Научная статья на тему 'Оценка удовлетворенности выпускников Института стоматологии КрасГМУ качеством обучения'

Оценка удовлетворенности выпускников Института стоматологии КрасГМУ качеством обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОПРОС / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL STUDENTS / QUESTIONING / POLL / SATISFACTION / QUALITY OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майгуров Александр Алексеевич, Солнцев Александр Сергеевич, Бакшеева Светлана Лукинична, Орешкин Игорь Валерьевич, Орлова Елена Егоровна

Актуальность исследования заключается в том, что его результаты позволят создать объективную информационную основу для совершенствования и корректировки учебной и воспитательной работы со студентами, более полного учета их потребностей и интересов, динамики их ценностных установок и ориентаций. Целью исследования явилось определение степени удовлетворенности качеством обучения студентов Института стоматологии КрасГМУ. Материалы и методы. В статье представлен анализ проведенного анкетирования студентов пятого курса Института стоматологии КрасГМУ за три учебных года. Результаты и обсуждения. Большинство студентов считают себя полностью подготовленными для самостоятельной работы на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием. Практически все респонденты указали, что в процессе обучения в университете у них усилились или сформировались различные общеинтеллектуальные способности и умения. Положительным фактом является то, что результаты опроса дают возможность сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбора учебного заведения и то, что большинство студентов считают обучение в Институте Стоматологии КрасГМУ интересным и престижным. Вместе с тем, по результатам опроса были выявлены и проблемы, в наибольшей степени волнующие студентов, требующие дополнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майгуров Александр Алексеевич, Солнцев Александр Сергеевич, Бакшеева Светлана Лукинична, Орешкин Игорь Валерьевич, Орлова Елена Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF SATISFACTION OF GRADUATES OF INSTITUTE OF STOMATOLOGY OF KRASGMU QUALITY OF EDUCATION

The Relevance of research is that its results will allow to create an objective information basis for improvement and correction of educational work with the students and to account their requirements and interests, dynamics of their valuable installations and orientations. The Research of objective was definition of degree of satisfaction by quality of training among the students of Institute of stomatology of KRASGMU. Materials and methods. In this article is presented the analysis of questioning among the students of a fifth course of Institute of stomatology of KRASGMU in three academic years. Results and discussions. The majority of students consider themselves completely prepared for independent work at the level of the expert with higher education. Practically all respondents specified that in the course of training at university they amplified or created various all-mental abilities and abilities. The positive fact is that results of poll give the chance to draw a conclusion on rather high level of a motivated and conscious choice of educational institution and that the majority of students consider training at Stomatologii KRASGMU Institute interesting and prestigious. At the same time, by results of poll the problems which are most exciting students, demanding the additional analysis were revealed also.

Текст научной работы на тему «Оценка удовлетворенности выпускников Института стоматологии КрасГМУ качеством обучения»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-24 УДК 378.14.015.62:616.31

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ИНСТИТУТА СТОМАТОЛОГИИ КРАСГМУ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ

Майгуров А.А., Солнцев А.С., Бакшеева С.Л., Орешкин И.В., Орлова Е.Е.

Актуальность исследования заключается в том, что его результаты позволят создать объективную информационную основу для совершенствования и корректировки учебной и воспитательной работы со студентами, более полного учета их потребностей и интересов, динамики их ценностных установок и ориентаций.

Целью исследования явилось определение степени удовлетворенности качеством обучения студентов Института стоматологии КрасГМУ.

Материалы и методы. В статье представлен анализ проведенного анкетирования студентов пятого курса Института стоматологии КрасГМУ за три учебных года.

Результаты и обсуждения. Большинство студентов считают себя полностью подготовленными для самостоятельной работы на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием. Практически все респонденты указали, что в процессе обучения в университете у них усилились или сформировались различные общеинтеллектуальные способности и умения.

Положительным фактом является то, что результаты опроса дают возможность сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбора учебного заведения и то, что большинство студентов считают обучение в Институте Стоматологии КрасГМУ интересным и престижным.

Вместе с тем, по результатам опроса были выявлены и проблемы, в наибольшей степени волнующие студентов, требующие дополнительного анализа.

Ключевые слова: студенты-медики; анкетирование; опрос; удовлетворенность; качество обучения.

THE ASSESSMENT OF SATISFACTION OF GRADUATES

OF INSTITUTE OF STOMATOLOGY OF KRASGMU QUALITY

OF EDUCATION

Maygurov A.A., Solncev A.S., Bakcheeva S.L., Oreshkin I.V., Orlova E.E.

The Relevance of research is that its results will allow to create an objective information basis for improvement and correction of educational work with the students and to account their requirements and interests, dynamics of their valuable installations and orientations.

The Research of objective was definition of degree of satisfaction by quality of training among the students of Institute of stomatology of KRASGMU.

Materials and methods. In this article is presented the analysis of questioning among the students of a fifth course of Institute of stomatology of KRASGMU in three academic years.

Results and discussions. The majority of students consider themselves completely prepared for independent work at the level of the expert with higher education. Practically all respondents specified that in the course of training at university they amplified or created various all-mental abilities and abilities.

The positive fact is that results of poll give the chance to draw a conclusion on rather high level of a motivated and conscious choice of educational institution and

that the majority of students consider training at Stomatologii KRASGMU Institute interesting and prestigious.

At the same time, by results of poll the problems which are most exciting students, demanding the additional analysis were revealed also.

Keywords: Medical students; questioning; poll; satisfaction; quality of training.

Введение. Осуществление вузами образовательной и научной деятельности в условиях рыночной экономики предъявляет серьезные требования к их организационной структуре. Увеличение конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, вхождение России в европейское образовательное пространство привели к тому, что ориентация на потребителя становится ключевым принципом в организации образовательного процесса. Именно в расчете на потребителя институт должен определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения [1,4].

Этому должно способствовать постоянное отслеживание состояния удовлетворенности студентов образовательным процессом, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений [2] .

Рядом авторов было установлено, что в процессе профессиональной подготовки в структуре мотивации возрастает роль профессиональных и общественно значимых мотивов и уменьшается роль научно-познавательных. Развитие и становление мотивации учебной деятельности зависит от подкрепления в виде результата и успеха выполнения этой деятельности. Осознание того, что полученная профессиональная подготовка является основой конкурентоспособности на рынке труда, приводит к удовлетворенности будущего врача процессом обучения [1,3].

Целью нашего исследования явилось определение степени удовлетворенности выпускников Института Стоматологии ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войн-Ясенецкого» (КрасГМУ) различными сторонами процесса образования, их социального настроения, а также активности в различных сферах.

Метод исследования - открытое целевое анкетирование 82 выпускников 2010 года, 94 выпускников 2011 года и 87 выпускников 2012 года. Проведен анализ 263 анкет. В ходе исследования была использована традиционная анкета, формулировки самих параметров, и методика измерения остались неизменными, в течение трех лет, что позволяет сравнивать средние оценки.

Результаты и обсуждения. В результате анкетирования было установлено, что будущие врачи - стоматологи хорошо информированы о проблемах и задачах своей будущей профессии (табл.1).

Таблица 1

Знание задач и проблем будущей профессиональной деятельности

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Абс. % Абс. % Абс. %

Детальное знание основных задач и методов их решения 21 25,6 23 24,4 16 18,5

Достаточное знание основных задач 46 56,1 54 57,4 56 64,4

Недостаточное знание основных задач 13 15,9 16 17,1 13 14,9

Отсутствие знаний основных задач 1 1,2 1 1,1 1 1,1

Отсутствие ответа 1 1,2 0 0 1 1,1

Всего 82 100 94 100 87 100

На вопрос о знаниях основных задач и проблем будущей профессиональной деятельности утвердительные ответы дали 81,7%

выпускников 2010 г., 81,8% выпускников 2011 г. и 82,9% выпускников 2012 г. Большая часть студентов на старших курсах обучение совмещали с работой в государственных и частных стоматологических клиниках в качестве ассистентов врачей-стоматологов, медицинских сестер, зубных техников. Таким образом, знакомство с профессиональной деятельностью у студентов-стоматологов формируется параллельно на практических занятиях и на работе в клиниках.

Обучение позволило сформировать у студентов способности решать задачи будущей профессиональной деятельности. Не смотря на то, что на изучение стоматологических дисциплин выделено в учебном плане только 34% от всех часов, 83% респондентов указали, что дисциплины специальности оказали ведущее влияние на формирование профессиональных знаний и умений (рис.1).

4%

□ специальные □ общеврачебные □ фундаментальные

Рис. 1. Доля учебных дисциплин, повлиявших на формирование способностей студентов решать задачи профессиональной деятельности

Главной задачей, стоящей перед студентом-медиком, является подготовка для самостоятельной деятельности на уровне специалиста с высшим

профессиональным образованием. Более половины выпускников считают, что с такой задачей они справились (рис.2). От 30,9% до 45,1% респондентов отметили, что они подготовлены к самостоятельной работе частично.

2012 2011 2010

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ не подготовлен □ частично подготовлен □ подготовлен

Рис. 2. Подготовленность для самостоятельной работы на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием

Более 64% выпускников считают, что за период обучения у них усилилась способность к научной деятельности и творчеству (табл.2). Этому способствовали хорошая организация работы студенческих научных кружков на всех кафедрах университета и творческих коллективов. Около 15% студентов Института стоматологии к окончанию вуза имеют опыт выступлений с научными докладами на конференциях разного уровня и печатные работы, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК.

Таблица 2

Формирование способности к творчеству и научной деятельности

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Абс. % Абс. % Абс. %

Усилилась способность 53 64,6 62 66,0 65 74,7

Способность не изменилась 29 35,4 31 33,0 21 24,2

Способность уменьшилась 0 0 1 1,0 1 1,1

Всего 82 100 94 100 87 100

Клиницист не может считаться хорошим специалистом, если у него отсутствует аналитическое мышление, поскольку диагностика и дифференциальная диагностика заболеваний построена на анализе симптомов и синдромов. О наличии сформированных аналитических способностях заявили 63,4% выпускников 2010 года и 95,3% выпускников 2012 года. Следует отметить, в 2010 году 25 человек не дали ответа на этот вопрос.

Более половины выпускников 2010 года считают, что за время обучение в вузе у них сформировалось способности к моделированию и работами с моделями. Положительно ответили на этот вопрос 79,3% выпускников 2012 года.

Врач-стоматолог вынужден ежедневно принимать решения, связанные с лечением пациентов, при этом часто приходится обосновывать тот или иной вариант реставрации или протезирования зубов. Умение аргументировать принятое решение отметили 64,7% выпускников 2010 года и 96,6% выпускников 2012 года (табл.3).

Таблица 3

Формирование способности доказательства, аргументации, обоснования своей позиции и решений

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2012 г.

Абс. % Абс. %

Способности сформировались в значительной степени 17 20,7 36 41,4

Способности сформировались достаточно 36 44,0 48 55,2

Способности сформировались незначительно 5 6,1 2 2,3

Способности не усилились 0 0 1 1,1

Отсутствие ответа 24 29,3 0 0

Всего 82 100 87 100

Врачу-стоматологу постоянно приходится сталкиваться с разными вариантами течения стоматологических заболеваний, которые зависят часто от эндогенных факторов. Поэтому очень важно уметь прогнозировать последствия, возникшие в результате манипуляций, чтобы не навредить больному. Способности к прогнозированию возможных вариантов течения заболеваний полости рта определили у себя 66% выпускников 2010 года и 86,2% выпускника 2012 года (табл.4).

Таблица 4

Формирование способности прогнозировать последствия своих решений

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2012 г.

Абс. % Абс. %

Способности сформировались в значительной степени 12 14,6 21 24,1

Способности сформировались достаточно 41 50,0 54 62,1

Способности сформировались незначительно 4 4,9 12 13,8

Способности не усилились 0 0 0 0

Отсутствие ответа 25 30,5 0 0

Всего 82 100 87 100

Все выпускники 2012 года отметили, что у них в значительной или достаточной степени сформировались способности к обобщению и синтезу информации.

Получение диплома специалиста является первой ступенью к подготовке высококвалифицированного врача. В последипломной подготовке врач постоянно вынужден обучаться новым технологиям, методам диагностики и лечения, поэтому способность к самообучению является очень важным качеством специалиста. Все без исключения выпускники 2012 года дали себе высокую оценку. В 2010 году 11% респондентов отметили, что способности к обучению у них не сформировались или они незначительны, а треть выпускников не ответили на этот вопрос (табл.5).

Таблица 5

Формирование способности к обучению

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2012 г.

Абс. % Абс. %

Способности сформировались в значительной степени 11 13,4 26 29,9

Способности сформировались достаточно 37 45,1 61 70,1

Способности сформировались незначительно 8 9,8 0 0

Способности не усилились 1 1,2 0 0

Отсутствие ответа 25 30,5 0 0

Всего 82 100 87 100

Только половина выпускников 2012 года способна разобраться в сложных социальных и экономических проблемах нашего общества (табл.6). Такая осторожность в положительном ответе, очевидно, связана с экономической нестабильностью в России.

Таблица 6

Формирование способности разбираться в сложных социальных и

экономических проблемах нашего общества

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Абс. % Абс. % Абс. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способности сформировались достаточно 62 75,6 73 77,6 48 55,2

Способности сформировались незначительно 19 23,1 19 20,2 33 37,9

Способности не сформировались 1 1,3 1 1,1 6 6,9

Отсутствие ответа 0 0 1 1,1 0 0

Всего 82 100 94 100 87 100

За годы обучения у выпускников Института стоматологии сформировалось стойкое чувство ответственности за качество диагностики и лечения больных. Об увеличении ответственности за качество результатов своей работы заявили от 93,9 % до 96,6% респондентов (табл.7).

Таблица 7

Формирование ответственности за качество результатов своей работы

Ответы на вопросы анкеты 2010г. 2011 г. 2012 г.

Абс. % Абс. % Абс. %

Ответственность увеличилась 77 93,9 89 94,6 84 96,6

Ответственность не изменилась 1 1,2 4 4,3 3 3,4

Ответственность уменьшилась 1 1,2 0 0 0 0

Отсутствие ответа 3 3,7 2 2,1 0 0

Всего 82 100 94 100 87 100

Несмотря на мировой экономический кризис, студенты-стоматологи с оптимизмом относятся к окружающему миру и верят в благоприятное будущее (табл.8). Ни один респондент не указал, что не видит перспектив в своей будущей профессиональной деятельности.

Таблица 8

Формирование оптимистичного отношения к миру, к своему будущему

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2012 г.

Абс. % Абс. %

Отношение усилилось 69 84,1 71 81,6

Отношение не изменилась 12 11,5 13 14,9

Отношение ухудшилось 0 0 0 0

Отсутствие ответа 1 1,2 3 3,5

Всего 82 100 87 100

Даже высокая конкуренция на рынке труда между выпускниками медицинских вузов не уменьшила их желания активно вмешиваться в трудовую и общественную жизнь коллектива. Напротив, активный личный вклад в коллективное дело считается очень высоким критерием для отбора начинающего специалиста. Поэтому 92,7% выпускников 2010 года и 98,8% выпускников 2012 года отметили усиление желания и умения быть полезным в коллективной жизни (табл.9).

Таблица 9

Появление желания и умения активно вмешиваться в трудовую и

общественную жизнь коллектива

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2012 г.

Абс. % Абс. %

Желание и умение усилилось 54 65,9 69 79,3

Желание и умение изменилась частично 22 26,8 17 19,5

Желание и умение уменьшилось 3 3,7 0 0

Отсутствие ответа 3 3,7 1 1,2

Всего 82 100 87 100

Важными позитивными качествами для врача считается умение находить контакты с коллегами, использовать их советы для принятия решения, умение давать результативные советы. Считают себя коммуникативными от 95,1% до 99,0% выпускников Института стоматологии.

Умение оперативно и эффективно работать отмечают все выпускники. При этом 86,6 - 91,9% респондентов считают, что за время обучения их деловитость увеличилась.

В период обучения многие студенты сформировали свои организаторские способности, руководя студенческими учебными группами, научными и творческими проектами, проявляя активность в организации мероприятий

различного уровня. Организаторские качества улучшились у 75,6% - 90,4% выпускников, остались на неизменно высоком уровне у 11,5% - 20,7% выпускников (табл.10).

Таблица 10

Формирование организаторских качеств

Ответы на вопросы анкеты 2010 г. 2011 г. 2012г.

Абс. % Абс. % Абс. %

Качества улучшились 62 75,6 85 90,4 74 85,1

Качества не изменились 17 20,7 8 8,5 10 11,5

Качества ухудшились 3 3,7 1 1,1 3 3,4

Всего 82 100 94 100 87 100

Красноярский государственный медицинский университет имеет высокий рейтинг среди медицинских вузов Российской Федерации, поэтому нам интересна была оценка престижа вуза глазами выпускников. Абсолютное большинство выпускников считают, что авторитет вуза усилился (78,0 -84,6%).

Престиж специальности «стоматология» выпускники оценили достаточно высоко: от 70,7% до 85,3%. Только в выпуске 2010 года 5 (6,1%) человек выбрали бы другую специальность, если бы снова поступали в вуз. Следует отметить, что все выпускники 2012 года планируют работать только по полученной специальности.

Заключение. Таким образом, настрой респондентов в плане удовлетворенности студенческой жизнью достаточно позитивный. Большинство студентов считают себя полностью подготовленными для самостоятельной работы на уровне специалиста с высшим профессиональным образованием. Практически все респонденты указали, что в процессе обучения

в университете у них усилились или сформировались различные общеинтеллектуальные способности и умения.

Положительным фактом является то, что результаты опроса дают возможность сделать вывод о достаточно высоком уровне мотивированного и осознанного выбора учебного заведения и то, что большинство студентов считают обучение в Институте Стоматологии КрасГМУ интересным и престижным.

Вместе с тем, по результатам опроса были выявлены и проблемы, в наибольшей степени волнующие студентов, требующие дополнительного анализа.

Список литературы

1. Браун Т.П. Социальная адаптация студентов к условиям обучения как фактор повышения качества подготовки молодого специалиста // Проблемы совершенствования подготовки специалистов социальной работы: материалы научно-практической конференции, 24-25 ноября 2004 года. СПб.: Изд-во СПбГУП. 2005.

2. Горлова С.Н., Толстых Д.С. Мониторинг удовлетворенности студентов качеством обучения на кафедре физвоспитания технического вуза // Вестник ВИ МВД России, 2012, №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-udovletvorennosti-studentov-kachestvom-obucheniya-na-kafedre-fizvospitaniya-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 26.03.2013).

3. Эннс Е.А. Психологическая характеристика помогающих профессий // Современная психология: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 92-93.

4. Король Л. Г. Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования / Л.Г. Король, И.В. Малимонов, Д.В. Рахинский // Проблемы и перспективы развития

образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. С. 103-105.

References

1. Braun T.P. Sotsialnaya adaptatsiya studentov k usloviyam obucheniya kak faktor povysheniya kachestva podgotovki molodogo spetsialista [Social adaptation of students to training conditions as a factor of improvement of quality of preparation of the young specialist]. Problemy sovershenstvovaniya podgotovki spetsialistov sotsial'noy raboty: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 24-25 noyabrya 2004 goda [Problems of improving the training of social work: Proceedings of the Conference, 24-25 November 2004]. SPb, 2005.

2. Gorlova S.N., Tolstykh D.S. Vestnik VI MVD Rossii [Messenger of VI Ministry of Internal Affairs of Russia], no. 2 (2012). http://cyberleninka.ru/article/n7monitoring-udovletvorennosti-studentov-kachestvom-obucheniya-na-kafedre-fizvospitaniya-tehnicheskogo-vuza

3. Enns E.A. Psikhologicheskaya kharakteristika pomogayushchikh professiy [Psychological characteristics helping professions]. Sovremennaya psikhologiya: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Perm', iyun' 2012 g.) [Contemporary Psychology: Proceedings of the international. zaoch. scientific. Conf. (Perm, June2012)]. Perm: Mercury, 2012. pp. 92-93.

4. Korol L.G. Udovletvorennost studentov uslovijami obuchenija v vuze kak komponent sistemi menedgmenta kachestva visshego obrazovanija. Problemi i perspektivi razvitija obrazovanija: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Perm', iyun' 2011 g.) [Problems and prospects of a development of education: Proceedings of the international. zaoch. scientific. Conf. (Perm, June2011)]. Perm: Mercury, 2011. pp. 103-105.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Майгуров Александр Алексеевич, зав. кафедрой- клиникой терапевтической

стоматологии, кандидат медицинских наук, доцент

Красноярский Государственный Медицинский Университет

ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия

Солнцев Александр Сергеевич, профессор кафедры-клиники

терапевтической

стоматологии, доктор медицинских наук

Красноярский Государственный Медицинский Университет

ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия

Бакшеева Светлана Лукинична, доцент кафедры-клиники терапевтической

стоматологии, кандидат медицинских наук

Красноярский Государственный Медицинский Университет

ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия

sbacsheeva@mail. ты

Орешкин Игорь Валерьевич, доцент кафедры-клиники терапевтической стоматологии, кандидат медицинских наук

Красноярский Государственный Медицинский Университет

ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия

Орлова Елена Егоровна, доцент кафедры-клиники терапевтической

стоматологии, кандидат медицинских наук

Красноярский Государственный Медицинский Университет

ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Maygurov Aleksandr Alekseevich, Head of Department of restorative dentistry, Candidate of medical Science, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University

1, Partizan Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022, Russia

Solncev Aleksandr Sergeevich, Professor Department of restorative dentistry, Doctor of medical Science, Professor

Krasnoyarsk State Medical University

1, Partizan Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022, Russia

Baksheeva Svetlana Lukinichna, Associate Professor Department of restorative dentistry, Candidate of medical Science, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University

1, Partizan Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022, Russia

sbacsheeva@mail. ru

Oreshkin Igor Valerjevich, Associate Professor Department of restorative dentistry, Candidate of medical science, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1, Partizan Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022, Russia

Orlova Elena Egorovna, Associate Professor Department of restorative dentistry, Candidate of medical Science, Associate Professor

Krasnoyarsk State Medical University

1, Partizan Zheleznyaka str., Krasnoyarsk, 660022, Russia

Рецензент:

Голонский Владислав Геннадьевич, д.м.н., доцент, ведущий научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.