Научная статья на тему 'Достижения в учебно-методической работе Красноярской государственной медицинской академии'

Достижения в учебно-методической работе Красноярской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ГОСТ Р ИСО 9000-2001 / ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина С. Ю., Самотёсов П. А., Шарайкина Е. П., Тимошенко В. Н.

В статье представлены достижения в учебно-методической работе и современные аспекты формирования и внедрения системы менеджмента качества в образовательной деятельности Красноярской государственной медицинской академии на основе ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина С. Ю., Самотёсов П. А., Шарайкина Е. П., Тимошенко В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Achievements in study and methodological work and modern aspects of forming and introduction of system of quality management in Krasnoyarsk state medical academy are given in the article (on the basis of GOST R ISO 9000-2001 and GOST R ISO 9001-2001).

Текст научной работы на тему «Достижения в учебно-методической работе Красноярской государственной медицинской академии»

ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА

© НИКУЛИНА С.Ю., САМОТЁСОВ П.А., ШАРАЙКИНА Е.П., ТИМОШЕНКО В.Н.

ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КРАСНОЯРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

С.Ю. Никулина, П.А. Самотёсов, Е.П. Шарайкина, В.Н. Тимошенко Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов.

Резюме. В статье представлены достижения в учебно-методической работе и современные аспекты формирования и внедрения системы менеджмента качества в образовательной деятельности Красноярской государственной медицинской академии на основе ГОСТР ИСО 9000-2001 и ГОСТР ИСО 9001-2001. Ключевые слова: система менеджмента качества, учебно-методическая работа, образование, медицинский вуз, ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Известно, что образование - один из столпов безопасности национального суверенитета любого государства. В концепции модернизации Российского образования до 2010 года отмечается, что на современном этапе общество нуждается в подготовке квалифицированного специалиста, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Формирование конкурентоспособного на рынке труда специалиста - это результат образовательного процесса, который является показателем качества деятельности вуза. Управление качеством образования осуществляется на ос-

нове совокупности контролируемых показателей. Требуемые значения этих качественных показателей устанавливаются внешними и внутренними нормативными документами.

Высокое качество подготовки специалистов Красноярской Государственной медицинской академии (ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава) является той основной целью, к которой стремится наш вуз. Качество определяется следующими составляющими: потенциалом абитуриента, представляющего «вход» в систему подготовки специалистов; рабочими программами преподавания учебных дисциплин; образовательными технологиями; научно-педагогическими кадрами; инфраструктурой; контрольными процедурами; состоянием здоровья студентов и преподавателей; социальной и воспитательной составляющей (культурная среда, бытовые условия и др.); уровнем финансового обеспечения и эффективностью использования финансовых средств.

В нашем вузе в 2006 г. создан отдел управления качеством подготовки специалистов (ОУКПС), руководителем этого отдела назначен доцент В.Н.Тимошенко. Разработано положение об отделе и должностные инструкции сотрудников. Для обеспечения качества подготовки выпускников высшим руководством и ОУКПС разработаны 22 «Стандарта академии» системы менеджмента качества (СМК) для всех этапов образовательного процесса: «Внутренний аудит. СТА 8.2.02-05» (2005); «Руководство по качеству ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава» (2006); «Управление документацией. СТА 4.2.03-06» (2006); «Управление записями. СТА 4.2.04-06» (2006); «Анализ и устранение несоответствий. СТА 8.3.01-06» (2006); «Корректирующие и предупреждающие действия. СТА 8.5.01-06» (2006); «Планирование создания и развития системы менеджмента качества. Отдел управления качеством подготовки специалистов ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 5.4.02-06» (2006); «Положения о структурных подразделениях ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 4.2.01-06» (2006); «Порядок проведения научно-исследовательских работ. СТА 7.3.05-06» (2006); «СМК в информационных и инновационных технологиях ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 4.2.01-06» (2006); «Международная деятельность ГОУ ВПО

КрасГМА Росздрава и СМК. СТА 4.2.01-06» (2006); «Управление процессом отбора абитуриентов в ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 7.2.02-06» (2006); «Управление процессом воспитания студентов в ГОУ ВПО КрасГМА Росздра-ва и СМК. СТА 4.2.01-06» (2006); «Управление процессом учебнометодической деятельности. СТА 7.3.01-06» (2006); «Управление процессом подготовки и проведения ИГА. СТА 7.3.01-06» (2006); «Управление процессом подготовки приказов по личному составу студентов. СТА 7.3.01-06» (2006); «Положение о факультетах и институтах ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА

4.2.01-06» (2006); «Должностные инструкции руководства ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 4.2.01-06» (2006); «Производственная среда и обеспечение жизнедеятельности ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 6.4.02-06» (2006); «Обеспечение безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 6.2.05-06» (2006); «Учебно-методические комплексы дисциплин. СТА

4.2.01-07» (2007); «Методические рекомендации по проведению процедуры са-мообследования факультетов и институтов КрасГМА» (2007).

Соответственно требованиям стандартов академии СМК созданы «Положения» каждого подразделения и переработаны должностные инструкции сотрудников, которые утверждены ректором КрасГМА.

На Учёном совете принята и внедрена в жизнь Миссия и Политика Красноярской государственной медицинской академии в области качества. Миссия определила, что: «Мы стремимся сохранять здоровье и развивать медицинскую культуру нашего общества через подготовку и нравственное воспитание высококвалифицированных специалистов, работающих на основе последних достижений науки и принципов этики и гуманизма». Обсуждение Политики руководства в области обеспечения качества подготовки специалистов проводилось в каждом подразделении КрасГМА. Сотрудники вносили дополнения и поправки. Окончательный вариант Политики руководства в области качества включает:

1. Наша главная цель — удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения выс-

шего и послевузовского медицинского образования, а также потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

2. Высокое доверие абитуриентов, студентов и их родителей, аспирантов и докторантов, государственных органов, руководителей предприятий, организаций и учреждений мы обеспечиваем, непрерывно совершенствуя, все виды нашей деятельности с учётом требований и пожеланий потребителей и заказчиков.

3. Руководство несёт ответственность за качество на всех направлениях деятельности академии. Личную ответственность каждого сотрудника за качество работы мы обеспечиваем путём чёткой регламентации прав, обязанностей и ответственности преподавателей, сотрудников и других категорий работников на всех уровнях управления Красноярской государственной медицинской академии.

4. Достижение нового уровня качества подготовки специалистов мы обеспечиваем на основе:

• системного подхода к менеджменту, совершенствования основных элементов системного управления - ответственности, полномочий, взаимодействия;

• интеграции учебного процесса и научных исследований;

• укрепления творческих связей с образовательными, научными и лечебнопрофилактическими учреждениями;

• неуклонного развития научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся по широкому спектру областей медицины;

• внедрения инновационных технологий;

• совершенствования организации самостоятельной работы студентов и других категорий обучающихся;

• внедрения систематического контроля качества обучения;

• изучения и прогнозирования потребностей рынка труда в сфере здравоохранения.

5. Мы достигаем поставленных целей с помощью внедрения и совершенствования СМК на основе стандартов ИСО серии 9000.

6. Творческий преподаватель и высокий уровень информационнообразовательной среды - гарантии качества образования. Руководство постоянно поощряет творческую инициативу преподавателей и научных сотрудников по внедрению новых технологий обучения, совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.

7. Качество работы Красноярской государственной медицинской академии - наше общее дело. Повышение качества - дело чести каждого из нас. Мы стремимся обеспечить необходимые условия для повышения качества, анализируем информацию о работе наших выпускников в учреждениях здравоохранения. Поставленные цели нами достигаются путём внедрения и совершенствования системы управления Академией на основе эффективного управления качеством.

8. Понимание и выполнение положений данной Политики является обязанностью и долгом чести всех работников нашей академии.

Политика в области качества реализуется через систему планов, которая включает перспективный, текущий и оперативный планы всех подразделений. План работы Академии на текущий год утверждается на Учёном совете ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. Он включает в себя первоочередные мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности как организационнометодической, научно-исследовательской, инновационной, так и других видов деятельности академии.

Планы работы ректората, деканатов, центральной координационнометодической комиссии, отделов интернатуры, ординатуры и аспирантуры, воспитательной работы вуза и каждого из факультетов и институтов, центральной научно-исследовательской лаборатории и других структурных подразделе-

ний, работы административно-хозяйственного управления составляются с учётом Миссии, Политики и стратегических целей развития КрасГМА.

Мониторинг исполнения текущих планов осуществляется ежемесячно на ректорате, советах факультетов и институтов, заседаниях кафедр. Итоговый анализ выполнения планов обсуждается ежегодно на Учёном совете вуза, где ректор, руководители институтов и деканы факультетов докладывают об итогах реализации планов за отчётный период и перспективах дальнейшего развития.

В соответствии с утверждённой Политикой в области качества, «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу» и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» кафедры КрасГМА составили перспективные планы развития своего структурного подразделения на период 2006-2010 гг. На основании этих планов были сформулированы перспективные планы факультетов и институтов академии, что послужило основой для составления стратегического плана развития вуза на период до 2010 года.

Конечным результатом проделанной большой работы по формированию и функционированию СМК в нашей академии явилась успешная сертификация системы менеджмента качества применительно к деятельности в области образования соответственно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (180 9001:2000). После проведенного внешнего аудита СМК в КрасГМА экспертной комиссией из Красноярского государственного технического университета 20 декабря 2006 г. был выдан сертификат соответствия (рег. № РОСС Яи.ИК24.К00017) системы менеджмента качества ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который в стране наш вуз получил в числе первых сре-

среди медицинских вузов (рис. 1).

«мсп.мл <1пм*ии||нн юпг

Р1 ГIII IГ 11« им кикт ип «и щи ччши»>щч«кик нмимшимим

ямпимимш *

* » *тш

с > гшфньн < смнвстгтвия

И1ГПТ—— ПГТ>ИИГ|ПИ11И|Щ I

(оогагтстя>тт тиикнмн

гастгкоШ'Ж осот жп

«нт ■ «ггппслтюч »тм (Н*1Л1 птм> 1К.ПИ1 4« «т т>ил«мшпнгтипе чмл *и.чп

Ч ККТ Щ ММ I щи

Рис. 1. Сертификат соответствия СМКГОУ ВПО КрасГМА Росздрава требованиям международного стандарта 1БО 9001:2000.

Опыт организации управления процессами обеспечения качества подготовки выпускников в КрасГМА опубликован в передовой статье журнала «Высшее образование в России» (№ 3, 2006).

В марте 2006 г. достигнуто соглашение о создании Международной лаборатории инновационного медицинского образования под эгидой ’^РМЕ (Всемирной Федерации медицинского образования). Мы рассматриваем создание такой лаборатории как важный этап в становлении и развитии политики повышения качества медицинского образования и внедрения международных стандартов базового и последипломного медицинского образования в вузе.

Центральный координационный методический совет (ЦКМС) - методический орган КрасГМА, был создан для активизации учебно-методической деятельности и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) академии с целью повышения качества образовательного процесса.

Основными задачами ЦКМС совместно с отделом управления качеством подготовки специалистов является:

1) осуществление СМК человеческих ресурсов путём подготовки, переподготовки и усовершенствования ППС;

2) определение текущих и перспективных направлений деятельности академии в области учебно-методической работы;

3) координация деятельности институтов, факультетов, кафедр и других структурных подразделений по подготовке и совершенствованию учебных планов, программ, учебно-методических материалов;

4) выработке критериев оценки знаний обучающихся в целях подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.

В ЦКМС объединены комиссии по дисциплинам: хирургия, терапия, педиатрия, стоматология и др.

К числу важнейших образовательных технологий сегодня относится создание учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), целью которых является информационно-методическая поддержка в преподавании дисциплин. В вузе разработан стандарт академии по формированию учебно-методических комплексов дисциплин, который регламентирует и унифицирует оформление методической документации на кафедрах, что также повышает качество образовательного процесса. Текущий контроль создания и внедрения УМКД в учебный процесс возлагается на институты, деканаты и учебно-методическое управление (УМУ). За последние 5 лет сотрудниками ППС КрасГМА издано 182 учебных и учебно-методических пособия и 1 учебник (табл. 1).

Таблица 1

Сведения об учебниках и учебных пособиях, изданных ППС ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава в 2002-2006 гг.

Вид издания Количество изданий по годам Всего

2002 2003 2004 2005 2006

1. Учебное пособие, 15 22 35 24 24 120

в т. ч. с грифом УМО 12 18 17 12 13 72

2. Учебно-методическое по- 6 13 12 20 11 62

собие, в т. ч. с грифом УМО 1 2 4 3 0 10

3. Учебник с грифом УМО 0 1 0 0 0 1

Всего 21 36 47 44 35 183

Ежегодно в КрасГМА под руководством ректора проводятся педагогические конференции, на которых профессорско-преподавательский состав академии вместе с приглашёнными специалистами из других вузов Красноярска и городов России обсуждают проблемы и приоритеты высшего образования, делятся опытом разработки и внедрения СМК в сфере образования.

В 2006 г. руководство академии приняло активное участие в проведении Всероссийской научно-методической конференции «Повышение качества непрерывного профессионального образования», проходившей на базе Красноярского государственного технического университета. Был представлен доклад на тему «Система менеджмента качества медицинского вуза в условиях реформировании образования в здравоохранении». В этом же году проректор по учебной работе, деканы и заместители деканов КрасГМА активно участвовали (2 приоритетных доклада) в региональной учебно-методической конференции «Совершенствование качества учебного процесса», проводимой в Красноярском государственном педагогическом университете, а также в конференции по становлению СМК в образовании (в Красноярском государственном аграрном университете) и в краевой педагогической конференции «Традиции и новации современного образования» в Красноярском медико-фармацевтическом колледже». В 2007 г. в совместном докладе ректора, проректора по учебной работе, первого проректора, руководителя института последипломного образования и начальника ОУКПС «Система менеджмента качества - современная концепция и методика управления образовательным процессом медицинского вуза» был представлен опыт по подготовке и проведению сертификации СМК образовательного процесса соответственно требованиям ГОСТ ИСО 9001-2001 на I Всероссийской научно-методической конференции «Управление образовательным процессом в современном вузе» (Красноярск, 17-18.04, 2007), проводившейся в Красноярском государственном педагогическом университете имени В. П. Астафьева.

В КрасГМА разработан и утверждён ректором стандарт «Внутренний аудит. СТА 8.2.02-05», который регламентирует порядок проверки деятельности подразделений и назначение мероприятий, направленных на совершенствование и увеличение результативности работы. Внутренний аудит кафедр осуществляется в 2 этапа. Первый этап представляет собой самоаттестацию кафедры согласно положению «О рейтинге институтов, факультетов, кафедр, а также индивидуальном рейтинге преподавателей Красноярской государственной медицинской академии», утверждённого Учёным советом КрасГМА в 2006 г. Показатели, используемые при определении рейтинга, призваны, в первую очередь, стимулировать повышение деятельности, как отдельных сотрудников, так и подразделений по увеличению эффективности работы академии и её рейтинга в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Рейтинг внутри академии представляет собой сумму баллов, начисляемых преподавателю, кафедре, факультету, институту за достижения в учебной и научной работе, а также за приобретённую квалификацию.

Для подведения итогов рейтинга профессорско-преподавательского состава и кафедр внутри факультетов и институтов создаются экспертные советы, утверждаемые Учёным советом факультета или института. Эксперты проводят расчёт индивидуального рейтинга преподавателей и кафедр в соответствии с представленными анкетами и таблицами баллов, а также могут оценить достижения, не отраженные в стандартном наборе показателей и начислить соответствующее количество дополнительных баллов. Экспертные советы факультетов и институтов представляют председателю экспертного совета академии сведения о кафедрах, занявших первые места среди кафедр данного факультета или института, и преподавателях, занявших первые места в индивидуальном рейтинге кафедр и факультетов, для участия в конкурсе КрасГМА.

Второй этап аудита заключается в ежегодной проверке деятельности кафедр аудиторскими комиссиями в соответствии с графиком, утверждённым ректором. На основании несоответствий, выявленных в ходе внутреннего аудита, составляется план корректирующих мероприятий.

В срок до 15 октября следующего после отчётного года экспертная комиссия академии выносит на рассмотрение Учёного совета КрасГМА результаты подведения итогов рейтинга факультетов и институтов, а также 10 лидирующих кафедр академии как клинических, так и теоретических. Они и являются лучшими кафедрами медицинской академии. На Учёном совете КрасГМА утверждается и рейтинг лучших преподавателей. Эти преподаватели и подразделения поощряются в день КрасГМА - 21 ноября.

В академии создаются все условия для повышения педагогического мастерства сотрудников. Внедрение в учебный процесс информационных программных продуктов и инновационных технологий, модернизация мультимедийного оснащения аудиторий, аудиоусиление позволяют преподавателям совершенствовать свое преподавательское мастерство и проводить занятия со студентами на высоком профессиональном уровне.

В КрасГМА практикуются взаимопосещения преподавателями лекционных, лабораторных и семинарских занятий как на своем факультете, так и коллег с других факультетов. Все заведующие кафедрами в 2005-2006 учебном году прочитали «открытые» лекции. На большинстве кафедр ведущие преподаватели провели «Мастер-классы» практических занятий.

С целью совершенствования педагогического мастерства ППС КрасГМА, выявления лучших лекторов принято «Положение об организации и проведении конкурса «Лучший лектор года». Согласно положению, конкурс проводится с 1 сентября на трёх уровнях - кафедральном, факультетском и общеакадемическом. Кафедральный уровень конкурса проводится между лекторами кафедры, желающими принять в нём участие. На конкурсной лекции должны присутствовать не менее 3 сотрудников академии, читающих лекции по данной или близкой по дисциплине специальности. Факультетский уровень конкурса выполняется между победителями первого уровня конкурса. На конкурсной лекции должны присутствовать декан факультета и не менее 2 сотрудников академии, читающих лекции, по усмотрению декана. Общеакадемический уровень конкурса проводится между победителями факультетского уровня. На

конкурсной лекции должны присутствовать первый проректор, проректор по учебной работе и декан факультета.

Оценка конкурсной лекции выводится путём вычисления среднего значения баллов, выставленных каждым членом конкурсной комиссии, согласно рейтингу. По результатам определяются лауреаты и дипломанты конкурса «Лучший лектор года».

С целью повышения педагогического мастерства сотрудников администрация Академии приглашает ведущих отечественных и зарубежных специалистов для чтения лекций по инновационным педагогическим технологиям. Так, в

2005 году в КрасГМА с лекциями о применении передовых технологий в области педагогики выступили академик Ю.А.Владимиров, профессор

О.С.Медведев, профессор В.Б.Кошелев из МГУ им. М.В. Ломоносова. Летом

2006 года круглый стол по основам педагогического мастерства был проведен профессором Ямамото из г. Ниигата (Япония).

Тридцать сотрудников КрасГМА получают второе высшее педагогическое образование в Новосибирском Государственном медицинском университете. Ежегодно 15-20 преподавателей академии повышают свою квалификацию на выездных циклах в ведущих вузах России.

Для оценки качества деятельности преподавателя в нашем вузе и оценки обратной связи с обучающимися с 2005 г. введена анкета «Преподаватели глазами студентов». Удовлетворённость сотрудников академии изучается информационным отделом академии по анкете «Удовлетворённость сотрудников своей работой в КрасГМА».

Для улучшения качества подготовки выпускников руководство КрасГМА активно привлекает к сотрудничеству основных потребителей конечного продукта образовательных услуг - руководителей здравоохранения, главных врачей, которые являются членами Учёного совета и принимают активное участие в обсуждении ряда проблем, касающихся совместной деятельности органов здравоохранения и КрасГМА на пути к формированию квалифицированных специалистов. Руководители здравоохранения присутствуют при аттестации и

распределении выпускников, указывая на достижения и недостатки в их подготовке. Главные врачи города и края анкетируются по специальной анкете, разработанной отделом по содействию трудоустройства «молодых» специалистов.

В последнее время в нашем вузе получил распространение так называемый постоянный контроль за успеваемостью обучающихся - мониторинг качества обучения, который включает сбор, обработку, хранение и распространение информации о качестве подготовки будущего врача.

В КрасГМА разработано «Положение о контроле текущей успеваемости обучающихся». Каждый месяц 28 числа кафедры академии по электронной программе «Элевед» передают сведения об успеваемости обучающихся в деканат. В деканате эти сведения обрабатываются деканами, лидерами студенческих советов и «Союза молодёжи». На основании алгоритма, который закреплён приказом ректора «О контроле текущей успеваемости» (2007 г.), и полученных данных проводится оптимизация учебной и воспитательной деятельности вуза.

11.07. 2002 г. был издан приказ Министерства образования РФ «О проведении эксперимента по введению рейтинговой оценки успеваемости студентов вузов». В нём определены основные принципы метода рейтинговой оценки успеваемости:

1. Обязательность (выполнение основных положений метода обязательно для всех студентов, преподавателей и учебных подразделений вуза);

2. Гибкость (метод рейтинговой оценки успеваемости должен предоставлять кафедре возможность максимально учитывать специфику преподавания своей дисциплины);

3. Стабильность (изменение правил работы метода в течение учебного года не допускается);

4. Открытость (всесторонняя информированность всех участников учебного процесса об организационных способностях метода и результатах обучения).

Рейтинговая система контроля используется в КрасГМА с 90-х годов. Её развитие и совершенствование привели к внедрению четырехэтапной системы контроля знаний обучающихся. При этом итоговая рейтинговая оценка знаний обучающихся формируется поэтапно следующим образом: I этап - контроль текущей успеваемости на практических и семинарских занятиях; II - тестовый контроль знаний; III - экзамен по практическим навыкам с требованиями «Зачётной книжки» практических навыков; IV - собеседование; проводится по утвержденным билетам (один из вопросов в билете - ситуационная задача).

На рисунке 2 показан процентный вклад этапов контроля в итоговый рейтинг применительно к теоретическим и клиническим кафедрам. Рейтинговый контроль в системе мониторинга качества подготовки специалистов в настоящем виде был принят Учёным советом КрасГМА в 2005 г. и изложен в «Положении о курсовых экзаменах, зачётах, единой рейтинговой системе оценки знаний студентов, трехэтапном экзамене и других формах контроля качества подготовки студентов в КрасГМА».

Теоретические дисциплины: Я

(У * 30%) + (Т * 20%) + (П * 10%) + (С * 40%) 100%

40%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20%

30%

□ Текущая успеваемость (У)

□ Тест (Т)

□ Практические навыки (П)

10%

Клинические дисциплины: Я

(У * 25%) + (Т * 20%) + (П * 20%) + (С * 35%) 100%

25%

□ Текущая успеваемость (У)

35%

□ Тест (Т)

□ Практические навыки (П)

20%

20%

Рис. 2. Расчёт итогового рейтинга успеваемости на теоретических и

Введение рейтинговой оценки знаний студентов позволяет решать следующие задачи: 1) оптимизировать управление образовательным процессом в вузе; 2) стимулировать самостоятельную и аудиторную работу студентов;

3) улучшать обратную связь «преподаватель - студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Достоинством рейтинговой системы является также возможность оперативно проводить текущий и итоговый анализ процесса обучения, при этом оперативный анализ помогает выявить слабые места каждого раздела подготовки, каждого обучающегося и предпринять адекватные корректирующие действия.

С 2004 года в КрасГМА началось активное внедрение информационных технологий в образовательную деятельность. В настоящее время в академии задействовано в учебном процессе 420 компьютеров и 11 компьютерных классов. Большинство преподавателей КрасГМА владеют информационными технологиями и активно внедряют их в образовательный процесс: владение файловыми операциями, системой Windows, базовыми офисными технологиями Microsoft office, технологией системного поиска информации в сети Интернета, электронной почтой и технологией в общении в реальном времени on-line.

В течение последних 3-х лет ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава принимает участие в конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», проводимого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) с целью создания системы государственного и общественного стимулирования образовательных учреждений к поиску современных методов управления для обеспечения качества подготовки выпускников. Ректору и всем сотрудникам нашей академии начальником Управления лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора В.И.Кругловым были направлены благодарственные письма за активное участие в этом конкурсе.

Таким образом, создание и внедрение СМК на основе международных стандартов серии ИСО 9000 в учебно-методическую работу и другую сферу деятельности всех подразделений ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава значительно повышает имидж нашей академии не только среди российских вузов (10 место в 2005 г. из 44 вузов по сравнению с 17 местом в предыдущие годы), но и на международном уровне.

ACHIEVEMENTS IN STUDY AND METHODICAL WORK IN KRASNOYARSK STATE MEDICAL ACADEMY

S.YU. Nikulina, P.A. Samotesov, E.P. Sharajkina, V.N. Timoshenko Krasnoyarsk state medical academy

Achievements in study and methodological work and modern aspects of forming and introduction of system of quality management in Krasnoyarsk state medical academy are given in the article (on the basis of GOST R ISO 9000-2001 and GOST R ISO 9001-2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.