Научная статья на тему 'Рейтинг преподавателей как инструмент в достижении целей образовательной организации'

Рейтинг преподавателей как инструмент в достижении целей образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
406
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / МОТИВАЦИЯ АКТИВНОСТИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / RATING / ACTIVITY MOTIVATION / LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никулина Светлана Юрьевна, Петрова Марина Михайловна, Салмина Алла Борисовна, Буянкина Римма Геннадьевна, Соколовская Марина Владимировна

В настоящей статье приведен опыт поощрения профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников за качество работы в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никулина Светлана Юрьевна, Петрова Марина Михайловна, Салмина Алла Борисовна, Буянкина Римма Геннадьевна, Соколовская Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lecturers rating as an instrument in achieving the goals of educational organization

The article contains the experience of encourage the teaching and academic staff for the quality of work in the educational organization.

Текст научной работы на тему «Рейтинг преподавателей как инструмент в достижении целей образовательной организации»

© НИКУЛИНА С. Ю., ПЕТРОВА М. М., САЛМИНА А. Б., БУЯНКИНА Р. Г., СОКОЛОВСКАЯ М. В. УДК 378:331.108.5

РЕЙТИНГ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С. Ю. Никулина, М. М. Петрова, А. Б. Салмина, Р. Г. Буянкина, М. В. Соколовская ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н., проф. И. П. Артюхов.

P%'>м%. В настоящей статье приведен опыт поощрения профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников за качество работы в образовательной организации. Кл>ч%вы% слова: рейтинг, мотивация активности, преподаватель.

LECTURERS RATING AS AN INSTRUMENT IN ACHIEVING THE GOALS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

S.Yu. Nikulina, M. M. Petrova, A.B. Salmina, R. G. Buyankina, M. V. Sokolovskaya Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky

Abstract. The article contains the experience of encourage the teaching and academic staff for the quality of work in the educational organization.

Key words: rating, activity motivation, lecturer.

Стабильность кадрового состава является одним из условий качественной и эффективной работы образовательной организации во всех сферах её деятельности. Продвижение персонала по службе зависит от индивидуального рейтинга преподавателя, а также степени квалификации (учёная степень, ученое звание, учебно-методическая работа, печатные труды, организаторские способности, результаты научно-исследовательской работы и работы со студентами, повышение квалификации).

Программа развития Университета с самого начала предполагала разнообразные механизмы материальной мотивации разных категорий сотрудников университета. Для стимулирования и поддержания сотрудничества в рамках Университета высшим руководством сформирована система стимулирования внедрения инноваций и усовершенствований образовательной деятельности, что закреплено в виде «Положения о наградах и поощрениях». Кандидатуры для представления на поощрения (победители по результатам внутреннего аудита, итогам конкурсов «Лучший лектор года» [2], «Лучшее учебное пособие года» [3], «Лучшая монография года» [4] обсуждаются на собраниях и совещаниях коллективов структурных подразделений (кафедры, управления, отделы). Ежегодно в День университета победители получают публичные благодарности и награды, включая денежные премии.

Рейтинг преподавателей в нашем вузе был внедрен в 2007 году как инструмент мотивации работы преподавателей за индивидуальные достижения и публикации научных, методических и других трудов. В «Положение о рейтинге профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников» ежегодно вносятся

дополнения и изменения [5]. Критерии оценки деятельности преподавателей для определения индивидуального рейтинга разрабатываются коллегиально экспертной комиссией Университета (ректор; проректор по учебной работе; проректор по научной работе; проректор по инновационному развитию и международной деятельности; проректор по лечебной работе, начальник медицинского управления; проректор по организационно-правовой работе; проректор по информационным технологиям и корпоративной политике) и могут подвергаться ежегодной коррекции в соответствии с меняющимися приоритетами развития Университета, но не более 1 раза в год и не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока заполнения индивидуального рейтинга в отчетном году.

Критерии оценки деятельности отражают основные направления работы преподавателей и научных сотрудников, актуальные для позиционирования Университета в научно-образовательном пространстве в Российской Федерации и за рубежом.

Например, мы определили и рекомендовали не мотивировать простые задачи. Так, в 2014 году не оценивали тезисы, опубликованные в российских научных сборниках. Мы хотим постепенно перейти к реальной конкуренции сотрудников уже внутри самого рейтинга. Поэтому установление материального вознаграждения за качество выполняемых работ сотрудников Университета осуществляется по итогам индивидуального рейтинга и является моральным и материальным поощрением за качество работы в отчетном периоде. В основу механизма определения рейтинга положено представление о нем, как об акте признания коллегами и администрацией образовательной организации конечных

Рейтинг преподавателей как инструмент в достижении целей образовательной организации

113

результатов деятельности конкретного преподавателя или научного работника, продуктивности и качества его работы по подготовке специалистов и проведению научных исследований. Используемые при этом показатели и методика количественной оценки (ранжирования) деятельности сотрудников разработаны проректорами Университета совместно с ректором. Результаты рейтингового анализа являются информационной базой ректората и могут быть использованы при заключении трудового договора (контракта) и морального и материального поощрения сотрудников Университета.

Например, в 2014 году, статьи, опубликованные в журналах с импакт-фактором 0,3 и менее, оценивали в 75 баллов, а статьи, опубликованные в журналах с импакт-фактором более 0,3 - в 100 баллов. Результаты мониторинга деятельности вуза выявили, например, отсутствие статей в журналах Scopus, Web of Баепсе. Это стимулировало дополнительные изменения в рейтинге ППС, позволяющие улучшить процесс публикаций. Так, например, промежуточный анализ результатов данных показателей в 2015 году показал, что статей, опубликованных в российских журналах, индексируемых в Web of Science или Scopus - 24 и опубликована статья в зарубежном журнале, индексируемом в Web of Science или Scopus - 1.

Таким образом, применение рейтинга позволило:

- выявить вклад каждого сотрудника в результаты деятельности Университета;

- получить основание для морального и материального поощрения работников;

- повысить мотивацию работников и обеспечить личную заинтересованность работников в повышении квалификационного уровня научной и учебно-методической работы.

Еще одна особенность нашей системы рейтинга в том, что она позволяет поддержать как можно больше работников Университета, обладающих разными компетенциями и интересами. Если в 2009 году в заполнении рейтинга приняло участие 521 человек, то в 2014 году - 712 человек.

Заполнение форм в модуле «Индивидуальный рейтинг ППС» осуществляется преподавателями и научными сотрудниками самостоятельно в течение календарного года и завершается в срок до 31 декабря (24:00), после чего внесение им изменений блокируется.

Каждый преподаватель или научный сотрудник получает материальное вознаграждение согласно количеству баллов, полученных им при расчете рейтинга в корпоративной информационной системе. Количество баллов умножается на индексный эквивалент (индексный эквивалент определяет ректор Университета).

Получение материального вознаграждения по итогам рейтинга не распространяется на следующие категории сотрудников: ректор, проректоры, профессора и доктора наук Университета - получатели в год начисления материального вознаграждения выплаты в рамках закона

Красноярского края «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» [1].

Подведение итогов рейтинга, а также рассмотрение спорных вопросов, апелляций и предложений, осуществляются экспертной комиссией Университета, которая создается на основании приказа ректора Университета.

Комиссия имеет право затребовать у участника конкурса дополнительные материалы, подтверждающие достоверность сведений, представленных в его индивидуальном рейтинге. Предоставление заведомо недостоверных сведений является основанием для исключения преподавателя или научного сотрудника из участия в конкурсе текущего года.

В состав экспертной комиссии входят: проректор по учебной работе; проректор по научной работе; проректор по инновационному развитию и международной деятельности; проректор по лечебной работе, начальник медицинского управления; проректор по информационным технологиям и корпоративной политике; проректор по организационно-правовой работе, деканы факультетов/института, руководители института/направления подготовки.

Возглавляет экспертную комиссию ректор.

Решение экспертной комиссии по вопросам, возникающим в процессе подведения рейтинга ППС, считается принятым, если за него проголосовали большинство членов комиссии.

Проректоры Университета осуществляют проверку следующих категорий:

- учебно-методические публикации - проректор по учебной работе;

- результаты научно-исследовательской деятельности - проректор по научной работе;

- публикации и деятельность в сфере международного сотрудничества, грантовой и инновационной политики - проректор по инновационному развитию и международной деятельности.

Деканы факультетов/института, руководители института/направления подготовки, ответственные за проверку портфолио сотрудников своих подразделений, осуществляют проверку в период с 01 января по 10 января (включительно) следующего календарного года. Проверка портфолио деканов осуществляется проректорами Университета.

После окончания проверки портфолио деканами факультетов/института, руководителем колледжа, в течение 2 рабочих дней проректоры по учебной работе, научной работе, инновационному развитию и международной деятельности осуществляют выборочную проверку результатов проверки портфолио (не менее 5% от общего количества портфолио сотрудников) для контроля качества выполненной проверки. В случае обнаружения некорректного учета результатов деятельности сотрудника деканом/ руководителем соответствующего факультета/института экспертная комиссия принимает решение о персональной ответственности декана/руководителя.

В течение 3 рабочих дней после окончания проверки портфолио и списка публикаций, экспертная комиссия принимает и рассматривает замечания и вопросы (в очной форме) от сотрудников Университета по вопросам результатов текущего рейтинга.

После окончания указанной процедуры экспертизы экспертная комиссия принимает решение об итогах рейтинга и оповещает о нем сотрудников Университета.

Руководство Университета не заинтересовано в пассивных преподавателях и в слабых рейтингах Университета. Нужна конкурентная среда, чтобы вместе с ростом базовых окладов сотрудников постоянно повышались квалификационные требования к занимаемым должностям. Поэтому руководство при помощи рейтинга улучшает достижимость целевых показателей вуза, укрепляет его позиции на уровне страны.

Литература

1. Закон Красноярского края от 20.06.2012 № 2-432 «О мерах социальной поддержки научно-педагогических работников высшей квалификации» (подписан Губернатором Красноярского края 02.07.2012 года).

2. Самотесов П.А., Никулина С.Ю., Буянкина Р.Г., Мягкова Е.Г., Горбунов Н.С., Зуков Р.А., Алямовский В.В., Ильенкова Н.Н., Труфанова Л.В., Юрьева Е.А., Тихонова Н.В., Виноградов К.А. Положение о конкурсе «Лучший лектор года». - Красноярск: КрасГМУ, 2012. - 6 с.

3. Никулина С.Ю., Мягкова Е.Г., Кожаткина Ю.В., Буянкина Р.Г. Положение о конкурсе «Лучшее учебное пособие года». Красноярск: КрасГМУ, 2012. - 14 с.

4. Петрова М.М., Буянкина Р.Г., Хатинская С.В. Положение о конкурсе «Лучшая монография года». - Красноярск: КрасГМУ, 2013. - 8 с.

5. Никулина С.Ю., Петрова М.М., Салмина А.Б., Россиев Д.А., Кулешова О.В., Родиков М.В., Буянкина Р.Г. Положение о рейтинге профессорско-преподавательского состава и научно-педагогических работников ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации. - Красноярск: КрасГМУ, 2014. - 6 с.

References

1. The law of the Krasnoyarsk Region dd. 20.06.2012 № 2-432 «On measures of social support for scientific and teaching staff of higher qualification» (signed by the Governor of the Krasnoyarsk Region on the 02.07.2012).

2. Samotesov P.A., Nikulina S.Yu., Buyankina R.G., Myagkova E.G., Gorbunov N.S., Zukov R.A., Alyamovsky V.V., Ilyenkova N.N., Trufanova L.V., Yurieva E.A., Tikhonova N.V., Vinogradov K.A. Regulation on the competition «The Best Lecturer of the Year». - Krasnoyarsk: KrasSMU, 2012. - 6 p.

3. Nikulina S.Yu., Myagkova E.G., Kozhatkina Yu.V., Buyankina R.G. Regulation on the competition «The Best Textbook of the Year.» Krasnoyarsk: KrasGMU, 2012. - 14 p.

4. Petrova M.M., Buyankina R.G., Khatinskaya S.V. Regulation on the competition «The Best Monograph of the Year». -Krasnoyarsk: KrasGMU, 2013. - 8 p.

5. Nikulina S.Yu., Petrova M.M., Salmina A.B., Rossiev D.A., Kuleshova O.V., Rodikov M.V., Buyankina R.G. Regulation on the rating of the teaching-academic staff and scientific and teaching staff of the Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation. - Krasnoyarsk: KrasGMU, 2014. - 6 p.

Сведения об авторах

Никулина Светлана Юрьевна - доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой внутренних болезней № 1, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8(391) 2200495; e-mail: [email protected].

Петрова Марина Михайловна - доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой поликлинической терапии и семейной медицины с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1, тел. 8 (391) 2280860; e-mail: [email protected].

Салмина Алла Борисовна - доктор медицинских наук, профессор, проректор по инновационному развитию и международной деятельности, заведующая кафедрой биохимии с курсами медицинской, фармацевтической и токсикологической химии, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1, тел. 8 (391) 2280769; e-mail: [email protected].

Буянкина Римма Геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-mail: [email protected].

Соколовская Марина Владимировна - специалист по СМК отдела управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.

Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2271433; e-mail: [email protected].

Authors

Nicoulina Svetlana Yurievna - Dr. Med. Sci., Vice-Rector on Academic Activity, Head, Dept. of Internal Diseases N1, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 22004-95, e-mail: [email protected].

Petrova Marina Mikhailovna - Dr. Med. Sci., Vice-Rector on Research Activity, Professor & Head, Department of Ambulatory Therapy, Family Medicine and Healthy Lifestyle with a course of Postdiploma Education, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 2200628, e-mail: [email protected].

Salmina Alla Borisovna - Ph.D., Dr. Med. Sci., Professor & Head, Dept. of Biochemistry, Medical, Pharmaceutical and Toxicological Chemistry, Vice-Rector on Innovative Development and International Affairs, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 2280769, e-mail: [email protected].

Buyankina Rimma Gennadievna - Assoc. Prof., Institute of Post-diploma Education and Advanced Training, Head, Quality Management Department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 220 0821, e-mail: [email protected].

Sokolovskaya Marina Vladimirovna - Specialist in QMS of Quality Management Department, Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation

Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., 660022, Krasnoyarsk, RF; Phone: 8 (391) 2271433; e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.