© БУЯНКИНА Р. Г., АЛЯМОВСКИЙ В. В., ТАРАСОВА Н. В.
УДК 005.6 : 378
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА СТОМАТОЛОГИИ
Р. Г. Буянкина, В. В. Алямовский, Н. В.Тарасова ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов; кафедра стоматологии ИПО,
зав. - д. м. н., проф. В. В. Алямовский.
Резюме. В статье представлены результаты применения самооценки по отдельным направлениям работы Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии, как структурного подразделения Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого за период 2008-2012 гг. Анализ деятельности данного структурного подразделения проводился по критерию № 7 «Удовлетворённость преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учёбой» конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», и показал усиление мотивации студентов к обучению с 3,9 до 4,3 баллов, за счет улучшения материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Ключевые слов а: образовательная организация, система менеджмента качества, самооценка, совершенствование.
Государственные бюджетные образовательные организации высшего и средне-специального профессионального образования на современном этапе вынуждены быть мобильными, гибкими, способными перестраиваться под требования различных заинтересованных сторон, начиная с Министерства образования и науки Российской Федерации, включая обучающихся, заканчивая своими сотрудниками. Требования любой из заинтересованных сторон касаются, прежде всего, качества образования, включая качество результатов деятельности образовательной организации, а также обеспечения соответствующих условий. В связи с этим образовательные организации для оценки качества деятельности используют модели самооценки деятельности образовательной организации, позволяющие развивать различные направления деятельности, повышать результативность и эффективность своей работы [10].
Цель настоящей работы заключается в проведении совокупного анализа по критериям Рособрнадзора самооценки деятельности Института стоматологии-НОЦ-инновационной стоматологии, как одного из структурных подразделений Красноярского государственного медицинского университета имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ).
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Провести контент-анализ существующих моделей самооценок для образовательных учреждений.
2. Применить критерий самооценки конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» и дать рекомендации для
улучшения деятельности структурных подразделений на примере Института стоматологии КрасГМУ.
Самооценка - это инструмент всестороннего оценивания деятельности образовательной организации, итогом которого является мнение или суждение о результативности, эффективности и уровне зрелости ее системы менеджмента качества. Цель самооценки заключается в предоставлении рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения деятельности. [2, 11]. Самооценка является важнейшим системным диагностическим методом получения знаний о собственной организации в целом. Диагностическая самооценка, или самооценка для внутренних целей, является более эффективным инструментом для постоянного совершенствования. Все модели самооценок классифицируют в зависимости от сферы распространения (международные, национальные, региональные, отраслевые, организационные) и целей проведения (конкурсные, диагностические) [1, 11].
Международные модели - модели самооценки деятельности, признаны приоритетными на международном уровне. Например, модель совершенства, которая является основой для создания большинства национальных моделей стран Европы, активно используется организациями различных стран [11].
Национальные модели - модели самооценки деятельности организации признаны в качестве приоритетных в том или ином государстве и служат основой для создания региональных отраслевых моделей. Примерами таких моделей могут служить модель Японской национальной премии в области качества, премия У.Э. Деминга, Премия Правительства РФ в области качества [11].
Региональные и отраслевые модели самооценки деятельности организации - это модели, которые активно применяются в том или ином регионе, либо в конкретной области. Например, в России - множество региональных конкурсов в области качества, большинство из которых базируется на модели конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества [11].
Организационная модель самооценки деятельности организации - модель, разработанная для конкретной организации. Этот вид модели может базироваться на одной из перечисленных выше, может представлять собой их сочетание, а может быть полностью разработан самой организацией с учетом специфики ее деятельности [11].
Конкурсные модели самооценки применяются, если организация соревнуется за премию по качеству, планируют эту деятельность для использования в будущем, либо считает, что можно получить надежные результаты самооценки, используя критерии премии по качеству[11].
Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения, использовать полученные оценки стратегического и оперативного планирования, то речь идет о диагностической модели [11].
Системы управления основываются на различных критериях, в том числе на критерии «качество» - системы менеджмента качества (далее - СМК). Согласно ИСО 9000:2001 «СМК - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». [3]. В то же время СМК представляет собой определенную систему, эффективная работа которой невозможна без объективной и достоверной информации. Именно такая информация позволяет принимать правильные решения по управлению качеством продукции, процессами, системами и различными видами ресурсов организации. Но для того, чтобы принимаемые управленческие решения действительно были правильными, они должны основываться на определенном наборе исходных данных, характеризующих продукцию, процесс или систему управления организации. Получить этот набор данных можно в том случае, если организация систематически применяет самооценку, следовательно, СМК образовательной организации и любого структурного подразделения может быть основана на самооценке, с помощью которой
возможно определить области, нуждающиеся для улучшения деятельности [6, 8, 9, 13].
Для Института стоматологии выбор определенной модели самооценки обусловлен рядом таких факторов, как простота и удобство применения, наглядность представления, информативность, возможность использования для всех сотрудников. В КрасГМУ (2005) разработана, внедрена, сертифицирована и в настоящее время активно работает СМК на основе требований стандарта ИСО 9001:2011 [5]. В рамках функционирования СМК контролируются основные и обеспечивающие процессы, проводятся внутренние аудиты, ведется мониторинг и измерение деятельности Института стоматологии. Результаты функционирования этой системы представляются в виде ежегодных отчетов руководителя Института стоматологии. В целом, самооценка дает представление обо всех направлениях деятельности Института стоматологии и позволяет определить области, нуждающиеся в улучшении [4].
Самооценка деятельности структурных подразделений КрасГМУ проводится по критериям конкурса Рособр-надзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Как пример, рассмотрим один из них. Критерий №7 «Удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учебой в КрасГ-МУ». Данный критерий оценивается интервьюированием обучающихся посредством специально разработанной анкеты состоящей из пяти вопросов, которые позволяют судить об удовлетворенности обучающихся учебным процессом в вузе, заинтересованностью преподавателя при изложении материала, наличием учебно-методических пособий и др.
Степень удовлетворённости студентов качеством учебного процесса на специальности - стоматология оценивается после окончания зимней сессии, далее руководством Института стоматологии проводится оценка полученных результатов, разрабатываются мероприятия по улучшению учебной деятельности. По итогам
4.4 4,5
2008 г.
2012 г
И объяснение материала
□ интересно на занятиях
1 справедливость преподавателя
□ дисциплина на занятиях
В иллюстративный материал
Рис. 1. Степень удовлетворённости студентов качеством учебного процесса по специальности «Стоматология».
учебного года проводится повторное анкетирование с целью определения эффективности проведенных мероприятий [12].
В соответствии с целью исследования нами проанализированы анкеты студентов Института стоматологии 2008 г. и 2012 г. (рис. 1).
Показатели анкеты удовлетворенности студентов качеством обучения в вузе выросли в 2012 году по сравнению с 2008 годом, что можно объяснить следующим:
- проделанной огромной работой по обеспечению обучающихся методическими разработками для семинарских и практических занятий (аудиторных и внеаудиторных), сборников тестовых заданий и ситуационных задач. К 2012 году по всем дисциплинам методическая обеспеченность практических занятий составила 100%, за пять лет сотрудниками Института стоматологии разработаны и изданы типографским способом 39 учебно-методических пособий, разработано четыре электронных пособия. Это объясняет повышения мотивации к обучению, и как следствие увеличение в 2012 году показателя с 3,8 до 4,3;
- разработкой алгоритмов действий для отработки практических умений по всем стоматологическим дисциплинам. Отработка практических навыков проводится на фантомах и муляжах;
- чтением лекций в версии мультимедиа по всем дисциплинам в оборудованных лекционных залах. В сравнении с 2008 годом (показатель иллюстративности материала возрос с 3,6 до 4,5);
- обучением молодых преподавателей (имеющих стаж работы на кафедрах Института стоматологии менее 5 лет) в «Школе молодого преподавателя», всего прошли обучение 18 преподавателей. Кроме того, с 2008 по 2012 гг. 14 сотрудников Института стоматологии получили второе высшее образование по линии «Преподаватель высшей школы» без отрыва от преподавательской деятельности;
- введением рейтинговой оценки знаний студентов на переводных экзаменах не позволяет преподавателю занизить или завысить оценку студенту на экзамене,
стимулировать самостоятельную и аудиторную работу студентов, улучшить обратную связь «преподаватель - студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Стабильность кадрового состава является одним из условий качественной и эффективной работы Института стоматологии во всех сферах его деятельности. Оценка администрацией различных факторов, обусловливающих удовлетворенность персонала, позволяет своевременно вносить необходимые коррективы при принятии управленческих решений. С этой целью высшим руководством КрасГМУ разработана анкета «Удовлетворенность преподавателей и сотрудников своей работой в КрасГМУ», в ней предложено семь вопросов с пятью вариантами ответов на каждый вопрос. В анкете можно указать своё индивидуальное мнение по любому вопросу, данные обрабатываются и анализируются в информационной службе, а результаты обсуждаются на ректорате и Учёном совете КрасГМУ. Поподробнее рассмотрим вопрос анкеты - признание успехов и достижений сотрудников Института стоматологии (рис. 2).
В 2008 и 2012 гг. более 40% респондентов отметили, что в Институте высшее руководство отмечает большинство заслуг преподавателей. В 2012 году значительно снизился процент преподавателей, которые отметили, что руководство оценивает только выдающиеся достижения в Институте (с 34,8 до 21%). После внедрения поощрений в виде вручения грамот, благодарственных писем, публичных благодарностей количество респондентов оценивших признание успехов любых сотрудников составил 34,0% случаев, что на 20,9% больше, чем в 2008 году, в 2 раза меньше стало респондентов, ответивших, что успехи не интересуют руководство Института - 3% (6,1% в 2008 году).
Для стимулирования и поддержания сотрудничества в рамках университета высшим руководством университета сформирована система стимулирования внедрения инноваций и усовершенствований образовательной деятельности, что закреплено в виде «Положения о наградах и поощрениях». Кандидатуры для представления на поощрения (победители по результатам внутреннего аудита, итогам конкурсов «Лучший лектор года», «Лучшая монография», «Лучшее учебно-методическое пособие», «Передовая кафедра», «Лучший преподаватель КрасГМУ», «Лучший научный сотрудник» и др.) обсуждаются на собраниях и совещаниях коллективов структурных подразделений (кафедры, управления, отдела).
н Отмечается большинство заслуг
□ Признаются только выдающиеся достижения
^ Успехи любого сотрудника
2008 г. 2012 г.
Рис. 2. Анализ анкетирования сотрудников Института стоматологии КрасГМУ.
Ежегодно в День университета победители получают публичные благодарности и награды, включая денежные премии.
Таким образом, самооценка деятельности Института стоматологии проводилась по критерию №7 «Удовлетворённость преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учёбой» конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».
По результатам проведенного анкетирования студентов Института стоматологии установлено, что у обучающихся по специальности - стоматология повысилась мотивация к обучению за счет улучшения материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
В связи с вышеизложенным, можно предложить рекомендации для улучшения деятельности структурных подразделений КрасГМУ, в том числе и Института стоматологии:
1. Разработать методические рекомендации по само-обследованию структурных подразделений, позволяющие внедрить новые методики оценки качества.
2. Разработать стандарт маркетинговых исследований по удовлетворенности потребителей (внешних и внутренних) на основе разработанных опросных листов (анкет), что позволит проводить анализ, улучшать показатели качества структурных подразделений, повысить эффективность и результативность своей работы.
USING OF THE QUALITY SYSTEM IN GRADUATES AT SELF-ASSESSMENT OF ACTIVITIES OF THE DENTISTRY INSTITUTE
R. G. Buyankina, V. V. Alyamovskiy, N. V.Tarasova Krasnoyarsk state medical university named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky
Abstract. The paper presents the results of self-assessment in particular area of the Institute of Dentistry - Research Center for Innovative dentistry as a structural unit of the Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky for the period 2008-2012. Analysis of the activity of the structural unit was held by criterion number 7, "The satisfaction of work and study by faculty, staff and students" of the Rosobrnadzor competition "Quality Management System in training of graduates of higher education institutions", and showed the increasing of student motivation to learn from 3.9 to 4.3 points by improving the material-technical and educational support of the educational process.
Key words: educational organization, quality management system, self-assessment, improvement.
Литература
1. Балаева Т.П. Самооценка деятельности организации по модели EFQM // Сборник материалов девятой
Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством». - М.: МАТИ, 2010. - 294 c.
2. Бирюкова Л.И. Самооценка деятельности в системе менеджмента качества организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Саранск, 2007. - 26 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - 26 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. - 46 с.
5. 9. ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования. - 55 с.
6. Ефимов В.В. Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов / Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 223 с.
7. Жигалев Б.А. Педагогическая система оценки качества образования в вузе: современное состояние и перспективы развития. Инновации в образовании //Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. -2009. - № 1. - С. 24-29.
8. Злобина Н.В., Висков М.М., Толстошеина В.А. Современные инструменты развития системы менеджмента качества организации. - ФБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 100 с.
9. Михайлова М. Р. Инструменты совершенствования менеджмента качества // Инструменты совершенствования менеджмента качества. - 2010. - № 7. - С. 35-37.
10. Пугач В.Н. Качество образования: от классических представлений к современным понятиям // Науковедение. -2013. - № 3. - С. 17.
11. Салимова Т.А., Еналеева Ю.Р. Самооценка деятельности организации / Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2011. - 288 с.
12. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление процессом отчетности о работе кафедры. СТО СМК 8.2.4.02-12. - Тип. КрасГМУ, 2012 -28 с.
13. Шитова А. Н. Развитие внутривузовской системы контроля качества подготовки будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед.наук - М., 2009. - 55 с.
Сведения об авторах
Буянкина Римма Геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-mail: [email protected].
Алямовский Василий Викторович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой-клиникой стоматологии ИПО; руководитель Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2230863; e-mail: [email protected].
Тарасова Наталья Валентиновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; заместитель руководителя Института стоматологии - НОЦ инновационной стоматологии ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. П. Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2230863; e-mail: [email protected].