Научная статья на тему 'Педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов-стоматологов к изучению профилактической стоматологии'

Педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов-стоматологов к изучению профилактической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / DENTISTS TRAINING / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT METHOD / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ОЛИМПИАДЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ / CASE / ACADEMIC COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянкина Р.Г., Тарасова Н.В.

Работа посвящена проблеме формирования мотивации учебной деятельности у студентов-стоматологов при изучении дисциплины «профилактика и коммунальная стоматология». В ходе педагогической деятельности коллективом Института стоматологии КрасГМУ были разработаны пути решения данной проблемы за счет использования организационных форм обучения, которые выполняют интегративную роль, обеспечивают объединение и взаимодействие всех компонентов обучения. Критерием эффективности формирования познавательной активности служит улучшение показателей успеваемости по итогам экзаменов с 2006 по 2014 гг.: средний балл по дисциплине увеличился на 0,58, качественный показатель на 26,2 %, общая успеваемость на 9,77 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буянкина Р.Г., Тарасова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical approaches and methods of motivation promotion of students-dentists for preventive dentistry studying

Research considers a problem of motivation development of learning activity in dentistry students, discipline “prevention and public dental health”. By way of pedagogical activity the faculty of Dentistry Institute, KrasSMU, were developed the ways of solution, using organizational education which play an integrative role, ensure unity and coupling of all educational components. The measure of cognitive activity is an increase of academic progress following the results of examinations from 2006 to 2014. The average grade went up by 0.58, quality indicator by 26.2 %, cumulative grade point average by 9.77 %.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов-стоматологов к изучению профилактической стоматологии»

УДК 378:616.31

педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов-стоматологов к изучению профилактической стоматологии

Р.Г. Буянкина, Н.В. Тарасова

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1)

Ключевые слова: подготовка врачей, метод проектов, ситуационные задачи, олимпиады по дисциплине.

PEDAGOGICAL APPROACHEs AND METHODs OF MOTIvATION PROMOTION OF students-dentists FOR preventive

dentistry studying

R.G. Buyankina, N.V. Tarasova

Voino-Yasnetskiy Krasnoyarsk State Medical University (1 Partizana Zheleznyaka St. Krasnoyarsk 660022 Russian Federation) summary. Research considers a problem of motivation development of learning activity in dentistry students, discipline "prevention and public dental health". By way of pedagogical activity the faculty of Dentistry Institute, KrasSMU, were developed the ways of solution, using organizational education which play an integrative role, ensure unity and coupling of all educational components. The measure of cognitive activity is an increase of academic progress following the results of examinations from 2006 to 2014. The average grade went up by 0.58, quality indicator by 26.2 %, cumulative grade point average by 9.77 %.

Keywords: dentists training, project method, case, academic competition.

Pacific Medical Journal, 2015, No. 3, p. 94-96.

Конец XX и начало XXI века ознаменовались снижением уровня распространенности основных стоматологических заболеваний в ряде зарубежных стран, но данная положительная тенденция, к сожалению, не коснулась России [5]. Активная позиция ВОЗ и успешная реализация в европейских странах программ по предупреждению стоматологической патологии позволили сформировать подходы и методы рациональной профилактической работы среди населения [10, 11].

Для воспитания нового поколения врачей-стоматологов необходимо акцентировать внимание на возможности улучшения стоматологического здоровья населения путем внедрения коммунальных и индивидуальных форм профилактики заболеваний. Традиционно, в ходе подготовки врачей существенное внимание уделяется профессиональным знаниям, навыкам и умениям [8, 9]. Но современный выпускник медицинского вуза должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе в профессии [3]. Необходимо прививать обучающимся интерес к накоплению знаний, непрерывному самосовершенствованию. В связи с этими изменениями профессиональная мотивация приобретает особое значение [1, 7]. Однако сегодня остро стоит вопрос формирования у обучающихся мотивации к профилактической работе. Данный вопрос преподавательскими коллективами медицинских вузов прорабатывается как в теоретическом, так и в практическом плане и требует совершенствования учебного процесса [4, 6].

Буянкина Римма Геннадьевна - канд. мед. наук, доцент кафедры-клиники стоматологии Института последипломного образования КрасГМУ; е-mail: buyankinar@mail.ru

Целью настоящей работы стал поиск наиболее эффективных путей и средств формирования положительной мотивации студентов к профилактической стоматологии в процессе обучения в медицинском вузе.

По программе государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования (ВПО) на стоматологических факультетах в КрасГМУ была выделена отдельная дисциплина -«профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний». Данная дисциплина с 2011 г. по Федеральному ГОС ВПО интегрирована в дисциплину «профилактика и коммунальная стоматология». Занимаясь преподаванием профилактической стоматологии, сотрудники кафедр-клиник Института стоматологии КрасГМУ выявили проблему - низкая мотивация студентов-стоматологов к изучению дисциплины. Это проявлялось в виде слабой заинтересованности в успехах по дисциплине, нацеленность на положительную оценку (манипуляция преподавателем), непонимание либо непринятие цели и задач дисциплины. Нами были разработаны следующие методы стимулирования для формирования и развития мотивации обучающихся к изучению профилактической стоматологии.

1. Проведение практических занятий на базе дошкольных и школьных образовательных организаций. В процессе знакомства и общения с воспитанниками, их родителями, педагогическим коллективом образовательных организаций студенты проявляют личностные качества, особенно в потребностно-мотивационной сфере. Здесь использовалась проектная система обучения. Студентам была поставлена конкретная цель - разработать и внедрить программу профилактики стоматологических заболеваний для определенной возрастной категории, а на завершающем этапе - оценить эффективность проекта по полученным результатам. Преподаватели кафедры выступали как организаторы и консультанты-методисты, заранее согласовывали время, место проведения встречи, количественный и возрастной состав аудитории. Данный метод сочетался с методом работы в коллективе. Совместно с преподавателем обучающиеся оценивали возможные сценарии развития ситуации и утверждали общую концепцию проекта.

Студенты на «уроках стоматологического здоровья» среди детей дошкольного и школьного возраста использовали следующие методы воздействия на аудиторию: разработка и постановка спектакля, ролевые игры с аудиторией, создание и показ анимационных фильмов, лекции, беседы. Для педагогического коллектива детских образовательных организаций и родителей

Педагогика

95

силами студентов были разработаны методические рекомендации и мультимедийные презентации по основным направлениям профилактики стоматологических заболеваний и рациональной гигиене полости рта. Студенты читали лекции и проводили беседы, по окончании которых отвечали на вопросы аудитории. Таким образом обучающиеся осваивали речевые выступления, создавали плакаты, витрины, стенды-выставки, театрализованные костюмированные представления, видеофильмы, компьютерные презентации. Затем проводились анализ, оценка и коррекция содержания и оформления информационного и иллюстративного материала, соответствия его поставленной цели, возрасту и психофизическому развитию аудитории. Приобретенный преподавателями кафедр опыт свидетельствует о необходимости проведения нескольких репетиций санитарно-просветительного выступления, четкости распределения ролевого участия студентов, последовательности и длительности мероприятия.

Заключительное занятие в учебной аудитории посвящалось закреплению представленной информации и проводилось в виде викторины с поощрением правильных ответов на поставленные вопросы. Студенты на этом занятии выполняли контрольную чистку зубов детям, оценивали эффективность самостоятельно разработанной обучающей программы «Уроки стоматологического здоровья». Для усиления мотивации детей к соблюдению гигиены полости рта студенты оставляли детскому коллективу подготовленные стенды-макеты, санбюллетени, плакаты и другой наглядный материал для оформления уголка гигиены.

Положительными результатами описанной методики стали активизация познавательной деятельности, а также формирование индивидуального опыта у студентов и применение полученных знаний и навыков при изучении смежных дисциплин. В процессе реализации проектной системы студенты не только воспроизводили, но и творчески применяли усвоенные знания, и при этом происходило формирование профессионально-важных личностных качеств будущего врача-стоматолога. Работая непосредственно с детьми, будущие стоматологи осваивали навыки общения с маленькими пациентами, осознавали коллективную ответственность за самостоятельно выбранное задание и получали за его выполнение соответствующую социальную и профессиональную оценку со стороны «пациентов».

2. Посещение детских дошкольных и общеобразовательных организаций с целью проведения профилактических осмотров полости рта. Данный прием способствовал не только усвоению материала по дисциплине, но и давал студентам четкие представления о наличии и распространенности проблемы стоматологических заболеваний. При проведении профилактических осмотров каждый обучающийся осматривал, как помощник врача, не менее 20 детей, с оформлением амбулаторной карты. Студенты самостоятельно подбирали предметы и средства индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента в зависимости от возраста, исходного состояния полости рта и здоровья в целом и давали

профессиональные рекомендации по их использованию. Для диагностики, дифференциальной диагностики и выбора методов профилактики стоматологических заболеваний требуется развитое клиническое мышление и высокая степень самостоятельности студента. О клиническом мышлении М.П. Кончаловский (1875-1942) высказывался так: «Преподаватель должен дать студенту определенный запас установленных теоретических сведений, научить его умению приложить эти сведения к больному человеку и при этом всегда рассуждать, то есть логически, клинически, диалектически мыслить» [2]. Клиническое мышление, формирующееся на данном этапе, дает будущему специалисту уверенность в своих силах, в известной мере возмещает недостаток практического опыта и способствует более быстрому его накоплению.

В ходе данной работы студенты осознавали, что от правильности проведения профилактических мероприятий зависит соматическое здоровье и, как следствие, приходили к пониманию о том, что профилактика всегда будет востребована в современном обществе.

3. Подготовка пособий по профилактической стоматологии для беременных женщин и детей различного возраста проходила под патронажем преподавателя. Эта работа побуждала обучающихся к проявлению творческого, исследовательского подхода к поиску новых идей. При работе с детьми, беременными женщинами и родителями студенты реализовали себя как специалисты, обладающие определенным запасом профессиональных знаний и опыта. Творческая работа студентов содействовала возникновению и активизации познавательной потребности в учебном материале, субъективному открытию новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач и устранения «белых пятен» в изучаемом материале. Решая эти проблемы, студенты постигали нюансы и специфику приобретаемой профессии.

4. Присутствие студентов на консультациях доцентов и заведующего кафедрой с разбором этиологии, патогенеза заболеваний, обобщением типичных ошибок при лечении и путей их устранения, а также способов профилактики осложнений было важным приемом активизации мотивации учебной деятельности. Это способствовало развитию клинического мышления и осмысления ответственности за свои действия, формированию корпоративной этики и деонтологии будущих врачей-стоматологов.

5. Решение ситуационных (клинических) задач, в процессе чего необходимо было разработать профилактические мероприятия для каждого пациента индивидуально в зависимости от его соматического и стоматологического статуса, оценить проведенные мероприятия и перспективу профилактических действий. Преподаватели предоставляли студентам возможность самим составить ситуационную задачу по профилактике стоматологических заболеваний, а одногруппникам предлагалось решить ее и оценить корректность и правильность изложения материала, а также полноту алгоритма ответа.

6. Проведение ежегодных олимпиад по дисциплине «профилактика стоматологических заболеваний» мы

считаем значимым этапом формирования мотивации. При подготовке к олимпиаде студенты не только получают дополнительные знания по профилактической стоматологии, но и развивают свой творческий потенциал. Ситуационный подход представлен в виде управленческого мышления, когда в общем процессе образования выделяются ситуации, в отношении которых разрабатывается программа действий. Для полноценного применения данного метода учащиеся разрабатывают ситуационные задачи под руководством опытных преподавателей и в ходе конкурса предлагают решения к задачам соперников. Исследовательский подход необходим для объективной оценки собранной информации, обеспечения доказательств сделанных выводов, что возможно только при владении комплексом методов исследования. Процесс переработки информации состоит из ряда этапов: 1) сбор информации по выбранной теме; 2) анализ информации; 3) формулировка заключения и выводов по собранной информации. Проблемно-ориентированный подход заключается в том, что в образовательной практике необходимо вычленить проблемы, которые обусловливают постановку целей. Для каждой из этих проблем разрабатываются пути решения. Исследовательский и проблемно-ориентированный подходы использованы в реализации этапа презентации научной темы. Культурологический подход предполагает применение культуры в качестве меры и способа творческой самореализации на этапе приветствия команд, что является одним из видов образовательной деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий образования.

Девятилетний опыт проведения олимпиад по профилактической стоматологии показал, что мотивация студентов к изучению вопросов профилактики основных стоматологических заболеваний возросла, а полученные знания и опыт успешно применяются

и при изучении смежных дисциплин.

* * *

В настоящий момент процесс обучения дисциплине «профилактика и коммунальная стоматология» на кафедрах реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивают объединение и взаимодействие всех его компонентов. Организационные формы обучения, применяемые на кафедрах, представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности преподавателей и студентов, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность преподавателей и студентов, определяют соотношение индивидуально-групповой и коллективной форм обучения, степень активности обучающихся в учебной деятельности и способы руководства со стороны преподавателя.

Положительными результатами использования рассмотренных методик является активизация поз-

навательной деятельности студентов-стоматологов и формирование индивидуального профессионального опыта. Доказательством эффективности формирования познавательной активности могут служить показатели успеваемости по итогам экзаменов 200б-2014 гг.: изменение среднего балла по дисциплине с 3,7б до 4,34, улучшения качественного показателя на 2б,2 % (с б4,95 до 91,15 %), улучшение общей успеваемости на 9,77 % (с 89,25 до 99,02 %). Литература

1. Бакшаева H.A., Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 200б. 184 с.

2. Беликов ВА. Образование. Деятельность. Личность. М.: Aкадемия Естествознания, 2010. 347 с.

3. Доника A^. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. М.: Aкадемия естествознания, 2009. 125 с.

4. Копысова ЛА. Педагогическое исследование развития мотивации учебной и профессиональной деятельности обучающихся в медицинских вузах // Известия РГПУ им. A.^ Герцена. 2009. № 102. С. б3-70.

5. Назарян Р.С., Удовиченко H.H., Спиридонова К.Ю. Сравнительный анализ показателей распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей в возрасте от б до 11 лет Харьковского региона // Сви медицини та бюлоги. 2013. № 2. С. 153-154.

6. Петунин О.В. Личностный и деятельный подходы к исследованию проблемы активации познавательной деятельности учащихся // Вестник высшей школы. 2009. № 2. С. 3б-39.

7. Турчина Ж.Е., Белобородов A.A., Данилина Е.П. ^которые аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов // Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 4. С. 88-90.

8. Eriksen H.M., Bergdahl J., Bergdahl M. A patient centred approach to teaching and learning in dental student clinical practice // Eur. J. Dent. Educ., 2008. Vol. 12. P. 170-175.

9. Darby M.L., Walsh M.M. Dental hygiene theory and practice, ed. 2. Saunders, 2003. 547 p.

10. US Department of Health and Human Services. Ch. 21: Oral health // Health People 2010, with understanding and improving health and objectives for improvung health. Washington, DC, 2000.

11. Wangberg S.C., Andreassen H.K., Prokosch H.U. [et at.] Relations between Internet use, socio-economic status (SES), social support and subjective health // Health Promotion International Oxford University Press, 2007. Vol. 23, No.1. P. 70-77.

Поступила в редакцию 12.09.2014. Педагогические приемы и методы повышения мотивации студентов-стоматологов к изучению профилактической стоматологии

Р.Г. Буянкина, КВ. Тарасова

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1)

Резюме. Работа посвящена проблеме формирования мотивации учебной деятельности у студентов-стоматологов при изучении дисциплины «профилактика и коммунальная стоматология». В ходе педагогической деятельности коллективом Института стоматологии КрасГМУ были разработаны пути решения данной проблемы за счет использования организационных форм обучения, которые выполняют интегративную роль, обеспечивают объединение и взаимодействие всех компонентов обучения. Критерием эффективности формирования познавательной активности служит улучшение показателей успеваемости по итогам экзаменов с 200б по 2014 гг.: средний балл по дисциплине увеличился на 0,58, качественный показатель - на 2б,2 %, общая успеваемость - на 9,77 %. Ключевые слова: подготовка врачей, метод проектов, ситуационные задачи, олимпиады по дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.