // J. Public. Health. Dent.
— 2007 Spring. — Vol. 67 (2). — P. 99-104.
14. Schiavo J. H. Oral health literacy in the dental office : the unrecognized patient risk factor / J. H. Schiavo // J. Dent. Hyg. — 2011 Fall. — Vol. 85 (4). — P. 248-55.
15. Schonlau M. Patients' literacy skills: more than just reading ability / M. Schonlau,
L. Martin, A. Haas [et al.] // J. Health. Commun. — 2011 Nov. — Vol. 16 (10). — P. 1046-54.