Научная статья на тему 'Эффективность студенческого волонтёрского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения в педагогическом процессе вуза'

Эффективность студенческого волонтёрского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения в педагогическом процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / УРОКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / HIGH SCHOOL PEDAGOGY / VOLUNTEER MOVEMENT / CHILDREN WITH DISABILITIES / CHILDREN WITH VISUAL SENSORY DEPRIVATION / DENTAL HYGIENE SKILLS / DENTAL HEALTH LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурдо Э.С., Галонский В.Г., Тарасова Н.В.

В настоящее время волонтерское движение является широко распространенным явлением в молодежной среде, а именно в процессе обучения в вузе. Цель статьи определить эффективность студенческого волонтерского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения.Методологическая основа. В процессе обучения дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология» в медицинском вузе студентам-стоматологам необходимо освоить определенный перечень практических навыков, а это возможно путем проведения санитарно-просветительной работы среди детского населения.Исследовательская часть. Для проведения санитарно-гигиенического просвещения детского населения был сформирован отряд волонтеров из числа студентов Института стоматологии 3-5-х курсов. Сотрудниками кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии совместно с волонтерами были разработаны «Уроки стоматологического здоровья» для слепых и слабовидящих детей с использованием коррекционных методов санитарно-гигиенического обучения и воспитания и проведены на базе Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 10 III и IV вида для незрячих и слабовидящих детей, Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1 IV вида для слабовидящих детей, МБДОУ «Детский сад№ 218 компенсирующего вида» для детей с нарушениями зрения. Работая непосредственно с детьми, будущие стоматологи осваивали навыки общения с маленькими пациентами, творчески применяли усвоенные знания.Результаты исследования. Цель исследования достигнута: практическая пректно-ориентированная работа под руководством опытных педагогов врачей-стоматологов способствует повышению заинтересованности студентов к процессу обучения дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология», развитию коммуникативных навыков и умений обучающихся, позволяет готовить специалистов более высокого уровня, способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурдо Э.С., Галонский В.Г., Тарасова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of Student Voluntary Movement in Terms of Development of Dental Hygiene Skills by Children with Visual Sensory Deprivation in the Pedagogical Process at a University

At the present time, volunteer movement is a wide-spread phenomenon among young people during studying at university in particular.Purpose: to determine efficacy of student volunteer movement in digestion of dental health habits by children with visual sensory deprivation.Methodological basis. Within the framework of the “Prevention and Public Dental Health” discipline teaching process at medical higher education facilities, students must master a certain list of practical skills which is possible through medical educative activities performed for child population.Research part. In order to perform medical educative activities for child population, a team of volunteers was formed from Institution of Stomatology students at 3-5th years of education. Associates of the Department-Clinic of Child Dentistry and Orthodontics in cooperation with the volunteers developed “Dental Health lessons” for blind and vision-impaired children using correction methods of sanitation and hygiene training and education and thereafter performed at: “Krasnoyarsk special (correctional) comprehensive boarding school of type III and IV No. 10 for blind and visually-impaired children”, “Krasnoyarsk special (correctional) comprehensive boarding school of type IV No. 1 for vision-impaired children”, MBPEI “Compensatory Preschool No.218” for visually-impaired children. Through immediate work with children, future dentists de-veloped skills of communication with young patients and creatively applied digested knowledge.Research results. The purpose of the research was fulfilled: practical project-oriented work under guidance of experienced teachers-dentists enhances students' interest in the process of “Prevention and Public Dental Health” discipline learning, development of students' communication skills and abilities, makes it possible to train higher-level specialists, promotes better social adaptation of graduates.

Текст научной работы на тему «Эффективность студенческого волонтёрского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения в педагогическом процессе вуза»

DOI: 10.15293/1813-4718.1804.13 УДК 378+376.3

Сурдо Эльвира Сергеевна

Аспирант, ассистент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, elvira_surdo@mail.ru, Красноярск

Галонский Владислав Геннадьевич

Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой-клиникой ортопедической стоматологии, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого; ведущий научный сотрудник, Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера, gvg73@bk.ru, ORCID 0000-0002-4795-1722, Красноярск

Тарасова Наталья Валентиновна

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры-клиники стоматологии ИПО, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, tarasovastom1@mail.ru, ORCID 0000-0003-0405-5650, Красноярск

эффективность студенческого волонтёрского

движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной

депривацией зрения в педагогическом процессе вуза

Аннотация. В настоящее время волонтерское движение является широко распространенным явлением в молодежной среде, а именно в процессе обучения в вузе.

Цель статьи - определить эффективность студенческого волонтерского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения.

Методологическая основа. В процессе обучения дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология» в медицинском вузе студентам-стоматологам необходимо освоить определенный перечень практических навыков, а это возможно путем проведения санитар-но-просветительной работы среди детского населения.

Исследовательская часть. Для проведения санитарно-гигиенического просвещения детского населения был сформирован отряд волонтеров из числа студентов Института стоматологии 3-5-х курсов. Сотрудниками кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии совместно с волонтерами были разработаны «Уроки стоматологического здоровья» для слепых и слабовидящих детей с использованием коррекционных методов санитарно-гигиенического обучения и воспитания и проведены на базе Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 10 III и IV вида для незрячих и слабовидящих детей, Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1 IV вида для слабовидящих детей, МБДОУ «Детский сад № 218 компенсирующего вида» для детей с нарушениями зрения. Работая непосредственно с детьми, будущие стоматологи осваивали навыки общения с маленькими пациентами, творчески применяли усвоенные знания.

Результаты исследования. Цель исследования достигнута: практическая пректно-ори-ентированная работа под руководством опытных педагогов - врачей-стоматологов способствует повышению заинтересованности студентов к процессу обучения дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология», развитию коммуникативных навыков и умений обучающихся, позволяет готовить специалистов более высокого уровня, способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников.

Ключевые слова: вузовская педагогика, волонтёрское движение, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с сенсорной депривацией зрения, гигиенические стоматологические навыки, уроки стоматологического здоровья.

Научная экспозиция. В современных условиях волонтерство является основной формой проявления социальной активности граждан и прежде всего молодежи. В России волонтерское движение зародилось в конце 80-х гг. прошлого столетия, но если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда. В настоящее время волонтерское движение получило развитие в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Вовлеченность молодежи в волонтерскую деятельность становится всё более распространённым явлением.

Согласно ст. 5 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-Ф3, «добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя» [5]. Следовательно, волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем денежной оплаты, мотивами которого являются не материальное поощрение, а общественно-социальные, благотворительные, духовные интересы и побуждения. Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики [6].

Волонтерские организации России в своём большинстве ориентированы на молодежь, не обременённую многочисленными семейными и трудовыми обязательствами, в этой связи они чаще всего организуются в вузах. Профессиональное обучение часто сводится к трансляции

знаний, а становление профессионального самосознания происходит по большей части стихийно. Для того чтобы процесс становления профессионального самосознания мог стать целенаправленным, необходимо выявить существующие позитивные и негативные условия становления профессионального самоопределения в процессе обучения в вузе. Исследования процесса профессиональной подготовки студентов медицинских вузов показывают, что при переходе на следующий курс меняется субъективное восприятие студентами будущей профессии. Подобное изменение скорее носит негативный характер, так как отмечается снижение мотивации к обучению, от которой в первую очередь зависит профессиональное самоопределение. Спад мотивации происходит в силу того, что студенты младших курсов, ожидая получения практических умений, сталкиваются с большим объёмом разнонаправленных теоретических знаний. В понимании студентов данные знания не соотносятся и не увязываются с их представлениями о содержании деятельности врачей, что в подавляющем большинстве случаев является ошибочным. Проблема «перекоса» обучения в теоретическую сторону, особенно на младших курсах, стоит наиболее остро. В связи с этим именно волонтёрское движение имеет практическую возможность разрешить это противоречие: позволить молодому поколению реализовать свои устремления через помощь нуждающимся, поддержку прогрессивных начинаний и проектов в области здравоохранения, в том числе с возможностью реализации на практике освоенных специализированных мануальных навыков [2]. Именно волонтерское движение может помочь «закрыть» образовавшиеся ниши в работе с пенсионерами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, гражданами, нуждающимися в социальной опеке и т. д., стать той реальной действующей общественной структурой, которой не хватает

в сложившейся на сегодня социально-воспитательной системе.

Волонтёрство способствует формированию у молодых людей таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственного участия в изменении чего-либо в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Цель статьи - определить эффективность студенческого волонтерского движения по освоению гигиенических стоматологических навыков детьми с сенсорной депривацией зрения.

Методологическая основа. В Красноярском государственном медицинском университете им. проф. В. Ф. Войно-Ясе-нецкого (КрасГМУ им. проф. В. Ф. Во-йно-Ясенецкого) на кафедре-клинике стоматологии детского возраста и ортодонтии изучение модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» студентами подразумевает освоение определённого перечня практических навыков. Цель освоения модуля состоит в овладении знаниями и умениями, освоении определённого ряда практических навыков для проведения профилактики стоматологических заболеваний среди населения различного возраста. Освоение модуля «Профилактика стоматологических заболеваний», посвя-щённого санитарному просвещению и гигиеническому обучению детей различных возрастных групп, предполагает формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков [7]. В рамках данного модуля изучаются вопросы предупреждения и раз-

вития заболеваний полости рта, эпидемиология стоматологических заболеваний, стоматологическое здоровье общества, методы планирования коммунальных программ профилактики, стоматологической помощи и обеспечения здоровья населения, а также методы оценки эффективности общественных программ [4]. Отношение человека к стоматологическому здоровью и гигиене полости рта во многом определяется социальными условиями, уровнем благосостояния семьи, культуры, образования и т. п. Однако основы здоро-вьесберегающего поведения населения закладываются в детском возрасте посредством различных форм регулярного санитарного просвещения и гигиенического обучения, внедряемых в детских организованных образовательных коллективах [1].

Освоение этого модуля студентами медицинского вуза подразумевает практическую работу обучающихся в детских садах и школах [3]. Осуществление таких занятий невозможно без проведения предварительной подготовки и составления плана мероприятий, однако учебное время в рамках аудиторной работы на данную процедуру не может быть отведено. Среди обязательных для выполнения заданий в каждом учебном семестре предполагается УИРС (учебно-исследовательская разработка студента), традиционно этот вид работ представлял собой литературный обзор на заданную тему, представляемый в виде реферата или компьютерной презентации. Реалии сегодняшнего дня, обеспечивающие доступ к любой информации благодаря сети Интернет, делают реферативные работы не актуальными и неинтересными, как для исполнителей, так и для педагога, проверяющего и оценивающего работу. В данной связи более эффективным с позиции вузовского педагогического процесса является создания добровольного (волонтерского) движения по проведению санитарно-просветительной работы среди детского населения.

Исследовательская часть. Для проведения санитарно-гигиенического просвещения детского населения был сформирован отряд волонтеров из числа студентов Института стоматологии-НОЦ ИнСтом КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенец-кого. Постоянный количественный состав студенческого волонтёрского отряда насчитывал 10 человек, с привлечением помощников на время проведения определенного проекта. В ходе изучения модуля «Профилактика и коммунальная стоматология» каждый студент принимал участие в проектах волонтерского движения.

Целью работы нашего волонтерского коллектива явилось улучшение стоматологического здоровья у детей с сенсорной депри-вацией зрения различных возрастов за счёт проведения санитарно-просветительской работы по здоровью полости рта и обучения рациональной гигиене (чистке зубов).

В детских садах и школах сегодня предусмотрено наличие мероприятий, направленных на обучение детей и их родителей правилам здорового образа жизни, в том числе и стоматологического здоровья. Но остаётся группа детей, не охваченных данной программой, это дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности слепые и слабовидящие. Приоритетным направлением работы нашего студенческого отряда волонтеров было сотрудничество с коррекционными специализированными общеобразовательными учреждениями и дошкольными учреждениями для слепых и слабовидящих детей. Студенческий коллектив, осуществляющий работу в данном направлении, существует в течение пяти лет и состоял из студентов-стоматологов, обучающихся на 3, 4, 5-м курсах.

Сотрудниками кафедр-клиник Института стоматологии были разработаны занятия для детей с сенсорной депривацией зрения с использованием коррекционных методов санитарно-гигиенического обучения и воспитания, основанных на базовых принципах тифлопедагогики.

На учебном совете школ «Уроки стоматологического здоровья» для слепых и слабовидящих детей были утверждены с рекомендацией - внедрить их в учебно-воспитательный процесс специализированных общеобразовательных учреждений. Волонтеры под руководством сотрудников профильной кафедры-клиники проводили занятия в доступной и интересной для детей форме с учётом возрастных факторов и степени депривации.

Первым этапом работы было знакомство студенческого отряда с воспитанниками и педагогическим коллективом Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 10 III и IV вида для незрячих и слабовидящих детей, Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 1 IV вида для слабовидящих детей, МБДОУ «Детский сад № 218 компенсирующего вида» для детей с нарушениями зрения. В проекте приняли участие дети в возрасте от 5 до 10 лет, воспитанники детского сада средней, старшей и подготовительных групп и дети начальной школы (1-3-й классы).

Второй этап работы студенческого отряда состоял в проведении стоматологического осмотра детей с заполнением первичной медицинской документации. Обследование включало в себя запись зубной формулы, определение и оценку распространенности и интенсивности патологии твёрдых тканей зубов. Для родителей информация была выдана в рекомендательном листке (необходимость в проведении санации полости рта).

Третий этап заключался в разработке и подготовке материалов для проведения «Уроков здоровья». Зрительные нарушения у детей вызывают значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности. Часто у детей с патологией

органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира, у таких детей существуют определённые особенности в восприятии окружающего мира, наблюдаются неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах, а также ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу, как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития [8; 9]. Для индивидуумов с патологией зрения характерно так же изменение эмоционально-волевой сферы и как следствие затруднение социальной позиции [10]. В данной связи разрабатывался план и последовательность тем проведения «Уроков стоматологического здоровья» по следующим пунктам: интервьюирование, беседа о важности поддержания гигиены полости рта, загадки, песни, тактильные задания для детей с игрушками (студенты самостоятельно изготовили мягкие игрушки - «вредные» и «полезные» для здоровья зубов продукты), индивидуальное объяснение техники чистки зубов на муляже, а также закрепление теоретических навыков практическим занятием по чистке зубов. Преподаватель кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии выступал в качестве организатора и консультанта-методиста.

Четвертый этап - проведение занятий по санитарному обучению и гигиеническому воспитанию детей с учётом степени депри-

вации зрения и возраста. Для 5-7-летних детей была подготовлена и показана сказка «Здоровый зубик», в большей степени ориентированная на сенсорный аудио - аспект восприятия, подкреплённый крупномас-штабированными, визуально монохромно контрастированными сценками, постановками для детей с остаточным зрением. Для младших школьников занятия проходили в игровой форме, в качестве поощрения, имеющего ярко выраженную мотиваци-онную составляющую, всем детям были сделаны подарки - зубная щётка и зубная паста. Для усиления мотивации детей к соблюдению гигиены полости рта студенты оставляли детскому коллективу подготовленные санбюллетени, плакаты и другой наглядный материал для формирования уголка гигиены, оформленные с учётом особенностей зрительного восприятия.

Результаты исследования. Клиническое мышление, формирующееся у студентов на данном этапе, даёт будущему специалисту уверенность в своих силах, в известной мере возмещает недостаток практического опыта и способствует более быстрому его накоплению. В процессе реализации проектно-ориентированной системы обучения студенты не только воспроизводили, но и творчески применяли усвоенные знания, при этом происходило формирование профессионально важных личностных качеств будущего врача-стоматолога и его практических компетенций. Работая непосредственно с детьми, будущие стоматологи осваивали навыки общения с маленькими пациентами, понимая коллективную ответственность за самостоятельно выбранное задание и его практическую реализацию. В ходе данной работы студенты осознавали, что от правильности проведения профилактических мероприятий зависит стоматологическое и общесоматическое здоровье детей и, как следствие, на практике приходили к пониманию того, что профилактика стоматологических заболеваний является одним

КОРРЕКЩОШАЯГШДАГОГИКА

из наиболее важных и востребованных разделов в современном обществе, а тем битее о детей с ограниченными возмеж-ностями здоровья. В процессе санитарно-гикеенокескего обучения у слабовидящих и слепых детей повысился уровень стоматологической грамотности, появилась позитивная мотивация к проведению инди-вр^зльной гигиены полости рта.

Одним из положительных результатов работы волонтерского отряда можно счи-аагь ухучшениЕпок^Егеоей успевкемоотп студентов 3-го курса по итогам экзамена по дисикплине «Профилактика и коммуналь-ная стоматология» в 2013-2017 гг., студентов 5-го курса по модулю «Рагиональные особенности профилактики стоматологических заболеваний» (рис. 1, рис. 2).

Рис.1. Динамикаизменения среднегобалла устудентов-стоматологов3-го курса по итогам экзамена «Профилактика и коммунальная стоматология»

Значение среднего балла по дисциплине 3,82 в 2013 г. изменилось до 4,04 в 2017 г., т. е. в течение 5 лет наблюдается незначительное увеличение данного показателя и его стабильность, что говорит о повышении уровня заинтересованности студентов к процессу обучения дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология».

Значение среднего балла по дисциплине 3,80 в 2013 г. изменилось до 4,11 в 2017 г и также показывает свою стабильность в

5-летний период времени, что доказывает повышение уровня познавательной актив-ностисредистудентов.

Также возросла заинтересованность выпускников Института стоматологии при выборе будущей профессиональной специализации в специальности. Стало более популярно направление «Стоматология детская»: в течение последних пяти лет после запуска проекта студенческого отряда количество врачей-ординаторов по данной специальности увеличилось с 1 до 8.

Рис. 2. Динамика изменения среднего балла у студентов-стоматологов 5-го курса по итогам дифференцированного зачета «Региональные особенности профилактики стоматологических заболеваний»

Заключение. Таким образом, самостоятельная практическая пректно-ориентиро-ванная работа студентов под руководством опытных педагогов - врачей-стоматологов способствует эффективной интеграции полученных теоретических знаний и их практической реализации, качественному освоению профессиональных компетенций, развитию коммуникативных навыков и умений обучающихся, готовит их к практическому решению типовых задач в будущей профессиональной деятельности, а также формирует активную жизненную позицию заинтересованной в проекте студенческой аудитории. Актив-

ное привлечение студентов-стоматологов к самостоятельной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах. Мы считаем, что активное участие студентов нашего университета в подобного рода волонтёрских проектах-мероприятиях не только полезно с точки зрения повышения медицинской грамотности населения со специальными потребностями г. Красноярска, но и формирует у будущих врачей чувство социальной ответственности за результаты своего труда.

Библиографический список

1. АлямовскийВ.В.,БрильЕ.А.,НарыковаС.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики: учебно-методическое пособие для студентов. - Красноярск, 2001. - 30 с.

2. Ахметгалеев Э. Д. Участие в волонтерском движении как условие социально-профессионального становления студента в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2009. -№ 3. -С. 27-33.

3. ГарифуллинаА.Ж., СунцовВ. Г., Скрипки-на Г. И., Тельнова Ж. Н. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях // Стоматология детского возраста ипрофилактика. - 2011.- №1.-С.53-58.

4. Кубрушко Т. В., Петраш Д. А. Профилактическое направление в организации стоматологической помощи населению в современных экономических условиях // Экономика и менед-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

жмент в стоматологии. - 2011. - № 1. - С. 77-78.

5. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3. (ред. от 05.02.2018). - URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2018).

6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2018).

7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального

образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) «специалист») [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки РФ от 14.01.2011 № 16 (ред. от 31.05.2011). - URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 18.05.2018).

8. Подкопзина Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 43-49.

9. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. - М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

10. Pring L. Psychological characteristics of children with visual impairments: learning, memory and imagery // British Journal of Visual Impairment. - 2008. - Vol. 26, № 2. - P. 159-169.

Поступила в редакцию 28.06.2018

Surdo Elvira Sergeevna

Advanced Student, Assistant of the Department of Clinical Infancy and Orthodontics, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, elvira_surdo@mail.ru, Krasnoyarsk

Galonsky Vladislav Gennadjevich

Dr. Sci. (Medic.), Assoc. Prof., Head of the Department of Clinical Orthopedic Stomatology, Federal Research Center Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the RAS, Research Institute of Medical Problems of the North, Krasnoyarsk, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, gvg73 @ bk.ru, ORCID 0000-00024795-1722, Krasnoyarsk

Tarasova Natalia Valentinovna

Cand. Sci. (Medic.), Assoc. Prof. of the Department of Clinical Stomatology IPO, Prof. V. F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, tarasovastom1@mail.ru, ORCID 0000-0003-0405-5650, Krasnoyarsk

effectiveness of student voluntary movement in terms of development of dental hygiene skills by children with visual sensory deprivation in the pedagogical process at a university

Abstract. At the present time, volunteer movement is a wide-spread phenomenon among young people - during studying at university in particular.

Purpose: to determine efficacy of student volunteer movement in digestion of dental health habits by children with visual sensory deprivation.

Methodological basis. Within the framework of the "Prevention and Public Dental Health" discipline teaching process at medical higher education facilities, students must master a certain list of practical skills which is possible through medical educative activities performed for child population.

Research part. In order to perform medical educative activities for child population, a team of volunteers was formed from Institution of Stomatology students at 3-5th years of education.

Associates of the Department-Clinic of Child Dentistry and Orthodontics in cooperation with the volunteers developed "Dental Health lessons" for blind and vision-impaired children using correction methods of sanitation and hygiene training and education and thereafter performed at: "Krasnoyarsk special (correctional) comprehensive boarding school of type III and IV No. 10 for blind and visually-impaired children", "Krasnoyarsk special (correctional) comprehensive boarding school of type IV No. 1 for vision-impaired children", MBPEI "Compensatory Preschool No. 218" for visually-impaired children. Through immediate work with children, future dentists developed skills of communication with young patients and creatively applied digested knowledge.

Research results. The purpose of the research was fulfilled: practical project-oriented work under guidance of experienced teachers-dentists enhances students' interest in the process of "Prevention and Public Dental Health" discipline learning, development of students' communication skills and abilities, makes it possible to train higher-level specialists, promotes better social adaptation of graduates.

Keywords: high school pedagogy, volunteer movement, children with disabilities, children with visual sensory deprivation, dental hygiene skills, dental health lessons.

References

1. Alyamovsky, V. V., Bril, E. A., Narykova, S. A., 2001. Sanitary-educational work among preschool children in the system of primary dental prophylaxis. Teaching-methodical manual for students. Krasnoyarsk, 30 p. (In Russ.)

2. Akhmetgaleev, E. D., 2009. Participation in the volunteer movement as a condition for the social and professional development of a student at a university. Kazan pedagogical journal, 3, pp. 27-33. (In Russ.)

3. Garifullina, A. Zh., Suntsov, V. G., Skripki-na, G. I., Telnova, Zh. N., 2011. Features of hygienic training and education of children of preschool age in preschool educational institutions. Paediatric dentistry and prophylaxis, 1, pp. 53-58. (In Russ., abstract in English)

4. Kubrushko, T. V., Petrash, D. A., 2011. Prophylactic direction in the organization of dental care for the population in modern economic conditions. Economics and Management in Dentistry, 1, pp. 77-78. (In Russ.)

5. RF Federal law «On charitable activities and volunteerism (volunteering)» dated August 11 1995, № 135-FZ. Available at: http://www.consult-

ant.ru. (In Russ.)

6. RF Order of the government «On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020» dated November 17 2008, № 1662-r. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

7. RF Order of the Ministry of Education and Science «On approval and implementation of the federal state educational standard of higher professional education in the field of training (specialty) 060201 Dentistry (qualification (degree) "specialist")» dated January 14 2011, № 16. Available at: http://www.consultant.ru. (In Russ.)

8. Podkolzina, E. N., 2003. The issues of the work of the children's kindergarten typhlo-peda-gogue for visually impaired children. Defectology, 3, pp. 43-49. (In Russ.)

9. Solntseva, L. I., 2000. Childhood Tiflopsy-chology. Moscow: Polygraph service, 250 p. (In Russ.)

10. Pring, L., 2008. Psychological characteristics of children with visual impairments: learning, memory and imagery. British Journal of Visual Impairment, 26 (2), pp. 159-169.

Submitted 28.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.