Менеджмент и экономика здравоохранения
© ПОПОВА О. М., СОКОЛОВСКАЯ М. В., БУЯНКИНА Р. Г. УДК 005.6:378.4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗРЕЛОСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О. М. Попова, М. В. Соколовская, Р. Г. Буянкина ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения РФ, ректор - д. м. н. проф. И. П. Артюхов.
Цель исследования. Разработка матрицы зрелости устойчивого развития и определение уровня зрелости устойчивого развития образовательной организации.
Материалы и методы. В работе использован стандарт ГОСТ Р 54598.1-2011. Для достижения цели исследования применены следующие методы: метод экспертных оценок, сравнительный анализ.
Результаты. Разработана матрица определения уровня зрелости устойчивого развития образовательной организации, базирующаяся на основных принципах устойчивого развития ГОСТ Р 54598.1-2011, на основании которой проведена экспертная оценка уровня зрелости устойчивого развития фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО «Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России. Заключение. Разработанная матрица зрелости устойчивого развития для образовательной организации, основанная на принципах устойчивого развития, будет являться основой для разработки и внедрения системы взаимодействия с заинтересованными сторонами и залогом успеха в достижении устойчивого развития образовательной организации. Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, образовательная организация, стандарт ГОСТ Р 54598.12011, устойчивое развитие, заинтересованная сторона.
DETERMING THE LEVEL OF THE MATURITY AT SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION
O. M. Popova, M. V. Sokolovskaya, R. G. Buyankina Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voino-Yasenetsky
The aim of the research. Development of maturity matrix of sustainable development and to determination the level of maturity of sustainable development of the educational organization.
Materials and methods. We used the standard GOSTR 54598.1-2011. To achieve the aim of the research were used the following methods: expert assessments method, comparative analysis.
Results. It was developed a matrix to determine the level of maturity of the sustainable development of the educational organization based on the basic principles of sustainable development GOST R 54598.1-2011 upon which was conducted the expert evaluation of the level of maturity of sustainable development at the College of Pharmacy, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health, RF.
conclusion. The developed maturity matrix for sustainable development for the educational organization, based on the principles of sustainable development, will be the basis for the development and implementation of a system of interaction with stakeholders and the key to success in achieving the sustainable development of the educational organization.
Key words: integrated management system, educational organization, the standard GOST R 54598.1-2011, sustainable development, the stakeholders.
Введение
Образовательные организации, стремящиеся устойчиво развиваться, не могут существовать без обновления и постоянных качественных преобразований. Особенность
их деятельности состоит, прежде всего, в готовности в условиях жесткой конкуренции, неустойчивости влияния факторов внешней и внутренней среды использовать такие технологии и механизмы, которые позволили бы
прогнозировать свое развитие, быть восприимчивыми к обновлениям, заблаговременно проводить качественные изменения.
Модель устойчивого развития образовательной организации невозможно реализовать без специальных технологий и методик, представляющих собой руководство к действию, а также инструментальные средства поддержки и осуществления процессов обновления образовательных организаций [5]. Для процесса устойчивого развития (УР) образовательной организации, важное значение имеют все функциональные технологии менеджмента, поскольку каждая представляет собой конкретную функциональную методику по реализации процесса управления устойчивым развитием образовательной организации.
Материалы и методы
В представленной статье в качестве объекта исследования выступило структурное подразделение ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России, реализующее образовательные программы среднего профессионального образования, - фармацевтический колледж (ФК КрасГМУ). В основу создания матрицы зрелости УР был положен пример построения матрицы зрелости устойчивого развития стандарта ГОСТ Р 54598.1-2011 [2]. На основе предложенной в стандарте матрицы мы составили для своей образовательной организации свой вариант матрицы зрелости.
Предложенная нами матрица зрелости УР организации связывает принципы УР: инклюзивность (вовлеченность), ответственное руководство, соблюдение этических норм, прозрачность с практикой их внедрения, а способы взаимодействия с заинтересованными сторонами - с желаемым результатом.
Нами была принята шкала от 0 до 4, которая отражает уровни зрелости устойчивого развития в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 54598.1-2011, где 1 - отражает наименее зрелое состояние устойчивого развития организации, 4 - соответствие максимальному (эталонному) уровню зрелости устойчивого развития, 0 - полное отсутствие деятельности
Таблица 1
Уровень зрелости устойчивого развития ФК КрасГМУ
Принципы устойчивого развития Практика внедрения принципов устойчивого развития Среднее значение уровня зрелости
Инклюзивность (вовлеченность) Идентификация задач и вовлеченности заинтересованных сторон 2,75 2,75
Соблюдение этических норм Ключевые способы взаимодействия 3,0 2,91
Лидерство и руководство 3,25
Управление рисками 2,5
Ответственное руководство Выработка стратегии и политики в области устойчивого развития и их реализация 2,5 2,56
Создание атмосферы доверия и возможностей для устойчивого развития 3,0
Культура устойчивого развития 2,25
Обмен информацией о стратегии и политике 2,5
Прозрачность Анализ 2,0 2,25
Отчетность и создание атмосферы доверия 2,5
Общий уровень зрелости 2,62
по данному направлению. В роли экспертов (анкетируемых) выступили сотрудники ФК КрасГМУ, в том числе руководители структурных подразделений.
Результаты и обсуждение
В результате проведенной работы по оценке уровня зрелости устойчивого развития ФК КрасГМУ нами были получены данные, представленные в табл. 1.
Как видно из результатов табл. 1, по всем показателям уровень зрелости УР ФК КрасГМУ находится ближе к 3-му уровню зрелости из 4 существующих. Общий уровень зрелости организации составил 2,62. Самый высокий средний показатель отнесен к принципу «Соблюдение этических норм» - 2,91; низкий средний показатель у принципа «Прозрачность» - 2,25, а ведь данный принцип оказывает влияние на корпоративную репутацию. В целом, остальные принципы УР: «Инклюзивность» и «Ответственное руководство» оценены в диапазоне от 2,56 до 2,75.
Рис. 1. Текущий уровень зрелости устойчивого развития ФК КрасГМУ.
На рис. 1 представлен профиль зрелости устойчивого развития ФК КрасГМУ, построенный согласно рекомендаций «Матрицы зрелости устойчивого развития», на основе данных, полученных в результате самооценки, проведенной специалистами ФК КрасГМУ различных подразделений.
Если рассматривать полученные результаты экспертной оценки в разрезе практического внедрения принципов УР, то особое внимание обращают на себя следующие практики: анализ, культура УР образовательной организации, отчетность и создание атмосферы доверия, обмен информацией о стратегии и политике, выработка стратегии и политики в области УР и их реализация, управление рисками, уровень зрелости УР которых от 2 до 2,5. Более высокий уровень зрелости УР имеют: идентификация задач и вовлеченности заинтересованных сторон (ЗС), ключевые способы взаимодействия, создание атмосферы доверия и возможностей для устойчивого развития, лидерство и руководство, уровень этих практик от 2,75 до 3,25.
Рассмотрим более детально полученные результаты, раскрывая реализацию данных принципов в деятельности ФК КрасГМУ.
Принцип «Соблюдение этических норм» реализуется руководством колледжа демонстрацией приверженности качеству собственным примером; созданием и поддержанием общих ценностей и этических норм на всех уровнях подразделения; установлением смелых целей и применением стратегии их достижения; четкое определение прогноза, политики и стратегических целей будущего колледжа. Руководство колледжа обеспечивает единство цели с университетом, создает внутреннюю среду, в которой персонал и обучаемые вовлечены в решение поставленных целей.
Принцип «Инклюзивность (вовлеченность)». В ФК КрасГМУ не проводится систематическое выявление и анализ ЗС, с которыми осуществляется следующая деятельность: во-первых, ведется систематическое вовлечение персонала в деятельность колледжа, который является основой структурного подразделения, что позволяет с выгодой использовать его знания и способности, осуществлять поиск возможностей улучшения, активный поиск возможности повышения своих знаний, опыта и компетентности, передачу своего опыта и знаний членам команды, представление ФК КрасГМУ потребителям и всем ЗС в лучшем свете, принятие персоналом инициативы и ответственности в решении проблем; во-вторых, выстраиваются взаимоотношения с поставщиками, которые способствуют увеличению возможностей колледжа, а в частности идентифицировать основных поставщиков (школы, техникумы, колледжи, лицеи, гимназии и др.), устанавливать отношения с ними на основе баланса долгосрочных и краткосрочных целей ФК КрасГМУ и общества, инициировать совместные разработки по улучшению обучения и процессов, обмениваться
информацией и планами на будущее; в-третьих, организации-партнеры и образовательные организации - конкуренты постоянно привлекаются колледжем для оценки рабочих образовательных программ, для непрерывного обмена опытом в подготовке и переподготовке специалистов, преподавателей и сотрудников различных подразделений, для повышения эффективности международного сотрудничества и участия во всероссийских и международных проектах и программах; в-четвертых, организации-работодатели и региональные государственные органы власти вовлекаются к решению вопросов качества подготовки специалистов и их трудоустройства и др.
Принцип «Ответственное руководство». Университетом определены миссия, политика и стратегия развития, которые периодически корректируются и доводятся до сведения потребителя, но собственной политики в области взаимодействия с ЗС ФК КрасГМУ не имеет и в этой части ориентируется на действующее законодательство и сложившуюся практику. Данные документы вырабатываются на основании анализа потребностей и ожиданий потребителей, обучающихся и персонала и др. ЗС. В колледже существует взаимосвязь между процессами, в которых ведутся постоянные улучшения через измерения и оценку; определяются возможности и ресурсы перед принятием решения о действии; осуществляется периодический анализ процессов планирования, по результатам которого актуализируется система менеджмента качества; с целью стимулирования самоменеджмента и инноваций разработана система рейтинга для персонала колледжа, которая способствует его продвижению по службе; для повышения компетентности и развития профессиональных способностей преподавателей колледжа разрабатываются и внедряются программы, в рамках системы непрерывного образования, повышения квалификации и системы качества; обмен информацией по всем направлениям деятельности колледжа осуществляется в едином информационной пространстве портала «Зеркало».
Принцип «Прозрачность» в ходе определения уровня зрелости организации, получил низкий средний показатель, несмотря на то, что в колледже постоянно проводится анализ деятельности по различным направлениям, а его результаты используются в качестве исходных данных для анализа со стороны руководства, исходных данных для принятия решений о необходимости определенных действий по устранению и предупреждению недостатков, исходных данных для оценки удовлетворенности потребителей, доказательств соответствия образовательной услуги требованиям потребителей. Ежегодно ФК КрасГМУ выставляет на свою страницу сайта публичный отчет «О самообследовании», что является предварительным этапом лицензионной и аккредитационной экспертиз, проводимых Рособрнад-зором. Самообследование осуществляется по системе показателей, отражающих качество профессиональной
деятельности колледжа, характеризует уровень внутри-сузовского контроля качества подготовки специалистов и способствует развитию ОО. Данная система включает ряд таких основных показателей, как организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности, организационную структуру и систему управления, структуру и содержание подготовки специалистов, качество организации учебного процесса, оценку качества знаний, качество итоговой аттестации выпускников, внутри систему обеспечения качества, а также условия определяющие качество подготовки специалистов и воспитательную деятельность [1]. Подводя итог, можно сделать вывод, что ФК КрасГМУ осуществляет отчетность только на требуемом уровне, которая не носит направленный характер; ЗС не получают соответствующую отчетность, т.е. результативность аналитической работы не повышается, так как нет обмена ее результатов с партнерами, а так же колледж не использует международные стандарты в области отчетности.
Выше перечисленные принципы УР организации больше соответствуют требованиям стандарта ГОСТ ISO 90012011 [3] и частично стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2010 [4], а также лицензионным и аккредитационным требованиям.
Если взглянуть на данный вопрос через призму ЗС, то можно сделать следующий вывод, что на сегодняшний день в ФК КрасГМУ не проводится систематическое выявление и анализ ЗС, с которыми он имеет тесное сотрудничество; у колледжа нет собственной политики в области взаимодействия с ЗС; ЗС не получают соответствующую отчетность, то есть результативность аналитической работы не повышается, так как нет обмена ее результатов с партнерами.
Заключение
Таким образом, по нашему мнению, в ФК КрасГМУ необходимо разработать и внедрить систему взаимодействия с ЗС на основе принципов устойчивого развития, используя стандарты ГОСТ Р ИСО 9004-2010, ГОСТ Р 54598.1 2011 и AA 1000 SES, интегрируя ее, с уже созданной системой менеджмента качества. Проведя необходимые изменения, данная система будет способствовать повышению степени соответствия требованиям вышеперечисленных стандартов, что повлечет за собой повышение уровня зрелости УР.
Литература
1. Белов В.В. Система оценки качества образования // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. -С. 44-49.
2. ГОСТ Р 54598.1 2011 Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития. - Введ. 2011-12-07. - М.: «Стандартинформ», 2012. - 12 с.
3. ГОСТ КО 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования. - Введ. 2013-01-01. - М.: «Стандартинформ», 2012. - 28 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - Введ. 2011-06-01. - М.: «Стандартинформ», 2011. - 40 с.
5. Попова О.М., Соколовская М.В., Буянкина Р.Г. Моделирование интегрированной системы менеджмента образовательной организации на основе принципов устойчивого развития // Сибирское медицинское обозрение. -2014. - № 5. - С. 94-99.
References
1. Belov V.V. The system of assessment for education quality // Higher education in Russia. - 2002. - № 1. - P. 44-49.
2. GOST R 54598.1 2011 Management of the organization. Guide for the Sustainable Development. - Enter. 2011-12-07. - M.: «Standartinform», 2012. - 12 p.
3. GOST ISO 9001-2011. The quality management system. Requirements. - Enter. 01/01/2013. - M.: «Standartinform», 2012. - 28 p.
4. GOST R ISO 9004-2010. Management for the sustained success of the organization. An approach based on the quality management. - Enter. 2011-06-01. - M.: «Standartinform», 2011. - 40 p.
5. Popova O.M. Sokolovskaya M.V., Buyankina R.G. Simulation of an integrated management system of educational organization based on the principles of sustainable development // Siberian Medical Review. - 2014. - № 5. - P. 94-99.
Сведения об авторах
Попова Оксана Михайловна - менеджер по трудоустройству Института последипломного образования, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Мира, д. 70; тел. 8 (391) 2276848; e-mail: [email protected]
Соколовская Марина Владимировна - специалист по СМК отдела управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. Мира, д. 70; тел. 8 (391) 2271433; e-mail: [email protected]
Буянкина Римма Геннадьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО; начальник управления качеством подготовки специалистов, ГБОУ ВПО Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ.
Адрес: 660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1; тел. 8 (391) 2200821; e-mail: [email protected].
Authors
Popova Oksana Mikhaelovna - Employment manager of Institute of Postdegree Education, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation.
Address: 70 Mira ave., Krasnoyarsk, 660022, RF; Phone: 8 (391) 220 0821; e-mail: [email protected].
Sokolovskaya Marina Vladimirovna - the Teacher of the highest qualification category, the Specialist in QMS of Quality Management Department, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation.
Address: 70 Mira ave., Krasnoyarsk, 660022, RF; Phone: 8 (391) 2271433; e-mail: [email protected].
Buyankina Rimma Gennadievna - Cand.Med.Sc., Associate Professor of Department of Dentistry Clinics, Institute of Post-diploma Education and Advanced Training, the Head of Quality Management Department, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V. F. Voino-Yasenetsky, Ministry of Health of the Russian Federation
Address: 1, Partizan Zheleznyak Str., Krasnoyarsk 660022, RF; Phone: 8 (391) 220 0821; e-mail: [email protected].